Главная стр 1 ... стр 5стр 6стр 7стр 8стр 9
скачать
Тема 26. Государственно-церковные отношения в 1965-1985 гг.
Осенью 1964 г. для Церкви произошли благоприятные изменения. С отставкой Н.С. Хрущева прекратились гонения на духовенство. Одним из первых шагов было принятие Президиумом Верховного Совета СССР в январе 1965 г. постановления «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих». Было решено дополнительно изучить судебные дела и пересмотреть некоторые судебные решения предшествующего периода. Ранее осужденные по очевидно сфабрикованным делам были реабилитированы и возвращены из мест заключения.

Новое руководство, хотя и не вернула Церкви отнятые храмы и монастыри, но все же церковная политика власти являлась взвешенной и проводилась в достаточно цивилизованных формах.

В декабре 1965 г. два Совета – по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов - были объединены в один Совет по делам религий при СМ СССР. Председателем объединенного Совета был назначен В.А. Куроедов. Было опубликовано и положение о Совете, что впервые давало возможность верующим и духовенству ознакомиться с правами, обязанностями, а главное, с границами компетенции Совета и его уполномоченных на местах.

Эти изменения вселили надежду у некоторых слоев православного духовенства на законодательное изменение «Положения об управлении РПЦ», принятого на Архиерейском соборе 1961 г. По мнению многих, власть старост в приходах приобрела непомерные масштабы, постоянные конфликты внутри церковных советов стали постоянной частью внутриприходской жизни. Однако со стороны Совета ясно дали понять, что путь к внесению поправок в Положение закрыт.

Требование отмены реформы 1961 г. положило начало так называемому диссидентскому течению внутри Русской православной церкви. Его представителями в середине 1960-х гг. были архиепископ Ермоген (Голубев), молодые священники Н. Эшлиман, Г. Якунин и некоторые другие. В своих письмах, в том числе и открытых, они не только требовали внесения поправок в Положение об управлении РПЦ, изменения принципов выбора патриарха и формирования Синода, но и обвиняли в попустительстве существующему положению в Церкви и характеру государственно-церковных отношений церковное руководство. После того, как письма Н. Эшлимана и Г. Якунина были опубликованы на Западе, они митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом в мае 1966 г. были запрещены в священнослужении.

15 мая 1970 г. скончался патриарх Алексий I. Согласно Положению об управлении Русской православной церковью, в должность Патриаршего Местоблюстителя вступил старейший по хиротонии постоянный член Священного Синода Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Его задачей было подготовить и провести Поместный собор для избрания нового главы Церкви.

Период местоблюстительства растянулся на год и заполнен был борьбой различных сил внутри Церкви и за ее пределами по поводу кандидатуры и порядка избрания нового патриарха. В качестве возможных кандидатур называлось 5—6 человек, но наиболее реальными были Патриарший Местоблюститель митрополит Пимен и митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). Власть делала ставку на Пимена, о котором председатель Совета по делам религий В.А. Куроедов отзывался как об одном из видных и авторитетных деятелей Церкви, лояльном и активно поддерживающем политику Советского государства. Среди епископата и духовенства о Пимене распространено было мнение как о человеке скромном, внимательном к людям, имеющем богатый опыт церковной деятельности, хорошем организаторе и «церковном службисте», отличавшемся консерватизмом в отношении устройства религиозно-церковной жизни, не приемлющем «церковного модернизма».

Но среди епископов было немало и тех, кто хотел бы избрания на патриарший престол митрополита Никодима. Да и сам он, хотя публично и не высказывался на эту тему, надеялся, что его кандидатура будет предложена на Соборе архиереями. Однако, как вскоре выяснилось, рассчитывать на успех ему не приходилось, поскольку и Совет по делам религий, и его уполномоченные на местах, и иные «заинтересованные инстанции» проводили работу по дискредитации Никодима в церковных кругах. Упор в основном делался на четыре момента: относительную молодость Никодима (родился в 1929 г.), его «увлеченность» католицизмом, устремленность на церковные реформы, жесткость характера.

В предвыборный период проявили себя и церковная оппозиция, и религиозные диссиденты, выступавшие с критикой миротворческой деятельности Церкви и ее участия в экуменическом движении, настаивавшие на более самостоятельной позиции по отношению к государству и на проведении реформ во внутрицерковной жизни.

Открытие Поместного собора было намечено на 30 мая 1971 г. Накануне состоялось Архиерейское совещание, на котором особо обсуждался порядок избрания патриарха. В конце концов, большинством было решено выдвинуть только одну кандидатуру – митрополита Пимена, выборы патриарха решено было проводить открытым голосованием.

Работа Собора продолжалась три дня. В первый день единогласно новым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Пимен.

Собор также рассмотрел и принял решения по целому ряду вопросов внутрицерковной жизни, экуменической и миротворческой деятельности Церкви. Важным событием стало принятие Деяния «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их».

Двадцать лет (1964-1985) составили особый период в жизни Русской православной церкви. Период сложный и неоднозначный. Безусловно, Московский патриархат сталкивался с определенными трудностями: угасанием сельских приходов; падением религиозной активности прихожан; нехваткой священно- и церковнослужителей. Но не следует переоценивать глубину этих кризисных явлений. Церковь обладала достаточной жизнестойкостью, ее возможности к эволюционным изменениям не были исчерпаны. «Кризис» не только сигнализировал о наступивших «трудных временах», но и одновременно выступал мобилизующим фактором церковной жизни. В 70-х гг. прекратились кампании закрытия храмов, монастырей, духовных учебных заведений, административных гонений против духовенства и церковного актива. Церковь снова стала встречать понимание и поддержку в своих просьбах, будь то издательская деятельность и урегулирование правового положения приходов, духовенства, церковного актива. Можно даже сказать, что высшее церковное руководство с конца 70-х гг. становится своеобразной частью советского истеблишмента.

Государство в 1975 г. предприняло серьезный шаг, когда опубликовало Постановление «О религиозных объединениях» 1929 г. с поправками и изменениями. В новой редакции были опущены некоторые статьи, например, о том, что Церковь не имеет прав юридического лица – религиозные организации получили право арендовать, строить, покупать недвижимость в соответствии с законом. Таким образом, Церковь все же не была признана общественным институтом, религиозные организации с точки зрения закона не представляли единую организацию.

