Главная стр 1
скачать
Комитет образования администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»


Срок реализации: 2 года

Возраст воспитанников: 6-11 лет
Автор: педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского

района» Сагитова Елена Александровна


п.Уразово, 2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение………………………………………………………………...3

  2. Пояснительная записка………………………………………………...4

1.1. Этапы обучения……………………………………………………6

1.2. Условия реализации программы………………………………….6

1.3. Прогнозируемый результат………………………………………7

1. 4. Формы подведения итогов и контроля…………………..……..10

3. Учебный план…………………………………………………………11


  1. Учебно-тематический план по 1-му году обучения………………...12

  2. Содержание 1-го года обучения……………………………………..13

  3. Учебно-тематический план по 2-му году обучения……………… ..17

  4. Содержание 2-го года обучения……………………………………...23

  5. Методическое обеспечение программы……………………………...

  6. Список литературы (библиография)…………………………………24

ВВЕДЕНИЕ
Оригами – японское искусство складывания различных фигурок из бумаги без клея и ножниц. Пока в нашем отечестве мало кому известно значение слова «оригами». По-японски «ори» - сложенный, «ками» - бумага. На Востоке вначале оригами - традиционное и ритуальное действо духовенства, храмовое искусство. Позже оригами – светское и модное занятие аристократии, и еще позднее стало своеобразным семейным развлечением японцев. Мамы учили дочек и сыновей, те в свою очередь – своих детей. Оригами развивало сосредоточенность, точную работу пальцев, пространственное восприятие и, наконец, творческие способности. На западе оригами – привлекающая внимание и вызывающая интерес игра, развивающее занятие с детьми.

Занятие оригами не требует особых приспособлений. Поэтому, каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Необходимы лишь руки и бумага. Это свойство оригами позволяет в полной мере привлекать его для работы с детьми. Недолгий путь создания оригамной фигурки особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами – героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только у него в руках был лист бумаги. Несколько поворотов…и птица начинает махать крыльями!

Возникнув на Древнем Востоке, оригами полностью впитало в себя эстетику и философию Японии и Китая. Прежде чем создать свою оригамную фигурку, необходимо научиться правилам, отшлифованным веками. Надо узнать множество древних оригамных форм, классические модели оригами. Ведь весь современный оригамный мир строится на древних традициях.

Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века. Широкому и быстрому распространению оригами в мире способствовало создание профессиональным японским оригамистом Акирой Йошизавой условных знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любого, даже самого сложного изделия. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком.

Области применения оригами разнообразны и порой неожиданны.

Оригами в вашем доме – это оригинальное украшение интерьера, новогодней елки.

Оригами в дизайне и архитектуре – это необычные формы, смелые конструкторские решения, модульный принцип создания разнообразия. Оригами нашло применение даже в космонавтике.

Оригами в педагогике – это быстрый и надежный контакт с любым ребенком, изумленно наблюдавшим, как в руках учителя из ничего рождается вещь.

Оригами в школе – это развитие пространственного изображения и творческих способностей. Дети на лету подхватывают основные навыки работы и потом с удовольствием уходят с головой в новую и необычную для нашей культуры область творчества.

Оригами – прекрасное психотерапевтическое средство, позволяющее переключаться после трудового дня на совершенно иную деятельность, тем самым сбрасывая со своих плеч стресс и заботы дня.

Бумага – материал универсальный, доступный и самый дешевый для творчества. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Оригами» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности и адресована педагогам учреждений дополнительного образования, учителям начальных классов, вожатым оздоровительных лагерей, родителям.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений, в котором наиболее ярко проявляется творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.

Для чего мы учимся складывать бумагу?

Для чего нужно оригами?

В каждой стране находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности. Сами фигурки – только повод пообщаться. Голландцы с их любовью украшать быт используют оригами как чисто прикладное искусство. В России оригами распространяется быстрее всего в среде преподавателей и рассматривается ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Какие навыки и способности развивает оригами у детей?

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Развивает у детей способность работать руками, приручает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Складывание из бумаги может на первый взгляд показаться детской забавой, пустым времяпрепровождением. Однако, японцы считают оригами важным элементом национальной культуры. Оригами подобно музыке – из семи нот звукоряда можно составить бесконечное множество мелодий: комбинации складок порождают тысячи разнообразных изделий из бумаги. Комбинируя их в различных сочетаниях, можно не только воспроизвести работы предшественников, но и попытаться изобрести что-нибудь свое, ранее в мире не существовавшее.



