Главная | стр 1стр 2стр 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы
Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина Уссурийск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
а). Методические материалы к дисциплине (систематизация основных источников по изучаемым темам)…………………………………………… б). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………… в). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………. г) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………………..
Установленный объем составляет 22 часа. Основой методологического комплекса является учебная программа, где определяются основные направления лекционного курса, самостоятельной работы студентов. Учебно-методический комплекс включает также систематизированный список литературы по каждой теме; хрестоматию основных материалов по проблемам курса.
(Для дисциплин Федерального компонента) Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы ![]() РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.В. 04. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (УД-04.13-015) Для специальности 050301 Русский язык и литература ОП-02.01 Составитель: к.ф.н., профессор О. А. Москвина Уссурийск, 2008
1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 2. Тематический план дисциплины ....................................................................................... а) для очной формы обучения............................................................................................ б) для заочной формы обучения........................................................................................ 3. Содержание учебного материала ...................................................................................... 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ....................................... 5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ………….................................................. а) рубежный (текущий) контроль .................................................................................... б) итоговый контроль ...................................................................................................... 6. Список литературы ............................................................................................................
Предлагаемый материал соотносится с программой дисциплины стандарта «История русской литературы. Русская литература ХХ века», расширяет возможности изучения наиболее интересных явлений поэзии указанного периода, внимательного рассмотрения характерных стилевых особенностей; позволяет представить творчество ряда поэтов монографически. Как отмечают авторы книги «Современные русские поэты» В. В. Агеносов и К. Н. Аникудинов, «сегодня невозможно выделить одну или даже две-три наиболее влиятельные группы поэтов, о которых можно было бы сказать, что они формируют магистральное мечение литературы». Поэтому отбор и компоновка материала для читаемого курса не определялись стремлением к всеохватности поэтических явлений, именуемых школами или группировками. Предлагаемая дисциплина выдерживает идею тематического и стилевого единства, а также отношения поэтов к традициям русской классики. В лекциях максимально учитывается (и комментируется) условность используемых в критике определений «громкой», «тихой», «городской» лирики; оговаривается характеристика тенденций современной поэзии, даваемая с разных точек зрения.
Монографическое представление творческого пути того или иного поэта осуществляется через наблюдение над эволюцией способов выражения авторской концепции. Указанной позиции соответствует и такой подход: наблюдение над индивидуально-авторским воплощением традиционных поэтических мотивов, тем; использованием метрико-ритмических структур. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН а) для очной формы обучения Х семестр
б) для заочной формы обучения Х семестр
