Главная стр 1стр 2 ... стр 4стр 5
скачать
СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …………………………………………………... 2

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам первого года обучения ………………………. ……………….10

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам второго года обучения ………………………. ……………….13

4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам третьего года обучения ………………………. ………………16

5. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам для учебно-тренировочных групп 1-го года обучения .…….19

6. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам для учебно-тренировочных групп 2-го года обучения .…….22

7. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам для учебно-тренировочных групп 3-го года обучения .……. 25

8. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам для учебно-тренировочных групп 4-го года обучения .……. 28

9. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

по шахматам для учебно-тренировочных групп 5-го года обучения .……. 31

10. Методическое обеспечение программы ………………………………... 34

11. Список литературы ………………………………………………………. 36

12. Приложения:

12.1. Приложение 1. Шахматный словарик………………………………… 38

12.2. Приложение 2. Дидактические игры…………………………………. 40

12.3. Приложение 3. Линейный удар (дидактический материал)………… 44

12.4. Приложение 4. Атака на короля (технологическая карта)……………54

12.5. Приложение 5. Применение шахматных компьютерных программ в

процессе тренировок и во время соревнований.

(Методические рекомендации )…………… 59

12.6. Приложение 6. Инструктажи по технике безопасности……………….63

Пояснительная записка

В основу данной модифицированной программы положена типовая программа по шахматам для внешкольных учреждений под редакцией А. Н. Костьева, утвержденная Министерством просвещения СССР,1986г.



Цели программы

  1. Подготовка спортсменов-шахматистов высокой квалификации четвертого, третьего, второго, первого разрядов для участия в соревнованиях различного ранга.

  2. Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем.

  3. Воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.

Задачи:
1.Образовательные
- научить детей навыкам самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменному анализу своих партий,   умению делать выводы и ставить задачи на будущее;
- освоить в полном объеме учебную программу  для повышения собственной квалификации.
2. Воспитательные
- воспитать у детей с ранних лет потребность к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;
- воспитать сильные стороны характера;
- воспитать психологическую устойчивости к поражениям, умение бороться с депрессией, «звездной» болезнью и т.п.
3. Развивающие
-  развить абстрактно-логическое мышление;
- развить качества настоящего спортсмена (волю к победе, уверенность и т.д.).

Направленность программы физкультурно–спортивная.

Новизна программы. Необходимость создания данной программы заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие программы не рассчитаны на современные нормативы работы как с группами начальной подготовки, так и с учебно-тренировочными, и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время подготовки к занятиям.

Актуальность программы в ее своевременности. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Принципы построения программы


  1. Принцип научности. Все разделы программы четко систематизированы по тематическому признаку и соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

  2. Принцип целостности. Знания, умения и навыки согласуются с процессом обучения и объединены в единую систему.

  3. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание обучающихся осуществляется через содержание, методы и организацию обучения.

  4. Принцип сознательности и активности. Систематическое изучение юным шахматистом любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что обычно выражается в сознательном усвоении учебного материала. При этом самым важным считается то, что все приобретенные знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проверяются в турнирной борьбе.

  5. Принцип наглядности. Наглядность обогащает круг представлений обучающихся, организует их внимание, способствует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает учебному материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение.

  6. Принцип систематичности и последовательности. Каждая тема, каждый раздел программы четко определены в общей системе содержания учебного материала. Каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный материал и создает прочную базу для последующего обучения.

  7. Принцип доступности. Включенные в программу знания, умения, навыки доступны обучающимся, т.е. учебный материал соответствует возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности, учебному времени.

  8. Принцип прочности. Этот принцип самым тесным образом связан с остальными. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий юных шахматистов. В этот момент тренер может повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки обучающихся, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Программа адресована детям 6-18 лет.

Срок реализации программы – 8 лет.

Отличительные особенности программы

Предлагаемая программа складывается из двух этапов:



  1. Этап начального обучения.