Актуальность программы заключается в развитии конструкторского мышления, формировании пространственного воображения. Оригами – Идеальный Конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей. На занятиях оригами через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении различных способов и приемов складывания, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструкторской деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразовательной форме. Новизна авторской программы заключается в ознакомлении детей с современным искусством оригами, построенного на древних японских национальных традициях.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно- тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляются дополнительными фигурами выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. На занятиях оригами дети осваивают законы перспективы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами. Целесообразность программы заключается в обогащении навыков общения на занятиях и приобретении умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

«Дополнительность» данной авторской программы состоит в том, она знакомит с новым видом декоративно-прикладного искусства, который не входит в курс школьной программы.

Программа «Оригами» относится к специализированным программам. Она направлена на выявление и развитие способностей детей, на приобретение ими прочных знаний и умений по таким направлениям как работа с бумагой.

По цели обучения программа является познавательно-развивающей. Занятия оригами позволяют удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информационность в данной образовательной области.
Цель программы

Становление и развитие личности младших школьников в мире неисчерпаемых конструкторских возможностей и воображения, и повышение эффективности их обучения в средней школе.



Задачи программы

Обучающие

  • Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Применение знаний, полученных на занятиях труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера, приучение точным движениям пальцев под контролем сознания;

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные

  • Воспитание интереса к искусству оригами.

  • Расширение коммуникативных возможностей у детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа предназначена для преподавания оригами в начальной школе в течение 3-х лет и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.




1.1. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Начальный

На этом этапе ребенок получает первоначальные знания и умения в области искусства оригами. Формируется представление о различных способах складывания бумаги и трансформации поделки. Дети учатся практическому использованию поделок в сюжетно – ролевых играх, театрализованной деятельности.


Основной

На этом этапе происходит дальнейшее знакомство с основными базовыми формами в оригами. Идет совершенствование умений и навыков изготовления поделок из бумаги, закрепление и расширение знаний в области оригами.




1.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-15 человек.

Наполняемость группы 1-го года обучения – 15 человек; 2 года - 12 человек. В первый год обучения в объединение принимаются все желающие начальной школы. В группы 2-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.

Режим работы: 1, 2 год – 2 раза в неделю по 2 часа.

Предполагается работа с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Освоение программы включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности.

Для успешной реализации программы необходимо наличие разнообразных инструментов и материалов.



Инструменты.

Для занятий оригами руководителю кружка и его ученикам потребуются: ножницы, клей, кисти для клея и акварельных красок, цветные карандаши, фломастеры, краски, салфетки.



Материалы.

Бумага различных сортов: цветная односторонняя и двухсторонняя для изготовления изделий и аппликационных работ, цветная перламутровая бумага, гофрированная бумага, белая офисная бумага, цветная тонированная бумага, белая чертежная бумага, цветной и белый картон для фона и рамок.



1.3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

К концу первого года обучения (начальный уровень) воспитанники должны знать:



  • Правила техники безопасности.

  • Основные инструменты и материалы.

  • Элементарные сведения о свойствах бумаги.

  • Геометрические фигуры и основные геометрические понятия.

  • Первоначальные сведения об искусстве оригами.

  • Базовые формы и простые приемы складывания.

  • Термины, принятые в оригами.

  • Основные сведения об аппликационной технике работы.

К концу первого года обучения (начальный уровень) воспитанники должны уметь:

  • Пользоваться основными материалами и инструментами по ТБ.

  • Выполнять простые складывания, совершая точные движения рук.

  • Следовать устным инструкциям педагога.

  • Из прямоугольника складывать квадрат.

  • Запоминать последовательность складывания поделки.

  • Складывать квадрат в нужных вариантах: пополам, по диагонали.

  • Различать геометрические фигуры.

  • Выполнять простые аппликационные работы.

  • Аккуратно работать с бумагой.

  • Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте, осуществлять

уход за инструментами.

К концу второго года обучения (основной уровень) воспитанники должны знать:



  • Правила техники безопасности.

  • Основные инструменты и материалы.

  • Базовые формы.

  • Последовательность складывания оригамской поделки.

  • Условные знаки и основные приемы складывания.

  • Термины, принятые в оригами.

  • Основные сведения об искусстве оригами.

К концу второго года обучения (основной уровень) воспитанники должны уметь:

  • Пользоваться основными материалами и инструментами по ТБ.

  • Выполнять основные приемы складывания.

  • Из прямоугольника складывать квадрат.

  • Соблюдать последовательность выполнения сложных изделий.

  • Читать и складывать по чертежам.

  • Знать законы перспективы.

  • Составлять аппликационные и объемные композиции с изделиями,

выполненными в технике оригами.

  • Складывать поделки в технике оригами по памяти.

  • Аккуратно работать с бумагой

  • Пользоваться навыками культуры труда.


