Главная стр 1стр 2 ... стр 12стр 13
скачать


«Утверждено"

заведующая

МКДОУ «Потапьевский детский сад»

__________ Кисякова Ю.С.

Приказ от «___» _______2012г. №_____

Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования

муниципального казенного дошкольного

образовательного учреждения

«Потапьевский детский сад»


2012г.

Содержание Программы

Введение

I.Пояснительная записка:

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся

В ДОУ.

2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по



реализации основной общеобразовательной программы.
3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной

общеобразовательной программы.

4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные,

демографические, климатические и другие).

5. Принципы и подходы к формированию Программы.

II.Организация режима пребывания детей в ДОУ.

2.1.Примерный режим дня с учетом расписания образовательной деятельности.

2.2. Питание

2.3.Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ



III.Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области.

3.1. «Физическая культура».

3.2. «Здоровье».

3.3. «Безопасность».

3.4. «Социализация».

3.5. «Труд».

3.6. «Познание».

3.7. «Коммуникация».

3.8. «Чтение художественной литературы».

3.9. «Художественное творчество».

3.10. «Музыка».

IV.Формы образовательной деятельности по освоению

образовательной области.

4.1.«Физическая культура».

4.2. «Здоровье».

4.3. «Безопасность».

4.4. «Социализация».

4.5. «Труд».

4.6. «Познание».

4.7. «Коммуникация».

4.8. «Чтение художественной литературы».

4.9. «Художественное творчество».

4.10. «Музыка».

V. Результаты освоения Программы.

5.1.Промежуточные результаты освоения программы.

5.2.Итоговые результаты освоения программы.
VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения Программы.
VII. Создание и обновление предметно-развивающей среды.
VIII. Сотрудничество с семьей.
IХ. Взаимодействие с социальными партнёрами.
Список используемой литературы.

Введение.

Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в МКДОУ.

Образовательная программа представляет собой нормативно- управленческий документ, характеризующий:



  • специфику содержания образования, воспитания и развития воспитанников;

  • особенности организации, кадровое и методическое обеспечение педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.

Образовательная программа наряду с Уставом, служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с Законом «Об образовании» МБДОУ на основании существующих образовательных стандартов самостоятельно выбирает программы воспитания и развития детей и формирует целостный пакет таких программ, составляющих ядро образовательной программы.

Исходя из этого, образовательная программа является проектом, интегрирующим и координирующим деятельность педагогического коллектива, и основанием для мониторинга и анализа качества образовательного процесса.


Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

    1. Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г. с изменениями и дополнениями);

    2. Конвенцией о правах ребёнка (от 20 ноября 1989г.);

    3. Декларацией прав ребёнка;

  1. Федеральными законами:

    1. Конституцией РФ (1993г.);

    2. Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995г. №223-ФЗ с изменениями, внесёнными от 02.01.2000г. №32-ФЗ;

    3. Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 30.12.2001г. №194-ФЗ);

  2. Постановлениями Правительства Российской Федерации:



    1. Дошкольном образовательном учреждении (утв.Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. № 2562

  1. Нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:




    1. «Временные (примерные) требования к содержанию методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении»;

    2. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2000г. №65/23-16);

    3. Требованиями СанПиНа 2.4.2.1249-03, утверждённые Главным санитарным врачом РФ от 25.03.2003г.;

    4. «О построении преемственности в программах дошкольного обучения и начальной школы (письмо от 09.08.2000г. №237/23-16);

    5. «О порядке проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» (письмо от 07.01.1999г. №70/23-16);

    6. «О статусе образовательных учреждений» (письмо от 08.06.1998г. №30);

  1. Уставом МКДОУ;

  2. Договором между МКДОУ и родителями.


Основными средствами реализации программы ДОУ являются:

  • Устав (дата регистрации –14.09.2010г.)

  • Лицензирование образовательной деятельности (лицензия Серия РО №041816.),

  • Свидетельство о государственной аккредитации (№2210 30 мая 2003г).