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Содержание лекционного материала 1. Предмет и задачи курса. Оценка различных подходов к изучению литературного процесса второй половины ХХ века. Определение объема и принципов отбора материала. Установка на исследование историко-литературных аспектов (в связи с осмыслением фактов литературного процесса), а также – теоретико-литературного (понятия «образ», «мотив», «поэтический словарь», «основы стиховедения»). Знакомство с позициями литературоведов советского и постсоветского периода в освещении особенностей поэзии второй половины ХХ века. Наличие идеологизации, субъективизма (как отрицательно сказывающихся подходов); стремление к объективности суждений об эстетической ценности литературных явлений. 2. Поэзия 50-х – 60-х годов ХХ века. Лирический «взрыв»: «шестидесятники» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский). Поэты старшего поколения: Л. Мартынов, А. Тарковский. Общая характеристика указанного периода в развитии поэзии: обострившаяся потребность поэтического высказывания: влияние лирического сознания на прозаические жанры. Открытая публицистичность творчества «шестидесятников». Обзор творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского и Р. Рождественского с точки зрения гражданственного начала (тематика, пафос) и поисков стихотворных форм (новаторство в этой области). Обобщенно-философское, интеллектуальное мировосприятие Л. Мартынова. Осмысление путей движения человечества в свете трагического опыта ХХ века (сборники «Первородство», «Гиперболы», «Земная ноша», «Узел бурь»). Драматический подтекст «темы предупреждения». Романтика радикального обновления мира. Поэт «старшего» поколения А. Тарковский как продолжатель традиций русской классической поэзии. Акмеистическое начало его стихов (сборники «Перед снегом», «Земле – земное», «Вестник» и др.). Народно-поэтические мотивы и формы выражения. Тема поэтического творчества в поэзии А. Тарковского. 3. Судьбы в меняющемся мире: творчество военного поколения (А. Межиров, Б. Слуцкий, Д. Самойлов). Общая характеристика тематики и эстетической направленности поэтического творчества, осмысляющего войну и ценности жизни в свете пережитого (А. Твардовский, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, С. НАровчатов, С. Орлов и др.) Тема войны в поэзии А. Межирова: приемы обобщения, тенденция к циклизации и балладному жанру; ретроспективности изображения. Темы памяти и одиночества в лирике 90-х годов. «Жесткое» изображение войны в поэзии Б. Слуцкого. Огрубленность видения мира как основа ломаного стиха (расширенный ритм, приблизительные рифмы). Сборники: «Память», «Время», «Работа», «Годовая стрелка». «Учительство» поэзии как центральный мотив творчества Б. Слуцкого. Утверждение светлого начала жизни через трагическое переживание – в поэзии Д. Самойлова. Развитие классических тем и форм стиха; элегические мотивы (сборники: «Голоса за холмами», «Горсть»). Глубина миропонимания в «простом» выражении.
Уточнение используемого в литературоведческих источниках понятия «тихая» лирика (отличие от так называемой «громкой»). Обращение поэтов к осмыслению глобальных вопросов бытия. Способы передачи – лирическая медитация субъекта речи, внутренний монолог, риторические структуры как формы проявления адресованности. Основные мотивы лирики Н. Рубцова; элегическое начало его поэзии; предощущение нравственных и духовных потерь; осмысление роли и судьбы пэтического сознания. Образ родины, родной земли – центральный и многомерный эстетический ориентир Н. Рубцова. Своеобразие ритмики, черты так называемой песенности, характерность языковой выразительности. Образ родины в поэзии А. Жигулина через изображение родной природы (простых примет пейзажа). А. Жигулин как мастер словесной живописи. Придание теме родной природы масштабного философского звучания (с красотой как ценностью жизни человеку предстоит рано или поздно расстаться). Сборники: «Память», «Полярные цветы», «Прозрачные дни», «Горящая береста», «Калина красная – калина черная». Поэтизация «городского пространства» в поэзии В. Соколова. Традиции поэтических картин А. Фета в стихах В. Соколова. Гармония внешнего и внутреннего планов: состояние природы и состояние лирического героя. Идеал прошлого, традиционность стиха, мастерство поэта в запечатлении готового исчезнуть мира.
