Главная | стр 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы
Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина Уссурийск, 2008
а). Методические материалы к дисциплине (методические рекомендации для преподавателя, методические указания для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ……………………….…. б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………..….. в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………..……
Установленный объем составляет 158 часов. Основой методического комплекса является учебная программа, где определяются основные направления лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы. В лекциях даются основы теоретических знаний для изучения видов литературных явлений: литературное творчество, литературное произведение, литературный процесс. Практические занятия и выполнение самостоятельной работы ставит целью формирование навыков анализа художественного произведения. Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, а также методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям (тема, цель, план, комментарий к вопросам, литература для подготовки ответов). Прилагаются раздаточный материал, используемый как во время изучения дисциплины, так и на этап проверки полученных студентами знаний.
Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Тропы. Проблемы стиховедения. Текстология. Понятие о методе, жанре, стиле. Теория литературы Литературоведческие школы. Функции литературы. Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии. Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа. Теория жанра. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма. Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение. Художественный стиль. Проблемы поэтики.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы ![]() РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.10 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (УД-04.13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература ОП-02.01 Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина Уссурийск, 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ....................................................................................................... 2. Тематический план дисциплины ....................................................................................... а) для очной формы обучения ........................................................................................... б) для заочной формы обучения ........................................................................................ 3. Содержание учебного материала ....................................................................................... 4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ....................................... 5. Формы контроля (очное и заочное обучение) .................................................................. а) рубежный (текущий) контроль ...................................................................................... б) итоговый контроль ......................................................................................................... 6. Список литературы .............................................................................................................. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Литературоведение» является дисциплиной стандарта, изучается в I и IX семестрах очного обучения и в период установочной сессии и VIII семестре заочного обучения. Литературоведение имеет целью дать основы теоретических знаний, способствовать пониманию специфики литературы как вида искусства и формы общественного сознания. В связи с этим большое внимание уделяется понятиям «художественность», «образность». В курсе рассматриваются основные разделы литературоведения, так называемые вспомогательные дисциплины; устанавливается связь с лингвистикой, историей, философией и другими науками. Важное место занимает вопрос о возникающих на разных этапах развития литературоведения методах изучения литературы. Подходы к постижению художественной словесности основываются на системном анализе. Настоящий курс ставит задачу объяснить и продемонстрировать взаимонеобходимость и диалектическую взаимосвязь двух основополагающих принципов: историко-описательного (выдвигающего идею историзма) и структурно-типологического (опирающегося на идею целостности литературного произведения). Такой методологический аспект обнаруживает для специалиста-словесника возможность и необходимость сознательного и последовательного выбора позиции и путей анализа художественного текста. Лекционный курс и планирование практический занятий подчиняются принципу, положенному в основу распределения материала в учебнике «Теория литературы» под ред. Н.Д. Тамарченко, а именно: вначале произведение рассматривается как явление искусства, уточняется специфика словесного образа (в соотношении с другими видами искусства). Затем изучаются состав и структура литературного произведения: художественный мир; способы организации текста; соотношение автора и героя. Наконец – осмысляются типологические свойства: род, жанр, стиль. Рассматриваются основные закономерности литературного процесса и возникающие на его протяжении общности: литературные направления, течения, школы. Основы литературоведческих знаний студенты получают в первом семестре, в начале обучения. Знакомство с теоретическими понятиями на этом этапе определяется возможностями и уровнем подготовки первокурсника. При дальнейшем изучении теоретических дисциплин соблюдается принцип преемственности: полученные первоначально сведения корректируются, круг их расширяется; углубляются знания: об эстетической природе художественного образа, о способах выражения авторского начала в художественном тексте, который исследуется в трех аспектах: единство, целостность, диалогичность. Литературные типологии – род, жанр, стиль – осмысляются в связи с принципами анализа произведения, определяется сам предмет анализа. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ а) для очной формы обучения
б) для заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА I семестр СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 1. Введение. Литература как вид искусства. Предмет, объект и адресат литературы. Общая характеристика основных взаимосвязанных литературоведческих дисциплин: теории литературы, истории литературы, литературной критики. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Связь с другими науками: лингвистикой, историей, психологией, философией и др. Предмет и объект познания литературы. Субъект выражения, адресат. Виды литературных явлений: литературное творчество, литературное произведение, литературный процесс – и возникающие в связи с этим проблемы изучения. Функции художественной литературы.
