Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать




Элеонора Евгеньевна Платонова
Курс лекций
Учебное пособие для учащихся 9-11 классов и студентов высших учебных заведений
Аннотация: Учебное пособие «10 лекций по мифологии» - это первая книга из общего курса лекций «100 лекций по культурологии», состоящего из 10 книг. Оно рассматривает мифологию как одно из проявлений индивидуального и коллективного сознания. Сущность мифологии, одного из основных типов сознания, основанного на одушевлении окружающей среды, заключается в ощущении глубинного единства человека и космоса. Символы, рождающиеся в процессе познания окружающего мира, являются одними из основных элементов мифологического мировоззрения. Изучению этой сложнейшей структуры мировосприятия посвящено учебное пособие.

Учебное пособие снабжено приложениями, обширной библиографией и предназначено в качестве лекционного материала по мировой художественной культуре или зарубежной литературе, а также для самостоятельного изучения мифологии. Рассчитано на учащихся средних и высших учебных заведений.


Рецензент: доктор философских наук Московского Института философии РАН Горелов А. А.

Содержание
Лекции

Введение


Лекция 1. Первые представления о культуре.

Лекция 2. Миф. закон и имитация.

Лекция 3. Миф и символ.

Лекция 4. Миф как система отношений и единства с природой.

Лекция 5. Мифологическое мировоззрение. Формирование.

Лекция 6. Основа мифологического мировоззрения. Система взглядов.

Лекция 7. Мифологическое пространство и его смыслы.

Лекция 8. Участники мифологического пространства. Небо и Земля.

Лекция 9. Магия как форма смысловых взаимоотношений в мифологическом пространстве.

Лекция 10. Миф и свобода.

Заключение
Приложения

Приложение 1. Греческая мифология.

Приложение 2. Скандинавская мифология. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

Приложение 3. Славянская мифология.

Приложение 4. Праздник инициации в славянской мифологии.

Приложение 5. Индийская мифология. «Махабхарата» и «Рамаяна».

Приложение 6. Китайская мифология.

Приложение 7. Буквы и цифры славянской азбуки.

Приложение 8. Царство мертвых. Культ предков.
Библиография

Введение.
Миф, как форма сознания, одна из самых сложных и многогранных тем. Этой теме посвятили свои работы такие знаменитые философы и исследователи мира как А. Ф. Лосев, Н. А. Бердяев, Д. К. Зеленин, Н. И. Костомаров, В. Я. Пропп, Д. Фрезер, Ф. Кессиди, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, З. Фрейд, К. Юнг и многие другие.

В данном учебном пособии освещаются основные понятия и точки зрения на миф этих философов, а также на их основе разработана обобщающая концепция мифа как замкнутой системы взглядов, целостного мировоззрения и формы сознания. Рассмотрение мифа как особой формы сознания необходимо с точки зрения восприятия культуры и цивилизации в целом как некоторой системы, основанной на символах.

В учебном пособии даны основы структуры мифологического сознания, показаны основные пути исследования его феномена, некоторый ряд характеристик, приведены разнообразные примеры из различных древних культур. Взгляд на миф как на некоторую структуру сознания человека, есть один из путей исследования его деятельности как личности и общества в целом.

Изучение мифа с точки зрения выявления его смысловых особенностей необходимо уже со школы или вуза, чтобы выработать определенный подход к разнообразным явлениям в жизни и в профессиональной сфере. Этот подход базируется на определении роли символов в жизни и поисках их глубинного смысла.

Символичность культуры, периодичность ее развития и многое другое возможно объяснить с точки зрения мифологического мировоззрения. Рождение образа, знака, символа в сознании человека - есть процесс не только спонтанный и ассоциативный, но и строго логичный, поддающийся анализу и структуризации.

Миф, как одна из первичных структур, позволяет рассматривать символ связующей смысловой основой мироздания. Роль символа в сознании современного человека поэтому чрезвычайно велика. Множество образов и символов обретают в современности особенные оттенки, находят новые смыслы и формы, что создает современные символы и современную мифологию - свое целостное представление о мире.

В учебном пособии излагаются основные позиции мифологического мировоззрения, его критерии и оценки действительности. Курс состоит из лекционного материала, снабжен приложениями, которые поясняют темы, примерами мифологий и библиографией. Предназначен для учеников старших классов школ и гимназий, студентов высших учебных заведений.
I

Первые представления о культуре.
Само слово «культура» восходит к римской античности, обозначает - обработка, уход, возделывание, то есть имеет отношение, прежде всего к земле, - земледелию и сельскому хозяйству. Второстепенное значение этого слова было воспитание и образование. С течением времени, это слово стало приобретать религиозное значение - культ (поклонение, почитание). Только в поздней античности оно стало обозначать общественную и религиозную деятельность в образовании и воспитании, а также в развитии таких областей деятельности как искусство и наука, которые к тому времени уже получили свое разделение.

