Главная стр 1стр 2
скачать
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»

Кафедра государственного, муниципального управления и социологии


ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно - методическое пособие



Казань


КГТУ

2010


УДК 32


ББК 66
Авторский коллектив:

А.Г. Воржецов, Л.И. Гатина, И.З. Гарафиев,

А.А. Идрисова, И.М. Настявин, Н.В. Натапова,

В.И. Рукавишников, Е.В. Храмова.


Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А.Г. Воржецов, Е.В. Храмова [и др.] / под ред. А.Г. Воржецова, Е.В. Храмовой – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та,

2010. – 107с.


Данное пособие соответствует дисциплине ГСЭ.Ф.07. для студентов 2-4-х курсов технологических и механических специальностей всех форм обучения. В структуру модульно систематизированного пособия включены: темы лекционных и семинарских занятий, задания по СРС в форме рабочаей тетради, тестовые задания, варианты контрольных заданий для студентов заочной формы обучения.

Пособие подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии.


Под общей редакцией А.Г. Воржецова и Е.В. Храмовой
Печатается по решению методической комиссии факультета управления, экономики и права.

Рецензенты: к.п.н. Миргазизова Л. О.



к.с.н. Шафранская Ч.Я.

Введение
Политология, как отрасль науки, изучает политическую сферу общества, ее политическую жизнь. Она дает научные знания о политической власти, политических режимах, политическом лидерстве, политической элите, политической культуре. Политическая наука призвана помочь студентам ориентироваться по вопросам общественно-политической обстановки, представлять и защищать свои интересы, способствовать укреплению ответственности перед обществом.

Знания о политике являются основой политической культуры, которая не позволяет превращаться личности в объект манипулирования. На основе демократических ценностей, идей свободы, справедливости, уважения законов государства они стимулируют рост политической активности личности.

Для студентов технологических и механических специальностей изучение политической сферы жизнедеятельности общества имеет большое значение, так как специфика их будущей профессиональной деятельности предполагает наличие знаний и умений ориентироваться в условиях постоянно изменяющегося мира. Политическая наука задает основы для формирования гражданской позиции личности, политической грамотности и способности к проявлению гражданской активности будущим средним классом в процессе развития гражданского общества в Российской Федерации. Анализ взаимосвязей политической, экономической, духовной и др. сфер жизнедеятельности общества, в рамках изучения дисциплины «Политология», позволит осознать будущему специалисту промышленного комплекса страны его роль в развитии научно-технического и технологического прогресса.

Данное учебно-методическое пособие разработано с учетом требований Государственного стандарта РФ и основывается на применении компетентностного подхода в реализации образовательного процесса.

Модульно систематизированное пособие включает в себя разделы, содержащие: тематику и структуру лекционного курса, тематику и структуру семинарских занятий, рабочую тетрадь для самостоятельной работы студентов, тестовые задания для промежуточного и итогового контроля, темы реферативных работ, контрольные задания для студентов заочной формы обучения, вопросы к зачету и списки литературы и источников для всех форм подготовки студентов.

Настоящее пособие подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета преподавателями по дисциплине «Политология».

Авторский коллектив:

Введение – проф. А.Г. Воржецов, асс. Е.В. Храмова;

Модуль 1 Тема 1 – доц. И.М. Настявин,

Тема 2 - доц. И.М. Настявин, асс. Е.В. Храмова;

Модуль 2 Тема 3 – асс. Л.И. Гатина,

Тема 4 - проф. А.Г. Воржецов,

Тема 5 – асс. Е.В. Храмова;

Модуль 3 Тема 6 – асс. А.А. Идрисова,

Тема 7 – доц. И.З. Гарафиев;

Модуль 4 Тема 8 – доц. Н.В. Натапова,

Тема 9 – доц. В.И.Рукавишников.


Раздел I. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Место дисциплины в подготовке высококвалифицированного специалиста. Дисциплина «Политология» направлена на подготовку квалифицированного специалиста с высшим образованием, которое подразумевает наличие политической грамотности. Она дает представление о политике, политических отношениях, структурах, институтах, процессах, которые существуют в обществе. Показывает взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни – экономикой, культурой, с другими общественными и гуманитарными науками.

Цель преподавания дисциплины: определив роль политики в жизни общества и человека, дать студентам знания о политике, политических институтах и политических процессах в обществе.

Задачи дисциплины:

- дать базисные знания предмета;

- ознакомить с современным политическим устройством общества и государства;

- сориентировать в современных политических процессах;

- обеспечить доступными методиками применения полученных знаний на практике.

Результаты, достигаемые при обучении. По завершении изучения дисциплины студент должен знать:

- основные категории и понятия политологии;

- основы политического устройства общества и государства;

- механизмы функционирования и взаимодействия основных институтов гражданского общества и государства.

Студент должен уметь:

- использовать полученные знания при анализе политической жизни страны и мира в целом;

- ориентироваться в современном политическом процессе;

- уметь находить необходимую политическую информацию для более углубленного системного анализа политических вопросов применительно к интересам профессиональной деятельности.

Изучение данного курса будет способствовать выработке у студентов следующих общих компетенций:

- толерантности при анализе и осмыслении политической ситуации;

- способности к комплексной оценке последствий принимаемых политических решений;

- способности применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

- граждански взвешенного поведения, ответственности за совершённый выбор.

Умения и навыки для формирования частных компетентностей и свойств личности приобретаются студентом на основе полученных знаний по изучаемой дисциплине. Формируемые частные компетентности распределяются по учебным модулям, выделенным в структуре курса следующим образом (в скобках приведены абревиатуры компетенций, расшифровка которых дана в Приложении 1):



умения:

- использовать понятийно-категориальный аппарат политологии (Модуль № 1-4) (ИД №3, 4, 6; ЛС №6, СК № 3);

- применять политологические концепции для объяснения существующих политических проблем, явлений и процессов политической жизни общества (Модуль №1-4) (ИД №1,2,5;

ЛС №6);


- описывать политические явления, как результат деятельности государства, общественно-политических движений, организаций и деятельности личности по поводу существующей формы власти (Модуль №2-3) (ИД №1,3; ЛС №6, СК№1);

- осуществлять анализ деятельности политических институтов, политической элиты и политических лидеров (Модуль №2) (ИД №1,5; ЛС №6, СК №1, 5; ОПК № 5);

- давать характеристику деятельности политического института, лидера, движения, партии (Модуль №2) (ИД №1;

ЛС № 1, 5; СК №3, 5);

- обосновывать причины того или иного политического поведения личности, социальной группы в сфере политики (Модуль №2) (ИД 2; СК №1,2; ОПК № 5);

- выявлять причины политических конфликтов на уровне личности, политических партий, движений, организаций или социальных групп, классов (Модуль №3) (ИД 2, 4, 5; СК №3,5; ОПК № 6);



навыки:

- самостоятельной работы с литературой для поиска информации на отдельные темы, применение в практических ситуациях политических знаний; умение аргументировано отстаивать собственную точку зрения (ИД № 6; ИК 5; Л С № 4);

- логического, творческого и системного политического мышления (ИД № 3,5);

- владения категориями политологии, умением их применять в профессиональной и межличностной деятельности (Модуль №1-4) (ИД №1, 3, 6; ЛС №6, СК №5);

- построение планов изложения (эссе, реферат, анализ первоисточника) материала, организации справочного аппарата и библиографии (Модуль №1-4) (ИД №1, 2, 4; ЛС №4, 5, 6;

ИК № 5, 7).

