Главная стр 1стр 2 ... стр 11стр 12
скачать

Социальная психология

Учебное пособие для вузов

Под редакцией А.Л. Журавлева

Москва 2002

УД К 159.9 ББК88 С 69


Руководитель авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев

Авторы:


А Л Журавлев(1 1 ,6 2 ,63)

В П. Позняков (4.1-4.6,5.1.-5 3., 7 2, 7.4.)

Е Н. Резников (3.5.-3 7., 7.3.)

С К Рощин(1.3 ,2.1 ,23 ,2 5 ,3 3 ,7 1.)

В. А Соснин (1.4., 2.4 , 3.1., 3 2., 3 4., 4.7.)

В. А. Хащенко(1.5)

Е. В. Шорохова (1.2 , 2.2 , 26 , 6 1.)
Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»)

ISBN 5-9292-0055-6


Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть, авторы совершают инверсию традиционной последовательности описания социально-психологических объектов

Содержание пособия представляет собой также интеграцию клас-сического и современного социально-психологического знания, сложившегся в 90 е годы XX века. Его авторы практикуют одновре-менно и исследовательскую, и преподавательскую деятелъность в области социальной психологии, что позволила учесть результаты современных исслелований основных классических объектов соци-альной пси\ологии личности в группе, малых и больших соци-альных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.

Данное учебное пособие есть краткое изложение курса «Соци-альная психология» для студентов факультетов психологии классических, социальных и гуманитарных университетов.
©А.Л. Журавлев, 2002 © Институт психологии РАН, 2002 © ООО »ПЕР СЭ», оригинал-макет, ISBN 5-9292-0O55-6 оформленне, 2002

Содержание

Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5

1.1. Предмет и структура социальной психологии



(А.Л. Журавлев)...'...5

1.2. История отечественной социальной психологии



(Е.В. Шорохова)...10

1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии (С.К. Рощин).................................................22

1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом (В.А. Соснин)........................................................31

1.5. Программа и методы социально-психологического исследования {В.А. Хащенко).............................................37


Глава 2. Социальная психология личности...................61

2.1. Социально-психологические представления

о личности в зарубежной психологии {С.К Рощин).........61

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова).........................66

2.3. Социальная установка личности (С. А". Рощин).................87

2.4. Я-концепция как социально-психологический феномен (В.А. Соснин).......................................................94

2.5. Социализация личности (С.К. Рощин)............................ 102

2.6. Социальное поведение личности и его регуляция



(Е.В. Шорохова)................................................................ 105
Глава 3. Психология межличностного

взаимодействия.........................................................123

3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции {В.А. Соснин)................................. 123

3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии {В.А. Соснин)............................ 130

3.3. Невербальные способы общения (С.К. Рощин) ............. 136

3.4 Техника общения: практическая ориентация

(В.А. Соснин)..................................................................... 139

3.5. Психология межличностного познания

(Е И. Резников) ............................................. 146

3.6. Психология межличностных отношений {Е.Н.Резников)......................................................... 164

3.7. Психология межличностного воздействия

(Е.Н Резников) ................................................ 179
Глава 4. Психология малых групп..............................193

4.1. Понятие и виды малых групп (В.П Позняков) ............ 193

4.2. Структура малой группы (В.П Позняков)............ 198

4.3 Развитие малой группы (В.П. Позняков) ....................203

4.4. Групповая сплоченность Я. Позняков) ..................207

4.5. Взаимодействие индивида и «алой группы



(В П. Позняков).........................................209

4 6 Лидерство в малых группах (В П. Позняков)............216

4.7. Социально-психологический подход

к исследованию конфликтов (В.Л. Соснин).................. 219


Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231

5.1 Основные теоретические подходы

к исследованию межгрупповых отношений

(В.П. Позняков)..................................................... 233

5.2. Процессы межгрупповой дифференциации

и интеграции (В П Позняков).............................. 240

5 3. Факторы детерминации межгрупповых отношений



(В.П.Позняков)........................................ 244
Глава 6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления..................................252

6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп (Е.В. Шорохова)........................252

6.2. Психология толпы (Л.Л. Журавлев).............267

6.3. Массовые явления в больших диффузных группах



(АЛ. Журавлев)................................................... 273
Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии...280

7.1 Политическая психология (С.К Рощин)................... 280

7 2 Экономическая психология (В П. Позняков) ............292

7 3 Этническая психология (Е.И Резников) . . .... 313

7.4 Социальная психология предпринимательства

(В.П Позняков)....................................... 331

Глава 1

Предмет, история и методы социальной психологии

1.1. Предмет и структура социальной психологии

1.1.1. Предмет социальной психологии

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающи­мися друг от друга, что характерно для большинства погранич­ных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др ). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об­щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения, например- супружеского, детско-роди-тельского, педагогического, управленческого, психотера­певтического и многих других его видов Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым

3 Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психо­логов вызывают исследования социально-психологическо­го климата группы и конфликтных отношении (групповых

6_____________________________________________________________Глава 1

состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтнос­ти (групповых свойств) и др.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци­альной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.



