Главная стр 1стр 2стр 3стр 4стр 5
скачать
Часть 2. Формирование личности в семье
2.1. Неполная семья: последствия для личности ребенка.

Состав семьи очень важен для ребенка. Семья может быть полной или неполной, с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками или без них. Особый случай – семья, где родители неродные.


2.1.1. «Неполная семья – группа ближайших родственников,…»
Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных, семьях.

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь «ради детей», зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
2.1.2. А.С. Данькова. Неполная семья: формирование гендерных ролей
Гендерная социализация – процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Процесс формирования гендерных ролей начинается с момента рождения, задавая разные направления развития мальчикам и девочкам. В психологии вплоть до сегодняшнего момента мало изучены закономерности формирования гендерных ролей у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Это направление представляется важным, поскольку количество неполных семей растет!

Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей формирования гендерных ролей у детей младшего школьного возраста, в котором участвовали 20 детей десятилетнего возраста из неполных семей и 25 детей из полных семей. Для реализации поставленной цели был применен комплекс, включающий проективные методики (рису­ночный «Автопортрет», свободное сочинение «Настоящая женщина – это...», «Настоящий мужчина – это...»); адаптированный к возрасту опросник половых ролей С. Бём (ВSКI); наблюдение, фиксирующее проявления поведения, связанного с гендером, анкета для родителей «Какие качества вы воспитываете в своем ребенке?».

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:


  1. В младшем школьном возрасте идёт активное осознание детьми своей гендерной роли. Анализ «Автопортретов» показал, что дети под­черкивают в рисунках принадлежность к тому или иному гендеру, что выражается в прорисовывании традиционных атрибутов (символов) «маскулинности» - «фемининности»: часто мальчики изображали себя занимающимися спортом, курением, почти все девочки изобразили себя с различными украшениями, сумочками и т.д.

  2. Представление о гендерных ролях и гендерном поведении у детей из полных и неполных семей имеют некоторые различия (на основе анализа свободных сочинений). Дети из неполных семей формируют свои представления на основе наиболее распространенных стереотипов, образов «мужчин», «женщин», представленных в СМИ, литературе, школьных учебниках. При этом дети из неполных семей демонстрируют ограниченность в восприятии женского и мужского поведения, выделяя только наиболее типичные формы поведения. У детей из полных семей формирование половой идентичности происходит на основе наблюдений за родителями, служащими им моделью полоспецифического поведения, их представления о гендерном поведении более гибкие.

  3. Анализ данных полоролевого опросника С. Бем показал, что у девочек из неполных семей наблюдается маскулинизация (50%). На наш взгляд, это связано с принятием и демонстрацией матерью роли отца. У детей из полных семей лишь у 37% девочек преобладают мужские каче­ства, у 50% девочек из полных семей в большей степени развиты фемининные качества в отличие от 38% девочек из неполных семей.

  4. Несмотря на то, что все родители воспитывают одни и те же каче­ства, в равной степени присущие и мужчинам, и женщинам (это следует из анализа анкет для родителей), у детей из полных и неполных семей различны формы полоролевого поведения, что является следствием «скрытого учебного плана». На этом основании можно сделать вывод, что важны не специальные качества, воспитываемые у ребенка, а воз­можность наблюдать и усваивать поведение родителей обоих полов.


2.1.3. Почти заботливый муж. Рассказ жены. (Газета «Моя семья»)

При инфантильном муже все решения у нас в семье лежали на моей совести, а их воплощения - на моих плечах. До самых родов делала ремонт в новой квартире. Сама обои клеила, карнизы вешала. Потому что знала: если не я, то никто не сделает. А потом с грудным ребенком на руках вообще ни чего не смогу. За день до родов осталось тока шторы повесить. Карниз собрала, стол из одного угла в другой потаскала, попрыгала на нем, наметила все, просверлила, прикрутила, шторы подшила, повесила. - Ух! – сказала себе. – Гнездо свито. Теперь можно. И на следующий день пошла рожать.

