Главная стр 1стр 2стр 3стр 4стр 5
скачать

V

Мифологическое мировоззрение.

Формирование.
Человеческое мировосприятие, категории свободы и рока (обстоятельств, судьбы) в жизни зависят от того положения Бога, которое человек Ему определяет в своем мировоззрении. В сознании человека весь мир и сам человек созданы разумом, разумом большим, чем человеческий, так как ряд закономерностей в различных явлениях и качествах, устройствах подобен. Например, человек легко может наблюдать похожее устройство организма человека и животного, может найти и похожее в растении. Он легко может уподобить устройство своего организма также и устройству материков на земле, свои кровеносные сосуды, несущие жизнь, рекам и т. д. Человек может по качествам сравнить различные явления: грозу и свою сердитость, крылья и ветер, солнечное и человеческое тепло, плодородие земли и материнство, и установить, таким образом, внутреннее родство, которое свой тайный смысл может проявить, подтвердить существование и обнаружить в символе Примечание 4.

Мудрость устройства мира для человека неоспорима. Существование для человека Высшего Разума, создавшего мир, чрезвычайно важно, так как человек считает, что он, как и Высший Разум, наделен способностью (по той же причине внутреннего родства всего мира, о котором речь шла выше) создавать, размышлять и творить. Следовательно, для человека чрезвычайно важно положение Бога в созданном космосе (см. Приложение 3).

Эта связь между Богом и человеком существует на очень глубоких внутренних позициях добра и зла, жизни и смерти в мире. Если Бог зависит от процессов космоса, не свободен от них, то и человек тоже не может претендовать на внутреннюю свободу выбора и творчество (создание чего-либо: устройство общества, цивилизация, научный прогресс, искусство, вообще собственная организация жизни и деятельности и пр.). Для человека те или иные критерии, оценки и позиции добра и зла в жизни создают и осуществляют его деятельность и образ жизни. В этой связи, все внутренние критерии формирует положение для человека Бога в космосе (мире), Его полномочия и действия.

Подобными или именно такими, как действия и полномочия Бога, человек воспринимает свои собственные полномочия в мире и возможности своих действий. Например, если человек считает, что Бог не в состоянии никак ограничить существующее зло, Он бездейственен и отвлечен от мира, то сам человек будет вести себя также - свои действия человек будет воспринимать как нечто незначительное, отвлеченное, не играющее никакой роли в обществе или мире и т. д. Формирование взглядов человека зависит от того, какими он воспринимает действия Бога.

На предложенной схеме рассматривается положение человека в мире таким, каким его видит и воспринимает сам человек. В центре мироздания (космоса) человек помещает Бога (Высший Разум, Первоначало, Сверхчеловека и пр.), из которого проистекает все мироздание: стихии, живые существа и человек.

Человек, воспринимает взаимосвязи всего мира как родственные связи, которые объясняет себе тем, что Бог из себя произвел все мировые силы (стихии), из них произошли земля и звезды, из них живые существа и, в конце концов, человек. Такие родственные связи позволили человеку считать весь мир своим связанным родственными узами по внутреннему смыслу.

Например, научную теорию эволюции, предложенную Чарльзом Дарвиным, сформировало мифологическое отношение к миру. Разумеется следует различать науку от мифа, но в данном случае именно мифологическое представление о мире сформировало научную теорию. «Родственное» отношение ко всему живому предполагает как в мифе, так и в научной теории, что все живое на земле произошло из живой клетки. Модель эволюции представляет развитие мира из одного живого существа, которое развилось в различные виды животных, благодаря возникшим жизненным условиям, менявшихся в результате смены ландшафтов и климатических поясов. Из рыб произошли земноводные, из земноводных - птицы, млекопитающие и парнокопытные, из парнокопытных - млекопитающие и т. д. В конце концов, завершающим звеном творения (эволюционного природного цикла) стал человек, который произошел от общих предков с обезьянами.

Попытка представить существование и саморазвитие земли без Бога в мифологическом мировоззрении потерпела крах, так как сознание человека не может воспринимать природу в целом не наделенную сознанием как субстанцию мудрую и упорядоченную. Целостность природы, ее гармоничность и упорядочность, как и то, что делает человек (культура), не мыслится человеком само по себе, как саморазвивающаяся система, с произвольно взятым двигателем, стремящимся к развитию. Смысл развития для человека заложен в существовании Бога. И это для человека становится главным смыслом, так как само развитие подразумевает стремление к совершенству, человек мыслит совершенным Создателя.

Во многих народах Верховный Бог воспринимался человеком как некоторая отдаленная субстанция, поэтому человек выбирает для себя более приближенных к Нему, чем он сам, существ, - живую и неживую природу, которую он считает произошедшей ранее его, более близкой Богу и потому совершенной. Таким образом существует многобожие.

Итак, мир без Бога лишается своего главного смысла. Для человека лишенное главного смысла бытие превращается в хаотический круговорот вещей, не связанных между собой причастностью к главному смыслу, - Богу. Человеческий разум, не сумевший постичь великие законы космоса, не может быть главенствующим в мире, так как неспособен познать и сотворить еще более совершенное по смыслу и глубине закономерностей бытие. Но именно эту цель человечество преследует во всех своих проявлениях - создать совершенное устройство, систему, будь то государство, теории мироздания, научные теории познания, образы искусства.

