Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


Управление образования Клинского муниципального района Московской области

В. С. Новиков


Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

(ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ)


Под общ. ред.

А. Д. Сокольской

И И. В. Ведяшкина

Клин - 2007

Новиков В. С.,

Личная безопасность школьника (обстоятельства, исключающие преступность деяния): Пособие для учителя. – Клин, 2007

Учебно-методическое пособие подготовлено кандидатом юридических наук, доцентом Новиковым В. С. в соответствии с примерной программой курса «ОБЖ».

Пособие предназначено для учителей и учащихся общеобразовательных школ.

Издаётся в авторской редакции при содействии управления образования Клинского муниципального района Московской области.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей (далее – ЧС ПНП)

Урок-лекция 1………………………………………………….6



    1. Юридические основания применения силы в ЧС ПНП……………………………………………………………10

    2. Порядок применения силы в ЧС ПНП………………...16

    3. Цель применения силы в ЧС ПНП…………………….19

Урок-лекция 2…………………………………………………..20

2.1 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС ПНП………………………………………………………………30

2.2 Пределы (реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ) своевременного и правомерного применения силы в ЧС ПНП…………………………………………………………………..34

Тема 2. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей (далее – ЧС УПЗП)

Урок-лекция 3……………………………………………………35

3.1 Юридические основания применения силы в ЧС УПЗП………………………………………………………………….37

3.2 Порядок применения силы в ЧС УПЗП……………………40

3.3 Цель применения силы в ЧС УПЗП………………………..43

Урок-лекция 4……………………………………………………43

4.1 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС УПЗП………………………………………………………………44

4.2 Пределы (реально возможно допустимые ст. 38 УК РФ) своевременного и правомерного применения силы в ЧС УПЗП…………………………………………………………………..50

Тема 3. Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях устранения источников опасности (далее – ЧС УИО)

Урок-лекция 5……………………………………………………53

5.1 Юридические основания применения силы в ЧС УИО……………………………………………………………………54

5.2 Порядок применения силы в ЧС УИО…………………….55

5.3 Цель применения силы в ЧС УИО…………………………57

5.4 Юридические условия правомерности применения силы в ЧС УИО……………………………………………………………….58

5.5 Пределы (реально возможно допустимые ст. 39 УК РФ) применения силы в ЧС УИО………………………………………...65

Программа элективного курса «Личная безопасность школьника»……………………………………………………………67

Литература ко всем темам……………………………………....73



ТЕМА 2

Уроки рекомендуется проводить в 10 классе

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Урок-лекция I

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАПАДЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Время: 90 минут

Методы обучения: рассказ, объяснение

План урока-лекции:

  1. Юридические основания применения физической силы и гражданского оружия гражданами в ситуациях криминального характера.

  2. Порядок применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

  3. Цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

Основная и дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. 'Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. - М., 2006.С.8-10.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл. /Под общ. ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1998. с.223-225.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-кл. /Под общ. ред. А.Т. Смирнова, М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова. - М., 2006. с.236-252.

  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.П., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. - М..2006.С.14-15.

  1. Конституция РФ. - М., 1993.

  1. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» //Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст.2277

  1. Федеральный закон РФ «Об оружии» //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681

  1. Соглашение между РФ и Республикой Армения о порядке применения оружия военнослужащими российской военной базы вне территории российской военной базы в Республике Армения //Собрание законодательства РФ. 2003. №32. Ст.3168.

Основные цели урока-лекции:

• расширить теоретические представления о правилах безопасного поведения в ситуациях криминального характера;



  • познать ситуации криминального характера, указанные в части I статьи 24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • познать юридические основания применения физической силы и гражданского оружия в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей;

  • познать три алгоритма применения физической силы и гражданского оружия гражданами;

  • познать цель применения физической силы и гражданского оружия гражданами.




  1. Введение. Во введении преподаватель обозначает место урока-лекции в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

  2. Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос.

Чтобы граждане действовали уверенно в ситуациях криминального характера, связанных с применением физической силы и гражданского оружия, им нужна убежденность в правомерности своих решений и действий в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей. Эта цель должна быть достигнута в процессе изучения гражданами курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Это одно из основных направлений повысить эффективность участия граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Юридическим основанием возникновения субъективного права своевременно и правомерно применять физическую силу и гражданское оружие /далее - применять оружие/ в целях нейтрализации или поражения посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». С наличием этих юридических фактов действующее законодательство России связывает право граждан применять оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих.

Проиллюстрируем это на следующих примерах.



  1. Школьник К., находясь в нетрезвом состоянии, в фойе кинотеатра «Мир» выражался нецензурной бранью. Сотрудник милиции С. сделал ему замечание, в ответ на которое школьник К. произвёл угрожающий жест рукой, желая попугать сотрудника С. Сотрудник ОВД С., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37. УК РФ и ст. 13 Федерального закона РФ «О милиции», перехватил руку школьника К. в целях пресечения правонарушения и доставления неизвестного посягающего в ОВД и при этом причинил К. лёгкий вред здоровью.

  2. Школьники В. и С. в ночное время, угрожая макетом пистолета, пытались завладеть курткой и шапкой оперработника К. Оперработник К., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ, п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ "О милиции", применил огнестрельное оружие без предупреждения и при этом причинил С. тяжкий вред здоровью, а В. средней тяжести вред здоровью.

Как в первом примере, так и во втором примере сотрудники ОВД С. и К. правомерно применили физическую силу и огнестрельное оружие. Однако в первом криминальном конфликте нет юридических оснований к применению огнестрельного оружия, поэтому С. применил физическую силу. Критерием отграничения преступлений от административных правонарушений является характер и степень их общественной опасности.

Следовательно, можно сделать вывод, что юридическим основанием возникновения права применять физическую силу для школьников, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты административно-правовой охраны или уголовно-правовой охраны. Однако юридическим основанием возникновения права применять огнестрельное оружие для школьников, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, является реальная угроза посягательства только на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

По мнению учёных и практиков, юридическим основанием возникновения права применять физическую силу и огнестрельное оружие для граждан, когда они находятся в состоянии необходимой обороны, являются только активные противоправные насильственные действия посягающих.

Ознакомьтесь с примером.

Продавец магазина №37 «Продукты» К. произвела обман потребителя Г. путём обвешивания. Заметив это, школьник Г. нанёс К. несколько ударов кулаков по лицу. В этом криминальном конфликте нет юридических оснований для возникновения у потребителя, т.е. школьника Г. права на необходимую оборону, так как в деянии К. отсутствуют активные противоправные насильственные действия.

Граждане должны знать, что школьники, вследствие отсутствия у них стойкой антиобщественной ориентации и значительного влияния на их поведение эмоций /очень внушаемы/, могут быть остановлены в момент возникновения юридических оснований к применению оружия путём:

а) психического принуждения, т.е. предупреждения об этом школьника, против которого применяется оружие /ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»/;

б) не только убеждения, но и угрозой - демонстративное обнажение огнестрельного оружия гражданином;

в) реальной угрозы - это использование огнестрельного оружия гражданином, т.е. выстрел вверх из оружия.

