Главная | стр 1стр 2стр 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы
Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина Уссурийск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
а). Хрестоматия учебно-методического материала ……………………………. б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………….. в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………………
Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины, в которой определяются основные направления семинарских занятий и самостоятельной работы. Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературы, а также хрестоматию трудов по изучаемым проблемам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы ![]() РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.В.02 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТИХА (УД-04.13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература ОП-02.01 Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина
2. Тематический план дисциплины ....................................................................................... а) для очной формы обучения ........................................................................................... б) для заочной формы обучения ....................................................................................... 3. Содержание учебного материала ....................................................................................... 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ....................................... 5. Формы контроля (очное и заочное обучение) .................................................................. а) рубежный (текущий) контроль ..................................................................................... б) итоговый контроль ......................................................................................................... 6. Список литературы .............................................................................................................. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Семинар «Теория и практика стиха» является дисциплиной по выбору, изучается в VI семестре очной и заочной формы обучения и призван углубить знания студентов в области такого важного раздела литературоведения, как стиховедение, задачей которого является изучение природы и особенностей стихотворной речи, принципов версификации. В работе семинара уделяется особое внимание выявлению семантики метра и ритма. Формируется инструментарий для анализа стихотворных произведений с учетом того, что при восприятии текста важна не условно-«скандовочная» мелодия сама по себе. Акцент делается на том, что выстроенные особым образом слова стихотворного текста и их реальные ударения образуют ритмический ряд, подчиняющийся определенным закономерностям. На примерах исследования произведений поэтов доказывается, что игнорирование названного аспекта, во взаимодействии с которым реализуются элементы стиха (размер, рифмовка, интонационно-синтаксические особенности и т.д.), приводит к упрощению и искажению в понимании их художественной роли, к прямолинейному толкованию. Тематика докладов семинара включает материал об основных этапах развития русского стихосложения, начиная с неосознанного накопления потенциально-стихотворных элементов ритмически урегулированной речи до современных способов создания ритмических структур. Изучение истории стиховедческой мысли в России, знакомство с общим кругом проблем современного стиховедения, а также постижение художественной функции стиховых приемов и овладение навыками анализа стихотворного текста – вот основные цели семинара «Теория и практика стиха».
а) для заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов. Место семинара среди литературоведческих дисциплин. Актуализация аспектов стиховедения. Сопоставление источников. Обозначение основной направленности докладов. 2. Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха. Формирование оппозиции «стих – проза» в фольклорных жанрах. Речевое и музыкально-речевое направления. Разные точки зрения ученых на основные формы ритмически организованной речи фольклора. Влияние литературных произведений на народную лирику. 3. Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир. Реформа русского стихосложения: эволюция или революция? Приверженность силлабике и стремление «сгладить» силлабический стих: тенденция к тоническому принципу. Споры Тредиаковского и Ломоносова. Современный взгляд на предпосылки силлабического принципа и стопную теорию. 4. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный в ритмическом отношении элемент стиха. Жирмунский В.М., Холшевников В.Е., Федотов О.И. по поводу ритмических определителей стиха. Выразительные возможности определителей. Константа и клаузула. Каталектика и акаталектика. Примеры активного использования. 5. Вариации анакруз в двух- и трехсложных стихах: а) на материале стихов М. Лермонтова; б) на материале стихов А. Блока. Постоянные и переменные акценты на начале ритмических отрезков. Варианты соотнесения двухсложных и трехсложных анакруз с соответствующими стопами. Выразительные возможности тихого и стремительного «приступов». Наблюдаемые предпочтения и тенденции. 6. Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин». Характер ритмического и интонационного переноса в соотнесении с жанровой природой данного произведения. «Онегинская» строфа и перенос. Анжамбеман как средство создания особой повествовательности текста: взаимодействие лирического и эпического начал. 7. Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина). Соотношение ритмической и метрической схем. Разновидности отступлений. Замеченная тенденция в пушкинских стихах. Выразительные возможности такой «игры» (на примере ряда текстов). 8. Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического. Сущность силлабики и тоники. «Магистральный» принцип русского стихосложения. Качественное преобразование двух принципов в силлабо-тонике. Тоническая система: акцентный стих; декламационно-тонический стих. 9. Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин). Различное толкование отступлений от силлабо-тонического стиха (усечение слога). Виды дольников (по В.Е. Холшевникову). Сопоставление текстов указанных поэтов в аспекте применения дольника; выявление художественной функции «нарушения». 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ Студент должен знать:
Студенты должны уметь:
5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (очное и заочное отделение) а) Рубежный (текущий) контроль Очная форма обучения. Письменная работа. Составить реферат статьи В.Е. Холшевникова «Типы интонации русского классического стиха». б) Итоговый контроль Типы заданий, выполняемых во время зачета: 1). Описать роль композиционных аспектов в предложенном тексте. 2). Соотнести метрическую и ритмическую схемы в предложенном тексте. 3). Определить вид тонического стиха (текст дается на зачете).
