Главная стр 1
скачать
Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»


Базовая площадка муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Комсомольска-на-Амуре

Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса




«Педагогическое сопровождение развития одаренных детей»

Утверждено:
Утверждено:

на заседании Совета стажировочной площадки

протокол № от ______2011 г.
Руководитель Совета стажировочной площадки, ректор КГОУ ДПО «ХК ИРО»

________ /Кузнецова А.Г./


Утверждено:

на заседании Совета базовой площадки

МОУ _____________________________

протокол № от ______2011 г.


Руководитель Совета базовой площадки

Директор МБОУ лицей № 1

_______ / Гуйван Е.П /

Хабаровск

2011

Пояснительная записка

В соответствии со стратегией развития российского образования до 2020 года и национальной инициативой «Наша новая школа» одной из приоритетных задач системы образования является педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей.

Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо шагов по его самостоятельному созданию. Перед учителем стоит задача совершенствования организации учебного процесса за счет активного использования современных средств, форм, методов обучения, не только обеспечивающих высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и дающих наиболее полную возможность развития познавательных интересов учащихся.

Предлагаемая программа стажерской практики - проект, направленный на оказание методической помощи руководителям и педагогам образовательных учреждений по реализации модели педагогического сопровождения развития одаренных детей.



Цель стажерской практики: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае.

Задачи стажерской практики:

  • познакомить педагогов с основами развития одаренной личности, со спецификой обучения и воспитания одаренных детей;

  • отработать навыки моделирования образовательной системы школы, обеспечивающей современное качество образования;

  • проанализировать имеющийся опыт работы с одаренными детьми на примере работы МБОУ лицей № 1 г. Комсомольска-на-Амуре.

Программа рассчитана на 36 часов, проводимых на базе стажировочной площадки.

Программа стажировки предусматривает изучение организации учебно-воспитательного процесса, исследовательской деятельности учащихся. Содержание программы ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы обучения: работа в группах, проектирование и моделирование, коллективная мыследеятельность. Формы учебной работы – практические занятия, мастер-классы. Преобладающей формой текущего контроля выступает рефлексивный журнал, презентация результатов проектирования.



Планируемые результаты: проектирование модели образовательного процесса - организации проектной или исследовательской деятельности школьников

Учебный план

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае.

Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги образовательных учреждений.

Срок обучения 36 час. (час., нед., мес.)

Режим занятий 8 час. в день



Наименование разделов и тем

стажировки



Всего час.

в том числе

Форма

отчетности

стажера


лекции

стажёрская

практика


1.

Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края

8




8

рефлексивный журнал

2.

Модуль 2. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

4




4

рефлексивный журнал

3.

Модуль 3. Особенности организации самостоятельной и исследовательской деятельности одаренных учащихся

4




4

рефлексивный журнал

4.

Модуль 4. Современный урок: проектирование системы деятельности субъектов образовательного процесса

10




10

рефлексивный журнал

5.

Модуль 5. Организация воспитательного пространства образовательного учреждения

10




10

рефлексивный журнал




ИТОГО

36




36




Итоговая аттестация

4




4




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в области педагогического сопровождения одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае.

Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги образовательных учреждений.

Срок обучения 36 час. (час., нед., мес.)

Режим занятий 8 час. в день



Наименование разделов и тем

стажировки



Всего час.

в том числе

Виды стажировочной деятельности

Форма

отчетности

стажера


лекции

стажёрская

практика


1.

Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края

8

0

8




рефлексивный журнал

1.1.

Модель образовательного пространства «Школа успеха» МБОУ лицей № 1

8

0

8

практический

семинар





2.

Модуль 2. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

4

0

4




рефлексивный журнал

2.1.

Психолого-педагогические особенности одаренных детей.

2

0

2

дискуссия




2.2.

Современные требования к программам по развитию детской одаренности.

2

0

2

практикум




3.

Модуль 3. Особенности организации самостоятельной и исследовательской деятельности одаренных учащихся

4

0

4




рефлексивный журнал

3.1.