При наличии юридических оснований к применению оружия граждане должны придерживаться нижеуказанных психологических установок:

• приоритетность психического принуждения посягающих над физическим, за исключением тех криминальных конфликтов, когда школьники вправе применять оружие:

а) без предупреждения;



б) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности;

  • если школьник принял решение пресечь административное правонарушение или криминальный конфликт, то он, как правило, является потенциальным объектом посягательства, поэтому он должен быть психологически готов применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», чтобы не стать жертвой криминального конфликта;

  • криминальный конфликт, как правило, выиграет тот, кто первый осознает, что наступило психологическое и физическое противоборство;

  • школьники должны вступать только в психологическое противоборство в криминальных конфликтах;

  • школьник должен быть психологически готов причинить любой вред посягающему, если это целесообразно в конкретной ситуации криминального характера, чтобы не стать жертвой криминального конфликта;

  • при наличии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • если посягающий пытается обнажить огнестрельное оружие, то школьник вправе причинить ему любой вред без предупреждения, в том числе и лишение его жизни;

  • угроза убийством или насилием считается оконченным составом преступления уже в момент её доведения до сведения того школьника, который решил реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

  • угроза убийством или насилием может выражаться как словесно, так и в действии, например, попытка посягающего применить приёмы боевых единоборств;

  • применение огнестрельного оружия школьниками на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» - это самая эффективная профилактика посягательств на права и свободы граждан, а также одно из основных направлений повысить раскрываемость преступлений в условиях неочевидности.

Если мы проанализируем вышеуказанные психологические установки, то можем сделать следующие выводы:

  • запрещено действующим законодательством РФ школьникам обнажать оружие при отсутствии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», так как граждане вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны без предупреждения применять огнестрельное оружие на поражение этих школьников;

  • запрещено школьникам угрожать оружием /обнажать и приводить его в боевую готовность, производить выстрелы вверх и т.п./ при отсутствии юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», так граждане вправе, а сотрудники правоохранительных органов обязаны применять огнестрельное оружие без предупреждения в целях нейтрализации или поражения этих школьников;

  • школьник должен обнажить огнестрельное оружие и привести его в боевую готовность уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», чтобы иметь реальную возможность /время/ применить огнестрельное оружие на упреждение /первым/ активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • школьник вправе применять огнестрельное оружие уже в момент возникновения /наличность реальной угрозы посягательства - начальный момент во временных границах конкретной ситуации криминального характера/ юридических оснований к применению оружия;

  • при наличии юридических оснований к применению оружия школьник должен вступать только в психологическое противоборство /приоритетность психического принуждения над физическим/ с посягающим, за исключением тех криминальных конфликтов, когда школьник вправе применять оружие:

а) без предупреждения;

б) не только без предупреждения, но при этом используя фактор внезапности.


Проиллюстрируем это на примере.

Так, например, психологически и профессионально грамотно реализовал ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И. гражданин Б., принимавший в составе наряда участие в блокировании дома, в котором находился правонарушитель И. Последний, вооружившись топором, угрожал убийством своей дочери одиннадцати лет. Находясь напротив окна и наблюдая за действиями И., Б. увидел, как И. с находившемся у него в руках топором выпрыгнул из окна и, выкрикивая угрозы расправы, стал подходить к Б. В целях защиты своей жизни и здоровья Б. произвёл из огнестрельного оружия три предупредительных выстрела вверх. Однако последний продолжал наступать. Тогда Б. произвёл прицельный выстрел на поражение /на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И./, причинив правонарушителю И. тяжкий вред здоровью.

Это не трусость, если гражданин Б. применяет огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего И. уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», а профессионализм. Если в таких криминальных конфликтах школьники вступают в физическое противоборство и применяют физическую силу, то школьники проявляют мужество, так как они рискуют своей жизнью и при этом демонстрируют низкий уровень профессионализма /профессиональной обучености, психологической подготовленности и стрелковой натренированности/.

3. 2-й учебный вопрос.

Порядок реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» - это предусмотренная действующим законодательством РФ последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они обязаны выполнить перед применением физической силы и гражданского оружия, в момент применения физической силы и производства прицельного выстрела на поражение посягающих и после применения физической силы и гражданского оружия, если школьники приняли решение реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного и борьбе с преступностью.1

Автор выделяет три алгоритма /порядка/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», когда школьники вправе:

____________________


  • применять физическую силу и гражданское оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего только после предупреждения о своём намерении реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», предоставив при этом посягающему достаточно времени для выполнения законных требований - это первый алгоритм /порядок/;

  • применять физическую силу и гражданское оружие без предупреждения на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего уже на ранней стадии возникновения юридических оснований к реализации ст.24 Федерального закона «Об оружии» - это второй алгоритм /порядок/;

применять физическую силу и гражданское оружие на упреждение не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность и т.п. - третий алгоритм /порядок/, например, снайперы, применяют огнестрельное оружие в целях освобождения заложников по сигналу руководителя контртеррористической операции по освобождению заложников.

1 Новиков В.С Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования /уголовно-правовой и криминологический аспекты/. —М., 2001.С.174-175

Ознакомьтесь с примерами.

1. Школьнику К., нарушившему общественный порядок, гражданин Б. сделал замечание. В ответ школьник К. заявил, что приколет его, при этом сделал рукой движение за спину и стал наступать. Гражданин Б. воспринял поведение школьника К. как опасное посягательство, угрожающее его жизни, поэтому обнажил огнестрельное оружие и произвёл выстрел вверх. Однако школьник К. продолжал приближаться, высказывая угрозы. Гражданин Б. сделал чёткое предупреждение школьнику К. о своём намерении реализовать ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии» без предупреждения, если он будет продолжать приближаться, предоставив при этом школьнику К. достаточно времени для выполнения законных требований. Однако школьник К. продолжал сокращать расстояние. Тогда гражданин Б. с расстояния 2-3 метров произвёл прицельный выстрел в бедро посягающего К. и при этом причинил средней тяжести вред здоровью.

2. Школьники П. и Н. встретили в ночное время на улице гражданина М. и, угрожая револьвером, потребовали отдать им шапку и деньги. Гражданин М. отдал им шапку /переключил их внимание и усыпил их бдительность/, а потом быстро снял с предохранителя огнестрельное оружие, используя фактор внезапности, без предупреждения применил огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий школьников П. и Н., и прицельным выстрелом убил школьника Н., а школьнику П. причинил тяжкий вред здоровью.

