Главная | стр 1стр 2
Российская федерация Федеральное агентство образования Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Сагимбаев Алексей Викторович. Учебно-методическое пособие по курсу «Новая история стран Азии и Африки». Брянск: Издательство БГУ, 2008. - 46 с. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности 032600 – «История». Пособие включает тематику лекций, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним, список учебной и научной литературы, контрольные вопросы. Составитель: кандидат исторических наук, старший преподаватель Сагимбаев Алексей Викторович. Рецензенты: Ранчинский В.П. – кандидат исторических наук, профессор, Федин А.В. - кандидат исторических наук, доцент. Утверждено на заседании кафедры всеобщей истории, протокол № 3 от 10.12.2007. Рекомендовано к изданию Ученым советом исторического факультета БГУ, протокол № 6 от 7. 12. 2007. Пояснительная записка Новая история стран Азии и Африки как учебный курс представляет собой объемную дисциплину, как в территориальном, так и хронологическом плане. Основной целью изучения данного курса является выработка у студентов целостной картины социально-экономической эволюции восточных государств и народов, их политического и культурного развития в контексте всемирно-исторического процесса на протяжении эпохи Нового времени. В основах лекционного курса по истории стран Азии и Африки в Новое время содержится обширный проблемный и фактический материал, позволяющий студентам лучше ориентироваться в сложных процессах развития стран Востока. В первой, вводной части лекционного курса анализируются проблемы общего характера, свойственные в той или иной степени всем восточным обществам (природный фактор в истории, типы хозяйствования, "азиатский способ производства", деспотия и корпоративность, роль духовно-культурного фактора). Во второй, основной части курса, анализируются основные этапы и проблемы истории стран Азии и Африки Нового времени, связанные с нарастанием структурного кризиса и установлением различных форм колониальной зависимости. Автором лекционного курса освещена специфика исторического развития стран Востока относительно Запада, дается сопоставительная характеристика этих двух миров в динамике их развития, анализируются причины потери Востоком его цивилизационного лидерства в рассматриваемый период и точки зрения по данной проблеме. Выписка из Государственного стандарта Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представления о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанной с эпохой великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов стран Африки и Азии против монополий. Особенности хозяйственного и социально-экономического развития и формирования буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке. Тематический план.
Содержание лекционного курса Тема № 1: Основные проблемы курса Новой истории стран Азии и Африки. Предмет и задачи курса «Новая история стран Азии и Африки». Проблема периодизации истории Востока. Основные концептуальные подходы к изучению истории стран Востока. Специфика развития восточных обществ в Новое время. Страны Азии и Африки в период возникновения и развития мировой индустриальной системы. Общая характеристика. Кризис традиционных социально-экономических и политических структур и отставание стран Азии и Африки от европейских государств. Европейский колониализм и Восток. Общее и особенное в историческом развитии стран Азии и Африки. Тема №2: Завоевание Китая маньчжурами. Цинская империя во второй половине XVII- первой трети XIX вв. Минский Китай в первой половине XVII в. Обострение социально-экономической и политической ситуации в стране. Крестьянская война 1620-1640-х гг. Образование маньчжурского государства. Маньчжурское завоевание Китая. Государственный строй цинского Китая в середине XVII – первой половине XIX в. Социальная структура китайского общества. Экономическая политика Цинов. Внешняя политика Цинской империи: расширение границ Китая и переход к самоизоляции. Китайско-российские отношения. Кризис политики Цинов в первой трети XIX в. Тема №3: «Опиумные» войны. Превращение цинского Китая в полуколонию (середина XIX – начало XX вв.). Причины «открытия» Китая. Первая «опиумная» война и ее результаты. Неравноправные договоры и рост иностранного влияния в Китае. Вторая «опиумная» война и ее последствия. Китай после «опиумных» войн. Политика «самоусиления» и ее провал. «Сто дней» реформ. Внешняя политика Китая во второй половине XIX в. Поражения в войнах с Францией и Японией. Раздел Китая на сферы влияния. Особенности китайско-российских отношений во второй половине XIX- начале XX вв. Начало политической деятельности Сунь-Ятсена. Движение ихэтуаней и его итоги. Состояние китайской государственности в начале XX в. Синьхайская революция и свержение цинской династии. Китай в годы Первой мировой войны. Тема №4: Объединение Японии домом Токугава. Особенности режима сегуната в XVII-XVIII вв. Борьба за объединение Японии и победа Токугава Иэясу. Внутренняя и внешняя политика первых сегунов Токугава. «Закрытие» Японии. Экономическое развитие страны и социальная структура японского общества в XVII-XVIII вв. Феодальное сословие и его иерархия. Развитие городов. Рост товарно-денежных отношений и ухудшение положения крестьянства. Крестьянские восстания. Тема №5: Кризис системы сегуната. Революция «Мэйдзи» и ее последствия для развития японского государства. Социально-экономическое развитие Японии в первой половине XIX в. Нарастание кризисных явлений в жизни страны. Рост антитокугавской оппозиции. Насильственное «открытие» Японии и его последствия. Иностранная интервенция 1862-1864 гг. Внутриполитический кризис 1860-х гг. Консолидация антитокугавских сил. Революция 1868 г. и ликвидация системы сегуната. Реформы Мэйдзи. Социально-экономическое развитие Японии в последней трети XIX – начале XX в. Основные направления общественно – политической мысли в последней трети XIX. Появление первых политических партий. Конституция 1889 г. Японское общество и государство в начале XX в. Япония в годы Первой мировой войны. Тема №6: Корея в Новое время. Корея в первой половине XVII в. Маньчжурское нашествие и его последствия. Экономическое развитие Кореи в XVII –XIX вв. Социальная структура корейского общества. Борьба феодальных группировок и ослабление