Главная стр 1
скачать
Факторы защиты от возможной наркотизации1

Защитные факторы — это условия, препятствующие злоупо­треблению психоактивными веществами.

Специалисты [82; 94] отмечают, что защитных от наркотизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска и их перечень с точ­ки зрения социального, биологического и психологического аспек­тов жизнедеятельности человека не может быть определен так чет­ко и однозначно, как перечень факторов риска.

Обобщая данные отечественных и зарубежных авторов, рассмо­трим внутренние и внешние защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок.

Начнем с личностных защитных факторов. При рассмотрении факторов, проявляющихся на уровне личности, исследователи со­средоточивают внимание в основном на условиях, препятствующих приобщению к ПАВ и формированию аддиктивного и зависимого поведения, которые можно объединить в две группы. Первую груп­пу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую — специ­фические антинаркотические установки, получившие также назва­ние внутриличностный антинаркотический барьер.

Гармоничное развитие личности, безусловно, выступает как за­щитный фактор по отношению к возможности наркотизации.

Согласно современному каузальному подходу к профилактике злоупотребления ПАВ, гармонично развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию в этом случае противопоставляется самореали­зация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможно­стей в социально-приемлемом русле. Таким образом, стратегическая задача профилактической деятельности состоит в том, чтобы созда­вать и поддерживать оптимальные условия развития личности, то есть условия, в которых возможно удовлетворение актуальных потребнос­тей человека социально-приемлемыми способами. Речь идет не толь­ко об обеспечении психофизического развития ребенка (полноцен­ный уход и сберегающие здоровье педагогические технологии). Необ­ходимо помнить, что удовлетворение потребностей ребенка приводит к низведению их лишь на уровень «условий, а не внутренних источ­ников развития личности: личность не может развиваться в рамках

потребностей, ее развития предполагает смещение потребности на созидание, которое не имеет границ» [54, с. 52]. Это положение имеет принципиальное значение для работы по профилактике злоупотреб­ления ПАВ с детьми и подростками.

Поскольку злоупотребление психоактивными веществами рас­сматривается в рамках аутодеструктивного (саморазрушающего) по­ведения, одна из наиболее важных стратегических задач профилак­тики — создание условий для развития в ребенке «внутреннего сози­дателя». Развитие созидающей личности подразумевает способность воспитателя распознать в «разрушительных симптомах» (немотиви­рованной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах) ресурс созидательной энергии и уметь перенаправить эту энергию в позитивное русло. Эта идея является центральной в разработанной нами профилактической программе.

Человек не может стать личностью вне социума. А. Н. Леонтьев указывал, что личность — это особое качество, которое индивид при­обретает в обществе, будучи вовлеченным в отношения, обществен­ные по своей природе. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми факторами, защищающими от вовлечения в наркотизацию.

Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адап­тации к социокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе. Успешная социализация предполагает хоро­шее ролевое развитие и формирование социальной компетенции.



Ролевое развитие — умение принимать роли, различные по ста­тусу и содержанию, избегая при этом патологических ролей.

Создание благоприятных условий для хорошего ролевого разви­тия является важным направлением работы по профилактике зло­употребления ПАВ с проблемными детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в этот возрастной период происходит интенсивное ролевое развитие.

Под социальной компетентностью понимается состояние равно­весия личности и социального окружения; развитие у человека на­выков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизнен­ному периоду, в котором этот человек находится.

На теорию социальной компетенции опираются многие зару­бежные программы профилактики злоупотребления психоактив­ными веществами.

Итак, защитными факторами от вовлечения в наркотизацию яв­ляются условия гармоничного развития личности, с опорой на ее со­зидательный потенциал и успешную социализацию ребенка. Про­филактическая работа, ориентированная на эти факторы соответст­вует современным требованиям к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, так как создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения.

Следующая группа защитных факторов связана с формирова­нием и развитием прочных антинаркотических установок, обеспе­чивающих реализацию личности в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркотических установок выделяется информа­ционный, оценочный и формирующийся на их основе поведенче­ский компонент. Таким образом, профилактическая работа должна предполагать возникновение у детей и подростков базы необходи­мых знаний о психоактивных веществах и последствиях их упо­требления, оценку полученной информации и выработку на ее ос­нове безопасного и ответственного поведения. Эти направления профилактической работы с детьми и подростками являются реше­нием так называемых специфических задач профилактики нарко­зависимости.

Мы рассмотрели защитные факторы, проявляющиеся на уровне отдельной личности. Теперь обратимся к факторам защиты от нар­котизации, связанным с общностями, в которые входит ребенок.



Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse) рассмат­ривают следующие факторы защиты (с опорой на эти факторы ве­дется профилактическая работа в США).

Семейные протективные факторы:

  • крепкие семейные узы;

  • активная роль родителей в жизни детей;

  • понимание проблем и личных забот детей;

  • ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязан­ности (система поощрений эффективней системы наказаний).

Факторы защиты, проявляющиеся в образовательном учреждении:

  • повышение общего качества обучения, усиление связи уча­щихся со школой;

  • успешное участие в общественных мероприятиях;

  • поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;

  • негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание по­следствий употребления;

  • неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками.

В среде сверстников могут проявляться такие протективные фак­торы, как:

  • позитивные отношения со сверстниками;

  • негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значи­мых сверстников;

Защитные факторы, связанные с местом жительства:

  • усиление общественных антинаркотических норм;

  • ужесточение законов о рекламе ПАВ в СМИ;

  • создание безнаркотических зон вокруг образовательного уч­реждения, во дворах.




1 Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ под научн.ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – с.44-47

скачать


Смотрите также:
Факторы защиты от возможной наркотизации
51.29kb.
Факторы, способствующие наркотизации
84.38kb.
Краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника стр
523.36kb.
Урок Средства защиты от травмирующих факторов электричества
35.52kb.
Адаптация ребенка в условиях детского сада
165.12kb.
Антисуицидальные факторы личности. Антисуицидальные факторы личности
19.38kb.
Положительные факторы отрицательные факторы
48.83kb.
Противодействие наркотизации: в поисках новых подходов
65.9kb.
Защита информации и информационная безопасность
293.69kb.
Методическое пособие для учителя: «Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников»; · пособие для родителей: «Книга для родителей младших школьников»
124.21kb.
Программа сохранения и укрепления здоровья школьников «Здоровые дети здоровая нация» на 2008-2011 годы
594.32kb.
Советы психолога (нет наркотикам)
63.01kb.