Главная стр 1
скачать



Содержание

(литература, автор учебника: Г. И. Беленький, «Литература. Начальный курс», 8 класс,

2 часа в неделю, всего 68 часов)



Раздел, тема учебного предмета (курса)

Кол-во

часов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Средства обучения

Вид контроля

Введение
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература и другие виды искусства.

1
1

1.Знать определения «художественный образ»

и «образность».

2.Уметь различать виды искусства.

3.Уметь понимать разницу между художественной

и научной литературой.



Тексты различных стилей.

Репродукции картин.



Устное народное творчество
Народные песни. Исторические и

лирические песни.



3
1

1.Знать отличительные особенности историических

и лирических песен.

2.Уметь выразительно читать народные песни.



Тексты песен.



Выразительное

чтение.


К. Паустовский «Колотый сахар».

1

1.Знать об авторах и собирателях народных песен.

2.Знать, что песня выражает душу народа, и поэтому

находят общий язык великий поэт и простой крестья-

нин.


Портрет

К. Г. Паустовского





Вн. чт. Из сборников авторских песен.

1

1.Знать о современной авторской песне, представ-

ленной в творчестве Высоцкого, Окуджавы, Галича,

Визбора, Кима и др.








Русская старина
А. Толстой «Земля оттич и дедич».

4
1

1.Знать, когда создана статья, какое влияние она оказывала на защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.



Портрет


А. Толстого.



Люди Древней Руси. «Житие преподобного

Сергия Радонежского» (Б. Зайцев).



1

1.Знать об особенностях древнерусской литературы,

закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литера-

туры; определение жанра жития.

2.Знать, что Сергий Радонежский – подвижник,

духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных

дел Дмитрия Донского.

3.Уметь видеть особенности авторского стиля, языка.


Иллюстрации картин

В. Сурикова «Боярыня

Морозова», Нестеров

«Видение».





«Житие протопопа Аввакума, им самим

написанное».



1

1.Знать, что житие Аввакума – первое автобиографии-

ческое произведение в русской литературе.

2.Знать о личности протопопа Аввакума; понять

причины написания жития самим Аввакумом.








Вн. чт. «Сказание о Борисе и Глебе».
НРК Азбука юного гражданина

Республики Коми.

1

1.Знать, что «Сказание о Борисе и Глебе» - памятник

древнерусской литературы, посвящённый истории

убийства сыновей князя Владимира Крестителя,

Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике

мучеников.

2.Знать о личности Стефана Пермского.

3.Уметь видеть особенности авторского стиля,

языка.








Русская литература XIX века

А. С. Пушкин. О писателе. Творческая

история повести «Капитанская дочка».


26 + 5р/р
1

1.Знать основные этапы жизненного и творческого

пути писателя.

2.Знать творческую историю написания повести

«Капитанская дочка».

Колокольцева Е. Н.

А. С. Пушкин в портретах

и иллюстрациях.

Демонстрационный

материал по литературе

для 7 класса.




А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Проблема чести, достоинства, нравственного

выбора в повести.


1

1.Знать о пути духовного становления Гринева, его

роли в произведении, формировании характера

и взглядов.


Иллюстрации к повести

«Капитанская дочка».

Альбом «А. С. Пушкин»,

8 класс.




А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Падение Белогорской крепости.



1

1.Уметь выяснять изменение взгляда рассказчика

на жизнь; устанавливать, какими он видит людей

и события на разных этапах своего развития; пони-

мать, в чем его оценки верны, в чем ошибочны,

о чем он вообще умалчивает.


Иллюстрации к повести

«Капитанская дочка».

Альбом «А. С. Пушкин»,

8 класс.





А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Изображение народной войны и ее вождя.



1

1.Знать художественные особенности повести.

2.Уметь проследить по тексту, как каждая встреча

Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры

героев какими-то новыми сторонами.

3.Уметь видеть глубину и обаяние личности

Пугачева.



Иллюстрации к повести

«Капитанская дочка».

Альбом «А. С. Пушкин»,

8 класс.





А. С. Пушкин «Капитанская дочка».

Становление личности Петра Гринева под

влиянием «благих потрясений».