А муж все это время пребывал в глубокой меланхолии... Ну как же, столько перемен в жизни! Это непросто для ранимой души: новая квартира, переезд, ребенок... Ему было все это очень тяжело принять, поэтому руки у него ни на что не стояли. Он вырос без отца, с мамой, теткой и бабушкой, к мужской работе не приучен. А я росла с отцом, и мне всегда интересно пилить, прибивать, сверлить, Прикручивать. Ну, раз попросила мужа что-то сделать. Ну, два. Потом посмотрела, как это делается, плюнула и стала все всегда ремонтировать сама. Зато он посуду мыл без напоминания. И дочкины пеленки-одежонки стирал, с удовольствием проводил с ней время. Да и сейчас тоже. Нет, он не плохой человек. Не жадный, почти заботливый. В дочке души не чает. Меня любит... Но по-сыновьи. Так что командовала всем я. Мне пришлось, я была вынуждена.
2.2. Порядок рождения ребенка в семье и его влияние на формировании личности.
Дуракам везет. А крупным дуракам везёт по-крупному. Рассказ родственницы. (Газета «Моя семья»)
Задание: Опишите основные черты характера героя рассказа – единственного брата шести сестёр.
Котик, как звали в семье Константина, жил в Сочи. Вырос он типичным гулякой, в соседней Грузии таких называют «кинто». Хорошо погудеть с друзьями, полихачить, сделать какую-нибудь эффектную глупость было для Котика высшей доблестью. Собственно никто и не возражал – в нём, единственном брате шести сестёр, вся семья души не чаяла. Всё лучшее доставалось ему.

Однажды Котик возвращался с другом по ночной улочке после попойки. Вдруг из одного освещённого окна на втором этаже раздалась громкая брань. Кричал мужчина, крыл кого-то последними словами, для большей убедительности, в ключевых местах переходя с грузинского на русский и обратно. Ему что-то резкое отвечал женский голос. Загремела мебель, посуда. В общем, стало ясно, что это семейная ссора. То ли жена в парикмахерской на полчаса задержалась, то ли в кино пошла с подругой, не спросив мужа, - в общем, сделала что-то немыслимое и дающее повод для справедливой ревности.

Друзья под окном задрали головы, слушая перебранку и гадая, чем кончится этот спектакль. Оскорбления и аргументы уже начали повторяться, и молодые люди на улице заскучали.

- Спорим, помирю? – спросил Котик друга.

- На твой нож складной, идёт?

- Идёт!


Котик огляделся и поднял с земли увесистый булыжник, лежавший под толстым раскидистым каштаном. Секунду взвешивал его на ладони, а потом запустил в окно. Раздался звон, грохот, осколки стекла посыпались вниз, но в квартире действительно воцарилось молчание. Правда, ненадолго. Просто визг и ругань теперь были обращены к молодым людям.

Во всех окнах поблизости вспыхнул свет, на улицу выскочили несколько разновозрастных мужчин, один, в пижме, даже прихватил охотничье ружьё. Короче, отступать было поздно. Может, случайно разбуженным соседям и хватило Котиковых извинений, но тут спустился муж, решивший, что Котик – любовник его жены, потому-то и околачивался под окнами, потому-то и вступился за эту «порочную женщину». Конечно, свершить самосуд при таком стечении народа оскорблённый муж не мог, но и о том, чтобы отпустить молодых людей, речи уже не было.

После недолгого разбирательства Котик получил год за хулиганство. Поскольку преступление было пустяковым, а родственники нашли подход к судье, осужденного отправили не куда-нибудь в Коми, а в Кахетию, где он работал в худо-бедно огороженном колючей проволокой винограднике. Так выглядела местная «зона».

Пару раз в месяц к Котику приезжали родственники с гостинцами и деньгами. Но юноше не нравилось убирать виноград, он предпочитал иметь с ним дело уже в виде вина. Опять же, маячившая на склоне вышка надзирателя Серго поселяла тоску в свободолюбивом сердце, хоть и был Серго отличным парнем и в бинокль свой разглядывал вовсе не заключенных, а девушек из соседней деревни.

Как бы то ни было, Котик сбежал. Большей глупости придумать было нельзя. Теперь ему при поимке годом уже было никак не отделаться, да и послать могли куда угодно. Как бы он выжил, если бы, к примеру, вокруг были не виноградники, а снег на сотни километров?

Прятаться у родственников было нельзя – ведь там же в первую очередь беглеца бы и искали. Кое-как ему устроили поддельные документы. Дуракам везёт – Котик несколько лет спокойно прожил под чужим именем в малюсеньком южном городке, работая бухгалтером. Женился, дети пошли. А они, как известно, кричат, мешают, отнимают время. Котик понял, что дети отнимают у него драгоценную свободу не хуже чем милиция. В общем, к воспитанию наследников необходимо было «приобщить» бабушку и незамужних тёток – пусть нянчатся.

Котик поехал к своим родным в Сочи наводить мосты. И в первую же ночь, напившись по случаю встречи со старыми друзьями, угодил в кутузку. А в сочинской милиции его не забыли и припомнили старые грехи. Он был просто раздавлен, убит, плакал как девушка.