Произведение как текст. Понятие текста. Онтологическое и аксиологическое значение художественного текста. Рамочные компоненты. Понятие о художественном образе. Индивидуально-конкретное и обобщенное в образе. Одновременность и органичность художественного обобщения и индивидуализации. Объективное и субъективное, изобразительное и выразительное начала художественного образа. Эстетическое значение литературно-художественных образов. Ведущая роль образа человека в литературе. Проблема реального прототипа. Многообразие форм художественной типизации. Виды художественных образов: по выполняемой функции; по соотношению предметного и смыслового рядов. Литературно-художественное произведение – системно-целостное единство. Взаимосвязанность и взаимозависимость всех его частей и элементов. Условность деления художественного произведения на содержание и форму. Понятия формы и содержания применительно к литературно-художественному произведению. Понятие "содержательной формы". Единство формы и содержания, соответствие формы содержанию – закон художественности. Содержание – основной идейно-эмоциональный смысл произведения. Аспекты содержания: тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Эстетическое значение литературно-художественной формы. Основные «стороны» формы: предметная изобразительность, композиция, художественная речь. 3. Сюжет как художественное воплощение событий. Функции сюжета: создание картины мира, воспроизведение жизненных противоречий (роль конфликта), предоставление поля действия для персонажей с целью воссоздания волевого начала. Виды сюжетов. Компоненты сюжета. Всесюжетные элементы. Сюжет и фабула.
Аспекты композиции. Сюжетная и несюжетная композиция. Основные композиционные приемы: повтор, антитеза, монтаж. Соотнесенность композиционных приемов и стилистических фигур в лирическом стихотворном произведении. Специфика композиции в зависимости от его рода. Понятия: «повествование», «описание», «рассуждение», «диалог и монолог». Понятие «точки зрения». Виды «точек зрения». 5. Язык художественного произведения. Поэтический словарь, способы организации выразительной речи. Роль языка в художественной литературе. Язык художественного произведения как элемент стиля. Общеупотребительные и многозначные слова. Прямое значение слов. Архаизмы, неологизмы, диалектные слова, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы. Их роль в художественном произведении. Эпитеты и сравнения, их виды и идейно-эстетическая роль. Переносное употребление слов и выражений (тропы). Метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, ирония, перифраза, эвфемизмы (их роль в произведении). Синтаксис поэтической речи в сравнении с синтаксисом обычной речи. Интонация. Фигуры поэтической речи: инверсия, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, анафора, эпифора, повтор, параллелизм, эллипсис, риторический вопрос, обращение, восклицание, градация. Звуковая организация поэтической речи. Звуковые повторы, их виды: ассонанс, аллитерация. 6. Проблемы стиховедения. Ритм и метр. Рифма. Строфа. История русского стихосложения. Споры о становлении систем. Ритм в жизни и в искусстве. Ритм и метр. Количественное стихосложение. Античная система стихосложения: стопа; гекзаметр; пентаметр; логаэд. Качественное стихосложение. Русская силлабика. Силлабо-тоническая система: основные размеры, пиррихий, спондей, бакхий, антибакхий, амфимакр, молосс, трибрахий. Дольник. Тоническая система (акцентный стих). Рифма: основные функции, виды по месту в строфе, в стихе, по качеству. Строфа: признаки строфы и виды строф. Астрофическая организация стихов.
Литературный род. Принципы родового деления. Система Аристотеля. Гегель и Белинский об основных родах литературы. Понятие литературного жанра. Принципы жанровой классификации. Основные жанры эпического рода. Основные жанры лирического рода. Основные жанры драматического рода. Развитие родовых и жанровых форм. Стиль как эстетическое единство всех образно-экспрессивных деталей формы произведения (предметная изобразительность, композиция, художественная речь), соответствующей его содержанию. Стадиальные общности национальных литератур. Литературное направление – объединение писателей, сходных по типу своего художественного мышления. Литературное течение – общность писателей как по эстетическим, так и по общественно-политическим взглядам. Литературные школы: общность эстетических устремлений; авторитетный лидер; региональный принцип; совокупность этих признаков. Метод художественный как принцип отражения действительности. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1-е. Литература как вид искусства.
Занятие 2-е. Литературное произведение как целостное единство.
Занятие 3-е. Литературное произведение. Теоретический аспект: содержательность художественной формы. Выполнение задания (на занятии): осмыслить созданный автором художественный мир (отбор изображенных картин, система персонажей, движение событий) в произведении В. Шукшина "Срезал". (Рассказ прочитать заранее, текст принести на занятие). Занятия 4-е и 5-е. Сюжет и композиция.
Занятие 6-е. Язык художественного произведения.
а) фонетических; б) лексических (слова в прямом и переносном значениях-тропы).
Занятие 7-е. Язык художественного произведения. На занятии определяется эстетическая функция фонетических, лексических и синтаксических средств в предложенном преподавателем тексте (лирическом стихотворном произведении). Занятие 8-е. Стиховедение. Метр и ритм.
Занятие 9-е. Системы стихосложения.
Занятие 10-е. Рифма. Строфа.