1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть но­сители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — ис­полнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая груп-

Взаимодействие

Взаимодействие Рис. I. Объекты исследоьания в социальной психологии.

Предмет, история и методы социальной психологии ________________7

па (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т п ), взаимодействие в системе «личность - груп­па» (лидер — ведомые, руководитель — трудовой коллектив, ко­мандир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодей­ствие в системе «группа — группа» (соревнование команд, группо­вые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая соци­альная группа (этнос, партия, общественное движение, соци­альный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п ) Наиболее полно объекты социальной психологии, включая и те, которые еше недостаточно изучены, можно представить в виде следующей схемы (рис [)

1.1.3. Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаи­модействия двух противоположных, но тесно связанных процес­сов а) дифференциации, т е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельны­ми составляющими ее частями.



Дифференциация социальной психологии

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений.

1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпи­рический, в частности, экспериментальный и практичес­кий) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую соци­альную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разно­му реализуют основные функции социальной психологии как науки описательную, объяснительную, прогностичес­кую и функцию воздействия.

2 В результате изучения различных видов жизнедеятельнос­ти человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, об­щения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались

8_________________________________________________Глава I

отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельно­сти: управление, руководство, предпринимательство, ин­женерный труд и т д

3. В соответствии с приложением социально-психологичес­ких знаний в различных сферах общественной жизни соци­альная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сель­ского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др

4. В соответствии с основными объектами исследования со­временная социальная психология дифференцировалась

'* на такие разделы, как-

• социальная психология личности,

• психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

• психология малых групп,

• психология межгруппового взаимодействия,

• психология больших социальных групп и массовых явле­ний

В социальной психочогии чрезвычайно медленно формирует­ся такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества», еще одного качественно специфического объекта изу­чения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения — это главное обстоятельство, затрудняю­щее формирование такого раздела в социальной психологии

Интеграционные процессы в социальной психологии

Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук Как минимум, выделяются два основных контура интегра­ции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии Например, соци­альная психология личности сформировалась как результат интег­рации социальной психологии с психологией личности, а соци­альная психология труда — социальной психологии с психологи-

Предмет, история и методы социальной психологии__________________9

ей труда и т д. Можно констатировать, что в итоге такой интегра­ции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 под­отраслей социальной психологии.

Процесс интеграции социальной психологии с другими пси­хологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-эко­логическая, социально-историческая и другие подотрасли соци­альной психологии.



Внутренний социально-психологический контур интеграции от­носится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных час]ей соци­альной психологии, появившихся в результате процессов ее диф­ференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического ме­тодов анализа социально-психологических явлений, что неизбеж­но порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например теоретико-экспериментальные, экспери­ментально-прикладные ит п

Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организа­ции, малых групп в больших социальных группах, личности (на­пример, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т. д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психо­логии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельно­сти людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как- психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и об­разования ведутся исследования под руководством Р. X Шакуро­ва), социальная психология творчества инженеров (Э С Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Ал-лахвердян и лр.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т. д.

В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свиде­телями закономерного рождения новых составных ее частей

И)______________________________________________________________Глаад I



1.2. История отечественной социальной

психологии

Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психо­логии восходят к западной науке. Историко-психологические ис­следования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарожде­ние социальной психологии в общественных и естественных на­уках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникно­вение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четы­ре периода:

I — 60-е годы XIX в. — начало XX в., II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.; III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов; IV — вторая половина 50-х — вторая полови­на 70-х годов XX в.

Первый период (60-е голы XIX в, — начало XX вв.)

В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями обществен но- исторического раз­вития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.

Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дис­кутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Сто­ял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психо­логию. Существенное значение имела проблема общестненной детерминации психики. Происходило столкновение интраспек-ционисгского и поведенческого направления в психологии.