Но если дуракам везёт, то крупным дуракам везёт по-крупному. Уже на следующий день нанятый родственниками адвокат объяснил ему, что срок давности за хулиганство давно вышел, за побег – почти, а учитывая многодетность, беспокоиться вообще практически не о чем. Котик облегчённо вздохнул и больше, кажется, не беспокоился до конца своей долгой жизни. Во всяком случае, родственники такого не припоминают.


2.3. Личностные особенности родителей
2.3.1. З.А. Зимелева. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. –2001. – №4,

С. 22-27.


Ключевые слова: агрессивное поведение подростков, соци­ализация, стиль семейного воспитания, оценка родителями пове­дения своего ребенка.

Такие отклонения в поведении подростков, как жесто­кость и агрессивность, безнравственное и асоциальное пове­дение, в последнее время изучаются достаточно интенсивно. Можно выделить ряд направлений исследований, в рамках которых сформулированы основные теории агрессии. Это тео­рия инстинкта (З. Фрейд), теория фрустрации – агрессии (Дж. Доллард), когнитивная теория (З. Берковиц), теория социаль­ного научения (А. Бандура).

Применение психологии развития для понимания асо­циального поведения (которое неразрывно связано с так на­зываемой асоциальной агрессивностью) позволяет устано­вить, что делинквентное поведение является следствием не­удачного процесса социализации.

Зарубежными исследователями была обнаружена непос­редственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Большинство родителей исключают фактор собственно­го влияния на агрессивное поведение ребенка. Тем не менее, нередко наблюдается подсознательное провоцирование не­желательного агрессивного поведения. Чаще всего это про­исходит вследствие таких причин, как недостаточная педа­гогическая культура и индивидуальные особенности харак­тера родителей.

Анализируя родительские взгляды на воспитание, автор стремилась выяснить, как сами родители оценивают связь поведения своих детей с собственным поведением. В ис­следовании предпринята попытка проследить, что сознатель­но делается родителями для того, чтобы вырастить и воспи­тать человека, обладающего чувством собственного достоинства, внимательного к заботам близких, любознательного, активного.

В конце ноября 2000 года автором было проведено ан­кетирование родителей в рамках “Всероссийского родитель­ского собрания”, организованного Управлением образования северного административного округа Москвы. Перед нача­лом его работы родителям была предложена разработанная автором анкета. Цель анкетирования состояла в выявлении различий в стратегии воспитания в семьях агрессивных и не­агрессивных подростков и детей, приближающихся к подрос­тковому возрасту. В исследовании приняли участие 35 ро­дителей, имеющих детей в возрасте от 11 до 17 лет.

Родители подростков оценивали поведение своего ре­бенка, используя следующие варианты ответов: “адекватен” (неагрессивен), “раздражителен”, “проявляет физическую агрессию”, “употребляет грубые выражения”. То, как роди­тели ответили на этот вопрос, позволило условно разделить их на две группы. К первой группе были отнесены родители, имеющие значительные претензии к поведению детей (70% от числа всех опрошенных), ко второй группе – родители, которые в целом удовлетворены поведением своего ребенка (30%).

Наиболее значимыми оказались различия между этими группами по следующим параметрам:

1) совпадение взглядов на воспитание;

2) характер категорических запретов;

3) отношение к выдаче ребенку карманных денег;

4) поведение при невыполнении ребенком требований родителя;

5) отношение к “хорошему” и “плохому” поведению ре­бенка;

6) оценка частоты обращений ребенка за помощью или советом;

7) оценка конфликтности ребенка.

Данные, полученные в ходе анкетирования, представ­лены в таблице.

Таблица


Параметры

Родители




агрессивных

неагрессивных




подростков

подростков

Ребенок конфликтует со
сверстниками

36

18

Ребенку запрещается:

ругаться


обманывать

Нет категорических запретов


12

19



27

0

46



38

Совпадают взгляды на
воспитание

15

65




Карманные деньги:

не получает

получает за что-то

27

8


0

27



Родители

непоследовательны в

предъявлении требований к
ребенку


14

0

Ребенок всегда обращается

за помощью



27

54

Никогда не советуется

0

13

Хорошее поведение

9

18

заслуживает похвалы







За плохое поведение ребенка

77

46

наказывают







Автором были выявлены факторы, влияющие на агрес­сивное поведение детей. Во-первых, это согласие или несог­ласие между родителями в вопросах воспитания, что подтвер­ждается и другими исследованиями. Во-вторых, использо­вание и эффективность наказаний и запретов.

В заключение автор отмечает, что лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. В основном дети воспринимают те модели выражения или подавления гнева, которым следуют их близкие. К сожалению, дети, чьи роди­тели еще сами не научились управлять своим поведением, с большим трудом усваивают навыки адекватного выражения агрессии.