Больше прав предоставлялось Совету по делам религий - за ним закреплялось окончательное решение об открытии храма. Однако Совет не ограничивался в сроках принятия решения, к тому же оно не могло быть обжаловано.

Обсуждение новой Конституции также породило некоторые надежды у духовенства и верующих. Однако формулировки, касающиеся прав граждан остались прежними – в СССР декларировалось право вести атеистическую пропаганду и отправлять религиозные культы.

Совет по делам религий продолжал политику жесткого контроля за деятельностью церкви. По сигналу уполномоченного принимались административные меры, а также взыскания по партийной и комсомольской линии по отношению к участвующим в религиозных обрядах, периодически предпринимались попытки закрыть действующие монастыри. Активнее стал проявлять себя Комитет госбезопасности.

В целом же положение в сфере государственно-церковных отношений было во многом парадоксальным: при отсутствии прямых гонений и репрессий Церковь укреплялась. Этому способствовало, безусловно, ситуация застоя и деградации руководства страны. В условиях падения партийной дисциплины и общего процесса децентрализации власти все зависело от того, как сложатся отношения между Церковью и властью в регионе. И хотя сокращение сети православных религиозных объединений продолжалось, однако не это служит показателем церковно-религиозной жизни данного периода. Стабилизация государственно-церковных отношений привела к куда более значимым изменениям в жизни Церкви за эти 20 лет.

В сравнении с серединой 60-х гг. количество иерархов в 1985 г. осталось неизменным - 74 человека. Однако в епископате произошли существенные изменения. Число лиц старше 60 лет сократилось с 62,2 до 30%. С 70-х гг. средний возраст посвящаемых в епископы составил 40-45 лет, тогда как раньше - 50-55 лет. Имели место случаи посвящения в епископы лиц моложе 40 лет. Повысился образовательный уровень: ¾ иерархов имели среднее светское образование, более 80% - высшее богословское образование. Это были люди, сознательно избравшие путь служения Церкви, имеющие опыт активной деятельности в светской среде и навыки организаторской работы, а потому проявляющие энергию и настойчивость на церковном поприще. Для них характерно стремление максимально оживить приходскую жизнь, активизировать проповедничество духовенства, углубить их контакты с паствой, стимулировать учебу в духовных школах. Правящие епископы всячески поддерживают обращения верующих о регистрации новых религиозных обществ о строительстве, ремонте и реконструкции молитвенных зданий. Иерархи входят в Синод с предложениями об установлении новых церковных праздников, канонизации представителей монашества, духовенства, государственных деятелей прошлого, о праздновании юбилеев как общеепархиальных, так и отдельных приходов.

Приходское духовенство к 1985 г. составляло около 10 тыс. человек, что значительно больше их числа в середине 60-х гг. (в 1961 г. насчитывалось 8252 священника и 809 диаконов, в 1967 г. - соответственно 6694 и 653). Шел процесс омоложения кадров духовенства: в 60-х гг. типичной фигурой был священник старше 60 лет, в 80-х - от 40 до 60. Повысился их общеобразовательный уровень: половина священнослужителей имела среднее светское образование, возросло число лиц с высшим светским образованием. Более половины духовенства в 80-х гг. имело среднее и высшее богословское образование.

Центр религиозной жизни в середине 80-х гг. переместился в город. До половины всех учтенных обрядов совершалось в городских храмах. Богослужения в них проводились, как правило, ежедневно. Здесь реализовывались предметы культа и религиозной литературы. Сюда обращались верующие из так называемых бесцерковных населенных пунктов.

Заметные изменения за этот период произошли и среди прихожан Русской православной церкви. Хотя к середине 80-х гг. среди них по-прежнему преобладали люди предпенсионного и пенсионного возраста, однако они отличались более высоким уровнем образования и квалификации. Возросла доля мужчин, а также женщин среднего возраста, посещающих богослужения и совершающих обряды. Духовный вакуум в стране привлекал в храм и представителей интеллигенции.

В 1985 г. в СССР действовало 22 монастыря, в них насчитывалось более тысячи монашествующих, и поток желающих в них поступить не сокращался. Устойчивым было материальное положение монастырей. В дни религиозных праздников сюда стекались, как и прежде, тысячи и тысячи паломников. В монастырях сохранялась, хотя и не афишировалась, традиция старчества. Старцы под своей опекой имели десятки и сотни «духовных чад», проживавших в различных уголках СССР. В некоторых наиболее крупных и известных монастырях проводились различные форумы международного и общесоюзного характера по церковно-богословским, миротворческим и экуменическим проблемам. Это особенно относится к Троице-Сергиевой лавре в Загорске (теперь Сергиев Посад). Монастыри регулярно посещали зарубежные церковные и государственные делегации.

Были восстановлены контакты со всеми православными и многими инославными христианскими церквами и религиозными организациями. Русская церковь выступила инициатором и провела в СССР ряд международных миротворческих и экуменических форумов. По ее инициативе стали традиционными встречи глав и представителей церквей и религиозных организаций Советского Союза.

За два десятилетия была воссоздана богословская наука и воспитаны необходимые кадры. С богословской позиции осмыслена социально-политическая реальность, в которой суждено было Церкви жить, выработаны такие богословские концепции, как: «богословие мира», «богословие революции» и др.

Церковь, живя в социалистическом обществе, естественно, не могла не выражать свою оценку социально-политических и нравственных идеалов социализма. Но официальная позиция Церкви - не просто лояльность, а безоговорочная поддержка внешней и внутренней политики Советского государства.

Таким образом, к середине 80-х гг. Церковь преодолела кризисное состояние, во многом связанное с административным натиском государства, обрела устойчивость своих структурных подразделений и в целом добилась стабилизации как во внутреннем состоянии, так и во внешнем - во взаимоотношениях с государством и обществом. Очевидно, что на большее в условиях политической ситуации «застойных времен» Церковь рассчитывать объективно не могла.