Развитие социально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладных психологических дисциплин. Обраща­лось внимание на психологические особенности людей, проявляю­щиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.

Основной эмпирический источник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, труп-



Предмет, история и методы социальной психологии_________________П.

повых процессах накапливались в военной и юридической прак­тике, в медицине, в изучении национальных особенностей пове­дения, при изучении верований и обычаев Эти исследования в смежных областях знания, в разных сферах практики отличали богатство поставленных социально-психологических вопросов, своеобразие принимаемых решении, уникальность социально-психологического материала, собранного исследованиями, на­блюдениями, экспериментами (Е. А. Будилова, 1983)

Социально-психологические идеи в этот период успешно раз­вивались представителями общественных наук, прежде всего соци­ологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров (1S65), Н. И. Кареев (1919), М. М. Ковалевский; (1910), Н. К. Ми­хайловский (1906)). Наиболее разработанная социально-психоло­гическая концепция содержится в трудах Н. К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическому фактору принадле­жит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы, дей­ствующие в социальной жизни, надо искать в социальной психо­логии. Михайловскому принадлежит разработка психологии мас­совых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения.

Действующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаи­модействии. Толпа в концепции Н. К. Михайловского выступает как самостоятельное социально-псичологическое явление. Вожак уп­равляет толпой. Его выдвигает конкретная толпа в те или иные мо­менты исторического процесса. Он аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного истори­ческого момента, данного строя, личными свойствами героя, психи­ческими настроениями толпы. Общественные настроения являются фактором, который с необходимостью должен учитывать герой, что­бы массы шли за ним Функция героя заключается в том, чтобы уп­равлять настроением толпы, быть способным использовать его для достижения поставленных целей Он должен использовать обшую направленность деятельности юлпы, обусловленную сознанием об­щих нужд. Социально-психологическая проблематика особенно от­четливо проявилась в научных представлениях Н К. Михайловско­го о психологических особенностях вожака, героя, о психологии тол­пы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуя пробле­му общения между героем и толпой, межличностное обшение людей



12________________________________________________Глава 1

в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, под­ражание, заражение, противопоставление. Главный из них — подра­жание людей в толпе. Основой подражательности является гипно­тизм. В толпе нередко осуществляется автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза».

Итоговый вывод Н. К. Михайловского состоит в том, что пси­хологическими факторами развития общества являются подража­ние, общественное настроение и социальное поведение.

Соииально-психологическая проблематика в правоведении представлена теорией Л. И. Петражицкого. Он — один из основа­телей субъективной школы в правоведении. Л. И. Петражицкий считал, что психология представляет собой фундаментальную на­уку, которая должна стать основой общественных наук. По мне­нию Л. И. Петражицкого, реально существуют только психичес­кие явления, а социально-исторические образования представля­ют собой их проекции, эмоциональные фантазмы. Развитие пра­ва, морали, этики, эстетики является продуктом народной психи­ки. Как правоведа его интересовал вопрос о мотивах человеческих поступков, о социальных нормах поведения. Истинный мотив поведения человека —эмоции (Л. И. Петражицкий, 1908).

Особое место в предреволюционной истории развития россий­ской социальной психологии занимает В. М. Бехтерев. Свои заня­тия социальной психологией он начинает в конце XIX в. В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собрании Петербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была по­священа роли внушения в общественной жизни. Социально-пси­хологической является его работа «Личность и условия ее развития» (1905). В специальной социально-психологической работе «Пред­мет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной пси­хологии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет В. М. Бехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексо­логия» (1921), который может рассматриваться как первый в Рос­сии учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логи­ческим развитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российское направление психологической науки — рефлексологию (В. М. Бехтерев, 1917). Принципы рефлексологи­ческого объяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на понимание коллективной психологии. Вокруг этой концепции развернулась оживленная дискуссия. Рад сторон-