Древние греки, создавшие культуру, которая на два тысячелетия определила развитие западноевропейской и американской культуры, воспринимали воспитание человека как целостной личности с нравственными основами жизни, в отличие от воспитания жесткого профессионала в определенной области общественной жизни, основы мировоззрения которого базируются не на нравственности, а исключительно на защите интересов в своей области.

Культура - это различные области деятельности человека, осмысляющего сущность бытия, и деятельность в этих областях. Культура произошла из материального воплощения человеческих представлений о мире (наскальные рисунки, первые предметы быта и пр.) и рассматривать ее структуру необходимо как форму, реализующую творчество и свободу личности.

Под культурой мы понимаем первые материальные формы быта человека и его представления о мире. Бытовая культура была тесно связана с представлениями человека о мире, выражала сущность его восприятия окружающей среды и своего положения в мире. Предметы быта имели форму окружающих человека растений и деревьев, зверей и птиц, копировали их формы, в которой человек пытался определить свое значение среди окружающей его живой природы. Большинство символов, рожденных в первобытной культуре, определяющих значение человека и живого в мире, было связано с плодородием.

Формирование отношений человека и окружающего мира (по греч. - космоса) повлекло за собой осмысление существования Бога, который для древнего человека скрывался за всем живым и неживым в окружающей его природе. Окружающий мир человек воспринимал как себя, наделял сознанием и глубиной смысла. Сознание можно определить как высшую, свойственная лишь человеку, форму осмысления объективной действительности. Оно представляет собой совокупность мыслительных и психических процессов, которые направлены на поиски смысла в окружающем человека мире. Культура осуществляет потребность человека в поисках тайного смысла бытия, выражаясь в материальных символах.

Рождение знака и символа в сознание человека было возможным, благодаря ассоциативному рассмотрению разнородных явлений и сущностей в мире, которые по своим качествам действий (воздействий, взаимодействий и пр.) могли быть схожи по своему смыслу.

Человек пытался найти и определить подобия в окружающей среде, желая, таким образом, постичь природу окружающего. С помощью познания, которое заключалось в установлении разных закономерностей в космосе, человек рассчитывал обрести господство над познанной частью мира, господство над окружающей средой. На первом этапе познания в этом ему помогало определение подобных законов в окружающей среде, подобия качеств разных предметов и явлений, человека и всего живого, из которых складывались знаки и символы.

Первоначально человек наделял окружающую среду теми качествами, которые находились в нем самом, наделял характером, который существует благодаря некоторому осмысленному сознанию всего живого. Так человек понимал для себя Бога. Следующим шагом было обожествление всех природных сил, всех живых существ и объектов неживой природы в окружающей среде, из которых он стал выбирать себе по подобным качествам и характеристикам хранителей. Чертами проявления характера стихий являлись грозы, бури, солнечная жара, мягкость или суровость климата, плодородие земли, - все те климатические условия, которые окружали то или иное человеческое общество и приписывались основным человеческим общественным качествам, то есть отличало тот или иной род.

Таким образом, возникает пантеизм (пантеон - от греч. слова - многобожие) - различное число хранителей - природных сил, которые человек считал своими прародителями (см. Приложение 1). К их помощи человек прибегал, на их характерных чертах основывался. Например, какая-либо человеческая формация жила в районе, где бури с сильными проливными дождями было явление постоянное, люди не только приспосабливались к ним, но и считали этот «бурный», «невоздержанный», «грозный», но «плодородный» характер самым важным. Человека, владеющего этим характером в полной мере, избирали вождем. Людей, обладающих этим характером в частичной, но не в полной мере, могли избрать на самые важные «должности» в родовом обществе, которые могли влиять на те или иные стороны общественной жизни. Главным при любом общественно важном выборе являлось проявление «бурного» характера и его «плодородной», благой силы, его влияние на окружающее, которые можно было уподобить влиянию стихии на окружающую среду.

Человек определял для себя не один важный природный «характер», а несколько. Пантеизм - это много богов, которые находятся на иерархической лестнице, в зависимости от способности влияния на окружающую среду. Человека всюду окружали божественные силы, которые человек сам наделял личностным началом.

Первобытная культура отражала взаимодействия человека и окружающей среды, отражала его понимание ее, познание ее принципов и носила культовый (религиозный) характер, потому, что отражала отношения человека и его хранителей-богов-стихий. Главным в культуре было создание знаков и символов, которые влияли на сознание и приобщали к таинственным взаимоотношениям человека и окружающей среды, говорили о таинственных взаимосвязях всего живого и общекосмических стихийных процессов, контролируемых богами-хранителями (осознанной частью этих стихий), открывали подобные качества человека и окружающей среды, тем самым, подчеркивая родство и близость.

Принцип культурного прогресса стал определяться тогда, когда в античности произошло разделение на науку и культуру. Прогресс искусства происходит благодаря созданию уникальных произведений и предметов, попытка воссоздания которых с некоторыми изменениями привела к рождению новых стилей. Прогресс же науки возможен при повторяемости и возможности воспроизведения строго определенным образом каких-либо научных феноменов. Например, при попытки повторения какого-либо шедевра искусства может возникнуть новый шедевр, с иными чертами, который спровоцирует новые повторения и т. д. При повторении добавляются авторские черты, шедевр искусства становится самостоятельным отличным от первого, что и порождает различные стили. В науке какой-либо феномен проверяется опытным путем. И еще большее постижении того или иного принципа можно осуществить только при возможности вновь и вновь точно повторить опыт.