Критерии оценки

1 год обучения
Критерии:

I. Овладение основными знаниями, умениями, навыками.

Высокий уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:

- складывание простейших поделок из бумаги, совершая необходимые движения руками;

- использование основных приемов складывания

- складывание изученных базовых форм различными способами;

- умение сравнивать с образцом;

- раскрашивание изделий;

- точное вырезание по шаблону деталей из бумаги, аккуратное наклеивание их на основу в необходимом порядке при выполнении аппликационных работ.

2. Экономно использует материалы.

3. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

4. Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.

Средний уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять складывание, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.

2. Недостаточно аккуратно работает с бумагой.

3. Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.

4. Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и цвета.

Низкий уровень:

1. Ребенок знает, как выполнять складывание, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи учителя.

2. Неаккуратно работает с бумагой..

3. Ребенок не может правильно (без помощи учителя) самостоятельно воспроизвести изготовление поделки.

4. Испытывает большие затруднения при выборе цвета.

II. Самостоятельность.

Высокий уровень:

1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую учителем.

2. С помощью наводящих вопросов учителя может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую учителем информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.



Средний уровень:

1. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2. С помощью учителя находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3. Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.



Низкий уровень:

1. Операция выполняется только под постоянным руководством учителя.

2. Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3. Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.


Второй год обучения

Критерии:

  1. Овладение основными знаниями, умениями, навыками.

Высокий уровень:

1. Ребенок знает и выполняет все операции и технологические процессы, предусмотренные программой 1-го года обучения.

2. Экономно расходует материал.

3. Без особых затруднений выполняет операции, предусмотренные программой

2-го года обучения:

- складывание более сложных поделок из бумаги;

- использование основных приемов складывания;



- умение различать базовые формы;

- декорирование и раскрашивание поделок;

- выполнение аппликации с включением поделок в технике оригами.

4. Ребенок правильно понимает объем, пропорции, цвет.

Средний уровень:

1. Испытывает некоторые затруднения при выполнении операций, предусмотренных программой 1-го года обучения.

2. Недостаточно экономно использует материалы.

3. Ребёнок выполняет операции, предусмотренные программой 2-го года обучения, но при их выполнении совершает небольшие ошибки.

4. Испытывает некоторые затруднения при соблюдении пропорций.

5. Ребенок совершает незначительные ошибки при передаче перспективы,цвета.



Низкий уровень:

1. Испытывает серьезные затруднения при выполнении операций, предусмотренных программой 1-го года обучения.

2. Неэкономно расходует материалы.

3. Нуждается в помощи учителя или товарищей при выполнении операций, предусмотренных программой 2-го года обучения.

4. Ребенок не может правильно (без помощи учителя или других учащихся) воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции.

5. Испытывает затруднения при передаче перспективы, цвета.



II. Самостоятельность.

Высокий уровень:

1. Ребенок самостоятельно планирует организацию своего рабочего места, правильно выполняет технологические операции, в состоянии выполнить складывание поделки по алгоритму педагога, чертежам и схемам.

2. Может самостоятельно выявлять ошибки.

Средний уровень:

1. Ребенок испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.

2. Может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает затруднение при определении причин их возникновения.

Низкий уровень:

1. Совершает ошибки при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.

2. Затрудняется самостоятельно выявлять свои ошибки и проводить их анализ.

1. 4. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И КОНТРОЛЯ

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях оригами, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.

Формами педагогического контроля могут быть:

- самостоятельная работа по выполнению поделки;

- творческие зачеты;

- тематические выставки после изучения раздела программы;

- персональные выставки (для более успевающих воспитанников);

- итоговые выставки (1 раз в полугодие).


Для реализации авторской программы выделяют следующие виды контроля:

- текущий - осуществляется благодаря наблюдению за деятельностью воспитанника на каждом занятии;

- промежуточный - осуществляется через проведение минивыставок после каждого учебного блока, выставок для родителей;

- итоговый - открытые занятия, творческие зачеты, годовая выставка.



2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН




Раздел

Количество

часов

1 год

2 год

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Базовая форма «Треугольник»

32

12

3.

Базовая форма «Воздушный змей»

14

12

4.

Базовая форма «Блинчик»

6

8

5.

Базовая форма «Дверь»

16

16

6.

Базовая форма «Дом»

10

2

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

28

12

8.

Базовая форма «Рыба»

6

22

9.

Базовая форма «Двойной квадрат»

-

16

10.

Базовая форма «Катамаран»

-

6

11.

Базовая форма «Птица»

-

8

12.

Базовая форма «Лягушка»

-

4

13.

Поделки из прямоугольного листа бумаги.

20

8

14.

Экскурсия

2

4

15.

Беседа

2

4

16.

Выставки

4

6

17.

Итоговое занятие

2

2

18.

Итого

144

144


3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческого объединения «Оригами»

1-й год обучения




Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Что такое оригами?»


2

2

-

2.

