Главная стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
скачать
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр заочного и дистанционного образования

Т. А Чумаченко
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ. Х-ХХ вв.

Учебное пособие

Челябинск

2008

Чумаченко Т.А. Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2008. – …с.


Учебное пособие содержит анализ взаимоотношений Русской православной церкви и власти в соответствии с этапами развития Российской государственности на протяжении тысячелетней истории нашей страны. Данный курс разработан на основе выводов и достижений новейшей историографии с использованием широкого спектра источников различного происхождения. Пособие снабжено программой курса и методическими элементами – контрольными вопросами и тестовыми заданиями для самоконтроля.

Учебное пособие «Государственно-церковные отношения в политической истории России. IХ-ХХ вв.» рекомендовано студентам неисторических специальностей любых форм обучения.


Рецензенты:

Кафедра истории России Южно-Уральского государственного университета;

И.И Аносов, председатель Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Челябинской области.


Оглавление

Предисловие

Программа курса

Текст лекций

Ведение

Раздел I. Власть и Русская православная церковь в период Древней Руси и образования единого централизованного государства.



Тема 1. Принятие христианства великокняжеской властью Киевской Руси. Историческое значение крещения Руси.

Тема 2. Княжеская власть и Русская православная церковь в период Киевской Руси. Х - перв. пол ХII вв.

Тема 3. Светская власть и РПЦ в период феодальной раздробленности.

Тема 4. Русская православная церковь и монголо-татарское иго.

Тема 5. Борьба Московского княжества за гегемонию и Русская православная церковь. Конец ХIII – ХIV вв.

Тема 6. Государственно-церковные отношения в ХV в. Автокефалия Русской православной церкви. Церковная политика Ивана III.

Тема 7. Московское государство и Русская православная церковь в XVI в. Введение патриаршества в России.

Тема 8. Православная церковь в условиях кризиса российской государственности (1603-1612 гг.). Патриарх Гермоген.

Тема 9. Государственно-церковные отношения в середине XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

Тема 10. Власть и Церковь во второй половине XVII в. Раскол РПЦ.


Раздел II. Государственно-церковные отношения в Российской империи. XVIII – начало ХХ века.

Тема 11. Церковные реформы Петра I.

Тема 12. Власть и Церковь в российской империи XVIII в.

Тема 13. Церковная политика государства и Церковь в первой половине ХIХ в.

Тема 14. Государственно-церковные отношения во второй половине ХIХ в. Великие реформы и Российская православная церковь.

Тема 15. Государственно-церковные отношения в начале ХХ в. Проблемы реформирования российского вероисповедного законодательства

Тема 16. Власть и Православная Церковь от Февраля к Октябрю 1917 г. Вероисповедная политика Временного правительства.
Раздел III. Государственно-церковные отношения в советский период Российской истории. 1917-1991 годы.

Тема 17. Советская власть и Российская православная церковь: становление отношений. Октябрь 1917 – лето 1918 гг.

Тема 18. Церковная политика советской власти в годы гражданской войны. 1918-1921 гг.

Тема 19. Власть и Православная церковь в первой половине 1920-х гг.

Тема 20. Государственно-церковные отношения во второй половине 1920-х гг.

Тема 21. Церковная политика советского государства в 30-е гг. – политика «воинствующего безбожия».

Тема 22. Государственно-церковные отношения в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 гг.

Тема 23. Государственно-церковные отношения в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

Тема 24. Советское государство и РПЦ в период 1954-1958 гг.

Тема 25. Новая политическая война с религией и Церковью. Конец 50-х – 1964 гг.

Тема 26. Государственно-церковные отношения в 1965-1985 гг.

Тема 27. Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений. 1985-1991 гг.

Тема 28. Российская Федерация и Русская православная церковь в конце ХХ в: становление новых взаимоотношений.

Тест для самоконтроля

Вопросы для подготовки к зачету

Список литературы

Ключ к тестам
Предисловие
Государственно-церковные отношения – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства.

Изучение истории государственно-церковных отношений в России весьма актуально в настоящее время. Политические события конца ХХ в. повлекли за собой не только распад унитарного государства, но и коренные изменения в государственном и политическом строе, существенным образом затронули жизнь и деятельность религиозных организация, характер взаимоотношений государства и Церкви. Неизмеримо выросло число религиозных объединений в России. Возрастание их удельного веса привело к тому, что Церковь стала существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. От состояния государственно-церковных отношений во многом зависит сегодня стабильность, мир и согласие в обществе.

Большое влияние на характер государственно-церковных отношений в целом оказали взаимоотношения власти и Российской православной церкви. Исторически сложилось так, что именно РПЦ на протяжении веков являлась духовной опорой государства. Отношения власти и РПЦ были стержнем государственной церковной политики и накладывали отпечаток на формирование и характер отношений власти с другими конфессиями. Да и сегодня РПЦ является самой многочисленной и религиозной организацией в стране, ее деятельность и позиция оказывают существенное влияние не только на вероисповедную политику современного российского государства, но и сказываются на многих внутри и внешнеполитических акциях власти. Именно поэтому объектом изучения данного курса будут являться взаимоотношения Российского государства и Русской православной церкви, их характер, особенности, эволюция на протяжении более чем тысячелетней истории страны.

В основе государственно-церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви в жизни общества (Конституция, правовые документы, подзаконные акты, специальное законодательство о свободе совести, специальные соглашения государства и конфессиональных центров), которые призваны регулировать функции, сферы деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Именно документы такого характера составляют основную источниковую базу при изучении государственно-церковных отношений в России. Для того чтобы в полном объеме представить характер взаимоотношений власти и Церкви в тот иной период истории страны, безусловно, необходимо привлечение и других источников: архивных материалов, публикаций в средствах массовой информации, писем и воспоминаний участников и свидетелей этого процесса.

Крушение советского режима, открытие секретных и ранее недоступных архивов, интерес к объективной истории своей страны обусловили всплеск публикаций сначала статей, затем и солидных монографических изданий, посвященных проблеме государственно-церковных отношений в ХХ веке. Работы М.И. Одинцова, В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, М.В. Шкаровского, Вл. Цыпина и др. заложили солидную историографическую базу в изучении проблемы государственно-церковных отношений в России ХХ века.

