Главная стр 1
скачать


Учебно-исследовательская деятельность учащихся (трудовое обучение)
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология», подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ.
введение
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка думать, сомневаться и искать, помноженная на навыки систематической исследовательской деятельности становятся основой и магистральной линией современного образования.

На боль­шинстве уроков происходит репродуктивное обучение – последо­вательное изложение разделов программы учебного предмета с воспроизведением материала учениками, поэтапное усвоение технологических операций.

Если учитель-предметник совместно с учеником занимается исследовательской работой, либо проектированием, то качественно меняется сам характер обучения:

- во-первых, ученик выбирает инте­ресующую лично его проблему – это главный залог эффективности и успешности этой работы;

- во-вторых, он движется в индивиду­альном темпе, а объём работы соответствует его склонностям и воз­можностям.

Среди учителей технологии достаточно активно работающих творческих профессионалов, которые нуждаются в понятийно-нормативной базе и методических рекомендациях по проблеме учебно-исследовательской работы школьников.

Данное издание подготовлено на основе опыта школ-семинаров и тренингов по проблемам исследовательской работы школьников в различных областях, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, специализированных изданий, публикаций в периодической печати и Интернет-ресурсов.

Цель рекомендаций – обеспечение педагогов общей методологией организации и проведения учебно-исследовательских работ школьников. Творчески работающий учитель найдет ответы на следующие вопросы:

- формулировка темы, цели и задач исследовательской работы;

- корректный выбор методики исследования;

- этапы выполнения исследовательской работы;

- правильное представление результатов учебного исследования;

- оформление и презентация конкурсных работ;

- грамотная защита и ведение дискуссии;

- критерии оценки исследовательской работ школьников.

Уровень представляемых на конкурс или ученическую конференцию исследовательских работ школьников становится одним из показателей качества преподавания учебных дисциплин.




I. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Уровень представляемых на конкурс или конференцию исследовательских работ школьников становится одним из критериев оценки качества преподавания учебных дисциплин.

Определение, общие положения, основные термины и понятия учебно-исследовательской деятельности учащихся едины для всех направлений. Изучение и обобщение имеющихся сведений в научной литературе, специализированных изданиях, публикациях в периодической печати и Интернет-ресурсах, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, позволило представить ряд необходимых определений.



Исследовательская деятельность учащихся образователь­ная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний. Исследовательская деятельность предпо­лагает выполнение учащимися учебных исследовательских за­дач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.

В ученических исследованиях различают два вида открытий:

- субъективные – открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику;

- объективный – открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. В учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навы­ка ведения научной работы (Леонтович А. В.). В процессе конкретной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи.

Целью учебно-исследовательской работы в воспитании и развитии учащихся является создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации школьников.

Учебное исследование образовательный процесс, реа­лизуемый на основе технологии исследовательской деятельно­сти, его основные характеристики:

- выделение в учебном ма­териале проблемных точек, предполагающих вариативность;

- специальное конструирование учебного процесса «от этих то­чек» или проблемная подача материала;

- развитие навыка формулирования гипотез;

- обучение работе с разными верси­ями на основе анализа свидетельств или первоисточников (ме­тодики сбора материала, сравнения и др.);

- знакомство с пер­воисточниками;

- развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Функции учебного исследования в образователь­ном процессе:

- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;

- способ профориентации и начальной профессиональной под­готовки;

- средство обретения молодым поколением культурных ценнос­тей и традиции научного сообщества.

Задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:

- создание познавательной базы исследовательской компетентно­сти – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;

- формирование у учащихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества;

- развитие у школьников умений и навыков, необходимых для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному твор­ческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессии.

- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить» себя как человека, субъекта собствен­ной деятельности;

- введение ученика в мир культуры с помощью культуры научно­го сообщества – освоению принятых здесь способов и норм дея­тельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества;



- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.

Исследовательское поведение одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направ­ленная на его познание, сущностная характеристику деятельнос­ти человека (Поддьяков А. Н.).

Исследовательские способности индивидуальные осо­бенности личности, являющиеся субъективными условиями ус­пешного осуществления исследовательской деятельности (Савенков А. И.).

Исследовательская позиция значимое личностное осно­вание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность ис­кать и находить ранее ему неизвестное. Исследовательская пози­ция проявляется и развивается в ходе реализации исследователь­ской деятельности (Обухов А. С.).

Исследовательский проект учащегося специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследователь­ского проекта является получение представлений о том или ином объекте или явлении.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы – организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создаёт усло­вия для проявления познавательной инициативы детей.

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Главной целью исследовательской работы школьников является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти це­ли достигаются наилучшим образом, если ребёнку создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования. Очевидным становится то, что на каждом этапе нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в последовательность стан­дартных учебных этапов.

Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирова­ния и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, выполнение изделия, реконструкцию объекта и т.д. При этом проект реализации исследования не только является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.

Организация учебно-исследовательской работы учащихся по всем направлениям имеет единый алгоритм. Руководителями учебно-исследовательской деятельности учащихся являются учителя, преподаватели вузов, техникумов, педагоги дополнительного образования. Направление, тема и содержание учебно-исследовательской работы определяются учащимся совместно с руководителем.

Формами отчетности по учебно-исследовательской работе учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.

Лучшие работы учащихся по решению научного общества учащихся школы, методического совета школы могут быть поощрены дипломами, ценными подарками и рекомендованы к представлению на конференции территориального и регионального уровней, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

Последовательность исследовательской работы школьников имеет общую форму и включает следующие основ­ные этапы:

- актуализация проблемы (выявление проблемы и опреде­ление направления будущего исследования);

- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотели бы найти);

- выбор темы исследования (попытка как можно строже обозна­чить границы исследования);

- выработка гипотезы (разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);

- выявление и систематизация подходов к решению (выбор мето­дов исследования);

- определение последовательности проведения исследования;

- сбор и обработка информации (фиксация полученных зна­ний);

- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);

- подготовка отчета (определение основных понятий, подго­товка сообщения по результатам исследования);

- доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).