  • Освоение воспитанниками основной образовательной программы и комплекса парциальных программ;

  • Предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных направлениях: физическом, социально-нравственном, художественно-эстетическом, познавательном во взаимосвязи;

  • Предоставление системы оздоровительных мероприятий в ДОУ;

  • Создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, культурных ландшафтов, физкультурно-оздоровительных и игровых сооружений, игротеки, театральной гостиной, музыкальной гостиной, хореографической студии, дизайн студии, комнаты сказок, кабинета психолога,

  • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;

  • высокого профессионализма медицинских работников.

Разработка и реализация программы как внутреннего стандарта, мотивированного обоснования содержания воспитательно-образовательного процесса определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей, других учреждений:

  • совместная деятельность по ее реализации приобретает осмысленный, упорядоченный характер;

  • позволяет увидеть перспективы личностного и коллективного развития;

  • является основой для совершенствования культуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить функции планирования, организации, анализа и контроля;

  • является механизмом внешнего и внутреннего контроля за деятельностью ДОУ;

  • обеспечивает реализацию прав родителей на участие в организации воспитательно-образовательного процесса;

  • позволяет налаживать деловые отношения с ближайшими образовательными учреждениями.

Реализуя содержание нашей образовательной программы, мы руководствуемся следующими принципами:

  • Личностно-ориентированный характер образования, создание условий для самостоятельного самоопределения личности, становления её социальной компетентности и гражданской ответственности;

  • Приоритет ценностной составляющей образовательного процесса, гуманистических ценностей в образовании и педагогических отношениях;

  • Научность и практико - ориентированность как формирование в образовательном процессе творческих, исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной познавательной активности обучающегося в единстве с умением использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;

  • Учёт международного, федерального и регионального опыта в построении содержания образования.

  • Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми.

Информационная справка
Общие сведения об образовательном учреждении.

МКДОУ «Потапьевский детский сад» расположен по адресу: с. Потапьево, ул. Первомайская ,д 26

Детский сад функционирует с 1967 года.

Детский сад работает в режиме пятидневной недели с 9-часовой (с 8.00 до 17.00) пребыванием детей общеразвивающих групп.

Выходные дни: суббота, воскресенье.

В дошкольном учреждении функционирует 1 разновозрастная группа (8 воспитанников)



Состояние материально – технической базы ДОУ

Детский сад расположен в типовом здании по адресу: с. Потапьево ул. Первомайская д.26

Функционирует с 1967года.

Общая площадь помещений ДОУ –219,9 кв. м

Площадь земельного участка – 1772кв. м

На территории имеется игровой участок, игровое оборудование, цветники.

В детском саду имеется:

групповая комната, спальная, раздевальная, туалетная комната,

столовая,

Для проведения педагогического процесса имеется все необходимое: в достаточном количестве методической литературы, звуко-технических средств, пособий по всем разделам программ, игр и игрушек

Пояснительная записка.

Комплектование учреждения

1.Контингент воспитанников формируется в соответствии с :

-медицинским заключением,

-возрастом

2. Прием детей в МКДОУ производится на основании следующих документов:

-заявление родителей,

-подробная выписки из истории развития ребенка( форма 026/У-2000) ;

- свидетельства о рождении ребенка (копия);

- медицинского полиса ребенка (копия).

3. При приеме ребенка в МКДОУ заключается договор с родителями (законными представителями).

4. В соответствии с современными психолого-педагогическими и медицинскими рекомендациями дошкольные группы могут комплектоваться по одновозрастному и разновозрастному признаку.

5. Предельная наполняемость разновозрастной группы общеразвивающей направленности составляет 10детей. В ДОУ принимаются дети от 1.5 до 7 лет.

6. Отчисление ребенка из МДОУ может производиться в следующих случаях:

- по заявлению родителей (законных представителей);

- по медицинским показаниям, препятствующим пребыванию ребенка в МДОУ;

- за неоднократное нарушение условий договора между Учреждением и родителями (законными представителями).

7. Отчисление воспитанника оформляется путём расторжения договора с родителями (законными представителями) ребенка.
1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Характеристика возрастных особенностей развития детей от 1,5 до 3 лет

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно- игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослыми носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения ( мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия с друг с другом.

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: (пирамиды, матрешки и др.). строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишка, зайка); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку чтобы накормить мишку.)