Но также очевидны были и кризисные явления внутри самой Церкви. Продолжало развиваться религиозное диссидентство, критикующее сервилизм церковного руководства; действовали общественные организации по защите прав верующих; проблема свободы совести в СССР активно обсуждалась за рубежом. Глубокий структурный кризис, в котором оказалась советская власть, советское государство предопределил и кризисные явления в самой Церкви.



Контрольные вопросы

  1. Какие изменения произошли в правовой базе государственно-церковных отношений данного периода?

  2. Что такое религиозное диссидентство?

  3. Назовите основные направления церковно-религиозной жизни в СССР в 1970-первой половине 1980-х гг.

  4. Какие основные решения были приняты на Поместном соборе 1971 г.?

  5. Почему, на ваш взгляд, религия сохранила свое влияние на советских граждан поколения 1970-1980-х гг.?


Тема 27. Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений. 1985-1991 гг.
Провозглашение весной 1985 г. курса «перестройки и гласности» встретило положительный отклик духовенства и верующих. Руководство Московского патриархата ожидало, что в новых условиях возможно расширение и углубление диалога между государством и Церковью, что создаст предпосылки для решения конкретных проблем, касающихся жизнедеятельности и приходов, и Церкви в целом.

Однако в сферу государственно-церковных отношений демократизация привносилась с явным запозданием. Первые три года «гласности и перестройки» были фактически потеряны. М.С. Горбачев не использовал благоприятной возможности для завоевания своему политическому курсу поддержки со стороны религиозных организаций и верующих, что объясняется не только свойственными ему в тот период партийно-ортодоксальными взглядами на религиозный вопрос, но и ожесточенной борьбой в Политбюро и партийной элите относительно общего курса реформ.

Об этом свидетельствовали и мероприятия власти по отношению к органу, проводящему церковную политику в стране. В ноябре 1984 г. В.А. Куроедов был освобожден от должности Председателя Совета по делам религий. На его место был назначен К.М. Харчев, бывший до этого послом в Гайане. В церковных кругах назначение Харчева было воспринято как ужесточение церковной политики государства. Однако позиция председателя Совета до сих пор вызывает противоречивые оценки. Это вызвано, вероятно, и противоречивостью высказываний К.М. Харчева, и непоследовательностью его деятельности. Показателем характера государственно-церковных отношений этого периода служат статистические данные о регистрации религиозных обществ, - существенного изменения в количественных показателях перестройка Церкви не принесла.

О позиции Русской церкви в эти годы свидетельствует обращение «К религиозным деятелям и пастве», принятое 16 декабря 1987 г. на очередном совещании глав и представителей церквей и религиозных организаций. В нем говорилось: «За последние годы, опираясь на процесс демократизации всей общественной жизни, наша страна обрела как бы новое дыхание. Созидание мы ощущаем в экономике и политике, в сфере морали, науки и культуры. Возросли требования к чистоте нравственной атмосферы общества, многообразнее и глубже становится духовная жизнь. С новой силой утверждаются гласность и правдивость, самокритичность и требовательность. С глубоким удовлетворением мы свидетельствуем, что процесс перестройки оказывает положительное влияние также и на развитие жизни церквей и религиозных объединений страны, создает более благоприятную атмосферу для осуществления ими своей миссии» .

Событием, которое в значительной мере переломило вялотекущий процесс взаимоотношений власти и РПЦ, стала встреча 29 апреля 1988 г. в Кремле Генерального секретаря ЦК КПСС с патриархом Пименом и членами Священного Синода. Инициатива этой встречи принадлежала К.М. Харчеву, который «организовал» обращение патриарха и Синода к М.С. Горбачеву с просьбой о встрече. В руководстве идея встречи была одобрена.

На встрече было решено отмечать приближающееся тысячелетие крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей. Патриарх официально пригласил М.Сю. Горбачева на юбилейные торжества и получил от него согласие. Кроме того, Церкви удалось получить поддержку со стороны генерального секретаря в решении вопросов открытия церквей, монастырей, духовных учебных заведений, увеличения тиража религиозной литературы и пр.

Основные юбилейные мероприятия, посвященные тысячелетию Крещения Рус, прошли с 5 по 12 июня 1988 г. в Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской православной церкви. Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов иностранных религиозных делегаций, представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и т.д. Подробно юбилей освещался центральными и местными средствами массовой информации.

Главным церковным мероприятием в эти юбилейные дни стал Поместный собор, проведенный 6-9 июня в Троице-Сергиевой лавре. С основным докладом «1000-летие крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет (Денисенко). В нем была прослежена история Русской церкви с момента ее возникновения и до 80-х гг. XX столетия. Заслушаны были также доклады, посвященные канонизации святых в Русской церкви (решением Собора к сонму православных святых было причислено 9 человек); жизни и деятельности Церкви с 1971 по 1988 г.; внешнецерковным связям и миротворческой деятельности Церкви. Одним из важнейших итогов Собора стало принятие Устава об управлении Русской православной церковью, который заменил Положение об управлении Русской православной церковью 1945 г. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных соборов (не реже одного раза в пять лет); на епархиальном уровне восстанавливался такой институт как епархиальное собрание; высшим органом прихода становилось приходское собрание во главе с настоятелем храма.

Политические реформы в стране, встреча в Кремле, а затем и празднование 1000-летия крещения Руси придали необратимый характер конструктивному развитию государственно-церковных отношений. Об этом в первую очередь свидетельствует рост в 1985-1990 гг. числа зарегистрированных религиозных объединений РПЦ на 1.01.1985 г. -6806; на 1.01.1990 г. – 10110.

Процессы демократизации в стране, изменение характера государственно-церковных отношений обусловили необходимость и выработки общесоюзного законодательства о свободе совести. В начале 1988 г. Политбюро ЦК КПСС поручило Совету по делам религий совместно с другими ведомствами разработать проект этого Закона. В апреле первоначальный проект Закона «О свободе совести и религиозных организациях в СССР» был представлен, его положения широко обсуждались в средствах массовой информации, в церковных кругах.