Все исследовательские работы и проекты учащихся выполняются по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.



Виды учебно-исследовательской деятельности отражают характер научных интересов учащихся и форму подачи материала, классифицируются на следующие группы:

- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процес­сов и явлений;

- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Критерии учебно-исследовательской деятельности учащихся адаптируются к возрасту. Но показатели в целом используются те же, что и в «большой» науке:

- актуальность темы исследования;

- качественный анализ состояния проблемы, отражающий знание автором современного уровня разработанности проблемы;

- умение использовать известные научные результаты и объективные факты, знания сверх школьной программы;

- владение автором специальной терминологией и научным аппаратом;

- практическая значимость исследования;

- собственные выводы автора и их обоснованность;

- четкость выводов, обобщающих исследование;

- грамотность оформления результатов исследования;

- ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.



Определение темы и исследовательского аппарата – основополагающая часть организационной работы руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.

Тема учебно-исследовательской работы определяется учеником с помощью руководителя. Название темы должно содержать проблему и границы ее решения, как правило, начинается со слов: анализ, изучение, влияние, определение, выявление, реконструкция и т.д. Тема должна точно отражать содержание работы, нередко название сужает или расширяет предмет исследования.

При выборе темы необходимо учитывать следующие критерии:

- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;


  • соответствие интересам и склонностям учащегося-исследователя;

  • реальную выполнимость сложности и объема;

  • возможность более глубокого осмысления общих закономерностей и процессов, изучаемых избранной наукой;

- обеспеченность необходимым количеством различных источников;

- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

Дополнительно приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно назовем их правилами выбора темы:

- тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, активизирует склонности ученика. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.

- тема должна быть выполнима, а решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Необходимо подвести ученика под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь в данный мо­мент своего развития, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто нео­бычное, но и как способность нестандартно смотреть на традицион­ные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристи­ки творческого человека – умение видеть проблемы.

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Долгая целенаправ­ленная работа в одном направлении, продолжительная концентрация внимания на одном объекте обычно затруднительна для ученика. Исследовательская работа привлекает не процессом, а выполняется, в первую очередь, ради результата. Выполнить исследование «на одном дыха­нии» практически очень сложно.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в три основные группы:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предпола­гающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, полученных из разных информационных источников, при опросе и анкетировании.

В учебно-исследовательских работах по технологии применимы последние два типа, разберем подробнее каждый из них.



Эмпирические (опытные) исследования наиболее привлекательны для учеников, большинству интересно прово­дить живые наблюдения и эксперименты. Они также важны с точки зрения творческого развития учащихся, полезны в информационном плане. Исследовать эмпирически, т.е. опытным путем, надо пре­имущественно те свойства и качества объектов, условия их проявления и существования, которые еще мало изучены или неизвестны. Эксперимент делится на следующие этапы: сбор информации, наблюдение явления, анализ, выработка гипотезы для объяснения явления, разработка теории, объясняющей феномен, основанный на широких предположениях.

Не следует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в любых носителях: книгах, фильмах, глобальных компьютерных сетях также может иметь исследовательский, творческий характер.



Теоретические исследования являются самыми сложными в работе со школьниками, им очень трудно самостоятельно работать с информацией. Обычно теоретические исследования не пользуются большой популярностью, они интересны для учеников, пытающихся более досконально разобраться в каком-то вопросе (опосредствованный интерес). Чаще всего такая потребность возникает при написании доклада. В отношении написания докладов можно выделить два уровня взаимодействующих интересов: внутренний и внешний. Первый базируется на желании ученика разобраться в каком-то вопросе. Второй – на оценке доклада на конкурсе или конференции.

Умение анализировать и синте­зировать информацию (как добытую самостоятельно, так и найден­ную другими) – интеллектуальное свойство высокого порядка, без этого не может быть настоящего исследователя. Информационный источник может и должен будить исследовательскую мысль, подталкивать к интересным идеям, наводить на новые оригинальные размышления.

По требованиям теории обучения все учебные книги, кроме задачников, обязательно должны реализовывать три важнейшие функции учебной литературы: информационную, мотивационную и развивающую. Всякая учебная книга должна нести позитивный информационный заряд и быть потенциально способной обеспечить школьника новыми научными знаниями; пробуждать, мотивировать инте­рес к описываемой проблеме; давать импульс к развитию интеллекта, креативности, активизировать позитивные личностные свойства. (Савенков. С.182)

Исследования на базе теоретических источников имеют высо­кую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны в образовательном процессе – это актуализация умственных способностей. Для повышения резуль­тативности этих исследований школьников следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.



Исследовательские задания выдаются ученику руководителем на основании выбора темы и определения вида учебно-исследовательской деятельности. Они должны быть снабжены четкими понятными и логичными инструкциями. Инструкции могут сопровождаться следующими словами:

  • Исследуй, определи, понаблюдай....

  • Изучи и сравни...

  • Сопоставь и проанализируй...

  • Предложи решение…

  • Опиши (зарисуй, измерь и сделай запись) увиденное или исследованное…

  • Сделай выводы о …

Исследовательский аппарат является следующим этапом работы, включает объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования. Он должен строго соответствовать теме работы и виду учебно-исследовательской деятельности.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Объект – то, что познается, исследуется, это – та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело и отвечает на вопрос: «Что исследуется?».

Предмет исследования – те стороны, свойства, качества объекта исследования, которые выбраны для изучения. Предмет – то, что находится в рамках, границах, условиях объекта. Это – тот аспект или ракурс проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Отвечает на вопрос: «Какая характеристика объекта?» или точка зрения на него.