Базовая форма «Треугольник»

«Веселые мордашки», «Стаканчик», «Лис», «Зайчик», «Поросенок»,«Котик», «Колпачок для феи», «Шляпка для Красной Шапочки», «Веселый щенок», «Черепаха», «Дом с крыльцом», «Дом с трубой», «Голубь», «Аэроплан», «Шлем самурая».

Коллективная работа «Мои любимые животные»


32

6

26

3.

Базовая форма «Воздушный змей»

«Уточка», «Лебедь», «Цветок», «Птица», «Краб»

Аппликационная работа «Луговые цветы».

Коллективная работа «На водоеме».



14

2

12


4.

Базовая форма «Блинчик»

«Корона для короля», «Орнамент».

Самостоятельная работа «Узор в круге».


6

1

5

5.

Базовая форма «Дверь»

«Мышка», «Поросенок», «Коробочка», «Ворона–зевака», «Гриб», «Истребитель».

Аппликационная работа «Грибы в лесу»

Самостоятельная работа « Разноцветная коробочка»



16

3


13


6.

Базовая форма «Дом»

«Пианино», «Пилотка», «Портмоне», «Ферма».

Самостоятельная работа «Сувенир»


10

2

8

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

«Елка», «Рыбка», «Тирольская шляпа», «Церковь», «Сомбреро», «Рыбка надувная», «Заяц надувной», «Подвеска-1», «Кубик», «Тюльпан», «Лягушка», «Ракета».

Самостоятельная работа «Цветы маме»

Коллективная работа «Золотое кольцо»



28

5

23

8.

Базовая форма «Рыба»

«Карп», «Кит».

Коллективная работа «Летний пруд»


6

1

5

9.

Поделки из прямоугольного листа бумаги

«Хлопушка», «Кошелек», «Прыгающая лягушка», «Сумочка», «Лодочка», ««Конверт для письма», «Самолет», «Самолет «Шустрый».

Самостоятельная работа «Письмо другу»

Коллективная работа «Аэродром»



20

4

16

10.

Подготовка и проведение выставки

4

-

4

11.

Экскурсия

2

-

2

12.

Беседа

2

2

-

13.

Итоговое занятие.

2

1

1




ИТОГО:

144

29

115

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие «Что такое оригами?» (2 часа)

Теоретические знания. Знакомство с искусством оригами. Цели и задачи обучения. Понятие «базовые формы». Квадрат – основная фигура оригами. Знакомство с основными геометрическими фигурами. Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.

Практическая деятельность. Просмотр иллюстраций, образцов поделок оригами.

Форма проведения занятия. Беседа. Игра.

Приемы и методы. Игровой, наглядный, иллюстративный.

Дидактический материал. Фотографии, образцы работ.

Форма подведения итогов. Беседа.

2.Базовая форма «Треугольник» (32 часа).

Теоретические знания. Знакомство с базовой формой «Треугольник». Знакомство с условными знаками и схемами, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Создание поделок оригами из бумаги квадратной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Занятия оригами начинаются с упражнения в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали). Основные приемы складывания квадрата усваиваются в системе усложнения порядка сгибания и разгибания, обработки заготовки

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Веселые мордашки», «Стаканчик», «Лис», «Зайчик», «Поросенок»,«Котик», «Колпачок для феи», «Шляпка для Красной Шапочки», «Веселый щенок», «Черепаха», «Дом с крыльцом», «Дом с трубой», «Голубь», «Аэроплан», «Шлем самурая». Коллективная работа «Мои любимые животные». Личные и коллективные работы.

3.Базовая форма «Воздушный змей» (14 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Воздушный змей» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.
Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Уточка», «Лебедь», «Цветок», «Птица», «Краб».

Аппликационная работа «Луговые цветы». Коллективная работа «На водоеме».



4.Базовая форма «Блинчик» (6 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Блинчик» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Блинчик», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями ( полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Корона для короля», «Орнамент».

Самостоятельная работа «Узор в круге»,



5.Базовая форма «Дверь» (16 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Дверь»» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Дверь», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: Мышка», «Поросенок», «Коробочка», «Ворона–зевака», «Гриб», «Истребитель». Аппликационная работа «Грибы в лесу». Самостоятельная работа «Разноцветная коробочка».

6.Базовая форма «Дом» (10 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Дом» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Дом», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Личные работы.
Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, схемы, карты инструкционные.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Пианино», «Пилотка», «Портмоне», «Ферма». Самостоятельная работа «Сувенир».

7.Базовая форма «Двойной треугольник» (28 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемами складывания базовой формы «Двойной треугольник» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Елка в снегу», «Рыбка», «Тирольская шляпа», «Церковь», «Сомбреро», «Рыбка надувная», «Заяц надувной», «Подвеска-1», «Кубик», «Тюльпан», «Лягушка», «Ракета». Самостоятельная работа «Цветы маме». Коллективная работа «Золотое кольцо».