Проблема государственно-церковных отношений в политической истории России начала разрабатываться отечественными исследователями сравнительно недавно – лишь в 90-х годах прошлого столетия. Безусловно, новейшая историография опирается на солидную (как светскую, так и церковную) традицию изучения истории Русской православной церкви. Труды дореволюционных (В.О. Ключевский, В.С. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков), А.В. Карташев и др.) и советских (Р.Г. Скрынников, Я.Н. Щапов, Н.Р. Борисов и др.) историков, посвященные истории РПЦ в период Х-Х1Х вв. отражает и проблему взаимоотношений Церкви с государственной властью. Изучение государственно-церковных отношений в ХХ веке имеет свою собственную историю. В советскую эпоху эта проблема вообще не являлась предметом изучения за неимением таковой в социалистической действительности. История же самой Церкви подавалась как история однозначно реакционного и отмирающего института. Основная заслуга в исследовании истории РПЦ в советской России принадлежит зарубежным церковным исследователям (Д. Константинов, Л. Регельсон, Д.В. Поспеловский, А. Левитин-Краснов, В. Шавров и др.), труды которых стали известны в России только в постперестроечный период.

Крушение советского режима, открытие секретных и ранее недоступных архивов, интерес к объективной истории своей страны обусловили всплеск публикаций сначала статей, затем и солидных монографических изданий, посвященных проблеме государственно-церковных отношений в ХХ веке. Работы М.И. Одинцова, В.А. Алексеева, О.Ю. Васильевой, Т.В. Волокитиной, Н.А Кривовой, Т.А Чумаченко, М.В. Шкаровского, Вл. Цыпина и др. заложили солидную историографическую базу в изучении проблемы государственно-церковных отношений в России ХХ века.

Данный курс разработан на основе выводов и достижений новейшей историографии с использованием широкого спектра источников различного происхождения. Пособие снабжено программой курса и методическими элементами – контрольными вопросами и тестовыми заданиями для самоконтроля. Контрольные вопросы и тестовые задания, прилагаемые к каждой лекции, дают возможность актуализировать внимание студентов, помочь активному усвоению материала. В целом данное пособие позволяет решить поставленные образовательные цели и задачи.



Программа курса

Организационно-методический раздел.

Цель курса.

Дать студентам знания по истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви в период Х – ХХ веков. Государственно-церковные отношения - совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, религиозными партиями, религиозными движениями, международными конфессиональными центрами), одна из составных частей внутренней и внешней политики государства.


Задачи курса.

На основе современных данных исторической науки дать анализ характера и содержания государственно-церковных отношений в политической истории России, их эволюции на протяжении более чем десяти веков. Определить причины изменения церковной политики государства в определенных исторических условиях, объективно показать позицию и роль Православной церкви – ее руководства, рядовых священнослужителей, - в процессе развития отношений с государственной властью. Способствовать в целом сохранению исторической памяти.


Требования к уровню освоения содержания курса.

Знать основные этапа развития Российской государственности, знать основные этапы истории Русской православной церкви. Иметь представление о предмете и методологических проблемах исследования. Знать основные категории и понятия курса. Иметь представление об узловых проблемах в истории государственно-церковных отношений. Знать основные источники, документы из истории взаимоотношений Русского (Российского, советского) государства и РПЦ.



Содержание программы.

Курс состоит из программы, с перечнем рекомендуемой литературы. Приведенный перечень учитывает основные работы по истории Русской православной церкви, по истории государственно-церковных отношений. Программа дает студентам возможность ознакомиться с содержанием курса в целом, основными вопросами и структурой каждой темы. Это позволит студентам точнее определить место и степень важности каждой темы в общем курсе истории взаимоотношений Российского государства и Русской православной церкви.

Программа спецкурса «Государство и Русская православная церковь в политической истории России» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта.
Раздел I. Власть и Русская православная церковь в период Древней Руси и образования единого централизованного государства.

Тема 1. Принятие христианства великокняжеской властью Киевской Руси. Историческое значение крещения Руси.

Образование единого древнерусского государства под властью великого Киевского князя. Князь Владимир как выдающийся государственный деятель. Язычество и княжеская власть. Социально-экономические и политические предпосылки принятия православия. События в Византии 986-987 гг. и позиция Киева. Крещение князя Владимира. Крещение населения столицы русского государства. Крещение Руси в отечественной и зарубежной историографии. Распространение христианства на территории Русского государства. Отношение к принятию православия на местах. Историческое значение принятия христианства великокняжеской властью Киевской Руси.



Тема 2. Княжеская власть и Русская православная церковь в период Киевской Руси. Х - перв. пол ХII вв.

Формирование организационной структуры Русской православной церкви. Отношения РПЦ с канонической властью в Византии и великокняжеской властью в Киеве.

Место и роль Церкви в политической жизни Киевской Руси. Памятники древнерусского права об имущественном и правовом положении Церкви. Источники и формы материального обеспечения Церкви. Роль светской власти в укреплении позиций православной церкви на Руси. Церковная юрисдикция. Международное положение Русской православной церкви.

Тема 3. Светская власть и РПЦ в период феодальной раздробленности.

Установление на Руси полицентрической структуры власти во второй трети Х11 века. Образование самостоятельных епископских кафедр в княжествах. Союз интересов светской власти и церкви. Основные направления политической деятельности православной церкви. Централизованная церковная организация – структура, компенсирующая недостаток политической централизации государства. Прогрессивное значение деятельности Церкви в период феодальной раздробленности на Руси.



Тема 4. Русская православная церковь и монголо-татарское иго.

Организация власти и управления в русских княжествах под контролем Золотой Орды. Политика монгольских ханов в отношении к Церкви. Изменения в структуре и организационном устройстве Русской церкви. Русская церковь и Византия. Интересы католической церкви на территории Руси. Отношение к деятельности папской курии в различных государствах Руси, позиция православных иерархов.

Укрепление материального и политического положения РПЦ, проникновение христианства в массы населения. Православие – национальная религия русского народа.

Тема 5. Борьба Московского княжества за гегемонию и Русская православная церковь. Конец ХIII – ХIV вв.

