Главная стр 1
скачать


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»

Направление конкурса

Учебно-методическое обеспечение специальностей



Название работы

Способы рационального чтения (ВЧ)

для специальности

040401Социальная работа

Жанр работы

Рабочая программа



ФИО автора, должность

Соломина Елена Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО СО КУПедК, высшая квалификационная категория

Рабочая программа учебной дисциплины «Способы рационального чтения» (ВЧ) разработана на основе ФГОС по специальностям СПО 050144 «Дошкольное образование»; 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»; 050130 «Музыкальное образование»; 050148 «Педагогика дополнительного образования»; 040101 «Социальная работа», утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ №№ 530 от 05 ноября 2009 г. («Дошкольное образование»); N 583 от 12 ноября 2009 г. («Коррекционная педагогика в начальном образовании»); N 514 от 05 ноября 2009 г. («Музыкальное образование»); N 512 от 05 ноября 2009 г. («Педагогика дополнительного образования»); N 480 от 28 октября 2009 г. («Социальная работа»)

Рассмотрена на заседании НМС ГБОУ СПО СО «КУПедК» (Протокол 4 от 10.11.11.) и рекомендована к утверждению.

Утверждена приказом по ГБОУ СПО СО «КУПедК» (N 128-од от 23.12.11).

Содержание

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Способы рационального чтения»

2. Структура и примерное содержание Рабочей программы

3. Условия реализации программы

4. Контроль и оценка результатов освоения программы

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Способы рационального чтения»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Способы рационального чтения» является частью инновационной образовательной программы здоровьесбережения.

Программа курса «Способы рационального чтения» является предметом вариативной части учебного плана и предназначена для обучающихся по специальности 040101 «Социальная работа» (в объёме 38 часов).

Рабочая программа учебной дисциплины «Способы рационального чтения» может быть использована для обучающихся любых возрастов.

В ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж» предлагается для специальностей:

050704 «Дошкольное образование»;

050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;

050601 «Музыкальное образование»;

050710 «Педагогика дополнительного образования»;

040101 «Социальная работа».



1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель программы: научить обучающихся читать быстрее, активизировать мышление, повысить уровень понимания текста и снизить утомляемость при работе с текстом.

Задачи:


  • обучить приёмам быстрого чтения;

  • увеличить степень понимания и усвоения текста при чтении у обучающихся;

  • помочь обучающимся развить качества организации внимания и памяти;

  • помочь обучающимся сохранить зрение;

  • содействовать формированию и развитию уобучающихся общих компетенций.

Практический курс поможет открыть секреты искусства чтения художественной, учебной, познавательной и справочной литературы, работы с большими объёмами информации. Занятия курса позволят овладеть техниками работы с текстами разной тематики и сложности, научат быстрее читать, понимать и запоминать, а значит получать больше знаний за более короткий срок и экономить время для других важных дел, для занятий спортом или для отдыха.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен



  • увеличить скорость своего чтения;

  • владеть упражнениями для тренировки внимания;

  • владеть техникой релаксации;

  • владеть различными способами чтения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь

  • выбирать способ и скорость чтения;

  • сжимать абзацы и главы при помощи информационного сжатия текста;

  • использовать «алгоритм радуги» при чтении нового текста;

  • выделять главное на фоне второстепенного;

  • обрабатывать большой объём литературы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • что может дать навык скорочтения;

  • что такое центральное и периферийное зрение; как пользоваться возможностями периферийного зрения;

  • для чего нужна гигиена зрения;

  • как организовать рабочее место при работе с компьютером;

  • как правильно проводить разминку для глаз;

  • зачем нужны упражнения на расслабления глазных мышц;

  • что такое «солнечная гимнастика»;

  • какие факторы отрицательно влияют на концентрацию внимания при работе по восприятию текста;

  • как повысить концентрацию внимания;

  • какие существуют приёмы информационного сжатия текста;

  • как развить скоростной просмотр текстов;

  • какими приёмами следует пользоваться при чтении нового текста;

  • каковы основные виды и способы чтения;

  • как расположение разных типов абзацев влияет на эффективность чтения;

  • что такое «ключевые слова» и как найти их в тексте;

  • что такое смысловая доминанта, и как с её помощью проще воспринимать текст;

  • как антиципация помогает в смысловой обработке текста;

  • как улучшить понимание текста;

  • как наиболее эффективно можно пополнить свой словарный запас;

  • как определить объём своей кратковременной памяти;

  • какие существуют виды запоминания;

  • каковы формы и приёмы организации информации в СМИ;

  • как найти главное в потоке информации;

  • как быстро найти информацию в Интернет;

  • какие настройки облегчают чтение текста с монитора компьютера.