8.Базовая форма «Рыба» (6 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Рыба» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Рыба», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Карп», «Кит». Коллективная работа «Летний пруд».

9.Поделки из прямоугольного листа (20 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемами складывания поделок из прямоугольного листа бумаги, сложенными на ее основе. Поделки из прямоугольного листа бумаги изготовляются в двух вариантах: 1-непосредственно из прямоугольного листа, 2-происходит на основе выкладывания на данном листе квадрата, из которого затем выкладывается любая базовая форма. Основные приемы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Термины, принятые в оригами. Информация познавательного характера. Общие сведения о предмете изготовления.

Практическая деятельность. Складывание изделий из прямоугольного листа бумаги, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Репродукции, карты инструкционные, образцы работ.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Хлопушка», «Кошелек», «Прыгающая лягушка», «Сумочка», «Лодочка», ««Конверт для письма», «Самолет», «Самолет «Шустрый». Коллективная работа «Аэродром».

10.Подготовка и проведение выставки (4 часа)

Теоретические знания. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.

Практическая деятельность. Подготовка поделок для экспонирования и оформления выставки.

Форма проведения занятия. Беседа. Игра.

Приемы и методы. Наглядный, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Дидактический материал. Работы воспитанников.

Форма подведения итогов. Выставка поделок.

11.Экскурсия (2 часа)

Экскурсия в природу.



12.Беседа (2 часа)

«Оригами – искусство складывания из бумаги страны восходящего солнца».



Теоретические знания. Об аспектах древнего и в то же время современного искусства складывания из бумаги – оригами.

Практическая деятельность. Дидактическая игра.

Форма проведения занятия. Беседа. Игра.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Фотографии, образцы работ.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос.

13.Итоговое занятие (2 часа)

Теоретические знания. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.

Практическая деятельность. Игровая программа по пройденному материалу.

Форма проведения занятия. Беседа, игры.

Приемы и методы. Игровой, наглядный, иллюстративный.

Дидактический материал. Работы воспитанников.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос.

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческого объединения «Оригами»

2-й год обучения




Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие «Мир оригами».

2

2




2.

Базовая форма «Треугольник»

«Киска-Алиска»; «Яхта», «Летучая мышь»,

«Чайка», конверт «Открытое сердце».

Аппликационная работа «Моя кошка».



12

2

10

3.

Базовая форма «Воздушный змей»

«Воробей», «Клоун», «Сова», «Мухомор».

Аппликационная работа «На арене цирка»

Коллективная работа «Лесные птицы»



12

2

10


4.

Базовая форма «Блинчик»

«Сказ о пирате»», «Ниндзя», «Сюрикен»

Самостоятельная работа «Ларец»


8

1

7

5.

Базовая форма «Дверь»

«Лодка наизнанку», «Пирога», «Моторная лодка»,

«Машина», «Подставка под фото», «Дед Мороз».

Аппликационная работа «Новогодняя открытка»

Коллективная работа «Порт»


16


2


14


6.

Базовая форма «Дом»

«Мордочка лисы»



2

0,5

1,5

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

«Ракета»; «Подвеска»; «Орнамент», «Бабочка».

Коллективная работа «Ракетодром».

Аппликационная работа «Бабочка на цветке».



12

2

10

8.

Базовая форма «Рыба»

«Лебедь», «Тюлень», «Пингвин», «Павлин», «Звезда-подвеска», «Каркающая ворона», «Звезда Бассета», «Носи – аваби», «Салфетки».

Самостоятельная работа «Салфетки»

Коллективная работа «Антарктида»



22

4

18

9.

Базовая форма «Двойной квадрат»

«Корзинка», «Коробочка-звезда», «Коробочка-

цветок», «Санбо-1», «Санбо-2», «Ваза», «Пагода».

Самостоятельная работа «Японская шкатулка»



16

2

14

10.

Базовая форма «Катамаран»

«Кусудама », «Каноэ».

Коллективная работа «Украсим дом сами»


6


1



5



11.

Базовая форма «Птица»

«Журавль», «Стрекоза»

Аппликационная работа «На озере»

Коллективная работа «Журавлик счастья».



8

2

6


12.

Базовая форма Лягушка»

«Ирис».


Коллективная работа «Весенний букет».

4

1

3

13.

Поделки из прямоугольного листа бумаги

«Американское письмо», письмо «Сердечко»,

«Бантик».

Самостоятельная работа «Письмо другу».



8

1

7

14.

Подготовка и проведение выставки

6

-

6

15.

Беседы.

4

4

-

16.

Экскурсии

4

1

3

17.