Как гражданин Б., так и гражданин М. профессионально и психологически грамотно реализовали ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В ст.30 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении» от 16 мая 2001 г. закреплено, что порядок и условия применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, боевой и специальной техники, регулируются федеральными законами и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Действующее законодательство РФ порядок применения физической силы и гражданского оружия школьниками в целях нейтрализации или поражения посягающих условно делит на три группы юридически обязательных решений и действий. Однако порядок применения оружия гражданами не алгоритмизирован в ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Перед применением оружия на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих гражданин обязан:

• чётко и однозначно уяснить правомерность своих решений и действий, а именно единые /общие/ правовые универсальные критерии:

а) юридические основания для конкретной ситуации криминального характера;

б) порядок применения оружия - это один из трёх алгоритмов;

в) цель применения оружия;

г) условия правомерности применения оружия;

__ д) пределы /реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения оружия;

• обнажить оружие и привести его в боевую готовность и при этом одновременно подать команду: «Гражданин, который решил пресечь посягательство! Не двигаться!»;

• попытаться пресечь реальную угрозу посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», путём убеждения, психологического воздействия, угрозы, реальной угрозы - выстрел вверх;



  • руководствоваться, использовать и соблюдать единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретной ситуации криминального характера;

  • чётко предупредить посягающего о своём намерении применить оружие без предупреждения на упреждение, если он не будет выполнять все законные требования, за исключением тех криминальных конфликтов, когда мы имеем право реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»:

а) без предупреждения;

б) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности;



  • предоставить при этом достаточно времени посягающему для выполнения законных требований и только после этого, если посягающий не будет выполнять законные требования, школьник вправе применять оружие без предупреждения на упреждение;

  • соблюдать законность, выдержку, самообладание, решительность, проявлять бдительность, ожидать внезапного вооружённого сопротивления, следить за руками посягающего, соблюдать безопасную пространственную зону взаимодействия, чтобы иметь реальную возможность контролировать деяния посягающего при помощи огнестрельного оружия, не расслабляться при обыске посягающего и при этом быть психологически готовым причинить вред здоровью посягающего, управлять своими эмоциями, ориентироваться в криминальном конфликте, вступать с посягающим только в психологическое противоборство, если он выполняет все законные требования, но быть психологически готовым применять оружие без предупреждения /ожидать внезапного вооружённого сопротивления/ на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего.

Безопасное расстояние во время психологического противоборства между школьником, находящимся с обнажённым оружием, и посягающим устанавливается в РФ самим школьником, исходя из складывающихся субъектных, объектных и обстановочных условий, для того, чтобы иметь реальную возможность /время/, применять оружие без предупреждения на упреждение, если посягающий не выполняет законные требования и при этом сокращает указанное школьником расстояние /гарантии личной физической безопасности вооружённого школьника/.

Минимально допустимое безопасное расстояние для психологического противоборства между субъектами криминального конфликта может быть закреплено законодателем. Так, например, в ст. 17 Закона республики Молдова «О полиции» законодателем закреплено, что посягательством на личную физическую безопасность сотрудника полиции наряду с другими действиями признаётся приближение к нему правонарушителя менее чем на три метра после требования остановиться.

В момент применения силы, производства прицельного выстрела из гражданского оружия гражданин обязан /вторая условная группа юридически обязательных решений и действий/:


  • руководствоваться, использовать и соблюдать единые /общие/ правовые универсальные критерии для конкретной ситуации криминального характера: юридические основания, порядок, цель, условия правомерности и пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/применения физической силы и гражданского оружия;

  • соблюдать объективные и субъективные признаки /критерии/ превышения пределов необходимой обороны, предусмотренные в ст. 37 УК РФ;

  • применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих:

а) только после предупреждения правонарушителя;

б) только без предупреждения правонарушителя;

в) только используя фактор внезапности;

• применять оружие только в целях защиты объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;



  • применять оружие в целях нейтрализации или поражения только посягающих, а не третьих лиц, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств;

  • стремиться, в зависимости от характера и степени посягательства и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого сопротивления, к тому, чтобы вред здоровью посягающего, причиненный в результате применения физической силы и гражданского оружия, был минимальным - это основной принцип применения оружия;

• соблюдать объективные ограничения, а также субъективные ограничения, указанные в ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

В ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» закреплены только субъективные ограничения к применению оружия, которые граждане обязаны соблюдать при наличии юридических оснований к применению физической силы и гражданского оружия.

Гражданам запрещено применять гражданское оружие в отношении:


  • женщин;

  • лиц с явными признаками инвалидности;

  • несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен школьнику, за исключением тех криминальных конфликтов, когда:

а) в одиночку и лично женщина, инвалид или несовершеннолетний оказывает вооружённое сопротивлению школьнику;

б) в одиночку или лично женщина, инвалид или несовершеннолетний совершает вооружённое нападение на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

в) женщина, инвалид или несовершеннолетний участвует в групповом /действует совместно хотя бы ещё с одним участником, независимо от его социального статуса, пола, возраста, состояния здоровья и т.п./ нападении против жизни, здоровья или собственности;

г) женщина, инвалид или несовершеннолетний участвует в групповом сопротивлении, когда школьник реализует своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В ч.2 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» не закреплены объективные ограничения, но школьники обязаны их соблюдать. При наличии юридических оснований и условий правомерности к реализации ст.24 Федерального закона «Об оружии» школьникам запрещено применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Школьники вправе нарушать эти объективные ограничения, если они на сто процентов уверены, что вред здоровью будет причинён только посягающим.

После применения физической силы и гражданского оружия граждане обязаны /третья условная группа юридически обязательных решений и действий/:



  • проявлять бдительность /ожидать внезапного вооружённого сопротивления/, соблюдать меры предосторожности и при этом обеспечить оказание доврачебной помощи всем физическим лицам, которым причинён вред здоровью в результате применения оружия;

  • обеспечить охрану места происшествия, когда в результате реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации или поражения посягающих имеются смерть, ранение физических лиц или причинен значительный материальный ущерб юридическим и физическим лицам;

  • в течение суток с момента применения оружия доказать своим сообщением, что оружие применялось своевременно и правомерно на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих;

  • в течение суток с момента применения оружия передать заявление и объяснение оперативному дежурному по ОВД для регистрации этих материалов в книгу учёта сообщений по месту применения оружия или по месту жительства;

• передать оружие оперативному дежурному по ОВД, руководствуясь УПК РФ.