Этот этап рассчитан на 3 года обучения: для групп начальной подготовки. В итоге учащиеся должны получить представление об основных правилах игры, познакомиться с историей возникновения и развития шахмат, с выдающимися шахматистами разного времени. После окончания начального этапа обучения дети должны знать: принципы игры в дебюте, основные тактические приёмы, некоторые шахматные термины (дебют, эндшпиль и т.д.). В процессе обучения используются различные формы и методы подачи материала:

1) шахматные занятия;

2) игровая деятельность;

3) индивидуальные занятия.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Не менее 65% занимающихся детей должны выполнить норматив третьего разряда


  1. Этап подготовки шахматистов 2-1 разрядов.

Целью следующего этапа, рассчитанного на 5 лет, является повышение спортивного мастерства учащихся до уровня 2-1 спортивного разряда и выполнение нормы КМС. По сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается роль самостоятельной и индивидуальной работы. Прививаются навыки работы со специальной литературой. Усложняется качество излагаемого материала. Увеличивается нагрузка. Добавляются следующие новые формы и методы работы с учащимися:

1. изучение стратегии шахмат;


2. изучение сложных окончаний;

3.изучение дебютов;


4. изучение истории развития шахмат, знакомство с сильнейшими шахматистами разных столетий;
5. конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
6. участие в ответственных личных и командных соревнованиях;
7. использование компьютеров.

В процессе формирования игровых навыков, решение тактических позиций дополняется заданиями логического характера, нацеливающими детей на анализ ситуации, логические размышления и выяснение причинно-следственных связей, способствующих возникновению той или иной позиции или игровой ситуации. Решение комбинаций, этюдов и задач способствует усилению концентрации внимания, так как требуется быстрый и точный расчёт вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.



Кол-во учебных часов в год.

1-й год обучения - 216. Режим занятий – 6 часов в неделю (2 занятия по 3 часа или 3 занятия по 2 часа).

2-й год обучения – 324. Режим занятий – 9 часов в неделю (3 занятия по 3 часа).

3-й год обучения – 324. Режим занятий – 9 часов в неделю (3 занятия по 3 часа).

4-й год обучения – 432. Режим занятий – 12 часов в неделю (4 занятия по 3 часа)

5-й год обучения – 504. Режим занятий – 14 часов в неделю (4 занятия по 3,5 часа или 2 занятия по 3 часа и 2 занятия по 4 часа).

6-й год обучения – 576. Режим занятий – 16 часов в неделю (4 занятия по 4 часа).

7-й год обучения – 648. Режим занятий – 18 часов в неделю (2 занятия по 3 часа и 3 занятия по 4 часа).

8-й год обучения – 720. Режим занятий – 20 часов в неделю (5 занятий по 4 часа).






Ожидаемые результаты.

К концу 1-го года обучения обучающиеся

знают:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;



- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

умеют:


- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу 2-го года обучения обучающиеся

знают:

- принципы игры в дебюте;



- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

умеют:

- записывать шахматную партию;



- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;



  • точно разыгрывать простейшие окончания.

К концу 3-го года обучения обучающиеся

знают:


- план и оценку позиции в дебюте;

- сложные комбинации на сочетание идей;

- основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях.

умеют:


- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить сложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать пешечные окончания.

К концу 4-го года обучения обучающиеся

знают:

- понятие инициативы в дебюте;



- атака в шахматной партии;

- легкофигурные окончания.

умеют:

- применять гамбиты в дебюте;



- реализовывать материальный перевес (лишняя ладья);

- разыгрывать легкофигурные окончания,

- пользоваться компьютером и работать с шахматными программами “Junior”, “Fritz”.

К концу 5-го года обучения обучающиеся

знают:

- стратегические идеи современных дебютов;



- атаку на короля;

- много пешечные и простые ладейные окончания.

умеют:

- применять стратегические идеи в дебюте;



  • реализовывать материальный перевес;

  • реализация лишней пешки в разных окончаниях;

  • работать с шахматными базами “Chessbase” и “Chessassistent”.

К концу 6-го года обучения обучающиеся

знают:


- методы работы над дебютом;

- типовые позиции миттельшпиля;

- сложные шахматные окончания;

- творчество крупных шахматистов конца XIX - начала XX столетия;

- психологическую и волевую подготовку.

умеют:


- составлять личный дебютный репертуар;

- составлять план защиты;

- переходить в контратаку;

- строить учебно-тренировочный процесс перед соревнованиями;



  • судить и организовывать шахматные соревнования.

