Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Н.Н. Рощина
ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях


ЧАСТЬ 1
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия


Москва 2005


УДК 347.77 (075.8)

ББК 67.99(2)3

К65

Рецензенты:



Доцент кафедры педагогики Московского Педагогического Государственного университета

Левина И.И.

Кандидат психологических наук, доцент Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева

Ефимова Н.С.

Рощзина Н.Н.

Педагогика: Учебное пособие \РХТУ им. Д.И.Менделеева. – М., 2005. - с.

Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях.

Некоторые проблемы общих основ педагогики и проблемы дидактики раскрываются через учебные модули, позволяющие студентам усваивать теоретические аспекты педагогики и их практическую реализацию в единстве. Учебный модуль дает возможность студентам постоянно контролировать усвоение учебного материала.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов.

УДК 347. 77 (075.8)

ББК 67. 99 (2) 3
ISBN 5-7357-0210-6
Российский химико-технологоический университет им. Д.И.Менделеева, 2005

МОДУЛЬ 1

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Вы приступаете к изучению науки педагогики. Наука – это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки – это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание. В переводе с греческого педагог означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека, которые фиксируются в понятиях, категориях, закономерностях. Поэтому педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Предмет педагогики конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

Чтобы постичь основы педагогики, следует хорошо разобраться в ее категориях и понятиях, в терминологии, уметь оперировать ими при анализе конкретных педагогических ситуаций. Это и есть цели данного учебного модуля.

Предлагается общая схема действий на пути достижения цели.



Основная задача

Усвоение основных педагогических категорий и понятий, овладение навыками использования теоретических знаний для анализа конкретных педагогических ситуаций






П3.1.1 Анализ основных педагогических категорий и понятий

.

П3.2. Овладение навыками использования теоретических знаний для анализа конкретных педагогических ситуаций



















ПЗ.1.1.2

ПЗ.1.2.

ПЗ.1.3.

ПЗ.1.4.




ПЗ.2.1.

Литература

Подласый И.П. Педагогика . 100 вопросов- 100 ответов .М., 2003.

Отрывки из указанной книги печатаются перед каждым заданием.

ФК3. С. 17.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ. К основным педагогическим категориям относятся ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ. Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями – такими, как РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком специальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно – воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно – воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель – усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования, формирование ценностных ориентаций. Обучение имеет воспитывающий характер. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.



Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, ценностных ориентаций, которыми овладел обучаемый.

ПЗ 1.1. Дайте определение педагогике. Из предложенных ответов выберите правильный. Объясните ошибочность остальных.

  1. Педагогика – это наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение воспитанника.

  2. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет направления его воспитания.

  3. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития.

  4. Педагогика определяет общие закономерности становления личности человека.

В какую группу включены основные педагогические категории?

  1. Класс, учитель, воспитание.

  2. Развитие, воспитание, умения.

  3. Воспитание, образование, обучение.

  4. Знания, образование, воспитанник.

  5. Воспитание, наследственность, навыки.

Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность остальных ответов.

  1. Воспитание - это изучение норм и правил поведения в обществе.

  2. Воспитание – это вооружение ребенка нормами поведения в обществе.

  3. Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно- экономического развития.

  4. Воспитание - это составная часть образования, в процессе которого человек готовится к жизни, к практической деятельности.

Что такое обучение? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность остальных.

  1. Обучение - это процесс деятельности учителя, направленный на передачу знаний учащимся.

  2. Обучение - это организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения умениями и навыками.

  3. Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на сознательное и прочное овладение учащимися системой знаний, умений, навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, формируется их мировоззрение.

  4. Обучение – это передача знаний от учителя к учащимся в соответствии с их интересами.

Выделите из предлагаемых определений понятия « образование» наиболее приемлемое.

  1. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

  2. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

  3. Образование – это процесс и результат не только обучения, но и самообразования, а также воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные умения, складывается мировоззрение.

  4. Понятие «образование» включает прежде всего передачу и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, подготовку к специальной профессиональной деятельности.

ПЗ 1.2. Проанализируйте текст о системе педагогических наук.

ФК. С. 27-30.

Педагогика – многогранная наука, поэтому изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Развитие воспитания как общественного явления исследует история педагогики. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы, 2) дидактика ( теория обучения), 3) теория воспитания и 4) школоведение (управление школой). Дошкольная и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства. Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях. Люди с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики (тифло -, сурдо-, олигофренопедагогика). В последнее время активно развиваются новые отрасли педагогики – профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.

