Главная стр 1
скачать









НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2009 г.

Составитель: канд. экон. наук, доц. В.В. Зябриков







Учебно-тематический план











Количество часов



Название темы




В том числе

п/п




Всего

лекции

практ. занятия



Теория налогового планирования

4

4

-



Практика налогового планирования

4

-

4

Итого:

8

4

4


Учебная программа



Тема 1. Теория налогового планирования

Основные методы уплаты налогов: стандартный метод, налоговое планиро­вание, обход налогов и уклонение от налогов. Полная ставка налогообложения – основной критерий выбора способа уп­латы налогов. Алгоритм взимания налога и элементы налога. Принципы налогообложения: резидентский, территориальный и смешанный. Режимы и оптимизация уплаты НДС.

Налоговое планирование – важный элемент финансового менеджмента фирмы. Основные способы обеспечения налоговой безопасности фирмы. Юридические аспекты налогового планирования. Налоговая алгебра – универсальный способ расчета налоговой нагрузки. Планирование объема реализации. Оптимизация выплаты вознаграждения физическому лицу: зарплата или дивиденды.
Тема 2. Практика налогового планирования

Основные задачи и формы представления информации в налоговом мониторинге. Упрощенная система налогообложения. Офшорный бизнес.




МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ


Тема 1. Теория налогового планирования



Налоги – это цена цивилизованности общества.

Надпись на фасаде Министерства

внутренних доходов США.


Различные способы уплаты налогов
и определение налогового планирования





Универсальным масштабом тяжести налогового бремени является вновь созданная стоимость, измеряемая на макроуровне показателем внутреннего валового продукта (ВВП), а на уровне фирмы показателем добавленной стоимости (V).


Определение показателя «полная ставка налогообложения (ПСН)»:


Под полной ставкой налогообложения (ПСН) следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму (или, что одно и то же, тяжесть ее налогового бремени) и рассчитываемый как частное от деления

  • суммы всех причитающихся к уплате налоговых платежей (без учета налоговых льгот), оказывающих на нее влияние;

  • на величину добавленной стоимости.

Достаточно умножить ПСН на величину добавленной стоимости фирмы, чтобы получить размер налоговой нагрузки на фирму в рублях.


Классификация способов уплаты налогов


Законные
по намерениям способы


Незаконные
на намерениям способы


Стандартный способ

Налоговое
планирование


Обход налогов

Уклонение от уплаты налогов

1

2

3

4


1. Стандартный метод (standard method) – уплата налогов в соответствии с законом без предварительных расчетов и выбора оптимальных вариантов. Обобщение мирового опыта указывает на то, что если налоговое бремя в стране не превышает 10-15% ВВП, то предпринимателям вполне достаточно использовать стандартный метод уплаты налогов под девизом «сначала бизнес – потом налоги».

При уровне налогового бремени в пределах 20-35% ВВП имеет смысл добавлять к стандартному методу уплаты налогов пассивные элементы налогового планирования, например, максимально использовать предоставленные законодательством налоговые льготы без разработки и реализации специальных программ снижения налоговой нагрузки.


2. Налоговое планирование (tax planning) – вид деятельности законопослушных налогоплательщиков, минимизирующих свои налоговые платежи за счет законного использования налоговых льгот, а также с применением специальных приемов оптимизации налогообложения типа «использование группы предприятий, офшорных фирм и т. д.».

В диапазоне 40-50% ВВП (что соответствует сегодняшнему российскому уровню) налоговое планирование оказывается оптимальным способом уплаты налогов на предприятиях всех размеров. При этом надзор за налоговой сферой должен осуществляться на высшем уровне руководства фирмы и ни один серьезный проект не должен приниматься без предварительной налоговой экспертизы.




Определение термина «налоговое планирование»: налоговое планирование (НП) – один из видов активной налоговой политики юридических и физических лиц, направленный на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми, не противоречащими действующему законодательству методами.

В определение НП входит несколько существенных признаков, отличающих его от других видов уплаты налогов.

Это:

· законность использованных льгот и других приемов снижения налогов, то есть отсутствие прямых противоречий действующему в настоящий момент законодательству;

· активность, то есть инициативная деятельность по выбору наиболее выгодного варианта действий.

Отметим, что в общем случае речь идет не о минимизации, а об оптимизации налоговых параметров, состоящей, как сказано в определении, в минимизации негативных налоговых последствий на реализацию стратегии фирмы. В общем случае минимальная сумма налоговых платежей, выраженная, например, в рублях, не может быть критерием оптимизации, поскольку минимальной сумма налогов может оказаться и при полном прекращении фирмой своей деятельности и распродаже имущества.

С другой стороны, рост налоговых платежей не всегда является признаком неблагополучия – он может быть связан с ростом производства и добавленной стоимости, важно только, чтобы темп роста налогов был ниже темпа роста добавленной стоимости.

