Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Министерство образования Российской Федерации

Институт общего среднего образования РАО

Лаборатория дополнительного образования детей

Орджоникидзевский Центр детского творчества г. Магнитогорска

Федеральная экспериментальная площадка РАО

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

в УЧРЕЖДЕНИЯХ дополнительного образования



Учебно-методическое пособие

Магнитогорск 2001

Печатается по решению научно-методического


совета Орджоникидзевского Центра детского

творчества г. Магнитогорска




Самоопределение детей и молодежи в учреждениях дополнительного

образования: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, МаГУ, 2001.- с.




Рецензент:


Горский В.А., д.п.н.
Научный редактор:

Журкина А.Я., д.п.н., профессор

Пособие подготовлено авторским коллективом:

Журкина А.Я. – д.п.н., профессор

Сальцева С.В. – д.п.н., профессор

Ходунова Л.Н. – к.п.н.

Засова В.В. – к.п.н.

Плотникова Е.Б. – к.п.н., доцент

Бушман Е.В., Герасимова Л.Н., Ярцев А.В.

ã Журкина А.Я., Сальцева С.В.

Ходунова Л.Н.,2001.



ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной общественной среды вокруг самоопределяющейся личности (Национальная доктрина развития образования в России. – М., 1998, С.11).

Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования, призвано выполнять и реализовывать множество функций. Это и обучение досугу, и подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, и формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональная и профессиональная подготовка, это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка и т.п. Каждая из функций дополнительного образования нуждается в концептуальном обосновании и содержательной реализации.

Сегодня уже созданы и реализуются концепции дополнительного образования как средства повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе (Скачков А.В., Ростов – на – Дону), концепция развития дополнительного образования региона (Чернова Н.А., Кемерово), концепция управления УДО, концепция реализации дополнительного образования как средство развития личности ребенка (Горский В.А., Журкина А.Я., Москва) и др.

Разработанная лабораторией проблем дополнительного образования детей Института общего и среднего образования РАО концепция излагает идеи реализации одной из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях, какой является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

На современном этапе социальных перемен наиболее значимым фактором, определяющим функции дополнительного образования детей, является необходимость социального и профессионального самоопределения молодого человека в условиях нестабильного общественно-экономического развития страны.

Создание и расширение социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), как пространства для деятельности, общения, самореализации ребенка – одна из важнейших задач внешкольных учреждений с момента их образования. Это своеобразные зоны безопасности, где маленький человек может найти поддержку взрослого, научиться жить в меняющемся социуме. Особое значение она приобретает сегодня, когда обозначается опасная тенденция самоустранения школы от участия в организации свободного времени учащихся, отказа от детских общественных объединений и организаций на фоне сосредоточения большинства семей на проблемах экономического выживания.

Осуществляя дополнительное образование как педагогически управляемую часть внеучебной деятельности учащихся, внешкольные учреждения дополнительного образования обеспечивают их включение в деятельность профильного объединения.

Стимулируя самоопределение обучающихся через деятельность объединения, его содержание, они создают условия для ознакомления и овладения современными технологиями и культурными образцами, чтобы усилить стартовые возможности выпускника на рынке труда и профессионального образования.

Актуальность проблемы, анализ фактического опыта деятельности учреждений дополнительного образования позволяют выделить наиболее остро звучащие противоречия:



  • между необходимостью для растущего человека овладеть способами социально-профессионального самоопределения и бессистемностью дополнительного образования в предоставлении образцов поведения и действий в определении профессиональной судьбы;

  • между значимостью субъективного начала в самоопределении личности и отсутствием информационно-диагностического подхода в деятельности учреждений дополнительного образования, позволяющего изучить и осознать профессионально-творческий потенциал личности;

  • между значимостью самореализации школьников разного возраста в деятельности учреждений дополнительного образования и непониманием важности этого опыта для дальнейшей жизни человека, его профпереориентации на различных этапах взаимодействия с обществом;

  • между необеспеченностью современными научно-методическими рекомендациями по активизации мотивации труда и профессионального самоопределения школьников и насущной потребностью педагогических коллективов в этом.

Предлагаемое пособие является попыткой преодоления некоторых из существующих противоречий и призвано помочь педагогам дополнительного образования в реализации поддержки самоопределения подростка.

РАЗДЕЛ I. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Необходимость обновления деятельности учреждений дополнительного образования по активизации их роли в социально-профессиональном самоопределении детей и молодежи предполагает разработку изучаемого явления, теоретической основой которого является комплекс идей.

УДО – уникальная система, интегрирующая дошкольное, общее и профессиональное образование как звена непрерывного образования в ориентации на образовательную, досуговую и продуктивную деятельность в любой отрасли и сфере человеческой жизни.

В дополнительном образовании школьник реализует свое самоопределение, самообразование и самореализацию, связанные с профессиональными перспективами. Однако личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознана и обнаружена самим школьником. Ведь занятия в УДО могут осуществляться в соответствии с другими мотивами и потребностями (познания, общения, увлечения процессом). Но педагогически грамотно организованное обеспечение внеучебной деятельности способно вызвать к жизни личностно-ориентированную задачу, связанную с профессиональным трудом. Это происходит благодаря накоплению отношений и опыта, превращающих исходную предметную деятельность школьника в личностно значимое действие более высокого уровня. Так осуществляется развитие мотивации, возвышение целей, улучшение использования средств, самосовершенствование. Происходит переход к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее.

Именно в этот момент возникает потребность в педагогической поддержке субъекта профессионального самоопределения в ситуации непредрешенного исхода, когда школьник смутно представляет направленность своего развития.

Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Суть самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать общественно значимые и прагматические решения. Результатом самоопределения выступает, с одной стороны, выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, а с другой – на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание самобытно и самостоятельно реализовать свое человеческое предназначение.