Развитие взаимоотношений светской и церковной власти в процессе политической консолидации Северо - Восточной Руси и усиления борьбы против монгольского ига. Митрополит Максим. Митрополит Петр. Роль Московского княжеского дома в утверждении Петра на митрополичьем престоле. Москва - «церковная столица Руси».

Русская церковь и Византия во второй половине ХIV в. Митрополит Алексий (1354-1378 гг.) - выдающийся церковный и государственный деятель. Противоречия между Литвой, Тверью и Москвой. Создание антиордынской коалиции русских князей при участии митрополита Алексия и представителя Константинопольского патриарха митрополита Киприана. Провал миротворческой миссии Киприана. Раздел русской митрополии - поставление Киприана на Киевскую и Литовскую митрополию.

Преемник митрополита Алексия – духовник князя Дмитрия Михаил (Митяй). Посольство Митяя в Константинополь для официального поставления (июль 1379 г.).

Борьба русских княжеств против Золотой Орды. Куликовское сражение. Князь Дмитрий Донской. Роль Сергия Радонежского и московских старцев в идеологической поддержке московского князя. Сергий Радонежский – выдающийся церковный и политический деятель ХIV в.

Смерть Митяя в Византии. Поставление митрополитом Русской церкви игумена Пимена. Дмитрий Донской и церковные иерархи: «митрополичья смута». Характер государственно-церковных отношений при Василии 1.


Тема 6. Государственно-церковные отношения в ХV в. Автокефалия Русской православной церкви. Церковная политика Ивана III.

Феодальная война в Московском государстве. Позиция и роль православного духовенства.

Политическая ситуация в Византии в 1430-х гг. Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439 гг. Вопрос об унии между Западной и Восточной церквами. Позиция Московской великокняжеской власти и русского духовенства. Василий II и митрополит Исидор. Установление де-факто автокефалии Русской церкви на соборе русских епископов в декабре 1448 г. Русский митрополит Иона. Историческое значение автокефалии Русской церкви. Падение Константинополя (29 мая 1453 г.). Возникновение новой геополитической картины европейского мира. Московская Русь - самое могущественное православное государство, Русская церковь - крупнейшей из православных церквей.

Завершение процесса объединения русских княжеств вокруг Москвы. Церковная политика Ивана III. Нестяжатели и иосифляне. Отношение власти к спорам нестяжателей и иосифлян. Собор 1503 г. Поражение несяжателей. Сближение Ивана III с Иосифом Волоцким.



Тема 7. Московское государство и Русская православная церковь в XVI в. Введение патриаршества в России.

Образование единого централизованного государства. «Москва – третий Рим» - концептуальное выражение нового самосознания Московского государства. Василий III и Русская церковь. Борьба за власть после смерти Василия III и роль православного духовенства. Митрополит Макарий (1542-1563 гг.) и великий князь Иван IV. Венчание Ивана IV на царство (1547 г.). Церковные реформы митрополита Макария. Реформаторская деятельность Ивана IV. Интересы власти и интересы священноначалия. Стоглавый собор 1551 г. и его решения. Организация Печатного двора. Судьба печатного дела в России.

Опричнина Ивана Грозного и Русская православная церковь. Митрополит Филипп (1566-1568 гг.) и Иван IV.

Россия к концу XVI века. Руководство РПЦ и политическая борьба за власть. Борис Годунов и митрополит Иов. Введение патриаршества в России. Патриарх Московский и всея Руси – Иов (26 января 1589 г.). Историческое значение.



Тема 8. Православная церковь в условиях кризиса российской государственности (1603-1612 гг.). Патриарх Гермоген.

Политическая и экономическая ситуация в стране в начале XVII в. Царь Борис. Лжедмитрий I. Позиция московского боярства. Шуйские. Судьба патриарха Иова. Поставление рязанского архиепископа Игнатия в патриархи Московские и всея Руси. Архимандрит Филарет (Федор Романов) - митрополит Ростовский.

Заговор боярства и убийство Лжедмитрия. Свержение патриарха Игнатия. Коронация Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Патриарх Гермоген. Политика правительства Василия Шуйского. Отношение патриарха Гермогена к различным повстанческим движениям и первому ополчению. Позиция Гермогена в вопросе о преемстве власти на российском престоле. Митрополит Филарет. Польская и шведская интервенция. Польские войска в столице. Второе ополчение К. Минина и князя Д. Пожарского. Судьба патриарха Гермогена. Освобождение Москвы. Восстановление государственной и церковной жизни после Смуты. Земский собор 1613 г. Избрание царя Михаила Романова. Церемония избрания Филарета патриархом Московским и всея Руси (июнь 1619г.). Патриарх Филарет - «Великий Государь» (1619-1634 гг.). Положение Церкви в период патриаршества Филарета.

Тема 9. Государственно-церковные отношения в середине XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

Царь Алексей Михайлович и высшая церковная власть. Кружок «ревнителей благочестия». Царь и архимандрит Никон. Земский собор сентября 1648 г. Соборное уложение 1649 г. Нормы Уложения, касающиеся правового положения Церкви. Создание и деятельность Монастырского приказа. Ограничение церковного иммунитета. Вмешательство светской власти в область административно-кадровых вопросов Церкви: созыв церковных соборов царскими указами; составление документов светскими комиссиями; назначения царем настоятелей монастырей, протопопов соборных церквей, патриарших и епископских бояр и др. Митрополит Новгородский Никон. Отношение иерархов РПЦ к нормам Соборного Уложения 1649 г.



Тема 10. Власть и Церковь во второй половине XVII в. Раскол РПЦ.

Вопрос об устранении богослужебно-обрядовых расхождений с Греческой церковью и с Киевской митрополией. Отношение православного духовенства, иерархов, власти.

Избрание Никона патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Никон - «Великий Государь». Реформы Никона. Правка книг по греческим образцам. Циркуляр Никона «Память» (весна 1653 г.) - начало раскола. Оппозиция протопопов. Собор 1654 г. Судебные процессы над протопопами. Феномен старообрядчества.

