Главная стр 1
скачать
Консультация

для родителей и педагогов

МБОУ «Новозоринская СОШ»

 

на тему:  



«Факторы, способствующие употреблению детей

психоактивных веществ»

 

Приобщению несовершеннолетних к потреблению ПАВ способствуют несколько факторов:



  1. Биологические;

  2. Психологические;

  3. Социальные.

 

Биологические факторы:

В литературе выделяется отдельно влияние генетического фактора. Лица, имеющие родственников первой степени родства, зависимых от ПАВ, сами имеют риск стать зависимыми от ПАВ, превышающий таковой риск в общей популяции в 4-6 раз. Речь идет, прежде всего, о наследственной отягощенности алкоголизмом родителей, а также алкоголизм братьев и сестер в данной семье. При этом надо учитывать алкоголизм не только у ближайших родственников, но и наличие его в нисходящих поколениях.

Целая группа факторов обусловлена преморбидной неблагоприятной почвой в виде органической патопластики в той или иной степени выраженности. Это могут быть различного рода вредности в антенатальный период, например, перенесенные матерью заболевания, особенно вирусного генеза, приводящие к формированию акцентуации характера, как фактора способствующего формированию злоупотребления ПАВ, токсикозы первой и второй половины беременности, анемии, пиелонефриты, тяжело протекающие роды с той или иной степенью асфиксии, а также перенесенные в подростковом возрасте черепно-мозговые травмы.

Как проявления неполноценной почвы у детей, которые в дальнейшем могут быть склонны к злоупотреблению ПАВ, с высокой частотой отмечаются такие явления, как гиперактивность, снохождение, проявления энуреза, косноязычие, различного рода невротические симптомы, как эпилептический синдром, неврозы, а также некоторое отставание в интеллектуальном развитии, импульсивные и агрессивные действия, склонность к неоправданному риску и совершению криминальных действий, различного рода девиации в поведении.

 

Психологические факторы:

Многие исследователи считают, что главная роль в развитии злоупотребления ПАВ принадлежит психологическим и личностным факторам. Но проанализировать их не просто, поскольку сама проблема личности вызывает многочисленные дискуссии в ментальных науках. Как исследовательская, так и практическая работа должна опираться на теорию личности. Однако сегодня общепринятой теории личности нет, большинство исследователей работает с отдельными личностными конструктами или с многочисленными монофакторными теориями личности, которые уже давно обнаружили свою неполноту и множество ограничений при практическом применении. Остается во многом неясными механизмы формирования аддикции, которые зарождаются в глубине психики и характеризуется установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и активностью. Во многом, применение психологических факторов, которые обеспечивают специфические психотерапевтические эффекты и воздействуют на разные уровни структуры мозга, дают неплохие результаты при лечении алкоголизма, наркомании и токсикомании. Сегодня во всем мире намечается постепенный отход от применения медикаментозного лечения зависимых состояний к ПАВ. Все больше применения находят различные методы психотерапии и виды психотехник, их сочетания.  Применение находят даже такие виды альтернативной психотерапии, которые предлагаются представителями неортодоксальной медицины: целителями, экстрасенсами, знахарями, хиропрактиками и т.д. И здесь можно говорить о проблемах души, духовности, пристрастиях, религиозных воззрениях, карме, кармических отягощениях и их исправлениях специальными обрядами, мантрами. На этой основе находят применение современные методы, как психоанализ, катарзис, нейролингвистическое программирование, холотропное дыхание и многое другое.

 

Социальные факторы:

Социальными факторами риска развития зависимости от ПАВ являются: алкоголизм отца, матери, или  других родственников; отсутствие эмоционального резонанса, сплоченности в семье; конфликтные отношения среди членов семьи; терпимое отношение родителей к употреблению алкоголя детьми, а также к их девиантному поведению. Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу «риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. Как показали исследования (А.Е. Личко, 1971), основными мотивировками употребления алкоголя подростками являются «реакции имитации» и «реакция группирования со сверстниками», первая имеет большое значение в жизни подростков: подражание кумирам, авторитетам, стремление следовать им во всем, быть похожим и т.д.

Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20-30% школьников 12-17 лет. Для подростков на этом этапе онтогенеза такое поведение представляет особую значимость и нередко является основным содержанием жизни. В этом смысле большое влияние оказывают также и СМИ. Что же касается реакции группирования, то здесь дает о себе знать фактор субмиссивности и конформности с группой – Желание быть «как все», не выделяться «быть своим» и т.д. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения. При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально – психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущим часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников – соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и мало информированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия.