Воспроизводя подряд 2-3 действия , они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят её и укладывают спать.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для неё сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности проявляются соотносящее и орудийные действия.

Второй год жизни- период интенсивного формирования речи. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинается ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду. Малыш привыкает к тому , что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжеты инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и нарушения речи (тут, там, туда и т.д.), а также простые предлоги. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех – четырех словных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослыми вопросами. Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого с вопросами.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка) Он понимает элементарные человеческие чувства обозначаемые слова «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». Временами принимает оценочные суждения: «плохой», «хороший». Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2-3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: Подвинутся на диванчике, не шуметь в спальне. Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений особенно ходьбы.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает разви­ваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взросло­го; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе­ния, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов дей­ствия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя на­туральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми моде­ли, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регули­рующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает разви­ваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятель­ное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной си­туации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регу­ляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает по­нимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: иг­ра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер­шаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине треть­его года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе­нок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Ти­пичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отхо­дящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с больши­ми искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разре­шаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональ­ным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произ­вольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У де­тей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отлично­го от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, уп­рямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от не­скольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Характеристика возрастных особенностей развития детей от 3 до 4 лет

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ре­бенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными воз­можностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая стано­вится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими пред­метами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с иг­рушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернуты­ми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У од­них детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более дета­лизированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие до­школьники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие вос­приятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз­ведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм пред­метов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организа­ции образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразо­вания ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скры­тые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве за­местителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целе­направленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возра­сте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе свер­стников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов пове­дения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вмес­те с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ре­бенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооцен­ка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в ха­рактере выбираемых игрушек и сюжетов.



Характеристика возрастных особенностей развития детей от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия на­чинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок стано­вится предметным и детализированным. Графическое изображение человека харак­теризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети мо­гут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Форми­руются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов, но сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в прост­ранстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. На­чинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихо­творение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными ис­пользовать простые схематизированные изображения для решения несложных за­дач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети мо­гут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких круж­ков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо­точенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса живот­ных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотвор­чеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеси­туативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за преде­лы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становит­ся познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возраст­ной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к разви­тию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по­явлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной дея­тельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мо­тивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уваже­нии со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревнова­тельности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Характеристика возрастных особенностей развития детей от 5 до 6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровожда­ющая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваи­вать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с суборди­нацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в ко­тором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская»— зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активно­го рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисун­ки могут быть самыми разными по содержанию; это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отли­чаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и дина­мичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, су­щественными изменениями. Изображение человека становится более детализиро­ванным и пропорциональным, По рисунку можно судить о половой принадлежнос­ти и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых проте­кает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конст­руктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Ов­ладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществлять­ся на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совме­стной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четы­ре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы вопло­тить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строе­ния предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не толь­ко основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, лег­ко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного по­ложения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространст­венного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях вос­приятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противополож­ных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобра­зования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимо­действие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том слу­чае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представле­ния детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представ­ления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (пред­ставления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обоб­щения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрас­те у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируют­ся по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до­школьники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и фор­му (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего до­школьного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяс­нения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение бу­дет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внима­ния. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети мо­гут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; приме­нением в конструировании обобщенного способа обследования образна.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мы­шления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изме­нений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, про­извольное внимание, речь, образ Я.



Характеристика возрастных особенностей развития детей от 6 до 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоуст­ройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, кото­рый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игро­вому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ре­бенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-ма­ма или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой ро­ли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые деть­ми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными стано­вятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и доч­ка, комната и т.д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются ху­дожественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорцио­нальным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конст­руирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными спо­собами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на ос­нове сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки ста­новятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходи­мый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в кото­рой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы­полнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бума­ги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространст­венных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различ­ных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновре­менно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отноше­ний затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бу­маги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной пря­мой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точ­ками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатиро­вать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей груп­пой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь­ным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения до­стигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматичес­кий строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом воз­расте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синони­мы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развива­ется диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основ­ные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой куль­туры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познава­тельного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учить­ся в школе.
2.Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы.
2.1.Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В МКДОУ «Потапьевкий детский сад» проводятся различные виды занятий: фронтальные, подгруппами, индивидуально, комплексные, в основном на которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания. Планируются комплексные и интегрированные занятия, комбинированные и тематические.