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на экзамене или зачете в соответствии с учебными планами тех факультетов, на которых ведется данный курс.

Текущий контроль осуществляется на занятиях, на ос­новании ответов студентов, контрольных заданий, тестирова­ния (в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов, установленных по данной дисциплине).

Важной формой контроля знаний студентов являются итоги их самостоятельной работы. Для реализации такой формы работы в настоящем пособии предусмотрена рабочая тетрадь, включающая в себя задания составленные с учетом формирования у студента компетенций, обозначенных выше.

По результатам проделанной работы, студенту проставляет­ся соответствующее количество баллов, в соответствии с системой рейтинга, разработанной на кафедре ГМУС КГТУ.

Раздел II. Модульная структура курса
Учебный курс «Политология» представлен в настоящем учебно-методическом пособии в виде комплекса, состоящего из четырех модулей, каждый из которых включает:


  1. Названия и структуру лекционных занятий (Лекция №).

  2. Названия и вопросы семинарских занятий (Семинар №).

  3. Блоки заданий (задач) к каждому семинарскому занятию для решения в форме, обязательной к выполнению и оцениваемой в соответствии с рейтинговой системой самостоятельной работы студента (СРС №).


Модуль 1. Теоретические основы науки о политике
Лекция 1. Политология как наука.

Семинар 1. Наука о политике и история политической мысли.

СРС 1. История политической науки.
Лекция 2. Политическая власть.

Семинар 2. Политические элиты и политическое лидерство.

СРС 2. Теории политической власти, элит и лидерства.
Формируемые знания и умения

Знания: Предмет политологии, ее место и роль в системе социального и гуманитарного знания. Методы политологии. История становления и развития политических учений. Современная политология, ее основные школы и направления. Плюрализм в политологии.

Понятие политической власти. Ресурсы и виды политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности по М. Вебе-ру и современные концепции легитимности власти. Процесс легитимизации политической власти. Измерение легитимности. Делегитимизация политической власти.



Умения: Анализ и сравнение исторически сложившихся и современных политических теорий, школ и направлений с использованием категориально-понятийного аппарата политической науки. Выявление специфических особенностей функционирования политической власти в России и за рубежом.
Модуль 2. Политическая система
Лекция 3. Политическая система.

Семинар 3. Политический режим.

СРС 3. Теория политических систем и политических режимов.
Лекция 4. Институты политической системы.

Семинар 4. Институты политической системы.

СРС 4. Институты политической системы и гражданское общество.
Лекция 5. Социокультурные аспекты политики.

Семинар 5. Социокультурные аспекты политики.

СРС 5. Концепции политической культуры, идеологии и социализации.
Формируемые знания и умения

Знания: Понятие политической системы общества. Структура политической системы. Место государства, политических партий и общественно политических организаций в политической системе общества. Происхождение и сущность государства. Формы правления и формы государственного устройства. Понятие политической партии и общественно-политического движения, организации и их место в политической системе общества. Типы политических партий и общественно-политических движений, организаций. Роль политических партий и общественно-политических движений, организаций в политической жизни общества.

Роль политической культуры и политического сознания в политическом процессе. Понятие политической культуры. Типы политической культуры. Особенности политической культуры различных стран. Менталитет народа. Понятие идеологии. Теория идеологии.

Понятие политического сознания. Взаимосвязь политического сознания и политической культуры. Типы и виды политического сознания. Процесс формирования политического сознания и политической культуры. Манипуляция сознанием. Средства, типы и виды манипуляции сознанием.

Умения: Анализ мировых политических систем. Выявление специфических особенностей партий и партийных систем в мировой политической истории и на современном этапе. Определение роли политического сознания, политической культуры и идеологии в процессах функционирования личности и общества.
Модуль 3. Политические процессы и мировая политика
Лекция 6. Политическое развитие и политическая модернизация.

Семинар 6. Политический конфликт и политический кризис.

СРС 6. Политическое развитие и политические конфликты.
Лекция 7. Мировая политика и система международных отношений.

Семинар 7. Мировая политика и международные отношения.

СРС 7. Мировая политика и международные отношения.
Формируемые знания и умения

Знания: Понятие политического процесса. Содержание и формы политического процесса. Политическое пространство. Политические отношения. Политическая деятельность. Политическое взаимодействие. Политический конфликт. Политическая ситуация. Политическое развитие. Политическое участие. Формы политического участия. Абсентеизм. Политический акт. Принятие политического решения. Фазы (этапы) политического процесса.

Политология международных отношений. Понятие внешней политики и международных отношений. Геополитика. Соотноше­ние внутренней и внешней политики. Цели, функции и средст­ва осуществления внешней политики. Система международ­ных отношений, их структура. Субъекты международных от­ношений. Динамика международных отношений в XX в. Ме­сто России в современных международных отношениях. Международные отношения и глобальные проблемы современности. Причины и возможные пути решения глобальных про­блем.



Умения: Определение признаков политической деятельности и политического развития государства. Анализ специфики модернизационных процессов в отдельном государстве и мире в целом. Выявление динамики в международных отношениях на рубеже веков. Ориентация в спектре глобальных проблем современности и определение их доли в российских реалиях.
Модуль 4. Прикладная политология
Лекция 8. Прикладная политология: сущность и методы.

Семинар 8. Анализ политических процессов и принятие политических решений.

СРС 8. Маркетинг избирательных кампаний в России.
Лекция 9. Актуальные проблемы политической науки.

Семинар 9. Круглый стол: Актуальные проблемы политической науки.

СРС 9. Актуальные проблемы политической науки.
Формируемые знания и умения

Знания: Моделирование в политической науке.

Понятие и виды социологического исследования, значение методологии, метода, методики, техники, процедур. Структура программы социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации. Специфика качественных и количественных методов. Этапы исследования.



Умения: Сбор, анализ и обработка текущей политической информации. Анализ актуальных проблем политической науки.

Раздел III. Тематика и содержание лекционного курса


Лекция 1. Политология как наука
Структура лекции:

  1. Понятие политики.

  2. Объект и предмет политологии, ее основные категории и функции.

  3. Категории и функции политологии.

Лекция 2. Политическая власть


Структура лекции:

  1. Понятие, сущность и основные черты политической власти.

  2. Структура, виды, источники и ресурсы власти.

  3. Функции, формы, уровни и легитимность власти.

Лекция 3. Политическая система


Структура лекции:

  1. Понятие политической системы.

  2. Структура политической системы.

  3. Механизм функционирования политической системы.

  4. Типология политических систем.

  5. Соотношение понятий политическая система и политический режим.

Лекция 4. Институты политической системы
Структура лекции:

  1. Происхождение, сущность и функции государства.

  2. Типология государств. Правовое государство.