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Первичным является объект исследования как более широкое понятие, вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Определив предмет и объект исследования, автор должен в основной части дать им всестороннюю характеристику и в процессе исследовательской работы постоянно иметь их в виду.



Цель, как правило, определяется одна и отвечает на вопрос: «Зачем это делать?». Она обозначается конкретно и по существу исследования, точно определяет смысл, назначение и конечный пункт всей работы. При ее формулировании используются следующие клише: выявить, определить, изучить, установить, (содержание, взаимосвязи, особенности, специфику, взаимовлияние, зависимость и т.д.). Типичная ошибка при обозначении цели работы – которая, подчеркнем, дела­ется не только для себя, – приводится цель учебная, то есть сугубо личная, достижение которой никому, кроме автора, не интересно.

Задачи соответствуют конкретным этапам выполнения работы и отвечают на вопрос: «Что надо сделать на этом этапе?». В зависимости от широты цели, задач несколько, но не больше пяти. Иными словами, задачи – это путь к цели от начала до конца, представленный в виде последовательных крупных шагов. В качестве задач могут выступать:

- изучение теоретических источников;

- сбор и анализ материала;


  • определение, выявление, установление, раскрытие (образования, формирования, содержания, типов, условий, способов, форм, отношений, взаимодействий, значения т.д. чего-либо…);

  • проведение сравнения, сопоставления, анализа, оценки (объектов, действий, явлений);

  • проверка на основании эксперимента;

  • разработка и определение условий, построение модели.

Методы – упорядоченные способы познания, исследования, приводящие к истине. Это – способы действия с материалом исследования, которые можно разделить на несколько больших групп (аналитический, поисковый, описательный, статистический, сравнительный). В ходе выполнения исследовательской работы на каждом этапе используются различные методы, которые отвечают на вопрос: «Какой способ лучше использовать?». В нашем случае наиболее применимы следующие:

  • теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования.

  • сбор фактического и/или практического материала (коллекция, каталог образцов и т.д.).

  • опытно-экспериментальная работа, лабораторный эксперимент, наблюдение объекта или явления в естественных условиях, тестирование, апробация.

  • анализ, сравнение и обобщение (имеющихся и полученных данных).

  • опрос, анкетирование, интервьюирование, социологический опрос.

  • статистика и обработка данных (графики, диаграммы, таблицы, математические данные и т.д.)

Изложенные понятия и исследовательский аппарат применительно к конкретным учебным исследованиям в области трудового обучения (обслуживающий труд). На примерах из школьной программы рассмотрим выбор предметной области и перечень возможных тем для организации учебно-исследовательской работы школьников. В первую очередь следует определиться с объектом исследования, это – объект трудовой деятельности. В программах это изложено в содержании практических работ. Понятно, что объект исследования может выходить за пределы школьной программы.

Объектами могут выступать, например:

- в разделе «Основы приготовления пищи»: а) сервировка стола, б) приготовление салатов, в) оформление блюд, г) приготовление изделий из теста, д) приготовление сладких блюд, е) приготовление обрядовых блюд и т.д.

- в разделе «Основ проектирования, изготовления и ухода за изделиями из текстильных материалов»: а) фартук, б) столовое белье, в) комплект для кухни, г) создание коллекции одежды и т.д.

- в разделе «Основы домоводства»: а) кольцо для салфеток, б) декорирование окна, в) оформление подарков, г) составление цветочных композиций, д) изготовление подарков, е) чайный (кофейный, шведский, юбилейный, детский и т.п.) стол, молодежная вечеринка, и т.д.

Предмет исследования, напомним, это – развертывание и уточнение объекта, его конкретные особенности, условия изготовления и технологический аспект. В соответствии с пунктами применительно к сказанному:

- в разделе «Основы приготовления пищи»: а) для завтрака (обеда, ужина) и точнее (семейного, делового, детского, праздничного, сезонного (конкретно); б) холодных, горячих и точнее (овощных, фруктовых, рыбных); в) каких и для чего; г) какого, наличие и виды начинки; д) из чего и для чего; е) название блюда и обряда.

- в разделе «Основ проектирования, изготовления и ухода за изделиями из текстильных материалов»: а-б) назначение изделия, виды ткани, швов и отделки, стиль; в) количество и назначение предметов, технология их изготовления и отделки; г) указание адресата (детская, молодежная, т.д.), сезона, стиля, технологии.

- в разделе «Основы домоводства»: а) материалы и технология, стиль; б) в каком интерьере, вид шторы и технология изготовления; в-д) вид, повод и назначение изделия, применяемые материалы, технологии и стилистические традиции; е) тема и назначение; количество персон; стилистические, исторические и этнические особенности; используемые продукты, их кулинарная и подача и т.д.

Понятно, что предмет может быть сформулирован широко или более конкретно уточнен технологическим, историческим, этническим, стилистическим аспектом. Объект исследования у нескольких учащихся может быть сходным, а вот условия его проявления, следовательно, и область изучения – различными.

Определив предмет и объект, не составляет труда сформулировать тему и цель исследования, определить его характер. Тема должна звучать предельно конкретно и, конечно, содержать технологический аспект, исходя из специфики самого учебного предмета. Но характер исследования, а значит и цель, может оставаться теоретическим (проблемно-реферативным, аналитико-систематизирующим, т.д.); сами же изучаемые объекты могут быть представлены в виде фотографий, эскизов, коллажей, коллекций образцов, каталогов и т.п. Либо исследование может носить эмпирический характер (экспериментально-исследовательский, проектно-поисковый) и целью иметь получение продукта практической деятельности, безусловно, с представленным описанием.