К концу 7-го года обучения обучающиеся

знают:


- достижения советской шахматной школы;

- мировое шахматное движение;

- концентрический метод изучения дебютных систем;

- стратегическую и тактическую защиту;

- миттельшпильные схемы;

- основные эндшпильные позиции;

- электронные базы шахматных партий.

умеют:


- применять стратегическую атаку;

- грамотно переходить из миттельшпиля в эндшпиль;

- правильно рассчитывать варианты;

- составлять перспективное и годовое планирование спортивной тренировки;

- использовать компьютерную технику для самостоятельной шахматной подготовки;

- играть через Интернет в режиме Онлайн.


К концу 8-го года обучения обучающиеся

знают:


- творчество чемпионов мира и ведущих гроссмейстеров;

- стратегические идеи новоиндийской защиты, каталонского начала;

- типичные комбинации в миттельшпиле;

- методы совершенствования шахматиста;

- принципов экономичного расчета вариантов;

- методику работы с шахматной литературой.

умеют:

- самостоятельно совершенствоваться;



- применять систему личного дебютного репертуара;

- развивать стратегическую инициативу;

- анализировать собственное творчество;

- создавать продуманную систему подготовки к соревнованиям.



Диагностика знаний и умений обучающихся.

Для проверки усвоения обучающимися знаний и умений применяется тематический, промежуточный и итоговый контроль.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы. Это опрос обучающихся по пройденному материалу, тестирование по шахматным диаграммам, конкурс решения заданий, турнир внутри группы.

Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой четверти. Это квалификационные городские турниры, а также областные и региональные соревнования различного ранга, по результатам которых можно определить, насколько продвинулись обучающиеся на фоне других детей.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Это различные конкурсы, викторины, Чемпионаты города по возрастам, Чемпионаты области, Первенства СФО и России.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

по шахматам

первого года обучения


Наименование тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел «Физическая культура и спорт в России»

1

1

-

Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия»


36

22

14


Раздел «Исторический обзор развития шахмат»

2

2

-

Раздел «Дебют»

8

6

2

Раздел «Миттельшпиль»

63

44

19

Раздел «Эндшпиль»

34

18

16

Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций»


66

-

66


Раздел «Сеансы одновременной игры»

3

-

3

Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»


3

-



3

Итого:

216

93

123



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Физическая культура и спорт в России»

Теория. Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта.
Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия»

Теория. Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Шахматная доска, как поле сражения. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Нотация. Обозначения горизонталей и вертикалей. Шахматные фигуры, место фигур в начале партий. Легкая и тяжелая фигура. Качество «Стоять под боем». Шах. Защита от шаха. Цель игры. Мат. Ничья, виды ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Вечный шах. Длинная и короткая рокировки.

Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки. Турнир. Первенство группы на призы Деда Мороза. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся – ходи», будьте взаимовежливы. Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Сними часовых», «Шах или мат», «Шах или пат», «Мат в один ход».
Раздел «Исторический обзор развития шахмат»

Теория. Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табии. Мансуба. «Мат Диларам» как типичная задача средневекового Востока.
Раздел «Дебют»

Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте.

Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных партий. Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Защитись от мата».
Раздел «Миттельшпиль»

Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций. Основные тактические приемы: связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», отвлечение, завлечение, блокировка. Разрушение королевского прикрытия. Освобождение пространства. Уничтожение защиты. Вскрытое нападение, вскрытый шах. Двойной шах. Размен фигур. Понятие стратегии. Шахматные комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач.

Практика. Конкурс решения, комбинации. Квалификационные турниры. Демонстрация коротких партий. Анализ сыгранных партий. Дидактические игры и задания: «Двойной удар», «Игра на уничтожение», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности», «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью».
Раздел «Эндшпиль»

Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Борьба пешек. Простейшие пешечные окончания. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба ферзя, ладьи против пешки.

Практика. Техника матования одинокого короля. Эндшпильный турнир. Игровая практика. Турнир на первенство группы. Дидактические игры и задания: «Ограниченный король», «В угол», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь».
Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций»

Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Раздел «Сеансы одновременной игры»

Практика. Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок.
Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»

Практика. Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала.
Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется тренером-преподавателем по необходимости в течение всего учебного года как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

по шахматам

второго года обучения

Наименование тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел «Физическая культура и спорт в России»

1

1

-

Раздел «Исторический обзор развития шахмат»

3

3

-

Раздел «Дебют»

60

60

?