  3. Происхождение, сущность и функции политических партий.

  4. Партийные системы.

Лекция 5. Социокультурные аспекты политики


Структура лекции:

  1. Сущность и содержание понятия, функции и нормы политической культуры.

  2. Структура и уровни политической культуры.

  3. Личность как субъект и объект политики.

  4. Идеологические аспекты политики.

  5. Манипулирование сознанием и политические технологии.

Лекция 6. Политическое развитие и политическая модернизация


Структура лекции:

  1. Понятие политического процесса. Типология и основные компоненты политических процессов.

  2. Понятие и критерии политического развития.

  3. Основные концепции политического развития.

  4. Понятие политической модернизации.

  5. Теории модернизации.

Лекция 7. Мировая политика и система международных отношений


Структура лекции:

  1. Мировая политика и геополитика.

  2. Международные отношения и международная политика.

  3. Международные организации и их роль в международных отношениях.

  4. Роль и место России в мировой системе.

Лекция 8. Прикладная политология: сущность и методы


Структура лекции:

  1. Предмет и специфика прикладной политологии.

  2. Прикладное политологическое исследование. Программа прикладного исследования.

  3. Методы, используемые в прикладном политологическом исследовании.

  4. Анализ политических процессов и политическое прогнозирование.

  5. Политическое решение: сущность, алгоритм и методы принятия.

Лекция 9. Актуальные проблемы политической науки

Структура лекции:


  1. Методология науки о политике: вчера, сегодня, завтра.

  2. Ближайшие и стратегические перспективы социально-политического развития российского общества.

  3. Роль политического знания в системе полготовки современных высококвалифицированных инженерных кадров.

Раздел IV. Тематика и содержание семинарских занятий
Семинар 1. Наука о политике и история политической мысли
Структура семинара:

  1. Политология как наука о политической жизни общества и ее место в системе наук об обществе.

  2. Политическая мысль в государствах Древнего востока, Греции и Рима. Политические воззрения Конфуция, Платона, Аристотеля и Цицерона.

  3. Формирование политических идей в период средневековья и эпохи возрождения (А. Блаженный, Ф. Ак-винский, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Мелье, Мабли).

  4. Политические идеи Нового времени (Т. Гоббс,

Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

  1. Основные направления развития российской политической мысли конца XVIII начала XX вв. Либеральная политическая мысль (Б.Н. Чечерин, П.И. Новгородцев). Политический радикализм (А.Н. Радищев, В.Г. Белинский,

А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.А. Кро-поткин). Развитие политической мысли в трудах П. Нов-городцева, Н. Бердяева, И. Ильина. Развитие В.И. Лениным марксистской концепции политики и государства.

  1. Основные политологические школы современности: англо-американская (Г. Лассуэлл, Д. Истон, А. Белл, Дж. Гэл-брейт, З. Бжезинский, Г. Алмонд, К. Поппер); французская

(Г. Тард, Р. Арон, М. Дюверже, М. Крозье, Г. Маркузе); немецкая (И. Кант, Г. Гегель, М. Вебер); польская (Е. Вятр,

П. Штомпка).


Проблемно-поисковые вопросы к семинару:

  1. Что такое предмет политологии и в чем его специфика?

  2. Назовите основные методы политологии.

  3. Выделите основные функции политологии.

  4. Определите место политологии в системе гуманитарного знания.

Литература


Основная:

  1. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студ. Вузов / Мухаев Р. Т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 5-31, 35-52, 55-63, 65-74, 93-95.

  2. Политология: учебное пособие для вузов /

К.С. Идиатуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технолог. Ун-та, 2007. – С. 4-11, 13-25, 29-33.

Дополнительная:

  1. История политических и правовых учений: учебник для вузов/Нерсесянц В.С. [и др.]. – изд. 2-е, стереотип.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – С. 14-126, 328-369, 431-464,554-613.

  2. Лавриненко, В.Н. Политология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 7 – 27, 27–49.

  3. Политология: Курс лекций / Марченко М.Л. [и др.] –

4 изд., переараб. И доп. – М.: Юристъ, 2003. – С. 26-52, 74 – 111.

  1. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов /

А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 5-31, 31– 51.

  1. Алексеева, Т.А. Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра (Материалы научного семинара) /

Т.А. Алексеева, И.Б. Левин // Политические исследования. – 2006. - №1. – С. 141-157.

6. Алюшин, А.Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности / А.Л. Алюшин // Политические исследования. – 2006. - № 5. – С. 158-170.

7. Коваль, Е.И. От монархической идеи к консервативной: Ф.Р.Шатобриан и развитие русской политической мысли в первой половине XIX в. / Е.И. Коваль, М. В. Назукина // Политические исследования. – 2005. - №5. – С. 92-102.

8. Пляйс, Я.А. Новый этап в развитии политической науки в России / Я.А. Пляйс // политические исследования. – 2007. - №3. – С. 155-165.

9. Сулимов, К.А. К парадоксальности современного политического знания / К.А. Сулимов // Политические исследования. – 2005. - №5. – С. 48-60.

10. Федорова, М.М. Понятие политического в контексте феноменологической критики философии истории /

М.М. Федорова // Политические исследования. – 2007. - № 4. – С66 – 83.

11. Челлен, Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства (Предисловие М.В.Ильина) / Р. Челлен // Политические исследования. – 2005. - №2. – С. 115-127.


Семинар 2. Политические элиты и политическое лидерство
Структура семинара:

  1. Понятие, характерные черты и функции политических элит. Механизмы формирования и циркуляции политических элит.

  2. Политическое лидерство и политический лидер: функции и типология. Политический стиль лидера. Общенациональный лидер.

  3. Многообразие определений политической власти в классических теориях власти. Современные концепции власти.

  4. Классические и современные теории элит.

  5. Современные теории политического лидерства.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:

  1. Назовите основные подходы к определению политической власти.

  2. Когда впервые появился термин «легитимность»?

  3. Какова взаимосвязь между выборами и легитимностью?

  4. В чем специфика формирования российской политической элиты?

Литература



Основная:

  1. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студ. Вузов / Мухаев Р. Т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С.122-133, 136-141, 144-160.

  2. Политология: учебное пособие для вузов /

К.С. Идиатуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технолог. Ун-та, 2007. – С.50-75.

Дополнительная:

  1. Панарин, А.С. Политология. Учебник / А.С. Панарин.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: «ПБОЮЛС. М. Грачев», 2001. – С.209-252.

  2. Гаман-Голутвина, О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции (I) /

О.В. Гаман-Голутвина // Политические исследования. – 2004. – №2. – С. 6-20.

  1. Гаман-Голутвина, О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции (II) / О.В. Гаман- Голутвина // Политические исследования. – 2004. - №3. – С. 22-33.

  2. Даугавет, А.Б. Неформальные практики российской элиты (Апробация когнитивного подхода) / А.Б. Даугавет // Политические исследования. – 2003. - №4. – С. 26-39.

  3. Фатенков, А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? (Апология экзистенциальной автократии) / А.Н. Фатенков // Политические исследования. – 2005. - №2. –

С. 158-172.