Приобщение подростков к ПАВ почти всегда происходит с участием их близких друзей. При первом приеме подростки обычно употребляли ПАВ в компании своих приятелей, реже – сверстников или младших по возрасту. Доступность отдельных наркотиков была различной, но в целом ее можно оценить как высокую. По мнению опрошенных, они могли легко достать препараты конопли (25%), транквилизаторы (13%), ЛСД и «экстази» (10%), кокаин (10%). Наркотики приобретаются в барах, на дискотеках, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев.

Результаты мониторинга показали, что курение и раннее приобщение к потреблению спиртных напитков – это «прелюдия» приобщения к потреблению наркотических веществ. Из зарубежных исследований известно, что последовательность приобщения к ПАВ в целом следующая:



  1. Пиво и вино.

  2. Водка и сигареты.

  3. Конопля и его производные.

  4. Другие запрещенные наркотики

В то же время в последние годы выявляется рост заболеваемости наиболее тяжелыми  формами наркоманий – героиновой, кокаиновой. Растет число потребителей соответствующих «тяжелых» наркотиков, а также других синтетических препаратов – психостимуляторов, галлюциногенов и пр. Доля потребителей ранее наиболее широко распространенных самодельных ПАВ растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) быстро уменьшается.

Таким образом, анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детско-подросткового населения страны в потребление наркотиков и других ПАВ. При этом наблюдается не только количественный рост распространенности наркотизма среди подростков, но и негативное качественное изменение поражаемого этим процессом контингента:



  1. Увеличение доли потребителей собственно наркотических средств по сравнению с долей лиц, потребляющих токсикоманические вещества;

  2. Рост числа потребителей «тяжелых» и других синтетических наркотиков (по отношению к числу преимущественных потребителей «легких» и растительных самодельных наркотических ПАВ);

  3. Увеличение удельного веса среди незаконных потребителей лиц со сформированной зависимостью от наркотиков и других ПАВ.

Необходимо признать, что массовое злоупотребление наркотиками – это сложный, психобиосоциальный феномен. В его возникновении и воспроизведении чрезвычайно важен исторический, цивилизованный аспект, определяющий его место и роль в современном мире. Такая постановка вопроса представляется закономерной с учетом глобальных масштабов этой проблемы. Сегодня можно говорить о том, что наркотики являются спутником и артефактом современной цивилизации. Именно поэтому недостаточен и даже опасен поверхностный, упрощающий причинно-следственные отношения подход к проблеме наркотиков, предполагающий возможность простого ее решения, в частности, с упором на административные, силовые, репрессивные меры.

Классный час

«Проблема наркомании»

 

Цели.



Профилактика наркомании.

 

Эпиграф.



«Профилактика наркомании — залог нашего будущего»

 

 Слайд 2.



Волна наркомании практически захлестнула наше общество, поразив прежде всего молодёжь. В Волгоградской области, по данным регионального наркодиспансера, официально числится 4674 наркозависимых больных. По неофициальным данным эта цифра увеличивается в разы и составляет порядка 40-50 тысяч человек. Спасти тех, кто уже принимает наркотики или хотя бы попробовал уже нельзя. Смерть с косой уже навсегда радом с ними.

 

Вопрос.

Зачем вам взрослые рассказывают о наркотиках, ведь среди вас нет наркоманов, никто не принимает наркотиков?

 

Слайд 3.



В мире нет человека, который не мог бы начать все заново."
цитата Л. Рона Хаббарда, известного писателя. И ошибся. Если человек однажды попробовал наркотик, то в его подсознании останутся навсегда испытанные ощущения. Он может долгое время не принимать наркотиков, но он потенциальный наркоман. В любой сложной жизненной ситуации человек, однажды попробовавший наркотик, может снова начать принимать наркотики. По мнению специалистов, у людей, прекративших употреблять наркотики даже более 10 лет назад, сохраняется повышенный риск рецидива. Бывших наркоманов не бывает.

Самая главная психологическая отговорка всех зависимых людей: «когда захочу, тогда и остановлюсь» - это ложь. Лгут «подстрекатели», которые говорят, что можно попробовать хоть 10 раз и не «подсесть». Профессионалы-наркологи скажут, что таким образом в основном и втягиваются в наркоманию. Проводить беседу о вреде накротиков для наркоманов бесполезно – они уже больны. Говорить на эту тему надо со здоровыми людьми, предостерегать, объяснять  – это профилактика.