Поэтому задача минимизация рублевой суммы налоговых платежей исчерпывает цели оптимизации налогообложения только в простейшем и нетипичном для налогового планирования случае, когда основные параметры предпринимательской деятельности (объем реализации, цены, сумма затрат и др.) жестко заданы.

Сущность налогового планирования как одного из элементов финансового менеджмента фирмы – это выбор рациональной структуры финансирования текущей хозяйственной деятельности фирмы и структуры ее инвестиций с целью уменьшения относительной величины налоговых потерь, препятствующих достижению ее краткосрочных стратегических целей.
Типы краткосрочных стратегий фирмы

по фазам жизненного цикла товара


  1. Стратегия проникновения на рынок – затраты по преодолению рыночных барьеров должны соответствовать плановым – С (сost).

  2. Стратегия захвата сегмента рынка – максимизация выручки от реализации – S (sales).

  3. Стратегия сбора урожая – максимизация чистой прибыли – Pn (net profit).

  4. Стратегия выживания – максимизация добавленной стоимости – V (value added).

При перемещении денежных средств между юридическими лицами внутри одной фирмы требуется минимизация потерь при перечислении денежных средств. Масштаб измерения налоговой нагрузки при этом минимальная сумма налоговых платежей (CF cash flow).


Краткосроч-ная стратегия

Проникно-вение на рынок

Захват
сегмента
рынка


Стандарт-ная стратегия

Стратегия выживания

Перемещение денежных средств внутри фирмы

Основная цель

стратегии



C = const

S  max

Pn  max

V  max

CF = const

Критерий

налогового планирования



T

  min



C

T

  min

S


Tp

  min



Pn

T

  min



V

T

  min



CF

Здесь: T – сумма всех начисленных налогов, оказывающих на нее влияние;

Tp сумма всех начисленных за счет прибыли налогов.
Налоговое планирование предполагает обеспечение налоговой безопасности фирмы за счет:


  • выработки и реализации учетной политики фирмы;

  • обеспечения конфиденциальности данных управленческого учета;

  • обеспечения командной работы всех менеджеров, имеющих дело с налогами, их юридической грамотности, информированности и компетентности;

  • использования при необходимости налоговых агентов (см. Налоговый кодекс) и налоговых консультантов.


3. Обход налогов (tax avoidance) – избежание возникновения объектов налогообложения как законными способами (фирма избегает занятий деятельностью, по закону обремененной повышенной налоговой нагрузкой), так и незаконными (фирма не регистрирует свою деятельность или не ведет учет объектов налогообложения).

Из примерно 3,5 миллионов зарегистрированных в России юридических лиц около (30%) вообще не уплачивают налогов и не представляют отчетов. Часть из них – «мертвые» фирмы, действительно не ведущие никакой деятельности, другая либо находится в розыске, либо обходит налоги.
4. Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) – умышленное использование незаконных методов уменьшения налоговой нагрузки путем занижения налоговых обязательств (например, сокрытия доходов или других объектов налогообложения, завышения расходов и т.д.), уплаты налогов не в полном объеме либо вообще их неуплаты. В Уголовном кодексе термин «уклонение от уплаты налогов» подразумевает умышленное нарушение требований налогового законодательства путем непредоставления налоговой декларации, включения заведомо искаженных данных или иным способом.

Уклонение от уплаты налогов влечет уголовное наказание только в случае, если одновременно имеет место:



  • неуплата налога или сбора в крупном или особо крупном размере либо

  • иные отягчающие обстоятельства: предварительный сговор группы лиц, неоднократность, наличие судимости за аналогичные преступления (см. таблицу на следующей странице).

К уголовной ответственности по ст. 199 УК могут быть привлечены руководитель, главный бухгалтер организации, лица, исполняющие их обязанности, иные служащие организации, а также лица – организаторы налогового преступления или лица, содействующие совершению налогового преступления1.

Таблица 1




Субъект ответственности

Характеристика

преступления

Размер
преступления


Наказывается

Нормативное
основание


Физическое лицо

Уклонение от уплаты налога и/или сбора путем


1) непредставления декларации в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо
2) путем включения в декларацию заведомо ложных данных.

в крупном размере, если

1). сумма неуплаченного налога и сбора превышает 300 тыс.руб. либо

2). превышает за 3 финансовых года 100 тыс.руб. и одновременно доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм


1) штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс.руб. или

2) в размере заработной платы или дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо

3) арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо

4) лишением свободы на срок до 2 лет



Уголовный кодекс,

статья 198
«Уклонение от

уплаты налога или сбора с физического лица »



в особо крупном размере если

1). сумма неуплаченного налога и (или) сбора превышает 1500 тыс.руб. либо



за 3 финансовых года 500 тыс.руб. и одновременно 20% от подлежащих к уплате сумм ), а также


1) штрафом в размере от 200 тыс.руб. до 500 тыс.руб. или

2) штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо

3) лишением свободы на срок до 3 лет


Юридичес-кое лицо

(привлека-ются руководи-тель и главный бухгалтер, другие лица)



Уклонение от уплаты налогов с организации и/или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации

1) непредставления декларации или иных документов, предоставление которых является обязательным, либо

2) путем включения в налоговую декларацию и такие документы, заведомо ложных сведений


в крупном размере, если 1).сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1500 тыс.руб., либо

2).превышает за 3 финансовых года 500 тыс.руб. и одновременно доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм) ,



1) штрафом от 100 тыс.руб. до 300 тыс.руб. либо

2). штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо

3) арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо

4) лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового



Уголовный кодекс,

статья 199
«Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»

группой лиц по предварительному сговору или

в особо крупном размере если

1).сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 7500 тыс.руб. либо



2) превышает за 3 финансовых года 2500 тыс.руб. и одновременно доля неуплаченных налогов и сборов превышает 20% от подлежащих уплате сумм)


1). штрафом от 200 тыс.руб. до 500 тыс.руб. либо

2). штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо

3) лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового,



Причины уклонения от уплаты налогов делятся на несколько групп2.

1. Моральные причины уклонения от налогов – это неуважение к несправедливому и нестабильному налоговому законодательству. Предоставление незаслуженных персональных налоговых льгот в начале 90-х гг. XX века и налоговая перегрузка добросовестных налогоплательщиков, которые по сути оплачивали безбедную жизнь предпринимателей, приближенных к центральной власти, существенно снизили авторитет российского налогового законодательства. Провозглашая на словах приоритет развития российского производителя, государство на самом деле нагрузило его самым тяжелым налоговым бременем, в то время как торговля и банковская деятельность имела самый низкий уровень налоговой нагрузки.

Частые и бессистемные изменения налогового законодательства рождают у налогоплательщиков неуважение к нему и его авторам, которые имеют все необходимое, но сами не в состоянии толком сформулировать то, чего они хотят.


2. Экономические причины уклонения от налогов – налоговая перегрузка налогоплательщика, особенно сильная в периоды экономических кризисов, когда государство пытается решить свои проблемы за счет имущества экономических субъектов. Самооправданием предпринимателя в этом случае служит стремлением сохранить свое предприятие. Причем, чем выше налоговая нагрузка, тем больше выгода от ее снижения и, соответственно, выше мотивация налогоплательщиков к построению схем снижения налогового бремени, а при легком налоговом бремени уклонение от уплаты налогов не оправдывает себя с материальной точки зрения.
3. Юридические причины уклонения от налогов – это сложность и неопределенность налогового законодательства, несовершенство юридической техники взимания налогов и контроля за их уплатой. Эти причины провоцируют налогоплательщиков на то, чтобы игнорировать законную процедуру уплаты налогов.
Предприятия с историей, которые в сложных налоговых условиях России 90-х гг. XX века, как правило, использовали обход налогов, сегодня выбирают между переходом к налоговому планированию или уклонению от уплаты налогов.

В российских условиях вновь созданное малое предприятие, как правило, выбирает между:



стандартным способом (1) и налоговым планированием (2),

а вновь созданное среднее и крупное предприятия – между:



налоговым планированием (2) и обходом налогов (3).

Предписанные законом методы



СТАНДАРТНЫЙ МЕТОД


НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Непредусмотренные законом методы в «белые пятнах» законодательства


ОБХОД НАЛОГОВ

Противоречащие закону методы






УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Пассивный подход

Активный подход




Выводы

Переход к налоговому планированию на средних и крупных предприятиях



  1. увеличивает их устойчивость за счет повышения прозрачности учета и снижения размера штрафных санкций, а также

  2. повышает безопасность руководства, поскольку позволяет добиться той же самой экономии на налогах, но уже законными средствами.






Элементы и алгоритм взимания налога









Принципы построения налоговой системы страны
Налоговая система страны – совокупность существенных условий налогообложения, действующих в данный момент в конкретном государстве.

Она включает:



  1. Налоговое законодательства (систему налогов).

  2. Налоговые органы.

  3. Традиции налогообложения и основные принципы налоговой политики, в том числе распределения налогов по бюджетам, формам и методам налогового контроля, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.







Экономические

Юридические

Организационные

1

Согласование интересов государства и бизнеса, наполнение бюджета при минимальном
дестимулирующем эффекте для экономики страны

Равенство. Субъекты, находящиеся в равных условиях, должны платить равные налоги

Ясность, определенность и однозначность налогового законодательства

2

Вторичность налоговой системы по отношению к принятой макроэкономической модели страны

Правовой характер налогообложения и принцип разделения властей

Удобство платежа для налогоплательщика и для государства

3

Хозяйственная независимость

Неотвратимость и справедливость налогообложения (отсутствие несправедливых льгот)

Доступность нормативной информации

по налогообложению



4

Свобода налогоплательщика и право распоряжаться прибылью после уплаты налогов


Определенность. Налогоплательщик должен знать сколько, когда и как ему предстоит платить. Максимальная формализация законодательства

Симметричная ответственность налогоплательщиков и налоговых органов

5

Экономичность. Доля затрат на сбор налога в сумме налогового платежа не должна быть большой

Налоговый федерализм и четкое разделение полномочий в сфере нормотворчества

Трудность уклонения от уплаты налогов

6

Денежный характер обложения

Консервативность и -стабильность по крайней мере в течение года и запрет на избыточное нормотворчество

Минимальная взяткоемкость законов

Юридические аспекты налогообложения



Установление налогов
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК).