Наиболее широким является понятие «жизненное самоопределение» поскольку характеризует человека как субъекта собственной жизни и счастья, развивающего свои силы и способности с помощью самоопределения. В осмыслении целей самоопределения важно определить как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, как преодолевать невзгоды. Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски решения всех жизненных задач, помогают находить средства гармонизации интересов собственного и общественного развития, т.е. самоопределиться.

Профессиональное самоопределение, как часть жизненного, социального – это намерения человека в отношении возможностей самореализации внутри определенной профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Самоопределение требует активного осознания личностью своего Я (самосознание) отношений с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой.

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также способностью адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Особо значимой в профессиональном самоопределении является проблема приобретения учащимися представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активном их развитии, формировании потребности и умений учащихся включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностями учащихся к труду.

Основными составляющими процесса самоопределения на этапе выбора профессии являются: получение знаний о себе (образ «Я»), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Досуговая деятельность (активный отдых, развлечения, потребление духовных ценностей), организованная в учреждениях дополнительного образования рационально и привлекательно для учащихся, дополняя обучение, расширяет их общение с окружающим миром, раскрепощает и содействует приобретению опыта поиска обогащающих видов отдыха.

Творчество, как способ организации внеучебной деятельности школьника, не зависит от какого-то определенного содержания, от социальной оценки (Роджерс). Оно присуще любому индивиду и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления.

Именно педагоги детских объединений организуют и координируют просветительские (экскурсии, встречи, беседы), развивающие (конкурсы, творческие задания, индивидуальные поручения), творческие (создание творческой продукции) виды деятельности, способствующие самоопределению школьников в сфере, профильно приближенной к предмету деятельности объединения. При этом, естественно, реализуются необходимые условия стимулирования самоопределения: совместное целеполагание, отбор содержания, обеспечение выбора привлекающей школьника деятельности, поддержка его поиска и самопознания, гарантирование постоянной динамики развития в соответствии с возрастом, уровнем индивидуальных потребностей, необходимым сочетанием индивидуальной, групповой и массовой форм работы объединений.

Конечно, силами школы, учителей социальных проблем не решить: в стенах отдельно взятой школы можно только реализовать примеры справедливости, социальной защиты.

Исследование социальных процессов в сфере семейных отношений побуждает к выводу о необходимости усиления объективной роли среды в обеспечении социальной защиты подростков. Выдвигаются и местами уже решаются задачи реформирования деятельности учреждений культуры и спорта, труда и образования, поскольку потребность подростков в творчестве, интересной деятельности и оплачиваемом труде, в раннем профессиональном обучении растет.

Организационно внеучебная деятельность реализуется как дополнительное образование в различных детских учреждениях.

В общеобразовательной школе дополнительное образование представлено внеурочными учебными занятиями (кружками, факультативами) с 70-х годов. Оно имеет в виду то содержание, которое предстоит осваивать школьникам за пределами общеобразовательного государственного стандарта, осуществляется школьными педагогами, но иными относительно урочных способами педагогического руководства деятельностью учащихся. Здесь школьник сам выбирает вид деятельности в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.

Дополнительное образование позволяет создать общекультурный, эмоциональный фон для усвоения учеником базового стандарта, предметно ориентировать его в базисных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, эстетической, оздоровительно-спортивной), содействуя жизненному самоопределению, способствуя осознанию и дифференциации познавательных интересов учащимся для выбора им учреждения дополнительного образования, где выявленные способности получают практическое развитие.

Таким образом, дополнительное образование выравнивает стартовые возможности учеников, содействуя выбору индивидуальной образовательной «траектории» ребенка; обеспечивает ему «ситуацию успеха»; способствует самоопределению ученика и самореализации педагога.

В школе педагоги ратуют за культурологический аспект обновления содержания дополнительного образования, чтобы обеспечить гуманитарные и естественно научные знания в форме школьного клуба. Это позволит рационально организовать свободное время учащихся в мастерской, лаборатории, студии, театре.

Профильная ориентация дополнительного образования характерна для гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов в старших классах, внешкольных учреждений и т.п.

Учреждения дополнительного образования являются благоприятной средой защиты и активизации подростков в их жизненном, социальном и профессиональном самоопределении. В кружок, студию приходят ребята, имеющие интерес к данному виду деятельности. Они обладают различным уровнем знаний и умений, различным социальным опытом, что обусловлено не только их принадлежностью к различным школьным коллективам, но и к различным микрорайонам города, социальным группам. В таком коллективе более интенсивно происходит обмен информацией, социальным опытом, общение не тормозит сложившимися стереотипами восприятия друг друга. Здесь все отношения строятся заново, здесь формируются свои установки, законы коллективной жизни, стиль отношений. Новое, необычное положение в коллективе способствует более интенсивному развитию интересов и способностей подростка, создает благоприятные условия для более высокого статуса каждого, для общения с ровесниками и взрослыми, что положительно сказывается на моральном самочувствии и, в конечном счете, на становлении личности подростка. Он становится увереннее, спокойнее. У него развивается чувство собственного достоинства, раскрываются ранее незамеченные способности, общественная активность. Эти позитивные преобразования личности подростка проявляются не только в объединении, но и в семье, школе.

Знание личностных особенностей подростка дает в каждом конкретном случае возможность педагогу, руководителю творческого объединения выбрать и применить максимально эффективные методы, помогая воспитаннику найти свое место в коллективе и подняться до вершин своих возможностей профессионального самоопределения. Главное здесь – уважение личности, создание условий для проявления и развития ее способностей, содействующих самоутверждению и самореализации подростков в деятельности по интересу в коллективе творческого объединения. Проблема педагогической поддержки жизненного самоопределения подростков в учреждениях дополнительного образования есть, прежде всего, проблема развития их как активных субъектов учебной, трудовой деятельности и общения.

