Главная стр 1
скачать
ГБОУ СПО ПО

«Пензенский многопрофильный колледж»

(гуманитарное отделение)


Учебно-методическое обеспечение специальностей

Методические аспекты подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» к педагогической практике по программе профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие»



Методические рекомендации

Автор: преподаватель,

председатель методического объединения педагогики и психологии

ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

(гуманитарное отделение)

Кирсанова Нина Викторовна

Пенза, 2013
Профессиональная подготовленность будущего специалиста во многом зависит от полученного образования и общего кругозора. Однако решающую роль в формировании необходимых воспитателю компетенций играет педагогическая практика.

Грамотная подготовка к практической деятельности и продуманная организация практики может помочь формированию устойчивого интереса к будущей профессии. В современных условиях это тем более важно, что часть студентов, иногда значительная, поступая в учебное заведение, не рассматривает всерьез профессию педагога как дело всей своей жизни.

Процесс подготовки к педагогической практике начинается в рамках учебных занятий. Федеральные стандарты третьего поколения предполагают компактное прохождение профессионального модуля в течение нескольких месяцев уже после первого года обучения студентов в колледже. Погружение в учебный материал наряду с положительными аспектами имеет существенный недостаток - отсутствие у студентов возможности получить достаточно полные представления о режиме и специфике работы дошкольного образовательного учреждения. Поэтому преподавателю в целях более полного усвоения учащимися теоретического материала необходимо умело сочетать его изложение с демонстрацией разнообразной наглядности.

Для реализации этой задачи нами создан учебно-методический комплекс (УМК). УМК сконструирован по типу сайта, навигационная панель которого содержит все темы рабочей программы модуля. В рамках каждой темы дан необходимый теоретический и методический материал, вопросы для закрепления, содержание основной программы по развитию движений дошкольников, а также варианты конспектов для разных возрастных групп и видеофрагменты проведения различных форм работы по физическому воспитанию дошкольников. УМК интересен как содержательной составляющей, так и формой преподнесения материала, его оформлением. Каждая тема иллюстрируется презентациями, часть из которых подготовлена студентами колледжа. Все видеофрагменты отсняты в дошкольных учреждениях города Пензы и представляют собой конкурсные или специально подготовленные по просьбе и при непосредственном участии преподавателя колледжа занятия, проведенные выпускниками нашего учебного заведения с опытом работы 5-10 лет. Важно, что видеофонды регулярно обновляются и пополняются. Интересный видеоматериал убедительнее любых слов помогает делать будущую профессию эмоционально привлекательной.

Подобное пособие необходимо еще и потому, что студенты младших курсов обычно не обладают навыками отбора и анализа научной литературы, некритично используют ресурсы Интернета. Имея качественный методический материал УМК, учащиеся больше внимания уделяют именно его освоению, а не поиску. Диск УМК есть у каждого студента учебной группы.

Проведение физкультурных занятий и других форм работы по физическому воспитанию требует от студентов серьезного распределения внимания и целого комплекса взаимосвязанных действий: в течение 20-30 минут необходимо одновременно подавать команды, ритмично работать бубном, показывать и объяснять упражнения, контролировать качество их выполнения, поощрять каждого ребенка, оказывать помощь и страховку. При этом оставаться эмоциональным и интересным детям.

Практические занятия и учебная практика - необходимое звено в приобретении учащимися названых профессиональных навыков. В УМК для каждого практического занятия предусмотрено 12-15 вариантов заданий. Это позволяет избежать однообразия в подборе содержания упражнений, дает студенту право выбора.

Например, для темы «Физкультминутки и двигательные паузы в дошкольном учреждении» можно использовать следующие задания «Проведение физминуток сюжетного, игрового, танцевального характера, с применением стихотворного текста, физминутки-пантомимы, психогимнастического этюда, гимнастики для глаз, кисти, дыхательной гимнастики».

Определенную педагогическую ценность, на наш взгляд, представляет приглашение студентов старшего курса для участия в уроке. Уже побывавшие на практике они не только демонстрируют образец проведения отдельных заданий, но и помогают моделировать ситуации, которые могут возникнуть во время занятий с реальными детьми.

Еще один важный аспект подготовки к практике - умение грамотно анализировать деятельность. Тщательный анализ убедит студентов в том, как серьезно должен готовиться воспитатель к проведению занятия, игры, досуга. Первым в анализе на уроке выступает учащийся, который проводил данное задание. Такой порядок приучает к самонаблюдению и самоанализу. Однако на первых порах студентам, как правило, не удается объективно оценить ни положительные, ни отрицательные стороны собственных действий. Педагогу необходимо предложить алгоритм в виде отдельных вопросов или планов анализа. Это может быть как устный, так и письменный вариант. Возможна последовательность речевых клише, используя которые любой студент может выстроить свое выступление относительно грамотно. Целесообразно для начальных этапов делать акцент на технологии проведения упражнений, затем обязательно прослеживать соответствие проведенного фрагмента задачам обучения, которые студент планировал реализовать.

Подготовиться к проведению различных форм двигательной деятельности невозможно без овладения техникой предусмотренных программой основных движений (ходьбы, бега, метания, лазания, прыжков). К сожалению, описание техники многих из них в методической литературе не представлено. Вследствие чего студенты затрудняются в вычленении технических элементов, кратком и доступном объяснении. Чтобы снять эти трудности, мы включили в УМК раздел, структуру и содержание которого иллюстрирует пример.