IХ семестр СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 1. Литература и ее теория. Методы изучения литературы. Принципы рассмотрения литературного произведения. Литература: объем понятия, специфика. Условность и жизнеподобие. Слово как материал художественного произведения. Поэзия и проза. Функционирование литературы. Основные методы изучения литературы. Литературоведческие школы. Системно-целостный подход. Принципы рассмотрения литературного произведения (комментарий, описание, анализ, интерпретация, интертекстуальность, контекстуальность). Конкретные примеры выборочного анализа. (Стих. Н. Рубцова «Фиалки». Цель: специфика образности в искусстве слова). 2. Литература как вид художественной деятельности: автор и его присутствие в произведении. Эстетическое и художественное. Критерии художественности. Человек как объект изображения, субъект выражения и адресат в произведении искусства. Авторское начало; образ автора; автор и герой: система персонажей и авторская позиция. Пример аналитического исследования контекста героя (этического) и контекста автора (эстетического) (Стих. А. Пушкина «Демон»).
Художественный мир произведения как высшая ступень образного мышления: предметный мир, время и пространство, сюжет, мотив, портрет, пейзаж. Литературное произведение: категории содержания и формы. Акт рассказывания. Субъект речи и носитель точки зрения. Повествование и система композиционных форм речи. Повествователь и рассказчик. (Сопоставление текстов произведений В. Шукшина, Н. Гоголя – с разными типами повествования).
Традиция родового деления литературы (Аристотель, Буало, Гегель, Белинский). А. Веселовский о происхождении литературных родов. Эстетическое и структурное содержание понятий о лирике, эпосе и драме. Лиро-эпические и другие переходные и смешанные родовые формы: лиро-эпическая поэма, сентиментальное путешествие, стихотворение в прозе, лирическая драма, историческая песня, баллада, басня и другие. Эпичность, лиризм и драматизм как особенности художественного содержания. 5. Жанровая сущность произведения. Принципы жанровой классификации. Категория жанра, ее диалектический характер. Историческая природа жанра; жанр и традиция. Род и жанр. Лирические, эпические и драматические жанры. Жанровые типологии современного литературоведения. Мифологические, национально-исторические, нравоописательные (этологические) и романтические жанровые формы. Проблема жанровой классификации малых эпических форм. Жанровая "размытость" произведений современной драматургии ("пьеса", "сцены"). Проблема жанровой классификации лирических произведений. Примеры жанровых обозначений по виду твердых строфических форм: секстина, октава, сонет, триолет.
Стиль как литературоведческое понятие. Стиль как характерность формы. Претворение метода в стиле. Литературный стиль как система. Стиль писателя и индивидуальная творческая манера. Общее и индивидуальное в стиле. Стиль как единство образно-экспрессивных деталей художественной формы, обусловленных содержанием и как принцип формотворчества. Стилевое своеобразие литературного направления. "Великие стили эпохи" (Д. Лихачев) как устойчивые комплексы формально-художественных свойств. Чужой стиль в литературном произведении. Стилизация, подражание и стиль. Стилизация и пародия. Анализ стилевой целостности произведения на примере стих. А. Ахматовой «Летний сад».
Генезис литературного творчества и проблемы его изучения. Художественная литература как динамическая конструкция. Тенденции и закономерности литературного развития. Прогресс в литературном развитии. Три стадии мирового литературного процесса: архаическая, традиционалистская, индивидуально-авторская. Факторы литературного развития: традиция, новаторство, литературная борьба. Сложность терминологических обозначений основных категорий. Многосоставность процесса. Понятия: "художественная система", "тип творчества", "литературная эпоха". Проблема национальной самобытности историко-литературного процесса. Диалектика борьбы литературных направлений. Художественный метод как способ познания, как художественное видение мира и воссоздание действительности. Неправомерность сведения всей сложности историко-литературного процесса к двум художественным методам – реалистическому и романтическому, реалистическому и антиреалистическому. Многообразие художественных методов, отражающих различие отношений к действительности и соответствующих различным этапам развития мирового искусства. Литературное направление как конкретно-историческая категория литературного процесса. Взаимовлияние, борьба и смена направлений (классицизм – просветительский реализм – сентиментализм – романтизм) как отражение борьбы философских, общественных, эстетических идей в литературе. Литературное направление как тип творчества, творческая общность писателей определенной науки того или иного этапа ее исторического развития, связанных единством идейно-эстетических задач и целей. Литературное течение – частная форма воплощения литературного направления ("натуральная школа").
Биографический метод. Культурно-исторический метод. Сравнительное литературоведение (компаративизм). Формальный метод. Социологический метод. Структурный метод. Занятие 2-е. Литература как продукт художественной деятельности: автор и его присутствие в произведении. Мир литературного произведения. Пространственно-временная организация. Предметная изобразительность. Функция вещи. Портрет. Система персонажей. (Для анализа – повесть Н. Гоголя «Старосветские помещики»). Занятие 3-е. Структура произведения: «рассказанное» событие и «событие рассказывания». Субъектная организация произведения. Образ автора в "Сорочинской ярмарке" Н. Гоголя. Издатель в "Вечерах на хуторе близ Диканьки". Рассказчик в "Сорочинской ярмарке". "Точка зрения" в повести. Проблема "прямого авторского слова" в повести. Занятие 4-е. Литературный род как способ организации времени и пространства с соответствующей речевой структурой. Эпос как род литературы. Специфика эпоса: эпическое событие; сюжетность; повествование, описание, рассуждение - как родовые свойства эпоса. Эпопея и роман. Г. Гегель и М. Бахтин о романе. Драма как род литературы. Соотношение драмы и эпоса. Драматический конфликт и драматическое действие. Изображение характера в драме: анализ драматического произведения на занятии.