Разрыв отношений царя и патриарха. Дело патриарха Никона. Собор 1666-1667 гг. с участием восточных патриархов. Суд над патриархом Никоном. Осуждение и проклятие старообрядчества как ереси. Дискуссия о соотношении духовной и светской власти. Компромисс церковной и светской властей в правовых вопросах и вопросах собственности. Упразднение Монастырского приказа. Церковный раскол - раскол российского общества.

Положение Русской церкви в конце XVII в. Церковь и политическая борьба за власть после смерти царя Федора. Патриарх Адриан и царь Петр Алексеевич.
Раздел II. Государственно-церковные отношения в Российской империи в XVIII – начале ХХ веках.

Тема 11. Церковные реформы Петра I.

Увеличение территории государства. Превращение России в многоконфессиональную империю. Абсолютная монархия в России. Новые пастырские задачи Русской православной церкви в новых исторических условиях. Положение церкви в начале XVIII в. Начальные преобразования Петра I в отношении Церкви. Роль малороссийского духовенства в подготовке церковных реформ. Патриарший местоблюститель Стефан Яворский. Феофан Прокопович. Основные положения Духовного регламента. Начало синодального периода в истории РПЦ. Отношение православного духовенства к реформам Петра I.

Российская православная церковь – часть государственного аппарата. Политические функции РПЦ. Значение церковных реформ Петра I.

Тема 12. Власть и Церковь в российской империи XVIII в.

Церковная политика правительств Екатерины Ш, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Колебания и непоследовательность политики правительства. Позиция Синода.

Подготовка секуляризации церковных имуществ правительством Петра III Екатерина П и ее церковно-политическая позиция. Манифест о секуляризации духовных владений и населяющих их крестьян (26 февраля 1764 г.). Мероприятия Екатерины II в отношении приходского духовенства. Отношение Церкви к реформам правительства. Московский митрополит Платон (Левшин) (1775- 1811 гг.). Император Павел I. Манифест от 5 апреля 1797 г. – император – глава Русской православной церкви.

Итоги государственно-церковных отношений в XVIII в. Ослабление политических позиций Православной церкви, ее роли в жизни государства.



Тема 13. Церковная политика государства и Церковь в первой половине ХIХ в.

Усиление государственного контроля над Православной церковью в эпоху царствования Александра I. Обер-прокурор А.Н. Голицын, взгляды и мировоззрение, деятельность. Реакция православного духовенства. Реформы в области духовного образования. Система церковного управления во второй четверти ХIХ в. Московский митрополит Филарет (Дроздов). Кодификация российского законодательства и правовое положение православного духовенства. Церковная политика Николая I в отношении РПЦ и инославных конфессий. Активизация миссионерской деятельности Православной церкви. Деятельность Казанского университета и Казанской духовной академии. Материальное положение Церкви к середине XIX в. Религиозный индифферентизм - оборотная сторона усилий государства и церкви по удержанию населения империи в православии.



Тема 14. Государственно-церковные отношения во второй половине ХIХ в. Великие реформы и Российская православная церковь.

Реформы 1860-70-х гг. в России. Александр II и митрополит Филарет. Преобразования, касающиеся правового положения Церкви и духовенства, духовного образования, материального положения. Отношение духовенства. Проблема реализация указов. Попытки правительства развить приходскую жизнь. Крестьяне и православное духовенство. Внутрицерковное движение. Росийская православная церковь и общественная жизнь страны.

Внутриполитическая ситуация в стране после 1881 г. Контрреформы Александра III. Обер-прокурор К.П. Победоносцев и Синод РПЦ. Отношение епископата к проектам демократизации жизни прихода. Ужесточение борьбы с инаковерием. Повышение роли Церкви в государственной политике и общественно-политической жизни страны. Церковь - главное идеологическое орудие «охранительства». Положение Русской православной церкви в конце XIX столетия.

Тема 15. Государственно-церковные отношения в начале ХХ в. Проблемы реформирования российского вероисповедного законодательства

Православная церковь в начале ХХ в. Положение белого и черного духовенства. Вероисповедная политика правительства Николая II Указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. Отставка обер-прокурора К.П. Победоносцева. Работа Особого присутствия для подготовки Поместного Собора. Дискуссии о церковной реформе среди духовенства.

Церковь, православное духовенство и революционные выступления масс. «Религиозный вопрос» в Государственных Думах 1906-1917 гг. Вероисповедная политика власти. Духовное ведомство и царская семья. Г. Распутин. Синод РПЦ и власть накануне революции.

Тема 16. Власть и Православная Церковь от Февраля к Октябрю 1917 г. Вероисповедная политика Временного правительства.

Революционные события в стране и Церковь. Синод и Временное правительство. Место вероисповедного вопроса во внутренней политике Временного правительства. Основные законодательные акты по проблемам свободы совести. Отношение политических партий, религиозных организаций, верующих и различных социальных слоев общества к церковной политике Временного правительства. Обновленческое движение. Поместный собор РПЦ 1917 г. и его решения. Политическая ситуация в России летом-осенью 1917 г. и отношение Собора к происходящим событиям. Захват власти большевиками. Восстановление патриаршества. Патриарх Московский и всея России Тихон.


Раздел III. Государственно-церковные отношения в советский период Российской истории. 1917-1991 годы.
Тема 17. Советская власть и Российская православная церковь: становление отношений. Октябрь 1917 – лето 1918 гг.

Советская модель государственно-церковных отношений. Первые документы, затрагивающие правовое положение РПЦ. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Позиция руководства РПЦ, Поместного Собора, патриарха Тихона в отношении к политике новой власти. Образование Деятельность Отдела по проведению в жизнь Декрета «Об отделении…» при наркомате юстиции во главе с П.А. Красиковым. Положения Программы РКП(б), Конституции РСФСР (1918 г.) по религиозному вопросу. Инструкция Наркомюста от 24 августа 1918 г. Позиция РПЦ.

Тема 18. Церковная политика советской власти в годы гражданской войны 1918-1921 гг.

Открытая политическая конфронтация с Церковью, православным духовенством, верующими. «Красный террор» и РПЦ.