центральной власти. Попытки реформ во второй половине XVII-XVIII вв. Нарастание социально-экономического кризиса в первой половине XIX в. Мятеж Хон Гйон Нэ. Реформы Тэвонгуна. Рост давления со стороны европейских держав, США и Японии. Неравноправные договоры 1870-начала 1880-х гг. Сеульское восстание 1882 г. Внутренняя борьба и обострение японо-китайских противоречий в Корее. Тяньцзинский договор 1885 г. Восстание тонхаков. Японо-китайская война 1894 г. и ее последствия для Кореи. Внутриполитический кризис 1890-х гг. и установление японского протектората. Борьба великих держав за влияние в Корее на рубеже XIX –XX в. Установление колониального правления Японии. Тема №7: Государства Индокитая в XVI- XIX вв. Дайвьет в первой половине XVI в. Политический раскол Вьетнама. Особенности социально-экономического развития во второй половине XVI- XVIII вв. Вьетнам и внешний мир. Восстание тэйшонов. Империя Нгуенов. Вьетнамское государство в первой половине XIX в. Французское проникновение в Индокитай. Колонизация Северного и Центрального Вьетнама. Камбоджа в XVI- первой половине XVII вв. Политическое и социально-экономическое развитие страны во второй половине XVII- середине XIX вв. Превращение Камбоджи во французский протекторат. Лаосское государство в XVII- XIX вв. Особенности взаимоотношений Лаоса с соседними государствами. Включение Лаоса во Французский Индокитай.
Этническая и конфессиональная структура населения Индонезии к началу Нового времени. Индонезийские государства в XVI- первой половине XVII в. Борьба голландской и английской Ост-Индских компаний за доминирование в регионе. Начальный период голландской колонизации Индонезии. Сопротивление местного населения колонизаторам. Голландская Ост-Индия к концу XVIII в. Индонезия в период английского управления. Реформы губернатора Рафальса. Восстановление контроля Нидерландов над индонезийскими территориями. Восстание Дипонегоро. Завершение голландской колонизации во второй половине XIX в. Особенности социально-экономического развития Индонезии в конце XIX- начале XX в. Тема №9: Индия в XVI- первой половине XVIII в. Распад империи Великих Моголов. Экономическое развитие Могольской империи в XVI- первой половине XVIII в. Аграрный строй. Города и торговля. Социальная структура индийского общества. Правление падишаха Аурангзеба и начало распада империи Великих Моголов. Возникновение конфедерации маратхов. Движение сикхов. Завершение распада Могольской державы в середине XVIII в. Усиление европейского влияния в Индии. Деятельность английской Ост-Индской компании. Англо - французское соперничество в Индии. Тема №10: Социально-экономическое развитие и общественно-политическая мысль Индии в XIX- начале XX вв. Аграрные преобразования администрации Ост-Индской компании в конце XVIII- первой половине XIX вв. Создание новой системы налогообложения. Трансформация традиционной структуры индийского общества. Разрушение сельской общины. Промышленное развитие Индии во второй половине XIX – начале XX вв. Формирование и особенности индийской буржуазии. Развитие общественной мысли и начало формирования национально- освободительной идеологии. Индийский конгресс и Мусульманская лига. Индия в годы Первой мировой войны. Тема №11: Иран в период правления Сефевидской династии. Кризис иранской государственности в XVIII в. Сефевидское государство в XVI - первой трети XVII в. Реформы шаха Аббаса I. Внешняя политика и международное положение Ирана в период правления Аббаса I и его приемников. Социально-экономическое развитие и государственный строй Ирана в XVII в. Ослабление Сефевидской державы в конце XVII в. Вторжение афганских племен в Иран. Падение Сефевидской династии. Отношения Ирана с Россией и Османской империей Возвышение и приход к власти Надира. Внутренняя и внешняя политика Надир-шаха. Иран во второй половине XVIII в. Установление династии Каджаров. Социально-экономическое развитие и политический строй иранского государства в конце XVIII в. Тема №12: Иранское государство в XIX – начале XX в. Превращение Ирана в полуколонию. Англо-французское соперничество в Иране в начале XIX в. Русско-иранские войны. Проблема Герата. Рост иностранного экономического влияния в Иране. Попытки реформ Амир Низама. Иран во второй половине XIX– начале XX в. Усиление экономической зависимости и кризис государственной власти. Англо- российское соперничество в Иране. Иранская революция 1905- 1911 гг. и ее итоги. Иран в годы Первой мировой войны. Тема №13: Социально-экономическое и политическое развитие Османской империи в XVI - первой трети XIX вв. Общественный строй и хозяйственный уклад Османской империи в XVI - XVIII вв. Земельные отношения. Города и торговля. Государственно- административная система. Организация вооруженных сил. Реформы Мехмед-паши Кепрюлю. Нарастание кризисных явлений во внутренней жизни Османской империи в XVII - XVIII вв. Османская империя в системе международных отношений. Режим капитуляций. Ослабление внешнеполитических позиций османского государства в конце XVII – начале XVIII в. «Генеральные капитуляции» 1740 г. Османская империя во второй половине XVIII – первой трети XIX в. Зарождение «Восточного вопроса». Реформы Селима III и их результаты. Греческое восстание и его последствия для Османской империи. Реформы Махмуда II. Усиление финансовой зависимости османского государства. «Египетский» кризис и его итоги. Лондонская конвенция 1840 г. Тема №14: Попытки реформ и системный кризис в Османской империи в середине XIX – начале XX в. Гюльханейский хатт – и – шериф. Первый этап Танзимата. Крымская война и ее последствия для Османской империи. Хатт - и хумаюн 1856 г. Второй период Танзимата. Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы». Переворот 1876г. и Конституция «Мидхата». Изменение внутреннего курса Абдул-Хамида II и установление режима зулюма. Балканский кризис и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский и Берлинский трактаты. Усиление экономической зависимости Османской империи и ее превращение в полуколонию. Территориальные захваты европейских держав. Рост оппозиции режиму Абдул-Хамида II. Формирование конституционно-демократического движения. Комитет «Единение и прогресс». Османская империя в начале XX в. Революция 1908 г. и установление режима младотурок. Первая мировая война и окончательный распад османского государства.