Глава Русской православной церкви патриарх Пимен в меру сил участвовал в текущей жизни Церкви, интересовался общественно-политическими проблемами. Он и еще несколько иерархов были избраны в 1989 г. народными депутатами СССР, принимали участие в работе различных общественных организаций и движений. Беспокоили церковное руководство и нарастающие центробежные тенденциях в некоторых союзных республиках, о трудностях жизни в них православных приходов, характер политической приобрела проблема Греко-католической церкви на Украине. На Архиерейском соборе 1990 г. специально обсуждался вопрос «О положении Русской Православной церкви в связи с обострением межнациональных и межтерриториальных отношений в некоторых регионах нашей страны». Церковь обращалась к светской власти «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатстких экстремистов…» На основе договоренностей между Московским патриархатом, Украинским экзархатом РПЦ, Ватиканом и УГКЦ началось перераспределение храмов между православными и униатами. Однако вскоре этот процесс был прекращен по инициативе униатской церкви, которая потребовала возвращение к ситуации до Львовского собора 1946 г. Патриарх обратился лично к М.С. Горбачеву, но ответа не последовало. Вопрос о Греко-католической церкви на Украине стал одним их основных в разворачивающейся политической борьбе на Украине.

Серьезные изменения в государственно-церковных отношениях произошли весной 1990 г. Решением Верховного Совета РСФСР вероисповедные вопросы было поручено рассматривать Комитету по вопросам свободы совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности во главе со священником В.С. Полосиным. По инициативе Комитета в 1990 г. в республике упраздняются 3-е управление КГБ (идеологические диверсии), в составе которого находился 4-й (церковный) отдел, Совет по делам религий РСФСР и аппарат его уполномоченных на местах. В центре внимания Комитета была подготовка Закона, который получил название «О свободе вероисповеданий». В это же время был подготовлен и союзный законопроект «О свободе совести и религиозных организациях». Комитет под руководством В.С. Полосина высказался против необходимости принятия общесоюзного законодательства. Политическое противостояние союзных и республиканских структур привело к тому, что как только союзный парламент 1 октября принял Закон «О свободе совести и религиозных организациях», Верховный Совет РСФСР 25 октября принимает Закон «О свободе вероисповеданий». Таким образом, государственно-церковные отношения на территории России стали выстраиваться на основе положений и норм этого законодательного акта.

В это же время уточняется и основная статья Конституции страны, касающаяся принципов свободы совести. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию РСФСР 1991 г. ст. 44 декларировала право «свободно исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона…»

Однако в сфере государственно-церковных отношений многое оставалось на уровне деклараций и заявлений должностных лиц о необходимости дальнейшей их демократизации. Многочисленные распоряжения, указы, касающиеся различных сторон жизнедеятельности Церкви, зачастую не были связаны друг с другом. Государство самоустранялось от решения проблем церковно-религиозной сферы, что предопределило хаос и произвол. Невозможность практического осуществления «совершенных и демократических» норм делали бессмысленным и само понятие «государственно-церковные отношения».

Происходящее в стране беспокоило патриарха. Сберечь страну от возможной катастрофы, сохранить мир между народами многонационального и многоконфессионального Отечества - об этом были его слова в последних обращениях к пастве.

Патриарх Пимен скончался 3 мая 1990 г. и был похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, рядом с гробницей патриарха Алексия. Смерть патриарха и в церковных, и в общественных кругах многими осознавалась как определенный рубеж в послереволюционной истории Церкви, как окончание эпохи, объединенной именами патриархов Тихона, Сергия и Алексия. Пимен стал последним патриархом советского периода отечественной истории. Вместе с ним уходили в прошлое и те церковно-государственные отношения, что сохранялись в последние семь десятилетий.

Сложная общественно-политическая ситуация в раскалывающемся Советском Союзе, впрямую отражавшаяся на положении Русской православной церкви, требовала скорейшего созыва Поместного собора для избрания нового патриарха.

Поместный собор открылся 7 июня 1990 г. в Троице-Сергиевой лавре. Присутствовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика и 88 мирян. Накануне Архиерейский собор утвердил список из трех кандидатур: митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Ростовский Владимир (Сабодан).

В результате тайного голосования в два тура большинством голосов (166) Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий, ставший, таким образом, пятнадцатым патриархом в истории Русской православной церкви. Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 10 июня в Богоявленском соборе Москвы.

Русская православная церковь вступила в новый этап своего развития. Деструктивный характер центробежных сил привел к острому политическому кризису, и, в конце концов, события августа 1991 г. положили конец существованию Советского Союза. Это, безусловно, отразилось на положении Русской православной церкви, привело, в свою очередь, и к внутреннему структурному кризису - расколам Церкви - на бывшей теперь уже территории СССР, и к конфликтам с зарубежными, в том числе и инославными конфессиями, которые начинают активно открывать свои приходы на территории России.

На события августа 1991 г. патриарха Алексий 11 откликнулся двумя посланиями. Он осудил ГКЧП как проявления наследия всего коммунистического режима. Сам режим патриарх характеризовал как отвержение «всех абсолютно нравственных начал, забвение духовных источников и смысла человеческого существования», как режим, «начисто лишенный чувства ответственности перед Богом, и перед народом».
Контрольные вопросы


  1. Как изменился характер государственно-церковных отношений с началом «перестройки»?

  2. Как отнеслась власть к такому событию как тысячелетие принятие православия Русью?

  3. Какие изменения в законодательной базе, касающейся церковно-религиозной сферы, произошли в 1990-91 гг.?

  4. Как изменились принципы избрания патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе 1990 г.?

  5. Как политическая ситуация в стране рубежа 1980-90-х гг. отразилась на положении Русской православной церкви?


Тема 28. Российская Федерация и Русская православная церковь в конце ХХ в: становление новых взаимоотношений.

Реализация принципов свободы совести после принятия Закона РФ «О свободе вероисповеданий» привела к подлинному возрождению Русской православной церкви в Росcии. Количество ее приходов увеличилось почти в 3 раза, монастырей - более чем в 20 раз. Подготовка кадров священнослужителей и церковнослужителей в пределах России ведется в 43 духовных школах. Для богословской подготовки мирян были образованы Свято-Тихоновский богословский институт и Российский Православный университет св. Иоанна Богослова. Открылось множество воскресных школ для детей и взрослых, создано более 100 православных библиотек.