 

Вопрос.

Какой бизнес в мире приносит самые огромные доходы?

 

Слайд 4.


Преступный наркобизнес приносит огромные кровавые деньги. По всему миру наркобароны ищут желающих «прикольнуться». Первые дозы молодым людям предложат бесплатно. Потом эти молодые люди принесут продавцам огромные доходы. Мучаясь от «ломок», они начнут выносить из квартир ценные вещи, воровать, убивать, а все деньги принесут продавцам наркозелья. Теперь дозы для них уже не бесплатны, а цены вырастают! Нужны и новые «покупатели», желающие «прикольнуться». По статистике каждый наркоман за год “подсаживает” до десятка подростков.

 

Слайд 5.



Наркотик не различает умных и глупых, талантливых и бездарных, отличников и двоечников, спортсменов и хлюпиков, бедных и богатых. Специалисты утверждают, в подверженности наркозависимости не наблюдается строгой логики. Болезнь может прийти в любую семью, с любым статусом и уровнем дохода. И тяжелейшим ударом для родителей оказывается известие о том, что их дети или внуки стали наркоманами. Выздоровевших от наркозависимости практически нет.

 

Слайд 6.



В черном списке погибших от наркотиков много известных артистов, которые часто снимали стресс после концертов, употребляя наркотики.

 

Вопрос.

Ваш знакомый или подруга принимает наркотики. Представляет ли это опасность для вас?

 

Слайд 7.



Иногда даже охрана не может защитить школы от наркотиков. Не могут помочь родные и близкие люди.  Первые признаки “ломки” очень похожи на грипп. Одна бабушка, сама опытный врач, рассказывала о своей внучке – умнице, отличнице, которая занималась в школе искусств и школе танцев: “Сначала понять ничего не могла. Вроде девочка закаленная, спортивная. Отчего у нее то голова болит, то сопли текут, то понос, то температура”.

А началось все с появления новой подруги. Та передвигалась только с охраной. Отец девочки именно поэтому категорически отказывался верить, что дочка принимает наркотики. Ее уже похоронили... “Наша прямо выла на ее могиле, – вспоминает бабушка. – А все равно потом все вынесла из дому. Даже мою облезлую шубу, в которой с собакой гуляю. Сколько раз уговаривала в ломбарде: не принимайте у внучки вещи, она – наркоманка. Но им что? Бизнес. Иногда так жалко ее – она же совсем ребенок, ничего в жизни не видела, а уже в этой грязи. Опомнится, плачет: бабушка, спаси. Но из-под капельницы убегает. Наркоманы живут лет пять – семь. Мы уже три отмучились...”

Итак, ваши знакомые, если они принимают наркотики, представляют опасность и для вас. Повторим статистику: каждый наркоман за год “подсаживает” до десятка подростков. Большая проблема заболевания в том, что его на первых порах сложно определить, поскольку пока формируется зависимость (как правило, это происходит в течение длительного времени), симптомы практически незаметны.

 

Вопрос.

Если на вашем жизненном пути встречается незнакомый человек, который принимает наркотики.  Представляет ли это опасность для вас?

 

Слайд 8.



В Киеве водитель маршрутки умер от передозировки на рабочем месте. Представьте, что в его машине были бы пассажиры, и это произошло на оживленной трассе?

Наркоманы в поисках денег на дозу встают на преступный путь. Ведь доза требуется все больше. Воровство, убийства… Жертвами преступлений часто становятся совершенно посторонние люди, у которых и в кошельке то пусто…

 

Слайды 8-17.  Что же такое наркотики?



Текст слайдов.

 

Слайд 19.



Африка вымирает от наркотиков.

 

Слайд 20.



Масштабы этой беды поражают — в России от потребления наркотического зелья ежегодно погибает более 50 тысяч человек. Наркобароны зарабатывают миллиарды в России и странах ближнего зарубежья.

 

Слайд 21.



Тревожные статьи на сайте Архангельска.

Наркомания распространяется со скоростью лесного пожара.

В родители готовы спрятать ребенка в колонию, лишь бы уберечь от героинового “вируса”.

 

Слайд 22.



Для нового укола наркоман ищет вену, что с каждым разом все сложнее.

 

 



Слайд 23.