Курс построен в виде практических занятий, в которых содержится и теоретический материал, способствующий осознанному освоению упражнений; методика выполнения упражнений, упражнения, рекомендации по самостоятельной работе.

В начале занятий и после каждого этапа обучения проводится диагностика скорости и качества чтения.

Для фиксации изменений в овладении техникой чтения предусмотрено ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ, который позволит наглядно увидеть результаты работы (скорость чтения и уровень понимания текста).

Основные формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа.

Итоговый контроль – зачёт, на который обучающийся оформляет результаты замеров техники чтения (скорость чтения и уровень понимания текста) в графической форме.

1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка - 57 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка - 38 часов; практические занятия 30 часов; самостоятельная работа - 19 часов.

Занятия целесообразно проводить по подгруппам.

Программа «Способы рационального чтения» способствует развитию нескольких общих компетенций, определённых ФГОС СПО:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

ОК 2, 4, 5, 8 развиваются потому, что содержание занятий предусматривает самостоятельную организацию учебной деятельности; самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, справочники, Интернет-ресурсы; самостоятельное выполнение различных творческих работ; формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.

2. Структура и примерное содержание программы учебной дисциплины

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

теоретические

практические занятия

контрольные работы


38

6

30



2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2 Примерный тематический план и содержание программы учебной дисциплины «Способы рационального чтения».

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение




Теоретическое занятие. Задачи и содержание курса.

Практическое занятие.

Диагностическое чтение. Контрольный замер скорости чтения и уровня понимания текста.



Самостоятельная работа обучающихся: Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (контрольный замер скорости чтения и уровня понимания текста).

2

_________

1

1

1



1

_______________

1


Раздел 2. Учимся читать быстрее




36

Тема 2.1. Поле Вашего зрения

Содержание учебного материала. Теоретическое занятие. Поле человеческого зрения. Центральное и периферийное зрение. Возможности периферийного зрения. Гигиена зрения. Советы врачей. Правила организации рабочего места при работе с компьютером. (Правильная установка компьютера. Максимальное фокусное расстояние. Отсутствие бликов. Правильное освещение комнаты. Правильная позиция за компьютером: расстояние от экрана; расстояние над экраном; правильная поза и угол наклона туловища. Регулярность дыхания и расслабления. Защита глаз от неприятных ощущений. Использование бокового зрения.)

Практическое занятие. Упражнения на расслабление лицевых и лобных мышц.) Таблицы Шульте. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения на расширение поля зрения, для общего тренинга глаз. Подготовка индивидуальных сообщений.

1

1

1



Тема 2.2. Быстрое чтение


Практические занятия. Синтагматическое чтение. Восприятие смысловых отрезков текста. Траектория движений взгляда. Фиксация внимания во время движения взгляда по строке. Упражнение «Змейка». Разминка для глаз. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся Чтение со шторкой на тренажёре. Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста).

2

1


1

Тема 2.3. Прогулки вдоль строк

Содержание учебного материала. Теоретическое занятие. Факторы, отрицательно влияющие на концентрацию внимания при работе по восприятию текста. Рассеянность, регрессия мысли и взгляда.

Практическое занятие. Упражнения на расслабление глазных мышц. Упражнение «Змейка». Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Чтение со шторкой на тренажёре. Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста).

1

1


1

1

Тема 2.4. Точка опоры

Содержание учебного материала. Теоретическое занятие. Ключевые слова - смысловая опора текста. Контроль над траекторией движения глаз. Чтение вдоль средней части страницы. Из истории книжной строки.

Практическое занятие. «Солнечная гимнастика». Упражнение «Змейка». Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста).

1

1
1


1

Тема 2.5. Слаломные техники скорочтения

Практические занятия. Слаломные техники скорочтения. Выделение смысловых блоков. Метауказывание и ассоциативная связь. Методы метауказывания. Охват пары строк. Переменный охват. Обратное чтение. Зигзаг. Метод двойных полей. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста).