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК):


  1. объект налогообложения;

  2. налоговая база;

  3. налоговый период;

  4. налоговая ставка;

  5. порядок исчисления налога;

  6. порядок и сроки уплаты налога.

Если какой-либо элемент налога не определен законом, то налог оказывается неустановленным, и ни у кого не возникает обязанности по его уплате.
Обратная сила налоговых законов

(на основе п. 2, 3, 4 статьи 5 НК)







Увеличение
(ужесточение)


Уменьшение
(смягчение)


Налоговая нагрузка

Нет обратной силы

Может быть обратная сила, если прямо указано в законе

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Нет обратной силы

Есть обратная сила


Примечание

Увеличение налоговой нагрузки – вступление в силу актов законодательства, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Увеличение ответственности за нарушение налогового законодательства – вступление в силу актов законодательства, устанавливающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Коллизия норм национального и международного

налогового законодательства (ст. 7 НК)
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Исправление налоговых ошибок
Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности при внесении исправлений и выполнении следующих условий (ст. 81 НК):
Срок подачи Срок уплаты

декларации налога

В любом случае

  1. Если исправление произведено до момента выявления ошибки налоговым органом или назначения налоговой проверки

  1. Если исправление произведено до момента выявления ошибки налоговым органом или назначения налоговой проверки.

  2. При условии уплаты налога и пени


Примечание

За момент выявления ошибки и момент назначения налоговой проверки принимается момент доведения до налогоплательщика соответствующих сведений.


Разъяснения налоговых органов
Налоговые органы обязаны «бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения» (подпункт 4 пункта 1 ст. 32 НК).

Обстоятельством, исключающим взыскание налогового штрафа, является, в частности, «выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)» (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

Исполнение налогоплательщиком обязанности
по уплате налогов

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк правильно заполненного платежного поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика (п. 3 ст. 45 НК РФ). Если по вине банка после этого денежный платеж не дойдет до бюджета, то ответственность за это будет нести банк.
Срок давности

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности производится (статья 113 НК РФ):


По статье 120 («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения») и статье 122 («Неуплата или неполная уплата сумм налога настоящего Кодекса»).

По остальным статьям НК РФ

со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода



со дня совершения налогового правонарушения



Налогоплательщики обязаны «в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги» (подпункт 8 пункт 1 статьи 23 НК РФ).

Обстоятельства, смягчающие вину и уменьшающие размер налогового штрафа (пункт 1 статьи 112 НК РФ):

«1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».



Отягчает ответственность повторное совершение аналогичного налогового правонарушения в течение 12 месяцев (пункты 2, 3 статьи 112 НК РФ).

НДС – механизм взимания и льготные режимы




Вид режима

НДС
полученный


НДС
уплаченный


Комментарий

1

Обычный режим


Платится в бюджет

Предъявляется бюджету




2

Экспорт товаров, (обложение по нулевой ставке)

Не платится

Предъявляется бюджету

Полное освобождение от уплаты НДС

3

Отсутствие объекта НДС

Не платится

Относится на себестоимость

Частичное освобождение от уплаты НДС

4

Отсутствие субъекта НДС

Не платится

Относится на себестоимость

5

Льготы по НДС

Не платится

Относится на себестоимость

Принципы налогового планирования



Принцип законности

Принцип законности предполагает использование только тех методов, способов и приемов налоговой оптимизации, которые не противоречат действующему законодательству.

Основным полем налогового планирования являются нормы налогового законодательства. К сожалению, налоговые органы часто используют в ходе проверок не букву и дух закона, а свои внутренние установки, выходящие за рамки законодательства, с которым налогоплательщик вынужден считаться. Но считаться – это значит не прямо следовать установкам налоговых органов, которые не вытекают из норм права, а скорее – правильно оценивать возможные последствия споров с налоговыми органами, которые могут разрешаться в судебных органах.

Кроме того, налоговая оптимизация предполагает поиск пробелов («белых пятен») в действующем законодательстве для уменьшения суммы налоговых обязательств. Позволить себе выход за рамки, задаваемые налоговым законодательством, могут сегодня в основном крупные фирмы, имеющие положительный опыт судебных разбирательств.

Если активные действия фирмы не соответствуют принципу законности, фирма рискует своей деловой репутацией, уплатой штрафов и пени в соответствии с Налоговым кодексом, а ее руководители могут понести ответственность в соответствии с Административным и Уголовным кодексами.
Принцип презумпции невиновности

Согласно этому принципу налогоплательщик считается действующим законно до тех пор, пока не доказано иное.



  1. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (п. 6 ст. 108 НК).

  2. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК).