Политика власти, направленная на уничтожение Церкви как института и веры как мировоззрения. Православное духовенство в годы гражданской войны. Белое движение и «религиозный вопрос». Позиция патриарха Тихона по отношению к событиям, происходящим в стране Постановление Патриарха и Священного Синода о самоуправлении епархий.(20 ноября 1920 г.). Итоги политики ликвидации Церкви методом «кавалерийского наскока».

Тема 19. Власть и Православная церковь в первой половине 1920-х гг.

Голод в России и РПЦ. Позиция советского правительства и Политбюро к участию Церкви в помощи голодающим. Кампания по изъятию церковных ценностей. Роль Л. Троцкого. Судебные процессы над духовенством. Репрессии против духовенства и верующих на почве «сопротивления» изъятию церковных ценностей. Арест патриарха Тихона. Итоги кампании по изъятию церковных ценностей.

Обновленческое течение в РПЦ. Обновленцы – орудие власти в осуществлении задачи разрушения церкви изнутри. Церковный раскол на местах. Обновленческий собор 1923 г. и его решения. Подготовка судебного процесса над патриархом Тихоном. Возвращение патриарха к руководству Церковью. Причины изменения позиции власти по отношению к религиозным организациям. Государственно-церковные отношения в условиях НЭПа. Судьбы обновленчества в России. Смерть патриарха Тихона.

Тема 20. Государственно-церковные отношения во второй половине 1920-х гг.

Завещание патриарха Тихона. Институт местоблюстителя патриаршего престола в РПЦ. Судьба митрополита Петра (Полянского). Деятельность митрополита Сергия (Страгородского) на посту заместителя патриаршего местоблюстителя. Декларация (1927 г.) митрополита Сергия. Раскол среди епископата в оценке Декларации. Начало катакомбной церкви в России. Реакция русской эмиграции. Секретариат по делам культов при Председателе ВЦИК. Политбюро ЦК РКП (б) и Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП (б) о целях и задачах церковной политики государства.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г., его основные положения. Образование постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (1929 г.).

Тема 21. Церковная политика советского государства в 30-е гг. – политика «воинствующего безбожия».

Реализация Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». «Наступление на кулака – наступление на религию». Реакция христианских церквей и религиозной общественности за рубежом. «Блаженнейший» митрополит Сергий местоблюститель патриаршего престола. Отказ Русской зарубежной церкви признать его права. Деятельность Союза воинствующих безбожников. Репрессии духовенства и верующих. Организация показательных судебных процессов.

Деятельность Постоянной Комиссии по делам культов при Президиуме ЦИК РСФСР (1929 – 1934 гг.). Постоянная комиссия по культовым вопросам при Президиуме ЦИК СССР (1934 – 1938 гг.). Конституция 1936 г.: декларации и реальность. Положение РПЦ в конце 30-х гг. Фактическая ликвидация Церкви как общественно-политического института. Церковная политика советской власти в Прибалтике и Молдавии, на Западной Украине и в Белоруссии в конце 1930-х гг.

Тема 22. Государственно-церковные отношения в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 гг.

Послание главы РПЦ митрополита Сергия «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви» от 22 июня 1941 г. – официальное заявление о патриотической позиции РПЦ в начавшейся войне. Основные направления патриотической работы православного духовенства. Активизация церковно-религиозной жизни в стране. Позиция власти.

Церковная политика гитлеровской Германии. Положение РПЦ на оккупированных территориях.

Встреча в Кремле И. Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем 4 сентября 1943 г. – начало нового этапа в истории взаимоотношений советского государства и РПЦ. Архиерейский Собор РПЦ (1943 г.). Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Организация и деятельность Совета по делам РПЦ при СНК СССР. Председатель Совета Г. Г. Карпов. Создание и деятельность института уполномоченных Совета на местах по реализации новой политики правительства. Причины кардинального изменения церковной политики. Поместный Собор 1945 г. и его решения. Избрание Алексия патриархом Московским и всея Руси. Директивное возрождение Церкви в СССР. Укрепление положения Православной церкви. Распад обновленческой церкви. Ликвидация греко-католической церкви на территории страны. Активизация деятельности Московской патриархии на международной арене. Международное совещание глав православных церквей в Москве 1948 г. Его значение для Церкви и власти.

Отношение к новой церковной политике сталинского руководства представителей госпартаппарата, православного духовенства и верующих.

Тема 23. Государственно-церковные отношения в конце 1940-х – начале 1950-х гг.

Ужесточение политического и идеологического курса сталинского руководства в конце 40-х гг. и Церковь. ЦК ВКП (б) и Совет по делам РПЦ. Попытка пересмотра церковной политики в 1948-1949 гг. Деятельность Отдела пропаганды и агитации ЦК партии по контролю над религиозной ситуацией в стране. Совет по делам РПЦ при СМ СССР и его уполномоченные. Прекращение количественного роста организаций РПЦ. Изъятие православных храмов на местах. Репрессии среди духовенства и учащихся духовных учебных заведений. Стабилизация государственно-церковных отношений в начале 1950-х гг.



Тема 24. Советское государство и РПЦ в период 1954-1958 гг.

Новое руководство страны и Русская православная церковь. Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». Отношение руководства Московской патриархии, Совета по делам РПЦ, населения страны и международной общественности. Постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Его принципиальные положения. Завершение процесса подчинения государственной политики в отношении Церкви идеологическим структурам КПСС. РПЦ в 1955-1958 гг. «Оттепель» в сфере государственно-церковных отношений.



Тема 25. Новая политическая война с религией и Церковью. Конец 50-х – 1964 гг.

Условия и особенности нового наступления на религию и Церковь в конце 1950-х гг. Законодательная база политики административного давления на религиозные организации РПЦ. Руководство Московской патриархии в новых условиях. Позиция Совета по делам РПЦ. Реакция власти. Архиерейский Собор 1961 г. и его решения. Волюнтаристское решение религиозного вопроса в СССР – составная часть политики строительства коммунистического общества в СССР. Отношение населения, верующих, советской и международной общественности. Положение РПЦ к осени 1964 г.



Тема 26. Государственно-церковные отношения в 1965-1985 гг.

Новое руководство страны и РПЦ. Образование единого Совета по делам религий при СМ СССР во главе с В.А. Куроедовым. Его права и основные направления деятельности. Развитие правовой базы, регулирующей положение и деятельность религиозных объединений.