На теле остаются страшные дорожки от шприцов.

 

Слайды 24-26.



Страшные фотографии «Живых мертвецов». Для 10-11 классов.

Интернет-урок

антинаркотической направленности

"Имею право знать!"

 

Во исполнение письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.09.2010 года № ИК-1448/06 управление Алтайского края но образованию и делам молодежи сообщает, что Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков подготовлено проведение в октябре-декабре 2010 года с учащимися образовательных учреждений Всероссийского интернет-урока антинаркотической тематики (далее Интернет-урок). В его подготовке участвовали представители Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Минкомспорта России, ряда общественных и молодежных организаций, а также средств массовой информации.



Основными задачами Интернет-урока являются: раскрытие негативных медицинских, психологических, социальных и морально-нравственных аспектов, связанных с наркоманией; воспитание отрицательного отношения к наркотикам; распространение передовых форм и методов противодействия данному асоциальному явлению.

В ходе мероприятий Интернет-урока необходимо довести до школьной аудитории имеющиеся источники официальной информации по указанным вопросам, в том числе по оказанию квалифицированной медицинской помощи, возможности получения консультаций врачей, юристов, психологов и педагогов, специализирующихся в данном направлении работы, а также разъяснить возможности доступа к телефонам доверия органов наркоконтроля, иным интернеп-ресурсам антинаркотической направленности.

С данной целью на главной странице официального Интернет-сайта ФСКН России (fskn.gov.u) сформирован специализированный раздел (бап-нер «Имею право знать!»), на котором размещены необходимые материалы аптинаркотической направленности для учащихся, (радированные по трем возрастным категориям.

С учетом изложенного необходимо организовать практическое ознакомление школьников в течение октября-декабря 2010 года с содержанием указанного раздела па официальном Интернет-сайте ФСКН России (в ходе плановых занятий по информатике, либо во время внеклассных мероприятий).

 

Методические материалы для учителей по проведению данного Интернет-урока размешены в приложении к данному письму.



Рекомендуем принять участие в конкурсах рисунков и анимации ( konkurs@fskn.gov.ru) и создать в образовательных учреждениях банк методических материалов по наркопрофилактике с использованием материалов. представленных на сайте ФСКИ России.

К проведению Интернет-урока необходимо привлечь членов наркопостов и общественных формирований по формированию ЗОЖ, информацию регулярно размещать на сайте школы.

Информацию (текстовую) о проведении Интернет-урока и результатах проведенной работы направить в управление до 1 декабря 2010 года по следующим показателям:

% охвата учащихся, % охвата родителей;

количество школьников, принявших участие в конкурсе рисунков;

количество школьников, принявших участие в конкурсе анимации;

о создании в образовательных учреждениях банк методических материалов по наркопрофилактике.


Приложение: методические рекомендации по проведению Всероссийского интернет-урока антинаркотической направленности «Имею право знать!» на 2 л. в 1 экз.
 

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по  проведению   Всероссийского   интернет-урока  антинаркотической направленности «Имею право знать!»

С октября текущего года во всех школах страны проводится Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!».

Основная задача Интернет-урока - познакомить школьников со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (www.fskn.gov.ru). иными интернет-ресурсами антинаркотической направленности, а также научить ими пользоваться при возникающей необходимости.

Разработанная новая версия официального сайта ФСКН России удобна и проста в работе, отражает вес аспекты деятельности органов наркокоптроля. Информация, размещаемая на сайте, будет полезна и интересна любой возрастной категории людей, а также их социального статуса.

Для проведения Интернет-урока на главной странице сайта расположен специализированный раздел (баннер), на котором размещены материалы антинаркотической направленности для учащихся, с учетом их возрастных категорий: до 12 лет, от 12 до 16 лет и старше 16 лет.

В разделе для каждой возрастной категории вы найдете материалы по таким темам, как раскрытие негативных медицинских, психологических, социальных и морально-нравственных аспектов, связанных с наркоманией, распространение передовых форм и методов противодействия данному асоциальному явлению, и главное, воспитание жёсткого неприятия по отношению к наркотикам.

В разделе для школьников до 12 лет содержится информация, где путём восприятия образов, даётся понятие здорового образа жизни и отрицательное отношение к наркотикам. С' этой целью в нём представлены мультипликационный фильм и детская игра в жанре «экшн» «Антинаркомания».