Технологические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности одаренных учащихся: исследовательское обучение.

4

0

4

мастер-класс




4.

Модуль 4. Роль современного урока в обучении одаренных детей

10

0

10




рефлексивный журнал

4.1.

Современные образовательные технологии в обучении одаренных детей

6

0

6

мастер-класс




4.2.

Организация развивающего образовательного пространства как механизм получения новых образовательных результатов

4

0

4

практикум по моделированию урока




5.

Модуль 5. Организация воспитательного пространства образовательного учреждения

10

0

10




рефлексивный журнал

5.1.

Создание условий для самоопределения личности ребенка.

4

 0

4

круглый стол




5.2.

Роль внеурочной деятельности в интеллектуальном и творческом развитии учащихся.

4

 0

4

мастер-класс




5.3.

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей

2

 0

2

круглый стол







ИТОГО

36

0

36







Итоговая аттестация

4




4








Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»

Базовая площадка муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Комсомольска-на-Амуре

Учебная программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса



Тематика стажировочного курса
«Педагогическое сопровождение развития одаренных детей»

Хабаровск

2011
Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края


  1. Модель образовательного пространства «Школа успеха» МБОУ лицей № 1 г.Комсомольска-на-Амуре.

Практический семинар. Особенности составления программ для обучения и развития одаренных детей. Методический аспект педагогического сопровождения. Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. Особенности учебного плана лицея №1 г.Комсомольска-на-Амуре. Программа «Одаренный ребенок». Программа интеллектуально-оздоровительного лагеря «Мыслитель». Программа воспитательной работы в лицее «Блиц». Экскурсия по музею «Культурное наследие».

Проблема обучения одаренных. Принципы дифференциации учебного плана, которые отражают особенности работы с одаренными учащимися. Проблема "обогащения содержания образования".



Модуль 2. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе

  1. Психолого-педагогические особенности одаренных детей.

Формы проявления одаренности. Одаренность ранняя и поздняя. Гетерохронность развития. Дисинхрония развития. Особенности развития познавательной сферы и психосоциальное развитие одаренных детей. Психолого-педагогические особенности детей, обучающихся в лицее.

Дискуссия: Детская одаренность – дар или испытание для учащихся и педагогов?



  1. Современные требования к программам по развитию детской одаренности.

Особенности составления программ для обучения и развития одаренных детей. Методический аспект педагогического сопровождения. «Обучение мышлению»: структура и содержание программы. «Социальная компетенция»: структура и содержание программы. Модель развития интеллектуальной одаренности личности ребенка в условиях лицейского образования. Организация работы с одаренными детьми в Лицее № 1 г.Комсомольска-на-Амуре.

Практикум: составление проекта программы по развитию детской одаренности.



Модуль 3. Особенности организации самостоятельной и исследовательской деятельности одаренных учащихся

  1. Технологические аспекты реализации проектно-исследователь-ской деятельности одаренных учащихся: исследовательское обучение.

Технология разработки учебного исследования. Последовательность выдвижения задач в зависимости от основной цели проектной и исследовательской деятельности. Результативность исследовательской работы. Организация исследовательской работы учащихся через работу научного общества учащихся лицея №1 г.Комсомольска-на-Амуре. Программа работы исследовательского общества лицеистов «Мыслитель».

Модуль 4. Роль современного урока в обучении одаренных детей

  1. Современные образовательные технологии в обучении одаренных детей

Педагогические технологии: основные понятия, классификация. Основные общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения школьников. Личностно-ориентированные педагогические технологии. Современные УМК для классов с углубленным изучением предметов физико-математического цикла.