  3. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК) и все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

  4. Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу (НК) или иным федеральным законам (подп. 11, п. 1, ст. 21 НК).


Принцип оптимальности

Налоговое планирование – это инструмент оптимального достижения стратегических целей фирмы, отражающих интересы ее собственников, менеджеров, персонала, а не примитивной минимизации общей суммы налогов.

Необходимо учитывать, что налоговое планирование – не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач финансового планирования.

Для реализации принципа оптимальности используются две группы приемов:



  • уплата налогов в минимальном размере (с точки зрения нанесения ущерба краткосрочным стратегическим целям организации);

  • уплата налогов насколько возможно позднее с целью экономии оборотных средств предприятия. Затягивание уплаты налога по сути эквивалентно получению беспроцентного кредита.

Принцип оптимальности, кроме того, предполагает наличие достаточного размера чистой прибыли для расширения текущей деятельности и реализации инвестиционной политики за счет поддержания оптимального соотношения между величиной налоговых платежей изымаемых из прибыли предприятия, и величиной его балансовой прибыли.

Следовательно, наряду с контролем общей суммы налогов, следует дополнительно следить за суммой налогов, взимаемых за счет прибыли предприятия. В противном случае в угоду минимизации общей суммы налоговых платежей предприятие может свести к нулю свою чистую прибыль, что искажает суть коммерческой организации.


Принцип экономичности

Принцип экономичности предполагает поддержание оптимального соотношения между



  • размерами снижения налоговых платежей, с одной стороны, и

  • рисками, связанными с возможными санкциями налоговых органов, а также затратами на проведение мероприятий по налоговому планированию, с другой стороны.

Данный принцип предполагает определение предприятием целесообразности внедрения того или иного метода с точки зрения его «цены», которая не должна перекрыть планируемый положительный эффект применения методов налогового планирования.

Принцип оперативности

Разработанная предприятием налоговая политика не может быть неизменной и должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений, происходящих в действующем законодательстве и, прежде всего, в системе налогообложения (появление новых видов налогов, изменение ставок, отмена или появление льгот и т. д.). Причем, корректироваться должны не только основные направления налоговой политики фирмы, но и виды хозяйственных операций, а также (в отдельных случаях) и направления хозяйственной деятельности предприятия.

Важно, насколько быстро фирма может адаптировать свою политику к происходящим изменениям государственной налоговой политики. Поэтому принцип оперативности тесно связан с прогнозированием и мониторингом будущих правовых и налоговых нововведений, отражением результатов мониторинга в ходе периодической корректировки стратегических и текущих планов организации.

Принцип оперативности предполагает учет изменений не только внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Без оперативности налоговое планирование становится бесперспективным разовым рискованным мероприятием. В этом смысле следование устаревшим, как минимум, на год рекомендациям, содержащимся в книгах по налоговому планированию, резко увеличивает риски фирм, поскольку как раз примерно через год законодательство корректируется с тем, чтобы перекрыть описанные в литературе «налоговые лазейки».


Методы налогового планирования
Классификация методов НП по субъекту налогов (налогоплательщикам):

  • корпоративные методы (для юридических лиц);

  • личные методы (для физических лиц);

  • смешанные (для юридических и физических лиц).


Классификация методов НП по отношению к внешней среде фирмы:

  • внешние методы – связанные с внешними факторами (контрагентами и т. д.). Например, выбор оптимального типа договора, обмен долгами, обмен льготами, получение налогового кредита;

  • внутренние методы – не связанные с внешними факторами. Например, выбор организационно-правовой формы, определение состава учредителей и способа внесения уставного капитала, оптимизация размера предприятия, использование налоговых льгот, оптимизация учетной политики.


Классификация методов НП по юрисдикции (территории действия):

  • международные;

  • национальные (в пределах одного государства);

  • местные (в пределах одного субъекта федерации).



Классификация методов НП по горизонту планирования
Стратегические (1-10 лет)

Например, определение состава и места регистрации юридических лиц, входящих в фирму.

Основные задачи стратегического налогового планирования:


  • определение наиболее эффективных видов деятельности и параметров фирмы;

  • снижение неопределенности состояния внешней среды путем экспертных оценок и прогнозирования изменений законодательства;

  • выбор варианта ведения налогового, управленческого и бухгалтерского учетов;

  • формирование полноценной информационной базы налогообложения.


Оперативные (1 год)

Например, детальный учет налоговой составляющей при составлении текущих (12-месячных) планов доходов и расходов, движения денежных средств.



Основные задачи оперативного налогового планирования:

  • текущее управление базами налогов путем анализа налоговых последствий управленческих решений и т. д.;

  • наиболее рациональное размещение активов и прибыли;

  • налоговый мониторинг, минимизация налоговых штрафов за счет самоконтроля правильности и своевременности уплаты налогов.


Классификация методов НП по используемым алгоритмам реализации методов:

  • бухгалтерские методы (например, метод микробалансов);

  • расчетно-аналитические методы (налоговая алгебра);

  • экономико-математические методы (сложные компьютерные модели).