Положение приходов, монастырей, духовных учебных заведений. Русской православной церкви. Поместный Собор 1971 г. Избрание митрополита Пимена патриархом Московским и всея Руси. Внутрицерковная оппозиция.

Деятельность Совета по делам религий. Положение Русской православной церкви в первой половине 80-х гг. Церковь и общество. Церковь и российская интеллигенция. Правозащитное движение в СССР о положении религии и верующих. Уровень религиозности в СССР.



Тема 27. Перестройка в стране – перестройка государственно-церковных отношений. 1985-1991 гг.

Церковная политика нового руководства страны. «Религиозный вопрос» в Политбюро ЦК КПСС. Смена руководства Советом по делам религий при СМ СССР.

Подготовка к 1000-летию принятия христианства: отношение власти, населения, Церкви, международной общественности. Поместный Собор 1988 г.: споры и разногласия. Поместный Собор 1990 г. Новый порядок выборов патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Алексий 11.

Церковь и политика. «Религиозный вопрос» в законотворческой деятельности Верховных Советов СССР и РСФСР. Упразднение Совета по делам религий (1990 г.). Новые законы о свободе совести СССР, РСФСР. События августа 1991 г. и Церковь.



Тема 28. Российская Федерация и Русская православная церковь в конце ХХ в: становление новых взаимоотношений.

Реализация принципов свободы совести после принятия Закона РФ «О свободе вероисповеданий». События октября 1993 г. и Русская православная церковь. Решения Синода по вопросу участия Церкви и духовенства в политике. Конституция Российской Федерации (1993 г.) – Основной Закон светского государства. Проблемы клерикализации общества. Вопрос прозелитизма в России. Реализация церковной политики российского правительства на местах. Подготовка, итоги обсуждения и принятие Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях (сентябрь 1997 г.). Основные положения. Русская православная церковь в новых исторических условиях: патриархия, духовенство, верующие. Социальная доктрина РПЦ. Церковь и власть. Церковь и общество. Проблема деятельности иностранных миссий, нетрадиционных религий и церквей. Положение РПЦ в стране. Русская православная церковь и мировое православие.




Текст лекций
Раздел I. Власть и Русская православная церковь в период Древней Руси и образования единого централизованного государства.

Тема 1. Принятие христианства великокняжеской властью Киевской Руси. Историческое значение крещения Руси.

Социально-экономическое развитие славянских племен привело в VIII веке к образованию государства Киевская Русь. Господствующей религией славян являлось язычество. Но с развитием феодальных отношений языческая религия все меньше отвечала задачам и потребностями развития общества. Формирование единого централизованного государства во главе с властью Великого князя Киевского, набиравший силу процесс феодализации, усиление социального неравенства и несправедливости, необходимость углубления связей с соседними христианскими государствами, - все это требовало иной идеологической опоры – монотеистической религии. Такой религией могло стать православие. Христианство в форме православной религии было известно на Руси. Контакты с Византией – дипломатические, культурные, торговые - привели к тому, что среди членов княжеской дружины стали появляться воины-христиане, немало их было и среди торговых людей. Византийские, арабские и западноевропейские источники, некоторые из которых относятся к IX в., сообщают о христианах-росах. К 944 г. относится первое упоминание о существовании христианской общины в Киеве. В этом году князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Участвовавшие в этом акте княжеские дружинники представляли две религиозные общины - языческую и христианскую. Первые клялись соблюдать верность договору именем Перуна, вторые - церковью Ильи-пророка в Киеве. Вдова Игоря княгиня Ольга, в 945 г. принявшая на себя правление государством в связи с малолетством их сына Святослава, сама стала христианкой, крестившись, согласно летописному сообщению, около 957 г. в Константинополе. Внук Ольги, великий князь Владимир (980-1015) с первых шагов своей политической деятельности заявил о себе как активный строитель государства. Его реформы сделали решительный шаг к формированию централизованного государства. И как его глава Владимир безусловно понимал необходимость не только политической, но и духовной консолидации общества. К такой консолидации могло привести введение христианства на Руси. И это было возможно, все необходимое, по выражению Б. Раушенбаха, лежало рядом – в Византии. Однако по уже сложившейся к этому времени традиции принятия христианства от Константинополя, новая Церковь являлась митрополией, т.е. частью Константинопольского патриархата, возглавлявшие ее митрополиты, как правило, были греками. Они подчинялись патриарху, а их поставление утверждалось византийскими императорами, обладавшими сакральными функциями. Отсюда следовало, что глава новой Церкви был, прежде всего, вассалом императора и в силу этого обладал определенной степенью свободы в отношениях с главой государства, принявшего христианство. Более того, сам государь косвенным образом оказывался зависимым от византийского императора. Вероятно, именно это и останавливало Киевского князя.

Владимир самостоятельно предпринял попытку мобилизовать идейные ресурсы отечественной религии. В 980 г. т.е. в первый же год княжения в Киеве, он распорядился установить на холме близ своего терема пантеон языческих славянских богов - Перуна, Хорса, Дажьбога. Стрибога, Семарича и Мокоши. Однако язычество, отражавшее главным образом опыт отношений людей с природой, оказалось плохо приспособленным к тому, чтобы быть средством регулирования общественных отношений в условиях социальной дифференциации и нараставших общественных противоречий. Точно так же ему была чужда идея единого средоточия власти. Эта реформа языческого культа не принесла ожидаемого результата. Спустя несколько лет Владимир с той же решительностью, с которой утверждал культ Перуна, низверг его, крестился в православие и привел в православную веру население своей страны.

Официальной датой крещения Руси Русская церковь считает 988 год. Однако в литературе до сих пор ведется оживленная дискуссия о том, как и когда произошло это историческое событие. Симптоматично и удивительно, что в греческих памятниках нет прямых свидетельств как о самом факте крещения Руси, так и об утверждении византийской церковной иерархии в ней. Болгарский исследователь Андрей Поппэ считает, что именно условия крещения Руси Константинополем позволили Киевскому князю избежать традиционных вассальных отношений с Византией и это, в свою очередь, вызвало неприятие со стороны греков и отсутствию межцерковных отношений в период княжения Владимира.