Дополнительная литература 1. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. – М., 1974. 2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стихосложения. – М., 1984. 3. Жирмунский В.М. Введение в метрику. Теория стиха. Рифма, ее история и теория // Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975 4. Илюшин А.А. Русское стихосложение. – М., 2004 5. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. – М., 1986. 6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М., 2000. 7. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха/ Сост., авторст. и примеч. В.Е. Холшевников. Изд. 2-е, доп. – Л., 1987. 8. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. – Изд. Воронежского ун-та, 1991. 9. Проблемы теории стиха / Отв. ред. В.Е. Холшевников. – Л., 1984. 10. Русское стихосложение XIX в.: Материалы по метрике и строфике русских поэтов / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. – М., 1979. 11. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. – М., 1958. 12. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. – Л., 1959. 13. Тодоров Л.В. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. – М., 2000. 14. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 2004. 15. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. // Эйхенбаум Б.М. О поэзии.– Л., 1969.
Георгий Шенгели о ЛИРИЧЕСКОЙ композиции До «Трактата о композиции» далеко: методология не разработана; материал, сколько-нибудь обширный, не собран; собранный — не поддается классифицированию, ибо случаен; одни исследователи (Жирмунский) скользят по скорлупе вопроса, учитывая синтаксические формы сцепления строф; другие (Вал. Гливенко) не публикуют своих интереснейших опытов; Вяч. Иванов, вероятно, сам позабыл то, что писал когда-то о «лирической теме»; прочие (Гроссман, Шкловский. Петровский) свое внимание отдают прозе; большинство ныне пишущих стихотворцев понятия не имеют о том, что есть композиция: редкое стихотворение нельзя прочитать (без ущерба) снизу вверх, или переставив строфы, или сочетав первую и третью строки одного катрена со второй и четвертой другого и наоборот; на литературных дискуссиях говорят о ритме, об ассонансах, об образах, даже об «искренности»,— но вовсе умалчивают о композиции. Между тем, овладение законами композиции является высшей ступенью стихотворческого мастерства, ибо безупречность лирического силлогизма внушает переживание всегда, тогда когда бестолочь самых выразительных образов обретает силу, лишь упадая в «родственные души». Настоящая статья являет собою попытку первой ориентировки в совершенно почти неизведанной области. Тезисы, которые встанут здесь, не сводимые пока в систему, возникали в порядке «челночного движения» мысли, устремлявшейся от первых смутных догадок к реальным образцам и возвращавшейся, вникнув в последние, к исходным предположениям, уточняя и дифференцируя их.