Особенности этноконфессиональной и социальной структуры африканского населения к началу Нового времени. Государственные образования Тропической Африки в XVII- XIX вв. Государства Западного Судана и побережья Гвинейского залива (Мали, Сонгаи, Фута-Джаллон, Ахмаду, Борну, государства йоруба, Ойо, Бенин, конфедерация Ашанти). Государственные образования в бассейне Конго (Конго, Куба, Луба, Лунда). Государства бассейна Великих африканских Озер (Буньоро, Нкоро, Буганда). Государства суахили. Мономотапа. Взаимоотношения африканцев и европейцев в XVI – середине XIX в. Африка и работорговля.
Литература 1.Атлас мира. 2.Азия. Африка. Энциклопедический словарь. – М., 1987. 3.Африка. Энциклопедический справочник. – Т. 1. Гл. 1. – М., 1986. 4.Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. – М., 1987. 5. История Востока в 6 тт. – М., 1999-2004 (тт. 2-3). 6. Народы мира. – М., 1993. Методические рекомендации Первое семинарское занятие посвящено общему обзору физической и исторической географии Востока в период Нового времени. Студент должен четко представлять, на какие регионы и субрегионы подразделяются Азия и Африка, уметь определять их естественные географические границы. В ходе семинара необходимо уделить особое внимание влиянию природно-географического фактора на процессы исторического развития отдельных восточных обществ, рассмотрев его на примере Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Индии, государств Ближнего и Среднего Востока, а также государственных образований Тропической Африки. В рамках второго вопроса предполагается подробно рассмотреть историческую карту Азии и Африки, сформировавшуюся к началу Нового времени, охарактеризовать основные этносы и крупнейшие государственные образования, сложившиеся к тому моменту и проанализировать основные изменения, произошедшие в политической географии Востока в XVI-XIX вв.
Литература
Методические рекомендации Целью данного семинара является более глубокое изучение особенностей религиозных и светских идеологий, имевших распространение в китайском обществе XVII- первой половины XIX в. При подготовке к семинару необходимо обратить внимание на основные положения трех важнейших религиозно-философских учений, имевших распространение в традиционном Китае, используя источники и научные исследования. Особое внимание следует уделить социальным аспектам конфуцианства, даосизма и чань-буддизма, а также проанализировать их роль и место в уникальной религиозной системе, определявшей духовный облик китайского общества. Студенты должны попытаться определить был ли в Китае религиозный синкретизм, или имел место симбиоз трех крупнейших религий. Далее следует обратиться к идеологическим доктринам, обосновывавшим власть маньчжурской цинской династии в Китае или выступавших в качестве оппозиционных ей концепций. Среди первых нужно обратить внимание на свод доктрин «Шэн Юй» («Священный эдикт»), составленный и опубликованный в период правления императора Канси (1662-1723 гг.). В том сборнике была фактически сформулирована официальная государственная идеология цинского Китая, основанная на конфуцианстве Сунского периода в интерпретации Чжу Си. Из наиболее известных оппозиционных идеологических концепций следует выделить учение крупного философа XVII в. Хуана Цзуси, выступавшего с критикой идеи абсолютной власти императора. Необходимо выяснить особенности воздействия официальной идеологии на отдельные сферы духовной жизни китайского общества и рассмотреть попытки ее модернизации в начале XIX в., проявившиеся в частности в деятельности так называемой «Школы современных текстов». Говоря о «народных» идеологиях необходимо охарактеризовать их как в первую очередь стихийную оппозицию официальной идеологической доктрине, основанную главным образом, на даосской традиции. Следует обратить внимание на идеи и взгляды руководителей крестьянских движений XVIII- первой половины XIX в., в организации которых огромную роль сыграли секта «Белый Лотос» и различные ее подразделения, тайное общество «Тяньдихуэй» («Небо и Земля»), секта «Юаньцзяо» («Учение о завершенности»).