1

1.Знать определение художественного образа-

характера.

2.Уметь систематизировать материал по образу

Петра Гринева; видеть те изменения, которые

происходят в душе героя под влиянием встреч с

Пугачевым.



Репродукции картин

художника А. Н. Бенуа

«Встреча с Пугачевым»,

иллюстрации к «Капитанской

дочке» художника

С.Герасимова.





А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ

Маши Мироновой. Смысл названия

повести.


1

1.Знать определение художественного образа-харак-

тера.


2.Уметь систематизировать изученный материал

по образу Маши Мироновой; раскрывать смысл

названия повести.


Иллюстрации к повести

«Капитанская дочка».

Альбом «А. С. Пушкин»,

8 класс.


Репродукции картин

художника С.Герасимова.





Р. р. Сочинение по повести

А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»

1

1.Уметь писать сочинение; выражать свое отноше-

ние к предложенным темам.






Сочинение.

Вн. чт. А. С. Пушкин «Метель».



1

1.Знать текст повести; нравственные проблемы,

которые поднимает писатель в своем произведении.







М. Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Анализ

стихотворения «Кавказ».


1

1.Уметь трактовать символические образы в лирике.

2.Знать определения сравнения, композиции,

пейзажа.

3. Уметь анализировать текст.



Портрет

М. Ю. Лермонтова.




Чтение наизусть.


М. Ю. Лермонтов. Тема узничества, тюрьмы

в творчестве Лермонтова. Анализ

стихотворений «Сосед», «Пленный рыцарь».


1

1.Знать о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта;

иметь представление о лирическом герое.

2.Уметь трактовать символические образы в лирике.

3.Уметь анализировать текст.






Чтение наизусть.


М. Ю. Лермонтов. Поздняя лирика.

«Завещание». Художественный образ в

лирике.


1

1.Знать, что данное стихотворение построено как

предсмертный монолог героя, обращенный, по-види-

мому, к его боевому товарищу.





Выразительное

чтение.



М. Ю. Лермонтов «Мцыри». История

создания поэмы, тема и идея произведения,

значение эпиграфа. Жанр и композиция

поэмы.


1

1.Знать историю создания поэмы.

2.Уметь выявлять структурные особенности

произведения.


Иллюстрации к поэме.

Музыкальные записи.




М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри

в поэме.


1

1.Уметь давать характеристику Мцыри, проникать

в замысел автора, выявлять способы раскрытия

образа главного героя поэмы.


Иллюстрации к поэме.




М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Своеобразие

поэмы. Тема и идея художественного

произведения.


1

1.Уметь делать выводы об особенностях поэмы

«Мцыри» как романтического произведения.



Иллюстрации к поэме.


Чтение наизусть.

Р. р. Сочинение по поэме

М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

1.Уметь писать сочинение; выражать свое отношение к предложенным темам.



Сочинение.



Н. В. Гоголь. Великий сатирик о себе. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

1

1.Знать этапы жизненного и творческого пути

писателя.

2.Знать особенности комедии как жанра литературы;

определения сатиры и юмора.

3.Уметь раскрывать идейный замысел комедии и

особенности композиции комедии.



Портрет Н. В. Гоголя.




Н. В. Гоголь «Ревизор». Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии.

1

1.Уметь раскрывать жизненную основу комедии;

понимать обстоятельства, привлекшие чиновников

к их роковой ошибке.


Видеозапись «Ревизора».

Иллюстрации художников

к «Ревизору».




Н. В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков и

Хлестаковщина. Мастерство Н. В. Гоголя в

создании образа Хлестакова.


1

1.Уметь давать характеристику герою; понимать,

что такое Хлестаковщина.



Видеозапись «Ревизора».

Иллюстрации художников

к «Ревизору».




Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники на

приеме у «Ревизора». Анализ IV действия

комедии.


1

1.Знать, что составляет основу комедийного действия;

художественные особенности пьесы.

2.Уметь выполнять анализ действия комедии.


Видеозапись «Ревизора».

Иллюстрации художников

к «Ревизору».




Н. В. Гоголь «Ревизор». Финал комедии,

его идейно-композиционное значение.