2.3.2. Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолае, О.В. Илларионова.. Вли­яние личностных особенностей матери на межличностные отно­шения ребенка // Журнал прикладной психологии. 2002. № 1. С. 21-28.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенно­сти родителей, психологическая атмосфера семьи, стиль воспи­тания, стиль социализации, особенности личности ребенка.

Обширная социологическая и социально-психоло­гическая литература, касающаяся развития детей в семье, в целом свидетельствует о значимости практически всех фак­торов, входящих в понятия семейного окружения и конфигу­рации семьи, для интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного возраста, их академической ус­певаемости, межличностных отношений и тому подобного. К этим факторам относятся прежде всего возраст и пол ребен­ка, социоэкономический статус семьи, общее количество де­тей в семье, наличие членов семьи старших поколений и так далее.

Не вызывает сомнения, что в этом контексте особую роль должны играть индивидуально-психологические особен­ности родителей, формирующих психологическую атмосферу семьи. Особенности поведения родителей по отношению к детям обусловлены уровнем их умственного развития, уста­новками, личностными чертами, ценностными ориентациями и тому подобным. Одним из наиболее существенных психо­логических параметров, характеризующих родительско-детские отношения, является стиль воспитания, или стиль семей­ной социализации.

В зарубежной психологии родительско-детские отноше­ния выступают как объект дифференцированного анализа. Родительско-детские отношения не только изучаются в ка­тегориях качественно описательных, но и подвергаются ко­личественному статистическому анализу, что позволяет выстроить иерархию семейных факторов, влияющих на развитие индивидуально-психологических особенностей младшего школьника.

В связи с вышесказанным данное исследование было посвящено дифференцированному анализу условий фор­мирования родительско-детских отношений, в первую оче­редь влияния личности матери на межличностные отношения ребенка и складывающиеся в процессе общения особенности личности ребенка младшего школьного возраста.

Задачи работы заключались, в том, чтобы установить:

1) как влияют личностные черты матери на выбор пред­почитаемого ею стиля социализации;

2) в какой степени личностные особенности и межлич­ностные отношения ребенка зависят от стиля социализации и личностных особенностей матери.

Методическую основу работы составляет сравни­тельный анализ индивидуально-психологических осо­бенностей детей 7 лет и их матерей. В исследовании приняли участие 38 детей и их матери: 16 мальчиков (средний возраст 7 лет 8 месяцев) и 22 девочки (средний возраст 7 лет 3 месяца), а также их матери (средний возраст 34 года 5 месяцев). Для оценки межличностных отношений и личностных особеннос­тей детей использовалась методика Р. Жиля. У матерей проводилась оценка стилей семейной социализации (по тесту-опроснику родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Сто­лина) и изучение структуры личности с помощью многофакторного опросника личности Р. Кэттелла. Кроме того, с ма­терями проводилось формализованное собеседование, в котором выяснялись степень субъективной удовлетво­ренности жизнью (материальный аспект) и жилищными усло­виями. Статистическая обработка данных включала группо­вой, корреляционный, факторный и регрессионный анализы.

Изучив результаты исследования, авторы делают сле­дующие выводы.

1. Стили отношения матери к ребенку, определяемые по методике Варги-Столина, мало связаны с личностными чер­тами матери, выделяемыми по методике Кэттела. Они также почти не отражаются на системе межличностных отношений детей и весьма избирательно влияют на формирование их личностных особенностей.

2. Определяющую роль в формировании межличностных отношений ребенка младшего школьного возраста играют такие личностные черты матери, как степень замкнутости – общительности, уровень интеллекта и степень подчиненнос­ти – доминантности.


2.3.3. Дети в семье алкоголиков

… Мы хотели бы глубже осветить проблемы алкогольных семей, т.е. таких, где один из родителей (или оба родителя) злоупотребляют алко­голем. Имея общие черты с прочими неблагополучными семьями, зави­симая семья обладает еще и многими специфическими характеристика­ми, такими, как: 1) размытость и нечеткость границ «духовной террито­рии» каждого члена; 2) жизнь зависимой семьи построена на отрицании, которое часто носит навязчивый характер; 3) потребности ребенка часто не удовлетворяются, в особенности потребность в любви и внимании; 4) у ребенка «воспитывается» чувство вины и низкая самооценка; 5) дес­потичность, жестокость отношений, система эмоциональных наказаний, часто насилие; 6) запрет на свободное выражение чувств.