Мастер-классы:

  • Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности как фактор повышения познавательной активности учащихся начальной школы

  • Дебаты как технология формирования мотивации изучения английского языка в урочной деятельности

  • Технология творческих (французских) мастерских в формировании потребности у учащихся в самовыражении



  1. Организация развивающего образовательного пространства как механизм получения новых образовательных результатов

Понятие развивающего образовательного пространства. Механизм получения новых образовательных результатов. Система работы по развитию УУД в условиях школы. Определение уровня сформированности УУД. Взаимосвязи структурных компонентов учебной деятельности и видов УУД. Урок развивающего обучения. Акцентный анализ учебной деятельности на уроке.

Практикум по моделированию урока.



Модуль 5. Организация воспитательного пространства образовательного учреждения

  1. Создание условий для самоопределения личности ребенка.

Самоопределение как часть базовой культуры личности. Показатели развитости способности самоопределения. Позитивная «Я-концепция». Развитость рефлексивных способностей. Наличие антиципирующих способностей. Актуализация потребности в самоопределении и ее разрешение. Способность к самоопределению и условия ее развития.

Круглый стол. Проблемная ситуация — условие для развития самоопределения.



  1. Роль внеурочной деятельности в интеллектуальном и творческом развитии учащихся.

Программа воспитательной работы в лицее «Блиц». Основные виды организации внеурочной творческой деятельности учащихся. Предметные недели. Факультативные курсы: «Информатика в играх и задачах», «Мир знаний. Физика», «Интеллектика», «Наглядная геометрия». Математические кружки «Математический праздник», «Школа олимпийского резерва». Научное общество учащихся «Интеграл». Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, дистанционные проекты. Портфолио – личных достижений.

Мастер-классы:

  • Факультативный курс «Информатика в играх и задачах»

  • Направления и формы работы научного общества учащихся «Интеграл»

  • Организация исследовательской работы учащихся через работу НОУ

  • Домашняя школа мышления

  1. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей

Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров - практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье. Организация совместной деятельности одаренных и талантливых детей, родителей и педагогов школы.

Круглый стол. Система взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания одаренного ребенка.



Библиографический список


    1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. – 2005. – № 6. – С.8–10.

    2. Барулин, В. Одаренность. Проблемы и исследования // Лучшие страницы педагогической прессы (ЛСПП). – 2003. – № 6. – С.83-93.

    3. Богоявленская, М. Требуется помощь. Школьные проблемы одаренных детей // Школьный психолог. – 2005. – № 3. – С.6-9.

    4. Грецов, А. Психологические тренинги с подростками. С-П. – Питер. – 2008.

    5. Клепиков, В.Н. Неявная математическая одаренность школьников //Педагогика.- 2009. – № 10. – С.59-63

    6. Кулемзина, А. Учителю об одаренных детях// Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 236-246.

    7. Малыгон, Л.И. Педагогика развития интеллектуальной одаренности школьников// Комсомольск-на-Амуре: Изд-во: АмГПГУ. - 2009.

    8. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИПУ РАН, 2001.

    9. Обухова, А. Исследовательская работа школьников // Народное образование. - 2006. – № 3. – С. 24-26.

    10. Развитие исследовательской деятельности учащихся в работе с одаренными детьми // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С.129-136.

    11. Шубинская, Т. Программа развития системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей «Экология одаренности» // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 4. – С.129-136.

    12. Щебланова, Е. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. – 2006. - № 1. – С.97-108.

    13. Юнг, К. Тяжкая ноша одаренности // Директор школы. – 2005. – № 10. – С.67-75.

    14. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. М., Просвещение. 2006.


скачать


Смотрите также:
Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса
184.76kb.
Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации стажировочного курса
145.77kb.
Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации
90.32kb.
Образовательная программа повышения квалификации «Обеспечения экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»
146.34kb.
Учебное пособие по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации с применением дистанционных образовательных технологий
749.49kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
433.61kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
579.38kb.
Курсы повышения квалификации по теме «Индивидуальный учебный план как средство повышения качества образования. Компетентностный подход» в объеме 72 ч с 22 марта по 1 апреля 2008 г
161.07kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
176.32kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
446.05kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
371.14kb.
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
174.31kb.