  1. Шестопал, Е.Б. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан / Е.Б. Шестопал, Т.Н. Пищева, Е.М. Ги-кавый, В.А. Зорин // Политические исследования. – 2004. - №3. – С. 6-22.

Семинар 3. Политический режим


Структура семинара:

  1. Элементы политического режима.

  2. Типология политических режимов.

  3. Тоталитаризм.

  4. Авторитаризм.

  5. Демократия.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:



  1. Как соотносятся понятия политического режима и политической системы?

  2. Какую роль играет легитимность при установлении политического режима?

  3. Как вы думаете, с чем связан выбор одними народами монархии, а другими — республики?

  4. Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?

  5. Каково значение партий в различных политических режимах?

  6. Насколько «здоровым» для демократии являются элементы авторитаризма в переходный период?

Литература



Основная:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Элит Издательство, 2004. – 32с.

  2. Конституция Республики Татарстан. – Казань: Татарское книжное издательство, 2002. – 36с.

  3. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студ. Вузов / Мухаев Р. Т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С.163-208.

  4. Политология: учебное пособие для вузов /

К.С. Идиатуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технолог. Ун-та, 2007. – С. 75-103.

Дополнительная:

  1. Панарин, А.С. Политология. Учебник / А.С. Панарин.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: «ПБОЮЛС. М. Грачев», 2001. – С.70-152.

  2. Розов, Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? / Н.С. Розов // Политические исследования. – 2006. - №3. – С. 8-28.

  3. Нечаев, В.Д. Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации) / В.Д. Нечаев // Политические исследования. – 2005. - №3. - С.92-102.

Семинар 4. Институты политической системы


Структура семинара:

  1. Понятие, основные свойства и признаки государства.

  2. Формы государственного правления и государственного устройства.

  3. Сущность, функции и типология политических партий.

  4. Этапы становления многопартийности в Российской Федерации.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару.



  1. Какова специфика политологического подхода к определению государства?

  2. Как распределяется власть между законодательной и исполнительной ветвями в президентских, парламентских и смешанных республиках?

  3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

  4. Определите достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем. Какая партийная система, на Ваш взгляд, является в современных условиях наиболее оптимальной?

Литература.



Основная:

  1. Политология: учебное пособие для вузов /

К.С. Идиатуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технолог. Ун-та, 2007. – С.165-176.

2. Гаджиев, К.С. Политология (основной курс): Учебник / К.С. Гаджиев. – М.: высшее образование, 2005. – С.130-152.

3. Воробьев, К.А. Политология: учебное пособие для вузов / К.А. Воробьев. – М.: Академический проект, 2003. – С.199-218.

Дополнительная:


  1. Воржецов, А.Г. Политико-правовые аспекты трансформации современного российского общества /

А.Г. Воржецов. – Казань: Изд-во «Фэн» Академии наук РТ, 2005. – 74с.

  1. Мельвиль, А.Ю. Политология. Учебник./

А.Ю. Мельвиль – М.: Московский государственный институт международных отношений МИД России, 2007 – С. 231-284.

  1. Погорелый, Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: Учебное пособие / Д.Е. Погорелый. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 192-231.

  2. Становление гражданского общества и демократической политической системы в Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 436с.

  3. Шестов, Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы / Н.И. Шестов // Политические исследования. – 2004. - №6. - С. 111-114.

Семинар 5. Социокультурные аспекты политики.


Структура семинара:

  1. Многообразие типов политической культуры. Политические субкультуры.

  2. Политическая культура, политическое сознание и политическое поведение личности.

  3. Политическая социализация личности: сущность, этапы, основные типы.

  4. Типологизация политических идеологий.

  5. Современные избирательные технологии и технологии манипулирования электоратом.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:



  1. С позиций политической науки обладает ли современное российское общество политической культурой?

  2. Насколько позитивно влияние политических субкультур на общественное развитие в современном государстве?

  3. Что, на Ваш взгляд, представляет собой современная политическая идеология в России?

  4. В чем заключается специфика технологий манипулирования электоратом на постсоветском пространстве?

Литература



Основная:

  1. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студ. Вузов / Мухаев Р. Т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С.317-335, 338-356.

  2. Политология: учебное пособие для вузов /

К.С. Идиатуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2007. – С.151-154, 165-168, 172-177.

Дополнительная:

  1. Панарин, А.С. Политология. Учебник / А.С. Панарин.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: «ПБОЮЛС. М. Грачев», 2001. – С.327-379.

  2. Глебова, И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы / И.И. Глебова // Политические исследования. – 2006. - №1. –

С. 33-45.

  1. Малинова, О.Ю. “Политическая культура” в российском научном и публичном дискурсе / О.Ю. Малинова // Политические исследования. – 2006. - №5. – С. 106-129.

Семинар 6. Политический конфликт и политический кризис


Структура семинара:

  1. Политические конфликты: понятие, причины, типы, функции.

  2. Стадии развития политического конфликта. Способы и методы разрешения политических конфликтов.

  3. Политический кризис: понятие, типология кризисов.

  4. Кризисы политического развития.

  5. Кризисы модернизации.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:



  1. Каковы основные причины зарождения политических конфликтов?

  2. В свете гуманизации глобализационных процессов в современном мире какие методы решения политических конфликтов представляются более преемлемыми?

  3. Какие мировые исторические события Вы могли бы привести в пример кризиса политического развития?

  4. Испытывает ли современная Россия кризис модернизационных процессов?

Литература.



Основная:

  1. Мухаев, Р.Т. Политология. Учебник для студентов вузов./Р.Т. Мухаев – М: ЮНИТИ, 2005. – С. 114-132.

  2. Политология: Учебное пособие /Под ред.

К.С. Идиатуллиной. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. – С. 143-156.

Дополнительная:

  1. Мельвиль, А.Ю. Политология. Учебник./ А.Ю. Мель-виль – М.: Московский государственный институт международных отношений МИД России, 2007 – С. 285-374.

  2. Политология в схемах и комментариях: Учебное пособие /Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – Спб.: Питер, 2005. – С. 199-226.

  3. Политическая социология: Учебник для вузов /Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –

С. 414-432.

  1. Бежанишвили З.Р. Между конфликтами и партнерством: современное развитие российско-грузинских отношений //Полис. – 2008. - №4. С. 163-166.

  2. Кобзева С.В. Медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники // Полис. – 2008. - №1.

С. 33-37.

  1. Лапкин В.В. Модернизация, глобализация, идентичность. Общие проблемы и российские особенности // Полис. – 2008. - №3. С. 50-56.

  2. Светлов В.А. Грузино-Югоосетинский конфликт. Размышления конфликтолога //Полис. – 2009. - №3. С. 65-71.

  3. Сухарь А.А. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ// Полис. – 2007. - №4. С. 158-163.

  4. Чимирис Е.С. Политика Европейского Союза в международных конфликтах (на примере попыток урегулирования отношений между Сербией и Черногорией) // Полис. – 2007. - №4. С. 174-179.

Семинар 7. Мировая политика и международные отношения


Структура семинара:

  1. Мировая политика и международные отношения.

  2. Особенности мирового политического процесса.