Исходя из темы, цели и характера исследования, выбираются соответствующие этапам методы выполнения работы. Чтобы сориентировать и организовать ученика, руководителем пишутся исследовательские задания с конкретными инструкциями – о чем подробно было сказано выше.



II. Структура и содержание

учебно-исследовательской работы
Учебно-исследовательская работа школьника должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов, основными элементами которой являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

На титульном листе исследовательской работы указывается название темы, фамилия и имя учащегося, класс, учебное заведение; имя руководителя и его должность, ученая степень (если таковая имеется), год выполнения работы. Титульный лист – часть строгого научного исследования, должен содержать только необходимые и достаточные сведения. Любое декорирование, грамматические и синтаксичес­кие ошибки недопустимы.

После титульного листа помещается оглавление (или содержание), в котором приводятся названия всех разделов, подразделов, пунк­тов с указанием номеров страниц, на которых расположено начало материала.

Введение – первый раздел работы, дает оценку современного состояния изучаемой проблемы, степень ее разработанности. Следовательно, указывать научную новизну исследования. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Все это в краткой форме подтверждает актуальность исследования – причины выбора темы, объясняет назначение и необходимость проводимых исследований.

Актуальность обычно обосновываются обзором литературы по интересующей автора теме, который должен подвести читателя к нерешенным ещё проблемам и указать, какой пробел может воспол­нить данное исследование. Обзор литературы – не механическое переписывание фраз из разных книг и статей, сведения должны быть изложены словами автора. Если необходимо какую-то фразу процитировать дословно, текст берут в кавычки и точно указывают источник. В обзоре литературы следует приводить только те сведения, которые имеют прямое от­ношение к теме и цели исследования.

Во введении также формулируются объект и предмет исследования, необходимо указать цель и содержание поставленных задач, перечисляются избранные методы исследования. Вместе с тем сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов в контексте других исследований по данной проблеме.



Основная часть исследовательской работы должна состоять из нескольких структурных этапов или глав, которые в свою очередь делится на параграфы (разделы, подразделы, пункты, подпункты). Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце.

В этапах подробно обосновываются методика и техника исследования, даются описания диагностического и иного инструментария, получен­ных результатов. Содержание глав основной части должно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, точно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Название главы (и ее структурных компонентов) должно точно отражать ее содержание. Каждая глава завершается обобщением результатов, соотнесением их с целью исследования, одним или несколькими выводами.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, перечислить полученные результаты и дать предложения по их практическому использованию: составление инструкций, методик, диагностик, анкет, учебных материалов, пособий и т. д.

Также заключение содержит выводы из проведенного исследования. В выводах, по существу, повторяется то, что уже было сказано в конце глав, но формулируется сжато и лаконично, без подробных доказательств. Выводы должны быть именно выводами, а не кратким содержанием работы. Выводы располагаются в определённом порядке: от более общих – к частным, их можно пронумеровать:

«На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1

2 » и т. д.



Здесь же можно наметить основные направ­ления, по которым следовало бы продолжить исследования. Важ­но, чтобы при этом указывались конкретные пути получения от­вета определенный вопрос.

Список использованных источников (обязательно!) составляется в конце исследо­вания и располагается в порядке появления ссылок в тексте работы. Сведения об используемой литературе, включенной в список, даются на языке оригинала.

Приложение (по необходимости).

Приложения являются дополнительным иллюстративным материа­лом учебного исследования. Оформляются как продол­жение работы на следующих ее страницах, располагаются в порядке появления ссылок в тексте. Каждое новое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «приложение».

Приложение должно иметь название, отражающее содержание ра­боты. Если в работе несколько приложений, то их нумеруют последова­тельно арабскими цифрами, например, «Приложение 1».

Конкурсное учебное исследование предполагают наличие:

- титульного листа;

- тезисов;

- отзыва руководителя;

- одной или нескольких рецензий;

- оглавления (списка содержания работы);

- введения;

- основной части (2-3 главы с указанием названий);

- заключения;

- списка сокращений, условных обозначений, символов и специальных терминов (при необходимости);

- списка использованных источников (литература, Интернет-ресурсы).

- приложений (в зависимости от специфики работы)



III. Требования к оформлению текстов

учебного исследования
Правила компьютерного оформления текста исследования и списка использованной литературы предполагают ряд обязательных условий. К учебно-исследовательской работе школьника предъявляются по существу те же требования, что и к любой научной статье или отчёту. Поэтому следует придерживаться тех стандартов, которые приняты в научной литературе.

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 с выравниванием по ширине, формат бумаги А4, межстрочный интервал одинарный. Разрешается вписывание формул в текст работы от руки (чёрные чернила – гелевая ручка). Работа переплетается (степлер, скоросшиватель, файлы и др.) и вкладывается в обложку.

Вокруг текста оставляются поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Материалы на конкурс или конференцию предоставляются на бумажном и электронном носителях. В начале листа необходимо указать фамилию и инициала автора или авторов, полное наименование учреждения, название работы.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке и тексте не допускается. Заглавия разделов печатаются прописными буквами, подразделов – строчными бук­вами (кроме первой) и выравниваются по центру.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

Новый крупный раздел, глава начинаются с нового листа. Страницы нумеруются арабскими цифрами, номер ставится в правом верхнем углу. Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее сос­тав, сквозная.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

Иллюстрации (рисунки) по тексту (кроме таблиц) обозначаются словом (Илл./Рис.) и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций (рисунков), приведенных в приложении. Номер иллюстрации (рисунка) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (рисунка), разделен­ных точкой, и должен стоять под иллюстрацией (рисунком) перед ее названием.

Таблицы по тексту нумеруются последовательно арабскими буквами в пределах раздела. В правом верхнем: углу таблицы над соответствующим названи­ем подписывают слово «Таблица» с указанием ее номера. При переносе таблицы на другой лист пишется слово «продол­жение».