Литература
Методические рекомендации Целью семинарского занятия является подробное рассмотрение тайпинского движения, явившегося наиболее масштабным крестьянским выступлением в истории цинского Китая. Оно охватило значительную часть страны, его активная фаза продолжалась в течение полутора десятилетий. Тайпины предприняли попытку осуществить на практике идею создания идеального государства (Тайпин Тяньго), основанного на принципах всеобщего равенства и братства. Необходимо подробно разобраться в предпосылках выступления тайпинов, связанных, в первую очередь, с всеобъемлющим кризисом цинской империи и несостоятельностью политики Цинов, наглядным свидетельством чего явилось поражение Китая в «опиумной» войне 1839-1842 гг. В первой половине XIX в. произошло существенное осложнение социально-экономической ситуации в стране, ухудшились условия жизни многих категорий китайского населения и в особенности самой многочисленной из них – крестьянства. Протестные настроения приняли традиционную для Китая форму религиозного движения, оформившегося в 1844 г. на юге страны в виде «Общества небесного отца». Характеризуя идеологию тайпинов, следует обратить внимание на то, что кроме идей, свойственных традиционным религиозно-философским учениям Китая, в ней значительное место занимают взгляды, заимствованные из христианства. Своеобразный синтез даосской традиции и христианских идей прослеживается в базовых концепциях тайпинов – «Датун» («Великое единство») и «Тайпин» («Великое благосостояние»), имевших в целом антиконфуцианскую направленность. Рассматривая ход тайпинского восстания необходимо четко выделить в нем два основных этапа: 1850-1856 и 1856 – 1866 гг. Следует выяснить причины первоначальных успехов тайпинов и проанализировать факторы, обусловившие появление в середине 1850-х гг. противоречий внутри движения. Говоря о втором этапе восстания, следует отметить роль внешнего фактора в его конечном поражении. Анализируя внутреннюю политику тайпинов, следует обратить внимание на аграрные преобразования, проводившиеся на основе «Земельного уложения Небесной династии», рассмотреть политику в области религии, охарактеризовать попытки ликвидации рыночных отношений и введения уравнительного распределения. Рассматривая административную систему тайпинского государства нужно подчеркнуть ее тоталитарный характер, направленный на максимальную мобилизацию необходимых для ведения войны людских и материальных ресурсов. По итогам семинарского занятия студентам предлагается определить, было ли тайпинское движение типичным для Китая историческим явлением или содержало в себе принципиально новые особенности и идеологические черты.
Литература
Методические рекомендации Характеристику повседневной жизни цинского Китая следует начать с анализа особенностей общественных отношений. С этой целью следует обратиться к распространенным в китайском обществе философским взглядам, характеризующим личность человека и его место в социуме. Необходимо обратить внимание на существование в цинском Китае двух уровней социальных отношений и взаимосвязей: «официального», основанного на конфуцианских принципах и сложной системе обрядов и ритуалов, а также «неофициального», связанного с традиционными верованиями и культами. Отдельного внимания заслуживает вопрос о семейных отношениях и положении женщин в китайском обществе. Рассматривая различные аспекты домашнего быта китайцев, следует обратить внимание не только на различия, обусловленные социальной дифференциацией, но и на особенности, связанные с природно-климатическим фактором. В этой связи необходимо подчеркнуть специфические черты быта, устройства жилища, одежды, питания, свойственные населению Севера и Юга Китая. Жизнь традиционного китайского общества невозможно всесторонне охарактеризовать, не обратив внимания на сложную систему обрядности, сопровождавшую китайцев на протяжении всей их жизни. В этой связи следует рассмотреть некоторые, наиболее распространенные обряды и ритуалы, связанные со значимыми событиями в жизни человека или наиболее важными календарными праздниками. Тема№5: Социально-экономическое развитие японского общества в XVII – первой половине XIX в. План
Литература
Методические рекомендации Целью данного семинара является подробное знакомство студентов с особенностями социально-экономического развития Японии в период сегуната Токугава, а также с изменениями, происходившим в это время в положении наиболее значимых слоев японского общества. Необходимо подчеркнуть, что основной составляющей социально-экономического развития Японии в XVII – первой половине XIX в. являлось нарастание кризиса феодальных отношений и постепенное формирование основ для последующего капиталистического развития страны. В свете этой наиболее важной тенденции следует проанализировать изменения в положении феодального сословия, крестьянства, а также городских слоев японского общества. Данные изменения происходили, несмотря на попытки сегунов дома Токугава законодательно регламентировать жизнь различных социальных групп. Следует отметить, что под влиянием роста товарно-денежных отношений происходили постепенные расслоение и распад наиболее многочисленной группы феодального сословия – самурайства, фактически утратившего после объединения страны свою основную – военную функцию. С другой стороны, нужно обратить внимание и на процессы, связанные с социальной дифференциацией среди японского крестьянства. Тенденция к распространению товарно-денежных отношений в японской деревне была, однако существенно замедлена вследствие жестких ограничений и регламентации со стороны сегуната. Анализируя социально-экономическое развитие Японии в XVII – первой половине XIX в. необходимо особо отметить значение городов. Крупные японские города являлись центрами сосредоточения торгового капитала и играли огромную роль в развитии экономических связей между различными регионами страны. Именно в городах, несмотря на ограничения, введенные сегунатом, в конце XVIII в. наряду с традиционными «дза» (ремесленными цехами) стали возникать первые мануфактурные производства. Социально-экономические изменения, происходившие в Японии, затронули фактически все слои ее населения. К середине XIX в. политика сегунов Токугава, направленная на искусственную изоляцию страны и жесткую регламентацию ее экономической жизни, привела к нарастанию внутреннего кризиса. В Японии сформировался мощный блок антитокугавских сил, одержавших победу в ходе революции «Мэйдзи». Тема№6: Внешняя политика Японии в последней трети XIX в. – начале XX в. План