Анализируя проблемы алкогольных семей, многие авторы начинают вводить понятие «взаимозависимости», определяя его как состояние в рамках действительного существования, которое в значительной мере является результатом адаптации к дисфункции (например, к пагубному пристрастию). Это закрепившаяся реакция на стресс, которая с течени­ем времени становится скорее образом жизни, нежели соответствую­щим средством выживания. Когда источник стресса исчезает, взаимоза­висимый человек продолжает действовать в окружающей его среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать.

Исследователи описывают четыре различные семейные роли, или стратегии выживания, в алкогольной семье: «Герой семьи», «Козел отпущения», «Потерянный ребенок» и «Талисман». Эти стратегии, обу­словленные предшествующим опытом ребенка, наиболее полно раскры­ваются к наступлению подросткового возраста, поскольку в этом воз­расте обнаруживается склонность к «замене» невротических вегетатив­ных и моторных симптомов нарушениями поведения.

Поскольку тема взаимозависимости в отечественной психологии сравнительно нова, еще не существует достаточного количества иссле­дований, которые позволили бы понять, какие именно характеристики алкогольной семьи влияют на формирование той или иной стратегии поведения подростка. С нашей точки зрения, необходимо учитывать такие параметры, как уровень родительского контроля, эмоциональной поддержки, самостоятельности ребенка и директивной или либеральной позиции родителей по отношению к ребенку. Однако только внешние факторы не могут полностью обусловливать особенности поведения и личности ребенка. Очевидно, необходимо учитывать еще и внутренние факторы, такие, как темперамент, перенесенные болезни, характерологические особенности (акцентуации). Только учитывая все названные факторы в их взаимодействии, мы можем получить представление о причинах формирования фиксирующихся стратегий поведения. Именно этому вопросу мы посвящаем свое практическое исследование.
2.4. Типология взаимоотношений родителей и детей и влияние типа этих взаимоотношений на личность ребенка. Неправильное отношение родителей к ребенку и его последствия.

2.4.1. «Почему нельзя развестись с собственным ребенком» Письмо матери (Газета «Моя семья»)

Задание: Проанализируйте отношение матери к дочери. В чем ошибки материнского воспитания? Только ли мать ответственна за то, какой сложилась личность дочери?

Просыпаешься однажды и понимаешь, что тебе присвоено очередное звание. Кажется, совсем недавно была простым солдатом - и вот уже звезда на погоне и звание матери. Хоп - уже бабушка, две звезды. Любимый внук родился полтора года назад. Дочь, я пытаюсь понять, что же случилось вчера, после того как вы с мужем согласились подвезти меня из гостей. Вспоминаю каждую мелочь, каждое слово.

Вот мы усаживаемся в машину, укладываем нашего "ребёнка-индиго", он тут же засыпает. И начинается вечер откровений. По дороге вы с мужем рассказываете о своей подруге, которая недавно родила. Говорите, что её муж пьёт пиво, курит травку, а она злится, потому что ей нельзя. Я спрашиваю, что будет, когда она перестанет кормить грудью? Вы, смеясь, говорите, что уж тогда она оторвётся.

Спрашиваю, как поживает ваш приятель Димка. Вы с ухмылкой отвечаете, что Димка больше не ездок: он пять дней не спал, тусовался, и у него случился удар. Я в шоке. Как же так, ведь он такой молодой, всегда помогал вам, вы хоть к нему ходили? Вы отвечаете, что незачем, он сам во всём виноват, в последнее время совсем скатился. Дело даже не в наркотиках. Наркота сейчас повсюду, говорите вы, он просто как-то опустился.

Я удивляюсь, неужели в вашей тусовке все наркоманы? Вы раздражаетесь, начинаете объяснять мне, дремучей, что сейчас все курят травку, что это просто развлечение. Вы так отчаянно отстаиваете право курить травку, что я начинаю понимать: это касается и вас лично. Нет, вы не признаётесь открыто. Но вы убеждаете меня, что все лёгкие наркотики, кроме героина, - благо. Что от этого расширяется сознание и приходят ответы на самые сложные вопросы. Что талантливые креативщики особенно ярко творят после приёма таблетки. И это лучше, чем алкоголизм. Потому что, в отличие от алкашей, ваши друзья зарабатывают кучу денег, ездят на хороших машинах и носят модные шмотки.

Я слушаю всё это и физически ощущаю, как на голове шевелятся волосы. Мне страшно оттого, что из всех миров, существующих на земле, вы выбрали именно этот. Мое сердце сжимается, когда вы радостно сообщаете, что учите ребенка слову "пати" ("клубная вечеринка", ред.). Говорите, что, когда он подрастет, вы возьмёте его с собой. И что всё в жизни надо попробовать. По-моему, в таком случае надо попробовать ограбить банк или убить человека. В конце концов, и то, и другое – противозаконно. Вы тут же переводите разговор на тему социума, диктующего свои правила поведения. И говорите, что вам это не подходит, что люди должны быть свободны от правил, придуманных другими.