В разделе для школьников от 12 до 16 лет представлены «мифы», связанные с первичным потреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также его опасных последствиях.

В разделе для школьников старше 16 лет содержится информация об опасных последствиях потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также степени ответственности граждан, предусмотренной нормативными правовыми актами, аналитические материалы и тематическая публицистика.

Темы, представленные в двух последних разделах, объединены общей концепцией --не пробовать наркотики никогда.

Не рекомендуется знакомить учащихся младших классов с разделами сайта, предназначенными для более старшей возрастной категории.

 

Одновременно, на уроке необходимо ориентировать школьников на выработку твёрдой отрицательной позиции на предложение попробовать, при этом научить сказать НЕТ. Развеять миф о расхожем представлении, что если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. А желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Или иначе: наркотики - зависимость ~ потеря свободы - рабство. Ведь наркоманию можно расценивать не иначе, как современную «внутреннюю форму рабства».



Проведение интернет-урока может осуществляться как в ходе плановых занятий по информатике (в течение октября-декабря т.г.), так и во внеклассные часы занятий (на усмотрение руководителей учебного процесса). Для этого ученикам должна быть предоставлена возможность зайти на официальный интернет-сайт ФСКН России и просмотреть указанный специализированный баннер, при необходимости задать свои вопросы по заинтересовавшей тематике.

На занятия могут быть приглашены сотрудники территориальных органов наркоконтроля.

Ученикам на занятии рекомендуется в обязательном порядке показать возможности раздела «Вопрос-ответ», в котором каждый школьник может задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ специалиста, а также, где на сайте размещены адрес Интернет-приемной ФСКН России и номер телефона доверия, куда он может обратиться по любым вопросам, в том числе, связанным с фактами незаконного оборота наркотических средств и немедицинского потребления наркотиков.

Также рекомендуется ознакомиться с реквизитами, телефонами и интернет-ресурсами территориального органа наркоконтроля, на территории оперативного обслуживания которого проживают либо учатся школьники, а также с сайтами местных общественных объединений и молодежных организаций, пропагандирующих здоровый образ жизни.



Межведомственная рабочая группа по подготовке Интернет-урока

Список телефонов доверия Алтайского края

1. (3852)63 61 15- Алтайский красной наркологический диспансер.

  1. (3852) 66 70 11 (круглосуточно) - Региональное управление Госпаркоконтроля по Алтайскому краю. 22.fskn.gov.ru

    1. (3852) 63 03 15    ГУВД по Алтайскому краю

Беседа


в 6-9 классах

Давайте задумаемся

 

Цели: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.



 

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы;

Крестины, свадьба и развод;

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство - без причин!

— Когда впервые люди узнали об опьяняющих свойствах спиртных напитков?

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не позже чем за 8 тысяч лет до нашей эры — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда и различных плодов, в первую очередь дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Если оставить на какое-то время в теплом месте виноградный, фруктовый, ягодный сок, то он скоро забродит. Это происходит потому, что находящиеся в соке дрожжевые грибки начинают усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар, а также крахмал, содержащийся, например, в картофеле, свекле, зерне, в винный, или этиловый, спирт.

 

Что люди пьют?



Водку. При ее изготовлении используется этиловый спирт. А исходным продуктом для получения этилового спирта служат злаки, картофель, свекла, а также сульфитный щелок - отброс бумажного производства, и древесина, осахаренная химическим путем - действием кислот при высокой температуре и давлении. Сырой этиловый спирт (сырец) содержит много примесей, в том числе и ядовитых сивушных масел. В последующем спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Но и в полученном таким путем спирте-ректификате все же сохраняется часть вредных для организма веществ.

Пиво составляет особую категорию слабых алкогольных напитков. Бытует мнение, что это - ценный продукт. Этот напиток иногда называют даже «жидким хлебом». Но немногие знают, что в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешение пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.

Суррогаты алкоголя. Их употребляют, или ошибочно принимая за этиловый спирт, или намеренно пренебрегая опасностями, как это иногда делают заядлые пьяницы. Подобно обычному спирту, эти жидкости способны вызвать опьянение, но через 10-12 часов после их употребления появляются признаки тяжкого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, слабость, затмение или даже потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств (через 1-2 суток) или поражения почек (через 1-2 недели).

Информация к размышлению... 

Что надо, чтобы из крысы-трезвенника сделать крысу-алкоголика?

Способ спаивания животных очень прост: в воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку со свежей

водой.