Определите , в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических наук. Дополните содержание правильного ответа, исходя из содержания прочитанного текста.


  1. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, история школы.

  2. Дидактика, психология, история, теория воспитания, логопедия.

  3. Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, методики изучения отдельных предметов.

  4. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика профтехобразования.

ПЗ 1.3. Внимательно прочитайте текст. ФК . С. 35- 38.

Пути (способы) познания объективной реальности принято называть МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

С их помощью каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых методов исследования.

Основой для разработки педагогических идей является философия. Именно она определяет общий подход, направленность, методы познания педагогических явлений и поэтому называется МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Опираясь на полученные в системе лекционно-семинарских занятий знания , определите, в какую группу полностью включены основные методы научно-педагогических исследований.


  1. Обобщение опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.

  2. Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение документации, тестирование, анкетирование, изучение результатов детского творчества, математические методы, интервьюирование.

  3. Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социометрические измерения, анкетирование.

  4. Беседы, лабораторные работы, упражнения, изучение документации, анкетирование, анализ.

Из приведенных видов бесед выберите те, которые относятся к методу научно-педагогических исследований.

  1. Беседа воспитателя с родителями о соблюдении режима дня.

  2. Беседа учителя с учеником с целью определения его отношения к учению.

  3. Беседа с учащимися на уроке о характере изменений в природе.

  4. Беседа классного руководителя с родителями об особенностях поведения школьника дома.

  5. Беседа с учащимися о просмотренном театральном спектакле.

ПЗ 1.4. Прочитайте текст. ФК. С. 50 - 55, 61.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Процесс развития человека. В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме. Его результат – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют ЛИЧНОСТЬЮ. Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс.

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех основных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные общим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Активность человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Что вы понимаете под формированием личности? Из приведенных ответов выберите правильный, доказав ошибочность остальных.


  1. Количественные изменения, происходящие в организме человека.

  2. Целенаправленный процесс формирования у детей желаемых качеств и взглядов.

  3. Становление человека как социальной личности, которое происходит в результате развития и воспитания.

  4. Качественные изменения организма, претерпеваемые в процессе его роста.

Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Из приведенных ниже ответов выберите правильный, обосновав свой выбор.

  1. Человек – это продукт наследственности, среды и воспитания. Поэтому деятельность личности не играет существенной роли в ее развитии.

  2. Деятельность человека может быть направлена лишь на внешние факторы, вести к изменениям внешней среды. На собственное развитие она не оказывает влияния.

  3. Организованная и целенаправленная деятельность ребенка способствует развитию личности. Активная деятельность индивида в физической, психической, социальной сферах как нельзя лучше способствует развитию и формированию личности.

  4. Деятельность человека имеет лишь второстепенное значение для его развития. Ведь становление личности детерминировано наследственными факторами. Поэтому в деятельности лишь проявляются готовые свойства личности. Своей деятельностью человек изменяет окружающую действительность, но не самого себя.

ПЗ 2.1 Проанализировав основные педагогические термины и понятия, попробуйте применить свои знания при анализе практических ситуаций.

Ситуация 1 Учительница перешла работать в новую школу. Ее назначили классным руководителем 5-го класса. Необходимо изучать детей. Решила пойти с ними в воскресный день в поход в лес. Взяли рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки и все необходимое для однодневного похода. Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнала о своих воспитанниках и учительница.

Какой метод педагогических исследований могла применить учительница?



Ситуация 2 В школу пришла молодая учительница русского языка, ее назначили классным руководителем 7-го класса. До начала учебного года оставалось 2 недели .Она решила познакомиться со своими будущими воспитанниками , чтобы 1 сентября встретиться с ними как со старыми знакомыми. Попросила классный журнал 6-го класса, личные дела. Внимательно познакомилась с личным делом каждого ученика, особенно вчитывалась в характеристики. Посмотрела текущую и итоговую успеваемость по журналу. И хотя не видела ребят, но в ее воображении рисовался образ почти каждого ребенка.

Какой метод научно-педагогического исследования применила учительница?



Ситуация 3 Накануне второго полугодия классный руководитель 9-го класса попросил ответить учеников на вопросы анкеты:

  1. Какой учебный предмет вас больше всего интересует?

  2. Как вы используете свое свободное время?

  3. Каким видом искусства вы увлекаетесь?

  4. Какие книги вы прочитали за последние полгода и с какими произведениями хотели бы познакомиться?