Итоговое занятие

2

1

1




ИТОГО


144

28,5

115,5



6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие «Мир оригами» (2 часа)

Теоретические знания. Оригами-искусство складывания из бумаги. История изобретения бумаги. Базовые формы - основа любого изделия. Беседа по охране труда. Условные знаки и основные приемы складывания. Используемые термины. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги.

Практическая деятельность. Просмотр творческих работ воспитанников.

Форма проведения занятия. Беседа. Игра.

Приемы и методы. Игровой, наглядный, иллюстративный.

Дидактический материал. Фотографии, образцы работ, творческие работы воспитанников.

Форма подведения итогов. Беседа.

2.Базовая форма «Треугольник» (12 часов).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Треугольник». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (животные, птицы, транспорт, почта).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Треугольник». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация).

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Киска-Алиска»; «Яхта», «Летучая мышь», «Чайка», конверт «Открытое сердце». Аппликационная работа «Моя кошка»

3.Базовая форма «Воздушный змей» (12 часов).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Воздушный змей». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (птицы, цирк, грибы).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Воздушный змей». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация).

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Воробей», «Клоун», «Сова», «Мухомор». Аппликационная работа «На арене цирка». Коллективная работа «Лесные птицы». Личные и коллективные работы.

4.Базовая форма «Блинчик» (8 часов).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Блинчик». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (древнее боевое искусство Японии).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Блинчик». Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Сказ о пирате», «Ниндзя», «Сюрикен». Самостоятельная работа «Ларец».

5.Базовая форма «Дверь» (16 часов).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Дверь». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (морской транспорт, Дед Мороз и новогодняя елка в разные времена и у разных народов).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Дверь». Работа с инструкционными картами. Изготовление игрушек для новогодней елки. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Лодка наизнанку», «Пирога», «Моторная лодка», «Машина», «Подставка под фото», «Дед Мороз». Аппликационная работа «Новогодняя открытка». Коллективная работа «Порт».

6.Базовая форма «Дом» (2 часа).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Дом». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок.

Энциклопедические сведения о предмете занятия (маска лисы).



Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Дом». Работа с инструкционными картами.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Мордочка лисы».

7.Базовая форма «Двойной треугольник» (12 часов).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Двойной треугольник». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (насекомые, космос, орнамент).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Двойной треугольник». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Рекомендуемые изделия: «Ракета»; «Подвеска»; «Орнамент», «Бабочка». Коллективная работа «Ракетодром». Аппликационная работа «Бабочка на цветке».

8.Базовая форма «Рыба» (22 часа).

Теоретические знания. Повторение ранее изученной базовой формы «Рыба». Знакомство с инструкционными картами и схемами складывания новых поделок. Энциклопедические сведения о предмете занятия (традиционные японские предметы для стола, правила этикета, использование в быту салфеток, арктические животные, птицы).

Практическая деятельность. Складывание более сложных изделий на основе ранее изученной базовой формы «Рыба». Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Лебедь», «Тюлень», «Пингвин», «Павлин», «Салфетки». «Звезда-подвеска», «Каркающая ворона», «Звезда Бассета», «Носи – аваби». Самостоятельная работа «Салфетки». Коллективная работа «Антарктида».

9.Базовая форма «Двойной квадрат» (16часа).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Двойной квадрат» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы. Энциклопедические сведения о предмете занятия (знакомство с разработками изделий коробок, используя при этом национальные традиции, как в складывании, так и в оформлении их; Томоко Фузее - автор книг, посвященных теме складывания коробок; оригинальные архитектурные конструкции, основанные на сборке различных модулей).

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной квадрат», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Работа с инструкционными картами и схемами. Использование основных приемов складывания. Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.
Рекомендуемые изделия: «Корзинка», «Коробочка-звезда», «Коробочка-цветок», «Пагода», «Санбо-1», «Санбо-2», «Ваза». Самостоятельная работа «Японская шкатулка».

10.Базовая форма «Катамаран» (6 часов).

Теоретические знания. Знакомство со схемами складывания базовой формы «Катамаран» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (традиционные украшения японских домов и их назначение).

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Катамаран», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Кусудама», «Каноэ». Коллективная работа «Украсим дом сами».

11.Базовая форма «Птица» (8 часа).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Птица» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (птицы, насекомые; журавль –символ искусства складывания).

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Птица», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная и полуобъемная аппликация). Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, схемы, карты инструкционные.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Журавль», «Стрекоза». Коллективная работа «Журавлик счастья». Аппликационная работа «На озере»

12.Базовая форма «Лягушка» (4 часа).

Теоретические знания. Знакомство со схемой складывания базовой формы «Лягушка» и поделками, сложенными на ее основе. Основные приемы складывания. Инструкционные карты и схемы, демонстрирующие процесс складывания. Энциклопедические сведения о предмете занятия (цветы).