Субъективная активность подрастающего человека, направленная им на изменение самого себя с целью подготовки к успешному выполнению выбираемого профессионального труда, включает: самопознание собственных особенностей, увлечений, интересов; самооценивание как соотнесение представлений о себе с представлениями о требуемом уровне развития профессионально важных качеств в интересующей профессии; саморазвитие – действенное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности. При развитии внутренних средств самопознания и формирования адекватной самооценки изменяются активные формы поведения подростка и, наоборот, преобразование условий, возможности влечет за собой развитие личности ученика.

Программное обеспечение дополнительного образования строится на принципах:



  • ориентация на гуманитарное, культурологическое направление содержания деятельности образования;

  • обеспечение целостного восприятия мира;

  • обращение к личностно значимым для учащихся областям знаний;

  • развития активности познавательных интересов, их креативности;

  • опора на содержание базового образования.

Известно, что в подростковом возрасте потребность в труде предстает как потребность в самостоятельности, независимости, защищенности, как удовлетворенность в общественном признании, выражение коллективной сущности личности и как материальная заинтересованность. Обеспечить педагогическую поддержку социально незащищенным подросткам – это помочь им обрести определенную материальную независимость, самостоятельность в труде, совпадающем с имеющимися у него профессиональными интересами, склонностями, возможностями. Большинство родителей, даже если очень захотят, не могут сегодня удовлетворить растущих потребностей своих детей. Слишком много в семье расходов, в том числе и на детей, чтобы тратить деньги по пустякам. Но подросткам не только хочется покрасоваться перед сверстниками в чем-то очень модном, но и приобрести музыкальный центр, спортивный инвентарь или технику. Для этого необходимо заработать самостоятельно.

Исследование Собкина В.С. и Писарского П.С. * показало, что основными причинами, побуждающими школьников работать выступают: стремление иметь собственные деньги (41% московских и 76% амстердамских школьников), быть морально независимыми (22,9 % и 80%).

Как видим, мотивация в целом достаточно сходна у школьников сравниваемых стран. При этом:


  • имеют возможность зарабатывать 45,7 % московских и 88,7 % амстердамских школьников;

* Жизненные ценности и отношение к образованию. Кросскультурный анализ. Москва-Амстердам (М., 1994г.)




  • работа носит постоянный характер 4,3 % и 27,4 %;

  • время от времени работают 22,5 % и 43,5 %;

  • работают только в каникулы 19,1 % и 29,6 %.

Имеют возможность совмещать учебу с работой:

  • 19,5 % - 13-14-летних учащихся;

  • 22,6 % - 15-16-летних учащихся;

  • 29,4 % - 17-18-летних учащихся.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы мыть стекла автомобилей на бензоколонке, или проезжей части улицы, но организм едва ли бесследно перенесет угарный газ, накапливаемый в легких. Можно разносить газеты, помогать в кафе, но только ли это сегодня можно делать подросткам?

Так, в г. Оренбурге с администрацией всех уровней, государственной службой занятости и всеми заинтересованными организациями по трудоустройству подростков и молодежи была создана в 1992 г. биржа труда – специализированная организация, занимающаяся профориентацией, обучением, трудоустройством подростков и молодежи.

Она проводит информационную кампанию, комплектует группы, трудоустраивает выпускников курсов профессиональной подготовки.

Имеет банк вакансий рабочих мест, информацию об учебно-курсовой сети города.

Биржа реализует программу по квотированию рабочих мест на предприятиях города для социально незащищенных категорий населения в форме обязательной для (муниципальных, договорных и других) учреждений, различных форм собственности; программу создания постоянных рабочих мест для подростков и молодежи.

Биржа проводит профориентационную работу среди учащихся школ города, ежеквартальные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест.

Биржа издает специальную литературу в помощь подросткам, желающим потрудиться и заработать.

В брошюре «Бизнес-советы» - рекламном издании книг Д. Бернстайна «50 бизнес-советов подростку» * рекомендуется начать искать работу с того, чем любишь заниматься. Спорт? Животные? Нравиться возиться с малышами? До сих пор неравнодушен к игрушкам? Любишь цветы и растения? Лакомка? Фотолюбитель? Пробеги глазами по объявлениям. Если ты боишься собак, едва ли стоит реагировать на объявление о прогулке с ними. Время – деньги. Если ты сам не будешь получать удовольствие от своего дела, у тебя едва ли что-то получиться…

Книга американского сверстника Дэрила Бернстайна помогает найти множество неожиданных способов заработать деньги. Конечно, американская жизнь, описанная в этой книге, во многом отличается от нашей и не все способы заработка можно попросту перенести из одной страны в другую. Но следует подойти к делу с фантазией, как советует автор.

Однако материальная заинтересованность должна находиться в разумном соподчинении с профессиональной идентификацией подростка, повышение материального уровня должно выступать как некоторое полностное условие. С другой стороны, это труд как готовность помочь кому-то из сострадания, человеколюбия. Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость утраченных общечеловеческих ценностей.

Одной из сегодняшних задач является оказание конкретной помощи и соучастие в судьбе ровесников, на долю которых выпали тяжелые моральные и физические испытания. Для учреждений дополнительного образования

*Д.Бернстайн. «50 бизнес-советов подростку». М., Изд-во «Крон-пресс», 1995 г.

деятельность по адаптации, социальной защите детей-инвалидов является совершенно новым направлением. Это определялось исторически сложившимся традиционным назначением внешкольных учреждений – заниматься со здоровыми детьми; отсутствием нормативно-правовых оснований для занятий с детьми инвалидами; не разработанностью программно-методического обеспечения их творческой деятельности; слабым использованием потенциала отечественных и зарубежных «социальных изобретений»; отсутствием прогрессивной подготовки педагогов для моделирования процессов, ситуаций, форм и методов работы со здоровыми детьми и детьми-инвалидами.

В 1992 г. на базе областного Оренбургского областного Центра детского и юношеского творчества была создано объединение «Детский орден Милосердия», в который вошли педагоги, студенты, школьники, родители, дети-инвалиды. Детский орден Милосердия стал организатором детского движения милосердия в школах, клубах по месту жительства, в средних и высших учебных заведениях города и области.