Конфликт и сюжет художественного

произведения.



1

1.Уметь систематизировать и обобщать материал

о героях комедии; раскрывать роль финала, смысл

эпиграфа комедии.


Видеозапись «Ревизора».

Иллюстрации художников

к «Ревизору».




Р. р. Сочинение по комедии

Н. В. Гоголя «Ревизор».

1

1.Уметь писать сочинение, выражать свое отноше-

ние к предложенным темам.






Сочинение.

Вн. чт. Н. В. Гоголь «Женитьба».
НРК П.Ф. Лимеров. Сотворение мира.

1

1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,

которые поднимает писатель в своем произведении.










И. С. Тургенев. Личность, судьба, творчество.

Автобиографический характер повести «Ася».



1

1.Знать факты биографии и творчества писателя.

2.Знать, что повесть «Ася» имеет автобиографичес-

кий характер


Портрет И. С. Тургенева.


И. С. Тургенев «Ася». История любви как

основа сюжета повести. Мастерство

пейзажных зарисовок. Образ героя-

повествователя.



1

1.Знать об истории любви Аси и господина Н. Н.

как основе сюжета повести.

2.Знать, с помощью каких средств автор передает

психологическое состояние героев

3.Уметь давать характеристику героям произведения.







И. С. Тургенев «Ася». «Тургеневская»

девушка в повести. Образ Аси. Психологизм

и лиризм писателя.


1

1.Знать определение понятия «тургеневская»

девушка, определение понятия «психологизм».

2.Уметь давать характеристику героям произведения.







Р. р. Анализ эпизода

1

1.Уметь анализировать эпизод из произведения.




Сочинение.

Вн. чт. И. С. Тургенев

«Андрей Колосов»



1

1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,

которые поднимает писатель в своем произведении.









Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

«После бала». Композиция рассказа.

Контраст как прием, раскрывающий идею

рассказа.



1

1.Знать основные биографические сведения о писа-

теле; историю создания рассказа «После бала».

2.Знать об антитезе как приеме построения произ-

ведения.


Портрет Л. Н. Толстого.
Иллюстрации к произведению.

Аудиозапись.




Л. Н. Толстой «После бала». Автор и

рассказчик в произведении. Моральная

ответственность человека за все

происходящее.



1

1.Знать о нравственной проблеме ответственности

каждого человека за жизнь всех.



Иллюстрации к произведению.




Р. р. Сочинение по рассказу

Л. Н. Толстого «После бала»

1

1.Уметь писать сочинение, выражать свое отноше-

ние к предложенным темам.






Сочинение.

Вн. чт. Л. Н. Толстой

«Хаджи-Мурат».



1

1.Знать текст рассказа; нравственные проблемы,

которые поднимает писатель в своем произведении.









Литература конца XIX – начала XX века
В. Г. Короленко. Гуманизм писателя.

История создания очерка «Парадокс».



10 + 2 р/р
1

1.Знать основные этапы жизненного пути

писателя, его жизненную позицию.

2.Знать историю создания очерка «Парадокс».



Портрет В. Г. Короленко.







В. Г. Короленко Проблема смысла жизни и

назначения человека в очерке «Парадокс».



1

1.Уметь раскрывать тему нравственного взросления

юных героев, расширения их кругозора, их жизнен-

ного опыта.







В. Г. Короленко. Поэтическая миниатюра

«Огоньки».



1

1.Уметь анализировать художественный текст, вос-

принимать философскую тематику произведения.






Выразительное

чтение.


Р. р. Сочинение-размышление о

смысле жизни.

1

1.Уметь писать сочинение-размышление о смысле

жизни.





Сочинение.

НРК Н.Д. Конаков. Коми-зыряне:

историко-этнографический справочник.

1

1.Знать основные факты биографии писателя.

2.Уметь выразительно читать и анализировать

его произведение.








И. А. Бунин. Этапы жизненного пути

писателя. Лирика. Рассказ «Сверчок».





1

1.Знать основные факты биографии писателя.

2.Знать о трагедии и самоотверженности «маленько-

го человека в рассказе И.А. Бунина «Сверчок»

3.Уметь выразительно читать и анализировать

его произведения.








