Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
(проект)

Санкт-Петербургский Государственный университет


Факультет психологии

Курсовые и выпускные квалификационные работы


Требования к содержанию и оформлению.

Рекомендации по выполнению и защите.



Учебное пособие

2001
Утверждено Ученым Советом


факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета

31 мая 2001 года

Настоящее учебное пособие обсуждено и одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии 17 мая 2001 года

Требования и рекомендации разработаны


доктором психологических наук, профессором Л.В.Куликовым

Раздел 1. Курсовые работы

1.1. Общие требования к содержанию и оформлению курсовых работ


Курсовая работа — это самостоятельная учебная работа студентов вузов, выполняемая с целью развития умений и навыков научно-исследовательской работы. В процессе данной работы студент глубже знакомится с методологической базой психологической науки, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умения работы с научной литературой, а также учится ясно и убедительно излагать свои мысли.

Курсовые работы оформляются в виде рукописи, в которой выделена обсуждаемая проблема, представлены точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, описаны основные результаты проведенных исследований, оценено состояние проблемы. Оценить состояние проблемы можно, например, ответив на такие вопросы: насколько противоречивы позиции исследователей данной проблемы, какие аспекты проблемы более и какие — менее изучены, используются или нет накопленные знания на практике.

Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотогра­фиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо да­вать пояснения.

На 3 курсе курсовая работа способствует углублению теоретических и практических знаний в области психологии, развитию исследовательских умений и навыков. Работа проводится по аналогии с имеющимися исследованиями (описанными в литературе или осуществленными сотрудниками факультета) или выполняется в форме реферата.

Реферат (как письменная работа) — краткое изложе­ние содержания прочитанных книг, представление итогов изучения научной проб­лемы на основе обзора литературных и других источников. Чаще, реферат несет определенную совокупность информа­ции, но в нем может содержаться анализ и критика соответствующих научных теорий, концепций, взглядов.

Текст работы должен демонстрировать:


  • умение выделить проблему;

  • знакомство автора с основной литературой по обсуждаемой проблеме;

  • умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

  • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

  • приемлемый для учебно-научной работы уровень языковой грамотности, включая владение стилем научного изложения.

  • умения грамотно оформлять рукопись (научный текст).

На 4 курсе курсовая работа должна иметь творческий характер. В процессе выполнения работы на четвертом курсе студент должен дополнительно к требованиям предыдущей курсовой работы показать:

* соответствующую четвертому курсу теоретическую подготовку в области психологии (знания, полученные из спецкурсов, опыт участия в научных семинарах и собраниях и т.д.);

* знакомство с актуальными проблемами психологии;

* умения определять методы решения проблемы, выбирать методики научно-психологического исследования;

* умения организовывать и проводить научно-психологическое исследование (психологический эксперимент, психологическую диагностику, тестирование и др.) или проводить обучение, способствующее развитию познавательных, коммуникативных и других способностей, а также полезных поведенческих навыков, проводить обучение, способствующее совершенствованию учебной и трудовой деятельности, или проводить психологическую коррекцию;

* умения обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные, оценивать и доказывать эффективность проведенного обучения или психологической коррекции;

* умения формулировать выводы и рекомендации;

* умения вести дискуссию на защите учебно-научной работы.

При оценке курсовых работ учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, новизна выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общей и специальной).

Курсовая работа должна быть не только со­держательной и самостоятельной, но и правильно оформленной. Текст работы должен располагаться на одной сторо­не листов стандартного формата (А4), которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. Текст курсовой работы может быть написан от руки или напечатан на принтере или машинке. В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.

В параграфе 3.3. («Изучение состояния проблемы. Литературный обзор») даны рекомендации, которые могут быть полезны при написании курсовой работы.

Рукопись курсовой работы, как правило, имеет следующую структуру; титульный лист, оглавление, введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложения. Количество уровней рубрикации — один уровень (разделы) или два уровня (главы и параграфы), автор выбирает самостоятельно. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Образец титульного листа дан в приложении 1.

Титульный лист работы должен содержать название подразделения, в котором выполнена работа, название темы, фамилию, имя и отчество автора, фамилию, инициалы и ученую степень (звание) научного руководителя, год выполнения.

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Текст работы необходимо дополнять схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д.

Объём курсовой работы на 3 курсе должен составлять 20-30 страниц печатного текста или более.

Объём курсовой работы на 4 курсе должен составлять 25-35 страниц печатного текста или более.