Под непосредственной опекой ордена Милосердия состоят дети с отклонениями в состоянии здоровья: находящиеся в больницах (322 чел.); обучающиеся в школах (555 чел.), дети из детских домов (650 чел.), из интернатов (597 чел.), из санаториев (128 чел.). Среди этих детей с заболеванием детским церебральным параличем – 300 чел., слабослышащих – 160 чел., слабовидящих – 30 чел., с заболеванием сахарным диабетом – 150 чел., с другими видами заболеваний – 60 чел.

Наиболее устоявшимися на сегодня являются такие формы работы с этими детьми как занятие на дому, выездные концерты и игровые программы для детей, находящихся в больницах, организация отдыха и лечения детей-инвалидов в профилакториях и детских лагерях, праздничные и игровые программы в Центре.

Организован клуб «Контакт» для престарелых людей и клуб для детей-инвалидов. Создается ассоциация матерей этих детей.

Детский орден Милосердия необходим не только людям, нуждающимся в посторонней помощи. Не в меньшей степени он нужен здоровым, чтобы не зачерствело сердце, не стало глухим к чужой боли и страданиям.

Исследование возможностей учреждений дополнительного образования для профессионального самоопределения школьников потребовало обращение не только к специфике организации деятельности, но и к результатам ее влияния на личность и ее самореализацию как компонента профессионального самоопределения.

Был проведен массовый опрос участников внешкольных объединений учреждений Оренбургской области: 600 человек отвечали на вопросы анкет, из них 70% подростки, закончившие 5-8 класс, 30% - старшие школьники (8-11 класс) и 10% - студенты ПТУ, техникумов, вузов. Около 20% занимаются в кружке 1 год, 46% - 2-3 года, 17% - 4-5 лет.

Выявляя взаимосвязь профессионального самоопределения школьников с их участием во внешкольных объединениях, мы задали респондентам прямой вопрос: «Связывают ли они свои занятия с будущей профессией?» 47% ответили «да». При этом 1/3 отвечающих оценили свои успехи во внеучебной деятельности на «5», а остальные на «4». Косвенная проверка объективности ответа содержалась в вопросе о том, как школьник собирается продолжить эти занятия в жизни. 50% ответили: «учиться по близкому профилю»; 20% - «в часы досуга»; 14% - «учиться и работать по этому профилю».У старшеклассников, посещающих объединения, картина резко изменяется в сторону целевого профессионального самоопределения. 9 из 10 человек связывают свои занятия с профессией. 6 из 10 решили работать по этой специальности, 60% оценили свои успехи на «5» баллов.

Нас интересовало также, осознают ли школьники уже сегодня значимость занятий для будущей профессии. Отвечая на вопрос: какие качества, приобретенные ими в объединении, пригодятся в будущей профессии, подростки называли: здоровье, стройность и легкость, фигура, старание, наблюдательность, внимательность, подвижность, память, общительность, общее развитие, художественное воображение, терпение, усидчивость, активность, аккуратность, умение добиться результата, развитые руки. Старшие школьники дополнили список: уверенность в себе, организаторские способности, любовь к людям (особенно к детям), умение убеждать, дисциплинировать, индивидуальность, педагогические способности.

Исследуя объем информации о возможностях выбора деятельности (возможно близкой к будущей профессии), мы спросили: что знают школьники о других отделах и объединениях учреждения (сколько их, какой направленности)? Подростки, увлеченные собственными занятиями, оказались гораздо менее информированными, чем старшеклассники. Одно-четыре объединения назвала шестая часть ребят, пять-семь – всего десятая часть. Из старших же школьников менее четырех не назвал никто, большинство перечисляло пять-восемь объединений. Не оставили мы без внимания тот факт, как произошло это знакомство: слышали, что они есть, участвовали в общих делах, видели результаты их деятельности, занимались в них раньше. Ответы распределились следующим образом (верхняя цифра – ответы подростков: нижняя – старшеклассников): слышали – 12/0; участвовали – 45/60; видели результаты – 70/40; занимались раньше сами – 2/10.

Вызывает озабоченность такой факт, зафиксированный нами и имеющий прямое отношение к проблеме. Необходимо было перечислить несколько профессий, близких профилю внешкольных объединений. 20% подростков назвали лишь одну ( наиболее очевидную) профессию, 11% - две, 29% - три, 21% - четыре, 18% - пять. Между тем, анализ ответов на вопрос «Что привлекает вас во внешкольном объединении?» показывает, что формулировка «имеет значение для будущей профессии» занимает одно из ведущих мест (47% подростков и 65% старшеклассников подтвердили это суждение), что делает очевидным неумение использовать ситуацию участия в профессионально приближенной деятельности для целей профессионального самоопределения.

О роли внешкольных учреждений в их профессиональном самоопределении свидетельствуют суждения студентов педагогического института, осуществивших по нашей просьбе ретроспективный анализ значимости дополнительного образования. Было названо 41 объединение (кружки, студии, клубы, ансамбли, команды), в которых участвовали опрошенные. Каждый второй посещал 2-4 объединения (или помнят о них). Встречались ответы об участии от 6 (наибольшее) до 1 коллектива. Примечательно, что если названо одно объединение, то занятия в нем были продолжительны и серьезны (спорт – с 6 лет), клуб – 5 лет, КИД – 4 года, музыка – 7 лет, танцы – 3-4 года и т.п.). Вообще же временной разброс посещаемости от нескольких месяцев до 7-8 лет.

Предпочитаемость предметного содержания отражена в предлагаемом ранжированном списке: спорт, музыка, вязание, «вожатство», танцы, драмколлективы, туризм, предметные кружки, хор.

Отвечая на вопрос, как пригодилось это в жизни, студенты ответили, что не жалеют о потраченном времени, но мотивировали это по-разному: «пригодится в будущем», «опробовал себя, свои силы, применяли на практике (в школе и дома)», «просто для души».