Литература
Методические рекомендации Одним из важных последствий революции «Мэйдзи» явилось радикальное изменение внешнеполитического курса японского государства. Отказавшись от самоизоляции периода сегуната Токугава, Япония в последние десятилетия XIX в. стремительно переходит к активной внешней экспансии. В отличие от других азиатских стран, она не только не попала в зависимое положение, но и сама к началу XX в. превратилась в самостоятельный «центр силы», пытавшийся на равных конкурировать с европейскими державами и США в борьбе за влияние в дальневосточном регионе. Рассматривая факторы, обуславливавшие агрессивный характер внешней политики Японской империи следует обратить внимание на особенности социально-экономического развития страны после революции «Мэйдзи». Несмотря на высокие темпы экономического роста, Япония достаточно быстро столкнулась с рядом серьезных проблем, наиболее важными из которых были узость собственной сырьевой базы и ограниченная емкость внутреннего рынка. Финансово – промышленные круги Японии стали стремиться к преодолению внутренних противоречий за счет захвата внешнего рынка. Данные устремления способствовали быстрому превращению Японии в военно-бюрократическое государство. Основными объектами экспансионистских планов Японии в конце XIX – начале XX в. являлись Корея и Северо-Восточный Китай. Необходимо рассмотреть основные этапы японского проникновения в Корею и превращения корейского государства в протекторат, а затем и в колонию Японской империи. Следует обратить внимание на формы и методы, с помощью которых Япония пыталась расширить свое экономическое присутствие и укрепить свое политическое влияние. Не обладая на тот момент соответствующим военным и промышленным потенциалом, японское руководство стремилось использовать к своей выгоде противоречия между крупными державами, отстаивавшими собственные интересы на Дальнем Востоке. Характеризуя взаимоотношения Японии и России на рубеже XIX – начале XX в. следует проследить основные этапы их развития и проанализировать причины появления и обострения японо-российских противоречий на Дальнем Востоке. Необходимо с одной стороны выявить сугубо внутренние причины ухудшения двусторонних отношений, а с другой определить роль Великобритании и США в усилении японо-российского антагонизма. Следует охарактеризовать также значение русско-японской войны 1904-1905 гг. для дальнейшего развития японского экспансионизма в азиатско-тихоокеанском регионе.
Литература
Методические рекомендации Целью данного семинара является знакомство студентов с процессом формирования и особенностями развития колониальных систем Голландии, Франции и Великобритании в Юго-Восточной Азии. Голландия оказалась одним из первых участников колониального раздела региона. Необходимо выделить этапы в длительном процессе колонизации Индонезии, начавшемся в первой половине XVII в. с деятельности голландской Ост-Индской компании и завершившемся лишь к концу XIX в. Следует подробно рассмотреть эволюцию форм и методов колониальной эксплуатации в голландской Ост-Индии и определить их взаимосвязь с особенностями социально-экономического развития самой метрополии. Рассматривая колониальную политику Франции в Индокитае, следует охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в регионе к середине XIX в. и определить факторы, способствовавшие успеху колонизаторов. Говоря о самом процессе французской колонизации, нужно выделить этапы, связанные с завоеванием Южного Вьетнама (1858-1867 гг.), а также с установлением протектората Франции над Северным и Центральным Вьетнамом, Камбоджой и Лаосом. Формальным завершением периода колониальной экспансии явилось создание Францией в 1887 г. Индокитайского союза, в который вошли колония Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам), Тонкин (Северный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. Следует охарактеризовать особенности управления, и экономической политики метрополии в каждой из этих административных единиц, определявшихся, как уровнем социально-экономического развития, так и спецификой их географического положения. Активная колониальная экспансия Великобритании в Юго-Восточной Азии была связана, в первую очередь, с интересами английской Ост-Индской компании в регионе. В данной связи следует рассмотреть события, касающиеся подчинения Великобританией государств Малайского полуострова, на территории которых в 1896 г. была создана колония Британская Малайя, а также захвата Сингапура и Брунея. Необходимо также подробно проанализировать особенности британской колониальной политики в Юго-Восточной Азии и определить специфику форм и методов экономической эксплуатации колоний. Тема№8: Культура и быт народов Юго-Восточной Азии. План
Литература