И что же вы думаете? Крыса пробует воду и презрительно крутит мордочкой, зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.



 

Еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у многих подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким представлялось: горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, в ряде случаев рвота. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя.

- С чего начинается пьянство?

 

В 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое содержание: от простого любопытства - к тем мотивам, которые формируют пьянство как тип поведения. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются какой-либо полезной деятельностью. Существенные изменения наблюдаются у них и в сфере досуга: они ничем не увлекаются, не читают, не ходят в театры, не интересуются музыкой, живописью, поэтому алкоголь для них становится своеобразным средством самоутверждения в уличной группе товарищей. Беда в том, что такая форма самоутверждения ведет к пагубным последствиям.



 

Информация к размышлению... 

Курьезная трагедия. Молодой парень, напившись с товарищами, решил отправиться купаться. Но дойти до реки он не смог по той причине, что на пути к ней оказалась большая лужа. Приняв ее за берег реки, пьяный разделся и с разбегу бросился в воду. Естественно, получил основательные травмы, в том числе сотрясение мозга. Утром его обнаружили односельчане. На спине потерявшего сознание сидели лягушки и громко квакали. Вот уж воистину: «Пьяному море по колено, а лужа по уши». Ведущий. Каковы последствия употребления алкоголя? История знает печальные случаи, когда великолепные художники, писатели или ученые становились алкоголиками. Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности  к творчеству.  Сильно  заблуждаются те,   кто  считает,  что алкоголь способствует творческой деятельности.

 

Вот письмо в редакцию одной из газет: «Я думаю, что конец моей карьере видного специалиста, конец моей человеческой карьере наступил тогда, когда я, не имея уже денег на водку, отнес в букинистический магазин первую книгу из своей библиотеки. Постепенно я продал все книги, в связи с чем отпала нужда в книжных полках, которые я тоже продал за бесценок, лишь бы купить спиртное. Противиться обуревающей меня страсти не было сил. Я оживлялся лишь при виде бутылки, жил как в полусне. Мною овладела глубокая апатия. Все больше сужался круг интересов, пока не дошел до размеров бутылочного горлышка. Бывали вспышки, какие-то проблески, но все реже и реже. Я опустился, стал завсегдатаем «забегаловок». Позади остались профессиональный рост, прекрасная семья, заманчивые перспективы. Когда-то невероятно брезгливый, теперь я мог пить из замызганного стакана, пристроиться спать в подворотне, у мусорной свалки, а то и в уличном туалете. Падать всегда легче, чем подниматься. И я падал».



Что такое алкоголизм и каковы его основные последствия?

- Чем отличается пьянство от алкоголизма? Врач-нарколог. Различие между ними состоит только в степени заболевания: пьянство - начальная стадия алкоголизма.

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Для алкоголизма опьянение представляется лучшим психическим состоянием.

 

СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА 

1. Начальная фаза.

Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.



2. Критическая фаза.

Утрата контроля над собой после первого же глотка спиртного. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы. Утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.



3. Хроническая фаза.

Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение рассудка. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются бессознательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Ведущий. Передается ли алкоголизм по наследству?

Психолог. Статистически доказано, что сам алкоголизм не передается генетически, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или нет - этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, то есть условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурной пример родителей, обстановка пьянства в доме, в семье.

 

- Взаимосвязаны ли пьянство и преступность?



У Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений.

Установлено, что пьяными совершается 55 % всех краж, 79 % грабежей, 69 % нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем - также результат пьянства. Более 80 % хулиганских действий приходится на подростков, пребывавших в нетрезвом виде.

Что вы знаете о борьбе с пьянством?

В некоторых, прежде всего мусульманских, странах были введены и религиозные запреты на употребление алкоголя.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство». Когда же пьянство начало угрожать производству, правящие классы стали применять другие, более решительные меры.

В 20-х годах XX века в США был введен «сухой закон», запрещающий производство и употребление спиртных напитков. Но полный запрет был заранее обречен на провал. Уже через несколько лет «черный рынок» США наводнился богатым набором спиртных напитков. Нелегальное производство алкоголя стало самым прибыльным занятием, и в 1933 году «сухой закон» был отменен.

 

Сейчас в ряде стран метод убеждения сочетается с более или менее энергичными административными мерами. Выглядят справедливыми суровые наказания, имеющие место в некоторых странах для лиц, систематически пьянствующих и имеющих малолетних детей.