Изучение материалов опроса позволяет сделать общие выводы:



  • внешкольные объединения дают возможность испытать силы человека в тех видах деятельности, которые в малой степени предлагает школа, но что ребенка обыкновенно привлекает (есть виды внешкольных занятий, которыми в разное время занимались почти все: танцы, пение, драматическое искусство, ручной труд);

  • «поиск себя», как определяют опрошенные придают необходимому в жизни опыту взаимоотношений со взрослыми, со сверстниками, с младшими и просто с другими людьми в неформальной обстановке.

Студенты отмечают важность дополнительного образования для жизни, что в основном педагоги упускают проблему профессионального самоопределения, не ставя это целью работы.

Анализ опыта свидетельствует, что условиями деятельности учреждений дополнительного образования, способствующими эффективности жизненного и профессионального самоопределения подростков в том числе являются: а) обеспечение организационно-педагогических требований: соответствие выбора занятий во внешкольном объединении желаниям и интересам учащихся; осуществление взаимосвязи обучения и практической деятельности; использование в комплексе индивидуальных, групповых и массовых занятий; ознакомление школьников с профессиями на основе углубленного изучения интересующей области знаний и практики; б) психолого-педагогических требований: осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к формированию профессиональных интересов подростков; достижение взаимосвязи учебных, познавательных с профессиональными интересами подростков; в) социально-педагогических требований: активизация всех структурных компонентов профессионального интереса: познавательного, эмоционального, волевого, деятельностного для обеспечения его устойчивости.



РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
При построении частной модели в свете исследования проблемы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования мы опирались на схему, заложенную в концепции ИПСМ РАО (С.Н. Чистякова, В.А. Поляков), обеспечивающую, на наш взгляд, наиболее адекватное структурирование специальных действий субъекта по решению задач профессионального самоопределения.

Охарактеризуем структурные компоненты модели, которые представляют наиболее важные этапы, последовательно осуществляемые в процессе профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования (Рисунок 1).

Созданная модель предопределяется принципиальной установкой на опосредствование профессионального самоопределения внеучебной деятельностью школьников в учреждениях дополнительного образования. Рассматриваемая деятельность выступает как целостный процесс, интегрирующий два аспекта: педагогически организованную и лично регулируемую внеучебную деятельность школьника. Модель отражает данную особенность, включая компоненты, выступающие как одинаково значимые для обеих участвующих сторон (цель, задачи, содержание), так и элементы, отражающие активность субъекта профессионального самоопределения (самопознание, самообразование, самореализация) и блоки, свидетельствующие о педагогических целесообразных технологиях (периодизация, средства, формы). Модель, выстроенная в соответствии с концепцией профессионального самоопределения школьников в

учреждениях дополнительного образования, дает общее представление о совокупности явлений в их взаимосвязи, обуславливая получение прогнозируемого результата.

Центральным системообразующим компонентом является цель: обеспечение успешности профессионального самоопределения школьника как субъекта, решающего проблему.

Профессиональное самоопределение – это последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающей полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях. Смысловым ядром понятия выступают профессиональная «Я» - концепция личности, включающая мнение индивида о себе («Образ «Я»), представление о мире профессий и самооценку собственного опыта.

Исходной предпосылкой успешности профессионального самоопределения субъекта является мысленное, прогностическое, предвосхищенное сознанием решение проблемы, т.е. выбора соответствующего «Я» - концепции человека. Созданная гипотеза толкает человека на реальные действия, проверку, осуществление данного предположения. В свою очередь контекст ситуации пробы личностью своих сил и возможностей влияет на «Я» - концепцию, дополняя, корректируя или вовсе изменяя первоначальный вариант. Совокупность действий субъекта по проверке «Я» - концепции мы рассматриваем как индивидуальную стратегию профессионального самоопределения, включающую уточнение образа «Я » - реального и идеального – самопознания, расширения диапазона знаний о мире профессий и их требований к человеку – самообразование, накопление и обогащение практического опыта – самореализация.

В деятельности учреждений дополнительного образования школьник организует означенную стратегию в виде самопознания, самообразования и самореализации, связанных с профессиональными перспективами.

Так как представления людей о себе и своей профессиональной роли со временем изменяются, нецелесообразно раннее ограничение поиска профессии и сужение ориентации на конкретные профессиональные цели, что очень пагубно в современных условиях при резко нарастающих изменениях в мире труда и социума в целом.

Результативность профессионального самоопределения заключается прежде всего в приобретении опыта выбора из альтернатив, осуществленного на основе соотнесения личных возможностей и характерных требований предпочитаемой деятельности.

Динамическим характером профессионального самоопределения обусловлена периодизация, отражающая последовательность приближения личности к осознанному решению проблемы в непредвиденных обстоятельствах. Исследователи предлагают разные подходы к выделению этапов, периодов, стадий профессионального становления и развития личности.

Осуществление профессионального самоопределения на всех этапах жизни человека в соответствии с возрастным развитием и изменением социальной ситуации сопровождается возникновением личностных новообразований, обеспечивающих продвижение в проблеме. Обозначим периоды, наличие которых наиболее характерно для участников деятельности учреждений дополнительного образования.

Эмоционально-образный период охватывает возраст, названный старшим дошкольным и пробуждает воображение, выступающее определителем выбора профессии.

Пропедевтический период связан с возрастными границами младшего школьного возраста и формирует фантазии по поводу профессионального будущего.

Поисково-зондирующий период обращен к среднему подростковому возрасту, развивает познавательные интересы, создающие широкий контекст, фон определения профессиональных предпочтений.

Профессионально-адаптационный период включает старший подростковый возраст и стимулирует профессиональное самопознание, побуждающее к реальной оценке своих возможностей и способностей.