  3. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:



  1. Как пространственные характеристики государства влияют на его внутреннюю и внешнюю политику?

  2. Дайте определение понятий «баланс сил» и «мировой порядок»?

  3. Как на Ваш взгляд взаимосвязаны понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность»?

Литература



Основная:

  1. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студ. Вузов / Мухаев Р. Т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С.421-439.

Дополнительная:

  1. Лапкин, В.В. Концепция эволюционного усложнения мировой политической системы (Взгляд из России) /

В.В. Лапкин, В.И. Пантин // Политические исследования. – 2006.- №1. – С. 157-175.

  1. Лебедева, М.М. Проблемы развития мировой политики / М.М. Лебедева // Политические исследования. – 2004. - №5. –

С. 106-114.

  1. Песков, Д.Н. Мировая политика, или Бег на месте / Д.Н.Песков // Политические исследования. – 2005. - №1. – С.156-161.

  2. Сухарев, М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад / М.В. Сухарев // Политические исследования. – 2005. - №1. –

С. 72-94.

  1. Чихарев, И.А. Многомерность мировой политики

(К современным дискуссиям) / И.А. Чихарев // Политические исследования. – 2005. - №1. – С. 161-173.
Семинар 8. Анализ политических процессов и принятие политических решений
Структура семинара:

  1. Анализ сущности и содержания политического процесса.

  2. Анализ политической ситуации и расстановка политических сил в обществе.

  3. Политическое прогнозирование.

  4. Политическое решение: сущность, алгоритм и методы принятия.

  5. Подготовка и выбор оптимального политического решения.

Проблемно-поисковые вопросы к семинару:



  1. Каковы формы существования и типологии политических прогнозов?

  2. Какие классификации политических решений вы знаете? Проиллюстрируете их примерами из современной политической жизни?

  3. Какие существуют способы нейтрализации давления лоббистских группировок в ходе приятия политического решения?

Литература.



Основная:

  1. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов /

А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 5-50.

  1. Политология: учеб. пособие /Под ред. Б.И. Кретова. –

2-е изд. , испр. И доп. – М.: Высш. Шк., 2001. – С. 12-18.

  1. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 221 с.

Дополнительная:

  1. Пугачев, В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс] / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – Режим доступа: http://polbu.ru/pugachev_politology/, свободный.

  2. Общая и прикладная политология: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. Режим доступа: http://mgtu-lekcii.ru/iu/iu7/3/polit/ch_43.htm, свободный.

  3. Симонов, К.В. Политический анализ [Электронный ресурс] / К.В. Симонов. – Режим доступа: http://polbu.ru/simonov_politanalysis/, свободный.

Семинар 9. Актуальные проблемы политической

науки (круглый стол)
Этот семинар целесообразно провести на последнем, завершающем семинарском занятии в форме «круглого стола» с коллективным обсуждением вопросов темы.
Проблемно-поисковые вопросы к семинару:


  1. В чём заключается суть методологии политической науки? Назовите её объект и предмет.

  2. Каковы основные парадигмы и методы, применяемые политологами в прикладных исследованиях политических процессов?

  3. Вспомните категории, которые на ваш взгляд, наиболее важны в настоящее время и объясните почему?

  4. Какие ближайшие и стратегические перспективы актуальны для социально-политического развития российского общества.

  5. Порассуждайте о месте и роли политического знания в системе подготовки современного высококвалифицированного специалиста- инженера.

Литература



Основная:

  1. Политология: учебное пособие для вузов/

К.С. Идиатуллина [и др.] /под ред. К.С. Идиатуллиной. – 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2007. – С.4-11, 13-25, 29-33.
Дополнительная:

  1. Алексеева, Т.А. Политическая наука в России: вчера, сегодня, завтра. (материалы научного семинара)/Т.А. Алексеева, И.Б.Левин //Политические исследования.- 2006. - №1 – С.141-157.

  2. Пляйс, Я.А. Новый этап в развитии политической науки в России /Я.А.Пляйс //Политические исследования. – 2007. - №3– С.155-165.

  3. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 221с.

  4. Барышева, А.Д. Политология. Курс лекций: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стереотип. /А.Д. Барышева [и др.] – М.: изд-во “Экзамен”, 2009. – С.10-14, 34-48.

  5. Исаев, Б.А. Политология в схемах и комментариях. – Спб.: Питер, 2009. – С.12-28.

  6. Медведев, Д.А. Россия, вперёд! [Электронный ресурс] Д.А. Медведев – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5413, свободный.

  7. Медведев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 12.11.2009. [Электронный ресурс] Д.А. Медведев – режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979, свободный.

  8. Материалы XI съезда политической партии “Единая Россия” – Российская газета (центральный выпуск) №5045 от 23.11.2009 г. [электронный ресурс]: http://www.rg.ru/gazeta/rg-centr/2009/11/23.html, свободный.

Раздел V. Рабочая тетрадь


Рабочая тетрадь представляет собой систематизированный сборник блоков заданий (задач) для самостоятельной работы студента при подготовке к каждому семинарскому занятию. Каждой паре «Лекция-семинар» с одинаковым порядковым номером (от 1 до 9) соответствует блок заданий с аналогичным номером, обозначаемый как СРС (например: Лекции 1 соответствует Семинар 1 и СРС 1). Оценка качества выполненных студентом СРС осуществляется преподавателем на основании рейтинговой системы, разработанной на кафедре ГМУС КГТУ.
Модуль 1. Теоретические основы науки о политике
СРС 1. История политической науки.
Задание 1. Как бы Вы объяснили тезис Платона: «Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут управлять философы или мыслящие философски»
Задание 2. Как бы Вы объяснили тезис Макиавелли: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисе». (См: Ан­тология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т.1. С. 256).
Задание 3. Как бы Вы объяснили рассуждения Ж. Мелье, в котором он говорит о том, что благополучие народа в его собственных руках. «Тираны, - пишет он, - ничего не сумели бы сделать без вас. Они пользуются вашими собственными силами против вас самих для того, чтобы всех вас, сколько вас ни есть, сделать своими рабами…» (См: Ан­тология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т.1. С.372)

Задание 4. Как бы Вы объяснили следующие пункты проекта конституции Н.М. Муравьева:

1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.

2. Источник Верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя. (См: Ан­тология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 3. С.669).


Задание 5. Как бы Вы объяснили выражение Х. Арендт: «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации». (См: Ан­тология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 525).
СРС 2. Теории политической власти, элит и лидерства.
Задание 1.

Определите кому принадлежит следующее выссказывание и вставьте недостающие понятия:

«Власть понимается здесь как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри того, что мы называем политической ..............................., но выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функ­циональные подсистемы общества (как я их себе представляю) — эко­номическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддер­жания культурных .............................».

(См: Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. П. С. 479—486).


Задание 2.

Восполните выссказывание М. Вебера:

«Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на ............................. (т.е. считающееся ...............................) насилие как средство». (См: Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990).
Задание 3.

Согласно теории В. Парето: «в правящую .................. входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов министерств, председатели апелляцион­ных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответствующих полученной этикетке качеств». (См: Парето В. Компендиум по общей социологии //Ан­тология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. II. С. 59—67).