Возвращаясь к тому, что человек первопричиной создания космоса считал Бога (Высший Разум, Сверхчеловека и пр.), можно сказать, что человек определил Ему место внутри созданного космоса. Это значит, что общекосмический бесконечный цикл умирания и возрождения (годовой круг природы, жизнь всех живых организмов - это причинно-следственный цикл), созданный стихиями, развивающийся по своим циклам, имеет на Бога такое же влияние, как и на все живое. Бог, как воспринимал человек, подвержен этому циклу бесконечных страданий, связанных с умиранием и рождением.

И, следовательно, человек для себя не смог определить иного бытия, кроме того же самого - быть подверженным этим космическим циклам. В этом случае для человека фактор внутренней свободы почти отсутствует, так как ряд неотвратимых событий (рок) зависит не от его поступков и решений, а от стихийных космических циклов. Таким образом, несвобода Бога от космических циклов в мировоззрении человека формирует несвободу и зависимость самого человека от природных циклов и космических процессов.


Примечание 4.

Систему мифологического мировоззрения можно представить таким образом:



Кратко рассмотреть мифологическое мировоззрение можно таким образом: Бог-прародитель находится внутри космоса, подвластный всем космическим процессам (причинно-следственной связи, процессу умирания и рождения). Производит из себя живые организмы, последней завершающей ступенью в этом процессе эволюции является человек.

Космос действует по одному сложному принципу: причинно-следственному процессу, процессу умирания и рождения (зима, весна). Причинно-следственный космический процесс существует благодаря действию четырех стихий. Из этих четырех стихий состоит весь мир и все живые организмы

Благодаря тому, что их четырех стихий состоят все живые организмы, все живое может восприниматься как родственное, связанное по смыслу.

Таким образом человек воспринимает мир, ряд изложенных принципов есть основа мифологического мировоззрения.



VI

Основа мифологического мировоззрения.

Система взглядов.
Миф - это прежде всего мировоззрение, в котором складывается структура символов и отношений к миру, а затем форма выражения (культура). Миф и мировоззрение как две философские категории следует различать. Миф - это чувственно-образное представление человека о Боге и мире. А мировоззрение - категория абстрактная, формирующаяся на основе знания и оценке окружающего мира. Мы рассматриваем мифологическое мировоззрение и то, на основе каких фактов и явлений существуют символы, рожденные таким сознанием. Абстрактная категория - это отвлеченное представление о свойствах вещей (или в узком смысле - отдельно взятые свойства и отношения изучаемых явлений или предметов, их отдельные системы; например, цифра и математика).

Мировоззрение - это комплекс представлений человека о себе и о мире, сформированных на позициях отношения к Богу, которые ограничены теми или иными желаниями, стремлениями и идеалами человека. Оно строится на постижении окружающего и самого себя, при этом ассоциативно-образным путем выстраивается ряд закономерностей миропорядка, к которому формируется отношение и своя позиция. Ряд закономерностей устанавливается благодаря ассоциативной способности человека находить подобия в разных предметах и явлениях.

Подобия определяют качественные характеристики объектов и ассоциативно сопоставляют или разделяют их. Таким образом складываются знаки и символы. Знаки - буквальное отображение того или иного схожего качества у разнородных предметов и явлений. Символы - сложная структура изображения и содержания, которые сопоставляются ассоциативно и существуют на смысловой основе, при этом во внешней форме некоторые составные части символы могут быть несопоставимы и разнородны.

Знаки и символы могут настолько укоренится в сознании, что существуют как естественные положения или аксиомы, позиции и смысл которых человеком не исследуется, а принимается как необходимое (или необходимое и правильное и пр.). На знаках, символах, а также на отношении к окружающему, сформированном ими, и существуют основные позиции взглядов человека, его мировоззрение. Исследование знаков и символов, а также формирование отношений к окружающему лежит в основе системы мировоззрения.

Система подобий основана на разделении в сознании человека внутренних и внешних качеств окружающей среды и складывание из разнообразных подобных внутренних и внешних качеств единого рисунка системы мировоззрения со своим смыслом, который назывался смысл мироздания, существования, смысл жизни. Единый рисунок системы - это ряд символов или знаков, которые в своем единстве составляют некоторую связанную картину мира. Единство символов или знаков составляют поле (или пространство) системы мифологического мировоззрения, которое основано на том, что внутренние смыслы знаков могут быть близки или повторять друг друга, а их внешняя форма может заключать элементы других знаков.



Система мифологического восприятия окружающей среды, ее основные определяющие положения:

  1. Человек воспринимает окружающую среду так же как и себя, то есть как некое абстрактное существо, имеющие личностные качества и осознанность.

  2. Помимо осознанности, человек наделяет окружающую среду личностными качествами.

  3. Определение Тотема. Сакрального (мистического, магического) животного (существа, стихии), из которого человек себя производит.

  4. Человек проецирует свои отношения на природу, считая, что она, в свою очередь, проецирует свои на человека.

  5. Формирование подобий в процессе изучения окружающей среды (как во внешних, так и во внутренних качествах). Обнаружение подобий в организации жизни природы и человека.