На основе познаний окружающей среды и установления в ней закономерностей, стали возникать и нравственные принципы разных народов. Жизнь в различных климатических условиях формировала самые разнообразные народные характеры и народные черты. У каждого народа в зависимости от климатических условий сложились свои знаки и символы, которыми украшались дома, одежда, возникали свои обряды и традиции: поведения, отношения к людям и Богу.

Традиции, «жизненные формы», «формы жизни» - манеры, позы, жесты, поведение и отношение являются знаками «жизненного содержания» - чувств, переживаний, верований сугубо национального характера Примечание 1. Национальные черты - это своеобразное выражение чувств и мыслей, которое вытекает из представлений о мире (о его сотворении, о действующих в мире и в людях силах, о Боге), таким образом, национальный характер основывается на познании тем или иным народом окружающего мира.


Примечание 1 Ю. С. Степанов «Язык и метод. К современной философии языка». В этой книге находится ряд любопытных сравнений культурных традиций Запада и Востока. Например, «европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, что способно не только удивить, но и оттолкнуть китайца, японца или индийца (пожать руку чужого человека!). Христиане-мужчины, входя в церковь, костел или кирку, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.

В Европе цвет траура черный, а в Китае - белый.» В Китае считается, что черт ходит по прямой и потому у входа в любое жилище находятся ширмы таким образом, что войти по прямой невозможно, а в Европе наоборот - черт только и ходит по кривой и потому он «кривой» и «лукавый» (лука, излучина, дуга и пр.).

«Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восхищаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мы говорим детям, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке (чтобы не обидеть хозяина и не показать, что угощение не понравилось). В Китае же к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не дотрагивается, - правила вежливости требуют показать, что ты сыт».

«В Японии пересечения улиц имеют названия - а сами улицы нет. Для немца из Пруссии вы [находитесь] «в комнате», если вы можете говорить и видеть кого-нибудь в комнате, хотя бы вы и стояли на пороге. Для американца вы «в комнате» только тогда, когда внутри целиком ваше тело и вы можете оторвать руку от дверного косяка. Колумбиец или мексиканец часто находят, что североамериканец, с которым они разговаривают, держится холодно и отчужденно только потому, что североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались и отступает назад как раз тогда, когда колумбиец считает, что он подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для американца удобным расстоянием при разговоре будет 75 см, но для мексиканца это слишком далеко». Совокупность обычаев организует пространство.


II

Миф. Закон и имитация.
Наше исследование будет проводиться в трех направлениях: мифа как мировоззрения, мифа как структуры, формы культурного развития, и мифа как повествования о богах и героях (эпос). Основным аспектом исследования будет мировоззрение, так как именно его проявлением стала культура древнего мира. Мы будем прибегать для более подробного изучения к двум другим, но в качестве дополнений, так как в первобытной культуре эти три аспекта не существовали самостоятельно.

Рассматривать миф мы будем одновременно: как первую форму человеческих представлений о мире, которые включали в себя культуру, искусство, науку, идеологию, религию. В дальнейшем эти производные человеческого сознания стали существовать и развиваться самостоятельно, сохраняя в сознании структуру мифа. Их развитие стало возможным благодаря наличию в этой мифологической структуре фактора свободы. Но сам способ, форма, наполненная новым содержанием, в котором стала наличествовать внутренняя свобода, во многом сохранилась.

Происхождение мифа как системы законов, складывающихся в мировоззрение, как определение первооснов мироздания, сложилось в глубокой древности Примечание 2. Конечно, можно утверждать, что миф есть выдумка, игра фантазии, в которой возникают разные иллюзорные образы, но эти образы не могут возникнуть ниоткуда, - они возникают из жизненных наблюдений. Буря, гроза - одно из тех проявлений природы, которое вызывало в человеке порой самые сильные ощущения, - рождало страх перед ее могуществом и силой. Самые древние символы, знаки и образы рождались именно из этих ощущений.

Для человека все символы и образы, созданные его пониманием, были жизненными, он не только так верил - он так жил. Человек готов идти на смерть ради своих взглядов, ради тех принципов жизни, которые утверждались в его душе, исходя из всеобщего единства и родства окружающего мира и человека.

Миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное знание или художественное творчество, а практическое руководство к действию для человека и первой организации общества. Задача мифа как мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение существования мира, формируя образ мышления и восприятия. Миф как сложившееся представления о богах и сотворении мира служит для оправдания определенных общественных установок, для узаконивания определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы, космической и коллективной жизни.

Миф для человека - подлинная действительность, совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф - это представление о мире. Представление о мире не идеальное, но желающее наиболее полно обрисовать его картину. Все созданные человеком концепции мироздания мифологичны по своей сути, так как основаны на известных символах и рассматривают какой-либо взгляд на мир, претендуя на его истинность или абсолютность.