А. Поппэ предпринял попытку реконструкции событий 80-х годов на основе широкого комплекса источников европейского происхождения, и она, на наш взгляд, является наиболее приближенным к действительности описанием этого исторического события.

Политическая ситуация в Византии при императоре Василии II привела к мятежу в 986 г. военачальника императорской армии Варды Фоки, который даже объявил себя императором. Положение императора Василия было весьма серьезным, и он отправляет посольство к Киевскому князю с тем, чтобы склонить его к оказанию военной помощи. Главой посольства был митрополит Феофелакт, который и был, по мнению А. Поппэ, первым главой Русской церкви.

Посольство прибыло в Киев, предположительно, в июле-августе 987 г. В результате переговоров обе стороны пришли к следующим решениям:

1. Владимир объявил от своего имени и от имени своих подданных о желании принять крещение. Было решено создать русскую епархию, подчиненную Константинопольскому патриарху. Византийская сторона взялась организовать ее, а русский правитель гарантировал ее охрану и создание условий для ее деятельности.

2. Оба императора, Василий и его брат Константин, выразили готовность породниться с русским князем, отдав ему в жены их сестру Анну, как только он примет христианскую веру.

3. Владимир взял на себя обязательство оказать военную помощь в борьбе против врагов империи и отправить по возможности скорее несколько тысяч воинов. Было также решено, что затем русы предпримут военные действия в Крыму против Херсонеса, признавшего власть узурпатора.

Некоторые послы остались в Киеве, чтобы подготовить оглашенных к принятию христианства и подготовить встречу принцессы Анны. Днем, избранным для крещения самого князя был избран день святого Василия Великого, который приходился на 1 января 988 г. Владимиру было дано новое имя – Василий – имя императора, его шурина и, вероятно, крестного отца. Таким образом, Владимир выполнил обещание принять крещение до приезда своей невесты. Согласно некоторым источником, Анна прибыла в Киев летом 988 г. Эти данные входят в противоречие с так называемой Корсунской легендой Повести временных лет. Но, как признавался сам автор ПВЛ, ему были известны и другие версии, к тому же в самой версии нет упоминания о каких-либо датах. Можно усомниться и в поводе похода княжеской дружины на Корсунь, представленной в ПВЛ – нежелание отдавать Анну за Киевского князя. Скорее можно согласиться с мнением многих исследователей, что, с одной стороны, не в интересах Македонской династии было препятствовать родству, скрепляющему союз Византии и Руси, а с другой стороны, Владимир выполнил условия договора и наказал херсонесцев как противников законной византийской власти. Там же, после сражения (осень-зима 988-989 гг.), состоялось крещение сыновей Владимира и княжеской дружины.

Крещение Руси не вызвало ожидаемого отклика в византийском обществе. Византийские источники проявляют удивительную сдержанность, описывая одержанную императором с помощью руссов победу. Пселл, например, в своей «Истории», написанной в середине XI в., относится к Руси так, как будто она еще оставалась языческой.

Таким образом, дата и обстоятельства крещения князя Владимира и его дружины явились результатом конкретной политической обстановки. Ситуация в Византии облегчила князю Владимиру решение задачи – вписать свое решение о крещении в контекст внутриполитических проблем и межгосударственных реалий Европы того времени. Господствующий класс Киевского государства политически и духовно уже созрел к принятию христианства, так что прочность княжеского решения и устойчивость принятого христианства были обеспечены.

Крещение киевлян, по мнению многих исследователей состоялось в пятницу, 1 августа. Дело в том, что пятница с древнейших времен была на Руси торговым днем. На торги в Киев направлялись ремесленники и крестьяне из ближайших городов и сел. Скопление народа облегчало задачу крещения как можно большего числа людей. Согласно свидетельству летописного документа, не сохранившегося до наших дней, но бывшего в распоряжении российского историка XVIII в. В.Н. Татищева перед крещением состоялось ниспровержение языческих идолов. Особому унижению подвергся Перун - его изваяние волокли привязанным к конскому хвосту на берег Днепра, затем сбросили в реку и вплоть до порогов, т.е. до пределов государства, не давали прибиться к берегу, отталкивая длинными баграми. После этого Владимир приступил к крещению киевлян. 31 июля Владимир послал по всему граду, глаголя: «Заутра всяк изидет на реку Почайну креститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется». Слышавшие же сие, людие мнозии с радостию шли, рассуждая между собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояре сего не прияли. Иные же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их...»

Если крещение киевлян прошло в целом без эксцессов, то обращение в новую веру жителей другого крупнейшего города Руси - Новгорода стало возможным лишь после подавления организованного местными волхвами сопротивления народа.

При жизни Владимира, а потом его сыновей происходит крещение Ростова, Мурома, Чернигова, земель древлян, дреговичей, полоцких кривичей и других.

Христианизация Руси не сопровождалась религиозной войной. Мирному проведению религиозной реформы Киевского князя способствовал целый ряд факторов. Принятие новой веры было для Киева своего рода тестом для региональной элиты того времени на политическую лояльность к великокняжеской власти. Вопрос о крещении простого населения не ставился в повестку дня – он мог быть решен только со временем и в результате миссионерской работы православных священников. Именно с этим связывается такое явление на Руси как двоеверие, т.е. компромиссное равновесие православных и языческих верований.

Борьба с язычеством на северной и северно-восточной периферии Руси заняла несколько столетий. К восприятию новой религии в большей степени были предрасположены торговые люди, дружинники и представители приближенной к князю аристократии. Постепенно она закреплялась в племенах, населявших северную часть страны, в сельской местности, среди смердов. Активному проникновению православия в Древнерусском государстве способствовали соседние славянские народы. Через христиан Моравии и Чехии Киевская Русь восприняла духовное наследие Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и письменность. Проповеди, богослужебные тексы были понятны населению и способствовали его христианизации. Существенную роль в утверждении христианства на Руси сыграла Болгарская церковь. Об этом свидетельствует широкое распространение здесь памятником древнеболгарской письменности. Когда в результате покорения Византией Первого Болгарского царства в 1019 г. в русские земли из Болгарии хлынул поток беженцев, то среди них было немало духовных лиц, которые везли с собой богослужебные книги и другую религиозную литературу.