  5. Каким видом деятельности помимо учебы вы занимаетесь?

С какой целью была проведена эта анкета?

Ситуация 4 Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел дефекты речи - шепелявил. Над ним смеялись, не слушали его речей. К.С. Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен : он даже не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником.

Проанализируйте альтернативные суждения об этих явлениях.



  1. У названных лиц никаких особых способностей не было. Счастливые случайности, стечение благоприятных обстоятельств жизни помогли им прославиться.

  2. Очевидно, у них были задатки к определенным видам деятельности, но они не могли проявиться в детстве и в силу отсутствия социальных условий, воспитания.

  3. У названных людей не было каких-то определенных задатков к деятельности, с которой была связана их жизнь. Их успех – это исключительно результат труда и самовоспитания.

  4. Бессмысленно говорить о каких-то показателях способности людей к определенному виду деятельности

Ситуация 5 В семье Бахов музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 году, с особенной силой он проявился через 5 поколений у великого композитора Иоганна Себастьяна Баха и иссяк после Регины Сусанны, жившей еще в 1800 году. В семье Бахов было более 50-ти музыкантов, из них 20 выдающихся. Любопытно, что по семейному обычаю все Бахи периодически съезжались, и в этих собраниях их единственным занятием была музыка. Так в 1750 году на таком собрании было 120 представителей семейства Бахов.

Не противоречит ли данное явление научной концепции о развитии личности?


МОДУЛЬ 2

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

Развитие личности ученика – ведущая задача современной школы. Она полагает в качестве своего определяющего условия личностно развивающегося в профессии учителя, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности, определяет содержание его профессионального самосознания.

Эффективность педагогического процесса сегодня определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.

Исходя из сказанного, вы можете сделать вывод, что речь пойдет о профессиональном становлении и развитии учителя.




Основная задача

Анализ структуры и содержания профессиограммы учителя и самоанализ собственной психолого-педагогической подготовки
















ПЗ1.

Анализ профессиограммы как модели современного учителя







ПЗ2.

Анализ педагогических ситуаций с целью выявления уровня профессиональной подготовки
















ПЗ 1.1.

ПЗ 1.2.




ПЗ 2.1.

Литература.

. Сластенин В.А. (юбилейное издание сборника трудов). М., 2000.

ПЗ1.1. Внимательно прочитайте текст ФК. С.61 - 75

Деятельность учителя, в какой бы форме она ни протекала - это сложный по своему психологическому содержанию труд, требующий от человека высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. Все эти качества объединяются и функционируют в сложном структурном целом, которое характеризует личность учителя.

Педагогическая деятельность как сложная динамическая система имеет свою специфическую структуру, которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а единое целое образование, логическим центром и основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Сумма каких характеристик дает истинное представление о качестве специалистов, выпускаемых педагогическими вузами ? Какого специалиста, вышедшего из высшей школы в жизнь можно считать отличным, какого – хорошим, а какого – плохим? Ответить на этот вопрос поможет ознакомление с системой требований, предъявляемых к человеку педагогической профессией, т.е. ознакомление с профессиограммой.



Качественно-описательная модель специалиста - профессиограмма учителя школы – является гипотетической, вероятностной и вариативной. Профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента в вузе. Как система требований к специалисту она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу формирования личности будущего учителя.

Профессиограмма включает:

  1. Свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность учителя.

  2. Требования к его психолого-педагогической подготовке.

  3. Объем и состав специальной подготовки.

  4. Содержание методической подготовки по специальности.


I. СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Общественная направленность: научно-гуманистическое мировоззрение, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, социальная активность

Профессионально-педагогическая направленность: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.

Познавательная направленность: научная эрудиция, познавательные потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Знания. Знание методологических основ и категорий педагогики, знание закономерностей развития и социального формирования личности, понимание сущности, целей и задач, форм и методов воспитания, знание закономерностей возрастного развития детей, индивидуально-психологических особенностей личности.

Умения. Анализ педагогической ситуации, проектирование результата и планирование педагогических воздействий, умение выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся, умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, умение формулировать конкретную педагогическую задачу, умение планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью, умение теоретически обоснованно выбирать методы, средства, формы учебно-воспитательной работы.

Конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса: умение отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения, уровнем обученности и воспитанности детей, умение преобразовывать учебный материал в соответствии с конкретными дидактическими задачами, умение творчески строить структуру урока, умение педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания, умение увлекать учащихся, заинтересовывать их общественно-ценными перспективами, умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, родителями учащихся.