Практическая деятельность. Складывание изделий на основе базовой формы «Лягушка», применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовок. Использование основных приемов складывания. Работа с инструкционными картами и схемами. Личные и коллективные работы.

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, схемы, карты инструкционные.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Ирис». Коллективная работа «Весенний букет».

13.Поделки из прямоугольного листа (8 часов)

Теоретические знания. Cкладывание поделок из прямоугольного листа бумаги. Поделки из прямоугольного листа бумаги в двух вариантах: 1 – непосредственно из прямоугольного листа; 2 - на основе выкладывания на данном листе квадрата, из которого затем складывается любая базовая форма. Энциклопедические сведения о предмете занятия (национальные, традиционные и праздничные конверты).

Форма проведения занятий. Беседа. Коллективная, групповая и самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Образцы работ, репродукции, фотографии, карты инструкционные, схемы.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос, выставка поделок, игры.

Рекомендуемые изделия: «Американское письмо», письмо «Сердечко», «Бантик». Самостоятельная работа «Письмо другу».

14.Подготовка и проведение выставки (6 часов)

Теоретические знания. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.

Практическая деятельность. Подготовка поделок для экспонирования и оформления выставки.

15.Экскурсия (4 часа)

Экскурсия в природу. Экскурсия в музей.



16.Беседы. (4 часа)

Беседа: «Традиционные японские праздники».



Теоретические знания. Праздник девочек «Хина Мацури» и праздник мальчиков «Танго-но-секку» - «Праздник ириса». Традиционные оригамские бумажные поделки, изготовленные к этим праздникам.

Практическая деятельность. Просмотр иллюстраций, фотографий..

Форма проведения занятия. Беседа.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Фотографии, образцы работ.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос.

Беседа: «Национальные японские и русские игрушки».



Теоретические знания. Рассказ о национальных игрушках Японии и России, их сходстве и различии.

Практическая деятельность. Дидактическая игра.

Форма проведения занятия. Беседа. Игра.

Приемы и методы. Объяснительно-иллюстративный, игровой, наглядный.

Дидактический материал. Фотографии, образцы работ.

Форма подведения итогов. Беседа, опрос.

17.Итоговое занятие.

Теоретические знания. Закрепление навыков складывания поделок из бумаги.

Практическая деятельность. Игровая программа по пройденному материалу.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях используются следующие методы обучения и воспитания:



1.Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы (рассказ, беседа);

  • наглядные методы (метод иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов, диафильмов);

  • практические методы: метод копирования, повтора, варьирования.

  • репродуктивные методы;

  • методы самостоятельной работы (по заданию и по собственной инициативе воспитанника).

2. Методы стимулирования учебной деятельности:

  • формирование познавательного интереса;

  • познавательные игры;

  • создание ситуации успеха в учении;

  • стимулирование долга и ответственности;

  • поощрение и порицание, разъяснение личной значимости учения, формирование культурного и эстетического кругозора учащихся.

3. Методы контроля и самоконтроля:

- обсуждение законченных работ (на каждом занятии);

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока; представление лучших работ на внутренних и внешних выставках;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия, а в конце учебного года – в анализе творческого роста учащихся путём сравнения их последовательно выполненных работ.

Программа предусматривает использование следующих методов воспитания:


1. Общие методы воспитания:

  • рассказ на этическую тему;

  • пример;

  • этическая беседа.

2. Методы организации и формирования опыта поведения:

  • поручение;

  • одобрение;

  • награждение;

  • соревнование.

Для успешной реализации программы подобраны и разработаны для применения следующие дидактические материалы:

- дидактические игры для каждого блока программы;

- кроссворды;

- творческие задания;

- образцы работ педагога и старших воспитанников;

- схемы выполнения различных изделий;

- иллюстративный материал ко всем блокам программы .


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Афонькин. С.Ю, Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.-

С-П: Издательство Аким, 1995. - 325 с.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой.- С.- П:

Химия, 1994. - 68 с.


3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых.-

С-П: Издательство Аким, 2001. - 258 с.: ил.


4. Афонькин С.Ю. Курсы оригами повышенной сложности. - С-П : Издательство

Аким, 1994. – 350 с.: ил.


5. Афонькин С.Ю. Курсы оригами для детского сада и начальной школы.- С-П: Аким,

1994. – 100 с.: ил.


6. Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс.

Вестник образования и развития науки – 2001.


7. Опаричева С.В. Оригами. Искусство складывания из бумаги. – 1997.
8. Ильин С.В. Оригами. Москва: Издательство Мир, - 2005. - 197с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Управления образования администрации г.Валуйки и Валуйского района на авторскую программу педагога дополнительного образования Дома детского творчества Валуйского района Белгородской области

(номинация – художественная)


Авторская образовательная программа объединения «Оригами» реализуется в учреждении с 1998 года. В результате практической работы педагог внесла коррективы: расширила содержание программы.