Сотрудники ОВД по месту применения оружия школьником обязаны:



  • оперативный дежурный по ОВД должен незамедлительно направить следственно- оперативную группу к месту происшествия;

  • уведомить прокурора, если имеются смерть, ранение физических лиц или причинён значительный материальный ущерб физическим и юридическим лицам;

  • уведомить в реально возможно короткий срок родственников школьника и физических лиц, которым причинён вред здоровью;

  • не допускать к месту происшествия посторонних лиц;

  • оказать доврачебную помощь всем физическим лицам;

  • составить протокол осмотра места происшествия;

  • изолировать школьника от любопытствующих граждан и особенно от средств массовой информации;

  • выявить очевидцев применения физической силы и гражданского оружия;

  • добыть максимум информации как о социально полезной деятельности школьника, так и о преступной деятельности правонарушителей;

  • использовать средства массовой информации на месте происшествия в целях формирования психологической установки у населения региона на образование отрицательных эмоций к правонарушителю, который уже совершил или покушался совершить тяжкое или особо тяжкое преступление против жизни, здоровья или собственности, а к школьнику, который реализовал своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью - на образование положительных эмоций;

  • объяснить школьнику, что будет произведена проверка по факту применения оружия и почему он обязан описать в заявлении и объяснении: юридические основания для конкретного криминального конфликта, порядок, цель, условия правомерности и пределы реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», т.е. написать с какого расстояния велась прицельная стрельба в целях упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих, сколько было произведено прицельных выстрелов, почему школьник применил оружие в целях нейтрализации или поражения посягающего и т.п.;

  • создать условия школьнику для написания заявления и объяснения о факте применения оружия;

  • оказать психологическую помощь школьнику, если она ему необходима;

  • подготовить сообщение для средств массовой информации и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о школьнике, который своевременно и правомерно применил оружие;

  • контролировать слухи, чтобы оперативно их нейтрализовать через средства массовой информации или другие источники внушения;

  • завершить проверку по факту применения оружия школьником и при этом сообщить результаты этой проверки населению конкретного региона, а также школьнику, применившему оружие;

  • поощрить материально школьника за участие в раскрытии преступления и при этом обеспечить конфиденциальность сведений о школьнике.

4. 3-й учебный вопрос.

Цель применения физической силы и гражданского оружия школьником в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», путём вынужденного причинения смерти или вреда здоровью только посягающего.

Целевая направленность применения физической силы и гражданского оружия школьниками - это юридический критерий отграничения для трёх состояний:



  • необходимой обороны;

  • причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;

  • крайней необходимости;

Цель применения оружия - это обязательный юридический признак необходимой обороны. Цель применения оружия - юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны от преступления против личности.

Если мы все криминальные конфликты условно разделим на естественные и искусственные, то выделим две условные группы преступлений против личности:



  • предлог необходимой обороны - использование естественных благоприятных объектных, субъектных и обстановочных условий правонарушителями в целях достижения своих преступных целей, а не в целях самозащиты или в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • провокация необходимой обороны - искусственное создание благоприятных, объектных, субъектных и обстановочных условий правонарушителями в целях достижения своих преступных целей, а не в целях самозащиты или защиты исключительного круга объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

При предлоге необходимой обороны реальная угроза посягательства или посягательство используются правонарушителями в этих криминальных конфликтах как благоприятный предлог в целях сведения личных счетов, мести, самосуда и т.п.

Ознакомьтесь с примером.

Гражданин П. застал малолетнего сына соседа Д., с которым находился в конфликтных отношениях, в своём саду, рвущим яблоки. Поймав сына соседа Д., П. стал «воспитывать» его ремнём. Увидев избиение сына, Д. достал охотничье ружьё и произвёл прицельный выстрел на поражение гражданина П. и при этом причинил П. тяжкий вред здоровью. Д. применил огнестрельное оружие не с целью защиты сына, поэтому деяния правонарушителя Д. должны квалифицироваться на общих основаниях, так как это преступление против личности, а не состояние необходимой обороны. Таким образом, Д. применил оружие не с целью защиты сына, а с целью мести.

При предлоге необходимой обороны правонарушитель подвергается посягательству и при этом использует как реальную угрозу посягательства, так и посягательство /естественно сложившиеся благоприятные условия/, например, в целях самосуда, а при провокации необходимой обороны, наоборот, правонарушитель искусственно создаёт благоприятные условия для достижения своей преступной цели.

Ознакомьтесь с примером.

Школьник Ш. разоблачил одноклассника К., совершившего кражу куртки. Школьник К. решил отомстить Ш. С этой целью он пришёл к Ш. домой, спрятав предварительно во дворе металлический штырь. Убедившись в том, что Ш. один дома, правонарушитель К. ударил его кулаком по лицу. Затем он выбежал во двор, преследуемый Ш., и, схватив металлический штырь, как бы обороняясь им при очевидцах, причинил Ш. тяжкий вред здоровью.

Это случаи «маскировки» преступлений против личности под необходимую оборону. Эти ситуации криминального характера возможны в связи со сложностью определения начального момента /наличность реальной угрозы посягательства - это начальный момент во временных границах конкретного посягательства/ правомерности активных упреждающих действий в состоянии необходимой обороны.

Критерием отграничения между необходимой обороной и провокацией необходимой обороны является целевая направленность /цель/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». В рассматриваемом криминальном конфликте умысел приобретает иную целевую направленность /цель/. А именно, К. в целях расправы с Ш. искусственно создаёт благоприятные субъектные /школьник Ш./, объектные /школьник К./ и обстановочные /место, время, ситуация, обстоятельства психологического и физического противоборства и т.п./ условия для достижения своей преступной цели - провокация необходимой обороны.



Заключительная часть урока-лекции.
5.1. Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме.

Этот минимум знаний правил безопасного поведения школьников в ситуациях криминального характера, которые должны быть предусмотрены в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а именно, правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности. Это одно из основных направлений повысить эффективность участия школьников в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в новых экономических, политических, правовых условиях развития общества и криминогенной ситуации в РФ.



  1. Задание на дом: выучить и знать юридические основания, порядок и цель применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, а также изучить основную и дополнительную литературу.

  1. Контрольные вопросы:

  1. Почему для школьников применять физическую силу и оружие – это субъективное право, а для сотрудников правоохранительных органов – это юридическая обязанность?

  2. Почему школьники должны знать юридические основания, порядок, цель, условия, и пределы применения физической силы и гражданского оружия в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей?

  3. Когда школьники вправе применять оружие только после предупреждения правонарушителя?

  4. Когда школьники вправе применять оружие только без предупреждения правонарушителя?

  5. Когда школьники вправе применять оружие не только без предупреждения правонарушителя, но при этом используя фактор внезапности?

  6. Когда школьникам запрещено применять оружие?

  7. Чем отличается предлог необходимой обороны от провокации необходимой обороны?

5.4. Ответы на вопросы обучаемых.
ТЕМА 2

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Урок-лекция 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАПАДЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Время: 90 минут.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

План урока-лекции:

  1. Юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками в ситуациях криминального характера.

  2. Пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей.

Основная и дополнительная литература:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-кл. /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. - М, 2006. С.8-10.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл. /Под общ. ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1998. С.66-73.

  3. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-кл. - М., 2006. С.236-252.

  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. - М., 2006. С.14-15.

  5. Конституция РФ. - М., 1993.

  6. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1997.