Профессионально-практический период соотносится со старшим школьным возрастом (старшеклассники) и связан с уточнением социально-профессионального статуса, требующего углубленного целенаправленного обретения многообразного опыта практической деятельности, приближенной к профессионально привлекающей.

Содержание внеучебной деятельности школьников в учреждениях дополнительного образования нерасторжимо связано с содержанием профессионального самоопределения, направленного на выявление, проверку и реализацию субъектом своих сил и возможностей.

Личностная значимость профессионального самоопределения не всегда может быть осознана и обнаружена самим человеком.

Занятия во внешкольных объединениях школьник может осуществлять в соответствии с другими мотивами и потребностями: познания, общения, потребления.

Но педагогически грамотно организованное обеспечение внеучебной деятельности способно вызвать к жизни личностно ориентированную задачу, значимую для субъекта, связанную с его профессиональным будущим. Развитие поисковой активности школьника, способности соотнести личностный уровень развития с профессией происходит во внеучебной деятельности благодаря накоплению отношений и опыта, обеспечивающих «внутрисистемный переход» и превращающих исходную предметную деятельность в личностно значимое действие более развитой формы. Так осуществляется движение и развитие мотивации, возвышение целей, улучшение используемых средств, самосовершенствование. Происходит переход к качественно новой деятельности: предметно ориентированной на профессиональное будущее.

В этот момент возникает потребность педагогической поддержки субъекта профессионального самоопределения в данной ситуации не предрешенного исхода, когда школьник имеет лишь общую смутно представляемую направленность движения.

Организационно-педагогическое обеспечение направлено на решение ряда задач, среди которых:


  • создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала каждого школьника средствами внеучебной деятельности;

  • расширение диапазона общих и профессионально ориентирующих знаний школьников;

  • приобщение школьников к мировой и отечественной культуры;

  • формирование положительной мотивации профессионального самоопределения;

  • обогащение опыта школьников в доступной практико-ориентированной деятельности;

  • стимулирование потребности в самообразовании, самопознании и самореализации, способствующих профессиональному самоопределению.

В соответствии с поставленными задачами процесс конструирования и обновления внеучебной строится с учетом принципиально-значимых идей, выступающих как смыслообразующее руководство для педагогов дополнительного образования.

Принцип целенаправленности выступает как исходное требование к любому виду внеучебной деятельности. Это отражение закона осуществления практической деятельности как реально достигаемой цели. Педагогическая цель активизации профессионального самоопределения школьников выступает как системообразующий фактор, от нее зависит проектирование содержания и способ взаимосвязанной деятельности педагогов и школьников.

В работе педагогов учреждения дополнительного образования это означает:


  • целенаправленная социализация личности осуществляется в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;

  • целенаправленно отбирается содержание деятельности объединений как адекватно профессиональное, дающее возможность целевого накопления опыта в определенной сфере профессиональное деятельности (техника, природа, знаковые системы, художественный образ, человек);

  • целенаправленное методическое оснащение внеучебной деятельности выстраивается как пространство «выхода» в профессию: информационно познавательно, эмоционально освещено, осознанно стимулируемо, практико ориентированно;

  • целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для поддержки профессионального самоопределения школьника.

Принцип субъектности означает постоянное внимание к тому, что центральной фигурой профессионального самоопределения является сам школьник, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями профессии.

Реализация педагогами этой идеи означает:



  • обеспечение суверенитета человека в деятельности, цели которой поставлены и осуществляются им самим;

  • укрепление личности как множественности форм существования: человек-субъект, деятель, отраженный субъект, «Я»;

  • внимательное изучение отношения школьника к профессиональному самоопределению, систематическая диагностика наличия и уровня осознанности профессионального выбора, объем сведений в области избираемой профессиональной деятельности, путях овладения ею;

  • подкрепление адекватности самооценки и оценки личностных возможностей, способностей функционирования в определенном виде практической деятельности, в групповых или индивидуальных видах работы.

Принцип контекстности заключается в обеспечении направленности образования и профессионального самоопределения не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего потребность познать больше в этом направлении, осуществить познание «вглубь» деятельности. Контекст (термин А.А. Вербицкого) – это реальная социально-психологическая ситуация, в которой находится школьник в момент получения дополнительного образования, внеучебной деятельности и которая предусматривает параметр будущего, а не только прошлого знания и наличие опыта.

Следование этой идеи требует от педагога:



  • трактовки любой ситуации жизнедеятельности школьника как педагогического средства для тренировки в способах ориентации в проблеме, которая создается естественным ходом событий;

  • моделирования целостного предметного содержания деятельности, по возможности часто приближенного к профессиональной, но созданного совместно с воспитанниками и в виде игровых, обучающих, имитационных, досуговых форм;

  • такое проектирование деятельности, чтобы участники ее оказывались исполнителями различных профессиональных ролей;

  • вовлечение школьников в полный цикл жизнедеятельности с тем, чтобы самоопределяющийся человек четко осознавал этапы этого цикла, включающие анализ ситуации, целеполагания, планирование, реализацию и рефлексию и мог в дальнейшем самостоятельно, без руководства извне использовать эти практические знания в жизни.

Принцип импровизированности предполагает уникальное и ценное для деятельности внешкольных объединений состояние постоянного поиска и создания без предварительной подготовки чего-то неожиданного, непредвиденного, реализации внезапного творческого импульса – непосредственного и свободного. Импровизация как «первотворчество» - это попытка извлечь самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, которая обнаруживается в любом виде внеучебной деятельности. Это отход от шаблона, показатель творчества, способность к развитию, новым комбинациям.

Реализация этого принципа требует от педагога:



  • постоянного творчества, основанного на интерпретации, эрудиции, интуитивного поиска и опыта органично действовать в создавшихся обстоятельствах, в свете актуальной на данной момент установки педагога и ощущения у школьника;

  • отказа от надуманных ограничений и самоограничений, задающихся всякого рода регламентами-штампами. Сталкиваясь с постоянно изменяющимся миром воспитанника, педагог должен мгновенно принимать решения, реагировать, действовать. Педагогическая импровизация – значимый корректирующий момент взаимодействия школьника и педагога;

  • постоянное обновление содержания, технологий, форм деятельности, соответствующих актуальным потребностям подрастающего человека, существенным образом способствуют его адаптации к сопутствующим социально-психологическим условиям.