Этапы налогового планирования



1. Оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой политики государства:

  • снижение неопределенности внешней среды путем экспертных оценок и прогнозов изменений налогового законодательства;

  • оценка тяжести налогового бремени и тенденций его изменения.


2. Выбор оптимальных параметров фирмы:

  • наиболее эффективных направлений и видов деятельности;

  • места размещения юридических лиц, входящих в состав фирмы (выбор юрисдикции, использование офшорных фирм);

  • оптимальной организационно-правовой формы (партнерство, общество, LLC);

  • оптимального размера предприятий (например, использование упрощенной системы налогообложения);

  • селекции налогов для целей налогового планирования по их величине, трудности снижения, мерам ответственности за нарушение законодательства и их группировки по одинаковым или сходным налоговым базам (объем реализации, фонд заработной платы, стоимость имущества, прибыль предприятия).


3. Текущее налоговое планирование, в том числе:

  • оптимизация учетной политики предприятия, в том числе полное использование налоговых льгот;

  • использование оптимальных форм договоров;

  • рациональное финансирование расходов фирмы;

  • проведение внутреннего аудита для снижения размера налоговых штрафов;

  • оценка эффективности налогового планирования на основе использования налогового мониторинга.


4. Наиболее выгодное размещение прибыли и активов фирмы:

  • налоговая оптимизация процесса распределения чистой прибыли;

  • выбор оптимальных «коридоров» транспортировки реинвестированной прибыли к месту ее использования;

  • надежное и безналоговое размещение основных средств и нематериальных активов фирмы.


5. Выявление недостатков и пересмотр применяемых методов НП

(переход к этапу 1).

Формула планирования реализации







1. Вывод формулы для объема реализации
, ,




2. Вывод формулы для суммы налога на прибыль






Выбор формы выплаты вознаграждения: дивиденды или зарплата
1. Суммарные расходы для начисления по ведомости
дивидендов в размере I, зарплаты в размере W,


2. Размер чистого платежа на руки:


3. Составление системы уравнений:


Экономия за счет выплаты дивидендов вместо зарплаты составит



Параметры 2004 г.:


Параметры 2005 г. и 2006 г.:



Ставка налога на доходы и прибыль по дивидендам в РФ

Получатель

Наличие

постоянного

представительства


Плательщик – резидент, юрид. лицо

Плательщик – нерезидент, юрид. лицо

Резидент

Физ. лицо

-

9%

9%

Юр. лицо

Есть или нет

9%

9%

Нерезидент

Физ. лицо

-

15%

30%

Юр. лицо

Нет

15%

20%

Юр. лицо

Есть

15%

24%

Тема 2. Практика налогового планирования



Организация налогового мониторинга фирмы

Основные задачи налогового мониторинга – дать ответы на следующие вопросы:



  1. Какова динамика изменения налоговой нагрузки фирмы во времени?

  2. Какова сравнительная эффективность налогового менеджмента, в частности, по отношению к аналогичной фирме?

  3. Удалось ли заметно снизить суммарную налоговую нагрузку по отношению к предыдущему периоду за счет мероприятий по налоговому планированию?

В России причитающиеся к уплате налоговые платежи составляют примерно половину добавленной стоимости фирмы, поэтому не будет преувеличением утверждать, что налоги – основная статья расходов российской фирмы. Организация налогового мониторинга фирмы – первый шаг по внедрению системы налогового планирования деятельности фирмы, законного способа минимизации негативного влияния налоговых платежей на процесс достижения стратегических целей фирмы.

Мониторинг создает базу для контроля результатов ведения налогового учета фирмы, повышает его прозрачность, что приводит к уменьшению налоговых ошибок:

  • снижает вероятность переплат по налогам по вине учетных работников и

  • минимизирует налоговые штрафные санкции за счет самостоятельного выявления незаконного занижения размера налоговых обязательств.

Система налогового мониторинга – один из элементов финансового менеджмента фирмы. Она предназначена:

  • для оперативного обеспечения достоверной информацией менеджеров, принимающих решения, влияющие на налогообложение;

  • в режиме реального времени подавать сигнал тревоги при налоговой перегрузке фирмы. Поэтому данные бухгалтерского учета и отчетности, часто запаздывающие на месяцы по отношению к текущему периоду, не могут составить базу налогового мониторинга.

Перечислим входные параметры рассматриваемой методики расчета налоговой нагрузки (в порядке убывания их влияния).

В первую очередь, это параметры, характеризующие структуру себестоимости фирмы:

  • доля зарплаты в себестоимости товаров (работ, услуг);

Во вторую очередьпоказатели рентабельности фирмы:

  • рентабельность продаж;

  • рентабельность основных средств.

В третью очередьспецифические параметры:

  • доля оплаты труда работников по договорам подряда в фонде заработной платы (параметр вошел из-за того, что оплата по договору подряда не требует уплаты сбора в фонд социального страхования в отличие от оплаты работы по трудовому договору).