  7. Каплунов А.И. Правовые основы применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия. - СПб., 1997.

  8. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! /правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции/. -М., 1992.

  9. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. - М., 1996.

  10. Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования /уголовно-правовой и криминологический аспекты/. -М., 2001.

  11. Новиков В.С. Применение огнестрельного оружия на упреждение. Научно-практический комментарий к статье 24 Закона «Об оружии». - М., 1997.

  1. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». - М., 2000.

  2. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. - Омск, 1993.

  3. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД. - М., 1987.
    Основные цели урока-лекции:




  • расширить теоретические представления о юридических нормах, регламентирующих правовой режим применения физической силы и гражданского оружия школьниками в ситуациях криминального характера;

  • познать юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей;

  • познать пределы /реально возможно допустимые ст.37 УК РФ/ своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия школьниками в ситуациях криминального характера.




  1. Введение. Во введении преподаватель обозначает место урока-лекции в курсе «Основы безопасности жизнедея-тельности», вызывает интерес у обучаемых к теме, используя данные официальной статистики годы по данной проблематике, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.

  2. Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос.

Необходимая оборона - это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая школьниками путём причинения вреда здоровью /или смерти/ только посягающего в результате реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Содержание состояния необходимой обороны включает два основных компонента:



  • объективно общественно опасное посягательство;

  • защиту от объективно общественно опасного посягательства путём причинения вреда здоровью /или смерти / только посягающего.

Юридические условия правомерности базируются на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность. Юридические условия правомерности, относящиеся к посягательству /возможность/, не возникают в готовом, сформировавшемся виде, а сначала существуют лишь в предпосылках, в реальной возможности, т.е. школьник, обязан обнаружить в реальной объективной действительности юридические основания и условия правомерности к применению оружия. Школьник должен быть очевидцем конкретного посягательства, и только тогда он имеет реальную возможность самостоятельно установить юридические условия правомерности, относящиеся к конкретному посягательству, а именно: посягательство должно быть объективно общественно опасным, наличным и действительным.

Если школьник установил эти три вышеуказанные юридические условия правомерности, то он имеет реальную возможность своевременно и правомерно применить физическую силу и гражданское оружие. Однако, чтобы превратить реальную возможность в действительность /правомерно применить оружие/, школьник обязан соблюдать условия правомерности, относящиеся к защите:



  • защита путём применения оружия разрешена исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии»;

  • защита осуществляется путём причинения смерти или причинения вреда здоровью только посягающего;

  • защита должна быть своевременной;

  • защита не должна превышать пределов необходимой обороны.

Проблемы, которые возникают в практике при реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях нейтрализации или поражения физических лиц, обусловлены тем, что школьникам реально невозможно дать единый /общий/ универсальный рецепт для всех криминальных конфликтов, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», как защитить себя и не нарушить при этом закон, как установить начальный и конечный моменты во временных границах /наличность посягательства/ данного конкретного посягательства и т.п., когда школьники вправе применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих.

В каждом конкретном криминальном конфликте очень много особенностей, а также субъектных, объектных и обстановочных условий, которые реально невозможно заранее предусмотреть, но именно они должны учитываться школьниками, чтобы своевременно и правомерно реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Для более глубокого познания и понимания этой совокупности семи юридических условий' психологически целесообразно, чтобы они рассматривались в отдельности.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики: возможность и действительность, мы можем юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками разделить на следующие две условные группы:


  • юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерного применения оружия школьниками;

  • юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия школьниками.

Эти юридические условия правомерности разработаны учёными и сформулированы судебной практикой в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 16 августа 1984 г. №14 «О применении судами законодательства, обеспечивающего право граждан на необходимую оборону от общественно опасных посягательств».

Первое юридическое условие правомерности - это реальная угроза объективно общественно опасного посягательства против жизни, здоровья или собственности. В теории уголовного права и судебной практике под реальной угрозой посягательства или посягательством понимают только активные противоправные насильственные действия, направленные на достижение преступного результата путём применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения, независимо от того, будет ли привлечено лицо, его совершившее, к уголовной ответственности или освобождено от неё в связи с невменяемостью, недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности или по другим основаниям.

Таким образом, для возникновения права своевременно и правомерно применять оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих не требуется, чтобы реальная угроза посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», подпадала под признаки состава преступления. Школьнику достаточно уметь самостоятельно установить, что посягательство против жизни, здоровья или собственности является объективно общественно опасным и по объективным признакам состава преступления воспринималось общественно опасным посягательством.

Так, например, в реальной жизни возможны криминальные конфликты, когда в реальной угрозе объективно общественно опасного посягательства отсутствуют субъективные признаки состава преступления /субъект и субъективная сторона/, но школьник вправе применять оружие, например, на поражение невменяемого лица, которое создаёт реальную угрозу объективно общественно опасного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, закреплённых в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». В данном криминальном конфликте отсутствуют субъективные признаки состава преступления /субъект и субъективная сторона/, так как душевнобольной не отдаёт отчёт своим деяниям и при этом не руководит ими. Это право школьникам гарантировано ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ и не может быть ограничено какими-либо соображениями.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Несовершеннолетний душевнобольной Б., преследуя школьницу Т., попытался нанести ей удар металлическим штырём. Оказавшийся в это время на месте происшествия школьник Д. предотвратил убийство Т. произведя несколько выстрелов из газового пистолета.

Второе юридическое условие - это наличность /временные границы конкретного посягательства - начальный и конечный моменты/ реальной угрозы посягательства на исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Наличность - это те временные границы /начальный и конечный моменты посягательства/, когда школьники имеют реальную возможность своевременно и правомерно применять оружие в целях нейтрализации или поражения посягающих. Применять оружие до начала посягательства против жизни, здоровья или собственности и по окончанию посягательства запрещено.

Проиллюстрируем это следующими примерами.



  1. Школьник П. узнал, что одноклассник Р. собирается подстеречь его утром в подъезде по месту жительства и при выходе из квартиры в школу убить школьника П. Не дожидаясь утра, когда на него будет реализовано посягательство, школьник П. пришёл к однокласснику Р. вечером домой и в упор без предупреждения двумя выстрелами из охотничьего ружья убил Р.

  2. Оперработники Б. и Т.. в кабинете сотрудника Т. избили задержанного по подозрению в совершении кражи несовершеннолетнего школьника Г., добиваясь от него признания в совершении преступления, в результате чего школьнику был причинён средней тяжести вред здоровью.

Кроме того, оперработники Б. и Т. после избиения школьника Г., приставили к его виску пистолет, угрожая ему убийством и тем, что некие ребята, которых они попросят, совершат акт мужеложства в случае, если он не сознается в совершении кражи.

Школьник Г., используя фактор внезапности, схватил пистолет оперработника Б., который лежал на столе, и без предупреждения применил огнестрельное оружие на поражение сотрудников Б. и Т.