  6. Определение законов существования качеств окружающей среды, наложение на себя определенных обязательств, основанных на знании природных законов (возникновение табу, то есть запретов на что-то, амулетов, оберегов и пр.) и, как следствие, формирование из индивидуальных законов общественные для государственной системы.

Миф - это образная (символическая) система взглядов человека, которая существует как абстракция, имитирующая окружающую среду. В этой системе условными единицами являются символы, при соприкосновении с которыми происходит раскрытие какого-то определенного информационного пространства. Символы нужны для того, чтобы с помощью их воздействия на всю систему, достигать не только полного единства с ней, но и иметь возможность воздействовать на систему взглядов человека, а с ее помощью воздействовать на все мироздание.

Мифологическое пространство в человеческом сознании целиком и полностью идентифицируются с окружающей средой. Мифологическая система имитирует окружающую среду и направлена на организацию общественной жизни и управление ей.

Первая система человека, которую он создал по образу мироздания и имитирующая его, - это обряд, который по сути является символическим отношением и проявлением мировоззрения человека в окружающей среде. Вторая система - государство Примечание 5.

Системы обрядов - это имитация каких-либо природных явлений. Эта имитация необходима для того, чтобы не только подчеркнуть единство человека с окружающей средой (явления), но и для того, чтобы исследовать законы мироздания и углублять свои знания для создания еще более похожих имитаций. Это нужно для еще более полного приобщений к тайнам бытия с тем, чтобы не просто слиться с ним, а для владения им как более совершенным сознанием или сознанием, которое готово оспорить сознание и волю мира (богоборчество, геройство). (см. Приложение 4)


Примечание 5. Система - это совокупность взаимодействующих элементов. Системы - есть имитации окружающей среды. Прежде чем, как говорить о системах имитации окружающей среды, необходимо выяснить что же вообще есть система. Итак, система складывается из каких-либо объектов, их свойств, характеристик, взаимоотношений и образа их взаимодействия. Система - это множество элементов и множество отношений. Например, в действительности человек для изучения вселенной не может изучать земной шар и другие планеты так как ему бы хотелось, не может положить их под микроскоп, но он может создать их маленькую конструкцию, и таким образом попытаться повторить тот или иной процесс.

Следовательно, человек рассматривая тот или иной объект, то или иное явления, не в реальности, а в некоторой созданной конструкции, пытаясь повторить какое-либо взаимодействие, имитирует реальности. Система - это абстрактное представление какого-либо явления или взаимодействия в окружающей среде.

Если качества объектов в системе можно разделить на внутренние и внешние, то и взаимодействия можно разделить на внутренние, которые соединяются по смыслу или какими-либо внутренними силами, и внешние взаимодействия, такие как трение, разложение, горение и пр.

Создание какой-либо мировоззренческой, информационной, математической, химической, экономической, управленческой и пр. системы необходимо для изучения неподконтрольных процессов, происходящих в действительности. Системой можно назвать все, что делает человек, так как созданное состоит из составных элементов, между которыми устанавливаются некоторые закономерности. Эти закономерности человек черпает из окружающей среды и на их основе строит свои системы.

Системы условно можно разделить на векторные и скалярные.

Векторные системы - системы, в которых все абстрактно выраженные объекты характеризуются по направлениям их действий, взаимодействий, состояниям, стремлениям и пр. и составляют однонаправленное поле.

Скалярные системы - системы, в которых объекты описываются как статические значения (величины), т. е. относятся к определенным качествам значения.

Основа всех систем - присвоение наблюдаемому объекту качественных значений статических или векторных в зависимости от того, на основе каких внутренних сил эти системы работают.

Внутренние силы - самое главное значение для системы, в которой раскрывается с помощью определения качественных и количественных номиналов значение существования системы. Это значит, что системы основаны на внутренних взаимосвязях объектов. Векторные и скалярные величины абстрактно отражают внутренние побуждающие силы, находящиеся в объектах. Именно внутренние силы создают поля векторные и скалярные, т. е. с точки зрения абстрактно выраженных действий рассматриваются внутренние силы объектов.

Классифицируя системы по типам элементов, типам их взаимоотношений, можно определить такие понятия как поле и пространство системы. Какие-либо отношения можно именовать пространством. Любое множество объектов, включающих в себя различные элементы, объединенные каким-либо схожим внутренним или внешним качеством. Пространства могут состоять из разнонаправленных и разнокачественных элементов и объединенных выбранным субъектом сходством или принципом. Это сходство или принцип может быть абстрактным, моет быть условным, существующих только для субъекта.

Поле - это множество объектов, обладающих каким-либо одним качеством единым для всех (включая и взаимоотношения). Одинаково направленные объекты могут создавать однонаправленное поле, объекты с одинаковым качеством могут создавать и поле, и множество полей.