Активизировал свою деятельность Священный Синод, который стал заседать значительно чаще, чем в предшествующие десятилетия. Только за первый год своего патриаршества Алексий II посетил 15 епархий. На архиерейских соборах, состоявшихся в 90-х гг., обсуждались важнейшие вопросы жизни Церкви. Рассматривались вопросы статуса Украинской церкви и ситуации в церковной жизни на Украине, канонизация новомучеников, раскол, учиненный Зарубежной православной церковью; правовой статус Церкви в связи с законом РСФСР «О свободе вероисповедания», а также взаимоотношения Церкви и общества. Собор 1992 г. специально рассматривал религиозную ситуацию на Украине. В ноябре - декабре 1994 г. - доклад патриарха о важнейших событиях церковной жизни за 1992-1994 гг., о канонизации святых.

Однако в сфере государственно-церковных отношений изменений в конструктивном плане не происходило. Ситуация усугублялась тем, что при отсутствии государственного органа, ведающего «церковным вопросом», усилия планомерно вводить в жизнь положения Закона, обеспечить взаимодействие властных структур и религиозных организаций оказались тщетными. Эта задача попеременно возлагалась то на экспертно-консультативный совет при Комитете по свободе совести, то на Координационную комиссию при правительстве РФ по вопросам вероисповеданий, то на Государственного советника РФ по политическим вопросам, но восстановить управление данными общественными отношениями не удалось. Летом 1993 г. и Верховный совет РФ признал ошибочность разрушения в рамках исполнительной власти системы органов, занимающихся вопросами обеспечения свободы совести. Президент Ельцин проявил заинтересованность государства в диалоге с религиозными организациями. Он встретился с представителями конфессий и заверил их в непременной ликвидации допущенных ошибок и недоразумений со стороны власти. Но очередной кризис власти осенью 1993 г. отодвинул вопросы церковной политики.

Важно подчеркнуть, что в отличие от 1991 г., когда патриарх Алексий высказал официальную поддержку президенту Ельцину, в октябре 1993 г. Синод не вынес определения, однозначно осуждающего одну из сторон политического столкновения. В декабре этого года, в преддверие выборов, Синод высказался против участия в борьбе за места в государственную думу представителей православного духовенства.

Новый этап развития государственно-церковных отношений начинается с конца 1993 г. Принятие новой Конституции РФ, ряда законодательных актов свидетельствовали о «возвращении» государства к практике регулирования сферы взаимоотношений с религиозными организациями. Летом 1994 г. при Правительстве РФ образуется Комиссия по вопросам религиозных объединений, на местах функции регулирования взаимоотношений власти и религиозных объединений возлагаются на отделы, комитеты, комиссии по связям с религиозными организациями.

Правительство осознало необходимость совершенствования законодательной базы. В ее недрах был подготовлен проект нового Закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

Церковь высказала свое отношение к готовящемуся Закону. В феврале 1997 г. архиерейский Собор принял два важнейших постановления: «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» и «О взаимоотношениях с государством и светским обществом». Собор обратился в Государственную Думу с просьбой при подготовке новой редакции Закона «О свободе вероисповеданий» учесть особое положение Русской Церкви как в прошлом, так и в настоящее время. Власть прислушалась к этой просьбе.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» был принят в декабре 1997 г. Он отразил новые реалии, сложившиеся к тому времени в российском обществе и в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, укрепил и развил законодательную базу государственно-конфессиональных отношений в России, упорядочил условия и процедуру регистрации религиозных объединений, подтвердил конституционный принцип равенства религиозных организаций перед Законом, создал условия для их конструктивного сотрудничества с государством. В течение прошедших лет Закон показал свою эффективность и надежность. Многочисленные социологические исследования показали спад межрелигиозной напряженности и конфликтов между властными органами и религиозными обществами на местах.

Радикальные общественно-политические и социально-экономические перемены, произошедшие в стране в начале 90-х гг., обусловили появление не только позитивных, но и ряда негативных явлений в жизни Церкви. Распад СССР вызвал центробежные тенденции в Церкви. На территории бывших союзных республик начали создаваться, нередко при поддержке властей новообразованных суверенных государств, независимые от Московского патриархата церковные структуры. В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Русской православной церкви значительного числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской православной церкви Киевского патриархата. В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынского патриархата. В Эстонии часть приходов РПЦ приняла покровительство константинопольского патриархата.

Демократизация общественной жизни, открытое и нелицеприятное обсуждение болезненных тем получили во внутренней жизни Церкви специфическое продолжение. Начала ослабевать внутрицерковная дисциплина, смело заявили о себе церковные «диссиденты», некоторые священнослужители по тем или иным мотивам покинули Московский патриархат и приняли юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом. Быстрый рост количества новых приходов предельно обострил дефицит кадров священнослужителей. В связи с этим нередко в священники рукополагали наспех подготовленных людей, что, естественно, не могло не сказываться на их пастырской деятельности. Начавшийся реставрационно-строительный бум в связи с необходимостью восстановления возвращенных государством зачастую в плачевном состоянии храмов и монастырей отвлекал силы и время священнослужителей на хозяйственные заботы. Кое-где стала проявляться тенденция к коммерциализации церковных учреждении, к излишней пышности в обустройстве храмов.

Большая масса новых членов Церкви, обратившихся к вере уже взрослыми и не получивших религиозного воспитания в семье, преисполненных религиозного энтузиазма и уверенных в своем праве судить не только о нормах внутрицерковной жизни, но и о богословских вопросах, - эта масса является питательной средой возникающих время от времени церковно-общественных движений как консервативно-фундаменталистского, так и либерально-обновленческого характера. Самочинный и нередко политизированный характер их деятельности негативно сказывается на внутреннем мире и согласии в Церкви.

Должное внимание уделяла Церковь в 90-х гг. своей внешней деятельности. В 1992 и 1998 гг. делегация Русской православной церкви участвовала во встречах глав и представителей автокефальных и автономных православных церквей, на которых обсуждались вопросы жизни церквей в современном обществе, а также была уточнена их совместная позиция в отношении к экуменическому движению под эгидой Всемирного совета церквей. Русская церковь оказывала поддержку Сербской и Болгарской церквам, испытывавшим трудности в связи со сложной политической и общественной ситуацией в Югославии и Болгарии. Продолжался богословский диалог с рядом православных и иных церквей. Церковь сохраняет и развивает связи с международными организациями, в частности с Конференцией европейских церквей.