Нередко к тексту работы прилагается коллекция объектов исследования, каталог образцов и т.д., которые оформляются отдельно.

По окончании конференции работа возвращается автору.

Очень внимательно следует относиться к языку исследования. В отличие от художественной, в научной литературе вольности не допускаются. Научное сообщение должно быть предельно точным и однозначным.

О терминологии следует сказать отдельно. Если автор пользу­ется широко принятыми в исследуемой области терминами, пояснять их не сле­дует. Если применяется термин, принятый только в узкой области, лучше дать его объяснение. Стремясь к максимальной точности, не стоит перегружать текст излишней терминологией. Излишек терминологии придаёт работе не научность, а на­укообразность, которая у читателя может вызвать только раздра­жение. В то же время, не следует впадать и в противоположную крайность, совершенно избегать терминов. Это может привести к нечёткости, расплывчатости изложения.

Специальные термины, определения понятий могут располагаться в тексте исследования или выноситься в алфавитном порядке в отдельный раздел под названием «Словарь терминов» или «Тезаурус», который для удобства поиска размещен после «Заключения». Каждый термин выделяется черным шрифтом. Их определение обычно решает следующие задачи:

- отличить и отграничить предмет от всех иных;

- раскрыть сущность предмета.

Существует ряд правил определения:

- определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия.

- определение термина происходит через другие термины, смысл и значение которых известны, не должно содержать «порочного круга». Нельзя оп­ределять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него.

- определение должно быть ясным и четким. Это означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть доступными.

- определение понятий должны быть свободны от двусмысленнос­ти, недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.

Список сокращений, условных обозначений, символов, терминов предоставляется в виде отдельного списка на отдельных листах также в конце исследования перед «Библиографией».

Таблицы, графики, диаграммы – только материал для описания полученных результатов и размышлений, которые должны содержаться в тексте. Как описывать результаты – дело автора. В каждом конкретном случае это дела­ется различным образом.

Ссылки на источники и составление списка литерату­ры. Любая работа заканчивается списком, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг, Интернет-ресурсов. Важно составить этот список так, чтобы читатель мог найти любой источник по приведённым в списке данным, а потому при его оформлении нужно придерживаться определённого стандарта.

Статьи и книги в списке принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них

Важен не столько порядок, сколько то, чтобы были приведены все требуемые сведения. Если речь идёт не о статье, а о книге, обязательно указывается место из­дания и издательство. Если цитируется не вся книга, а только её часть, это делается таким образом:

«Михеев А. В., 1970. Отряд Чайки (Lari, или Lariformes). В кн.: Жизнь животных, т. 5, М. : Просвещение, с. 315-335.»

В этом случае понятно, что автор использовал не весь шеститомник «Жизнь животных», а только определённую, нужную ему главу.

Список литературы полезно пронумеровать. Нумерация особенно удобна в тех случаях, когда список достаточно велик, превышает десяток названий.

Долж­ны быть перечислены все цитированные и упомянутые в тексте статьи и книги. Иной раз полезно включить в список те работы, кото­рые автором в тексте нигде не упоминаются, но, по его мнению, должны быть известны читателю.
Правила оформления списка использованной литературы:

1. Все источники располагаются в списке в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, а при отсутствии автора – по первой букве названия книги, статьи, материала. Например:

Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М. , 1977. – 185 с.

Всеобщая декларация прав человека. – М. : Юриздат, 1991. – 83 с.

Мильден В. И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. – 1996. – №3. – С. 28-31.


  1. Источники необходимо описывать по их титульному листу и библиографическим данным. При работе в библиотеке (конспектировании источников) рекомендуем точно переписать все данные источника, а также страницы, которые конспектировались. Целесообразно записывать библиотечный шифр источника для облегчения поиска при повторном обращении к этому источнику.

  2. Авторы-однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов.

  3. В книгах, авторами которых являются 2-3 человека, указываются фамилии всех авторов.

  4. Книги четырех и более авторов включаются в список литературы по заглавию книги. Например:

Проблемы развития легкой промышленности в Англии в XIX веке / В. Г. Лебедев, В. К. Полторыгин, А. Г. Гржгоржевский, В. И. Купин. – М. : Мысль, 1977. – 271 с.

6. Описание многотомного издания может быть составлено на все многотомное издание в целом или на отдельный том. Например:

Толстой А. К. Собрание сочинений: в 4-х т. – М. : Правда, 1980.

Сухомлинскйй В. А. Сочинения: в 3-х т., Т. 3. – М. : Педагогика, 1980. – 38 с.



Схемы описания литературных источников:

1. Описание отдельной книги (монографии). Автор. Заглавие. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

2. Коллективная монография (книга, имеющая нескольких авторов, составителя редактора). Заглавие / Редактор, составитель. – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

3. Том многотомного издания. Автор. Заглавие. № тома. Название тома (если есть). – Место издания: Издательство, год. – Количество страниц.

4. Описание статей:


  1. газетных – Автор. Заглавие // Название газеты. – Год выхода. – Дата использованного выпуска. – Страницы.

  2. журнальных – Автор. Заглавие // Название журнала. – Год выпуска. – №. – Страницы.

  3. сборника – Автор. Заглавие // Название сборника / Редактор, составитель (если есть). – Место издания: Издательство, год. – Страницы.


IV. подготовка отзыва и рецензии

на учебно-исследовательскую работу
Отзыв на учебное исследование готовится педагогом, который являлся консультантом и научным руководителем работы учащегося. Отзыв пишется после просмотра окончательного варианта учебного исследования не позднее, чем за месяц до проведе­ния научно-исследовательской конференции учащихся, в которой ученик намерен принять участие.