Я соглашаюсь, отчасти. Да, свобода - это здорово. Свободный человек открыт для творчества. Он может сам построить свою жизнь такой, какой хочет её видеть. Но, с другой стороны, со свободой не все умеют обращаться.
Вы переходите на крик, не боясь разбудить сына. Вас возмущает, что я считаю вас неорганизованными и безответственными. Но именно вы (оба!) бросили институт за полгода до окончания. Именно вы опаздываете на любую встречу минимум на сорок минут. Именно ты, дочь, забыла сегодня паспорт и тем самым сделала бессмысленной свою поездку за справкой.
Вы не остаётесь в долгу. Скандал набирает обороты. Выясняется, что я тебя вообще не воспитывала!

Что у тебя, оказывается, вообще не было матери!


За час этой дороги я выматываюсь, как за рабочую неделю. Несколько раз пытаюсь перевести разговор на другое, но тщетно. Я замолкаю. Перестаю отвечать. Мы подъезжаем к дому. Я выхожу. Мне очень плохо, даже тошнит.
Почему всё так? Когда это началось? Сколько лет я ищу и не могу найти с тобой общий язык? Тебе всегда нравилось то, что я терпеть не могла, начиная от рассольника и заканчивая пирсингом в языке. Иногда я думаю, что, если бы можно было развестись с детьми с формулировкой "не сошлись характерами", нас бы сейчас сразу развели, без попыток к примирению.

Как мне жить дальше? Родить ещё одного ребёнка или взять из детдома? А вдруг просто не хватит сил поднять его на ноги? А на мне ещё родители-инвалиды. Мне будет некогда дарить ему счастливое детство, которое я старалась дарить тебе. Ведь мы были с тобой на всех спектаклях во всех театрах, у тебя всегда было всё, что ты хотела: игрушки, одежда, заколочки, бантики... Скажи, откуда в моей памяти столько сказок, если я не воспитывала тебя? Господи, сколько я перечитала всякой литературы, чтобы научить тебя всему, чему учат детей. Помнишь, ты так интересовалась всем, что касается человеческого тела? Это я рассказывала тебе, из чего мы состоим: где у нас сердце, печень, желудок и как это всё работает. До тебя я и сама этого толком не знала. Пришлось учить анатомию заново. Мы играли с тобой в города и просто в слова. Помню, однажды мне досталась еда на "к". В стране тогда был страшный дефицит, и ты никак не могла мне поверить, что есть такое слово "коржик". А однажды зимой ты сильно замёрзла и начала проситься на дачу, "ведь там всегда тепло". И я не знала, как тебе объяснить, что на даче мы были летом, а зимой там холодно. Ты просто отказывалась в это верить!

Если я не растила тебя, откуда я всё это помню? Летом я возила тебя на море. Правда, за десять дней ты в него так и не вошла, хоть тебя уговаривал весь пляж. Потом, через пару лет, мы поехали ещё раз, и ты, наконец-то, решилась и не вылезала из воды по четыре часа. Я делала тебе правильный массаж. Мы смотрели, как на твоём теле появляются маленькие родинки. Дети ведь, оказывается, рождаются без них. Ты хотела родинку над губой, и я сказала, что, если во что-то верить, то это обязательно сбудется. И она появилась! Мы занимались с тобой оздоровительной гимнастикой, чтобы не болеть осенью. А зимой вместе катались с горки и на коньках на замерзшем пруду. Однажды ты упала и долго не вставала, я испугалась, подъехала к тебе и увидела, что ты просто лежишь на спине и смотришь в небо. Ты сказала: "Я вот смотрю и думаю, почему люди не летают? Я так хочу летать!" Как это было трогательно.

Я рассказала тебе про рифмы, и ты стала сочинять свои первые стихи. Я тогда гордилась тобой! Ты боялась оставаться дома одна, и поэтому я целых десять лет никак не могла выйти на нормальную работу. Я всегда делала с тобой все уроки. И когда ты впервые влюбилась, мы вместе придумывали, как сделать, чтобы этот мальчик обратил на тебя внимание. Помнишь, как мы орали "ура", когда он сам позвонил тебе?


Потом наступил этот дурацкий переходный возраст. Ты стала агрессивной, пропадала ночами, и я искала тебя по всем подворотням.