Лирика как род литературы. Специфика лирики. Типы лирики - суггестивная и медитативная. Виды - по композиционному и тематическому принципам. Общее и частное в лирическом образе. Содержательность ритмических форм в лирическом произведении. Композиционный анализ поэтического текста: постижение гармонии стиха и смысла. (Стихотворение Н. Рубцова «Осенние этюды»). Занятие 6-е. Жанровая сущность произведения. Принципы жанровой классификации. Понятие жанра. «Содержательная форма» в применении к жанрам. Типы жанрового содержания (по Г. Поспелову). Жанровые нормы и правила (каноны). Занятие 7-е. Жанровая сущность произведения. Анализ художественного произведения с точки зрения его жанровых признаков: - баллада (А. Межиров. Баллада о немецкой группе); - элегия (Н. Рубцов. «Скачет ли свадьба...»). Занятие 8-е. Стиль как свойство структуры произведения и выражение единой творческой установки. Принципы и приемы системно-целостного анализа художественного произведения в единстве содержания и формы. Соотнесённость «аспектов» содержания и «сторон» формы (на примере рассказа В. Шукшина «Волки»). Стиль и стилистика: конкретизация понятий. Стилизация (Пример для разбора: стих. А. Тарковского «Поэт»).
Студенты должны уметь:
IX семестр Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (очное и заочное обучение) а) Рубежный (текущий) контроль 5.1. Очная форма обучения. I семестр Самостоятельная работа.
"А": акростих, александрийский стих, аллегория, аллитерация, аллюзия, амфибрахий, анаколуф, анакруза, анапест, анафора, античное стихосложение, антитеза, антропоморфизм, архетип, ассонанс, афоризм. "Б": баллада, басня, белый стих, былина, бакхий. "В": венок сонетов, верлибр, вольный стих. "Г": гекзаметр, гипербола, градация, гротеск. "Д": дактиль, дистих, дилогия, дольник, драма. "Ж": жанр. "З": завязка, звукопись. "И": идея, инверсия, ирония. "К": каламбур, катрен, клаузула, комедия, композиция, конфликт, кульминация. "Л": лейтмотив, лирика, лирический герой, лирическое отступление, лиро-эпос, литературоведение, литота. "М": медитативная лирика, мелодрама, метафора, метонимия, метрика, монолог, монорим. "Н": новелла. "О": образ, ода, оксюморон, октава, онегинская строфа. "П": параллелизм, пентаметр, пеон, перенос, перифраз, пиррихий, повесть, поэма, проза. "Р": рассказ, рефрен, ритм, рифма, род, роман, ретардация. "С": сатира, секстина, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, символ, синекдоха, содержание, сонет, сравнение, стих, стиховедение, стихотворение, стопа, сюжет. "Т": тема, терцина, тип, тоническое стихосложение, трагедия, троп. "Ф": фабула, фигура стилистическая. "Х": характер, хиазм, холостой стих, хорей, хронотоп. "Ц": цензура. "Э": эзопов язык, экспозиция, элегия, эпиграф, эпилог, эпитет, эпопея, эпос "Я": ямб. Письменная работа № 1. Задание: В указанных произведениях установить вид детали (сюжетные, описательные, психологические)
Письменная работа № 2. Задание: Подобрать примеры ритмических структур (стихотворный текст привести полностью).
(Примечание: тексты подбираются индивидуально). Контрольная работа № 1 В предложенном (во время работы, в аудитории) тексте определить виды словесно-предметной изобразительности. Контрольная работа № 2 В предложенном (во время работы, в аудитории) тексте определить стилистические фигуры. Примечание: контрольные работы выполняются в специально отведенные часы.
IХ семестр а) Рубежный (текущий) контроль Очная форма обучения. I. Самостоятельная работа 1. Составить конспект статьи М. Бахтина "Автор и герой в эстетической деятельности" (Кн.: Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986). 2. Составить конспект статьи В. Виноградова "Проблема образа автора в художественной литературе" (Кн.: Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971). 3. Составить конспект статьи М. Бахтина "Эпос и роман" (любое издание). Письменная работа № 1.
Письменная работа № 2. Составить тезисный план ответа по теме: "Основные теории литературоведения" (по учебнику И.Ф. Волкова "Теория литературы", раздел I). IV. Выполнить контрольные работы. Контрольная работа № 1. Дать краткую характеристику концепций сущности искусства как субъективно-творческой способности. Контрольная работа № 2. Дать краткую характеристику объективно-историческим концепциям сущности искусства. Примечание: Контрольные работы выполняются в специально отведенные часы.