Методические рекомендации Данное семинарское занятие посвящено общей характеристике культурно – бытовых особенностей народов, традиционно населявших регион Юго-Восточной Азии. Природно-географические особенности предопределили чрезвычайную пестроту этнических групп, языков и религиозных воззрений, имеющих распространение в странах Индокитая, а также на островах Индонезийского и Филиппинского архипелагов. В силу этого, народы, проживавшие на территории Юго-Восточной Азии, заметно различались, как по уровню социально-экономического развития, так и по характеру культурно-бытовых традиций. Необходимо обратить внимание на особенности общественных отношений и устройства семьи у некоторых, наиболее крупных этнических групп, населяющих Юго-Восточную Азию. Рассматривая данный вопрос нужно охарактеризовать специфику традиционного общественного устройства, которое складывалось как уникальный синтез местных традиций и внешних культурно-цивилизационных влияний. Особенности общественного устройства, а также духовных традиций определили основные направления развития культурной жизни местных народов. В рамках семинарского занятия предполагается рассмотреть общие черты отдельных направлений искусства народов Юго-Восточной Азии, включая архитектуру, музыкальное творчество и традиционный театр. Тема №9: Завоевание Индии английской Ост-индской компанией. План
Литература 1. Антонова К.А. Английское завоевание Индии в XVIII в. М., 1958. 2. Антонова К.А., Бонгард – Левин Г.М., Котовский В.П. История Индии. М., 1979. 3. Бродель Ф. Мировая цивилизация, экономика и капитализм, XV- – XVIII вв. Структуры повседневности. М., 2000. 4. Васильев Л.С. История Востока. Т.II. М., 2005. 5. История Индии. М., 1979. 6. Колыхалова Г.П. Индия и Англия. М., 1966. 7. Маркс К. Ост-индская компания, ее история и результаты ее деятельности // Собр. соч., т. 9. 8. Новая история стран Азии и Африки. Под ред. Родригеса А.М. М., 2005. т.2. 9. Политика Англии в странах Южной Азии. М., 1966. 10. Сили Дж. Р., Крэмб Дж. А. Британская империя. М., 2004. Методические рекомендации В рамках данного семинарского занятия предполагается коснуться одной из важнейших страницу индийской истории – английского завоевания и превращения Индии в британскую колонию. Первый вопрос посвящен общей характеристике политической ситуации, сложившейся в Индии к середине XVIII в. Основными ее составляющими явились окончательный распад империи Великих Моголов и усиливавшееся англо- французское соперничество за влияние в раздробленной Индии. Необходимо рассмотреть также события, связанные с деятельностью английской Ост-индской компании в XVII- перовой половине XVIII вв. Второй вопрос семинара касается непосредственно самого процесса британской колонизации Индии, начавшегося с битвы при Плесси (1757 г.) и завершившегося присоединением к владениям Ост-индской компании Пенджаба и Ауда. Основными этапами английских завоеваний явились войны против Майсура, конфедерации маратхов и Пенджаба. В рамках третьего вопроса предполагается рассмотреть особенности британской системы управления индийскими территориями в период предшествовавший восстанию сипаев. Необходимо обратить внимание на постепенное усиление контроля Парламента и правительства Великобритании над политикой Ост-индской компании, отразившемся в положениях хартий 1813 и 1833 г. Стержневой проблемой семинарского занятия является вопрос о том, почему Индия, являющаяся одной из древнейших цивилизаций Востока, оказалась легким объектом для европейской экспансии и какие факторы способствовали достаточно быстрому превращению обширной территории полуострова Индостан во владение английской Ост-индской компании. Тема №10: Восстание 1857-1859 гг. и его последствия для системы британского управления Индией. План
Литература
Методические рекомендации В рамках данного семинарского занятия предполагается проанализировать причины крупнейшего в истории Британской Индии восстания, определить его характер и значение. Рассматривая причины восстания необходимо подробно рассмотреть влияние экономической политики метрополии на положение различных слоев индийского общества и, в первую очередь, крестьянства. Следует обратить внимание на причины роста антибританских настроений среди части индийской властной элиты, а также среди солдат сипайских частей, являвшихся на тот момента основной военной опорой английского господства в Индии. Необходимо подчеркнуть, что восстание 1857-1859 гг. в Индии, наряду со специфическими причинами имело ряд общих черт с другими крупными восстаниями, происходившими в тот период в странах Востока. Оно явилось стихийной реакцией части индийского населения на чрезвычайно болезненные процессы, вызванные английской колонизацией и начавшейся, в этой связи, трансформацией традиционных социальных структур. В рамках второго вопроса семинара предполагается рассмотреть основные события, связанные с непосредственным ходом восстания. Необходимо определить главные его центры, выделить основные этапы и назвать причины поражения восставших. Необходимо ответить на главный вопрос: почему силы восставших оказались расколотыми, и различные центры восстания действовали абсолютно самостоятельно. Важнейшим итогом восстания явилась окончательная ликвидация «двойной» системы управления и превращение Индии в непосредственное владение британской короны, оформленное «Актом об улучшении управления Индией» от 2 августа 1858 г. Кроме того английским властями был проведен ряд реформ, касавшихся развития образования, некоторого расширения представительства индийцев в административных органах, создания на низовом уровне законосовещательных органов, упорядочения налоговой системы. Данные мероприятия в немалой степени предопределили характер социально-экономического развития Индии в последующий период, а также оказали заметное воздействие на развитие индийской общественно-политической мысли.