Принцип целостности отражает необходимость следования тезису А.С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям и в этом смысле имеет ввиду, что деление педагогического процесса на блоки, звенья, компоненты выступает лишь условно. Еще более условным является предположение, что возможно формирование отдельно взятых качеств, способностей, умений. Вероятнее всего в воспитании возможно взращивание общего личностного потенциала, выступающего как совокупность личностных характеристик и способов действия. Замеры этого потенциала выявляют более или менее доминирующие уровни: познавательный, деятельностный, творческий.

Второй аспект этого принципа – целостность педагогического процесса. Двусторонний характер этого процесса порождает как бы параллельность деятельности педагога и деятельности школьника. Объединение, слияние, взаимодополнение этих процессов выступает в качестве личностных новообразований субъекта профессионального самоопределения. Исследователями обнаружен ряд таких механизмов: ориентировка, самооценка, выбор, согласование, самоактуализация. Своеобразие этих феноменов в том, что они могут выступать как процессуальные характеристики деятельности и как психологические характеристики личности. Единожды сделавший выбор человек еще не может выступать как личность, владеющая устойчивым качеством осуществить любой выбор верный во всех отношениях.

В этой связи мы исследовали значимость тех условий, которые обеспечивают не просто совместную, рядоположенно протекающую деятельность педагога и школьника, но взаимопроникающее, действенное соучастие в реализации профессионального самоопределения личности. Из ряда апробированных в деятельности внешкольных объединений условий наиболее эффективными оказались: ощущение жизни, связь с современностью, составляющими ее эпизодами и ситуациями; само ориентированный подход, осознание, понимание, открытие себя посредством испытания ситуаций, требующих всех способностей личности (ее ума, тела, чувств); осознанный выбор поведения, чувств, мыслей, реакций.

«Выбор и самоопределение – синонимы, они могут использоваться взаимозаменяемо, отмечает В.Шутс, - другой, близкий синоним: ответственность за самого себя». Быть ответственным, т.е. определится, означает: власть у меня, я решаю, я контролирую. Если человек правильно понимает принцип выбора, он осмысливает, что невозможно «групповое давление», «манипулирование», «использование людей», ибо никто не волен над человеком, выбравшим то, что он делает.

Такое обоснование предопределяет отбор содержания, способствующего активизации профессионального самоопределения школьников в творческой внеучебной деятельности объединений.

Источником формирования содержания являются основные сферы жизнедеятельности человека. Участвую во внешкольных объединениях, школьник имеет возможность получить сведения практически обо всех отраслях мира труда: экономике, промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, сфере услуг (торговле, общественном питании, бытовом обслуживании), науке, просвещении, культуре, здравоохранении, управлении, межотраслевых сферах. Это способствует возникновению осмысленного понимания того, что именно нужно изучать в качестве субъекта профессионального самоопределения: мир профессий и рынок труда. Однако кроме мира профессий объектом познания должен выступить и сам субъект его личностные возможности, представления о самом себе, своей профессиональной направленности.

Предметом изучения и осознания должен выступать и сам процесс профессионального самоопределения: его сущность, содержание, планирование и средства реализации, результат, оценка и коррекция. Вооружение школьника стратегией и опытом профессионального самоопределения гарантирует его успех в различных ситуациях профессионального выбора в дальнейшей жизни.

Таким образом, содержание внеучебной деятельности, способствующее профессиональному самоопределению школьника может быть представлено как совокупность компонентов: когнитивного (отражающего диапазон осведомленности), мотивационного (отражающего отношение к проблеме) и практического (отражающего наличие опыта).

При этом когнитивный наиболее ценен для самообразования, мотивационный – для самопознания, практический – для самореализации личности, обеспечивая уникальность стратегии профессионального самоопределения.

Самореализация происходит как активное участие в любых видах деятельности, пробуждая и укрепляя социальную смелость, демонстрируя широкую амплитуду разброса интересов, импульсивность метаний-исканий своего дела и места. Самореализация может выступать и как увлеченное творчество в конкретной предметной деятельности, показывая устойчивость направленной содержательной активности, значимой для профессионального самоопределения.

Самопознание происходит как в широком плане: как индивида, человека вообще – его образа - Я, реального и желаемого, положительных и отрицательных личностных качеств, так и целенаправленно как на субъекта профессионального самоопределения, деятеля – прежде всего, его профессионально значимых качеств.

Самообразование выступает как накопление общеобразовательных знаний, включающих и знания о различных профессиях (на всякий случай, в жизни пригодится) или как добытые в результате целевого поиска познания о конкретной профессии, ее особенностях (в результате самоограничения, сужения границ поиска и перспектив).

Отсутствуют критерии «хороший» или «плохой» стратегии, необходимо лишь ее осознанное осуществление. Учитывая своеобразие своей индивидуальности, человек корректирует, компенсирует, изменяет что-то в своем поведении, деятельности, согласно ситуации. Так он выбирает собственный путь и если успешно его завершает, то получает возможность испробовать свои силы на другом, более трудном пути. Педагогическая поддержка в таком случае состоит в том, чтобы помочь проходить все новые пути и ступени постепенно, избегая боли и дискомфорта. Во внешкольных объединениях самоактуализация поддерживается не только педагогом, но и деятельностно - опосредованным типом взаимоотношений, которые складываются у человека с группой и с другими людьми.

Анализ жизнедеятельности внешкольных объединений позволяет выделить ситуации, существенным образом влияющие на профессиональное самоопределение школьников. Все изучаемые и экспериментально апробированные ситуации условно объединены в три группы, дифференцируемые по цели используемой педагогической технологии.