Отзыв руководителя учебно-исследовательской работы, как правило, не превышает 1 страницы печатного текста, имеет следующую форму, последовательность и содержание:


Отзыв

руководителя об учебно-исследовательской работе

учени… № класса № школы

фамилия, имя

Работа выполнена на тему …

В ходе выполнения работы учащийся продемонстрировал:

- самостоятельность;

- компетентность в избранной теме исследования;

- активность в научном поиске;

- владение исследовательскими методами:

- грамотность изложения материала;

- логичность построения содержания работы:

- качество оформления материалов.

По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит … характер.

Особое мнение, дополнительные характеристики.

Подпись руководителя и дата написания отзыва.


Рецензия учебно-исследовательской работы – необходимый компонент в процедуре защиты. Рецензентом исследования может быть не только школьный учитель, но и представители иных научных заведений и учреждений, которые участвовали в анализе исследовательской работы учени­ка. В таком случае, ученик может предоставить в жюри конференции несколько рецензий на одно и тоже исследование. Объем рецензии не должен превышать двух печатных листов.

Рецензент учебно-исследовательской работы определяется директором школы из числа педагогов школы или представителей партнерских организаций: вузов, музеев, предприятий, работающих со школой на договорной основе.

Рецензент получает учебно-исследовательскую работу не позднее, чем за 10 дней до конференции, письменный текст рецензии прилагается к работе ученика. Учащийся должен быть ознакомлен с текстом рецензии заранее (не позднее, чем за день до защиты работы).

На основе изучения представленных материалов по исследовательской работе рецензент оценивает:

- обоснованность выбора темы (объективная и личная актуальность, понимание учеником сущности исследуемой проблемы, соответствие темы решаемой проблеме);

- связь темы исследования с учебным материалом по предмету;

- характеристику реализации цели и задач исследования (правильность формулирования цели, определения задач исследования; правильность выбора ме­тодов решения задач и реализации цели исследования; соответствие выводов по главам решаемым задачам, а итоговых выводов – поставленной цели; оп­ределение характера работы: исследовательская или реферативная):

- степень обоснованности аргументов и обобщений (логичность доказательств и изложения материала, правильность формулировок, ссылки на использованные источники);

- качество и ценность полученных результатов (спорность или однозначность выводов; указание на возможность дальнейшего использования результатов исследования);

- степень завершенности учебно-исследовательской работы;

- качество оформления работы (грамотность изложения; использование графиков, таблиц и иллюстраций; наличие названий глав и параграфов; правильность составления библиографии; возможность проследить использование источников по ссылкам в тексте: качество внешнего оформления работы).

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы: следует обратить внимание на сомнительные выводы и утверждения, отметить вопросы, которые необходимо обсудить или уточнить в ходе защиты.

Рецензент может особо указать на характер работы: учебно-исследовательская (если полученные результаты являются новыми только для ученика), научно-исследовательская (если результаты являются объективно новыми, в этом случае дается расшифровка и обоснование новизны).

Рецензент оценивает работу по традиционной для образовательных учреждений бальной системе. Рецензент может отдельно оценить (указав оценку) разные компоненты работы (например, «выво­ды и заключение заслуживают самой высокой (отличной) оценки, однако оформление работы вызывает определенные нарекания и может быть оценено лишь на «хорошо»). Однако даже в этом случае отзыв рецензента завершается общей итоговой оценкой.

Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки. Рецензенту следует избегать написания формального отзыва. Его содержание должно отражать индивидуальность ученика и может быть материалом для дальнейшего осмысления учителями и учениками.

V. требования к оформлению тезисов исследовательской работы
Тезисы учебного исследования – это кратко изложенный реферат исследовательской работы. В тезисах необходимо в предельно лаконичной форме изложить основные положения исследовательской работы (без подробных комментариев) без указания списка использованной литературы.

Объем тезисов не должен превышать более 4 тысяч знаков – 2 страниц печатного текста. Тезисы должны содержать следующие сведения:

- объект учебного исследования;

- цель и задачи работы;

- указание объема текста и перечень разделов;

- указание количества иллюстраций, таблиц, используемой литературы;

- описание полученных результатов и их актуальности;

- краткие выводы автора по результатам работы.

Тезисы учебно-исследовательской работы должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок.

Текст должен быть набран на компьютере и распечатан на одной стороне белой бумаги формата А4. Оформление производится в текстовом редакторе Microsoft Word через 1 интервал, шрифтом 12 пунктов с отступом от края сверху и снизу по 2 см (20 мм), слева – 2 см (20 мм), справа – 2 см (20 мм) и форматируется по ширине всего листа. Контуры полей не наносятся.

Заголовок текста тезисов печатается жирным прописным шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируется но центру листа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Фамилия и имя автора указываются полностью, школа, класс, фамилия научного руководителя (учителя) печатаются шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируются по центру.

Расстояние между заголовком тезисов, фамилиями авторов, школой и классом, научным руководителем и последующим текстом должно быть равно одному интервалу.

Школа, класс и научный руководитель указываются на двух строчках без пропуска строки между ними. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 1,25 мм (красная строка).

К печатному материалу тезисов прилагается компьютерная дискета с набранным текстом. Дискеты должны быть аккуратно подписаны разборчивым почерком (фамилия, имя, район, школа). Тексты тезисов на дискете оформляются в текстовом редакторе Microsoft Word и записываются в формате RTF. Имя файла с тезисами должно соответствовать фамилии ученика, секции, названию учреждения образования, района. В одном файле должны быть записаны тезисы только одной работы. Одна дискета может содержать несколько файлов. Название в заявке, в тезисах, в исследовательской работе и на дискете должно быть одинаковым.
VI. Формы презентации

учебно-исследовательской работы
По результатам учебных исследований, как правило проводятся ученические конференции или конкурсы работ. Без процедуры защиты исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследования и один из важных этапов обучения. О выполненной работе надо не просто рассказать, а как всякое настоящее исследование защитить публично. При этом о сообщение результатов важно не столько слушателям-адресатам, но, в первую очередь, автору исследования. В процессе защиты ученик последовательно излагает добытую информацию, аргументирует выводы, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

В рамках ученической конференции могут быть следующие формы презентации и рас­смотрения работ (которые отражаются в положении):

- «докладная» (устная) форма — поочередное прослушивание авторов с со­блюдением установленного регламента.