Литература
Методические рекомендации Семинарское занятие посвящено одной из наиболее интересных страниц иранской истории – движению бабидов. К середине XIX в. Иран, как и ряд других государств Востока, оказался в состоянии глубокого кризиса, охватившего различные сферы жизни общества и государства. В рамках первого вопроса предполагается проанализировать социально-экономическое состояние Ирана и выявить наиболее существенные черты структурного кризиса. Особое внимание необходимо уделить негативным последствиям неравноправных соглашений, заключенных шахским правительством с Великобританией, Россией и другими западными государствами. В рамках второго вопроса предполагается подробно рассмотреть обстоятельства возникновения и особенности доктрины бабизма. Следует подчеркнуть, что бабидское учение с одной стороны выступало как идеологическая оболочка протестных настроений различных слоев иранского общества, а с другой представляло собой попытку модернизации традиционного шиитского ислама. В то же время, бабизм не стал исключением из целого ряда религиозно-утопических учений, распространившихся в Новое время в странах Востока и являвшихся стихийной реакцией, как на внутренние кризисные явления, так и на усиливавшееся давление со стороны западных держав. Необходимо обратить внимание также на эволюцию форм и методов, с помощью которых бабиды пытались распространять и отстаивать свои идеи. Третий вопрос семинарского занятия посвящен рассмотрению событий, связанных со стихийными выступлениями бабидов, происходившими в различных районах Ирана в 1848-1852 гг. В рамках данного вопроса необходимо также проанализировать последствия бабидского движения. В политической жизни Ирана их наиболее заметным результатом явились попытки реформ, проводившихся в начале 1850-х гг. под руководством Амира Низама. Другим важнейшим последствием распространения бабизма стало возникновение на его основе новой религии - бахаизма, пользующейся до настоящего времени достаточно большой популярностью в США и некоторых западноевропейских странах. Тема №12: Зарождение идеологии ваххабизма и возникновение государства Саудидов в Аравии. План
Литература
Методические рекомендации В начале XVIII в. Аравийский полуостров не имел единой государственной организации. Западные области Аравии (Хиджаз, Ассир, Йемен) находились под юрисдикцией Османской империи. Остальная часть полуострова населенная племенами бедуинов-кочевников и проживавшими в оазисах земледельцами находилась в состоянии политической анархии. Как оседлые, так и кочевые общности Аравии обладали довольно сложной социальной структурой, в которой сочетались элементы феодального, рабовладельческого и патриархально-родового укладов. Характеризуя особенности социально-экономического развития, следует отметить, что к середине XVIII в. в Аравии сложились факторы, способствовавшие возникновению единой государственности. Религиозно-идеологической основой данного процесса явилось возникшее в этот период ваххабитское учение. Характеризуя ваххабизм, необходимо подробно рассмотреть его социально-политическую составляющую, которая включала в себя доктрину «таухида» (религиозного единения арабских племен и ликвидации межплеменных различий в религиозной догматике и культе), а также непризнание высшей духовной власти турецкого султана. В конце XVIII – начале XIX в. ваххабиты установили свою власть в Неджде (Центральная Аравия), восточноаравийских областях, Хиджазе, и вели борьбу за контроль над Ираком и Сирией. На территории Неджда возникло теократическое государство во главе с династией Саудидов. Ваххабитам, однако, не удалось создать на захваченной территории эффективной административной структуры. Ваххабитское государство было крайне непрочным и нестабильным. В результате войны 1811-1818 гг. оно было уничтожено войсками правителя Египта Мухаммеда Али. Во второй половине XIX в. Аравийский полуостров в политическом плане продолжал оставаться разделенным на ряд государственных образований, среди которых наибольшее влияние приобрел Шаммарский эмират. В данный период, в особенности после строительства Суэцкого канала Аравия все больше втягивается в орбиту британской политики. На рубеже XIX –XX вв. Великобритания навязала неравноправные договоры ряду государственных образований Восточной и Южной Аравии, фактически превратив их в свои протектораты. В Центральной Аравии в начале XX в. благодаря энергичной деятельности Абд аль-Азиза ибн Сауда происходит возрождение государства Саудидов. Установив свою власть в Неджде ибн Сауд начал вести борьбу за объединение под своей властью всей Аравии.
Литература
Методические рекомендации Османская империя сформировалась как уникальное государственное образование, объединившее в своем составе множество различных народов и религий. В рамках данного семинарского занятия предполагается подробно охарактеризовать этническую и конфессиональную структуру населения Османской империи в XVII-XIX вв., а также попытаться определить место крупных этноконфессиональных групп в социальной иерархии и их роль в хозяйственной жизни османского государства. Несмотря на весьма сложную структуру своего населения, Османская империя вплоть до второй половины XIX сталкивалась лишь с эпизодическими проявлениями межконфессиональной и межэтнической розни. Данный факт во многом объясняется уникальной системой взаимодействия центральной власти и этноконфессиональных меньшинств, сложившейся еще на ранней стадии существования османского государства. В рамках системы «миллета» немусульманские религиозные общины и, в первую очередь, христиане получали высокую степень автономии и самоуправления. Благодаря наличию подобного механизма этноконфессиональные меньшинства, проживавшие на территории Османской империи, в течение столетий имели относительно стабильные условия для своего существования и функционирования в рамках социума с преобладающей мусульмано-суннитской составляющей. Тема №14: Арабские провинции Османской империи в XVII - начале XX в. План
Литература
Методические рекомендации Данное семинарское занятие посвящено изучению особенностей развития ближневосточных арабских территорий, оказавшихся с начала XVI в. под управлением Османской империи. Рассматривая историю Османской Сирии необходимо, в первую очередь, охарактеризовать особенности ее географического положения и этноконфессиональной структуры населения. Далее следует обратить внимание на существовавшую в рамках сирийских провинций систему управления, имевшую свою специфику, в особенности в Горном Ливане. Необходимо отметить, что в социально-экономической жизни Османской Сирии в XVII- первой половине XIX в. наблюдались в основном кризисные негативные тенденции, характерные для всего османского государства в целом. В период Танзимата на территории сирийских провинций осуществляется ряд важных преобразований, направленных на укрепление власти и модернизацию экономики. В экономической жизни Османской Сирии во второй половине XIX в. наблюдается определенное оживление, которое было связано, однако, в основном с притоком иностранного, в первую очередь, французского и английского капитала. В последние десятилетия XIX в. происходит обострение отношений между отдельными этноконфессиональными группами населения, что в немалой степени было связано с политикой западных держав в регионе. В период правления Абдул-Хамида II в социально-экономической жизни Османской Сирии наблюдалась тенденция к дальнейшему развитию капиталистических отношений, которое приводило к дальнейшему усилению иностранного влияния. Происходит определенное оживление и в интеллектуальной сфере, связанное с появлением новых печатных изданий и первых учебно-просветительских кружков, деятельность которых была, однако, ограничена жесткой государственной цензурой. После младотурецкой революции и последовавшего за ней резкого изменения османской политики в отношении арабов на территории Сирии появляются первые арабские националистические организации. К началу Первой мировой войны ими была сформулирована идея создания независимого государства на территории арабских провинций Османской империи. Однако, объективные условия, связанные с экспансией европейских держав в регионе, а также социально-экономической отсталостью и низким уровнем политического сознания оказались серьезными препятствиями на пути ее реализации.