3. Участковый уполномоченный милиции Л., заподозрив в школьнике К. насильника, последовал за ним, чтобы в удобный момент проверить личность подозреваемого. Заметив, что его преследуют, школьник К. напал на сотрудника Л., нанёс ему удар камнем по голове и пытался скрыться, но был задержан гражданами П. и Д. Участковый уполномоченный милиции Л. подбежал к школьнику К. и выстрелом из пистолета в упор ранил его. В первом криминальном конфликте школьник П. применил огнестрельное оружие до момента возникновения реальной угрозы посягательства, поэтому он не находился в состоянии необходимой обороны - это преступление против личности, так как посягательства ещё не было.

Во втором криминальном конфликте оперработники Б. и Т. совершали активные противоправные насильственные действия, которые школьник Г. вправе был пресечь, так как он находился в состоянии необходимой обороны. Школьник Г. правомерно применил огнестрельное оружие в целях самозащиты на поражение Б. и Т. без предупреждения и при этом используя фактор внезапности, независимо от того, совершал он кражу или нет.

В третьем криминальном конфликте участковый уполномоченный Л. находился в состоянии необходимой обороны в момент /попытке/ нанесения ему ударом камня по голове, а школьник К. в состоянии мнимой необходимой обороны, так как сотрудник Л. не сообщил школьнику К. о своей принадлежности к милиции. Потом состояние необходимой обороны переросло в состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, когда школьник К. был задержан гражданами П. и Д.. Однако, когда участковый уполномоченный милиции Л. подбежал к уже задержанному гражданами школьнику К. и выстрелил из пистолета в упор - это преступление против личности /самосуд/, поскольку уже не было:

а) посягательства /состояние необходимой обороны/;

б) состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, так как школьник К. уже был задержан гражданами П. и Д.

Состояние необходимой обороны, как правило, перерастает в состояние причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Оперработник И. пытался задержать школьника П., который находился в розыске за совершение особо тяжкого преступления против жизни. При уголовно-правовом задержании школьник П. ударил отлитым из свинца кастетом несколько раз по голове оперработника И. Теряя сознание и, руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О милиции», оперработник И. без предупреждения успел выстрелить в школьника П., который пытался скрыться с места происшествия, и при этом причинил ему тяжкий вред здоровью.

Оперработник И. правомерно применил огнестрельное оружие в состоянии причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Если бы оперработник И. ожидал внезапного сопротивления и при этом применил огнестрельное оружие в целях самозащиты, когда школьник П. пытался /замахивался ударить/ оказать внезапное сопротивление, то И. находился бы в состоянии необходимой обороны.

Если мы проанализируем это юридическое условие правомерности, то можем сделать следующие выводы:

• школьник вправе применять огнестрельное оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», - это начальный момент во временных границах посягательства, например попытка обнажить оружие, попытка применить холодное оружие, попытка применить приёмы боевых единоборств и т.п.;

• запрещено школьникам применять оружие в целях нейтрализации посягающего, если отсутствует реальная угроза посягательства против жизни, здоровья или собственности или после фактического прекращения посягательства на эти объекты уголовно-правовой охраны;



  • момент фактического прекращения посягательства - это юридический критерий отграничения состояния необходимой обороны /конечный момент во временных границах посягательства/ от состояния причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление /начальный момент для этого состояния/;

  • если школьник применил оружие в целях нейтрализации посягающего непосредственно за актом хотя бы и фактически прекращённого посягательства, но по обстоятельствам конкретного криминального конфликта для него не был ясен момент фактического прекращения посягательства, то школьник находился в состоянии мнимой правомерной необходимой обороны /конечный момент во временных границах мнимой необходимой обороны/, а не в состоянии необходимой обороны;

  • своевременность и правомерность применения оружия школьниками в целях нейтрализации или поражения посягающих диалектически взаимосвязаны между собой. Эти временные границы /начальный и конечный моменты/ посягательства против жизни, здоровья или собственности школьник обязан уметь устанавливать самостоятельно в каждом конкретном криминальном конфликте;

  • применение физической силы в целях нейтрализации или поражения посягающих должно совпадать с временными границами посягательства на объекты уголовно-правовой охраны или в процессе совершения административного правонарушения /в административном праве нет статьи приготовление к правонарушению и покушение на административное правонарушение/, а применение гражданского оружия должно совпадать с временными
    границами посягательства только на исчерпывающий круг объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Третье юридическое условие правомерности - действительность реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности. Это юридическое условие правомерности является юридическим критерием отграничения между реальной необходимой обороной и мнимой необходимой обороной.

Мнимая необходимая оборона - применение физической силы и гражданского оружия школьником против воображаемого /существующего в психике/, кажущегося, но в реальной объективной действительности не существующего посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Проиллюстрируем это положение примером.

Ночью оперработник С. на улице был остановлен школьниками Р. и К., которые решили его «попугать». В шутку сообщили: «Мы - грабители». Оперработник С. не усомнился в сказанном, так как он возвращался с работы домой в ночное время, находился в безлюдном месте, а неизвестные школьники Р. и К. приближались к нему и угрожали ему револьвером, расстояние сокращалось.

Считая, что школьники Р. и К. потенциальные преступники, он, руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и п.2 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О милиции», применил табельное огнестрельное оружие без предупреждения и при этом, используя фактор внезапности на упреждение активных «противоправных насильственных действий посягающих» Р. и К., выстрелом убил школьника Р., который в руках держал только макет газового оружия самообороны /револьвер/, а школьнику К. причинил тяжкий вред здоровью.

Оперработник С. находился в состоянии мнимой /правомерной/ необходимой обороны и правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения, используя фактор внезапности, так как он не сознавал, а также не должен был и не мог сознавать ошибочность своего предположения, т.е. его решения и действия исключают как умышленную, так и неосторожную вину последствий, которые наступили от применения огнестрельного оружия.

Мнимая и необходимая оборона предполагают определённые юридические условия правомерности: необходимая оборона - наличие реального посягательства против жизни, здоровья или собственности, а мнимая необходимая оборона - совершение «противоправных действий», принятых за такое посягательство.

Ознакомьтесь с примерами.

1. На гражданина К. было совершенно покушение. Киллер из автомата расстрелял его машину. Оказавшись в больнице в тяжёлом состоянии из-за полученных ранений, гражданин К. решил нанять телохранителей, чтобы они охраняли его.

Отца в палате каждый день навещал его 16-летний сын С. Приходит сын к отцу и видит у его кровати ещё двух неизвестных посетителей. Кто такие? К. в шутку шепнул сыну, кивнув на телохранителей, что это и есть заказчик убийств и киллер, а неизвестные это подтвердили. В приступе гнева школьник /сын/ ухитрился выхватить у «киллера» пистолет и начал расстреливать в упор неизвестных ему лиц. Один из хохмачей от полученных ран скончался на месте, а другой - несколько часов спустя.