Впишите недостающее понятие.
Задание 4.

Современная идеологическая ситуация в западных странах такова, что «в чистом виде» либеральной или консервативной идеологии там уже не существует: они взаимно переплетаются. Чем, на ваш взгляд, вызвано такое взаимопроникновение различных идеологий?




Модуль 2. Политическая система
СРС 3. Теория политических систем и политических режимов.
Задание 1.

Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);

б) «Демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);

в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет — и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А.И. Герцен).

Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.


Задание 2.

Внимательно ознакомьтесь с идеями Гегеля и определите, какой режим описывается в его воззрениях.

А) Национализм в форме историцистской идеи, согласно которой государство представляет собой воплощение духа самозарождающейся нации (или расы): одна избранная нация (ныне избранная раса) обречена на мировое господство.

Б) Государство как естественный враг всех иных государств должно утверждать свое существование путем войны.

В) государство свободно от любого рода моральных обязательств; история, т.е. исторический успех, является единственным судьей в общественном развитии; коллективная полезность – это единственный принцип личного поведения; пропагандистская ложь вполне допустима.

Г) «Этническая» идея войны (тотальной и коллективистской), особенно молодых наций против старых; война, судьба и слава как наиболее желательные блага.

Д) Творческая роль великого человека, всемирно-исторической личности, человека глубинного знания и великой страсти.
Задание 3.

Определите, что объединяет политические системы:

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?
Задание 4.

Заполните таблицу, проанализировав демократический, авторитарный и тоталитарный режимы по указанным критериям:



Критерии

Демократи-ческий режим

Автори-тарный режим

Тотали-тарный режим

Роль лидера в государстве










Отношение людей к власти










Отношения государства и общества










Наличие и роль политических партий










Оппозиция и ее роль в обществе










Наличие господствующей идеологии










Социальный и экономический плюрализм (права и свободы)










Формы разрешения конфликтов










Задание 5.

Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории?
Задание 6.

Какие возможности для политического участия представляют тоталитарный, авторитарный и демократический режимы? Как вы участвуете в политическом процессе?


Задание 7.

Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:

а) экологическая система;

б) международные социальные системы;

э) международные политические системы;

г) биологическая система;

д) международные биологические системы;

е) социальные системы;

ж) международная социальная структура;

з) система культуры;

и) международная экономическая система;

к) демографическая система;

л) международная система культуры;

м) социальная структура;

н) международная демографическая система.
Задание 8.

Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?

а) права и свободы человека;

б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицающей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обязательно признаваемой всеми;

в) разделение властей;

г) монополия одной массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;

д) свободные выборы;

е) всеобщий полицейский контроль и надзор;

ж) монополия власти на средства массовой информации;

з) многопартийность;

и) централизованный контроль за экономикой.
Задание 9.

Чем современная демократия отличается от античной?




Античная демократия

Современная демократия

1. Прямая

1...................................

2. Воля большинства

2.....................................

3.Преследование инакомыслящих

3.....................................

4. Право политического участия распространяется только на свободных граждан

4.....................................





10. Ш. Монтескье связывал выбор политического режима с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель?

СРС 4. Институты политической системы и гражданское общество.
Задание 1.

Основные теории происхождения государства.

1. Антропологическая теория гласит, что государство - это форма организации, коренящаяся в общественной природе человека, а «государство есть естественная форма общежития» (Аристотель).

2. Теория завоевания, выдвинутая Ф. Оппенгеймером, выссказывает предположение, что государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, которые углубили социальное неравенство, привели к образованию классов и эксплуатации.

3. Теория классовой борьбы утверждает, что государство явилось результатом общественного разделения труда, вследствие которого возникли имущественная и социальная дифференциация людей, частная собственность, классы и эксплуатация. Классы, обладающие собственностью, создали государство как орудие классового господства. Наиболее детально эта теория разработана в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

4. Психологическая теория полагает, что к созданию государства людей побудили страх перед агрессией и стремление к обеспечению мира и безопасности, предотвращению «войны всех против всех» (Т. Гоббс), что государство - плод человеческого разума, понявшего необходимость специального органа, способного лучше обеспечить права людей, чем догосударственные формы общежития (Дж. Локк).

5. Теория общественного договора, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо и некоторыми другими идеологами Просвещения, гласит, что государство является результатом общественного договора между свободными и независимыми индивидами или между ними и правителями относительно способов организации общественцой жизни, защиты своих прав и свобод.
Задание:

Какая теория (или теории) наиболее адекватно отразила (отразили) процесс происхождения государства и почему?


Задание 2.

Отличительными признаками правового государства являются:

• правовое равенство всех граждан, приоритет прав личности над законами государства;

• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности;

• принцип верховенства права над различными под шконными актами, подчинение закону всех государственных служащих;

• разделение властей, разграничение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, а также их взаимодействие на основе конституционных норм при определенном верховенстве законодательной власти;

• суверенитет народа как конечного источника власти, тогда как государственный суверенитет носит представительный характер;

• ограничение свободы индивида свободой и правами других людей.


Задание:

Какой признак правового государства необходимо добавить к перечисленным для того, чтобы политические силы носили конкурентный характер?

Задание 3.

Возможно, монархии и отмирают, однако в Западной Европе все еще больше монархий, чем в любом другом регионе мира.


Задание:

Определите, почему в странах Западной Европы «все еще больше монархий, чем в любом регионе мира»? И какая разновидность монархической формы правления характерна для западноевропейских монархий?


Задание 4.

Прочитайте отрывок из Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года, посвященный перспективам развития российской демократии.

«... В отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Теперь вопрос не в том быть или не быть демократии в России, как это было еще совсем недавно, 15 лет назад. Понятно, что быть. С этим никто не спорит. Теперь вопрос: как должна развиваться далыпе российская демократия?» (Медведев, Д.А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию /

Д.А. Медведев //Российская газета. - 2008. - 6 ноября).


Задание:

Проанализируйте позицию Президента РФ в отношении российской демократии. В чем ее особенности? Какие предложения по укреплению демократических институтов и по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти сформулировал Д.А. Медведев в этом Послании?


Задание 5.

Г. Гегель в работе «Философии права» (1821) выдвинул идею социального государства и модификации классического либерализма. Так как, по его мнению, «формальная свобода индивида как экономического субъекта ведет к распаду буржуазного общества и возникновению в нем неравенства», а сами по себе «буржуазное общество и нейтральное правовое государство не в состоянии противостоять обнищанию и пролетаризации масс ... возникает насущная необходимость в дополнении их феноменом социального государства...» (Цит. по: Чанышев, А.А. История политических учений: учебник /

А.А. Чанышев. - М.: Изд-во Проспект, 2006. - С.569).
Задание:

Когда и в каких странах государства превратились в социальные, а классический либерализм трансформировался в социальный?


Задание 6.

Существует взаимосвязь типов партийной системы и типов избирательной системы. Двухпартийная система складывается преимущественно в странах с мажоритарной избирательной системой относительного большинства. Пропорциональная избирательная система, предусматривающая распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов избирателей, приводит к формированию многопартийности.