Как-то раз, когда мы смотрели "Форест Гамп", ты сказала, что хотела бы жить так же свободно, как его любимая девушка. Вскоре ты, как она, ушла из дома. Потом, правда, вернулась, с чесоткой и грибком, я вылечила тебя, отвела к знахарю и попросила его помочь. А он тебя выгнал и сказал, чтобы я побыстрее отдала тебя замуж или отправила куда подальше, потому что ты - "не мой человек". Я тогда возмутилась и сказала, что ему легко – выгнал и всё, а нам дальше жить. И если мы обратились за помощью – значит, надо помогать, а не читать мораль. Он задумался, нарисовал что-то на бумаге, по шептал себе под нос – и (о, счастье!) мы полгода жили душа в душу. Самые счастливые полгода в моей жизни.

А потом чары рассеялись, и ты снова стала чужой. Это так больно! Ты попробовала "колёса" и стала всё время мне врать. На порно-вечеринке ты нашла себе мужа. Теперь вы врёте мне вместе. Зачем? Знаете, что я чувствую при этом? Как будто пришла в большой супермаркет, хожу, набираю в тележку всякие красивые коробочки, внимательно читаю состав, радуюсь, что нашла то, что нужно, оплачиваю, приношу домой, открываю – а все коробки пустые или в них лежит какой-то мусор.
Через некоторое время ты забеременела, позвонила мне и попросила подсказать, какие нужны таблетки, чтобы прервать беременность. Я уговорила тебя подождать с решением, подумать. Ты сказала, что думать тут нечего, ребёнок будет мешать тебе тусоваться. Я предложила отдать его мне, если будет сильно мешать. Ты сопротивлялась два месяца. И всё-таки я тебя уговорила! Я ходила с тобой на УЗИ, радовалась, глядя, как он брыкается у тебя в животе, и уже тогда увидела, на кого он будет похож. Ты поехала в роддом к моей подруге-акушерке. Она обнимала и целовала тебя во время схваток. А потом сделала тебе укол, ты уснула, а проснувшись, быстро и без осложнений родила сына. Через пятнадцать минут мы были в твоей палате, и я первая поздравила тебя и взяла его на руки. А теперь ты говоришь, что у тебя не было матери. У меня нет других детей, кроме вас. Только ты и наш мальчик-"индиго". И я люблю его всей своей нерастраченной родительской любовью. Но он живёт с вами и, скорее всего, станет таким, как вы. Вы грамотно проведёте его по наркотикам, объясните, что в этом мире никто никому не должен и что бабушка хорошему не научит.

Почему? Где я ошиблась? Что сделала не так? Двадцать лет я строила нашу жизнь, как дом. Дом с тонкими стенами и стеклянной крышей, чтобы в нём было много воздуха и солнца. А теперь вокруг ураган и холодный дождь. Я сижу в этом доме, дрожжу от холода и страха и ругаю себя за то, что не справилась со своим самым главным делом. И уже ничего не исправить.


2.4.2. Мать сама покупала ему травку. Рассказ сестры (Газета «Моя семья»)

Когда мне было пять лет, у меня родился братик. Я очень ждала его, Мне даже разрешили выбрать ему имя. Но родители с самого начала относились к нам по- разному. В детстве я не плохо каталась на коньках, замечательно рисовала, была очень гибкая и спортивная, писала стихи, подбирала музыку на фортепиано, но мои таланты мать не замечала. Разве что, когда к нам домой приходили посидеть и выпить родительские приятели, мать под мои аккомпанименты лихо выплясывала "Цыганочку". Наплясавшись вволю, меня удаляли в спальню.

А брата с самого детства считали гением. Его никогда не наказывали, хотя меня все детство били ремнем и шлангом от стиральной машины. За любую провинность я могла услышать от отца: "Сейчас наступлю на одну ногу, потяну за другую, разорву". Мама наша - учительница младших классов. Она очень любит на людях казаться умной, доброй, внимательной. Но мне запросто могла в припадке ярости расцарапать лицо. Помню, однажды мы шли вместе около гаражей, где была куча битого стекла, я спотыкнулась и упала, в руку врезались тысячи осколков, она мгновенно превратилась в кровавое месиво. Я плакала от боли, Но мать даже не помогла мне подняться. Два шрама остались на всю жизнь.

Меня отдали в ясли в десять месяцев, а с братом мама сидела в декретном отпуске три года, до двух лет не отнимала его от груди, спал он часто в родительской кровати. Свою повышенную любовь мать объясняла просто: "Он спас мне жизнь". Якобы у нее очень болела грудь и старая акушерка посоветовала ей родить ребенка. Обследование, кстати, паталогии не показывало.