2. На школьника Г., возвращавшегося ночью домой, было совершено посягательство с целью ограбления. Спасаясь от посягающих, школьник Г. в целях защиты своих прав и свобод разбил стекло в одном из окон первого этажа и проник в квартиру С. Гражданин С., услышал шум, и звон разбитого стекла, схватил охотничье ружьё и, увидев в комнате неизвестного школьника Г., приняв его за посягающего на его права и свободы, руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» с расстоянии 1,5 - 2 метра применил огнестрельное оружие на поражение школьника Г. и при этом причинил


средней тяжести вред здоровью.

В первом криминальном конфликте школьник С. правомерно применил огнестрельное оружие на упреждение активных «противоправных насильственных действий посягающих» и при этом находился в состоянии правомерной мнимой необходимой обороны.

Во втором криминальном конфликте гражданин С. находился в состоянии правомерной /извинительной/ мнимой необходимой обороны и правомерно применил огнестрельное оружие, несмотря на то, что действия школьника Г. правомерны, так как он находился в состоянии крайней необходимости, когда незаконно проник в квартиру С.. Однако решения и действия гражданина С. правомерны, так как он не сознавал и не мог сознавать ошибочности своего предположения. Вся обстановка происшествия давала гражданину С. основание полагать, что школьник Г. совершает активные противоправные насильственные действия, а не законные социально полезные действия, предусмотренные ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Если школьник установил эти юридические условия правомерности, предпосылки, юридическую базу, то он имеет только реальную возможность правомерно реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих. Однако, чтобы превратить эту реальную возможность в действительность /своевременно и правомерно применить оружие/, школьник обязан соблюдать юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность применения оружия.



Первое юридическое условие правомерности - это исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», зашита которых разрешена школьнику путём применения гражданского оружия. Этот исключительный круг объектов уголовно-правовой охраны может быть расширен только законодателем.

Следовательно, из общего круга объектов уголовно-правовой охраны, предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса РФ, в ч.1 ст.24 Федерального закона «Об оружии», закреплены только основные, главные, наиболее важные объекты уголовно-правовой охраны /жизнь, здоровье и собственность/, защита которых разрешена всеми способами, не запрещёнными законом, в том числе и путём применения оружия всеми гражданами независимо от их профессиональной или специальной подготовки и формального социального статуса. При этом школьники имеют право на активную необходимую оборону независимо от реальной возможности избежать реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности или обратиться за помощью к другим физическим лицам или в правоохранительные органы.

Ознакомьтесь с примером.

Находящийся в нетрезвом состоянии гражданин Д. встретил в ночное время на улице неизвестного ему школьника П. и попросил у него закурить. Школьник П. ответил гражданину Д., что он не курит. Получив отказ, правонарушитель Д. пытался ударить школьника П. ножом. Школьник П. стал убегать, а правонарушитель Д. погнался за ним. Школьник П. поднял с земли камень, когда убегал от правонарушителя Д., а потом остановился и предупредил посягающего о своём намерении применить силу, если он не будет выполнять его законные требования. Предоставил посягающему Д. достаточно времени для того, чтобы он одумался и прекратил свою преступную деятельность. Однако посягающий Д. продолжал приближаться к школьнику П. Тогда школьник П., руководствуясь ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» с расстояния 1,5-2 метра бросил камень в голову правонарушителю Д. и при этом причинил средней тяжести вред здоровью Д.

Школьник П. мог убежать от правонарушителя Д., но он использовал право на активную необходимую оборону и находился в состоянии необходимой обороны.

Второе юридическое условие правомерности - вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путём применения физической силы и гражданского оружия.

Если школьник находился в состоянии необходимой обороны и при этом причинил средней тяжести или лёгкий вред здоровью посягающих путем применения физической силы или гражданского оружия, то его решения и активные упреждающие действия всегда правомерны. Уголовный кодекс России не предусматривает таких преступлений против личности, как причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны, так как активная необходимая оборона в юридическом смысле - это причинение вреда посягающему.

Сущность активной необходимой обороны в юридическом смысле заключается в том, что защита своих прав и свобод и прав и свобод другого лица, общества и государства осуществляется путём применения физической силы и гражданского оружия и при этом в целях причинить в рамках действующего законодательства РФ вред здоровью только посягающего, а не другим гражданам, которые оказались на месте происшествия в силу случайного стечения обстоятельств.

Третье юридическое условие - своевременность применения физической силы и гражданского оружия школьниками является юридическим критерием отграничения для трёх условных групп криминальных конфликтов, когда школьники обязаны:

а) применять оружие только после предупреждения правонарушителей;

б) применять оружие только без предупреждения правонарушителей;

в) применять оружие не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание посягающих, усыпляя их бдительность.

Ознакомьтесь с примерами.

1. Школьники Т. и П. около кинотеатра «Мир» наносили однокласснику К. удары руками по лицу. Проходивший мимо участковый уполномоченный милиции М. потребовал от неизвестных школьников Т. и П. прекратить свою преступную деятельность. Однако они не выполнили законные требования сотрудника М. и при этом предложили ему идти своей дорогой, пока жив. Тогда сотрудник М. обнажил табельное огнестрельное оружие и при этом подал команду «Милиция! Прекратить преступную деятельность!». Потом предупредил школьников Т. и П., что, если они не будут выполнять его законные требования, он вынужден будет применить огнестрельное оружие без предупреждения в целях пресечь их преступную деятельность.

В ответ школьники Т. и П. стали наступать на сотрудника М. Сотрудник М. приказал школьникам Т. и П. стоять на месте до прибытия наряда милиции, который он попросил вызвать прохожего, а потом выстрелил вверх в целях психологического воздействия на психику школьников Т. и П. Однако школьники Т. и П. на неоднократные настойчивые законные требования не реагировали и при этом продолжали приближаться к сотруднику М. Тогда сотрудник М. без предупреждения с расстояния 1,5-2 метра применил табельное огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий по ногам школьников Т. и П., руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и п.2 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О милиции».


  1. На улице возникла драка между школьниками П. и И. Участковый уполномоченный милиции А. стал разнимать дерущихся. Тогда один из дерущихся, вытащив нож, внезапно пытался ударить сотрудника А.. Однако сотрудник А. без предупреждения применил табельное огнестрельное оружие в целях самозащиты, руководствуясь ст. З Кодекса поведения
    должностных лиц по поддержанию правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ «О милиции».

  2. Оперработник О. увидел, как школьник П. под угрозой револьвера пытается отобрать сумку у гражданки Б. Руководствуясь ст. З Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию
    правопорядка, ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ «О милиции», оперработник О., используя фактор внезапности, без предупреждения применил
    огнестрельное оружие в целях упреждения активных противоправных насильственных действий школьника П. и выстрелом убил его.