4
2

1

Тема 2.6. Приёмы чтения нового текста


Содержание учебного материала. Теоретическое занятие. Информационная избыточность текста. Приёмы информационного сжатия текста. Типы абзацев. Расположение разных типов абзацев. Сжатие абзацев и главы при помощи опорных слов и карты текста. Виды чтения. Обзорное чтение. Беглое чтение. Сканирующее чтение. Изучающее чтение. Алгоритм чтения нового текста.

Практическое занятие. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнение «Восприятие». Упражнение «Змейка». Работа с тренажёром «Чтение». Упражнения для отдыха глаз.

Контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз.

2

1

1



2

1


Тема 2.7. Взаимодействие с текстом в процессе чтения

Практические занятия. Разминка для глаз. Предварительный просмотр текста. Название текста - символ основной идеи автора. Выявление ключевых слов. Упражнения в определении смысловых блоков. Упражнения «Змейка» (1) и «Змейка» (2). Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз.

2

1


1

Тема 2.8. Фильтрующая способность мозга

Практическое занятие. Смысловая и языковая избыточность текста. Важная и второстепенная информация. Смысловая доминанта. Языковые клише. Антиципация. Смысловая обработка текста. Упражнение «Смысловая доминанта». «Алгоритм радуги». Упражнение на развитие способности антиципации. Упражнение «Кляксы в тексте». Работа с тренажёром «Чтение». Упражнения для отдыха глаз.

Контрольная работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз.

1

1

1



1

Тема 2.9. Повышение концентрации внимания и улучшение понимания

Практические занятия. Причины недостатка концентрации внимания при чтении (небольшой словарный запас, трудность материала для понимания, неподходящая скорость чтения, неверная психологическая установка, плохая организация, отсутствие интереса, отсутствие мотивации). Способы концентрации внимания. Упражнения на концентрацию внимания и расширение поля зрения при помощи таблиц Шульте. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз. Подготовка индивидуальных сообщений.

2

1


1

Тема 2.10. Словарный запас

Практические занятия. Объём словарного запаса. Определение объёма словарного запаса. Активный, пассивный и потенциальный вокабуляр. Способы пополнения своего словарного запаса. Работа с тренажёром «Чтение». Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз. Подготовка индивидуальных сообщений.

2

1


1

Тема 2.11. Становление читателя-эксперта

Практические занятия. Определение объёма своей кратковременной зрительной памяти. Виды запоминания. Основные типы восприятия текста. Работа с тренажёрами «Чтение», «Таблицы Шульте». Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз. Подготовка индивидуальных сообщений.

2

1


2

Тема 2.12. Работа с прессой

Практические занятия. Основные формы и приёмы организации информации в СМИ. Предварительный просмотр. Применение методов беглого просмотра, скольжения и сканирования. Чтение газет и журналов (качественные отличия). Отработка навыков скорочтения. Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз. Подготовка индивидуальных сообщений. Составление презентации.

2

1


2

Тема 2.13. Контроль над потоками информации в сети

Практические занятия. Поиск информации в Интернет. Принципы работы поисковых систем. Специфика просмотра Интернет страниц. Настройки, облегчающие чтение с монитора компьютера. Работа с тренажёром «Таблицы Шульте». Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Поиск информации в Интернет. Работа с тренажёром «Чтение». Ведение ДНЕВНИКА ДОСТИЖЕНИЙ (замер скорости чтения и уровня понимания текста). Упражнения для отдыха глаз. Подготовка индивидуальных сообщений. Составление презентации.

4

2


2

Тема 2.14. Из истории скорочтения

Практические занятия. Из истории развития техник скорочтения. Что может дать навык скорочтения. Упражнение «Воздушный бой». От таблиц Шульте - к скорочтению: упражнения на концентрацию внимания и скорость реакции, закрепляющие навыки скорочтения. Работа с тренажёром «Чтение». Упражнения для отдыха глаз.

Самостоятельная работа обучающихся. Контрольный замер скорости чтения и уровня понимания текста. Упражнения для отдыха глаз. Составление графика скорости чтения и уровня понимания текста.

4

1


2

Всего:

38

3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Способы рационального чтения»

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины «Способы рационального чтения» требует наличия учебного кабинета.



Оборудование учебного кабинета: Разнообразный дидактический материал для отработки навыков на занятиях.

Интерактивные тренажёры.

Технические средства обучения:

Компьютер. Cистемные требования: Microsoft Windows 98 SE и выше, процессор не менее 333 МГц; 64 Мб ОЗУ; поддержка разрешения 1024х786 пикселей, 24-бит; звуковая карта 16 бит; 24-скоростной CD-ROM, 150 Мб свободного пространства на жестком диске, Видеоадаптер — память 4 Мб, MS Windows совместимая «мышь».