- «выставка» или стендовая форма – автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами;

- представление компьютерных презентаций (очное или заочное).
Требования к устной презентации работы.

Докладчик выступает по предварительно сформулирован­ной и заявленной в список выступлений теме.

Докладчик придерживается определённого заранее регла­мента выступления. В пределах регламента реплики и вопросы не допускаются. Председатель следит за соблюдением рег­ламента, в случае его превышения просит выступающего завер­шить доклад в течение одной минуты.

После выступления переходят к научной дискуссии – обсуждению доклада. Научная дискуссия представляет собой способ обсуждения науч­ных проблем, принятый в сообществе учёных. Предполагает ра­венство различных точек зрения на обсуждаемую проблему, от­сутствие заранее заданных приоритетов той или иной точки зре­ния. Главная цель научной дискуссии – высветить как можно больше мнений и точек зрения по поводу обсуждаемой проблемы.

Научной дискуссии соответствует ряд порядковых и этических норм. Сначала члены экспертной комиссии, затем слушатели из зала задают вопросы. Каждый вопрос должен быть чётко и до конца сформулирован. Смысл и назначение вопро­сов – разобраться в точке зрения автора, обратить внимание на непонятные или спорные моменты доклада. Неэтичны вопросы, прямо направленные на выяснение знания автором тех или иных фактов или источников информации.

После завершения ответов на вопросы слушатели могут высказать своё мнение по поводу информации, содержащейся в докладе. Мнения не могут иметь оценочного и категоричного характера. Этично, если высказывания начинаются словами «С моей точки зрения...».

Председатель подводит итог обсуждению, фиксируя наибо­лее значимые прозвучавшие в ходе дискуссии мнения. После этого переходят к следующему докладу.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и лучше всего составить его по следующей схеме, ответив на вопросы:

- почему избрана эта тема;

- какую цель преследовало исследование;

- какие ставились задачи;

- какие гипотезы проверялись;

- какие использовались методы и средства исследования;

- каким был план исследования;

- какие результаты получены;

- какие выводы сделаны по итогам исследования;

- что можно исследовать в этом направлении дальше.

Устная презентация имеет не только сложившуюся последовательность материала исследования, но и вербальные клише – это существенная помощь в публичных выступлениях для начинающих исследователей. Приведем примерную формулировку фраз при выступлении на защите учебно-исследовательской работы:


Уважаемые члены конкурсной комиссии!

Уважаемые эксперты, гости, участники!

Вашему вниманию предлагается учебно-исследовательская работа на тему (приводится полное название темы в соответствии с приказом директора, указывается дисциплина (дисциплины), по которой написана работа). Работа на избранную тему является актуальной в связи с ... или: актуальность выбранной темы обусловлена...

Поднятая в работе проблема заинтересовала меня... (может быть представлена причина личного интереса к теме).

Целью данной работы является…

Задачи исследования…

На основе проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы…

В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация источников по теме, из которых... (представляется анализ (обзор) основных источников, возможно по главам, разделам, предметным областям). Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы... (сообщается как значение работы для автора, так и возможность дальнейшего применения материалов и выводов).

Учащийся также информирует, где были представлены доклады и сообщения по исследованию. Может высказать несколько слов в адрес руководителей и рецензентов. В заключении выступления благодарит за внимание.

Защищающийся может несколько изменить порядок выступления, использовать иные формулировки.


Требования к оформлению стендового сообщения.

На современных научных конференциях приняты определённые требования к стандартизации содержания стендов. Размер плаката для стендового доклада (постера) не должен превышать 800x800 мм;

В верхней части располагается полоска шириной около 105 мм, содержащая название работы, выполненное шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы). Под названием на той же полосе – фамилии авторов и научного руководителя, учебное заведение и город, где выполнена работа – шрифтом 36 (8 мм высоты прописной буквы). В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается в пригласительном письме или при регистрации.

Текст, содержащий основную информацию о проделанном исследовании (цели и задачи, методы исследования, полученные результаты и выводы) должен быть выполнен шрифтом Times New Roman Суг, размер 20 или 22 через 1,5 интервала. При отсутствии необходимой оргтехники возможно отклонение от стандар­та. Информативность и убедительность предоставляемого мате­риала зависит от качества иллюстративного материала (т.е. гра­фиков, таблиц, рисунков и фотографий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь пояснение, весьма уместно использование цвет­ной графики. Фотографии должны нести конкретную информа­ционную нагрузку. Оптимальное соотношение текстового и ил­люстративного материала примерно соответствует 1:1 по занима­емой площади стенда.

Любая дополнительная информация о проведенном исследо­вании (фотоальбом, гербарий, коллекция образцов, каталог изделий и т.п.) может быть представлена автором непосредственно во время защиты учебно-исследовательской работы.

После окончания сессии стенды полностью возвращаются авторам, и, при желании авторов, титульный лист гасится памят­ной печатью конференции или конкурса.

Наиболее удобно выполнять стенд на стандартном листе ватмана или же на восьми вертикально ориентированных обычных ли­стах бумаги формата А4 (210x297 мм). Отдельно следует заготовить полоску с названием работы и сведениями об авторе, учрежде­нии и научном руководителе (её можно сделать из полосы бумаги или же ис­пользовать три половин­ки листа А4, разрезанного вдоль пополам). В любом случае ее можно закре­пить на щите при помо­щи булавок, кнопок, клейкой ленты.