Регулирование и коррегирование педагогического процесса: умение обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач, способность к перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях, умение ликвидировать возникающие конфликты у детей, умение осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся.

Итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач: умение анализировать полученные результаты, умение выявлять сравнительную эффективность применяемых методов и средств, организационных форм учебно-воспитательной работы, умение анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности.

III. ОБЪЕМ И СОСТАВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Знание объекта, предмета, места и связи «своей» науки с наукой в целом, владение категориальным строем научных знаний, знание методологии и логики научного исследования, знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки, углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки самостоятельного научного исследования, умение пользоваться библиографическими справочниками, указателями, проспектами и т.д. (Далее детально рассматриваются требования к конкретной предметной подготовке).



IV. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Знание целей и задач преподавания предмета на современном этапе развития школы, глубокое и всестороннее знание школьных программ, учебников и основных учебных пособий, владение приемами преодоления затруднений школьников в процессе освоения программного материала, знание теоретических основ методики преподавания, умение выбирать оптимальный вариант обучения в определенных условиях, владение методикой формирования у учащихся понятий, законов, умений, навыков, умение пробуждать и развивать у учащихся интерес к предмету, умение организовывать все формы учебно-воспитательной работы, владение навыками обращения с аудиовизуальными средствами обучения и методикой их использования, навыки руководства внеклассной и внешкольной работой по специальности.


ПЗ1.2. Ответьте на вопросы:

1. Профессиограмма – это…

  1. качественно-описательная модель специалиста,

  2. перечень требований к специалисту,

  3. перечень качеств, которыми должен обладать специалист

2. Каково количество структурных элементов профессиограммы учителя?

3. Какие из следующих утверждений верны?

  1. Профессионально-педагогическая направленность учителя характеризуется умением выявлять сравнительную характеристику методов и приемов обучения и воспитания.

  2. Специальная подготовка учителя предполагает научную эрудицию, познавательные потребности и интересы, готовность к педагогическому самообразованию.

  3. Психолого-педагогическая подготовка учителя характеризуется знанием методологических основ и категорий педагогики.


ПЗ 2. Проанализируйте педагогические ситуации и определите, какие умения недостаточно сформированы у начинающего учителя. Отвечая на вопрос, укажите соответствующий структурный номер профессиограммы (1,2,3,4).

Ситуация 1 . Саша М. , ученик 5 класса, после уроков несколько задержался в школе. Он подошел к классному руководителю, когда та возвращалась из столовой.

- Я хочу рассказать о том, что у нас творится в классе и кто нарушает дисциплину, кто плохо ведет себя вне школы, - шепотом говорил Саша. –Но чтобы никто не знал, что это я. Хорошо?

Учительница внимательно выслушала мальчика и пообещала принять меры к нарушителям.

Ситуация 2. Из письма матери. «Моя дочь учится в музыкальной школе. По пению у нее «5». Учительница узнала, что она не ходит в школьный хор и поставила ей по пению двойку, а в четверти вышло «4». Я не против хора, но ведь ребенок посещает музыкальные занятия в другом месте. Можно ли снижать оценку за пение за то, что девочки не ходит в хоровой кружок»?.

Ситуация 3. На методическом объединении учителей физики разгорелся спор о содержании учебного материала по данной дисциплине. Молодой учитель с университетским образованием решительно выступил за то, чтобы в курсе физики опустить большинство материала о так называемой «старой физике», зато знакомить учащихся с новейшими достижениями в физике, увлечь перспективой развития новых направлений в этой науке.

Его коллега отстаивала ту точку зрения, что главное внимание следует уделить изучению «классической физики», а в ознакомлении с новым не выходить за рамки учебника, так как программа по физике, по его мнению, и так перегружена.



Ситуация 4. Открытый урок математики в 8 классе по теме «Разложение квадратного многочлена на множители» начался с решения уравнений. В течение 10 минут все ученики активно работали над выполнением заданий. Приступая к изучению нового учебного материала, учитель предложил учащимся вспомнить ранее изученный материал. Учитель умело вел школьников к пониманию способов разложения квадратного многочлена на множители. Затем ученики решали примеры. Решение первого примера учитель показал на доске, дальше ученики решали примеры самостоятельно. Однако со второй половины урока активность школьников резко понизилась. Побуждения учителя мало что давали. Домашнее задание и инструктаж к нему ребята приняли вовсе пассивно.
МОДУЛЬ 3

ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой - активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития. Технология личностно-ориентированного образования успешно реализует именно эту функцию.