Миф пытается определить ряд идентичных, похожих закономерностей в разных явлениях и событиях окружающего мира. Эти схожести человек определил некоторым материально выраженным образом - это и есть знак или символ (ими могут быть бусы, обереги, вышивка на одежде, татуировки, орнаменты на домах, внешний облик предметов домашнего обихода, - вообще все, что делал человек в быту и из чего складывал традиции).

Существование символа зиждется на подобии разных процессов и явлений в окружающем человека мире. Например, взмахи крыльев орла моги уподобить движущей силе ветра, грозу - проявлению небесной огненной плодоносящей воле, дождь - слезам, крик петуха - побудительной силой солнца и т. д. На основе этих подобий человек весь свой быт старался организовать таким образом, чтобы имитировать те процессы, которые его окружают.

Это манеры поведения, обряды и традиции, которые могли складываться на протяжении многих веков. Например, кокошник русской женщины изображал собой небосвод, от которого тянулись благодатные, плодоносные струи дождя, которые были в виде подвесок, прикрепленных к кокошнику (само слово кокошник происходит от имени богини - матери плодородия Макоши; Макошь - Кокошь - кокошник). Грудь женщины украшали вышивки с изображением птиц и деревьев, то есть воздушное пространство. Далее, на талии, были изображения самой земли, поля с зерном, плоды, орудия земледелия и прочее. И по самому низу сарафана были изображения подземного плодородия земли с изображением тотемов (покровителей рода, дающих плодородие). Конечно, варианты изображений и очередностей были разнообразные, но основа была всегда одна - на голове символическое изображение неба, от него тянутся подвески - струи дождя на землю, которая вышивалась символическими узорами на сарафане. Одежда мужчины была также символична, и он также носил на себе все мироздание, подчеркивая тем самым свое единство со всем миром.

Знак креста, который часто использовался в различных орнаментах и вышивках был самым распространенным символом, обозначавшим весь мир, то есть показывал «на все четыре стороны».


Примечание 2 Мифологическое мировоззрение, рассматриваемое на примере детского восприятия окружающей среды, - принятие некоторых категорий и создание собственных, основанных на чувстве и фантазии.

Статья из газеты «Метро» № 9 от 21.10.97. Н. Логинова «Люди раньше были обезьянами? А ты... была?»

«4-летний Тема бродит по комнате, что-то ищет: «Это дедушка Крылов?» - показывает на статуэтку Будды. Обсмеянный мною, продолжает поиски: «Ну уж это точно дедушка Крылов!» - показывает на фарфорового красноармейца в буденовке и с ружьем (на спине у него карандашница). Он думает, раз Пушкин везде в доме попадается и вон на площади стоит, то и Крылов где-то под рукой. Повела его на Патриаршие пруды к памятнику. Из басен он сразу полюбил ту, где Мартышка перед зеркалом спрашивает Медведя, «что это там за рожа». Слово «рожа» привело его в восторг: оно казалось ему не самым лучшим, а тут - нате вам, дедушка Крылов разрешает...

Предложила ему загадку: «Зимой и летом одним цветом». Глубоко задумался, ищет ответ «с нуля», так как раньше эту загадку не слышал. Отвечает твердо: «Муха». Мне нечего возразить. Пробую еще: «Не лает, не кусает, в дом не пускает». Серьезно думает и твердо отвечает: «Человек». И тут я отвлеклась и бросила игру. И забыла о ней. А теперь нашла в дневнике и жалею: какое словотворчество потеряно. Мало и скудно мы «раскручиваем» детей на то, чтобы думали глубоко, мысли выражали смело, не боялись, не стеснялись. Кстати вспомнила, как мою 6-летнюю дочь на полчаса привели ко мне на работу. Она долго смотрела на карту мира. Потом что-то написала на листке. А когда ее увели, я прочла: «ПАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА НЕ БЫВАЕТ ВНУЖДЕНОЙ». Дома спрашиваю дочь, что это значит. Говорит, что карта на стене «та же самая, что на глобусе, она не внужденая». Осторожно выясняю значение последнего слова. Дочь сердится: «Ну вы с папой внуждено отчисляете задумчивые факты, а карта везде - одна и та же». Я оторопела: «Что мы с папой делаем?» Повторила: «Отчисляете задумчивые факты». Лишь на другой день я догадалась попросить ее при мне «отчислить задумчивый факт». Дочь берет листок, пишет цифру «1», смотрит в потолок, потом быстро калякает что-то. Ставит цифру «2», смотрит в потолок... Я догадалась: «Это мы планы составляем? Чтобы не забыть?» - «Ну да, - говорит, - папа отчисляет позвонить бабушке и в театр, а ты еду отчисляешь». Ах, умница, она же видит, что мы «задумчиво» пишем цифры («отчисляем»)... Но что значит «внуждено»? Делаю еще два-три захода, чтобы понять: мы пишем «что хотим», то есть «внуждено» (ее собственный термин). А карта не зависит от нашей прихоти, все страны на тех же местах, что на глобусе, что на стене. Ничего себе масштаб детской мысли!