В первом криминальном конфликте участковый уполномоченный милиции М. правомерно применил огнестрельное оружие. Однако он обязан был предупредить школьников Т. и П. о своём намерении применить оружие и при этом предоставить им достаточно времени для выполнения законных требований - первая условная группа криминальных конфликтов /первый порядок/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Во втором криминальном конфликте участковый уполномоченный милиции А. правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения - вторая условная группа криминальных конфликтов /второй алгоритм/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».



В третьем криминальном конфликте оперработник О. правомерно применил огнестрельное оружие без предупреждения, используя фактор внезапности, чтобы иметь время упреждать /первым/ активные противоправные насильственные действия школьника П. - третья условная группа криминальных конфликтов /третий порядок/ реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

2-ой учебный вопрос.
Автором была разработана нижеуказанная таблица №1, которую все граждане России, в том числе и школьники, могут использовать, когда применяют физическую силу и гражданское оружие в целях самозащиты или в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

Таблица №1

№ п/п

Реальная угроза посягательства на объекты уголовно-правовой охраны /только активные противоправные насильственные действия посягающих/

Пределы применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайной ситуации пресечения нападения посягающих


1

2

3

1

1. Реальная угроза жизни

1. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

2

2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью

2. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

3

3. Реальная угроза причинения средней тяжести вреда здоровью

3. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

4

4. Реальная угроза причинения лёгкого вреда здоровью


4. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

5

5. Реальная угроза причинения побоев

5. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего


6

6. Реальная угроза причинения истязания



6. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью посягающего, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

7

7. Реальная угроза совершения особо тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

7. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

8

8. Реальная угроза совершения тяжкого посягательства на объекты уголовно-правовой охраны

8. Любой вред, в том числе лишение жизни посягающего


9

9. Реальная угроза совершения средней тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны


9. Любой вред, кроме умышленного лишения жизни, а по неосторожности - любой вред, в том числе лишение жизни посягающего

10

10. Реальная угроза совершения

небольшой тяжести посягательства на объекты уголовно-правовой охраны



10. Любой вред по неосторожности, в том числе лишение жизни посягающего, а умышленно - только средней тяжести вред здоровью посягающего. При этом если школьник находился в состоянии необходимой обороны и в результате применения физической силы и гражданского оружия причинил только средней тяжести вред здоровью посягающего, то его юридически обязательные решения и упреждающие насильственные действия всегда правомерны


ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТ.45 КОНСТИТУЦИИ РФ, СТ.37 УК РФ И СТ.24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ «ОБ ОРУЖИИ» ШКОЛЬНИКАМИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАПАДЕНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Четвёртое юридическое условие правомерности - это пределы /реально возможно допустимые ст. 37 УК РФ / своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия школьниками.

Проиллюстрируем это положение примером.

Школьник П., находясь в нетрезвом состоянии, поссорился с одноклассником Д. из-за школьницы Б., которая пришла в гости к школьнику Д. Школьник Д. предложил школьнику П. выйти на улицу и «поговорить» для выяснения отношений. На улице школьник Д. ударил школьника П. кулаком по лицу. Тогда школьник П. выхватил из кармана револьвер и выстрелом убил школьника Д.

Школьник П. находился в состоянии необходимой обороны, но, однако, это убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны школьником признаётся только умышленное причинение /ч. З ст.37 УК РФ/ тяжкого вреда здоровью /ч.1 ст.114 УК РФ/ или умышленное причинение смерти /ч.1 ст. 108 УК РФ/ посягающему, т.е. заведомо и явно нецелесообразного /резкого, значительного и при этом очевидного для всех граждан/ несоответствия характеру и степени реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на объекты уголовно-правовой охраны, а также обстоятельствам, в которых причинялся нецелесообразный, без необходимости умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причинялась смерть посягающему путём применения физической силы и гражданского оружия школьником.

А именно, школьник сознаёт объективные признаки /критерии/ превышения пределов необходимой обороны; предвидит, что он применяет физическую силу и гражданское оружие без необходимости и в результате причиняет явно не вызывающийся необходимостью и целесообразностью защиты умышленно тяжкий вред здоровью посягающего или умышленно причиняет смерть посягающему, желает или сознательно допускает причинение такого вреда.

Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным применением физической силы и гражданского оружия школьниками на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих уже на ранней стадии возникновения юридических оснований и условий правомерности, связанных с реализацией ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии».

4. Заключительная часть урока-лекции.

4.1. Преподаватель подводит итог сказанному в основной части урока-лекции и делает выводы по теме.

При совершении посягательства группой лиц школьник вправе применять физическую силу и гражданское оружие в целях нейтрализации или поражения любого из посягающих и при этом пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» определяются характером и степенью активных противоправных насильственных действий всей группы.

На условиях реальной угрозы объективно общественно опасного /первое/, наличного /второе/, действительного /третье юридическое условие правомерности/ посягательства и принципе наступательности /упреждения активных противоправных насильственных действий посягающих/ борьбы с преступностью базируются гарантии личной физической безопасности вооружённого гражданина.

4.2. Преподаватель даёт указания об организации самостоятельной работы школьников.

Задание на дом: выучить и знать юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, а также изучить основную и дополнительную литературу.



  1. Преподаватель отвечает на вопросы школьников.

  2. Преподаватель объявляет очередную тему урока-лекции.

Правила безопасного поведения школьников в чрезвычайных ситуациях уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности.

4.5. Вопросы для контроля и самопроверки:

  1. Чем отличается пассивная необходимая оборона от активной необходимой обороны?

  2. Что означает необходимая оборона в юридическом смысле?

  3. Что является юридическим критерием отграничения необходимой обороны от преступления против личности?

  4. Почему активная необходимая оборона для сотрудников правоохранительных органов превращается из права в обязанность?

  5. Какие Вы знаете юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия школьниками?


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие по изучению элективного курса для учителя
1180.28kb.
Учебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
500.9kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Сагимбаев Алексей Викторович. Учебно-методическое пособие по курсу «Новая история стран Азии и Африки»
613.79kb.
Учебно-методическое пособие Для студентов медицинского факультета по специальности
397.94kb.
Учебно-методическое пособие для студентов Под редакцией проф. В. К. Юрьева Санкт-Петербург 2009 Учебно-методическое пособие
1335.17kb.
Учебно-методическое пособие для студентов-филологов Специальность: 032900 «Русский язык и литература»
385.74kb.
Учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой Казань: Изд-во Казан гос технол ун-та
972.58kb.
Методическое пособие для студентов заочного обучения специальностей: 260200, 060800, 170400. М.: Мгул, 2002. 40 с
711.03kb.
Учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения Третье издание Москва 2004
1879.86kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2011 Министерство здравоохранения и социального развития РФ
448.66kb.
Учебно-методическое пособие москва 2000 (07) ббк 74. 202 К86 Ксензова Г. Ю
2463.87kb.