Каков бы ни был процесс художественного творчества явно одно: в психике поэта (в области сознания или подсознания — пока все равно) существует обширный, вполне смутный и нерасчлененный материал, сумма впечатлений, чувствований, мыслей, волевых импульсов, пронизанная, проросшая самыми причудливыми нитями ассоциаций. Ясно, что пассивное стенографирование всего, что в творческий час клубится в психике поэта, не дает произведения. В такой стенограмме должно было бы запечатлеться восприятие всей внешней обстановки, досада на тухнущую папиросу, кисловатый вкус обгрызаемой ручки, внезапное воспоминание о челюсти поэта NN и о том, как Самсон избил филистимлян, — невероятное рагу образов и чувствований, за которое читатель не поблагодарил бы. Но поэт не стенограф. Из первозданной хляби материала он избирает — сознательно или инстинктивно — те части, которые с полной необходимостью будут применены в произведении. Все прочее остается в виде «отбросов производства», которые могут пригодиться в свою очередь. Когда стихотворение написано, и поэту явен его лирический итог, наступает период обработки, совершается окончательная пригонка частей, устраняются вкравшиеся ненужности, заполняются пробелы, резче подчеркиваются важные моменты. И обработка ведется по принципу целесообразности: только то, что служит выразительности стихотворения в целом, имеет право остаться в нем. Чехов где-то сказал: «Если на первой странице рассказа упоминается о ружье, то на пятой оно должно выстрелить, иначе незачем ему и висеть». Эта шутливая формула с полной ясностью вскрывает основной композиционный принцип. Применение же последнего требует от поэта большой образной памятливости, весьма развитой способности . целостного восприятия: только при этих данных возможно учесть, «стреляет» ли в концовке стихотворения то «ружье», о котором говорилось в зачине. Для исследования весьма показательно сличение черновых и белового текстов стихотворения; при этом сличении нередко удается с сугубой отчетливостью установить тот или иной композиционный ход или членение тем 1. II. Отдельные высказывания не имманентны себе. Опустим руку в горячую воду, а потом в комнатную — последняя покажется холодной: опустим руку в ледяную воду, а потом в ту же комнатную, и последняя покажется теплой. Шаляпин в поток пения иногда вкрапляет говор, и говором произнесенные слова обретают усиленную выразительность. Блок в трехстопном ямбе дает перебой: Твои высокие плечи,— U — I U — I (U) I U — I U Безумие мое...,—
Способность целостного восприятия связывает соответствиями отделенные многими строками высказывания,— и перед поэтом встает задача сочетать логику отдельных высказываний, учесть их удельный вес. Вот пример неразрешения этой задачи: поэт говорит, что он ...бредет как сомнамбула По тонкой нити бытия..., затем, вдруг очнувшись от отрадных сомнамбулических грез, ошеломленный реальностью, он хочет оборвать ...нить рукою тонкой..., хочет погибнуть. Логика самоубийцы велит «оборвать нить бытия»: но логика канатоходца, хотя бы и лунатика, говорит, что для смерти достаточно спрыгнуть с проволоки, обрывать же ее — напрасный труд. Обе «логики» не сочетаны, в стихотворении — композиционный разрыв, и оно лишено внушающей силы. Эта взаимосвязанность высказываний делает стихотворение необратимым в чтении, чем лишний раз подкрепляется принцип телеологического единства. III. Двусторонность высказываний. А: некто дает другому яд; В: некто дает другому яд; А.: этот «другой» — невыносимо страдающий и безнадежно больной; B1: этот «другой» — совсем не страдающий, но богатый дядя. Высказывания А и В совершенно одинаковы по содержанию и совершенно различны по устремлению; устремление же становится явным из сопоставления с другими высказываниями. В каждом высказывании наличествуют эти две стороны: содержание и устремление. Условимся называть содержание — фабулой и устремление — темой. Одна и та же фабула может быть истоком различных тем. Фабула осенней непогоды в сопоставлении с фабулой пылающего камина и ковров прорастает темой уюта; в сопоставлении с фабулой шагающего по пустырям бродяги прорастает темой бездомности; в сопоставлении с фабулой весеннего неба — темой тоски об ушедшем и милом былом и т. д. Эта двусторонность весьма важна, ибо умелое ее употребление является одним из способов снабдить стихотворение внушающей силой. Дело в том, что каждый предмет или явление представляет собою точку взаимопересечения целого ряда обобщающих систем. Свеча, примерно, есть цилиндр: система геометрических определений; свеча есть белый предмет: система определений цветовых: свеча—орудие освещения; свеча — продукт производства; свеча — предмет купли-продажи,— и т. д. до бесконечности. Каждый предмет или явление, упоминаемые