Теперь вот ее сын Тема распутывает Время и себя в нем: «Люди раньше были обезьянами? А ты... была?»

«Ты сказала, мы через две ночи едем в Комарово? Две ночи - это 15 минут, да? Это когда Пушкин жил?» (Вчера он спросил, что такое двести лет, и я сказала: «Это когда Пушкин жил». Отсюда новый временной термин. Но что он значит?! И еще я часто говорю: «Даю тебе 15 минут», - и он никак не поймет, что такое я ему «даю». Отсюда вся путаница). Как же они мучаются, наши маленькие.

Плету ему (в который раз!) сказку «Огниво»: «Солдат набил серебром ранец, шапку...» Тема продолжает: «И кепку, и шляпу, и руки набил». Бежит в другую комнату за фигурками, чтобы разыгрывать действие на столе. В дверях поднимает палец: «Без меня не рассказывай!» (За кого он меня принимает? За радио, телевизор?)

Утром без предисловия: «Скажи, ночь мевкая? (мелкая) Ее можно поймать?» - «А зачем ее ловить?» - «Себе взять... Буду спать, не когда ты хочешь, а когда я...» Вот тут хоть на голову встань - не представишь детский образ ночи, которую можно взять себе (если мевкая).

Сказала ему, что когда-то его мама бегала под этот стол. Изумление на лице неописуемое: «А я где был?» - «Тебя тогда не было на свете». - «На СВЕТЕ не было. А ГДЕ я был?» Побоялась сказать ему: «Нигде», - увела разговор в сторону. (Мне самой это непонятно, ГДЕ он был. Невозможно себе представить, что этого человека - Темы - не было нигде.) Через час приходит: «Тогда еще дикари были?» (Не отвлекся.) «Нет, - говорю, - Лена не такая древняя, ей всего 24, а дикари были...» Плету что-то несуразное, на чужом ему языке.

Зашли в Музей восковых фигур. Думала, ребенок будет в восторге от «больших кукол». Но вышло что-то странное. Тема смотрел долго и молча, всех обошел, ничего не спросил, когда я объяснила, кто есть кто. Сам потянул меня за руку на выход. Дома - ни слова о них. Обычно его голосок звенит про всякую мелочь с прогулки: «Помнишь, я кинул хлеб голубю, а воробей украл, а голубь не рассердился. Почему голуби не сердятся, почему?!» А тут - какой воробей! Монстров видели! А он молчит... Долго думала об этой его реакции. Поняла вот что. Восковые копии, как мертвецы, противопоказаны детям. Они разрушают, гасят их фантазию. Если это не куклы и не люди, то кто, что? И ЗАЧЕМ? Просто рассказываешь про Петра - у Темы жадные глаза. Он знает Гагарина и Высоцкого, он многих знает из этого музея. Но «эти» - не такие, как у него в памяти, в сознании. Об этих - нечего «думать». Молчок. Душа затворена... Нечто похожее случилось, когда я впервые повела дочь в театр Образцова. Она расплакалась: «Я думала, здесь настоящие куклы играют, неживые, а эти настоящие, живые!» У меня, помню, ум за разум зашел: кто живой-неживой. Но больше мне не удалось затащить дочь в этот театр. И вот ее сына не решаюсь повести, боюсь чего-то...

«Когда динозавр спит, на какое место... НА СЕБЕ... он ложится? На боку может? А на спине? А в клубок свернуться? А он мышь ест? А мышь его ест?» - эта серия вопросов задается примерно за минуту. Отвечать надо решительно «да-нет», сомнений не показывать, иначе утонешь в нюансах.

«Листья на деревьях ночью качаются?» Почему-то я ответила: «Нет. Спят». Тотчас вопрос: «А они зевают?» Падаю на стул от смеха. Тема участливо и серьезно смотрит на меня, ждет ответа. «Да», - говорю. «А как?» - новый вопрос. Я сдаюсь. Много чего могу показать, но не - как зевают листья».



III

Миф и символ.
Формулировка мифа из философского словаря: «Мифология - форма сознания, стремящаяся к гармонии личности и природы. Это сознание основано на том, что человек неспособен выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственного и временного отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о творении, которое отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, а особую форму первотворения, первопредметов и перводействий, то есть рассказ о творении объясняет настоящее и будущее».

Для более полного понимания этого определения необходимо также сказать, что же считается субъектом и объектом. Под субъектом в философии понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек. Под объектом - то, на что направляется познавательная и другая сила субъекта. Эти два понятия известны с поздней античности.

Формулировка символа как внешнего фактора: «Символ - это термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу».

Формулировка символа по существу: «Символ (греч. знак, опознавательная примета) - синтез образа и знака, наделенные органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и его смысл - два разных полюса (смысл теряет без образа свою действительность, а образ распадается на составные компоненты), слитые воедино. Смысл символа не существует в качестве рациональной категории или формулы, которую можно вложить в образ». Такой сложной структурой обладает символ, так как его внешняя форма направлена на обнажение смысла того или иного явления, той или иной структуры, принципа жизни и пр.