В личностно-ориентированной школе индивидуальный подход является основополагающим принципом построения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого ребенка. Образовательная среда призвана поощрять детей к индивидуальному самовыражению, стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению важнейших личностных свойств, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире. Школа, разделяющая идеологию личностно-ориентированного образования, большое внимание уделяет изучению школьников, разрабатывает и внедряет индивидуальные карты развития ученика.

Данная программа поможет вам овладеть технологией диагностической деятельности педагога

Предлагается общая схема действий на пути достижения цели.


Основная задача

Овладение технологией диагностической деятельности педагога.


















П.З.1.

Изучение теоретических аспектов технологии диагностической деятельности педагога.






П.З.2.

Ознакомление с различными методиками выявления индивидуальных особенностей школьников.






.З.3.

Самостоятельный выбор необходимых методик для выявления личностных особенностей ученика.





















ПЗ 1.1.




ПЗ 2.1.

ПЗ 2.2.




ПЗ 3.1.

Литература



  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  2. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

  3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.

П.З.1.1. Прочитайте ФК 3. С. 7, 119 – 121. Используя материал лекции и данного фрагмента, ответьте на вопросы.

Цели и ценности современной общеобразовательной школы – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. И только тогда, когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения.

Термин «образовательная среда» часто отождествляется с термином «учебно-воспитательный процесс». Они близки по содержанию. Но есть принципиальное отличие. Учебно-воспитательный процесс реализует социальный заказ, строится на деятельностной, нормативно-регламентирующей основе, общей и обязательной для всех учеников школы. Образовательная среда же обеспечивает особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного прежде всего на раскрытие индивидуальности каждого ученика. Такая образовательная среда должна соответствовать трем основным принципам: вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив), гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика), открытости ( готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).

Существует множество подходов к изучению личности ученика: ситуативный (надо что-то уточнить, определить причины, мотивы учебного поведения), лонгитюдный, рассчитанный на длительное изучение отдельных сторон личности ученика, дифференцированный, позволяющий по определенным, заранее выделенным параметрам отличать одного ученика от другого. Для фиксации особенностей развития ученика создается индивидуальная карта развития, в которой в интегрированном виде представлены:



  • реальные соотношения обученности и развитости ученика,

  • его избирательность к предметному содержанию (областям предметного знания),

  • индивидуальное предпочтение к проработке учебного материала в зависимости от его типа, вида, формы.

  • В чем особенность реализации принципа индивидуализации в личностно-ориентированной системе образования (в сравнении с традиционной школой)?

  • Каковы принципы построения образовательной среды в контексте личностно-ориентированного обучения?

  • Перечислите условия организации образовательной среды в личностно-ориентированной системе.

  • Каковы диагностические методы выявления интеллектуального развития школьников?

  • В чем специфика учебных заданий для выявления познавательной избирательности ученика?

  • Что такое «индивидуальная карта развития ученика»?

  • Проанализируйте существующие подходы к разработке и использованию школьной документации в русле изучения индивидуальных особенностей школьников.

Для успешной реализации диагностической деятельности педагог должен умело использовать разработанные психологами и педагогами методики изучения личности школьника.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях часть 1 процесс обучения
1452.73kb.
Е. И. Каширина Международное гуманитарное право в вопросах и ответах учебное пособие
162.33kb.
Учебное пособие для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в двух частях. Так же, будет полезно абитуриентам и студентам педагогических вузов
8.58kb.
Синелыциков Ю. П. Прокурорский надзор: Учеб- ное пособие
2389.22kb.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2008. Цуканова О. А., Варзунов А. В. Сетевая экономика: Учебное пособие. Спб.: Спб гуитмо, 2008. 64 с
21.2kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Серия «Учебный курс». Р-н/Д: МарТ, 2002
35.22kb.
Учебное пособие для вузов Под редакцией А. Л. Журавлева Москва 2002 уд к 159. 9 Ббк88 с 69
5500.92kb.
Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
2382.81kb.
Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003. Данное пособие посвящено важнейшему разделу курса «Основы творческой деятельности журналиста»
2053.96kb.
Учебное пособие также может быть использовано для организации самостоятельной работы студентов вечернего и заочного форм обучения с целью расширения, закрепления и проверки знаний по русскому языку
1122.16kb.
Учебное пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 080507 «Менеджмент организации»
1629.56kb.
Е. П. Ильин эмоции и чувства
15398.5kb.