На доминантных занятиях преобладает какой-либо вид деятель­ности, например, музыкальная или изобразительная. Такие занятия позволяют выявить уровень развития каждого ребенка, его творчес­кий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, эти занятия помогают корректировать отставание детей в тех или иных видах деятельности.

Занятия проводятся примерно один раз в месяц. Результаты обсуждаются в коллективе, с участием заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, , воспитателей групп.

В процессе проведения интегрированных занятий чередуются раз­ные виды одной и той же деятельности (например, лепка предмет­ная, сюжетная и т.д.) или техники ее выполнения (например, техни­ка рисования пальцем, техника клякс, разбрызгивания краски и т.д.).

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации интегрированного характера детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, решать задачи нахож­дения адекватных способов изображения, проявлять большую само­стоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатления­ми, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию кол­лективных взаимоотношений.

В результате дети лучше усваивают новые приемы изобразитель­ной деятельности.

Комбинированные занятия сочетают несколько видов деятельно­сти (игровую, изобразительную, музыкальную и т.д.) и используют методы и приемы из разных педагогических методик (развития речи, развития детского художественного творчества, музыкального вос­питания и т.д.). Такие занятия одновременно решают задачи, связан­ные с разными направлениями развития детей. Они объединены одной сюжетной линией с другими занятиями.

Здесь тоже могут присутствовать элементы интеграции разных видов изобразительной деятельности, но, как уже было сказано, спе­цифика проявляется в комбинировании развивающих и обучающих задач из разных методик воспитания детей и, в соответствии с ними, приемов и методов работы.



Комплексные занятия учитывают принцип комплексности в обу­чении и воспитании детей и опоры на междисциплинарные связи.

На них решаются задачи с помощью разных видов искусства и детской художественной деятельности.

Цели комплексных занятий отражают единство духовных и эстетических ценностей через соотнесение и противопоставление знаковых и образных средств видов искусства. Например, целями за­нятия могут быть: формировать представление о специфике воспри­ятия различных видов искусства, навыки анализа произведений ис­кусства на основе средств художественной выразительности и др.

В структуре такого занятия отражаются переходы от одного вида воспринимающей деятельности (зрительной, слуховой, двигатель­ной) к другому, реализуются принципы динамичности детского восприя­тия и смены видов деятельности (художественно-речевой, музыкаль­ной, изобразительной, театрально-игровой, художественно-продуктив­ной — ручной труд, конструирование). В то же время единый художественный образ, выраженный в теме этих занятий, позволяет детям выделить особенности средств выразительности, понять общие тенденции в передаче эмоционально-образного содержания литератур­ного, музыкального, изобразительного произведения.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
«Утверждено заведующая мкдоу «Потапьевский детский сад» Кисякова Ю. С. Приказ от 2012г. №
3964.97kb.
«Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1» Кетовского района Основная общеобразовательная программа мкдоу
3139.7kb.
Программах, технологиях в мкдоу «Детский сад
60.42kb.
Заведующая мбдоу замишевский детский сад «Ивушка» Н. Г. Пронина приказ № от 2011г
55.9kb.
На заседании педагогического совета Заведующая мкдоу «Брылинский детский сад» Тюрина С. М
1132.27kb.
Приказ от 2013г. № Зав отделом образования Заведующая мдоу в. В. Воронина «Детский сад №2»
119.5kb.
I часть Пояснительная записка Общие сведения
4601.06kb.
Положение об организации медицинского обеспечения воспитанников муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
89.12kb.
Инструкция №1 о мерах пожарной безопасности на объекте мкдоу детский сад «Берёзка» с. Акулово
187kb.
Публичный доклад за 2012-2013 учебный год Заведующая мкдоу
220.19kb.
Инструкция о мерах пожарной безопасности в мкдоу «Детский сад с. Нагибово»
52.86kb.
Приказ № от 2012г от 2012 г. Положение
61.11kb.