Раздел: упражнения в равновесии. Название упражнения: Ходьба по скамейке, приседая на одной ноге, другую пронося сбоку скамейки. Возраст дошкольников: подготовительная к школе группа

Техника: встать на скамейку, исходное положение рук - на поясе, идти до конца скамейки, на каждый шаг низко приседая на одной ноге, другую прямую ногу махом пронося сбоку скамейки (направление: сзади - вниз - вперед - вверх), сойти со скамейки, встать в строй на свое место. Последовательность разучивания элементов на втором этапе: 1) низкий присед на опорной ноге; 2)мах с достаточной амплитудой; 3) мах прямой ногой, точно вдоль края скамьи; 4) сохранение осанки и положения рук, голову не опускать, смотреть на скамейку только глазами. Техника безопасности: только когда один ребенок доходит до середины скамейки, другой начинает выполнять упражнение. Приемы: показ, объяснение в соответствии с этапом разучивания, помощь руками, зрительные ориентиры (середина скамейки), имитация (как - будто стоите на мостике и разбрызгиваете воду). Варианты усложнения: скамейка может быть длиннее, выше, упражнение выполняется в измененных условиях (ходьба по снежному валу).

Самого пристального внимания в процессе подготовки к практике заслуживает формирование навыков правильной речи. Даже тщательно спланированное занятие не будет вполне результативным, если речь студента не отличается точностью и выразительностью.

Умение быстро и понятно, не прерывая игры или упражнения, сформулировать требования к детям - большое искусство, овладение которым требует кропотливой и систематической работы. Преподавателю необходимо редактировать неточные высказывания на каждом теоретическом и практическом уроке, использовать специальные задания типа: «оцените как можно больше детей в процессе выполнения упражнения», «комментируйте упражнение 5-6 раз, не повторяясь» и др.

Не всегда просто осваивается умение согласовывать речь и ритмичную работу бубном. На начальном этапе можно предложить студентам попытаться, работая бубном, выразительно прочесть знакомое стихотворение.

Анализируя вместе со студентами видеофрагменты, подчеркиваем что лаконичная и разнообразная речь - это способ повышения моторной плотности занятия, сохранения интереса детей к предлагаемой деятельности. Целесообразно обратить внимание на умение воспитателя видеть и оценивать каждого ребенка (например, предложить выбрать кого-либо из детей и посчитать, сколько раз и как педагог работал с ним индивидуально). Такая работа с «видео» возможна, если записаны не отрепетированные занятия, а естественный педагогический процесс.

Речевой образец студенты получают также в материалах УМК. Мы предлагаем им не планы, а развернутые конспекты различных форм работы по физическому воспитанию, где методические указания максимально подробны (команды, распоряжения, названия и объяснения упражнений, пояснения и указания, вопросы к детям, поощрения). Считаем подробные образцы совершенно необходимыми, т.к. в методической литературе они практически не встречаются.

Исключительно важный элемент педагогического мастерства воспитателя - умение мотивировать детей к предлагаемой деятельности. Помимо работы в этом направлении на уроках (придумывание игровых зачинов, подготовка атрибутов, оригинальных зрительных и звуковых ориентиров) мы ввели курс дополнительной подготовки «Анимационная деятельность», в программе которого игропрактика, освоение выразительности жестов и мимики, сценическая речь.

В рамках самостоятельной работы организуются наблюдения за работой воспитателя с целью привития студенту чувства ответственности, освоения способов общения с детьми в мягкой доброжелательной форме.

Стандартом предусмотрено участие студентов в исследовательской и проектной деятельности. В рамках самостоятельных посещений учащиеся беседуют с воспитателем, выявляют проблему, знакомятся с методическим кабинетом и имеющейся в нем литературой. В УМК в помощь студентам даны примеры текстов и презентаций, например, по темам: «Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности на участке подготовительной к школе группы», «Воспитание интереса к двигательной деятельности у малоподвижных детей».

Выбор базового дошкольного учреждения во многом определяет успешность педагогической практики. До начала учебного года при участии специалистов Управления образования города мы выбираем, как правило, большой комбинат, количество групп в котором позволяет полностью разместить учебную группу из 25-27 студентов. Пребывание целой группы в одном дошкольном учреждении облегчает педагогу контроль и руководство, а также создает комфортную обстановку для взаимодействия и взаимопомощи студентов друг другу. Для обеспечения единства требований предпочтение отдается ДОУ, в которых большинство опытных воспитателей и специалистов составляют лучшие выпускники колледжа. Подобное сотрудничество, несомненно, взаимовыгодно, т. к. преподаватели колледжа оказывают бывшим студентам необходимую им методическую помощь. Распределение по группам происходит с учетом предпочтений и психологических особенностей, как студентов, так и воспитателей. Каждый студент получает пакет документов, включающий план - задание, график работы, перечень необходимой для отчета документации, руководства по организации мероприятий. Вместе с преподавателем определяется время консультаций. Хотя, имея УМК, студент всегда может освежить знания и разрешить многие методические вопросы, не прибегая к помощи педагога.



Педагогическая практика, несомненно, является проверкой качества подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Ее тщательное планирование позволяет сделать процесс подготовки эффективным, способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии.
скачать


Смотрите также:
Учебно-методическое обеспечение специальностей
84.1kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей исполнительских отделений и отделения Теория музыки
83.56kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей «интерес залог успешного обучения»
73.26kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей Номинация
103.35kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей гбо спо ро «ЗимПК» Жанр: обобщение опыта работы Участник конкурса
148.66kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей
80.83kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей Название работы
65.59kb.
Конкурс: Педагогика XXI века Направление конкурса: учебно-методическое обеспечение специальностей
81.51kb.
Учебно-методическое обеспечение специальностей Название работы Способы рационального чтения (ВЧ) для специальности
203.79kb.
8. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
152.52kb.
Учебно-методическое обеспечение курса Административное право Москва Учебно-методическое обеспечение курса
255.68kb.
Направление: учебно-методическое обеспечение специальности 050146
78.24kb.