В системах существуют множества полей и пространств. Поля и пространства состоят их объектов, которые содержат в себе основные качества системы. Эти объекты в системе называются символами, с помощью которых можно обращаться к любой точке пространства или поля. Например, если рассматривать предложение как систему, то слова, состоящие из знаков, входящие в предложение, будут соотносится друг с другом таким образом, чтобы не только определять смысл предложения, но и отражать настроение и т. д. Слова предложения составляют поле, так как связаны друг с другом по смыслу. Каждое слово в предложении состоит из знаков, которые являются основными элементами системы предложения. Они носят его качества, его языковые формы, его эмоциональный настрой, звуковые и другие функции, национальные черты. Определяя знаком каждый звук, из множества которых состоит слово, можно по знаку отдельно или по группе знаков при исследовании обращаться к предложению в целом и к каждому элементу отдельно. Это возможно потому, что знаковое изображение звуков ограничено. И из них состоит не только исследуемая система предложения, но и множество других предложений, национальный язык в целом.

Если рассматривать информационную систему, то в ней каждая ячейка информации, может в системе быть показана символом. Обращаясь к этому символу, исследователь обращается ко всему информационному пространству, так как символ содержит в себе основные части или носители информации, из которых состоит система в целом. Известная информационная система Интернет состоит из знаков-символов, которые определяют те или иные качества системных полей и пространств, обращаясь к символу происходит обращение к полю и к системе в целом.

Не исключение и мифологическое мировоззрение, и государственная или какая-либо иная система. Но именно в мировоззрении заложена не только способность реализовывать систематизированные знания, но определять их смысловое направление и причины необходимости их существования.


VII

Мифологическое пространство и его смыслы.
Итак, в мифе «родственные» отношения человека и окружающего мира поддерживаются символами, обрядами и различными предметами (амулетами, оберегами, татуировками и пр.), которые обнажают взаимосвязь человека и того или иного животного, человека и той или иной стихии, подчеркивают с ней родство. Единство, которое возникает в результате подтверждения «родственных» связей человека и окружающей среды с помощью обрядов, существует как некоторое замкнутое пространство, некоторая замкнутая система. Замкнутость пространства - это его законченность, завершенность, гармоничность и целостность. Единство - это единый организм мифа, который целостен и потому замкнут.

В рамках этого пространства образуются некоторые мифологические взаимоотношения. Эти мифологические взаимоотношения можно характеризовать как отношения или взаимосвязи, осуществляющиеся по внутренним, смысловым параметрам. Отношения в мифе возможны только тогда, когда все живое и неживое соотносится друг с другом по внутреннему смыслу, обнажая его, определяя свое значение в пространстве и свои функции. Часто бывает так, что все объекты в мифе вообще не делятся на живое или неживое, так как все имеет свой «голос» и свое значение, выраженное во внешнем виде, в словах, в действиях.

Например, и камни, и волки, и птицы могут быть объединены единой качественной «родственной» связью. Обязательно и камни, и волки, и птицы носят на себе черты или признаки друг друга или какого-то общего смысла. Если горы алмазные, то у волков алмазные глаза, а у птиц алмазные клювы. Как волки и птицы, так и горы могут говорить, и обязательно это пространство замкнуто и имеет какое-то значение, нечто такое, что нужно человеку преодолеть или постичь.

Смысл того или иного явления, случая, действия в мифологическом пространстве постигается через смыслы предметов или существ, которые в нем участвуют. По основным, ярко выраженным качествам (словам, действиям) выясняется какой смысл, какое стремление, или какую цель преследует то или иное живое существо; какой смысл несет тот или иной предмет. Например, гриб, может предложить свою помощь человеку, говоря, что он придает сил или разума, необходимых для какого-то основного действия в мифе и т. д.

От обстановки зависит какое-либо событие, так как она подтверждает, осуществляет, создает вокруг некоторую атмосферу при помощи символического значения некоторых ее атрибутов или простых предметов. Значение события может даже изменится от атмосферы, в которой оно происходит. Всегда очень важно обращать внимание на атмосферу, на то, что окружает человека в момент какого-то события. Именно по этим элементам можно всегда определить: какое действие на благо, а какое нет. Например, если рядом с каким-то существом, совершающим внешне добрый поступок, все живое чахнет и умирает, значит существо это не то, за которое себя выдает. Смысл его действий обнаруживается в окружающей его атмосфере (обстановке). Поступок его обманчив и направлен на разрушение существующего единства или разрушение мира в целом.

Смысл в мифологическом пространстве несет все живое и неживое, - явления, существа, стихии, человек, предметы. Основные смыслы мифологического пространства направлены, как правило, на преодоление какой-либо дисгармонии между окружающей средой и человеком. Например, запустение земли и горе прекрасной принцессы, томящейся в заточении, олицетворяющей плодородие этой земли, можно устранить, освободив ее, и тем самым вернуть плодородие земле. Или герой часто отправляется в странствия, чтобы объединить разрозненные царство: небо, землю и подземное царство (как герои «Рамаяны» см. Приложение 5).

В мифологическом пространстве случается только то, что должно случится, все действия направлены на единение с окружающей средой и постижение ее тайного смысла, смысла ее бытия. Знание смысла необходимо для того, чтобы человек не только был единым со средой и сознательно совершал поступки в этом пространстве, но и мог на правах творца участвовать в процессах внутреннего изменения пространства. Например, какой-либо герой объединяет три разрозненных царства или достигает совершенства, обретая всю полноту пространства, объединяясь с ним и олицетворяя какие-то его качества, становясь главным носителем его смысла.