Стенд предназначен для то­го, чтобы кратко и нагляд­но ознакомить конкурсную комиссию, других участни­ков и гостей конференции с содержанием работы и достигнутыми результатами. Это – лаконичная презентация сути учебного исследования, а не рекламный плакат. Поскольку материал стенда объективно не может охватить всю полноту исследо­вания, автор должен быть готов ответить на вопросы конкурсной комиссии и пояснить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.


Порядок работы у стенда:

Комиссия (эксперт) подходит к стенду, знакомится с автором и берет у него интервью. Председатель ко­миссии может предложить автору два варианта:

- изложить тезисно содержание работы в целом;

- пояснить определённый аспект ра­боты.

В каждом случае сообщение автора не должно превышать 5 минут, обозначаются основные блоки выполненной работы.

Далее каждый член комиссии может задать вопрос по каждо­му из критериев оценки, обозначенных в экспертном листе. Председатель комиссии следит за: - конструктивностью вопросов и ответов;

- соблюдением регламента (вопрос с ответом не должен занимать больше 2 минут);

- соответствием вопросов критериям оценки.

По окончании интервью члены комиссии заполняют экспертный лист по каждому из критериев. Комиссия имеет право ознакомиться с полным текстом работы. По окончании вопросов членов комиссии автору может задать вопрос каждый желающий.
Требования к компьютерной презентации.

Презентация создаётся в программе PowerPoint, предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7 минут и состоит из 8 слайдов. Презентация записывается на дискету, CD-диск или USB-диск.

Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Times New Roman или Arial), соотношение текстовой, графической, табличной и фо­то информации сравнимо друг с другом, размер шрифта – не ме­нее 24.

Докладчик во время доклада излагает его содержание своими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обраща­ясь к изображению. Смена слайдов происходит по словам доклад­чика «следующий, пожалуйста».


Примерный состав слайдов презентации:

1. Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования).

2. Цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования).

3. Блок-схема выполнения работы (возможные варианты


построения: гипотеза – методика – эксперимент – массив данных – обработка – анализ – выводы).

4. Демонстрация хода исследований, фото автора или кол­лектива в процессе выполнения работы.

5. Демонстрация объектов исследования (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью.

6. Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме).

7. Выводы (текст – 3-5 пунктов).

8. Благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).

Слайды презентации не должны быть перегружены информацией и спецэффектами, выполняются в едином стиле, применение анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях. В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.).

VII. Оценка результатов

учебно-исследовательской деятельности
Защита исследова­тельской работы на конкурсе или ученической конференции – итог и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Оценка результатов работы участников конференции или конкурса производится экспертной комиссией (жюри) после защиты на основе анализа материалов исследовательских работ и выступлений учащихся.


При оценке материалов исследования принимается во внимание:

- актуальность и практическую значимость работы;

- соответствие содержания исследования сформулированной теме, поставленной цели и задачам;

- четкая структура работы и культура оформления материалов;

- обоснованность, чёткость, лаконичность и логичность изложения;
- наличие обзора источников информации, его качество;
- корректность применяемых методик исследования;

- умение использовать глоссарий и специальную терминологию;

- соответствие выводов полученным результатам;
- степень самостоятельности работы;

- наличие теоретических (практических) достижений автора.


При защите и ответе на вопросы оценивается:

- глубина зна­ния автором (группой авторов) избранной области исследования;

- эрудиция автора, умелое использование различных точек зре­ния по теме работы;

- наличие и аргументация собственных взглядов и выводов по проблеме;

- умение донести до слушателя содержание материала;

- культура выступления на конференции;

- соблюдение регламента.



Литература


  1. Громова Т. В. Руководитель научно-исследовательской работой школьников // Практика административной работы в школе. – 2006. – №3 – С. 59-64.

  2. Дереклеева Н. И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Педагогическая мастерская – М. : ООО Красико Принт, 2008. – С. 48-54.

  3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н. С. Криволап – Минск, 2005. – 176 с.

  4. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2006. – №4. – С. 24-36.

  5. Леонтович А. В. Как разработать положение об ученической исследовательской конференции и по нему работать? // Исследовательская работа школьников. – 2007. – №2. – С. 124-141.

  6. Нинбург Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации). // Исследовательская работа школьников. – 2007. – №2. – С. 36-47.

  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник / Ред.-сост. А. С. Обухов – М. : Народное образование, 2001. – 271 с.

  8. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников // Библиотека журнала «Директор школы». – М. : Сентябрь, 2003. – №8 – 204 с.

  9. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М. : Генезис, 2005. – 95 с.

  10. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школь­ников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 76 с.

  11. Черных Н. В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Практика административной работы в школе. – 2007. – №3. – С. 55-56.

  12. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – М. : – 1998. – №7 – 143 с.

скачать


Смотрите также:
Учебно-исследовательская деятельность учащихся (трудовое обучение) Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология»
429.56kb.
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса
91.06kb.
Образовательная программа учебно-исследовательская деятельность улан-Удэ 2010
183.98kb.
Учебно-исследовательская работа учащихся
382.14kb.
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся руководствуясь Положением о Фестивале
340.16kb.
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
94.73kb.
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
94.73kb.
Подпрограмма Реализация творческого потенциала учащихся лицея через учебно-исследовательскую деятельность
178.98kb.
Творческие достижения учащихся. Мбоу сош №28 в течение 3-х последних лет работает в соответствии с темой мо: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса через развитие исследовательской и проектной деятельности»
705.16kb.
Положение о научно-исследовательской деятельности учащихся школы I общие положения
31.39kb.
Урок для учащихся 9-го класса
90.56kb.
Организация научно-исследовательской работы учащихся
31.04kb.