2. Смысл понятия "хронотоп". 3. Сюжет: содержание или форма? 4. Соотношение понятий "тема" и "тематика". 5. Своеобразие конфликта в эпосе. 6. Своеобразие конфликта в драме. 7. Своеобразие конфликта в лирике. 8. Соотношение понятий "персонаж" и "характер". 9. Функция вещи в художественном произведении. 10. "Вечные" образы в литературе. 11. Литературный язык и язык литературы. 12. Сказ как особый тип повествования. 13. Понятие "стилистическая фигура". 14. "Стих", "проза" и промежуточные формы. 15. Лиро-эпические жанры. 16. Концепции родового и жанрово-видового деления у Аристотеля и Гегеля. 17. Рассказ, новелла, очерк: их отличия. 18. Жанровая система драматургии. 19. Сонет и онегинская строфа: сходство и отличие. 20. Послание как жанр. 21. Соотношение понятий "стиль" и "метод". 22. Соотношение понятий "метод" и "направление". 23. Литературное течение и школа. 24. Модернизм и его течения. б) Итоговый контроль (очное и заочное обучение) I семестр Вопросы к экзамену
52. Возможности освоения внутреннего мира человека: психологизм. IX семестр Вопросы к экзамену
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I семестр Основная литература
Дополнительная литература
IХ семестр Основная литература
Дополнительная литература
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4-а. Методические материалы к дисциплине (Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям) I семестр Занятие 1. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА. Цель: освоить специфику образного познания мира; постичь разницу между наукой и искусством; уяснить особенности словесного типа творчества – литературы. План:
Литература: Основная (для всех тем, рассматриваемых в данном курсе):
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При ответе на первый вопрос изучить статью В.И. Тюпы «Эстетическое и художественное», обращая особое внимание на разницу между эстетическими отношениями и логическими. Усвоить понятия «литературные явления», а также: «условность», «целостность», «внутренняя адресованность», «индивидуация», «генерализация». Второй вопрос предполагает установление как типологической общности всех видов искусств (образный способ освоения действительности), так и специфики художественной словесности, создающей модель мира в словесно-образной форме. Рассматривая понятие «художественный образ», необходимо уяснить, что значит «двойное отражение» и соотношение предметного и смыслового рядов. Четвертый вопрос требует знаний относительно любого типа образности (художественной, иллюстративной, фактографической, публицистической – см. учебник под ред. Г.Н. Поспелова), а также видов художественного образа. Последние рассматриваются по двум основным классификациям, представленным в: 1) статье М. Эпштейна «Образ художественный» (ЛЭС, 1987); 2) статье Л. Чернец «Виды образа» («Введение в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец).
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Обратить внимание на толкование понятий «литературное произведение» и «текст», усвоить разницу. Соотнести важность онтологического и аксиологического аспектов при рассмотрении текста (как художественного, так и нет). При подготовке учитывать, что предметная изобразительность является одной из составляющих сторон формы художественного произведения, следовательно, обладает (наряду с изображением) выразительностью («Как» изображено?). Правильное понимание этого обусловит верный подход к анализу текста (см. план следующего занятия) Исходя из материала первого занятия, необходимо определить специфику понятий: «образ», «персонаж», «герой», «действующее лицо»; видеть разницу и возможность сближения. Занятие 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО. (Анализ текста) Цель: применить полученные знания о художественном образе; содержательности формы; целостности, единстве и диалогичности литературного произведения при анализе рассказа В. Шукшина «Срезал». Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Внимательно прочитать рассказ. Попытаться определить, от чьего лица ведется повествование. Что это «дает»? Можно ли «изменить» основной «голос» текста? Что произойдет с изображаемым? Тождественен ли, на ваш взгляд, голос повествователя и голос автора? Обдумать, чем обусловлено такое построение рассказа: выбор ситуации (место, время), способ подачи фактов. Возможна ли, по-вашему, встреча основных героев в другой обстановке? Почему? Как соотнесены остальные персонажи произведения с оппозицией: Глеб Капустин – Константин Журавлев? Главный вопрос: Как «проступает» в отборе изображаемого и в построении рассказа авторское начало? Занятие 4 и 5. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ. Цель: рассмотреть связанные между собой понятия в отношении к возможностям разных литературных родов (отсюда – сюжетность и несюжетность композиции). План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Для того, чтобы исключить довольно часто встречающееся у студентов отождествление понятий «сюжет» и «композиция», необходимо начать подготовку с определения основных особенностей литературных родов – эпоса – лирики и драмы в плане построения в них пространственно-временных отношений, направленности на субъект или объект. Историю осмысления в литературоведении терминов «сюжет» и «фабула» следует рассматривать по учебникам – О.И. Федотова и под ред. Г.Н. Поспелова. В последнем также см. материал по видам сюжета и компонентам сюжета. Следует обратить внимание на такой раздел учебника под ред. Г.Н. Поспелова – «Композиция сюжета». Здесь нет противоречия с заявленной в плане занятия темой. Имеются в виду особенности повествования, порядок подачи событий в произведениях, где есть сюжет (так называемая «композиция, т.е. построение, повествования»). Что касается композиции как построения всего произведения независимо от того, к какому роду оно принадлежит и есть или нет в нем сюжет, то важно освоить так называемые аспекты композиции (см. учебник под ред. Л.В. Чернец) и соотнести их затем с родовыми признаками. Вопрос о композиционных приемах достаточно объемно рассмотрен в лекции. Следует обратить внимание при подготовке на то, что система композиционных приемов в лирическом стихотворном произведении наиболее сложна и многообразна. Для стихотворного лирического текста любой синтаксический прием может стать композиционным (и наоборот). В связи с этим рекомендуется внимательно изучить материал статьи В.Е. Холшевникова «Анализ композиции лирического стихотворения» (имеется в кабинете № 111 в отдельной папке), где автор подробно указывает все аспекты композиции лирического произведения. Занятие 6. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Цель: познакомиться с языковыми средствами выразительности; освоить понятие «словесная образность». Уметь определять вид языкового средства в тексте. План:
а) фонетических; б) лексических (слова в прямом и переносном значениях – тропы); в) синтаксических. Понятие «стилистические фигуры».
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Рассматривать данную тему необходимо с той позиции, что художественная речь является одной из сторон формы литературного произведения, служит ярчайшим способом выражения авторского начала и представляет собой сложную и многообразную систему языковых средств. Необходимо учитывать, что основные группы этих средств (фонетических, лексических, синтаксических) действует с той или иной степенью активности в зависимости от того литературного рода, в котором используются. (При этом фонику и синтаксис следует рассматривать в перспективе тематики последующих занятий по теме «Стихотворение»). При изучении темы «Язык художественного произведения» важно освоить, что понимается под такими терминами «поэтический язык» и «поэтический словарь». Непременно выписать в рабочую тетрадь определения всех средств языковой выразительности с приводимыми в источниках примерами. (Оставить место и затем вписать самостоятельно найденные примеры из художественных текстов. Именно их приводить, отвечая на экзамене на соответствующие вопросы).
Литература: Основная: 1. Соответствующие разделы учебников по курсу. 2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Дополнительная: 1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 1995.
Рекомендации для подготовки Рекомендуется тщательно изучить признаки средств языковой выразительности. Необходима также основательная тренировка в определении этих признаков в художественном тексте. Занятие 8. СТИХОТВОРЕНИЕ. МЕТР И РИТМ. Цель: понять оппозицию «стих – проза»; определить специфику стихотворной речи. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Рассматривая понятие метра и ритма, определить роль ритма в жизни человека в природе и в искусстве вообще. (Не только в стихотворных текстах. В связи с этим обратить внимание на работу Ю. Лотмана «Поэзия и проза» (указ. в списке). При рассмотрении 2-го и 3-го вопросов плана использовать знания, полученные в курсах «Античная литература» и «Устное народное творчество» для освоения жанровой специфики применения тех или иных ритмических структур. Внимательного изучения (также с применением историко-литературных знаний) требует 4-й вопрос, поскольку специфика русской силлабики рассматривается на конкретных художественных текстах, позволяющих увидеть необходимость реформации русского стиха. Труды ученых-поэтов – В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.Д. Кантемира, принявших участие в Реформе, изучить по хрестоматии, в которой даны основные положения этих работ (указ. в списке).
Литература: Основная: 1. Соответствующие разделы учебников по курсу. 2. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. – М., 2002.