Может показаться, что во мне говорит ревность. Но дело не в этом. Мама лелеет сына всю свою жизнь, а ведь ему уже за тридцать. Во многом из-за ее гипертрофированной любви его жизнь сложилась гораздо хуже, чем могла бы. Ведь отношения родителей формирует личность. В детстве он посещал множество кружков, но ему все быстро надоедало. Парень подрос, пришла пора идти в армию. Мать вместе с ним бегала в военкомат, отмазывала. Чтобы врачи поставили диагноз "гипертония", сама покупала ему травку, брат курил, пил в огромных дозах кофе, в ближайшем к военкомату подъезде отжимался и бегом в кабинет к врачу. В армию он не попал. может быть к сожалению.

Вскоре он уехал отдыхать на море. Отец дал ему по тем временам кучу денег, и брат оторвался на полную катушку. С травкой благадоря маминой заботе он уже был знаком, а тут дошли и до героина. По знакомству поступив в институт, брат продержался там только первый курс, ни один экзамен не сдавал сам. Одному преподавателю отец привозил навоз, другим давали взятки. Потом брат устроился на работу, и очень часто отец подвозил его туда на машине. Работу он вскоре бросил, но родители об этом не знали, они продолжали возить его на работу, а брат шел гулять со своими приятелями. Даже водительские права были для него куплены родителями, впоследствии они не раз их выкупали, когда тот их терял.

Наркотики все больше и больше затягивали брата. Из дома было вынесено все, что можно было продать. Сколько раз его пробовали лечить: увозили в монастырь в другой город, а через три дня он появлялся дома; клали в клиники, где ему переливали кровь, кололи снотворными, лечили сепсис. Было время, когда врачи, совершали утрений обход, вслух удивлялись, что он еще жив. Брат вернулся с того света, это действительно было чудо. Около пяти лет назад мать вместе с ним стала ходить в церковь. И вот он, коловшийся десять лет, все-таки бросил наркотики. Надо надеяться, что окончательно. Даже устроился на работу. Зарплата мизерная, но радость огромная, главное, чтобы не было возврата к прошлому.

Как большинство наркоманов брат натворил делов. И в результате находится под следствием. Родители, наверное, дали взятку, дело должно были уничтожить, но пришел новый следователь и начал копать заново. Скоро суд. Одного из братниной компании уже посадили. Мать готова отдать все сбережения, лишь бы сын остался на свободе. Она даже не задумывается о том, сколько людей пострадало из-за сына и его приятелей. Представьте, как чувствует себя продавец, которого облили бензином и грозятся поджечь, если он не отдаст выручку и приглянувшийся товар бандитам! И ведь это не единственный случай. Сколько машин, брошенных в кювет или соженных после того, как мальчики покатались и поразвлекались! И бог с ним, пусть бы даже родители помогли брату защитить свою более-менее восстановившуюся жизнь от прошлого, лишь бы только из него были извлечены уроки на будущее.

Но недавно я, хоть на пустяковом примере, убедилась, что ничего в их отношениях не меняется. Желая сделать моим родителям приятное, мы с мужем решили подарить им дорогой мобильный телефон. Купив трубку, я позвонила и рассказала об этом отцу. Утром звонок от брата: "Ты можешь подъехать? Я попал в аварию. Сбил человека. Машина изуродована". Я еду. Забираю брата, едем в ГИБДД, затем в больницу к пострадавшему. Родители еще не в курсе. Когда возвращались из больницы, брату позвонил отец, и я слышала что он говорил: "Ты заедь к сестре, она обещала нам новый телефон, сдай его в магазин, а деньги возьми себе, они тебе нужнее". У меня был шок, даже веко дергаться начало. Родители продолжают нянчить свое великовозврастное дитя! Телефон не отдала. Я в этом не участвую.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие для студентов непсихологических специальностей Челябинск Издательский центр юургу 2010
1830.48kb.
Учебно-методический комплекс Челябинск Издательский центр юургу 2010 ббк х62. я 7 П912
465.63kb.
Учебно-методический комплекс Челябинск Издательский центр юургу 2010 ббк х62. я7 К893
605.38kb.
Учебное пособие Челябинск 2014
923.8kb.
Учебное пособие для студентов (специалистов) всех форм обучения специальностей: 130501 «Проектирование, сооружение и эксплуатация газопроводов и газонефтехранилищ»
54.03kb.
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 (091)(07) ббк 20
331.71kb.
Учебное пособие Челябинск 2008
2737.49kb.
Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр
2841.09kb.
Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. Ф. Симионова. М.: Икц «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 384 с
90.36kb.
Теория доказывания в юридическом процессе
2539.17kb.
Учебное пособие для студентов заочной формы обучения специальностей: 260200, 060500, 060800, 170400. М.: Мгул, 2003. 56 с
532.71kb.
Учебное пособие москва 2010 Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней
529.93kb.