Практическая ее значимость представляется в изучении оригами – древнего японского искусства. Педагог содействует выработке у воспитанников любви к ручному труду, формированию устойчивого интереса к национальной культуре, уважения к духовному наследию нашего народа.

Методы, используемые педагогом в программе, учитывают личностно – ориентированный подход к детям. Важным условием оценки результативности педагогической работы является участие воспитанников в различных мероприятиях Дома детского творчества: конкурсах, выставках ДПИ (районных и областных). В результате воспитанники являются победителями районных выставок, участниками областных. В ходе корректировки содержания программы автор учитывает отзывы обучаемых, педагогов, родителей. Начальный этап программы «Одежда для кукол» можно использовать как самостоятельную программу.

Образовательная программа создана педагогом дополнительного образования Дома детского творчества Валуйского района.

Сведения об авторе:

Сагитова Елена Александровна

Год рождения – 1954, образование – среднее специальное (Валуйское педагогическое училище)

Место работы: Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области, педагог дополнительного образования.

Адрес учреждения: Белгородская область, Валуйский район, п.Уразово, ул.Пионерская, д.27, тел.: 2-12-80

Адрес автора: Белгородская область, Валуйский район, п.Уразово, ул.Октябрьская, 35 тел.: 2-14-26

Методист управления образования

администрации г.Валуйки и – ( _____________ )

Валуйского района: Александрова Л.С.

РЕЦЕНЗИЯ


на авторскую программу, разработанную педагогом дополнительного образования Дома детского творчества Валуйского района Белгородской области

ПЕРЕКУПНЕВОЙ ГАЛИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ


Образовательная программа объединения «Шитье из лоскутков» адресована педагогам общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования для обучения детей декоративно – прикладному творчеству. Программа рассчитана на три года обучения, она состоит из этапов: начального, расширенного и углубленного.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей, показывает возможные интересные формы и методы развития художественного мышления, творческих способностей учащихся. Целевое назначение программы – предметно – практическое, возрождение лоскутного шитья как вида народного творчества, овладение воспитанниками мастерством этого искусства.

Рекомендуемый возраст детей: 10 – 15 лет.

Актуальность программы заключается в формировании трудовых навыков, позволяющих пробудить интерес к трудовой деятельности, привить навыки культуры труда, познакомить с основными способами обработки ткани (лоскутного материала), текстильных материалов, нетрадиционного сырья, решающие проблему материальной базы и позволяющие достичь максимально полезных результатов в трудовом обучении.

Многоуровневость программы позволяет достичь цели, опираясь на систему работы с учетом возрастных особенностей детей, с постепенным усложнением материала с каждым годом обучения. Определенному этапу обучения сопутствует ожидаемый результат, который контролируется в следующей форме:


  • тематические выставки готовых работ;

  • итоговые и персональные выставки;

  • конкурсные программы;

  • районные и областные выставки ДПИ.

Программа корректируема, в учебно – тематических планах позволительна перестановка тем, замена одних видов работ другими, при этом может варьироваться методика преподавания.

В программе прослеживается единство трудового и эстетического воспитания, которое опирается на изучение народных традиций, промыслов родного края. Она способствует решению задач воспитания основ бытовой культуры у обучающихся путем формирования у них эстетически – оценочного отношения к повседневным бытовым вещам.

Формирование трудовых навыков, развитие творческих способностей и самостоятельности детей обуславливает прогностичность программы.

Данная программа отвечает основным требованиям образовательной программы системы дополнительного образования.


РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ПОДГОТОВЛЕНА:
Методист управления образования администрации - ___________________

г.Валуйки и Валуйского района (Александрова Л.С.)

Директор Дома детского творчества ___________________

Валуйского района (Леонова М.В.)

Завуч Дома детского творчества ___________________

Валуйского района (Сагитова Е.А.)







скачать


Смотрите также:
Учебно-тематический план по 1-му году обучения Содержание 1-го года обучения Учебно-тематический план по 2-му году обучения
500.95kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
459kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
721.5kb.
Фаррахова Наталья Николаевна, методист Осинниковский городской округ Содержание п ояснительная записка первый год обучения 1 учебно-тематический план
815.95kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
195.17kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.
Учебный план Учебно-тематический план первого года обучения
1012.78kb.
Учебно-тематический план по годам занятий стр. 6 III. Содержание подпрограммы «Подсолнушек» стр. 7-10
741.01kb.
Пояснительная записка Учебно-тематический план первого года обучения
501.6kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения
198.29kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения
199.32kb.
Тематический план для студентов очной и очно-заочной формы обучения 4 программа 5 тематический план семинарских занятий 7
1399.02kb.