Мифологическое пространство осмыслено и само несет смысл - таким воспринимает его человек «отражая» свое собственное состояние жизни (тождество человека и природы). Пространство некоторым образом нуждается в главном носителе, своего рода символе, держателе основного смысла существования его. Именно поэтому в мифах все пространство говорит и соотносится с человеком. Например, с героями говорят и помогают им в достижении цели и горы, и птицы, и животным, и стихии.

Пространство воспринимается человеком как нечто наделенное собственным сознанием, осмысленным существованием и потому требует некоторый физический облик. Облик предмета или символа недостаточен, так как предмет не может осуществлять полнокровных осмысленных «жизнеспособных» требований пространства и потому ему требуется не предмет, а живое существо. Животные (Серый Волк в русских сказках) и растения носят в мифологическом пространстве характер символический, осмысленный, но не могут полноправно менять и дополнять смыслы пространства. Для этого необходим человек.




VIII

Участники мифологического пространства.

Небо и Земля.
Рассмотрение мифологического мировоззрения по эпосу, сказке, какой-либо иной мифологической истории позволит описать то мифологическое пространство, которое предстает перед внутренним взором человека с мифологическим восприятием мира. Миф и эпос - два совершенно различных понятия, которые не следует путать. Миф - это форма сознания, а эпос - это описание пространства, сложившееся в мировоззрении относительно окружающего мира, существующее в форме повествования о богах и похождениях героев.

Мировоззрение - это сложившаяся система законов окружающего мира, а пространство - это то, где возможно существование этих законов. Для древнего человека - этим пространством был весь космос, в котором происходили разные события. Повлиявшие на развитие мира. Эти события человек излагал в эпосах. Мы рассмотрим это пространство на нескольких примерах древнеиндийских эпосов.

Мифологическое пространство состоит из сил, которые управляют самим действием мифа, объектов живой и неживой природы, человека (людей). Так можно рассматривать любое древнее предание: сказки, легенды о богах и героях и пр. Нас будет интересовать само мифологическое пространство, его действия по отношению к человеку, его конечная цель.

Если с одной стороны мифологическое пространство целостно и замкнуто, боги и люди в нем существуют без учета времени («долго ли, коротко ли», «давным-давно», «жили-были» и пр.), то с другой стороны - мифологическое пространство имеет свое направление, свою цель, и имеет начало и конец (направленное действие, конечную цель). Поэтому во всех мировых мифологиях так важно сотворение мира, представление о его начале, потому что в момент сотворения определялись основные законы существования мифологического пространства. Например, если сила солнца в момент сотворения мира обожгла землю, то и в последствии в момент, когда природный цикл умирания и рождения будет повторяться (имитировать сотворение мира), солнце будет обжигать землю. Об этом моменте человек должен знать и уметь его использовать в своих целях.

Внутри замкнутого мифологического пространства происходит некоторое действие, которое связано с умиранием жизни и новым ее возрождением. Циклы природы и жизни человека, всего живого - основной цикл в мифологическом пространстве, на котором построен основной его смысл. Цикл умирания и рождения человек воспринимал как нечто необходимое, как цикл постоянного обновления окружающей среды (космоса). Таким образом, космосом совершалось (так воспринимал человек) стремление к совершенству.

Этот смысл человеку был виден во всем, поэтому он имитировал этот же процесс в обрядах. Например, вождь, глава какой-либо общины в конце года имитировал свою смерть, чтобы вновь возродится.

Главным для человека в этом обновлении природы было ее плодородие, то есть то, от чего он непосредственно зависел. Поэтому большинство обрядов связано с «обновлением» плодородия. И это плодородие зависело от двух начал: от Неба, дающего живой дождь и солнце и Земли, оплодотворенной Небом, дающей жизнь всему, что в нее попадает. Небо воспринималось отцом, а Земля - матерью. Во многих народах олицетворением Неба была гроза, как самое мощное и грозное явление природы. Поэтому бог, воплощающий Небо, был богом грозы, богом громовержцем, богом грозным, дающим и плодородие, и смерть.

Человеческое общество человек воспринимал как продолжение космического порядка и потому вождь, глава общины, рода считался воплощением бога Неба, громовержца, а его супруга - воплощением Земли. От вождя зависело плодородие земли, потому он имитировал природные процессы, также обновлял свое плодородие, как окружающая его среда - умирал и возрождался вновь. От этого для вождя возникло множество табу (запретов). Например, у царей, императоров и их супруг была обувь на высоких подставках, некоторым вообще запрещалось касаться земли и их носили только на носилках. Это значит, что Небо никогда не соприкасается с Землей (только дождем, грозой) и потому их воплощения должны также соблюдать это.

В известных мифологических сказаниях, вообще в любом мифологическом пространстве главные героини всегда олицетворяют женское начало, плодородие земли, а главные герои - мужское начало (см. Приложение 6). Множество мифологических сказаний, обрядов (в частности - обряд инициации) и ритуалов связано с тем, что либо женское, либо мужское плодородие каким-то образом потеряло свою силу. В обряде - это имитации зимы. Например, во многих сказках мира повествуется о том, что либо прекрасная царевна находится в заточении, либо прекрасный юноша. Это и есть имитация зимы.