Противоречивость лирического героя в поэзии Ю. Кузнецова. Трагическое мироощущение как источник образа пустоты. Соединение тенденций, берущих начало в произведениях фольклора и в философской поэзии XIX века. Мотивы «сказки русского духа» и «хаоса русского духа». Мифологические персонажи и сюжеты в поэзии Ю. Кузнецова. Осмысление особого пути России. Сборники: «Во мне и рядом даль», «Край света за мертвым углом», «Отпущу свою душу на волю», «Русский узел», «Ожидая небесного знака». Тема государства и государственности как одна из основных в поэзии Ст. Куняева. Лирический герой – сильная личность в поисках своего места в круговороте мироздания. Характерность пейзажных зарисовок и экскурсов в историческое прошлое в лирике поэта. Традиции поэтической манеры наряду с новаторскими приемами (неточная рифма, отрывистость интонации) для придания стиху динамической силы. Книги: «Мать сыра земля», «Сквозь слезы на глазах». 6. Традиции классической поэзии в современной интерпретации (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев, Е. Рейн). «Перемещение акмеистической поэтики в измерение элегической традиции» (по словам Н. Лейдермана и М. Липовецкого). Создание индивидуального образа культурной традиции. «Романтический вариант неоакмеизма» в творчестве Б. Ахмадулиной. Свойства выражения первозданности предметов и явлений («первоназывание», чистота взгляда). Пушкинский контекст лирики Б. Ахмадулиной. Символический образ сада, его функция в воплощении тем. Роль «поэтической школы» в поэзии А. Кушнера. Строгость классической формы стиха. Осмысление искусства, творчества, культуры как противостояния безнадежности бытия. «Поэтика А. Кушнера – поэтика стоицизма» (И. Бродский). Соединение истории и современности в лирике О. Чухонцева: органичность метафор, соединяющих память об исторических трагедиях с деталями сегодняшнего дня. Внимание к подробностям жизни (материальная приземленность) в сочетании с философской устремленностью – черта стиля О. Чухонцева. Традиции акмеистической школы в поэзии Е. Рейна: вещность, зрительность, описательность; способность обозначить чувство через ощущение от предмета. Е. Рейн – яркий представитель так называемой «петербуржской школы» в поэзии, создатель величественного образа Ленинграда – Петербурга. Элегичность тематики, сопряженной с размеренным ритмом (дактиль, анапест); остоятельность описаний, тенденция к конкретизации явлений и мест. Тема разрушения, старения, потерь как основа трагических мотивов.
Общая характеристика тенденций так называемой неофициально поэзии, заносимой критикой в разряд андеграунда, диссидентской, таких школ, как «лианозовская», «петербуржская», «московское время» и «Смог». Протест против идеологизации; усложненность рефлексии лирического героя; так называемый «критический сентиментализм» (С. Гандлевский); усложненная метафоричность и т.д. Авангардный характер лирики В. Сосноры и Вс. Некрасова. Затрудненность восприятия за счет опускания логических связей; эллиптичность высказывания; намеренная аллитерационность (у В. Сосноры). Отказ от стиховой организованности; разрушение границ между поэзией и обыкновенной речью, утверждение самодостаточности отдельного слова или простейшей синтаксической конструкции (у Вс. Некрасова). Романтический гротеск в поэзии А. Галича и В. Высоцкого. Контраст между жаждущей индивидуальной свободы личностью и парадоксами несвободного общества. Разоблачение «мнимых величий», исказивших естественное движение жизни (в лирике А. Галича). Своеобразие лирического героя В. Высоцкого: совокупность многих лиц (положительных и отрицательных). Лирический герой – воплощение голосов и сознаний своей эпохи – изживает «другого» внутри себя. Характерность ритмической организации стиха; песенная форма; балладный жанр; создание атмосферы непосредственного контакта с автором. 8. Поэты духовной традиции (О. Седакова, О. Николаева, М. Авакумова, О. Постникова, С. Кекова, Г. Русаков). Обретение духовной правды (в поэтической доверительности и неназидательности). Осмысление трагедии страны как трагедии отдельного человека. Отрицание идеологии самой экспрессивностью стиха (Г. Русаков, М. Авакумова). Образ страны как огромного «инвалидного дома» (М. Авакумова). Тема бездомности и сиротства ( Г. Русаков). Противостояние «ветхозаветного» чувства идее бесконечной борьбы (О. Николаева, О. Постникова). Обретение веры и искупление греха (О. Постникова, С. Кекова). Гармоничность поэтического мира, традиционность поэтических образов, ясность интонационно-ритмического выражения (О. Седакова). Библейские мотивы и проповеднические тенденции (О. Николаева). Поэтическое переосмысление исторической тематики, обращение к православным традициям (М. Авакумова). 