Распространение влияния Церкви на различные стороны жизни российского общества и активная внешнеполитическая деятельность обусловили реорганизацию синодальных учреждений. К ранее имевшимся добавились отделы по религиозному образованию и катехизации; церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а также комиссии по делам монастырей, экономическим и гуманитарным вопросам.

Русская православная церковь в качестве одного из главных событий конца ХХ века определила 2000-летний юбилей христианства. Его празднование знаменует собой окончание одного из самых сложных и трагичных периодов истории России и Русской церкви XX в. и кладет начало новой истории - истории века XXI.

Одним из важнейших мероприятий, связанных с юбилеем, явился Архиерейский собор, состоявшийся 13-16 августа 2000 г. в Москве. На Соборе, участниками которого были 147 архиереев, подверглись рассмотрению практически все основные стороны внутренней жизни Церкви, ее отношений с обществом и государством, другими христианскими церквами и объединениями.

Особенно значимыми актами Собора явились канонизация последнего российского монарха Николая II и принятие Основ социальной концепции Русской православной церкви.

Николай II причислен к лику святых, как говорится в документах Собора, не за свою государственную и церковную деятельность, но за то, что он вместе со своей семьей перенес страдания в заточении как страстотерпец – «с кротостью, терпением и смирением». Всего Собором было канонизировано 1154 человека, из которых 1090 - новомученики и исповедники российские, пострадавшие в XX в.

Принятые Собором Основы социальной концепции РПЦ - первый в истории Церкви документ, в котором выражена ее официальная позиция по всем существенным вопросам современного общественного бытия - от политики и экономики до проблем биоэтики, глобалистики и секуляризма.

Вот некоторые положения концепции, касающиеся общественно-политической сферы:

- хотя Церковь имеет наднациональный характер, вместе с тем она соединяет в себе вселенское начало с национальным; Церковь призывает своих чад любить земное отечество; православной этике чуждо деление народов на лучшие и худшие,

- Церковь занимает позицию «непредпочтительности» какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин; Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, однако, если власть принуждает православных верующих к богоотступничеству, к греховным деяниям, Церковь в лице ее священноначалия в качестве крайней меры может призвать их к мирному гражданскому неповиновению; Церковь сотрудничает с государством на основе их взаимного невмешательства в дела друг друга в том, что служит благу самой Церкви, личности, общества;

- принцип свободы совести, превратившийся в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений в XX в., свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей. Но сегодня этот принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве;

- перед лицом существующих в обществе политических разногласий и борьбы Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов; Церковь допускает наличие различных политических убеждений среди епископов, клира и мирян. Вместе с тем она считает невозможным участие епископата и священнослужителей в деятельности политических организаций, в предвыборных кампаниях, выдвижение их в качестве кандидатов в представительные органы власти. На мирян указанные ограничения не распространяются. Но при этом, участвуя в государственной или политической деятельности, они не в праве выступать от имени Церкви. Неучастие Церкви в политической борьбе не означает ее отказа от публичного выражения своей позиции по общественно значимым вопросам.

Таким образом, Юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, состоявшийся в год празднования 2000-летия Рождества Христова, явился чрезвычайно важной вехой в истории, Церкви, определил основные направления ее деятельности в современную эпоху.

Государственно-церковные отношения также вступили в свой новый этап. Безусловно, существует ряд проблем, требующий своего решения. Это проблема реализации прав верующих на альтернативную систему налогового, пенсионного и иного учета при отказе от так называемого личного кода; это проблема взаимоотношений Церкви и образования, Церкви и вооруженных сил; вопросы регламентации деятельности религиозных групп и иностранных миссионеров на территории России; вопросы, связанные с имуществом Русской православной церкви; вопросы статуса религиоведческой экспертизы и др.

Для системной реализации конституционных принципов и практики вероисповедной политики требуется создание единой концепции государственно-церковных отношений, которая определила бы направления совершенствования правовой базы религиозной деятельности в России.

Русская православная церковь сегодня является самой многочисленной и влиятельной конфессией в Российской Федерации. Безусловно, характер отношений власти и РПЦ и в дальнейшем будет оказывать существенное влияние как на внутриполитическую ситуацию в стране, так и на положение РФ на международной арене.



Контрольные вопросы.

  1. Какую позицию занимало руководство Русской православной церкви по отношению к политическим событиям 1991 г. и 1993 г.?

  2. Какие изменения произошли в 1990-е гг. в законодательной сфере, регулирующей государственно-церковные отношения?

  3. Какие направления жизнедеятельности РПЦ характерны для последнего десятилетия ХХ века?

  4. Как можно оценить характер взаимоотношений власти и Русской православной церкви в конце ХХ века?


Тест для самоконтроля
Раздел I. Власть и Русская православная церковь в период Древней Руси и образования единого централизованного государства. Х – ХУII вв.
1. Кто был инициатором введения христианства на Руси?

А) великокняжеская власть

Б) Константинопольская патриархия.

В) христианство первоначально распространилось на Руси среди народных масс


2. К каким событиям привело крещение Руси? (Назовите три правильных ответа)

    1. К попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

    2. К усилению соперничества русских князей за право назначить митрополита

    3. К развитию культуры, образования

    4. К установлению власти норманнской династии Рюриковичей

    5. К укреплению международного положения Руси

    6. К укреплению власти древнерусских князей

      1. АВЕ

      2. БГД

      3. ВДЕ

      4. БВД

3. Что такое «десятина»?

А) часть государственных налогов, отчисляемая государством в пользу Церкви

Б) часть от штрафов по судебным делам в Киевской Руси

В) пошлина, которую крестьяне платили в пользу князя
4. Назовите законодательный акт Древней Руси, в котором впервые оговаривается правовое положение Церкви

А) Византийский Номоканон

Б) Устав князя Владимира

В) Русская Правда Ярослава


5. Назовите один из факторов, сдерживающих процесс феодальной раздробленности на Руси

А) деление Руси на княжеские уделы

Б) лествиничная система наследования княжеского престола

В) наличие независимой от власти Киевского князя церковной власти


6. Кто был первым русским митрополитом?

