Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Интернет-ресурсы:

http://www. hist.msu.ru.

http://www.archeologia.ru

http://www. historic.ru.

http://www.archaeolog.ru/
* Имеется в библиотеке Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» или на кафедре истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
1.5. Электронная коллекция
А) конспекты лекций;

Б) тесты;

В) глоссарий

Г) презентации (для всех лекций).


1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Освоение дисциплины предполагает использование  академической аудитории для проведения лекционных занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, экран, Power Point, демонстрационная доска), а также экспозиции Музея истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ».


2. Методические рекомендации преподавателю

Изучение истории материальной культуры человечества, являющееся предметом дисциплины «Археология», составляет важный этап в профессиональном становлении студентов как историков.

Все аудиторные занятия проводятся как в традиционной (лекции, практические занятия), так и в интерактивной форме (дискуссии, круглые столы, решение практических заданий и т.д.).

Лекции, практические занятия и самостоятельная работа вводят сту­дентов в проблематику дисциплины, дают представления об источни­ках, знакомят их с литературой. Одна из задач лекций – знакомство студентов с предметом археологии, ее ме­тодами, задачами, ролью и местом ее в системе исторических дисциплин. В процессе изучения дисциплины студенты усваивают основные термины и понятия, существующие в археологии. Лекции рас­считаны на ознакомление студентов с проблемами древнейшего прошлого нашей страны, с фундаментальными процессами и тенденциями социально-экономического развития общества, прослеживаемыми на археологических материалах. Преподаватель дает студентам представление о возможностях использова­ния археологических источников в реконструкции начальных этапов этногенеза ряда современных народов. Рассмотрение всех этих процессов только на основе археологических культур, рас­пространенных на территории России, невозможно, поэтому, в рамках дисциплины привлекаются материалы других регионов, подчас весьма далеких от нашей страны.

Особенностью проведения лекционных занятий является использование презентаций (карты, рисунки, схемы), позволяющих студентам визуально представить себе области распространения археологических культур, специфику материальной культуры и особенности археологических памятников.

Целью проведения практических занятий является закрепление знаний полученных студентами в ходе теоретического обучения и самостоятельной работы, формирование навыков в получении информации, приобретению умений провести её обработку и анализ.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 33 % аудиторных занятий.

В ходе индивидуальных консультаций преподаватель разъясняет вопросы, по которым у студентов возникли какие-либо затруднения.

На экзамене подводится итог работы студентов в течение семестра, проводится проверка усвоенных знаний. Список вопросов помогает студентам ориентироваться в ос­новных проблемах дисциплины.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются рекомендации: Иванов, В.А. Общие методические рекомендации для преподавателей по проведению основных видов учебных занятий / В.А. Иванов, Т.А. Комиссарова. – Троицк, 2008. – 17 с.


3. Методические рекомендации студенту

Самостоятельная работа студента – это анализ, переосмысление информации, идущей как от преподавателя, так от предложенной учебной и методической литера­туры. Данная работа выраба­тывает у студента умение письменного изложения мыслей.

Одним из важнейших вопросов в археологии является хронология. Поэто­му в ходе практических занятий студентами разбирается суть хронологической систе­мы и её отличие от археологической периодизации.

Важное значение имеет и усвоение студентами понятия «археологическая культура», решение вопроса о месте производства артефактов, примеры содру­жества археологии (и её методов) с антропологией, лингвистикой, металлогра­фией, геофизикой, экономикой, геологией, агрономией, физикой, химией, мате­матикой, астрономией и т.д.

С археологией студенты знакомятся по учебным пособиям и книгам. Но в ходе освоения дисциплины «Археология» студенты привлекают материалы и археологических экспозиций краеведческих музеев. Подлинные вещи, извлечённые из земли, позволяют кон­кретизировать теоретический материал в яркой, доходчивой, запоминающейся форме.

Важнейшей формой проведения практических занятий по археологии явля­ется заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Тематика докла­дов определяется преподавателем. При анализе и оценке доклада учитываются следующие факторы:

1) полнота и глубина раскрытия темы, правильность определения круга воп­росов, полнота использования источников и литературы, степень аргу­ментации выводов и основных положений доклада;

2) логичность обоснования структуры доклада, использование докладчиком собранного материала путём обобщения, анализа или изложения, цитат и иллюстраций;

3) степень самостоятельности студента в отношении использованной лите­ратуры;

4) глубина понимания докладчиком и студентами группы отдельных вопросов темы, которой посвящён доклад;

5) достоинства и недостатки устной речи докладчика: чёткость, стиль, доходчивость, манера и т.д.;

6) умения и навыки докладчика отстаивать свои взгляды и аргументировать их в последующей за докладом дискуссии.