Предмет, история и методы социальной психологии_________________1_3

ников и последователей защищали и развивали ее, другие резко критиковали. Эти дискуссии, начатые после опубликования основ­ных трудов Бехтерева, стали впоследствии в 20-30-х годах центром теоретической жизни. Главная заслуга Бехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системы социально-психоло­гических знаний. Его «коллективная рефлексология» представляет собой синтетический труд по социальной психологии в России того времени. Бехтереву принадлежит развернутое определение предме­та социальной психологии. Таким предметом является изучение психологической деятельности собраний и сбориш, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятель­ности как целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании — везде проявляется общее на­строение, соборное умственное творчество и коллективные дей­ствия многих лиц, связанных Друг с другом теми или другими ус­ловиями (В. М. Бехтерев, 1911). В. М. Бехтерев выделяет системо­образующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическое вклю­чение личности в общность, в деятельность привело В. М. Бехтере­ва к пониманию коллектива как собирательной личности. В каче­стве социально-психологических феноменов В. М. Бехтерев выде­ляет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллектив­ное сосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, со­гласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются: механизмы взаш-ювнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место как объединя­ющему фактору принадлежит языку. Важным представляется поло­жение В. М. Бехтерева о том. что коллектив как целостное единство представляет собой развивающееся образование.

В. М. Бехтерев рассматривал вопрос о методах этой новой от­расли науки. Подобно объективному рефлексологическому мето­ду в индивидуальной психологии в коллективной психологии мо­жет и должен быть применен тоже объективный метод. В работах В. М. Бехтерева содержится описание большого эмпирического материала, полученного при применении объективного наблюде­ния, анкет, опросов. Уникальным является включение Бехтере­вым эксперимента в социально-психологические методы. Экспе­римент, поставленный В. М. Бехтеревым вместе с М. В. Ланге, показал, как социально-психологические явления — общение, совместная деятельность — влияют на формирование процессов

И________________________________________________Глава 1

восприятия, представлений, памяти Работой М В Ланге и В М Бех­терева (1925) положено начало экспериментальной социальной психологии в России Эги исследования послужили истоком осо­бого направления в отечественной психологии — изучения роли общения в формировании психических процессов

Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века)

После Октябрьской революции 1917 г , особенно после завер­шения гражданской войны, в восстановительный период, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии Необходи­мость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интечлектуальной деятельности, острая идеологичес­кая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач (организация работы по восстановлению народного хозяй­ства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, вос­становление учреждений культуры и др ) были причинами развер­тывания социально-психологических исследований, проведения острых дискуссий Период 20-30-х годов для социальной психоло­гии в России был плодотворным Характерной его особенностью был поиск своего пути в развитии мировой социально-лсихологи-ческой мысли Этот поиск осуществлялся двумя способами 1) в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психо­логии, 2) путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлении

Содержанием поиска своего пути было создание направления марксистской психологии Осуществление этой цели было проти­воречивым Здесь наблюдались две тенденции 1) критическое от­ношение к зарубежным социальным психологам и отечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей (следует указать на позиции В А Артемова), 2) тенденция соединения марксизма с ря­дом течений зарубежной психологии Эта «объединительная» тен­денция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так и ученых-обществоведов (философов, правоведов) В дискуссии по проблемам «психология и марксизм» приняли участие Л Н Воитоловский (1925), М А Рейснер (1925), А Б. Залкинд (1927), Ю Б Франкфурт (1927), К Н Корнилов (1924), Г И Чел-панов (1924)

Построение марксистской социальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской филосо­фии Особое место в период 20-30-х годов заняли труды Н И Бу­харина и Г В Плеханова Последнему принадлежит особое мес-

Предмет, история и методы социальной психологии____________________1_5

то. Работы Плеханова, опубликованные до революции, вошли в арсенал психологической науки (Г. В. Плеханов, 1957) Эти про­изведения были востребованы социальными психологами, ис­пользовались ими для марксистского понимания социально-пси-хопогических явлений

Освоение марксизма в 20-30-х годах осуществлялось совмест­но в социальной и обшей психологии. Это было естественно и объяснялось тем, что представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем соотношение социаль­ной психологии и индивидуальной психологии; соотношение со­циальной психологии и социологии; природа коллектива как ос­новного объекта социальной психологии

При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовали две точки зрения Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, j

изучающая людей, есть социальная психология. Никакои социаль- rj

ной психологии наряду с обшей якобы не должно быть Противопо- j

ложную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что s

должна существовать только социальная психология «Существует *

единая социальная психология, — утверждал В. А Артемов, — рас- )

падаюшаяся на социальную психологию индивида и на социальную психологию коллектива* (В. А Артемов, 1927). В ходе дискуссий эти крайние точки зрения преодолевались Преобладающими станови­лись взгляды, что между социальной и индивидуальной психологи­ей должно существовать равноправное взаимодействие