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При освоении данной темы важно сосредоточить внимание на тех принципах ритмической организации, которые лежат в основе систем. Весьма сложно усваивается принцип, лежащий в основе силлабо-тонической системы. Он заключается не в том, что механически складываются слоговой и ударный принципы. Но – в следующем: более или менее равномерном чередовании ударных слогов среди безударных. Такую форму, как дольник (а также и тактовик) следует рассматривать в качестве отступления (нарушения) названного принципа. Тоническую систему (декламационно-тонический стих) надо понимать как проявление наибольшей свободы в распределении акцентов среди безударных слогов. При изучении такой сложной (и весьма распространившейся в конце ХХ – начале XXI века) формы, как свободный стих, надо уточнить терминологические определения: «вольный стих» и «белый стих». Не допускать их смешивания, понимать, что свободный стих, как правило, белый, но белый далеко не всегда свободный. Вольный стих – это разносторонний стих. Он может быть белым (нерифмованным). Но белый, в свою очередь, не всегда вольный. Занятие 10. РИФМА. СТРОФА. Цель: освоить выразительные возможности рифмы, изучить ее виды; познакомиться с «горизонтально-вертикальным развертыванием стихотворного текста». План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При изучении данной темы использовать в качестве основного источника вторую книгу «Строфика» труда О.И. Федотова «Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Определения всех (указанных в плане) видов рифм и строф выписать в рабочую тетрадь и привести примеры из стихотворных текстов для каждого случая. Давать характеристику вида рифмы следует, придерживаясь предложенного к занятию плана. Уметь определять вид рифмы и строфы в указанном тексте. II семестр Занятие 1. ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТЕОРИЯ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Цель: осмыслить теорию литературы как часть филологической науки и литературоведения; дать обзор материала, связанного с историей развития литературоведческой науки. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При подготовке ответов на предлагаемые вопросы следует исходить из того, как различные теории объясняли и объясняют специфику литературы как вида искусства. Эта отправная точка позволит систематизировать весь материал, увидеть сходные и альтернативные позиции; продуктивное начало каждого метода и слабые его стороны. Исследователь И.Ф. Волков избирает именно такой подход и выстраивает систему «концепций сущности искусства» (см. список литературы). Особое внимание следует обратить на «системный подход», предложенный авторами книги «Методы изучения литературы». Ученые Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. «видели свою задачу… в том, чтобы описать наиболее известные методы изучения литературы, обозначить возможные пути, по которым пойдут молодые ученые, а также возбудить интерес к системному подходу». Допускается и хронологический принцип подачи материала. Важно при этом помнить о том, чтобы указывать причины появления различных методов, закономерности их сменяемости. Занятие 2. ЛИТЕРАТУРА КАК ПРЕДМЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АВТОР И ЕГО ПРИСУТСТВИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. Цель: выявить (теоретически и применить на практике) внесубъектные формы выражения авторского начала. План:
Примечание: Для анализа берется повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Для ответа на предлагаемые вопросы плана необходимо повторить материал раздела «Литературное произведение» (курс «Введение в литературоведение»), а именно то, что касается объекта изображения. Поскольку целью анализа произведения является понимание авторского начала в тексте, важно учитывать вспомогательную роль изображаемых предметов, служащих постижению сути человеческих характеров. Рассматривая повесть «Старосветские помещики», следует выявить сопоставительный (в авторском аспекте) план – картин, обычаев, предметов и т.д. Ответить на вопрос: зачем избран автором путь постоянного сравнения, которое делает повествователь, знакомый с героями повести с давних времен и заставший ту пору, когда старичков Товстогубов не стало на свете. Важно обратить внимание на фиксацию событий во времени. Всегда ли дано указание на то, когда (год, день) что-то было? Каким образом дается понимание всегдашности, постоянства совершаемого? Необходимо обратить внимание на сюжетное построение: есть ли события – как таковые – в своем развитии, завершении? И наконец – почему преобладает описательность над повествованием? Почему автор прибегает к детализации и в чем именно?
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Повторить материал, связанный с так называемым «актом рассказывания» (повествователь, рассказчик, образ автора) – статья Н.Д. Тамарченко в книге «Ведение в литературоведение»/ Под ред. Л.В. Чернец. При подготовке ответа на третий вопрос («Точка зрения») необходимо повторить тему «Композиция». Вопрос о ней должен быть осмыслен на этом занятии (хотя композицию относят к внесубъектным способам), т.к. именно она – результат точного авторского расчета, распределения, мотивировки и обусловленности. Помимо статьи Н.Д. Тамарченко «Точка зрения» (в указанном учебнике) рекомендуется обратиться к книге Б.А. Успенского «Поэтика композиции», где всесторонне рассмотрено понятие «точка зрения» и исследованы разновидности так называемых позиций. Занятие 4. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СТРУКТУРОЙ. Цель: обобщить знания о литературном роде, родовых признаках (способ организации времени и пространства, речевой структуры; направленность на объект, субъект или сам акт речевого высказывания). План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При рассмотрении этой темы рекомендуется учитывать два аспекта. Во-первых, рассматривать происхождение литературных родов (работа А.Н. Веселовского «Историческая поэтика»; теория Г.Н. Поспелова); во-вторых, постигать учение о родах литературы (деление литературы на роды), начиная с рассуждений о способах подражания (Сократ, Платон, Аристотель) до современных теорий. Изучение литературного рода должно осуществляться как постижение «особого комплекса свойств», присущих каждому роду. Это: «способы пространственно-временной организации произведений; своеобразие явленности в них человека; формы присутствия автора; характер обращенности текста к читателю (В. Хализев). Следует обратить внимание на связь каждого литературного рода (эпоса, лирики и драмы) с определенной функцией слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной). Исследуя самые общие свойства эпоса и драмы (на занятии 4), рекомендуется привлечь конкретные тексты для рассмотрения родовых признаков.