А. М. Горький. Личность писателя. «Песня

о Соколе». Противопоставление Ужа и

Сокола.


1

1.Знать о Горьком как писателе и человеке.

2.Знать содержание «Песни о Соколе».









А. М. Горький. «Песня о Соколе»

Идейное своеобразие произведения. Роль

пейзажа в произведении.


1

1.Знать особенности сказки-очерка.

2.Уметь определять роль печального пейзажа.



Портрет А. М. Горького.

Аудиозапись « Песни о Соколе».



Чтение

наизусть.




Р. р. Сочинение по сказке-очерку

А. М. Горького «Песня о Соколе».

1

1. Уметь писать сочинение по сказке-очерку, выражать свое отношение к предложенным темам.




Сочинение.

А. М. Горький. Сказка «Заветы отца».

1

1.Знать, что «Сказки» Горького – это картинки

действительной жизни, как она показалась ему в

Италии.

2.Знать, что писатель назвал картинки сказками



только потому, что и природа Италии, и нравы ее

людей, и вся жизнь их – мало похожи на русскую

жизнь и русскому простому человеку действитель-

но могут показаться сказками.








Вн. чт. А. М. Горький.

Рассказ «Дед Архип и Ленька»,

«Сказки об Италии».


1

1.Уметь анализировать содержание рассказа; выяв-

лять авторскую позицию и способы ее выражения.









НРК В. Иванова.

Дом дедушки.

1

1.Знать основные факты биографии писателя.

2.Уметь выразительно читать и анализировать

его произведение.








Литература XX века
Н. Заболоцкий. Личность поэта. Лирика.

Стихотворения «Я воспитан природой

суровой…», «Журавли» и другие.


11 + 2 р/р
1

1.Знать о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте.

2.Знать об одухотворенности природы, единстве с

ней человека, философской глубине, афористичнос-

ти лучших стихотворений поэта.

3.Уметь анализировать лирическое произведение.

4.Уметь выразительно читать наизусть изученные стихотворения.


Портрет Н. Заболоцкого.


Распечатка текстов.

Чтение наизусть.



НРК В. Ширяев.

Девочки и мальчики.

1

1.Знать основные факты биографии писателя.

2.Уметь выразительно читать и анализировать его

произведение.








К. Г. Паустовский. Мастер слова.

«Телеграмма». Композиция рассказа,

емкость художественного слова.


1

1.Знать об особенностях малой прозаической

формы.


2.Знать о композиции рассказа, авторской позиции,

своеобразии писательской манеры Паустовского.



Портрет К. Г. Паустовского.
Иллюстрированный

материал.





К.Г. Паустовский «Телеграмма».

Проблема истинной человечности в рассказе.




1

1.Уметь выявлять способы авторской характеристики

Насти, определять, что писатель ценит в людях.

2.Уметь анализировать эпизоды рассказа и состав-

лять отзыв на произведение.









Р. р. Сочинение-отзыв по рассказу

К. Г. Паустовского «Телеграмма».

1

1. Уметь писать сочинение-отзыв.




Сочинение.

А. Т. Твардовский – поэт – гражданин.

История создания поэмы «Василий Теркин».

Народно - поэтическая основа поэмы.


1

1.Знать факты биографии А. Т. Твардовского;

историю создания поэмы «Василий Теркин».

2.Знать о народной основе произведения, продолжа-

ющего в этом отношении традиции Пушкина,

Лермонтова, Некрасова.

3.Знать определения поэмы.



Портрет

А. Т. Твардовского.


Иллюстрации к поэме.

Аудиозаписи.




А. Т. Твардовский «Василий Теркин».

Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Анализ главы «Переправа».


1

1.Знать о жанрово-стилевых и сюжетно-композици-

онных особенностях поэмы.

2.Уметь анализировать главы произведения.


Иллюстрации к поэме.

Аудиозаписи.





А. Т. Твардовский «Василий Теркин».

Героика и юмор в поэме. Теркин как

Олицетворение русского национального

характера. Автор и герой в поэме.




1

1.Знать определения юмора.

2.Знать, как в поэме сочетается героика и юмор.