Задание:

Какой из двух названных вариантов взаимосвязей типов партийной системы и типов избирательной системы составляет сущность «закона Дюверже»?


Задание 7.

М. Дюверже отметил, что «Типологию многопартийности дать крайне нелегко: от трех партий - до бесконечности, включая бесчисленное множество разновидностей...» (Дюверже, М. Политические партии /М. Дюверже. - М.: Парадигма, 2005. - С.280).


Задание:

Какие Вы знаете типы партийных систем, и какой тип партийных систем является в настоящее время в странах Западной Европы преобладающим и почему?


Задание 8.

Существуют различные классификации политических партий. М. Дюверже выделил так называемые внутриобразуемые и внешнеобразуемые партии. (См.: Дюверже, М. Политические партии /М. Дюверже. - М.: Парадигма, 2005. - С.59-62).


Задание:

Определите, в чем состоят особенности образования этих двух партий?


Задание 9.

В Государственной Думе РФ образовано 4 фракции, состоящие их представителей 4-х политических партий: Единая Россия, Справедливая Россия, КПРФ и ЛДПР.


Задание:

Определите, к каким типам партий они относятся.


Задание 10.

Социальная структура гражданского общества включает в себя следующие социальные общности:

• общественно-политические - партии, движения, блоки, объединения, клубы;

• религиозные - конфессии, секты;

• профессионапьные союзы;

• объединения людей определенных социальных категорий (предприниматели, врачи, ветераны, женщины, молодежь);

• спортивные - общества, клубы, союзы, секции;

• местные территориальные - муниципальные образования (местное самоуправление). (См.: Граждан, В.Д. Теория управления: Учебное пособие /В.Д. Граждан. – М.: Гардарики, 2004. - С.315).
Задание:

На основе данной структуры гражданского общества сформулировать определение гражданского общества.


Задание 11.

Партии являются специфическим общественно-политическим институтом, имеющим «двухэтажную структуру». С одной стороны, партии являются институтом гражданского общества, а с другой стороны, они составляют часть государственного механизма (при определенных условиях)


Задание:

Какую роль играют политические партии во взаимодействии гражданского общества и государства?


Задание 12.

В науке существуют различные концепции гражданского общества, которые можно свести к двум традициям. Это так называемые L- и М-традиции. L-традиция восходит к Д. Локку и рассматривает гражданское

обществу. М-традиция берет начало от Ш. Монтескье и рассматривает гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае необходимости защищающих свободу индивида от посягательств власти. Г. Гегель синтезировал в своей теории L- и М-традиции и разработал концепцию гражданского общества в виде теории высокоразвитого и сложного социального устройства.


Задание:

Определите, какая из трех концепций гражданского общества близка современным теориям. Ответ обоснуйте.


Задание 13.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима.


Задание:

Определите, в чем состоит специфика взаимоотношения между гражданским обществом и государством при тоталитарном, авторитарном и демократическом режимах?

СРС 5. Концепции политической культуры, идеологии и социализации.
Задание 1.

Заполните следующую таблицу «по Г. Алмонду», обозначая наличие признака ориентации как «1», а отсутствие такового в данном типе политической культуры как «0»


Типы политических культур

Политические культуры

Система вообще как объект

Объекты «на входе» системы

Объекты «на выходе» системы

Отношение к себе как к объекту

Патриархальная













Подданническая













Участия












Задание 2.

Согласно Г. Алмонду политическая культура этих наций примерно соответствует понятию «гражданская культура».

Назовите эти страны и обоснуйте свое согласие (или несогласие) с автором.


Задание 3.

В чем, по мнению К. Манхейма общность, а в чем различие ленинизма и фашизма? (См: Манхейм К. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М.,1994. С. 7164).


Задание 4.

Назовите и охарактеризуйте сферу человеческой жизни по Дж. Ст. Миллю, которая неприкосновенна и характеризуется наличием:


- свободы совести;

- свободы выбора;

- свободы действовать сообща.
Задание 5.

Между какими двумя обществами по мнению К. Маркса «лежит период революционного превращения первого во второе» и как называется этот период?

Охарактеризуйте оба этих общества. (См: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 26—30).
Задание 6.

Охарактеризуйте такое понятие, как «гражданская культура» (Г. Алмонд, С. Верба).


Задание 7.

Разнесите нижеперечисленные персоналии по соответсвующим концепциям политической социализации и охарактеризуйте каждую концепцию:



Персоналия

Концепция политической социализации

Характеристика (основные положения) концепции

Истон, Хабермас, Эриксон, Коэн, Луман, Фромм, Липтон,

Стейси, Парсонс, Пиаже.



Психологические концепции




Классическая теория политической социализации




Теория аккультурации




Теория психоанализа




Модуль 3. Политические процессы и мировая политика
СРС 6. Политическое развитие и политические конфликты.
Задание 1.

Какие особенности политического процесса в России в

21 в. Вы можете назвать?

Задание 2.

В США разработки по исследованиям политического процесса имели фундаментальное и прикладное значение. Например, в 1968г. В Южноамериканском университете по заказу Госдепартамента США была создана экспертная система «Мировой анализ политических событий и взаимодействий» (WEIS), в которой были использованы типологии и шкалы взаимодействий. Одна такая шкала включала в себя 22 типа политических взаимодействий – от конфликта до консенсуса. Как вы думаете, какие типы взаимодействия можно расположить между этими двумя пограничными понятиями?

Задание 3.

Раскройте сущность видов модернизации. Приведите примеры.

Виды модернизации:

- Политическая

- Тупиковая

- Квазимодернизация

- Антимодернизация

- Контрмодернизация.

Задание 4.

Проанализируйте высказывание американского политолога Д. Растоу: «Модернизация представляет собой соединение западных (вестернизация) и традиционных явлений … Одновременно с известными преимуществами она приносит с собой опасности и лишения…. Последствия модернизации не определены в моральном плане». Подумайте, о каких опасностях и лишениях может идти речь?

Задание 5.

На примере любого политического конфликта определите стадии его возникновения, развития и возможных вариантов завершения.

СРС 7. Мировая политика и международные отношения.


Задание 1.

Нанесите на контурные карты:


1. Страны- члены НАТО

2. Страны большой семерки

3. Страны- члены СНГ и союза пяти внутри его

4. Страны- члены ОПЕК

5. Страны- члены АСЕАН
Задание 2.

Работа со словарем.

Выпишите определения следующих понятий: атлантизм, буферное государство, географические факторы в политике, геополитика, глобализация, граница, естественные границы, искусственные границы, стратегические границы, жизненное пространство, «законы» Ратцеля, идеократия, мир биополярный, мир монополярный, мир мультиполярный, мондиализм, неотлантизм, национальный интерес, регионализм, талассократия, теллурократия.

Задание 3.