Оценка доклада происходит в баллах в соответствии с принятой балльно-рейтинговой системой.

Наиболее важной и, во многом, итоговой формой работы студентов является индивидуальная подготовка курсовых работ по одному из вопросов археологии, основанного на самостоятельной работе с источниками и литературой.


4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы

По результатам работы в семестре и устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».



«Отлично» («5») - студент глубоко и полно владеет содержанием учебного материала и понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения. Делает выводы; логично, четко. Ясно и кратко излагает ответы на поставленные вопросы; умеет обосновывать свои суждения и профессионально-личностную позицию по излагаемому вопросу. Ответ носит самостоятельный характер.

«Хорошо» («4») - ответ студента соответствует указанным выше критериям, но содержание ответа имеет отдельные неточности (несущественные ошибки) в изложении теоретического и практического материала, отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обосновательностью и полнотой; допущенные ошибки исправляются студентом после дополнительных вопросов экзаменатора.

«Удовлетворительно» («3») - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности и существенные ошибки в определении понятий, формулировке положений, не привлекает для аргументации ответа основные положения исследовательских, концептуальных и нормативных документов, не умеет обосновывать свои суждения; наблюдается нарушение логики изложения. Ответ отличается низким уровнем самостоятельности, не содержит собственной профессионально-личностной позиции.

«Неудовлетворительно» («2») - студент имеет разрозненные, бессистемные знания: не умеет выделять главное и второстепенное; допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; не ориентируется в нормативно-концептуальных, программно-методических, исследовательских материалах, беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретические положения с педагогической практикой; не умеет применять знания для обоснования и объявления фактов, не устанавливает межпредметные связи.
5. Фонды оценочных средств
Экзаменационные вопросы:

  1. Предмет археологии. Роль и значение археологии, ее место среди исторических наук.

  2. Археологические источники, методы исследования. Ис­пользование методов естественных наук.

  3. Исторические реконструкции в археологических иссле­дованиях.

  4. История развития археологической науки. Развитие археологии дореволюционной России.

  5. История развития археологической науки. Развитие советской и современной археологии.

  6. Периодизация и хронология каменного века (геологическая, климатичес­кая, антропологическая, социальная, археологическая).

  7. Основные типы орудий каменного века. Хозяйство эпохи палеолита.

  8. Олдувайская эпоха, общая характеристика.

  9. Ашельская эпоха, общая характеристика.

  10. Эпоха мустье. Общая характеристика.

  11. Верхний палеолит. Общая характеристика.

  12. Палеолитическое искусство.

  13. Мезолит. Общая характеристика.

  14. Неолит. Общая характеристика, «неолитическая революция».

  15. Неолит Средней Азии.

  16. Неолит лесной и лесостепной зоны Восточной Европы.

  17. Неолитическое искусство.

  18. Закономерности развития металлургии меди и бронзы и динамика распространения металлургических знаний в эпоху неолита-энеолита-бронзового века.

  19. Основные типы культуры эпохи энеолита: древнеземледельческие, скотоводческо-земледельческие, культуры с присваивающим хозяйством.

  20. Балкано-Карпатская металлургическая провинция эпохи энеолита: ареал, хронология, основные признаки провинции, основные зоны и очаги металлургии и металлообработки.

  21. Трипольская культура и раннетрипольский очаг металлообработки эпохи энеолита.

  22. Циркумпонтийская металлургическая провинция эпохи ранней бронзы (I фаза ЦМП). Основные признаки провинции, ареал, хронология, основные зоны и очаги металлургии и металлообработки.

  23. Циркумпонтийская металлургическая провинция эпохи средней бронзы (II фаза ЦМП). Основные признаки провинции, ареал, хронология, основные зоны и очаги металлургии и металлообработки.

  24. Ямная культурно-историческая общность раннего бронзового века.

  25. Майкопская культура и очаг металлургии раннего бронзового века.

  26. Куро-аракская культура и очаг металлургии раннего бронзового века.

  27. Катакомбная культурно-историческая общность среднего бронзового века.

  28. Евразийская металлургическая провинция позднего бронзового века: ареал, хронология, основные зоны и очаги металлургии.

  29. Специфика хозяйства степных племен Евразии в эпоху бронзы (срубная КИО, андроновская КИО).

  30. Фатьяновская культурно-историческая общность и очаг металлургии.

  31. Понятие “железный век”. Основные стадии и закономерности освоения железа. Смена бронзового века железным: хронология и география процесса.

  32. Скифская археологическая культура и культуры скифского облика в северопричерноморской степи, лесостепи и на Северном Кавказе.