В обряде инициации, обряде посвящение в тайны мира - это имитация зимы рассматривается наиболее подробно. Главный герой, ищущий героиню, должен пройти через испытания, постичь иную, таинственную сторону мира, пройти подземелье, которое считалось прибежищем смерти, а значит и зимы. Подземное царство воспринималось царством смерти потому, что именно в землю уходит все то, что из нее рождается. В землю погребали и человека.

«Родственность» подземного мира, смерти и зимы определялась по качеству. Состояние или ощущение отсутствия жизни является определяющим у трех совершенно различных объектов мифологического пространства. И это один из самых древних символов, который был определяющим в мифологическом пространстве. Именно преодоление смерти - было главным для действующих лиц в мифе, будь то обряд или сказание. Преодолеть смерть мог только человек, как олицетворение осмысленных сил мифологического пространства (богов, подобный им).

В мифологическом пространстве часто героем, преодолевающим смерть (бесплодие), становится человек, обладающий внешними несовершенными качествами, которые осмеиваются. Необходимость в этом заключается в том, чтобы очень контрастно подчеркнуть значение возрождения природы. Герой преображается, приобретая внешнюю и внутреннюю красоту, благородство, мужское достоинство (Емеля, Иван-дурак и т. д.). Этот гротеск (преувеличение) - одно из самых основных принципов существования мифологического пространства, когда из утерявшей плодородие жизни восстает обновленная, преображенная, богатая дарами жизнь.

С другой стороны - для героя основным критерием отбора в мифологическом пространстве является не внешние достоинства, а внутренние поиски смысла отдельных вещей и общего смысла мифологического пространства. Оно как бы само выбирает человека, ищущего смысл, и творит, меняет, преображает человека так, чтобы он соответствовал смыслу, мог быть его полноправным держателем. Оно наделяет его всем необходимым, так что из «дурака» человек становится «прекрасным царевичем», достойный править царством (космосом). Это не только подтверждение полномочий правителей (вождей), не только система ритуалов и обрядов, не только легенды и сказания, но и образ жизни личности и общества в целом.

Действия героя и всех действующих лиц в мифологическом пространстве управляются некоторыми силами самого пространства. Эти силы имеют свое назначение и направление.



IX

Магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом пространстве.
В мифологическом пространстве существуют некоторые силы, которые связывают действия и события всего пространства в некоторое единое целое, которое имеет свой смысл, и в нем все направлено на воплощение этого смысла. Эти силы, несущие смысловую нагрузку в мифе, есть движение смысла. Смысл, который имеет мифологическое пространство, существует не только как нечто проникающее во все области пространства, но и как движущая сила. Два различных состояния смысла в пространстве (смысл, который содержится во всех объектах пространства и смысл, движущий действие, совершающий) существуют в нем слитно и нераздельно. Слитно потому, что смысл один и тот же, а раздельно потому, что находится одновременно в разных состояниях покоя и движения. В этом один из парадоксов мифа.

С одной стороны, движение смысла в мифологическом пространстве, направляющее и осуществляющее единство человека и окружающей среды, называется магией. С другой, магия - это только направленная сила и применяется для воздействия человеком на тот или иной объект в мифологическом пространстве. Объясняется это также структурой мифа.

Любой миф магичен, мистичен, так как раскрывает в символической форме сакральный смысл мироздания. Магия в обыденном представлении - это способ воздействия человека на объекты мифологического пространства. Но в представлении человека, находящегося внутри мифологического пространства (вернее погрузившего себя самого в мифологическое пространство), - магия это проявление сакрального смысла мира, его внутреннее движение, взаимосвязи и соотношения явлений и объектов мира между собой. Это в представлении человека вызвано родством всего окружающего, смысловым единством, которое человек выражал в символе.

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание, космос зависит от него. Внутреннее родство, смысловые взаимосвязи всего мира человек для себя определяет как взаимосвязи действующие и глобально довлеющие на него самого. Но в восприятии человека лежит прямая зависимость своей жизни и жизни космоса - на сколько зависим человек от космоса, настолько же и космос должен зависеть от него, хотя он гораздо мощнее и сильнее человека. Человек претендует на эту зависимость, исходя из того же принципа родства - космос наделен сознанием и человек наделен сознанием. Поэтому если космос может действовать на него, то и человек вправе как-то соотноситься с ним: с помощью его, привлекая его как сознание или личность, как своего помощника, человек может достигать своих целей.

Воздействие человека на объекты мифологического пространства, прибегая к помощи космических сил, космического сознания, называется магией. Магия - это когда между человеком и его изображением, предметом и любым другим объектом есть смысловая (мистическая) связь. Например, действуя на изображение человека, можно воздействовать на самого человека: подчинить его своей воле, умертвить и т. д.

Магия - это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической (смысловой, родственной) сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

Три вышеизложенных функции магии в мифе обусловлены тем, что человек воспринимал мир живым существом, а его внутреннюю силу движений, влияющий на ход мирового развития, сопоставлял со своей и называл эти два разнородных явления магией. Возможно также, для разделения различных понятий в первом случае пользоваться определением сакрального или мистического, во втором - магией. Но три разнородных явления в мифе необходимо причислять по смыслу к одной природе явлений, так как в обоих случаях - это проявления внутренних сил человека, пространства, бога (богов).