Первая группа ситуаций способствует самореализации личности и условно обозначена символом «Дело». Они направлены на:


  • успешное овладение школьниками способами организации деятельности (индивидуальной и групповой);

  • накопление (количественное и качественное) опыта осуществления различных видов деятельности и профессиональных обязанностей;

  • развитие общетрудовых умений в конкретной предметной деятельности;

  • осознанное включение в совместную деятельность с взрослыми – профессионалами, более опытными сверстниками – для обмена опытом, вооружения новыми способами работы;

  • наличие в деятельности модели или элементов интересующей профессиональной сферы;

  • удовлетворенность человека своей деятельностью (трудом, действиями, занятиями, успехами).

Вторая группа ситуаций предоставляет:

  • возможность осознания субъектом взаимосвязи «я и мы»: могу ли понять чужую точку зрения, уважаю ли чужое мнение, могу быть дружелюбным и общительным, работать и отдыхать в коллективе;

  • возможность увидеть себя с точки зрения «я как сотрудник» могу ли взять на себя лидерство, исполнять указания (подчиняться), соблюдать общепринятые правила команды;

  • возможность познать грань «я как я» (человек, живой субъект труда): оптимист, юморист, мужественен, честен, терпелив ли, умею ли выразить свои мысли (устно и письменно, с помощью живописи, музыки, скульптуры), насколько развиты мои руки, ноги, память, внимание, мышление;

  • возможность рассмотреть себя в аспекте «я и работа» (деятель, исполнитель дела): как проявляется ответственность, результативность (законченность дела), предприимчивость, умелость (в чем особенно: считать, обучать, переписывать, заботиться о других);

  • возможность отследить свое состояние «я и мое отношение к делу»: делаю с энтузиазмом, быстро, тщательно, аккуратно, последовательно, находчиво решаю неожиданные ситуации, люблю разнообразие, красоту;

  • возможность задуматься над гранью «я и будущее»: планирую ли его, творческая ли личность, насколько активно воспринимаю действительность, какие вижу перспективы, ступени карьеры.

Третья группа – ситуации, направленные на самообразование, символически названы «Диапазон».

Влияние этой группы на профессиональное самоопределение проявляется как:



  • нацеленность познания на профессиональное будущее, ориентация на социально и лично значимые ценности, идеалы, установки, помогающие спрогнозировать воображаемый образ профессиональной деятельности;

  • расширение диапазона связей личности с окружающим ее социумом, создающим образ мира и образ профессии;

  • ознакомление с системой профессиональной деятельности, основанное на инвентаризации данных о себе, своих трудовых возможностях и достижениях, формирование умений составить личный информационный лист – резюме и представить себя как работника, необходимого работодателю в условиях существующей и все углубляющейся безработицы.

Использование охарактеризованных ситуаций требует адекватных, заданных их содержанием, форм работы. Ситуации «Образ» реализуются в таких развивающе - диагностических формах, как: часы общения, индивидуальные беседы, развивающие игры, спецкурс «Познай себя». Ситуация «Диапазон» осуществляется с помощью программ профильных объединений, сквозных и вариативных программ деятельности образовательно-познавательного характера, спецкурса «Ступени профессионального самоопределения». Ситуации «Опыт» предполагают предметно-практические занятия: индивидуальные, групповые и массовые, профессионально–творческие пробы, благотворительную и оплачиваемую деятельность.

Результат внеучебной деятельности школьников выступает в двух видах: во-первых, как наличие профессиональной Я - концепции, сформированной в конкретной предметно-практической деятельности; во-вторых, как реализованная индивидуальная стратегия субъекта в достижении осознанных профессиональных перспектив. В любом случае это результат актуального профессионального самоопределения, отражающий уровень активности субъекта на сегодняшний день. Показателем динамики профессионального самоопределения является положительная мотивация, стимулирующая действия по самопознанию, самообразованию, самореализации человека вне организованной педагогами деятельности. Показателями регулируемого профессионального самоопределения выступает осведомленность и опыт, обеспечивающие осуществление стратегии и ее коррекцию, необходимую в связи с возникшей социальной и личностной ситуацией.

Личностно значимым результатом является осознанная успешность профессионального самоопределения, оцениваемая школьником по степени продвинутости в проблеме (накоплением знаний, опыта) и удовлетворенность этим процессом.

Усвоенные в процессе дополнительного образования основные ценности культуры, социума, общения, совместной и индивидуальной деятельности самым непосредственным образом подготавливают человека к цивилизованному решению проблем профессионального становления в соответствии с уровнем развития и потребностями общества.

Наиболее эффективно это происходило при использовании педагогами исходной теоретической модели исследования, превращающейся из схемы в концепцию социально-профессиональной направленности дополнительного образования, реализованной как цель деятельности учреждения дополнительного образования.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Магнитогорск 2001 Печатается по решению научно-методического совета Орджоникидзевского Центра детского
1648.59kb.
Учебно-методическое пособие расширяет представление о русском языке, его возможностях, обучает правилам. Система практических занятий представлена теоретической частью с перечнем основных положений и вопросов к теме,
806.89kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений Казань 2009 ббк 81. 2 Фр. 73 (075. 8) Печатается по решению Совета гуманитарных кафедр Казанского государственного медицинского университета
319.61kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2002 Печатается по решению Ученого совета Института специальной педагогики и психологии
1709.92kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Л. Н. Ходунова кандидат педагогических наук, директор Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, фэп иосо рао
822.79kb.
Методические указания к курсу «Политология»
254.43kb.
Методические указания к курсу «Политическая регионалистика»
293.87kb.
Учебно-методическое пособие для учителя начальных классов  Махачкала 2009 Печатается по решению ученого совета Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров
1901.66kb.
На базе основного общего образования 9 кл
221.01kb.
Примерная программа по истории 7 Основные термины и понятия 15
274.03kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению рис новгу рецензент
1238.03kb.