Вопрос о взаимоотношении индивидуальной и социальной психологии трансформировался в вопрос о соотношении экспе­риментальной и социальной психологии Особое место в дискус­сиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г. И Челпанов (Г И. Челпанов, 1924) Он утверждал не­обходимость самостоятельного существования социальной психо­логии наряду с психологией индивидуальной, эксперименталь­ной. Социальная психология изучает общественно детерминиро­ванные психические явления Она тесно связана с идеологией Ее связь с марксизмом органична, естественна Чтобы эта связь была продуктивной, Г. И Челпанов считал необходимым иначе осмыс­лить научное содержание самого марксизма, освободить его от вульгарно-материалистического толкования Позитивное отно­шение к включению социальной психологии в систему, реформи­рованную в новых идеологических условиях, проявлялось и в том,

J_6_________________________________________________________________Глава 1

что он предлагал включить организацию исследований по соци­альной психологии в план научно-исследовательской деятельнос­ти и впервые в нашей стране поставил вопрос об организации Ин­ститута социальной психологии. По отношению к марксизму точ­ка зрения Г. И. Челпанова такова. Специально марксистская соци­альная психология есть психология социальная, изучающая генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных- форм в за­висимости от изменений социального хозяйства (Г. И. Челпанов, 1924). Резко полемизируя с представителями авторитетного психо­логического направления — рефлексологии, Г. И. Челпанов утвер­ждал, что задачей реформы психологии должно быть не устройство собачников, а организация работ по изучению социальной психо­логии (Г. И. Челпанов, 1926). По вопросу реформы науки выступа­ли также К. Н. Корнилов (1924), П. П. Блонский (1920).

Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Обсуждался вопрос о природе коллективов. Были высказаны три точки зрения. С позиций первой коллектив является не чем иным, как механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Предста­вители второй утверждали, что поведение индивида фатально пре­допределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими крайними позициями занимали представи­тели третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное пове­дение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как це­лому присущ самостоятельный творческий характер поведения. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи (Б. В. Беляев (1921), Л. Бызов(1924), Л. Н. ВойтоловскиЙ (1924), А. С. Залужный (1930), М. А Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925) и др. В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

В научно-организационном становлении социальной психоло­гии в России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изуче­нию поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы лично­сти и проблемы социальной психологии и коллективного поведе­ния были выделены в одно из трех приоритетных направлений об­суждения. Эти проблемы обсуждались как в методологическом плане, в связи с продолжавшейся дискуссией о марксизме в психо­логии, так и в конкретном виде. Общественные преобразования,

Предмет, история и методы социальной психологии_________________JJ7

произошедшие в послереволюционной России в идеологии, в про­мышленном производстве, в сельском хозяйстве, в национальной политике, в военном деле, по мнению участников съезда, вызвали новые социально-психологические феномены, которые должны были привлечь внимание социальных психологов. Главным соци­ально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разно­му проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях Те­оретические, методологические, конкретные задачи по изучению коллектива были отражены в специальном постановлении съезда. Начало 30-х годов было пиком развития социально-психоло­гических исследований и в прикладных отраслях, особенно в пе­дологии и психотехнике.

Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х го­дов XX в.)

Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Сгу­щалась атмосфера декретирования и администрирования. Это сковывало творческую инициативу, порождало боязнь исследо­вать социально острые вопросы. Резко сократилось число иссле­дований по социальной психологии, почти перестали публико­ваться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:

1. Теоретическое обоснование ненужности социальной пси­хологии. В психологии широко распространилась точка зрения о том, что, поскольку все психические явления со­циально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и на­уку, их изучающую.

2. Идеологическая направленность западной социальной пси­хологии, расхождения в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критичес­кую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском Союзе попала в разряд лженаук

3. Одной из причин перерыва в истории социальной психоло­гии была практическая невостребованность результатов ис­следований. Изучение мнений, настроений людей, психо-

18________________________________________________Глава 1

логической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того — крайне опасны.