9. Тенденции постреализма (80-е – 90-е годы): концептуализм, метаметаморфизм, метареализм. Осмысление понятий, обозначивших в поэзии второй половины ХХ века явлений так называемой «параллельной «союзписательской» словесности: постреализм, постмодернизм, концептуализм, необарокко, метареализм, куртуазный маньеризм, «иронизм». Концепция как произведение, ориентация на переосмысление «языков власти» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров). Метаметафоризм как противостояние официальной традиционалистической эстетике (И. Жданов, А. Еременко, А. Парщиков). Творение новой реальности, нового языка, нового «Я». Нестабильность, беспорядочность в организации текста (необарокко) как способ создания новых структур, как воплощение идеи о восстановлении и собирании реальности: «эстетика повторений»; «эстетика избытка»; «перенос акцента с целого на деталь»; «хаотичность, прерывистость» - как композиционные принципы. Анализ наиболее показательных в отношении указанных черт произведений Т. Кибирова, Д. Пригова, А. Еременко, А. Парщикова. 10. Стилевое и эстетическое многообразие поэтики русского зарубежья: И. Бродский, Н. Коржавин. И. Бродский и Н. Коржавин как представители диссидентской поэзии (в доэмигрантский период творчества). Синтез концептуализма и необарокко в поэзии И. Бродского. Образ универсума – Империи – как образ мира. Тема одиночества как выражение представления о растворении человека в пространстве. Отсюда – образ пустоты, мотив сопротивления пустоте с помощью культуры (поэзии, слова). Реминисценции, заимствованные цитаты как важный способ создания образа в лирике И. Бродского. Характерность речи: обилие анжанбеманов, разрушение строфы, «расширение» фразы, длинная строка. Традиционализм поэтики Н. Коржавина: утверждение этической цели искусства; отбор тем, связанных с нравственным выбором; следование классическим стихотворным формам.
- о стилевых тенденциях поэзии второй половины ХХ века; - об основных этапах творчества изучаемых поэтов.
- определять художественные функции используемых авторами поэтических приемов; - определять эстетическую направленность творчества исследуемого автора.
М. Дудин, С. Наровчатов, А. Сурков, С. Орлов, К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Я. Смеляков, Р. Рождественский, В. Федоров, О. Фокина, Р. Казакова, Ю. Друнина.
О. Седакова, О. Постникова, М. Авакумова). 13. Прием авторской маски в поэзии концептуализма. 14. Осмысление конфликтности мироустройства в необарочной поэзии. 15. Поэзия «иронистов» как версия новой поэзии. 6. список литературы Основная литература
Дополнительная литература
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4-а. Методические материалы к дисциплине (Систематизация основных источников по изучаемым темам) Тема 1. Предмет и задачи курса. Оценка различных подходов к изучению литературного процесса II половины ХХ века. Литература:
Тема 2. Поэзия 50-х - 60-х годов ХХ века. Лирический «взрыв»: «шестидесятники» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский). Поэты старшего поколения: Л. Мартынов, А. Тарковский. Литература:
Тема 3. Судьбы в меняющемся мире: творчество поэтов военного поколения (А. Межиров, Б. Слуцкий, Д. Самойлов). Литература:
Тема 4. Многоаспектность «тихой» лирики (Н. Рубцов, А. Жигулин, В. Соколов). Литература:
Тема 5. «Неославянофильские» тенденции в поэзии второй половины ХХ века (Ю. Кузнецов, Ст. Куняев). Литература:
Тема 6. Традиции классической поэзии в современной интерпретации (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О. Чухонцев, Е. Рейн). Литература:
Тема 7. Поэтический «неофициоз» советского периода; «лианозовская школа», авангардисты-радикалы (В. Соснора, Вс. Некрасов); поэты гротеска (А. Галич, В. Высоцкий). Литература:
следующая >> Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
Копирование
106.19kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 Поэзия серебряного века в школе
1306.32kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Поэтика серебряного века
1974.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения
1433.38kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 5 Отечественное и зарубежное литературоведение 1092.18kb.
|