Распределите по политическим концепциям и кратко охарактеризуйте теоретичесие выкладки следующих персоналий: Р. Челен, К. Ратцель, Х. Маккиндер, А. Мэхен,

Н. Спайкмен, К. Хаусхофер, З. Бжезинский, Ф.Фукуяма,

С. Хатингтон, В.Ключевский, Н. Данилевский, И. Валлерстайн, Л.Гумилев, К. Сорокин, В. Цымбурский, А. Дугин, Л. Гумилев, Л. Мечников.
Модуль 4. Прикладная политология
СРС 8. Маркетинг избирательной кампании в России.
Задание 1.

Разработать программу прикладного исследования. Программа должна включать следующие разделы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;

2. Определение цели и постановка задач исследования;

3. Уточнение и интерпретация основных понятий;

4. Формулировка рабочих гипотез;

5. Определение метода сбора и анализа информации.
Предлагаются следующие темы исследования на выбор:

1. Совершенствование избирательной системы в России.

2. Активность избирателей на выборах.

3. Электоральные предпочтения жителей г. N.

4. Электоральная активность избирателей городов республики N.

5. Образ кандидата в депутаты Государственной Думы России.

Программа исследования на тему:....................

Проблема:.............................................................

Задание 2.

Каким образом социальная стратификация в обществе влияет на электоральное поведение людей?

Задание 3.

Какие особенности предопределяют электоральное поведение российских избирателей?


Задание 4.

В чем заключается роль лидеров мнений?


Задание 5.

Какие формы работы с избирателями Вы можете назвать? Какие из них Вы считаете наиболее эффективными и почему?


Задание 6.

Составить имиджевую листовку кандидата K в депутаты N-ского республиканского совета. (В листовке должны прозвучать ответы на вопросы: зачем идти на выборы, почему кандидат K, кого кандидат не устраивает, кто поддерживает кандидата).


СРС 9. Актуальные проблемы политической науки
Задание 1.

Используя статью Президента Р.Ф. Медведева “Россия, вперёд!” и его Послание Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г., сформируйте актуальные проблемы социально-политического развития российского общества:

а) на ближайшие годы;

б) на стратегическую перспективу;


Задание 2

Политология имеет целый набор фундаментальных, общих понятий, которые отражают существенные стороны политики. Это такие категории, как власть, политическая система,… (продолжите перечень основных категорий политологии).


Задание 3

Выпишите определение следующих понятий: круглый стол, полемика, дискуссия, проблема, методология, парадигма. (См. Большой энциклопедический словарь. – 2-е издание. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. – с.360, 598, 724, 877, 930, 962).


Задание 4

В форме ЭССЕ (свободного изложения) порассуждайте и изложите свои мысли о роли политологических знаний в системе подготовки современных высококвалифицированных специалистов, инженеров – выпускников КГТУ.


Задание 5

Исходя из компетентностных характеристик специалиста (см. Приложение 1), оцените в какой степени умения и навыки, приобретённые на основе полученных знаний по политологии, помогли Вам в формировании таких частных компетентностей и свойств, как интеллектуальные действия, личностные свойства, социальные компетентности, специальные профессиональные компетентности, общепрофессиональные компетентности, инструментальные компетентности.

Оценку дайте по пятибалльной шкале.

Раздел VI. Тестовые задания


Модуль 1. Теоретические основы науки о политике.
1. Что изучает политология:

А) Закономерности развития политической сферы общества

Б) Власть, как общественное явление

В) Взаимоотношения между людьми, социальными группами и общностями

Г) Все вышеперечисленное

2. Кого принято считать отцом политической науки:

А) Платона Б) Аристотеля

В) Макиавелли Г) М. Вебера

3. Кто является родоначальником либерализма:

А) Гоббс Б) Локк

B) Руссо Г) Монтескье

4. Кому принадлежит заслуга окончательного разделения понятий «общество» и «государство»:

А) Гоббсу Б) Локку

В) М. Веберу Г) Макиавелли

5. Кому принадлежит заслуга окончательного разделения властей на исполнительную, судебную и законодательную:

A) Гоббсу Б) Локку

В) Монтескье Г) Веберу

6. Кому принадлежит выражение: «Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока в них не будут править философы»:

А) Конфуцию Б) Платону

В) Мо-цзы Г) Аристотелю

7. Какие формы государства по Аристотелю правильные:

А) Монархия, Б) Аристократия,

В) Демократия, Г) Полития.

А) АБВ Б) БВГ

В) АВГ Г) АБГ

8. Какие формы государства по Аристотелю неправильные: А) Монархия, Б) Тирания, В) Демократия, Г) Олигархия:

А) АБВ Б) БВГ

В) АВГ Г) АБГ

9. Какая форма государства является для Цицерона политическим идеалом: A) Царская власть – монархия, Б) Власть народа – демократия, В) Власть оптиматов – аристократия, Г) Власть военных – меритократия.

A) АБВ B) БВГ

Б) АВГ Г) АБГ

10. Кому из перечисленных мыслителей первому принадлежит обоснование приоритета церкви перед государством:

А) Аврелию Б) Аквинскому

B) Августину Г) Абеляру

11. Кому из русских мыслителей-революционеров принадлежит высказывание о том, что «народ - истинный носитель суверенитета»:

А) Пестелю П.И. Б) Радищеву А.Н.

В) Муравьеву Н.М. Г) Рылееву П.Г.

12. Кому из политических деятелей принадлежит выражение: «цель оправдывает средства»:

А) Ницше Б) Макиавелли

В) Шопенгауэру Г) Тертулиану

13. Кому из перечисленных мыслителей принадлежит выражение: «Война всех, против всех»:

А) Локку Б) Монтескьё

В) Гоббсу Г) Макиавелли

14. Кто (или что) является первичным субъектом политической власти: A) индивид, В) политический лидер,

Б) социальная группа, Г) политическая партия.

A) АБ В) БГ

Б) только А Г) только Б

15. Как называется невозможность объекта власти стать субъектом властных отношений и оказывать влияние на результативность власти и на характер принимаемых ею решений: А) политический конформизм, Б) политическая апатия, В) политическая индифферентность,

Г) политический экстремизм.

А) АБ Б) ВГ


В) только А Г) только Б


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой Казань: Изд-во Казан гос технол ун-та
972.58kb.
Социология межэтнических отношений
2029.8kb.
Учебное пособие /Л. Р. Ибрашева, Ю. А. Шогина. Казань: Изд-во Казан гос технол ун-та, 2007. 138 с
1306.65kb.
Управление персоналом учебно-методическое пособие
1228.05kb.
Управление общественными отношениями учебно-методическое пособие
1454.94kb.
Социальная экология
1539.6kb.
Государственное и муниципальное управление: выпускная квалификационная работа
637.12kb.
Практикум Казань кгту 2008 ббк67. 99 (2) 061. 2 Ибрашева, Л. Р
945.37kb.
Учебно-методическое пособие для специальных средних заведений мвд СССР. M., 1970. Андреев В. М. Борьба самбо. Учебно-наглядное пособие. Изд-во "Спорткомбинат". Динамо, 1961
197.36kb.
Методические указания Казань 2005 (075. 8) Ббк 67. 400. 6я73 + 67. 401я73
462.96kb.
Учебно-методическое пособие Для студентов медицинского факультета по специальности
397.94kb.
И. З. Гарафиев. Магистерская диссертация: учебное пособие
1049.03kb.