4. Идеологическое давление на науку нашло свое отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/ 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление закрыло не только педологию, но рикошетом ударило по психотехнике и социальной психологии. Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследова­ний. Разработкой теории, методологии общей психологии созда­вался теоретический фундамент социальной психологии (Б. Г. Ана­ньев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-ис­торической детерминации психических явлений, разработка прин­ципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой применения социальной пси­хологии в этот период были педагогические исследования и педаго­гическая практика. Центральной темой этого периода являлась пси­хология коллектива. Определяющими облик социальной психоло­гии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной психо­логии он вошел прежде всего как исследователь коллектива и вос­питания личности в коллективе (А, С. Макаренко, 1956). А. С. Ма­каренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия Коллектив, согласно А. С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контакт­ная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на дос­тижение этих целей; определенная структура; наличие в нем орга­нов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Коллектив является частью общества, органически связанной с другими коллективами. Макаренко дал новую класси­фикацию коллективов. Он выделил два вида: 1) первичный коллек­тив' члены его находятся в постоянном дружеском, бытовом и иде­ологическом объединении (отряд, школьный класс, семья): 2) вто­ричный коллектив — более широкое объединение. В нем цели, вза­имоотношения вытекают из более глубокого социального синтеза,

Предмет, история и методы социальной психологии________________ 19

из задач народного хозяйства, из социалистических принципов жиз­ни (школа, предприятие). Сами цели различаются по времени их осуществления Были выделены ближние, средние и дальние цели Макаренко принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллектива. В своем развитии коллектив, по мнению А. С. Мака­ренко, проходит путь от диктаторского требования opi анизатора до свободного требования каждой личности о г себя на фоне требова­ний коллектива Психология личности занимает центральное мес­то в коллективной психологии Макаренко. Критикуя функциона­лизм, разложивший личность на обезличенные функции, отрица­тельно оценивая биогенетическую и социогенегическую концепции личности, господствовавшие тогда, индивидуалистическую направ­ленность обшей психологии, А С Макаренко ставил вопрос о необ­ходимости целостного изучения личности. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.

Главными проблемами в изучении личности выступили взаимо­отношения личности в коллективе, определение перспективных ли­ний в ее развитии, становление характера В связи с этим целью вос­питания человека является формирование проектируемых качеств личности, линий ее развития. Для полноценного исследования лич­ности необходимо изучать: самочувствие человека в коллективе, ха­рактер коллективных связей и реакции, дисциплинированность, го­товность к действию и торможению; способность такта и ориенти­ровки; принципиальность; эмоциональное и перспективное устрем­ление. Существенное значение имеет изучение мотивационной сфе­ры личности. Главное в этой сфере — потребности. Нравственно оп­равданная потребность, по мнению А С Макаренко, это потреб­ность коллектива, то есть человека, связанного с коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощуще­нием своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интереса не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического обще­ства, созидателя общих благ, — утверждал А.С Макаренко.

В исследовании личности А. С. Макаренко требовал преодоле­ния созерцательности, применения активных методов воспитания Макаренко составил схему изучения личности, отразившуюся в ра­боте «Методика организации воспитательного процесса». Стержне­вая идея соииально-психологической концепции А. С Макарен­ко — единство коллектива и личности. Это определило основание его практического требования' воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.

20__________________________________________________Глава 1

Взгляды А. С. Макаренко развивались многими исследователя­ми и практиками, освещались в многочисленных публикациях. Из

психологических работ наиболее последовательно учение о коллек­тиве А. С. Макаренко представлено в работах А. Л. Шнирмана.

Локальные социально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики (педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годах сохраняли определенную преем­ственность в истории российской социальной психологии. В конце 50-х годов начался завершающий ее этап.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие для вузов Под редакцией А. Л. Журавлева Москва 2002 уд к 159. 9 Ббк88 с 69
5500.92kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Учебный курс». Р-н/Д: МарТ, 2002
35.22kb.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2008. Цуканова О. А., Варзунов А. В. Сетевая экономика: Учебное пособие. Спб.: Спб гуитмо, 2008. 64 с
21.2kb.
Архитектура, структура и организация вычислительного процесса в ЭВМ типа ibm pc учебное пособие Москва 2002
1788.34kb.
Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях часть 1 процесс обучения
1452.73kb.
Е. И. Каширина Международное гуманитарное право в вопросах и ответах учебное пособие
162.33kb.
Учебно-методическое пособие Под редакцией к ю. н профессора И. А. Горшеневой Москва Мосу мвд россии 2009 ббк кузнецова, Н. Н
1119.69kb.
Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед наук, профессора Москва Предисловие. Это учебное пособие
640.24kb.
Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс Под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. И. Львовой Москва Предисловие Это учебное пособие
660.95kb.
Синелыциков Ю. П. Прокурорский надзор: Учеб- ное пособие
2389.22kb.
Учебное пособие под редакцией Е. Б. Моргунова
7412.38kb.
Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. Ф. Симионова. М.: Икц «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 384 с
90.36kb.