Значение обряда в мифе, ритуала, произведенного действия, сказанного слово, не только определяет мифологическое пространство как замкнутую систему, но и содержит в себе волевое воздействие с привлечением сил мира, цель которого подчинить себе того или иного человека, ту или иную космическую силу. Заклинания, ритмика танца, - были сильным воздействием, так как всегда связаны с самыми глубокими смыслами явлений и предметов. Сказанное слово определяет смысл явлений и предметов, а ритмика танца повторяет внутренний ритм, дыхание, движение человеческого тела и окружающей среды.

Магическое управление природой и ее силами часто подменяло реальное, практическое воздействие на природные условия. Слова «таинство», «сакральное», «мистическое» - все эти слова связаны с некоторыми обрядами, в которых использовалась магия.

Сопричастность человека и окружающей среды со стороны человека определялась существованием магии, как смыслового воздействия на объекты мифологического пространства. Связующая сила объектов в пространстве, несущая движение смысла, определяемая им, - это основные функции магии и волшебства (см. Приложение 7).

Само значение слова «волшебство» во многих мифологиях идентично слову «магия», но все-таки некоторое отличие есть. Магия - это, прежде всего, действия человека, а волшебство подразумевает человека, но часто этим человеком являются олицетворения тех или иных сил природы.

Например, во многих мифах есть некоторая невидимая личность, которая направляет действия героев и самого мифа. Эта личность на протяжении мифа может никак не показать себя и до конца не будет известен ее облик и какие бы то ни было описания и характеристики. В русских сказках часто встречаются волшебные животные, которые действуют как личности, наделенные способностями предвидеть, вести героя, обладать волшебством и т. д. Одним из таких животных является Серый Волк. В данном случае - это Тотем (начальник, прародитель рода), мистическое животное, которое ведет свое происхождение от верховного бога или от могучей стихии грозы.

Но, как и магия, волшебство имеет те же принципы существования в мифологическом пространстве, за тем исключением, что как человек, личность в пространстве действует воплощение верховного бога или воплощение могучей стихии.




Х

Миф и свобода
Итак, рассмотрев основную структуру мифа, его составляющие части и движущие силы, принципы существования, необходимо учесть немаловажный фактор свободы в мифологическом пространстве. Главной составляющей частью мифа можно считать символ, движущей силой - магию или волшебство, как движение и пребывание смысла в мифе. Структура символов, объединенных по принципу подобий, составляет замкнутое пространство. Связь между символами существует по принципу «родства» качеств и каких-либо характеристик объектов мифа. Эта связь может именоваться магической (мистической, сакральной и пр.), так как символы своим существованием обнажают главный смысл мифа.

Структура мифа, как мы выяснили, структура довольно жесткая, человек, находящийся в этой структуре, обладает некоторым фактором свободы, вернее, фактором выбора. Например, герой может оказаться на перепутье, где ему будет предложен выбор дорог. На самом деле, это выбор мнимый, так как среди предложенных путей у разных народов в разных образах фигурируют образы богатства, довольства и различные образы внешнего благополучия и достатка, и только один путь предоставляет герою достижение цели. Поэтому настоящий герой выбирает «правильный» путь, дающий выполнение главной миссии мифа, а все другие соискатели гибнут.

В ряде мифов встречается еще несколько разнообразных выборов, но все они того же порядка - встает выбор между достижением цели для всеобщего блага и собственным материальным благополучием. Это ли единственное право человека или же есть что-то еще? Для этого необходимо рассмотреть несколько категорий судьбы в различных мифологиях.

Понятие рока в древнегреческой мифологии - это понятие судьбы, которая безжалостна и неотвратима. Ее перст не зависит от того, как ведет себя герой, все равно его настигает данное. В скандинавской и во всех восточных мифологиях человек, который был физически нездоров, обрекался на смерть, так как по убеждению общества, не мог олицетворять или воплощать расцвет обожествляемых сил природы, ее плодородие. Из этих фактов следует, что как таковую личность, самоценное творческое начало человека не воспринимали как реально существующее явление.

Это происходило потому, что человеческую индивидуальность вообще не рассматривали с позиции ее отдельной самоценности, так как человек, общество в целом считались продолжением жизни природы, космоса. Весь космос состоит из начал или стихий (либо мужское и женское начало, либо четыре стихии), следовательно, все живое, обладающее теми же качествами, что и космос в разной мере, также состоят из этих начал или стихий. Все в разной мере обладает некоторым сознанием, но это сознание отнюдь не принадлежит только человеку, оно принадлежит и солнцу, и луне, и лесу, и зверю, и птице, - всему, что видел человек вокруг себя.

Смерть человека была важна только с точки зрения стяжания каких-либо глобальных, жизненно важных космических сил. Имеется в виду культ предков: когда человек умирал, его с почестями погребали и причисляли к умершим, он становился безликим «предком» - это давало обществу все достоинства умершего, его защиту и покровительство. Культ предков существовал у всех народов, но самоценность отдельной личности отсутствовала (см. Приложение 8). Только в Древней Греции личность умершего человека считалась некоторым образом самостоятельной, то есть в Аиде (царстве смерти) человек, попавший туда, мог найти и увидеть своих умерших родных и близких.