Раздел «Миттельшпиль»

93

63

30

Раздел «Эндшпиль»

36

24

12

Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций»


104

-

104


Раздел «Сеансы одновременной игры»

9

-

9

Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»


18

-



18

Итого:

324

151

173



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Физическая культура и спорт в России»

Теория. Физическая культура как составная часть общей культуры – одно из важнейших средств воспитания. Задачи физического воспитания. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей, культивирование здорового образа жизни.
Раздел «Исторический обзор развития шахмат»

Теория. Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. Проникновение шахмат в Европу (в конце XV века в Европе появляются шахматные трактаты, основанные на реформированных правилах). Реформа шахмат (вторая половина XIX столетия считается завершающим этапом реформы шахмат). Шахматные трактаты. Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVIIвв. (о руководствах испанца Рюк Лопеса и итальянца Джулио Полерно). Калабрииц Греко (особое место среди представителей ранней итальянской школы принадлежит Джоакино Греко). Ранняя итальянская школа. Шахматы как придворная игра.


Раздел «Дебют»

Теория. Три главных правила дебюта. Разбор партий, в которых не соблюдались правила дебюта. Принципы разыгрывания дебюта. Ошибки в дебюте.. Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Атака на короля в дебюте. Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита.

Практика. Тренировочные партии. Анализ и разбор партий миниатюр. Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Взятие».
Раздел «Миттельшпиль»

Теория. Сравнительная ценность фигур. Материальное и позиционное преимущество. Операции, основанные на превосходстве в количестве ударов, направленных на поле, с которого дается мат. Одновременное нападение на несколько объектов. Освобождение поля или линии. Завлечение. Отвлечение. Связка, развязывание, уничтожение связки. Перекрытие линии, привлечение фигуры. Комбинация с мотивом «спертого мата», использование слабости последней горизонтали. Недостаточная защищенность последней и предпоследней горизонтали. Разрушение пешечного прикрытия короля. Операции на возможность пата. Центр, централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях.

Практика. Решение задач. Разбор и анализ партий. Проведение турнира. Конкурс решения задач. Разбор партий известных шахматистов и юных. Дидактические игры и задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».
Раздел «Эндшпиль»

Теория. Повторение пройденного. Пешечные окончания с 1-2 пешками. Превращение пешек. Цугцванг. Мат в 2 хода, основанный на цугцванге. Мат одинокому королю ладьей и королем. Король и пешка против короля. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Пешечные окончания. Король и ферзь против короля и пешки.

Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Король, слон и пешка против короля.



Практика. Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение пешечных окончаний. Конкурс решения задач и пешечных окончаний. Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Сделай ничью», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь».

Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций»

Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Раздел «Сеансы одновременной игры»

Практика. Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок.
Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»

Практика. Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала.
Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется тренером-преподавателем по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

по шахматам

третьего года обучения


Наименование тем, разделов

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел «Физическая культура и спорт в России»

1

1

-

Раздел «Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований»

3

3

-

Раздел «Исторический обзор развития шахмат»

12

12

-

Раздел «Дебют»

27

27

-

Раздел «Миттельшпиль»

148

63

85

Раздел «Эндшпиль»

27

15

12

Раздел «Основы методики тренировки шахматиста»

1

1

-

Раздел «Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста»

1

1

-

Раздел «Квалификационные турниры»

104

-

104

ИТОГО:

324

123

201




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по шахматам первого года обучения
687.42kb.
Учебный план Учебно-тематический план первого года обучения
1012.78kb.
Образовательная программа детского объединения военно-патриотический клуб
701.34kb.
Учебно-тематический план по 1-му году обучения Содержание 1-го года обучения Учебно-тематический план по 2-му году обучения
500.95kb.
Пояснительная записка Учебно-тематический план первого года обучения
501.6kb.
Тематический план дополнительной образовательной программы 68 часов в год
341.36kb.
Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации
90.32kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
459kb.
Учебно-тематический план образовательной программы «Современный образовательный менеджмент»
61.82kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
683.19kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
195.17kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.