Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики начального обучения

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(образцы заданий и модели измерительных материалов)

Учебно–методическое пособие для учителя начальных классов

Махачкала - 2009


Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования по материалам новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (начальная школа).

Итоговая комплексная работа за первый класс: методика проведения комплексной итоговой проверки, тексты и варианты итоговых работ. Методика проверки и оценки формирования универсальных учебных действий выпускников начальной школы: образцы заданий и модели измерительных материалов.

Система оценки достижения планируемых результатов. Примеры заданий для выпускников начальной школы: Математика. Примеры заданий для выпускников начальной школы: Русский язык. – Махачкала: Изд. ДИПК ПК, 2009, -123с. /Автор-составитель: канд. пед. наук, доцент кафедры ПМНО Ж.А. Исаева.
Рецензенты:


  1. Халидов Х.М. – директор МОУ НШ «Перспектива», доцент кафедры психологии ДГПУ г. Махачкала РД, кандидат психологических наук.

  2. Кадирова З.А. – зам. директора по УВР МОУ СОШ № 42 г. Махачкала.

Содержание


Введение ……………………………………………………………………...3

Глава I Итоговая комплексная работа за первый год обучения .………9-58

1.1. Краткая характеристика и особенности проведения итоговой комплексной работы в первом классе..……………………………………9

1.2. Материалы для проведения итоговой комплексной работы: тексты работ………….……………………………………………………15

Глава II Оценивание развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся………………………………………………………….59-78

2.1. Методика изучения универсальных учебных действий у первоклассников……………………………………………………….........59

2.2. Материалы для оценивания развития универсальных учебных действий учащихся первых классов……………………….…....................64

Глава III Система оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным предметам на конец четвертого года обучения…………………………………………...……………………79-118

3.1. Система оценки планируемых результатов (ПР) ..…………..79

3.2. Примеры заданий для выпускников начальной школы: Математика………………………………………………………………….83

3.3. Примеры заданий для выпускников начальной школы: Русский язык…………………………………………………………………………103

Литература………………………………………………………………….190

Приложение. Критерии оценки выполнения заданий и коды правильных ответов……………………..……..………………………… …………….. 120



Введение
Стратегическая цель развития российского образования заключается сегодня в обновлении его содержания и, главное — достижении нового качества. Ставится задача ориентации всей системы образования на новые образовательные результаты, которые связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Создать условия для достижения этих целей и призваны образовательные стандарты второго поколения.

Владимир Путин на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. говорил: «Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Это должны быть современные стандарты».

Что такое стандарт образования? Оставаясь нормативным документом, Стандарт представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством. Он призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей новой миссии. При этом под миссией российского образования понимается воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа, таким, как справедливость, личная и индивидуальная свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм и др.

Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.

Миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества и в результате на укрепление российской государственности, консолидацию народов России, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны.

Важнейшее общественное значение Стандарта было полностью учтено в ходе проведенного широкого профессионально-общественного обсуждения его проекта с участием родительской общественности, институтов гражданского общества, научно-педагогического сообщества, конфессий и общественных организаций.

В основе построения Федерального государственного стандарта второго поколения (ФГОС) в целом лежит системно-деятельностный подход. Его методология при разработке нового стандарта реализована в деятельностной парадигме, согласно которой координатами, определяющими развитие в образовании, являются ведущая деятельность и возраст обучающихся. Это означает, что для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и являться условием и движущей силой развития ребенка.

Системно-деятельностный подход, заложенный в новом Стандарте, предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандартов, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования и способов организации учебной (образовательной) деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценностей индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов начального общего образования и создает функциональный базис для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования.

К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

К предметным результатам образовательной деятельности относится освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к личностным результатам

Требования к личностным результатам начального общего образования предусматривают:



  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат.



Требования к метапредметным результатам

Требования к метапредметным результатам начального общего образования предусматривают:



  • овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

  • освоение межпредметных понятий.


Требования к предметным результатам

С учетом специфики конкретного учебного курса требования к предметным результатам включают:



  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей;

  • пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета данной ступени образования;

  • умение ориентироваться в базовых понятиях, необходимых для получения начального образования и продолжения образования наследующей ступени;

  • умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию;

  • умение работать с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;

  • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

  • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики.

Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:



  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Результатом развития общения и форм учебного сотрудничества является рост социальной и коммуникативной компетентности ребенка. Все это определяет основные характеристики Стандарта, которые являются наиболее важными для данного возрастного этапа и составляют фундамент образования младшего школьника, становления его индивидуальности и формирования его способностей.
ГЛАВА I
ИТОГОВАЯ

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ЗА 1 КЛАСС


1.1. Краткая характеристика и особенности проведения итоговой комплексной работы
Новая система оценивания предполагает непременное проведение в конце каждого класса итоговой комплексной работы. Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи. Она должна способствовать выявлению, как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Предлагаемая комплексная контрольная работа по целям, структуре и содержанию отличается от традиционных работ по учебным предметам, проводимых в начальной школе. По мнению разработчиков стандартов второго поколения, проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, а также способствует выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных учебных проблем. А построение работы на основе несплошного текста и вопросов к нему позволяют определить учителю уровень формирования как базовых (основная часть), так и способов учебных действий более высокого уровня (дополнительная часть).

Работы строятся на основе несплошного текста, к которому дается от 5 (в первом классе) до 10 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика.

С помощью системы итоговых комплексных работ учитель начальных классов может легко оценить сформированность следующих предметных навыков:




  • В области системы языка - техника и навыки чтения

          • скорость чтения «про себя» несплошного текста (в скрытой для детей форме);

          • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

          • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;

          • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.




        • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты: поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.;




        • создание микротекстов, содержащих краткий читательский отклик, свободный комментарий по прочитанному тексту.


В области системы языка

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

        • целостность системы понятий (4 кл.);

        • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи (начиная с 1-го класса);

        • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

        • разбор предложения по частям речи (начиная с 3-го кл.);

        • синтаксический разбор предложения (4 кл.);

        • умение строить свободные высказывания:

        • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

        • предложения;

        • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й-4-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик

            • на этическую ситуацию

            • на нравственную и социальную проблему

            • на экологические проблемы

            • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;

        • сформированность навыков правописания (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

        • словарный запас и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

  • В области математики

        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

        • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

        • умение рассуждать и обосновывать свои действия;




  • В области окружающего мира

        • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

        • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

        • объекты живой и неживой природы;

        • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;

        • распознавание отдельных географических объектов;




        • сформированность первичных предметных способов учебных действий

        • навыков измерения и оценки;

        • навыков работа с картой;

        • навыков систематизации;

        • сформированность первичных методологических представлений

        • этапы исследования и их описание;

        • различение фактов и суждений;

        • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Комплект итоговых контрольных работ мы сопровождаем детальными рекомендациями по:


  • проведению работ;

  • оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);

  • оцениванию работы в целом;

  • интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;

  • фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.


1.1.1. описание условий проведения ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

Итоговая комплексная работа проводится в середине мая. Учитель может регулировать по своему усмотрению количество вариантов, которые будут использованы одновременно на уроке, последовательность проведения работы, содержание деятельности.

Есть несколько вариантов организации выполнения итоговой комплексной работы детьми, например:

- провести работу за один день, на 2-м, 3-м и 4-м уроках, с перерывами на перемену;



- дать детям возможность работать в своем темпе, без ограничений по времени или вести уроки в один день, с разрывом: 2-й и 4-й; на втором уроке все выполняют задания основной части, на 4-м уроке отдельные дети продолжают работать над оставшимися заданиями основной части, а большинство – над заданиями дополнительной части – кто, сколько успеет до конца урока;

- работы проводятся в течение недели: в понедельник и вторник дети работают над заданиями основной части в течение 25 мин на 3-м уроке, в среду тоже в течение 25 мин на 3-м уроке заканчивают выполнение основной части и переходят в индивидуальном порядке к заданиям дополнительной части; в четверг, на 3-м уроке еще в течение 25 мин желающие могут продолжить работу над дополнительной частью, в то время как остальные выполняют индивидуальные задания.

Очень важна и методика проведения самой процедуры итоговой комплексной работы: способы прочтения заданий детям (индивидуально, фронтально по вариантам, другие), формы оказания помощи детям, по каким учебникам велось обучение математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и многое другое.



1.1.2. Рекомендации

по проведению и проверке итоговых комплексных работ учителем

Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки.

Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят две отметки: в начале и в конце работы в соответствии с первым и вторым сигналами учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями.

Важно помнить, что результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.

Варианты 3 и 7 рекомендуется давать детям со слабой подготовкой.

Задания дополнительной части – более сложные. Не все дети могут их выполнить. При выполнении этих заданий детям особенно нужна помощь и поддержка учителя. Допускаются любые формы помощи (вплоть до наводящих вопросов). Недопустима только прямая подсказка. Дети выполняют задания дополнительной части – все, или те, которые им понравились или заинтересовали – исключительно на добровольной основе. Никакое принуждение недопустимо.

К заданиям дополнительной части разрешается приступать только после того, как ребенком выполнена основная часть. Целесообразно предложить детям со слабой подготовкой еще раз вернуться к заданиям основной части, проверить свои ответы, еще немного над ними подумать. В отдельных случаях можно даже обратить внимание ребенка на конкретную ошибку (Разве это так? А если …) и предложить выполнить это (или аналогичное) задание еще раз.