А) митрополит Михаил

Б) митрополит Иларион

В) митрополит Иов


7. В каком правовом положении оказалась Русская православная церковь в условиях монголо-татарского ига?

А) Церковь лишилась всех своих привилегий

Б) Церковь должна была выплачивать в Орду особый налог – «выход»

В) завоеватели сохранили за Церковью все ее привилегии


8. Церковь сделала свой политический выбор и в условиях монгольского завоевания связала свою судьбу…?

А) с Русью Литовской

Б) с Северо-восточной Русью

В) с Юго-западными княжествами с центром в Киеве


9. Какие церковные деятели были современниками Московского князя Дмитрия Ивановича?

А) митрополит Петр

Б) митрополит Алексий и Сергий Радонежский

В) митрополит Киприан и митрополит Феогност


10. Когда Русская православная церковь получила автокефалию (независимость)?

А) 1446 г.

Б) 1458 г.

В) 1448 г.


11. Что означало провозглашение автокефалии Русской православной церкви в 1448 г.

А) утверждение власти Константинопольского патриарха

Б) ее самостоятельность от Константинопольского патриарха

В) разрешение церкви не платить налоги в княжескую казну


12. Какова дата введения патриаршества в России?

А) 1448 г.

Б) 1584 г.

В) 1589 г.


13. Кто был первым патриархом Русской православной церкви?

А) патриарх Иов

Б) патриарх Макарий

В) патриарх Иона


14. Какова причина разрыва между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

А) изъятие церковных ценностей для нужд государства

Б) неудачи в ходе русско-польской войны

В) притязания Никона на верховенство церковной власти


15. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы»


Раздел II. Государственно-церковные отношения в Российской империи. ХУ111 – начало ХХ века.
1. Церковные реформы Петра 1 привели к тому, что Церковь превратилась…

А) в самостоятельную автономную организацию

Б) в часть государственного аппарата

В) равную политическую силу наряду с государством


2. Какая должность в Священном Синоде была названа Петром 1 как «око государево и стряпчий по делам государственным»?

А) первый председательствующий митрополит

Б) местоблюститель патриаршего престола

В) обер-прокурор Священного синода


3. Что такое секуляризация церковных земель?

А) реорганизация налоговой системы по отношению к монастырским крестьянам

Б) церковные земли получали особый статус, являясь при этом собственностью РПЦ

В) церковные земли становились собственностью государства


4. Какие крестьяне в конце ХУ111 веке назывались экономическими?

А) бывшие монастырские крестьяне

Б) крестьяне, проживающие на присоединенных землях Таврии

В) крестьяне, переведенные помещиками на особый правовой статус


5. Какому церковному деятелю ХУ111 в. принадлежат эти слова: «Я застал духовенство в лаптях, а обул его в сапоги, из прихожих ввел в залы к господам».

А) Феофану Прокоповичу

Б) Стефану Яворскому

В) Митрополиту Платону (Левшину)


6. Когда Синод был лишен права самостоятельного сношения с высшими государственными органами?

А) в начале царствования Александра I, 8 сентября 1802 г.,

Б) согласно указу Екатерины 11 от 27 июня 1864 г.

В) согласно проекту М.М. Сперанского от 14 сентября 1817 г.


7. В чем причина недовольства православного духовенства организацией Голицыным единого Министерства духовных дел и народного просвещения в 24 октября 1817 г.?

А) недовольно уравнением двух ведомств - духовных дел и народного просвещения

Б) самим образованием Министерства духовных дел

В) Православная церковь была уравнена с другими, даже нехристианскими, исповеданиями, что снижало ее статус «главенствующей» Церкви


8. Какой орган в Синоде согласно проекту М.М. Сперанского был организован в 1808 г. для руководства системой духовного образования?

А) комитет по духовному образованию

Б) Комиссия духовного православного образования

В) Комиссия духовных училищ


9. Как окончательно решался вопрос замещения архиерейских вакансий с 1822 г?

А) Синод лишь выдвигал трех кандидатов, вопрос же о персональном назначении решался царем

Б) Священный Синод из трех кандидатур назначал одного архиерея

В) назначение проводил обер-прокурор Священного Синода


10. В каком Кодексе были впервые четко определено правовое положение духовного сословия в России?

А) в грамоте «Духовному сословию» Екатерины 11

Б) в IX томе Свода законов Российской империи второй трети Х1Хв.

В) в Конституции Александра 1


11 Чем были обусловлены первые попытки разрушить замкнутость духовного сословия в России?

А) отменой крепостного права и началом буржуазных преобразований

Б) судебной реформой 1864 г.

В) инициативой Союза приходских священников в 1881 г.


12. В каком документе начала ХХ в. император Российской империи впервые декларировал свободу совести и веротерпимость?

А) в Указе о выборах в Государственную Думу в декабре 1905 г.

Б) в Манифесте от 17 октября 1905 г.

В) в Указе о веротерпимости от 17 апреля 1905 г.


13. Назовите документ, в котором впервые в России была декларирована свобода совести.

А) «О свободе вероисповедания» апрель 1917 г.

Б) «Об отмене национальных и вероисповедных ограничений» 20 марта 1917 г.

В) Закон «О свободе совести» 14 июля 1917 г.


14. Кто был последним обер-прокурором Священного Синода в истории РПЦ?

А) В.Н. Львов

Б) А.В. Карташев

В) Г.А. Самарин


15. Поместный Собор 1917 г. избрал патриархом Всероссийским…?

А) митрополита Московского Тихона (Белавина)

Б) архиепископа Антония (Храповицкого)

В) митрополита Сергия (Страгородского)




Раздел III. Государственно-церковные отношения в советский период Российской истории. 1917-1991 гг.
1. Как назывался и когда был принят правовой акт советской власти, декларирующий правовое положение Церкви в советской стране?

А) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г.

Б) Декрет «О земле» от 2 ноября 1917 г.

В) Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г.


2. Какую политическую позицию в условиях гражданской войны занял патриарх Тихон?

А) позицию поддержки «красных»

Б) позицию политического нейтралитета

В) позицию поддержки «белых»


3. Какое название приняли обновленцы для своей Церкви в 1920-е гг.?