Человек не наблюдает в своем образе жизни отличия от образа жизни окружающей среды, так как видит очень много подобного в своем поведении и окружающей природе. Например, сердитость человека - есть ярое проявление его чувств, выраженное в сильных и буйных физических действиях, которую можно уподобить грозе, так как в проявлении есть нечто похожее на сердитость. Человек понимает под грозой сердитость кого-то, кто выше и могущественнее его и чьи проявления он наблюдает, и потому подчиняется ему, так как наблюдает силу, превосходящую человеческую. Во всех народах главным верховным богом был бог грозы, мечущий молнии, бог грозный, посылающий на землю разрушения и дарующий земле плодородную силу. Именно в этом проявляется гармоничность человека и природы.

От того, что человек наблюдает подобие в своих проявлениях и в проявлениях окружающей его природы (животные, стихии), он не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса (космос с греч. - вселенная, обозначающая единство мира в противоположность хаосом; введено Пифагором). Таким образом, возникает знак, знак на теле человека, обозначающий и подтверждающий единство и подобие с каким-либо природным явлением (татуировки, маски, обереги).

Возникший знак создает вокруг себя определенный ритуал, который имитирует какое-либо природное явление - это обряд. Например, когда человек имитирует грозу, он бьет в барабаны, воспроизводя звук грома, бросает огонь, напоминая молнии, но при этом рождает что-то, что подтверждает единство (знак или символ). При этом человек не считает грозу настоящую и имитированную грозу явлениями разного рода, он их не различает. Для него этот обряд - это настоящая гроза (или действие призывающее, за которым последует природная гроза). Точно также человек относится к изображениям (знакам, символам). Изображение любого животного, проткнутое стрелами, означает удачную охоту, так как изображение животного для него идентично с самим животным.

Такое же отношение было и к имени - говоря о ком-то, считалось, что названный человек возникает при произношении его имени, на него можно влиять и воздействовать, даже иметь над ним власть, так как через знание осуществляется величие и власть, поэтому было принято скрывать свое настоящее имя, имея прозвища, даваемые по проявленным качествам.

У всех народов считалось, что имя имеет власть над судьбой, оно предопределяет судьбу и человека, и государства. Отсюда, например, в индийской мифологии большое количество самых разных наименований одного бога, которые скрывали подлинное имя и тем самым избавляли простых людей от прямого контакта с богом или демоном. Потому, что если знаешь настоящее имя бога, то можно вступить с ним в мистическую связь для того, чтобы получить нечто желаемое. Это было культивировано и этими знаниями могли владеть только жрецы.

Знак, символизирующий какой-то природный процесс (например, грозу), и имеющий некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с плодородной силой какого-то природного процесса (например, с грозой) (см. Приложение 2).


IV

Миф как система отношений и единства с природой.
Человек не разделял физический (материальный, внешний) вид предметов и их названий, человека и его имени, вообще любого явления и его имитации (грозы и обряда, имитирующего грозу), - для него все это было единым миром, единой историей, которая как началась, тем и закончится. Начало мира и конец в понимании человека лежал в едином, непознанном, неведанном начале. Важным для человека было то, что с чего начинается мир, тем и заканчивается. Потому символы рождения для человека были и символами смерти.

Обряд существует потому, что является необходимой частью человеческой жизни, подтверждающей единство с природой. Человеку необходимо сделать реальным, действительным, настоящим это единство, через какое-то совместное с природой действие. Все обряды были связаны с пищей и имели характер привлечения плодородия для земли и общины. Например, рождение, свадьба были связаны с весной и летом, а значит с рождением природы и с рождением детей, чему был посвященный один единый обряд.

Знаковое и символическое изображение окружающей среды в рисунках, одежде, предметах быта, в самом образе жизни, в обрядах и ритуалах - это первые шаги культуры. И основа этой культуры заключается в символах, определяющих единство с природой и призванных имитировать (или притягивать) некоторые космические процессы с тем, чтобы более осмысленно принимать в них участие и тем приближаться к богам (осмысленным космическим силам) или Богу. В символах проявляется вся действительная реальность таинственных смыслов жизни за счет того, что они являются соединительным звеном между природными явлениями и человеком. С помощью символов возможно приобщаться или обладать смыслами жизни, которые таинственно сокрыты для человека, так как не проявлены во внешней физической (материальной) реальности. Это обладание или постижение смыслов жизни приближает человека к более осмысленному бытию и делает его сознательным самовластным действующим лицом во всеобщем мировом (космическом) процессе.

Миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на внутреннем родстве (подобии качеств) человека и мира, в котором все наделено смыслом, то есть является «проекцией» человеческой души вовне, в «космос» Примечание 3. Например, у кельтов есть предание о первом человеке, который прожил несколько жизней в разных обличьях, преображаясь из одного в другое. Один из первых людей Туан жил триста лет в облике человека, триста — как дикий бык, двести — горным козлом, триста — птицей и еще сто — в виде лосося. Этого лосося съедает королева, и Туан возрождается в человеческом облике под первым своим именем. Таким образом, это родство подтверждается (такой же принцип человеческой жизни был на Востоке).

Мифологические взаимоотношения человека и окружающего мира можно определить как отношения, которые проецируют друг на друга свои порядки и законы, иными словами, - тождественны друг другу. Человек определяет законы своего общества как законы окружающего его мира животных и растений, то есть проецирует на свое общество законы природы. И обратно - он проецирует на природу свои отношения. Природа проецирует на человека свои связи, ритмы и циклы, человек, в свою очередь, проецирует свои связи и взаимоотношения. Человек воспринимает свое общество как природное продолжение и считает, что во взгляде природы природа также продолжает человеческое общество. Одно тесно связано с другим и вытекает одно из другого, находясь в замкнутом кругу. Иными словами, природа продолжает человека (общество), а человек (общество) природу.

Это тождество основано на первопорядке, который повествует как что и из чего произошло, то есть порядок происхождения живых существ, и этим определяется иерархия или старшинство в природе. Тождество первопорядка, то есть признание человеком над собой старшинства природы, живых существ, стихий и пр. фиксируется на теле человека (татуировки), природных объектах и предметах, созданных человеком (насечки на дереве, маски и пр.).

Подобие качеств в различных явления и вещах расценивается человеком как родственные связи. И, находя в животных похожие качества на свои, человек определил для себя среди живых существ и стихий покровителей. Например, человек с хитрыми и своенравными чертами характера мог считать своим прародителем дикую кошку, обладающую такими же повадками. Прародителем человек считал не только животных, но и растения, и стихии. Этих обожествленных животных современная наука назвала тотемами, а предметы, подтверждающие родственные связи между тотемом и человеком, или обожествленные человеком - фетишами.

Конечно, можно рассматривать миф, сравнивая его современной системой знаний о мире, однако это было бы совершенно неверно, т. к. миф призван определять объективную картину мира не внешним физическим путем, а путем внутренним, смысловым, связывая все живое по внутренней схожести и смыслу, выстраивая, таким образом, некоторою эволюционную связь.


На фоне первопорядка всегда возникает фигура первопредка - тотема (получеловек - полуживотное-растение-насекомое). В более позднее время это тождество выражается в символах и единстве символов (отец - мать и сын, тело - душа и дух, и пр.).

Именно из этого тождества возникает во многих восточных мифологиях рождение человека от (при помощи) природной вещи (дерева, животного, растения, насекомого, стихии и пр.). Соответственно, наоборот - рождение природных вещей зависит от человека.

Таков, например, миропорядок, определенный на острове Пасха. Все происшедшее вокруг определяется любовью и одно исходит из другого, - это своего рода попытка определить процесс эволюции. Было записано со слов племен, сохранивших традицию предков.

«1. Бог (Отец) с гневными глазами (лицом) оплодотворил Глыбу, чтобы создать попоро (прорезающее растение).



  1. Бог рыб (маленький краб, собирающий листья) оплодотворил Лишайник, стелющийся по земле; так родился лишайник.

  2. Бог воды (Сандал, растущий у воды) создал запах Кумары (олицетворение батата, разновидность папоротника); так родился папоротник.

  3. Мать деревьев, соединившись со знаками тау (олицетворение малюска), создала деревья.

  4. Бог засухи (дерево, растущее около воды) оплодотворил камень (олицетворяемое татуировкой) родилось дерево махуте.

  5. Бог деревьев-дичков оплодотворил волокна деревьев и родилось растение ти.

  6. Бог толстых (злобный баран) оплодотворил певцов (Высота, расти, подниматься) и родился вестник (трава, растущая на возвышенности).

  7. Бог надежд (Ветер) оплодотворил волдыри (олицетворение воды, «звук дождя») и родилась трава туреме (трава для корма).

  8. Бог продуктов (Острие) оплодотворил рудники (Ширина) и родился обсидиан (вулканическое стекло темного цвета для наконечников копий).

  9. Бог вьющихся растений оплодотворил нежные лепестки вьюнков («красивое лицо с высунутым языком») и родился рисунок руна.

  10. Бог-отец соединившись с Угрем, породил вещи, которые крутятся, и родился кокос.

  11. Бог-отец оплодотворил свободный воздух богов и создал торомиро.

  12. Бог-отец решил разделить группы богов, и родилось море (Бог-отец Атуа-Метуа соединился с Пухавао Атуа и произвел зеленые листья) (листья=море).

  13. Бог растений («Голова») оплодотворил плантации («Ствол») и родилось дерево марикуру.

  14. Бог насекомых (олицетворение стрекоза) оплодотворил Бурун, летящий через спокойные воды, и родилась стрекоза.

  15. Бог желтого цвета («Красный рот») оплодотворил Тление («Вихрь»), и родилась муха.