Интерактивная доска.

Телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Литература

  1. Андреев, О.А. Тренируем свою память [Текст]/ О.А.Андреев – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  2. Андреев, О.А. Учимся быть внимательными [Текст]/ О.А.Андреев– Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения [Текст] / О.А.Андреев, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1994.

4. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Учитесь быстро читать [Текст]/О.А.Андреев, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1991.

5. Козловский, О.В. Скорочтение: современные методики обучения [Текст]/ О.В.Козловский – Ростов н/Д: ООО «Удача», 2008.

6. Кузнецов, О.А., Хромов, Л.Н. Техника быстрого чтения [Текст]/ О.А.кузнецов, Л.Н.Хромов – М.: «Книга», 1983.

7. Учимся читать быстрее. Практический курс. (Из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия.) [Электронный ресурс]. 2008. Cистемные требования: Microsoft Windows 98 SE и выше, процессор не менее 333 МГц; 64 Мб ОЗУ; поддержка разрешения 1024х786 пикселей, 24-бит; звуковая карта 16 бит; 24-скоростной CD-ROM, 150 Мб свободного пространства на жестком диске, Видеоадаптер — память 4 Мб, MS Windows, «мышь».

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Способы рационального чтения»

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- выбирать способ и скорость чтения;

- сжимать абзацы и главы при помощи информационного сжатия текста;

- использовать «алгоритм радуги» при чтении нового текста;

- выделять главное на фоне второстепенного;

- обрабатывать большой объём литературы.



- экспертная оценка выполнения работы;

- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- экспертная самооценка обучающихся и взаимооценка качества самостоятельной деятельности обучающихся;

- контрольная работа;
- самостоятельная работа, экспертная оценка выполнения самостоятельной работы.


знать/понимать:

- что может дать навык скорочтения;

- что такое центральное и периферийное зрение; как пользоваться возможностями периферийного зрения;

- для чего нужна гигиена зрения;


- как организовать рабочее место при работе с компьютером;

- как правильно проводить разминку для глаз;


- какие факторы отрицательно влияют на концентрацию внимания при работе по восприятию текста;

- как повысить концентрацию внимания;

- какие существуют приёмы информационного сжатия текста;

- как развить скоростной просмотр текстов;


- какими приёмами следует пользоваться при чтении нового текста;

- каковы основные виды и способы чтения;

-как расположение разных типов абзацев влияет на эффективность чтения;

- что такое «ключевые слова» и как найти их в тексте;


- что такое смысловая доминанта, и как с её помощью проще воспринимать текст;

- как антиципация помогает в смысловой обработке текста; как улучшить понимание текста;

- как наиболее эффективно можно пополнить свой словарный запас;

- какие существуют виды запоминания;

- каковы формы и приёмы организации информации в СМИ;

- как быстро найти информацию в Интернет;

- какие настройки облегчают чтение текста с монитора компьютера.

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- устный и письменный индивидуальный опрос;

- тестирование;
- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- контрольная работа; экспертная оценка выполнения работы;


- тестирование;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- экспертная оценка самостоятельной деятельности обучающихся, выполнения практического задания;

- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- тестирование;


- устный индивидуальный и фронтальный опрос;

- экспертная самооценка обучающихся и взаимооценка качества самостоятельной деятельности обучающихся;


- тестирование.




скачать


Смотрите также:
Учебно-методическое обеспечение специальностей Название работы Способы рационального чтения (ВЧ) для специальности
203.79kb.
Конкурс: Педагогика XXI века Направление конкурса: учебно-методическое обеспечение специальностей
81.51kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей
84.1kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей Название работы
65.59kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей
80.83kb.
Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
78.24kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей гбо спо ро «ЗимПК» Жанр: обобщение опыта работы Участник конкурса
148.66kb.
Преподавание в начальных классах Интегрированный подход к формированию коммуникативной компетентности студента педагогического колледжа Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
90.27kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей исполнительских отделений и отделения Теория музыки
83.56kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей «интерес залог успешного обучения»
73.26kb.
Учебное пособие по дипломному проектированию для студентов направления подготовки «радиотехника» специальности «Радиоэлектронные системы»
583.39kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей Номинация
103.35kb.