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При изучении данной темы следует уточнить оппозицию «стих-проза», показать, что лирику нельзя ограничивать только стихотворными текстами. Установить принципиальные отличия стихотворной речи от прозаической. Важно понять, что такое «лирическое событие», соотнести его с «эпическим событием» На примере указанного текста необходимо определить выразительные возможности ритмических приемов. Во время анализа текста возникает возможность обобщить сведения, полученные в разделе «Стиховедение» на начальном этапе изучения дисциплины, а именно – ритмические определители (по В.М. Жирмунскому и О.И. Федотову). Рекомендуется обратиться к сборнику статей под ред. В.Е. Холшевникова «Анализ одного стихотворения», где представлены образцы разборов стихотворений с точки зрения композиционного строения текста.
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки При изучении данной темы необходимо разграничить понятия «вид» и «жанр», определять жанр как «тип художественного произведения… определяемый четырьмя факторами: темой,.. углом зрения и отношением автора; эстетическими свойствами жизненного материала, лежащего в основе произведения… традиций…» (Ю. Бореев). Исходя из того, что «жанры – явление не исторически конкретное, а типологическое» (Г. Поспелов), следует повторяющуюся жанровую общность (что и является жанровым аспектом). По мнению Г.Н. Поспелова, именно в содержании и можно найти исторически повторяющийся аспект. При этом необходимо соотносить его с развивающимися жанровыми формами. Ученым глубоко разработана система жанров, определяемых с рассмотренной позиции: мифологические жанры, национально-исторические жанры, нравоописательные и романические. Следует внимательно изучить десятую главу части второй учебника Г.Н. Поспелова «Теория литературы», чтобы понять, как соотносится содержательный аспект (выше перечислены его разновидности) с родовыми признаками.
элегия (Н. Рубцов «Скачет ли свадьба…»): а) дать определение баллады, выявить признаки лирического рода. Найти черты данного жанра в указанном тексте. б) дать определение элегии, выявить признаки лирического рода. Найти черты данного жанра в указанном тексте.
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Анализируя произведения в аспекте их жанровой сущности (в данном случае – лирические стихотворные тексты), важно не ограничиваться простым перечислением признаков (с иллюстративным подтверждением). Рассматривать художественный текст следует как целостное единство; уметь объяснить жанровую обусловленность (т.е. – почему автор использовал именно такую жанровую форму? Как «содержание мотивирует ее?). Необходимо учесть – при ответе на вопрос, - насколько точно соблюдены авторами так называемые каноны жанра и в чем проявилось (если оно есть) нарушение норм. Подобное наблюдение должно быть тщательно обосновано и ни в коем случае не должно привести к неправильному представлению о прокрусовом ложе жанра. Нахождение и объяснение жанровых признаков в предложенных текстах не является самоцелью. Главная задача – постичь авторскую концепцию, выраженную в адекватной форме. Занятие 8. СТИЛЬ КАК СВОЙСТВО СТРУКТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВЫРАЖЕНИЕ ЕДИНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ. Цель: освоить понятие «стиль» (в соотнесении со «стилистикой»); практически использовать знания об эстетически содержательном единстве всех сторон литературных произведений. План:
Литература: Основная:
Дополнительная:
Рекомендации для подготовки Рассматривая понятие «стиль», необходимо учитывать, что имеется ввиду не тот или иной художественный прием (и даже ряд приемов, совокупность их), не специфика словесного строя (экспрессивностью лексики и синтаксиса занимается литературоведческая стилистика), а – «свойство» экспрессивно-образной формы художественных произведений в конкретном единстве ее предметных, композиционных и речевых деталей, непосредственно эстетически воспринимаемом. (Г. Поспелов). Сознавая то, что стиль есть «фактор художественного процесса» (Ю. Бореев), необходимо осмыслить, что такое факторы стиля, т.е. чем определяется стилевая структура (принцип изображения, литературное направление, жанр и т.д.). Анализ художественного произведения должен помочь обнаружить самый «принцип порождения стиля» (Ю. Бореев) в конкретном художественном произведении, помочь постичь уместность и важность любого элемента текста. В определенном смысле последнее занятие по предмету должно иметь обобщающий характер, соединить сведения о специфике словесного произведения, о его жанровой природе, а также о том, что именно стиль выступает «носителем существенных сторон эстетической ценности и художественного смысла» (Ю. Бореев). Стилизацию рекомендуется рассматривать в рамках понятия «неавторское слово»; объяснять намерение автора, прибегнувшего к стилизации и ее эстетическое значение для произведения.
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой илииными информационными ресурсамиОбразовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература
4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д. 1. Раздаточный материал для работы по анализу художественного произведения: тексты лирических стихотворных произведений, отрывки из эпических прозаических и драматических прозаических произведений. 2. Карточки с фрагментами лирических стихотворных произведений для определения систем стихосложения и стихотворного размера (на экзамене по курсу). Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
387.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
324.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 5 Отечественное и зарубежное литературоведение
1092.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование 1849.24kb.
|