Выходными (расчетными) параметрами являются:

  1. величина полной налоговой нагрузки (полная ставка налогообложения);

  2. величина налоговой нагрузки на прибыль фирмы сумма налогов, уплачиваемых из прибыли фирмы, отнесенная к величине прибыли до налогообложения.

Система налогового мониторинга позволяет не только контролировать, но и с высокой степенью достоверности прогнозировать изменение размера налоговых платежей



  • при планируемом изменении ставок налогов;

  • при планируемых изменениях структуры цены на продукцию фирмы;

  • не прибегая к малодостоверной и чрезвычайно трудоемкой экстраполяции данных бухгалтерского и налогового учетов.



Упрощенная система налогообложения (УСН)


Система УСН принята законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ и введена с 01.03.2003.

Переход на упрощенную систему – дело добровольное.


Критерии перехода:

1. Доход (без учета НДС и налога с продаж) по итогам 9 месяцев календарного года не превышает 15 млн. руб. (индексируется на коэффициент-дефлятор).

Комментарий: законодатели исходят из суммы 20 млн. руб. в год, который индексируется на коэффициент дефлятор.

2. Стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности предприятия, не превышает 100 млн руб.

3. Средняя численность работников – менее 100 человек.

4. Не иметь в своем уставном капитале более 25 % непосредственного участия других организаций.

5. Нельзя иметь филиалы и представительства.

Остальные критерии перехода на УСН препятствуют использованию упрощенной системы:



  • банками;

  • предприятиями, для которых применяют налог на вмененный доход и т. п.

Единый налог УСН заменяет:



  • НДС (частичное освобождение от уплаты);

  • налог на прибыль;

  • налог на имущество организаций;

  • ЕСН (остаются платежи в Пенсионный фонд РФ).

Налоговый период – 1 год (срок предоставления декларации юр. лиц – 31 марта), отчетные периоды – 1-й квартал, 1-е полугодия и 9 месяцев календарного года.

Режимы УСН

1. Первый режим – 6% от ДОХОДОВ.

Основное преимущество – не нужен учет расходов, поэтому цена источников финансирования выравнивается.

По платежам в Пенсионный фонд имеется льгота. Эти платежи в размере 14% от начисленной заработной платы в полном объеме перечисляются как взносы в Пенсионный фонд, но затем эта сумма засчитывается при уплате 6-процентного налога при условии, что она уменьшает первоначально рассчитанную сумму этого налога не более чем на половину.

Доходы признают по кассовому методу.
2. Второй режим – 15% от разницы (доходы минус налоговые расходы), но не менее 1% от доходов. Ставка 15% может быть уменьшена до 5% региональными законами.

Может быть выгоден для предприятий торговли при условии включения в расходы покупной стоимости товаров. Расходы рассчитываются в соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса и признаются после их фактической оплаты (статья 346.17 НК).


Организации, перешедшие на упрощенную систему, ведут бухгалтерский учет только:

  • по начислению заработной платы;

  • по учету основных средств и нематериальных активов.

От ведения бухгалтерского учета по остальным разделам эти предприятия освобождены3.





Офшорный бизнес

Одним из общеизвестных примеров международного налогового планирования является выбор страны регистрации компании, выгодной юрисдикции, например, использование судовладельцами «удобного» флага для морских судов, путем регистрации их в налоговых гаванях, предоставляющих благоприятный законодательный режим. По оценкам специалистов такие суда составляют примерно треть мирового флота, а наиболее выгодные условия предоставляют судовладельцам Кипр, Либерия и Панама, что совершенно бесплатно включило эти страны в число ведущих морских держав.

В налоговом планировании широко используется термин «оффшор» (off-shore), дословно переводимый как «вне берега». Под офшорной понимается деятельность фирмы, избегающей полной налоговой ответственности страны, в которой фактически ведется бизнес, за счет перехода под юрисдикцию государств, называемых налоговыми гаванями, предоставляющих освобождения от уплаты налогов и налоговые льготы. Под полной налоговой ответственностью в налоговом праве понимается обязанность резидента уплачивать налоги со всех полученных им налогов, полученных как на территории страны, так и за ее рубежами.

Типичные условия предоставления офшорной компании режима благоприятствования состоят в том, что:



  • она не должна заключать сделки с местными физическими и юридическими лицами;

  • учредители офшорной компании, как правило, должны быть нерезидентами.

Предоставление офшорных привилегий – один из способов получить явные преимущества в конкурентной борьбе за привлечение иностранного капитала на свою территорию в расчете на появление новых рабочих мест, развитие рыночной инфраструктуры.

Вводимые при этом ограничения предохраняют национальный бизнес от конкуренции с мощными транснациональными корпорациями, имеющими офшорные компании.


Оборотной стороной офшорного бизнеса является «бегство капиталов», то есть отток капиталов из стран с жестким налогообложением и другими формами государственного регулирования бизнеса, что вынуждает администрацию этих стран препятствовать развитию этого рода бизнеса. В мире насчитывается примерно 1,5 миллиона офшорных компаний, через офшорный бизнес проходит примерно половина международных капиталов, так что масштабы офшорного бизнеса оказывают заметное влияние на весь международный бизнес.