в стихотворении, влекут за собой огромную туманность, ауру- обобщающих их познавательных систем — и в эту ауру самопроизвольно устремляются ассоциации читателя, весьма редко совпадающие с таковыми поэта. Стихотворец ратгаузовского толка употребит слово «фиалка» к будет чуять в нем чистоту, скромность и проч., а читатель-горожанин припомнит фруктовую воду под названием «фиалка» и связанный с этой водой анекдот. У Блока в «Равенне» есть стих: Чтобы воскресший глас Плакиды..., а пишущий эти строки, гимназистом, неоднократно сидел в карцере по жалобам классного надзирателя, носившего фамилию: Плакида, и никак не может отделаться от неудовольствия при мысли о «воскресшем гласе» почтенного педагога. Последний пример, конечно, вполне анекдотичен: от читательских ассоциаций такого рода поэт совершенно беззащитен, но в общем поэту приходится, во-первых, бороться с опасностью переоценить явность собственных ассоциаций и обузывать анархичность читательских ассоциаций — во-вторых. Отсюда задача: дать фабулу в таком повороте, чтобы было явно, с какой иной фабулой она породит нужную тему, и, с другой стороны, пресечь читателю распространиться ассоциациями по ненужному, с точки зрения основной телеологии, пути. IV. Четыре яруса композиционного строя. Из сказанного возникает необходимость усматривать в стихотворении четыре композиционных яруса. Первый ярус есть ярус «ограничительный»: поэт, читатель и исследователь устанавливают необходимость наличия в стихотворении тех или иных высказываний. Момент отбрасывания ненужного материала явен только поэту и в некоторой доле исследователю,— при изучении черновиков. Момент ограждения от ассоциаций, от неправильного истолкования (под истолкованием я не разумею вылущивание из стихотворения «идеи») может быть показан, исходя из текста. Здесь — употребление особенно точных слов, законченность фразы, наличие эпитетов при важных для общего впечатления понятиях отсутствие определений при понятиях служебных к пр. Пересказав стихотворение «своими словами» и сличив, пересказ с текстом, исследователь без труда может уяснить картину ограничительного яруса. Иногда самое направление повествования — в эпических произведениях и прозе — показательно для вскрытия ограничительного приема. В «Преступлении и наказании», когда читатель с глубоким сочувствием следит за судьбой семейства Мармеладовых и готов отвлечься от драмы главного персонажа, Достоевский неожиданно заставляет Свидригайлова благотворительствовать,— и Мармеладовы, сыграв свою роль в характеристике Раскольникова, сходя со страниц романа, безболезненно уходят из сознания читателя. А персонаж иного склада, сочувствия не привлекающий, Лужин, исчезает из повествования просто, провожаемый стаканом провиантского чиновника. Другой ярус есть ярус «фабульный». Отдельные фабулы сочетаются в системы. В этих системах мы усматриваем логику, соответствующую самой природе вещей, называемых я фабулах. Описание весенней грозы у Тютчева дает перечень отдельных моментов в их естественной последовательности: раскаты грома, брызнувший дождь, взметнувшаяся под каплями и ветром пыль, проглянувшее сквозь тучу солнце, превращающее капли в «перлы», бегущие ручьи, птичий гам. С другой стороны, в фабульных системах мы усматриваем их структуру, весьма Многоразличную. В тех же фабулах тютчевского стихотворений мы видим последовательность звуковых образов и образов движения, промеженную зрительным образом: гремят раскаты (зв,), дождик брызнул, пыль летит (дв.), повисли перлы, солнце нити золотит (зр.), бежит поток (дв), не молкнет гам (зв.), все вторит громам (зв.). Структура этого описания — «кольцо» (начинается и замыкается «громом»), составленное из «звеньев». Мы встречаемся в фабульных структурах с градацией и деградацией, с полярным и тройственным противопоставлением, с «крестом» и пр. Третий ярус — «тематический». В лирическом плане он представляется первенствующим. Если ограничительный ярус осуществляет приемы, сосредоточивающие внимание на данной картине; если ярус фабульный в логике своей есть уступка поэта естественному ходу вещей, то в выборе тем, в путях лирического доказательств а поэт волен. Все стихотворение может быть пронизано одной темой,— перед нами будет тематическая монада; две темы дадут диаду, причем в диаде может быть сосуществование тем (например, тема внешней обстановки и тема переживания); взаимодействие тем в виде борьбы их и победы одной (а сама победа может быть обусловлена естественными склонностями например, тема похорон и тема голубого неба у Тютчева,— преодоление механическое; или же поэт вскроет в побеждающей теме неожиданные черты — преодоление творческое, как у Тютчева же в «Mal'aria»), то взаимодействие в виде антиномии. Мы встречаем стихотворения в