Постепенно взаимоотношения православия и язычества переходят в новое качество. В процессе как стихийного, так отчасти и сознательно осуществлявшегося синтеза определенных элементов того и другого возникает некое синкретическое единство - русское православие.

Таким образом, Крещение Руси явилось политическим актом великокняжеской власти. Именно высшему классу древнерусского общества религиозная идеология обязана своему дальнейшему упрочению и распространению.

Историческое значение. Русь объединилась в единое феодальное государство не только под единой властью Великого Киевского князя, но и под властью единой идеи. Идея единого Бога-Вседержителя освящала авторитет власти великого князя, придавала ей, тем самым, дополнительную легитимность.

Христианство утверждает новые представления о социальном порядке. Объясняя несправедливость, царящую в обществе, греховностью людей, обещая и страждущим, и неправо наслаждающимся благами жизни соответствующее воздаяние за гробом, оно тем самым в определенной мере давало утешение одним и стимулировало к сдержанности других, способствуя тем стабилизации общества.

Оно способствует смягчению нравов, что находит отражение в прекращении ритуальных убийств и кровной мести. Постепенно, хотя и не без сопротивления, преодолевается многоженство. Зарождается практика благотворительности и милосердия в отношении неимущих, увечных, больных.

С принятием христианства Русь преодолела локальную культурную ограниченность, соприкоснулась с библейскими и эллинистическими традициями - источниками европейской культуры. Например, если язычеству было свойственно представление о цикличности времени, а его счет обычно велся по годам княжения, то христианство принесло представление об абсолютности времени, берущего начало от «сотворения мира» и устремленного в бесконечность. Тем самым были созданы предпосылки к пониманию жизни как процесса, как истории.

Распространение христианства по территории Руси явилось стимулом к широкому развертыванию храмового строительства, причем не только деревянного, но - в крупных городах - и каменного. В Киеве, на холме, где недавно стоял идол Перуна, Владимир повелел возвести церковь во имя святого Василия, чье имя он принял при крещении. В 996 г. сооружена Десятинная княжеская церковь Рождества Богородицы. Храм был не только местом молитвы. Вокруг него сосредоточивалась вся общественная жизнь. Здесь собирались сходы для решения общинных дел; здесь совершались сделки, торги; позднее при храме создавались приходские школы и богадельни.

Храмостроительство в свою очередь дало импульс к развитию иконописания. Сначала, вероятно, иконы писали пришлые мастера из Болгарии и Византии, одновременно обучая этому искусству русских.

Вместе с христианством на Русь из Болгарии, Чехии, Византии пришла литература: Священное Писание, жития святых, творения Отцов Церкви, т.е. книги сугубо религиозного характера. Но уже в Х1-ХП вв. появляются переводы светской античной литературы - роман Псевдокаллисфена «Александрия» (об Александре Македонском) и «Иудейская война» Иосифа Флавия. Хотя письменность на Руси, вероятно, появилась еще в начале X в. появление рукописной книги как особой, книжной культуры, явилось настоящей культурной революцией.

Однако при всем бесспорном позитивном значении принятия христианства Киевской Русью для ее социального, политического и духовного развития оно имело и некоторые побочные негативные последствия. Значительный ущерб был нанесен устной художественной традиции, сложившейся на Руси в предшествовавшие века. Песни, былины, обрядовые плачи и славы - все это Церковь стремилась искоренить как наследие язычества. Столь же нетерпимым было ее отношение к языческим игрищам и хороводам, как «бесовским» развлечениям. Массовая игровая культура если и продолжала существовать, то уже вопреки официальному идеологическому институту государства, каковым являлась Церковь как своеобразная духовная оппозиция. Борясь против языческого идолопоклонства, Церковь подорвала развитие скульптуры.

Принявшая христианство Русь вошла на равных в семью европейских народов. Великокняжеский род был связан династическими браками практически со всеми правящими домами европейских государств. Уже Владимир Святославич добился женитьбы на византийской принцессе Анне, его сын Ярослав Мудрый был женат на шведской королевне Ингегерде (ее христианское имя - Ирина), дочери Ярослава были замужем за королем Франции Генрихом I, принцем норвежским Гарольдом Смелым, за королем Венгрии... В дальнейшем традиция династических браков продолжилась.

Таким образом, Крещение Руси в Х веке - один из важнейших рубежей в истории нашего Отечества, ознаменованный принятием христианства в качестве государственной религии Руси. Это событие оказало глубокое влияние на все последующее развитие страны - ее государственности, геополитической ориентации, культуры.


Контрольные вопросы

  1. В каких исторических источниках содержатся сведения о принятии христианства на Руси?

  2. Какие точки зрения на проблему принятия православия князем Владимиром существуют в отечественной и зарубежной историографии?

  3. Каковы причины и предпосылки принятия христианства сложились в Киевском государстве к концу Х века?

  4. Каково значение принятия православия Киевской Русью?



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебное пособие Челябинск 2008
2737.49kb.
Учебное пособие Челябинск 2014
923.8kb.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити-дана, 2008. Цуканова О. А., Варзунов А. В. Сетевая экономика: Учебное пособие. Спб.: Спб гуитмо, 2008. 64 с
21.2kb.
Учебное пособие Челябинск 2007 ббк к лушникова Т. Ю. К система государственного управления: Учеб пособие: Челябинск
2656.38kb.
Учебное пособие для студентов непсихологических специальностей Челябинск Издательский центр юургу 2010
1830.48kb.
Программа Челябинск, Россия 25-26 апреля 2008 года Челябинск 2008
804.81kb.
Учебное пособие. Пособие составлено в соответствии со стандартом по дисциплине "Управление качеством"
58.57kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 2 Челябинск 2008
9347.03kb.
Учебное пособие по курсу История физики москва 2008
124.33kb.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 3 Челябинск 2008
9274.41kb.
Вопросы технологии сертификации средств защиты информации учебное пособие
1376.03kb.
Учебное пособие для изучающих английский язык. Изд. 1 / Под ред. В. А. Серебряковой Чита: чипкро, 2007 70 с. Учебное пособие «Учимся выполнять тесты»
639.94kb.