Таким образом, офшорный бизнес является своего рода всемирным регулятором, предохраняющим налогоплательщиков стран с жестким государственным регулированием от чрезмерного уровня налоговой нагрузки.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе выгодной юрисдикции:


  1. Реальные налоговые льготы: ставки налогов на уровне нескольких процентов.

  2. Конфиденциальность (неразглашение фамилий участников компании) и банковская тайна.

  3. Отсутствие валютных ограничений, в частности, на вывоз валюты.

  4. Наличие «офшорного коридора» для вывоза (репатриации) прибыли.

  5. Дешевизна и простота регистрации.

  6. Отсутствие уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

  7. Упрощенная система учета и отчетности, отсутствие обязательной ежегодной аудиторской проверки и ежеквартального порядка уплаты налогов.

  8. Упрощенная система управления фирмой, наличие секретарских компаний.

Существуют зоны с нулевым налогообложением:



  • Гибралтар, острова Мэн, Джерси, Гернси, Багамские острова.

И зоны со льготным налогообложением:

  • Кипр, Мальта, Гонконг, Сингапур.

Один из плюсов существования офшорной компании – снижение таможенных платежей. Позиция Министерства финансов РФ отражена в письме от 23.02.98 № 04-06-02 «Об ограничении деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах».

Список стран, с которыми РФ заключены конвенции и соглашения

об избежании двойного налогообложения (по состоянию на 01.01.2008)


Австралия

Казахстан

Португалия

Австрия

Канада

Румыния

Азербайджан

Катар

Сирия

Албания

Кипр

Словакия

Армения

Киргизия

Словения

Белоруссия

Китай

США

Бельгия

КНДР

Таджикистан

Болгария

Корея

Туркменистан

Великобритания

Кувейт

Турция

Венгрия

Ливан

Узбекистан

Вьетнам

Литва

Украина

Германия

Люксембург

Филиппины

Греция

Македония

Финляндия

Дания

Малайзия

Франция

Египет

Мали

Хорватия

Израиль

Марокко

Чехия

Индия

Молдова

Швейцария

Индонезия

Монголия

Швеция

Иран

Намибия

Шри-Ланка

Ирландия

Нидерланды

ЮАР

Исландия

Новая Зеландия

Югославия (Сербия и Черногория)

Испания

Норвегия

Япония

Италия

Польша

 

Список литературы


  1. Жестков В. С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий) : учеб. пособие / В. С. Жестков // Серия «Библиотека налогового юриста». – М. : Академический правовой университет, 2002. – 141 с.

  2. Козенкова Т. А. Налоговое планирование на предприятии / Т. А. Козенкова. – М., 1999. – 64 c.

  3. Налоговый кодекс РФ.



Содержание





Учебно-тематический план 2

Учебная программа 2

МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ 3

Тема 1. Теория налогового планирования 4

Различные способы уплаты налогов
и определение налогового планирования 4

Предписанные законом методы 10

Непредусмотренные законом методы в «белые пятнах» законодательства 10

Противоречащие закону методы 10

Пассивный подход 10

Активный подход 10

Юридические аспекты налогообложения 13

НДС – механизм взимания и льготные режимы 16

Обычный режим 16

Принципы налогового планирования 17

Этапы налогового планирования 21

Формула планирования реализации 22

24

Тема 2. Практика налогового планирования 25



Организация налогового мониторинга фирмы 25

Упрощенная система налогообложения (УСН) 26

26

Офшорный бизнес 29



Список стран, с которыми РФ заключены конвенции и соглашения 30

об избежании двойного налогообложения (по состоянию на 01.01.2008) 30



Содержание 32


1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами РФ Уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», п. 10.

2 Жестков В.С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): учебное пособие // Серия «Библиотека налогового юриста». – М.: Академический правовой университет, 2002. – С. 9-13.

3 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» п. 3, ст. 4.

скачать


Смотрите также:
Учебно-тематический план Количество часов № Название темы
436.49kb.
Тематический план № пп Наименование темы Количество часов
59.07kb.
Тематический план № Название темы Количество часов 1 Вводное занятие 2
148.74kb.
Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем Количество часов в том числе
43.13kb.
Учебно-тематический план № Наименование разделов и тем Количество часов в том числе
52.14kb.
Тематический план для пв 4 Д/о семестр Название темы, вопросы Количество
926.13kb.
Урока Разделы и темы Количество часов Дата проведения Теорети ческих
248.29kb.
Тематический план курса № темы Название темы Лекции
144.88kb.
Тематический план 5 класса по технологии гбоу сош «образовательный центр» С. Украинка (68 ч) № п/п Наименование разделов и тем Количество часов
281.96kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
195.17kb.
Тематический план 6 класс № Тема, раздел. Количество часов Развитие речи. Контрольные диктанты
321.11kb.