облике тематической триады и тетриады, причем в триаде две темы могут находиться между собой во всех отношениях, которые возможны в диаде, третья же тема — может быть параллельной первым двум, или антитетической им обеим, или синтезировать их, или, наконец, быть «применением», давая истолкование прочих двух тем в ином плане. Тетриада дает те же отношения с соответственным усложнением их. Тетриада, обычно, является самой сложной компонемой в лирических стихотворениях (применяясь преимущественно в сонетах и во французских балладах). Но, наряду с основными темами, в облике монады ли, диады и пр., мы встречаемся с темами побочными. Последние, обыкновенно, представлены в скрытом виде и уясняются лишь при внимательном, при «медленном» (Гершензон) чтении. В «Памятнике» Пушкин говорит: «славен буду... доколь... жить будет хоть один пиит», — т. е. как художник ценим буду вечно. И далее, упоминая с прагматическом значении своей поэзии говорит: «и долго буду... любезен я народу, что...» И противопоставление вечной славы, как художника, долгому восхвалению, как гражданина, порождает побочную тему о примате художества над идеологией. И тогда стволы основных тем прорастают шаг за шагом, фабула за фабулой, темами побочными (часто у Пушкина, у Вяч. Иванова), которые дают исход поэтовым ассоциациям,— и в этой роли восполняют приемы ограничительной композиции. Весьма важной стороной в изучении тематического строя является учет 1) «нагрузка» — количества стихов, понятий или образов, развертывающих данную тему; 2) формы развертывания. При наличии двух или более тем каждая может быть развертываема целиком — сначала первая, потом вторая, потом третья (преимущественно у поэтов классического стиля), или же — в «шахматном порядке» (Тютчев, Блок). При этом фабулистические конструкции и приемы перехода обретают особенное значение. Рассмотрим бегло стихотворение Бальмонта: Она отдалась без упрека, Она целовала без слов. Как темное море глубоко, Как блещут края облаков. Она не твердила: «не надо», Признаний она не ждала. Как сладостно веет прохлада, Как дышит вечерняя мгла. Она не боялась возмездья, Она не страшилась утрат. Как сказочно светят созвездья, Как звезды бессмертно горят. Перед нами — отчетливая параллельная диада: тема любовной беззаветности и тема чарующей окружающей обстановки. Развернуты обе в строгом шахматном порядке: двустишия последовательно относятся то к первой, то ко второй теме. Фабулы первой темы не дают никакого развития: их без ущерба можно расставить в любой последовательности. Фабулы темы второй являют несколько одновременных градаций: 1) градация естественного процесса— переход от вечера к ночи: «блещут облака», «дышит вечерняя мгла», «светят созвездья»; 2) градация отзывчивости: в первом двустишии темы нет эмоциональных определений, во втором — одно: «сладостно», в третьем два: «сказочно», «бессмертно». При этом сила второй градации подчеркивается тем, что зрительные образы первого двустишия, сменяясь осузательными второго, упираются в зрительные же образы последнего: при одинаковости природы образов особую отчетливость обретают различия в оценке, в эмоциональном отклике. Итак, если фабулы первой темы можно изобразить горизонтальной линией, то фабулы темы второй предстанут в виде восходящей линии; мы получаем фабульный «открытый угол»; < Теперь произведем эксперимент. Заменим слово «вечерняя» словом «рассветная» и прочтем стихотворение в обратном порядке четверостиший: сначала третье, потом второе, потом первое. Первая тема, лишенная развития, от такой перестановки фабул ничего не проиграет; вторая тема, сохранив последовательность моментов естественного процесса (только не перехода сумерек в ночь, а ночи в рассвет,— чему и служит предложенная замена одного слова другим), дает деградацию эмоциональных откликов, причем теряет выразительность вышеотмеченный переход от зрительных образов к зрительным. Мы получим «закрытый угол»: < Едва ли кто-нибудь не согласится, что при такой конструкции вся выразительность, вся внушающая сила этого стихотворения теряется безвозвратно. Взаимоотношения фабульных конструкций, облекающих отдельные темы, при широком наблюдении могут дать весьма солидные основания для суждения о стиле отдельных поэтов и целых школ, а в дальнейшем — для утверждения общих композиционных норм, подобных нормам логики. Четвертый ярус композиционного строя есть ярус - «идеологический». Подобно тому, как отдельные фабулы в логике своей соответствуют внутренней логике называемых в них процессов и явлений, так и идейные концепции стихотворения не могут не находиться в осознанном отношении к соответственным сферам идей — философских, религиозных, социальных и пр. Блестящий анализ идеологического яруса— не стихотворения, правда, а