1.2. Курсовые работы студентов-бакалавров


При выборе темы студент должен соотнести тему будущей курсовой работы со своими научными интересами, с актуальностью научной проблемы, с перспективами развития психологической науки и возможностью реализации темы на практике.

Рекомендуется придерживаться преемственности в курсовых работах в плане подготовке к выпускной квалификационной работе бакалавра. При такой организации учебная деятельность студента может включать такие этапы:

1) Курсовая работа в 5 семестре должна содержать анализ публикаций по выбранной проблеме, реферирование различных точек зрения авторов, определение собственной исследовательской позиции и формулировку конкретной цели и задач собственного исследования.

2) Курсовая работа в 6 семестре включает разработку программы исследования, выбор и обоснование методического аппарата (студент должен показать умение оценить диагностические возможности конкретных психологических методов, знание технологии их применения и обработки результатов).

3) Курсовая работа в 7 семестре предполагает проведение исследования, математико-статистическую и содержательную обработку полученных результатов, формулировку выводов по проведенному исследованию.

Вместе три курсовые работы студента-бакалавра могут составить целостное прикладное исследование, которое обеспечит выполнение требований, предъявляемых к выпускным квалификационным работам на присуждение степени бакалавра психологии.

Описанная выше последовательность курсовых работ облегчает написание выпускной квалификационной работы студенту-бакалавру, имеющему более короткий срок обучения в сравнении со специалистом. Однако такая последовательность не является обязательной. Темы курсовых работ могут меняться в связи с развитием интересов студента в научно-исследовательском или практическом направлении.


Раздел 2. Выпускные квалификационные работы




2.1. Требования к дипломной работе бакалавра и специалиста


Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профес­сиональной деятельности. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную учебно-научную работу, представляющую результаты теоретического исследования и эмпирического исследования, методической разработки или прикладного исследования в виде апробированного проекта (программы, предложения) психокоррекции, обучения (в том числе, тренингового) или психологического консультирования. Теоретическое исследование, с одной стороны, и эмпирическое исследование, методическая разработка или прикладное исследование — с другой, должны быть соотнесены по глубине проработки и объему описания.

Объем выпускной квалификационной работы бакалавра, как правило, должен быть в пределах 35-50 страниц стандартного печатного текста (не считая приложений).

Объем выпускной квалификационной работы специалиста, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста (не считая приложений). Выпускная квалификационная работа специалиста должна содержать более широкий и основательный аналитический обзор, включать более разнообразную обработку данных и более развернутые интерпретации полученных данных в сравнении с работой бакалавра.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государствен­ная аттестационная оценка.



2.2. Требования к дипломной работе слушателя отделения профессиональной переподготовки


Выпускная квалификационная работа слушателя отделения профессиональной переподготовки должна выявлять высокий уровень знаний выпускника, его методическую подготовленность, умения находить области применения психологических знаний и использовать их на практике. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную учебно-научную работу, включающую аналитический обзор публикаций по проблеме исследования, обоснование выбора методологической базы эмпирического исследования (методической разработки или прикладного исследования), результаты эмпирического исследования, методической разработки или прикладного исследования в виде апробированного проекта (программы, предложения) обучения (в том числе, тренингового).

Объем выпускной квалификационной работы слушателя отделения профессиональной переподготовки, как правило, должен быть в пределах 40-60 страниц стандартного печатного текста (не считая приложений).

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государствен­ная аттестационная оценка.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Утверждено Ученым Советом факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета 31 мая 2001 года Настоящее учебное пособие
620.31kb.
Учебное пособие для студентов всех форм обучения Санкт-Петербург 2002
690.15kb.
Практикум Санкт-Петербург 2003 ббк 73
414.05kb.
Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года Настоящий Федеральный закон
175.09kb.
Учебное пособие Сыктывкар, 2002
1429.88kb.
Учебное пособие для студентов регионоведов и английского отделения факультета лингвистики и международного сотрудничества
1828.31kb.
Учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения по курсу «Гражданское процессуально право
534.93kb.
Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов Санкт-Петербург 2001
2785.95kb.
Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности 19. 00. 13 психология развития, акмеология
500.69kb.
«Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы»
151.93kb.
Учебное пособие для высших пед учеб заведений. М., 2001. Татищева А. И., Гриднева С. В. подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // а я не боюсь! М., 2002
94.04kb.
Закон от 14 декабря 2001 года n 164-фз российская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
343.96kb.