А) Церковь обновления

Б) «Живая церковь»

В) истинно православная церковь


4. В каком документе Синод РПЦ под руководством митрополита Сергия официально заявил о лояльности к советской власти?

А) Декларация митрополита Сергия 1927 г.

Б) заявление в НКВД в 1928 г.

В) письмо-обращение к зарубежным приходам 1927 г.


5. Когда и на каком уровне был принят документ, определявший правовое положение религиозных организаций в СССР?

А) Аналитическая справка НКВД от апреля 1929 г.

Б) постановление ЦК ВКП(б) «Об усилении антирелигиозной работы» от 2 января 1929 г.

В) Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г.


6. Как назывался орган, «курирующий» религиозную сферу в СССР до 1938г?

А) Наркомат внутренних дел СССР

Б) Комиссия по культовым вопросам при ВЦИК СССР

В) Советы депутатов трудящихся


7. Как изменилось правовое положение духовенства по Конституции 1936г.?

А) духовенство получило равные со всеми гражданами права

Б) положение духовенства не изменилось

В) такая категория как духовенство исчезла из правового поля в СССР


8. Кто и когда стал следующим после Тихона патриархом Московским и всея Руси?

А) патриарх Алексий на Поместном соборе 1945 г.

Б) патриарх Сергий на Архиерейском соборе 1943 г.

В) патриарх Алексий на Архиерейском соборе 1944 г.


9. Как назывался орган, осуществлявший связь между правительством и патриархом Московским в 1940-е гг.?

А) Совет по делам РПЦ при СНК СССР

Б) Комиссия по вопросам культов при СНК СССР

В) Религиозная комиссия при ЦК ВКП(б)


10. В чем причины поворота церковной политики сталинского правительства в 1943 г. ? (Отметьте три правильных ответа)

А) резкое усиление религиозности населения

Б) по просьбам союзников по антигитлеровской коалиции

В) религиозная ситуация на оккупированной территории

Г) необходимость союза с религиозными организациями РПЦ для мобилизации населения на борьбу с врагом

Д) внешнеполитические планы послевоенного устройства мира

Е) вследствие обращения руководства Православной церкви к главе советского правительства И. Сталину

АВГД


АВД

АБВГДЕ


АБГЕ

АБВД
11. Отметьте одно из принципиально новых теоретических положений по отношению к религии и верующим в Постановлении от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения».

А) подчеркивалась разница положения церкви в социалистическом обществе с положением ее в эксплуататорском государстве

Б) научно-атеистическая пропаганда не должна проводиться в социалистическом обществе

В) подчеркивалась реакционная роль церкви в социалистическом обществе
12. Кто был избран патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе 1971 г.?

А) митрополит Никодим (Ротов)

Б) митрополит Пимен (Извеков)

В) архиепископ Алексий (Ридигер)


13. Как стал называться орган, «курирующий» церковную сферу с 1965 г.?

А) Совет по делам религий при СМ СССР

Б) Совет по делам религиозных культов при СМ СССР

В) Совет по делам РПЦ при СМ СССР


14.Какие документы составили правовую основу государственно-церковных отношений в период 1965-1985 гг.?

А) Решения Поместного собора 1971 г. и Конституция СССР 1977 г.

Б) Постановление ЦИК и СНК РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях».

В) Постановление ЦИК и СНК РСФСР 1929 г. «О религиозных объединениях» в редакции 1975г.; Конституция СССР 1977 г.

15. Как изменились принципы избрания патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе 1990 г.?

А) одна кандидатура при открытом голосовании

Б) несколько кандидатур при открытом голосовании

В) несколько кандидатур при тайном голосовании


16. Кто был избран патриархом Московским на Соборе 1990 г.?

А) митрополит Филарет (Денисенко)

Б) митрополит Алексий (Ридигер)

В) митрополит Владимир (Сабодан).


17. Какие новые положения, касающиеся свободы совести были внесены в Конституцию РСФСР 1991 г.?

А) преимущество закреплено за атеистами и атеизмом

Б) были сохранены положения Конституции 1977 г.

В) граждане получили право распространять свои убеждения


18. Какую позицию заняло руководство Русской православной церкви по отношению к политическим событиям октября 1993 г.?

А) Синод РПЦ не поддержал и не осудил ни одну из сторон

Б) Синод РПЦ поддержал силы, стоящие за Б.Н. Ельциным

В) Синод РПЦ поддержал позицию Верховного Совета РСФСР


19. Как называется Закон и когда он был принят, который сегодня регулирует государственно-церковные отношения?

А) Закон «О религиозных обществах» 1998 г.

Б) Закон «О свободе совести» 1997 г.

В) Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1997 г.


20. В каком документе Русская православная церковь определила свое принципиальное отношение к современному обществу и месту в нем Церкви?

А) Основы социальной концепции РПЦ

Б) Устав Русской православной церкви

В) Определение Патриарха Синода РПЦ по отношению к светскому государству




скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие Челябинск 2008
2737.49kb.
Учебное пособие Челябинск 2014
923.8kb.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2008. Цуканова О. А., Варзунов А. В. Сетевая экономика: Учебное пособие. Спб.: Спб гуитмо, 2008. 64 с
21.2kb.
Учебное пособие Челябинск 2007 ббк к лушникова Т. Ю. К система государственного управления: Учеб пособие: Челябинск
2656.38kb.
Учебное пособие для студентов непсихологических специальностей Челябинск Издательский центр юургу 2010
1830.48kb.
Программа Челябинск, Россия 25-26 апреля 2008 года Челябинск 2008
804.81kb.
Учебное пособие. Пособие составлено в соответствии со стандартом по дисциплине "Управление качеством"
58.57kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 2 Челябинск 2008
9347.03kb.
Учебное пособие по курсу История физики москва 2008
124.33kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 3 Челябинск 2008
9274.41kb.
Вопросы технологии сертификации средств защиты информации учебное пособие
1376.03kb.
Учебное пособие для изучающих английский язык. Изд. 1 / Под ред. В. А. Серебряковой Чита: чипкро, 2007 70 с. Учебное пособие «Учимся выполнять тесты»
639.94kb.