Тем не менее, это исключение говорит только о том, что подвиги и достоинства человека важны были для греков как память. Сама же позиция в Греции та же: Аид - мрачное место, где умершие это только безвольные тени, влачащие жалкое существование.

Структура мифа подразумевает свободу, но в рамках самой структуры. Например, яблоня каждый год рождает яблоки, ни одно из них не похоже на другое, - в этом она свободна, но рождать, допустим, груши она не может, и ничто другое кроме яблок. Та же свобода и у человека. Человеку заданы некоторые функции, в рамках которых он может действовать, но изменить свои функции он не в силах и не в праве.

Такая позиция человека заключена в его восприятии космоса. Бог - создатель космоса сотворил человека подобным себе, так как часть бога заключалась во всем, в том числе и в человеке. Если бог человека находится в созданном космосе, то бог, как и весь космос, был подвластен космическому процессу умирания и возрождения. Следовательно, и человек не имел никакой свободы перед этим космическим процессом. Миф не заключает в себе свободы вне рамок своих процессов, так как он замкнутая система.

Свобода и ценность личности в мифологическом пространстве не существуют вне рамок тех функций, которые им определил миф. Человек и общество есть продолжение космоса, и главное в жизни это сам космический процесс, само движение космоса, циклы его развития, в которых участвует все живое, в том числе и бог, которого человек для себя определил в этом пространстве.

Человек пытался бороться с этим положением. И начинал он свою борьбу с отрицания бога, который, как ему казалось, определил человеку такое ничтожно жалкое место - наделил сознанием, как самого себя, но запретил что-либо решать в своей жизни. Факт богоборчества существовал на протяжении всей истории древности, многие герои пытались противостоять богу или богам, оспорить их могущество и силу, но, как правило, это заканчивалось смертью героя. Система мифа не терпела в себе инородного звена, так как все в ней было связано узами «родства».

Именно поэтому позволительно рассматривать миф как систему, структуру, состоящую из элементов, систему, заключающую в себе некоторую тайну жизни, которая связана с космическим процессом. В дальнейшем мировоззрение человека менялось: с приходом христианства человек определил в мире для себя иного Бога, Бога, который стоит вне космоса. Благодаря этому, человек обрел свободу и ощутил ценность своей личности, которая не менее важна, чем космос. А космос оказался не наделенный сознанием, как предполагал человек. Космос, как понял человек, заключает в себе один непоколебимый закон, установленный Богом, но закон этот не обладает своим собственным сознанием и он преодолим.

Структура мифа, его форма и организация пространства - это структура и организация культуры. Искусство и наука сочетают в себе жесткие законы и символы (Живопись, архитектура, математика, физика, химия и пр.), которые являются основой организации. Системы государственности (тоталитарные, демократические и пр.) и множество различных форм человеческого общества также существуют как организации мифические по своей структуре и форме. Отличие их от мифа заключено в том, что они допускают в свою организацию фактор внутренней и внешней свободы, чего не может быть в мифе.

Но миф - это прежде всего структура мышления человека, одна из его форм, которая существует по сей день и крепко укоренена в сознании человека. И дело вовсе не в том, что в сознании цивилизованного человека существует представление о богах, живущих на небесах, а в том, что человек в мифе - это человек зависящий от процессов окружающей его среды, подвластный всем его течениям, органически зависящая его составляющая. И не так важно, что вчера для человека богом и кумиром был камень на берегу реки, а сегодня каменное сооружение, возведенное руками человека; вчера бог, живущий в камне, был отделен от человека, а сегодня богом (или кумиром) стал человек, живущий в каменном сооружении. Не так много людей истинно понимают, что такое свобода и ценность личности, когда речь идет о каком-то устройстве общества, о его структуризации, о процессах его управления.

Современное общество существует именно по законам замкнутого самого на себе пространства, в котором все взаимосвязано, и где все элементы служат каким-либо целям, а человек строго функционален. Современное представление о профессионализме в какой-либо области именно таково. Мифы в разных областях деятельности современного человека и общества также безжалостны и тотальны, и людей, противостоящих им, они удаляют как лишние элементы, мешающие функционировать системе.

Вообще человек может имитировать только то, что видит вокруг, не может создать своего собственного какими бы методами и технологиями он не пользовался. Тем более не может создать саму жизнь, нечто живое, может только приблизиться к жизни и создать, что будет так близко от смысла бытия, что действительно будет способно к жизни, но совершенно иной. В этом для каждого человека смысл жизни - создать что-то, что было бы способно к жизни, отражало бы ее во всей полноте, открывало ее смысл.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие для учащихся 9-11 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация : Учебное пособие «10 лекций по мифологии»
1302.42kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Инфра-м, 2003. 128 с. Серия «Высшее образование»
1704.85kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 «Психология»
35.8kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
193.25kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
278.99kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
229.71kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
469.3kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных заведений по специальностям
2796.45kb.
Учебное пособие Черемхово, 2013 ббк 86. 2(2) ф 34
2867.92kb.
Учебное пособие для высших пед учеб заведений. М., 2001. Татищева А. И., Гриднева С. В. подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // а я не боюсь! М., 2002
94.04kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997
1080.85kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997
1080.86kb.