  33. Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: "савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга.

  34. Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: пазырыкская, тагарская и уюкская культуры.

  35. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура.

  36. Таштыкская культура.

  37. Культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. в Забайкалье и Монголии.

  38. Культуры лесной зоны Евразии в раннем железном веке: дьяковская культура и ананьинская культурно-историческая общность.

  39. Культура античных государств Северного Причерноморья (общая хронология, основные памятники, архитектура поселений и погребений по археологическим данным).

  40. Культура античных государств Северного Причерноморья (экономика, быт, ремесло, искусство по археологическим данным).

  41. Проблема славянского этногенеза. Зарубинецкая и черняховская культуры.

  42. Раннеславянские культуры: пражско-корчакская и пеньковская.

  43. Восточнославянские племена Приднепровья и Подонья: лука-райковецкая культура, роменская и боршевская культуры.

  44. Проблема расселения восточных славян в лесной зоне. Длинные курганы и сопки.

  45. Финно-угорские племена Верхнего Поволжья и Волго-Окского междуречья. Культура племен меря и мурома.

  46. Религия восточных славян по археологическим данным (язычество, принятие христианства).

  47. Сельское население Древней Руси X-XIII вв. (племенные союзы, селища, курганы, хозяйство и материальная культура).

  48. Древнерусский город X-XIII вв. Происхождение. Фортификация, планировка, жилища, культовые сооружения.

  49. Древнерусский город X-XIII вв. Развитие ремесла и искусства. Письменность и грамотность. Торговля. Денежное обращение.

  50. Племена степной и лесостепной зоны VIII-XIII вв. Салтово-маяцкая культура (население Хазарского каганата). Печенеги и половцы.

  51. Волжская Болгария. Могильники. Города: архитектура, ремесло.

  52. Золотая Орда. Города Нижнего Поволжья: архитектура, ремесло.


Примерные темы курсовых работ:

  1. Археология как наука. Понятие об археологических источниках в отечественной и зарубежной науке.

  2. История археологического изучения Южного Урала.

  3. Методы раскопок древних погребений.

  4. Методы раскопок древних поселений.

  5. Материальная культура тюрков Южного Урала.

  6. Изучение захоронений и поселений древних славян.

  7. Хозяйство и культура племен эпохи бронзы на территории Казахстана и Южного Урала.

  8. Синташтинско-аркаимская культура Южного Зауралья

10.Антропологические описания племен бронзового века Южного Урала.

  1. Северный Казахстан и Южное Зауралье в эпоху РЖВ. Тасмолинская КИО.

  2. Культура и искусство сакских племен.

  3. Материальная культура усуней и гуннов

  1. Олдувайская эпоха раннего палеолита.

  2. Ашельская эпоха раннего палеолита.

  3. Мустьерская эпоха раннего палеолита.

  4. Поздний палеолит Южного Урала.

  5. Искусство палеолита.

  6. Искусство мезолита.

  7. Ранний неолит.

  8. Поздний неолит.

  9. Энеолитические культуры скотоводов.

  10. Бронзовый век Средней Азии.

  11. Бронзовый век лесной полосы Евразии.

  12. Древние культуры железного века Северо-Западного Кавказа.

  13. Характер хозяйства и общественный строй меотов.

  14. Археологические раскопки в Боспорских городах.

  1. Культуры Южной Сибири в железном веке

  2. Народы Дальнего Востока в I тысячелетии н.э.

  3. Племена Восточного Казахстана в эпоху бронзы.

  4. Восточный Казахстан в эпоху РЖВ. Проблема алтайско-китайских связей.

  5. Иткульская культура.

  6. Центральный Казахстан в эпоху РЖВ.

  7. Савромат-сарматская культура Южного Урала.

  8. Антропологические данные о народах, обитавших на территории Южного Урала и Казахстана в эпоху РЖВ и в нач. н.э.

  9. Основные трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана.

  10. Проблема ранних мадьяр и башкир.

  11. Антропологические данные о народах Золотой Орды в период средневековья

  12. Археологические памятники Уйской укрепленной линии и Оренбургского казачества.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История».

Автор:

– к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» _____________________ И.В. Ульянов


Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Протокол заседания от 22.09.2011 г. №1

Заведующий кафедрой истории_________________ И.В. Ульянов

Заместитель проректора

по учебной работе

С.П. Еремеева

«___» ________20__г.
Начальник учебно-методического

управления

Е.Н. Соколова

«___» ________20__г.


Отдел управления качеством

_____________



«___» ________20__г.



 ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
604.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Урала»
1276.83kb.