3.Уметь выявлять определяющие качества Василия Теркина.

4.Уметь выявлять роль автора в поэме, находить

сходство и различие между автором и его героем.

5.Уметь видеть особенности языка, стиля писателя.

6.Уметь анализировать главы произведения.


Иллюстрации к поэме.

Аудиозаписи.



Выразительное чтение.


Р. р. Конкурс на лучший проект

памятника Василию Теркину.

Выразительное чтение наизусть

отрывков из поэмы.



1.Уметь логически строить свой ответ, подкрепляя

текстом изученного произведения; развивать

письменную и устную речь.

2.Уметь выразительно читать наизусть отрывки

из поэмы.





Чтение наизусть.


НРК В. Юхнин.

Огненное болото.

1

1.Знать основные факты биографии писателя;

2.Уметь выразительно читать и анализировать его

произведение.





Выразительное

чтение.


В. М. Шукшин. Рассказы «Дядя Ермолай»,

«Солнце, старик и девушка», «Микроскоп».

Специфика и проблематика.



1

1.Уметь анализировать произведения; давать

сравнительную характеристику и видеть авторскую

позицию.

2.Уметь делать выводы, обобщать.



Портрет В. М. Шукшина.

Видеоматериалы.





Вн. чт. В. М. Шукшин. Рассказы

1

1.Уметь анализировать содержание рассказа; выявлять авторскую позицию и способы ее выражения.







Н. Рубцов. Лирика. Образы и мотивы.
НРК Е.В. Козлова.

Волшебные очки.

1

1.Знать образы и мотивы лирики Н. Рубцова.

2.Уметь анализировать стихотворение.

3.Уметь выразительно читать изученные стихотво-

рения.


Портрет Н. Рубцова.
Тексты стихотворений.

Чтение

наизусть.





Зарубежная литература
В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные

проблемы в творчестве драматурга. Сила

любви в произведении. Жанр трагедии.


3
1

1.Знать определение трагедии, пафос пьесы,

прославляющей верность в любви, непобедимость

искреннего чувства, высокую гуманность; драма-

тический конфликт.

2.Уметь вычленять авторскую позицию в драме.

3.Уметь выразительно читать отрывки из трагедии.


Портрет В. Шекспира.

Видеофильм.

Иллюстрации к трагедии.





М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы из

романа). Вечный тип «рыцаря печального

образа». Морально-этическая проблематика

романа.


1

1.Уметь давать характеристику герою по портрет-

ному описанию.

2.Знать определение иронии.


Портрет М. де Сервантеса.
Иллюстрации к роману.



Проспер Мериме. «Черногорцы», «Конь

Фомы II».



1

1.Уметь сопоставлять тексты легенд Мериме и

восходящие к ним стихи Пушкина

2. Знать, чем оправданы изменения, которые внес

Пушкин в текст легенды «Конь Фомы II».









Повторение в конце года
Контрольная работа за курс 8-го класса.

1
1

1.Знать основные теоретические понятия за курс

8 класса.

2. Уметь применять их на практике.






Контрольная



Работа (тест).

Итого:

68










Р. р.

НРК

Вн. чт.

9

7

8







Сочинение – 8

К. р. – 1



скачать


Смотрите также:
Общая характеристика учебного предмета, курса
1510.37kb.
Рабочая программа по предмету «Математика» для основной школы предназначена для учащихся 5 -х классов
542.82kb.
Рабочая учебная программа биология (наименование учебного предмета /курса/) базовый уровень, II ступень образования
687.19kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по риторике Место учебного предмета
556.1kb.
Общая характеристика учебного предмета
934.75kb.
Пояснительная записка Обоснование выбора программы по коми языку Общая характеристика учебного предмета
398.14kb.
Рабочая программа учебного курса
273.76kb.
Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса
188.42kb.
Рабочая программа физика (название учебного предмета, курса) 7-9
706.18kb.
Программа курса «технология»
239.29kb.
Программа курса «Технология»
303.18kb.
Методические рекомендации по преподаванию предмета "Технология" в общеобразовательных учреждениях для неделимых классов Приоритетная роль учебного предмета "
407.91kb.