романа, — дан Иннокентием Анненским в разборе «Преступления и наказания». Идео логический ярус выходит за пределы суждений о поэте как мастере, полагая основание оценке поэта, как мыслителя. Таковы, в беглом очерке, начальные углы зрения, под которыми будущему исследователю придется приступить к изучению композиционных приемов. Надлежит выработать систему обозначений — графическую или буквенную; условиться в способах формулировки тем (часто тема не укладывается в законченное суждение, вроде «подвиг художника выше подвига гражданина», а является несказуемым переживанием); наметить признаки, по которым «запевка» и «концовка» стихотворения может быть объективно отличена от высказываний, развертывающих основные темы; наконец,— и это самая опасная область, — привыкнуть различать в стихотворении живые его части от высказываний, поставленных для заполнения строки, для рифмы, чем грешат иногда и большие поэты. В виде «приложения» дадим разбор пушкинского стихотворения «Сонет» (текст которого не выписываем за его общеизвестностью). В «Сонете» поименованы сонетисты: Дант, Петрарка, Шекспир, Камоэнс, Вордсворт, Мицкевич и Дельвиг. Спрашивается, почему названы именно эти, а не другие? Казалось бы, поскольку для названных сонет был не первенствующей в их творчестве формой, то в стихотворении должны были бы быть упомянуты другие имена, имена сонетистов по преимуществу. Неужели семь имен названы случайно, только потому, что подвернулись под перо? Правда, отчетливо членение на сонетистов старых и сонетистов «наших дней»,— но вглядимся внутрь этих рубрик. Как назван Шекспир?— «Творцом Макбета». Пришлось бы в рифму и «Гамлета»; как-нибудь могла бы улечься в стих и «Джульета» Однако «Макбет» есть по преимуществу трагедия людей воли, трагедия, клокочущая волей, как «Гамлет» — трагедия безволия, а «Ромео — страсти, а «Лир»—разочарования. Если Шекспир здесь назван как поэт, которому ясна была волевая стихия, то мы получаем стройное членение: Петрарка изливал «жар любви» — чувство; Камоэнс — «хладну мысль»; Шекспир—поэт воли. Весь внутренний мир, микрокосм, — в условном, неточном, но крайне стойком подразделении: ум, воля и чувство. Правда, сонеты Шекспира— просто галантные, с эвфуистическим налетом стихотворные безделки, но ведь и сонеты Петрарки насыщены рассудочностью, и Камоэнс не избегал и иных, помимо философских, мотивов. О Вордсворте прямо сказано: «природы идеал» — макрокосм. Мицкевич — поэт угнетенной Польши, поэт политический, поэт социальных бурь. Область же последних объемлет стихию как внешнего мира, объективных условий, так и внутреннего, является сферой пересечения микро- и макрокосма. Но и внутренний мир, и внешний, и область их слияния, все вместе, — земное. Это земное противостоит надмирным сферам, в которых витала творческая мысль Данта, возносившегося к Абсолюту и все-таки «не презиравшего» сонет. Графически соотношение имен и областей предстанет таким: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Чувство Воля ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Теперь остается определить место Дельвига. Обычно в тематической монаде Пушкин в конце как бы отступает в сторону от основного русла темы, указывает новую точку зрения на предмет стихотворения. В данном случае тот же ход. Предшествующие имена, предшествующие фабулы установили тему, одну (поэтому и все стихотворение мы оп-определяем как монаду): сонет всеотзывен, всепригоден, емок для переживаний поэта с любым душевным складом. Теперь — концовочный вопрос: чем сонет может привлекать Художника? Внятностью его для «широкой публики», для «дев»? — Нет, «девы» его еще не знают, а «священные напевы» гекзаметра, широко известные, все-таки «забываются» ради сонета — несомненно, в силу присущего ему и явного для художнинка очарования. Итак — сонет всеотзывен, и поэт избирает его, руководясь только художественной волей. Наряду с изъясненным выше соотношением имен, усматривается иное: поэты несовременные (первые четыре) — поэты современные (последние три); поэты нерусские (первые шесть) — поэт русский (Дельвиг). Таким образом, мы можем утверждать в этом стихотворении чрезвычайную стройность и четкость в последовательности фабул, сменяющих одна другую по принципу полярного членения, — стройность, ощущаемую при непосредственном восприятии и, как ни странно, комментаторами этого стихотворения не вскрытую доселе. Печатается по: Проблемы поэтики // Сб. статей.— М.; Л.: ЗиФ, 1925.— С. 97—113.
следующая >> Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
387.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
324.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарного факультета по специальности
536.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование 1849.24kb.
|