  16. Бог болей оплодотворил срезанную ветку и родилось убежище (= насекомое).

  17. Дева-вестница («Женщина-ящерица») оплодотворила Белую деву, и родилась птица Кена.

  18. Бог вещей, которые движутся оплодотворил деву-листья (хозяйка или «дева-лист»), и родились листья.

  19. Бог муравьев оплодотворил вещи, которые блестят, и родился муравей.

  20. Бог берега («Глыба») покрыл новые большие берега, и родился сахарный тростник.

  21. Бог массы («Лиана») оплодотворил сухие листья («Увядающие листья банана»), и родилось растение пла.

  22. Бог зуда («Боль») оплодотворил Едкое вещество («Уродство») и родилось растение капи.

  23. Бог порядка («Кустарник») оплодотворил хаос («Растение») и родился порядок («Тыква»).

  24. Бог венка (Богиня Света и Луны) оплодотворил Мрак («Тихая ночь»), и родилось Солнце.

  25. Мать петуха («Перья для венка») оплодотворила себе подобную, и родилась курица.

  26. Бог даров («Хвостатое существо») создал путешественников, и родилось подношение даров («рак»).

  27. Бог рыбьего запаха («Черепаха», «раздавить, замучить») оплодотворил различные места («Чудовище с белым хвостом»), и родилась акула.

  28. Бог рыб оплодотворил тех, кто быстро ходит, и родился кит.

  29. Бог выгоды («Тики-господин») первый человек (из Глыбы), создавший людей, оплодотворил Воду («Идти ловить рыбу сетью»), которая бежит от колодца к колодцу, и родилась рыба пароко.

  30. Бог выгоды («Тики-господин») оплодотворил самые глубокие места (жена Тики, созданная из земли), и родилось множество грехов (Хина Попока - дочь Тики, с которой тот вступает в брак).

  31. Бог выгоды («Тики-господин») оплодотворил камни («судьба, случай») и родились кучи камней.

  32. Бог выгоды (Тики) оплодотворил полезную часть опасностей («Птица Руру, олицетворение Тики те Хату (дочь Тики)» - морская птица), и родились маленькие вещи.

  33. Бог ученья (исполнитель обрядов) отправляется ловить рыбу туда, где разбивается волна, и выудил рыбу Меа, из которой он приготовил кушанье для короля.

  34. Бог Дерева оплодотворил Бога Дерева, и породил рыбу Поокоо.

  35. Нужно вредить плохим певцам, разрезая им глотку, чтобы они не организовывали сборищ (или «Тото открыл вкусный ямс, сделал его главным продуктом питания для народа»).

  36. Верхушка платана принадлежит младшему брату и старшему брату. Или Плоды банана принадлежат двум верховным вождям.

  37. Сначала он («Рак») оплодотворил сад («смачивать, пропитывать жидкостью, мокрый») и родился тростник тотора.

  38. Кухикиа (?) оплодотворил сырость (вид раков), и родился тростник тотора.

  39. Кухикиа оплодотворил тех, кто не слышит («Великий голубь»), и родился глухой («Чайка»).

  40. Бог отличий оплодотворил деление вещей и родились сумерки. Или. Малая вещь, соединившись с Малой вещью, произвели Незначительную вещь.

  41. Бог, который показывает, оплодотворил массы воздуха, и родился Ветер.

  42. Бог бесконечности оплодотворил подрезанные растения, и родился слабый ветер, который не срывает с них листья. Или. Пауаророко соединился с Хатукути (массы воздуха) и произвел независимое существо, которое никому не подчиняется.

  43. Маленький бог движения оплодотворил бедность, и породил добро и зло. Или. Мешающий бежать, соединившись с оставшимся до завтра, произвел растение попоро.

  44. Бежит красное - кровь коваре (плацента).

  45. Нужно идти, надев на голову терновый венок, чтобы сказать, о чем думает колодец. Или. Изобилие коваре (крови), грубая коваре.

  46. Группа, что позади, идет известить о том, что он умер и его нужно похоронить вместе с четырьмя маленькими ящерицами и дать ему поесть ямса и батата (т. е. Тому, с кого капала кровь). Или. Дождь падает длинными каплями.

  47. Два войска питаются ямсом и бататами».



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие для учащихся 9-11 классов и студентов высших учебных заведений Аннотация : Учебное пособие «10 лекций по мифологии»
1302.42kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Инфра-м, 2003. 128 с. Серия «Высшее образование»
1704.85kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 «Психология»
35.8kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
193.25kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
278.99kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
229.71kb.
Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А. А. Аствацатуров и др. Спб: СпбГУ, 2004
469.3kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психоло­гии высших учебных заведений по специальностям
2796.45kb.
Учебное пособие Черемхово, 2013 ббк 86. 2(2) ф 34
2867.92kb.
Учебное пособие для высших пед учеб заведений. М., 2001. Татищева А. И., Гриднева С. В. подходы немедицинской психотерапии в работе со страхами // а я не боюсь! М., 2002
94.04kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997
1080.85kb.
Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997
1080.86kb.