Литература
Методические рекомендации В последней трети XIX в. начался последний этап колонизации африканского континента, завершившийся уже к концу столетия его практически полным разделом между европейскими державами. В рамках данного семинарского занятия предполагается проанализировать причины, побуждавшие европейские державы к активной колониальной экспансии, а также рассмотреть процесс колонизации на примере отдельных регионов Африки. К 1876 г. колонизаторами было захвачено только 10% африканской территории. Вплоть до этого времени политика европейских государств в Африке определялась практически исключительно торговыми интересами. Говоря о длительном этапе, предшествовавшем колониальному разделу, следует обратить внимание на роль работорговли, во многом определявшей характер взаимоотношений европейцев и африканского населения. Необходимо отметить, что существовавшая в течение нескольких столетий широкомасштабная торговля людьми оказала глубокое деформирующее воздействие на многие традиционные структуры африканских обществ. Говоря о колониальном разделе Западной Африки, следует рассмотреть основные этапы французской, английской, германской, португальской, итальянской и испанской экспансии в регионе, охарактеризовать факторы, способствовавшие колонизации обширного региона Западного Судана и побережья Гвинейского залива. Рассматривая процесс колонизации Восточной Африки необходимо особо выделить фактор острого англо-германского соперничества в регионе, завершившегося в 1890 г. урегулированием вопроса о разделе сфер влияния. Весьма сложный характер имела также развернувшаяся после открытия Суэцкого канала борьба за контроль над побережьем Красного моря, в которой участвовали Великобритания, Италия и Франция. Процесс колонизации Южной Африки имел существенную специфику, заключавшуюся в наличии в данном регионе достаточно многочисленной общины европейских переселенцев – буров. В течение нескольких десятилетий буры оказывали сопротивление попыткам Великобритании распространить свою юрисдикцию на территории их проживания. Итогом длительного противостояния явилась англо-бурская война 1899-1902 гг., ставшая крупнейшим вооруженным конфликтом в истории колониального раздела Африки. В начале XX в. практически весь южноафриканский регион, за исключением небольших владений Португалии и Германии оказался включенным в состав Британской империи. Говоря об экономической политике европейских государств в Африке, следует обратить внимание, как на общие черты, так и на специфику форм и методов эксплуатации в рамках отдельных колониальных систем. Необходимо отметить их прямую зависимость от характера экономических интересов и особенностей развития метрополий. Следует рассмотреть основные направления трансформации традиционных африканских структур под влиянием политики метрополий, определить их глубину и направленность. Рассматривая системы управления колониальными владениями необходимо подробно охарактеризовать два ее основных типа – «прямую» и «косвенную». Первая была более типична для французских колоний и основывалась на жестком администрировании и практически полном отстранении от власти представителей местного населения. Вторая, внедренная в ряде английских колоний, отличалась большей гибкостью и предполагала использование наряду с колониальным аппаратом различных «туземных» властных структур, возглавлявшихся традиционными правителями. Необходимо подчеркнуть, что на практике формы и методы управления постоянно варьировались. В колониях других европейских государств элементы прямого и косвенного администрирования использовались в различных комбинациях. Во второй половине XIX в., на фоне резкого усиления европейского колониализма начинается формирование идеологии африканского национально-освободительного движения. Необходимо проанализировать основные направления ее развития на начальном этапе, среди которых нужно выделить концепции «культурного национализма» и «духовной деколонизации», послужившие основой для последующего формирования теории панафриканизма. Следует рассмотреть основные формы и методы антиколониальной борьбы и охарактеризовать первые общественно-политические организации африканцев, возникшие в конце XIX-начале XX вв. следующая >> Смотрите также: Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Сагимбаев Алексей Викторович. Учебно-методическое пособие по курсу «Новая история стран Азии и Африки»
613.79kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Новая история стран Азии и Африки»
45.56kb.
Вопросы к зачету по курсу «Новая история стран Азии и Африки, IV курс. Часть I. Предмет и задачи курса «История Азии и Африки в Новое время»
23.29kb.
Учебно-методическое пособие для студентов IV курса факультета истории и международных отношений по специальности: основная 030401 «История», дополнительная
500.9kb.
Вопросы для экзамена по новой истории стран азии и африки для студентов 4 курса, 2010-2011 уч г
14.57kb.
Вопросы для экзамена по новой истории стран Азии и Африки для студентов 4 курса, 2010-2011 уч г
13.43kb.
Тематика семинарских занятий Тема №1 : Общая характеристика стран Азии и Африки 2 часа. План
124.64kb.
Проект страны азии и африки в XX веке
193.42kb.
Проект страны азии и африки в XX веке
193.42kb.
Учебная программа курса по специальностям 020700 История. Брянск Издательство бгу, 2004 г. Ббк учебная программа по курсу «Страны Запада и ближневосточный регион»
107.19kb.
История стран Азии и Африки в новейшее время
16.58kb.
Ю. Л. Говоров История стран Азии и Африки в средние века 3897.33kb.
|