Дополнительную часть работы лучше выполнять на другом уроке – через день – два после выполнения заданий основной части. При этом в перерывах между выполнением основной и дополнительной части (или, при необходимости, в перерывах между выполнением отдельных заданий основной части) работы детей должны храниться у учителя.

За верное выполнение дополнительных заданий следует особо похвалить ребенка.



Отсутствие или наличие орфографических и/или пунктуационных ошибок в данной работе не оценивается

Если ребенок не приступал к выполнению дополнительной части в целом, или не приступал к выполнению отдельных заданий дополнительной части, эти задания оценке не подлежат.


1.1.3. Памятка

для учителя по организации и проведению

итоговой комплексной работы, 1 кл.
Учитель может пользоваться такой памяткой.

1. Перед проведением работы необходим краткий инструктаж учителя с описанием особенностей работы (как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, что задания выполняются по порядку, об окончании работы над основной частью ребенок должен сообщить учителю и др.).

2. Вначале в течение 5-ти минут учитель знакомит детей с работой и особенностями ее выполнения (как отмечать ответ значком, где можно писать, как будет организовано наше взаимодействие – ребенок поднимет красный флажок, если есть вопрос или трудность, зеленый – когда выполнит 5 задание и т.д.).



3. Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Основную часть выполняют все дети. Дополнительную часть дети выполняют исключительно на добровольной основе.

4. Условия проведения определяет учитель: время (часть урока, целый урок, продолжение работы над заданиями в течение недели), кол-во вариантов, способы взаимодействия с детьми и т.д.

5. Во время работы помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы, необходимы и целесообразны. Недопустимо только прямое подсказывание

6. Работа проверяется учителем в строгом соответствии с Критериями оценки.



7. Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

8. Работа направлена на получение интегрированной итоговой оценки основных результатов обучения в конце 1-го класса.
Итоговая комплексная работа выполняется каждым учеником индивидуально, оформив вначале титульный лист по следующему образцу. Вот примерный образец титульного листа.

ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА


1 класс
Вариант 1

Ученика/ученицы _____________________________

Фамилия, имя
Школа № __________ Класс ________

Город/село ____________________________________


Область/край _________________________________

1.2. МАТЕРИАЛЫ

для проведения итоговой комплексной работы: тексты работ

(8 вариантов)


Вариант 1

Задание 1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.

Сова


8

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова

15

старику, но перестала у него на лугу



20

мышей ловить. Старик это поначалу

26

не заметил, а мыши обнаглели. Стали

31

они гнезда шмелей разорять. Улетели

35

шмели, перестали клевер опылять.

47

Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на

56

лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

63



Вот как все в природе связано между

69

собой! Теперь понял это старик и

75

пошел скорее к сове прощение просить.


Задание 2. Найди и спиши второе предложение. Проверь. Если надо, исправь.

________________________________________________



___________________________________________________

Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.

Если нужно, перечитай текст еще раз.

Задание 3. Поставь значок  рядом с той строчкой, где картинки расставлены так, как происходят события в сказке.




А.






























Б.






























В.






























Г.











Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .

Столько же “ног”, сколько у совы




А.

у мыши.







В.

у старика.

























Б.

у коровы.







Г.

у собаки.



Задание 5.

Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом.

Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов, звуков и букв.
_
___ слогов

___ букв

___ звуков
_______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Если хочешь, выполни и эти задания.
Задание 6. Составь и запиши цепочку слов на основе сказки так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов  Махачкала 2009 Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
1901.66kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений Казань 2009 ббк 81. 2 Фр. 73 (075. 8) Печатается по решению Совета гуманитарных кафедр Казанского государственного медицинского университета
319.61kb.
Учебное пособие для студентов II курса педагогических университетов Москва 2003 Печатается по решению Ученого Совета Химического факультета мпгу
1131.94kb.
Учебно-методическое пособие Магнитогорск 2001 Печатается по решению научно-методического совета Орджоникидзевского Центра детского
1648.59kb.
Учебно-методическое пособие расширяет представление о русском языке, его возможностях, обучает правилам. Система практических занятий представлена теоретической частью с перечнем основных положений и вопросов к теме,
806.89kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Программа XI всероссийской конференции и стажировки
57.33kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению рис новгу рецензент
1238.03kb.
Учебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
500.9kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2006 г. Ббк 65. 290-2 Печатается по решению И66 рис новГУ
2236.94kb.
Положение о порядке организации и проведения повышения квалификации педагогических и руководящих кадров I. Общие положения
84.81kb.