Давайте задумаемся! Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, на дискотеки? Чтобы отдохнуть, получить удовольствие, ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия выпить вина некоторые люди готовы пожертвовать здоровьем, учебой, работой, дружбой, семьей, своим счастьем. Подумайте, стоит ли это «удовольствие» вашего счастья, а порой и всей жизни?

Беседа

в 1-4 классах

на тему "Вредные привычки"

 

Цель: Довести до сведения детей информацию о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

 

Жил однажды человек,


Беспокойный человек,
Он объездил всю планету,
Всё искал по белу свету
Страну без ошибок.
Но, увы; надежды зыбки,
Всюду он встречал ошибки…

 

- А какие ошибки встретил этот человек, мы узнаем в ходе нашего разговора.



 

В школе медвежьей тревогу забили,


В тайне от всех медвежата курили.
Сразу к урокам пропал интерес,
Слушают плохо – скорее бы в лес.
Память ослабла – не помнят, о чём
В школе сегодня вели разговор.
Да табак плохой им друг – кашель слышится вокруг,
Он мешает им читать и науки постигать.
Папиросы и табак для всего живого – враг!
Для людей и для зверей – нет коварней и вредней.

 

- Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.



Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.

 

- А вот ещё одно стихотворение



Объявленье у дверей: “вход для птиц и для зверей”…

Вот заходит тигр в аптеку:


- мне продайте сигарету.
Медведь-аптекарь отвечает:
- их в продаже не бывает.
Есть таблетки, витамины
и лекарства от ангины.
Что в рецепте врач назначит,
От болезней помогает, 
Мы зверятам, предлагаем.
У кота слезился глаз,
Капли он купил у нас.
Пёс поранил лапу,
Мазь купил и вату.
Болит голова у осла,
Таблетки ослиха ему принесла.
Приобрел минеральную воду козёл -
К завтраку ставит её он на стол.
Подвернула ногу лама,
Бинт взяла и замотала.
Есть у нас паста для чистки зубов, 
Шампунь для укрепления волос.
Ты просишь сегодня у нас папирос,
А завтра нужны, будут капельки в нос,
Таблетки от кашля и от ангины,
Лучше вместо сигарет купи витамины.
- Везде ли можно курить?

 

- Какой знак запрещает курение? Как он выглядит?



 

- Как вы думаете, какие органы страдают от сигаретного дыма?

Кроха.

Кроха – сын пришёл к отцу


И спросила кроха:
“Если я курить начну – 
Это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда
Глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак – 
Это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много
Лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава – седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять.
Не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
“Будем делать хорошо
И не будем - плохо!”
- Что нужно помнить, когда предлагают сигарету:

Курение загрязняет лёгкие.

Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.

Курение затрудняет нормальную работу сердца.

 

Такая вот традиция,


Что все лесные детки
Под вечер собираются 
В одной большой беседке.
Идет беседа, не спеша,
Кто где и что увидел,
И что случилось у людей
И кто кого обидел.
Жвачками меняются,
Курят сигареты,
Кто не хочет – тот не зверь,
Честь его задета.
Сегодня здесь - праздник,
С пивом бочонок
Для всех прикатили
Птенец и волчонок.
Стали пиво разливать,
Стали дружно выпивать.
Веселятся, а мышонок и ежонок
Со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно - НЕТ,
Надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно,
Это знает целый свет.

 

- Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому. Что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

- Запомните слова Л.Толстого: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.

- Алкоголь является веществом от употребления, которого развивается физическая зависимость, то есть похмелье.

- После того как человек выпил алкоголь, а он содержится в пиве, вине, водке, коньяке и других напитках то он поступает вместе с кровью в мозг. Алкоголь заставляет мозг работать медленно.

- Наркотики часто называют “белой смертью”. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

- Наркотики могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, конфет, витаминов, таблеток, приятно пахнущих веществ. От наркотической зависимости очень трудно вылечится. Чтобы избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми. Помните, наркотики – это болезнь и гибель человека.

- Чем можно заменить сигареты, наркотики, спиртные напитки?



- Сегодня мы много говорили о самых вредных привычках, которые могут быть у человека. И теперь знаем, что спорт, зарядка, здоровье – это ХОРОШО, а курение, алкоголь, наркотики – это ПЛОХО.

 
скачать


Смотрите также:
«Факторы, способствующие употреблению детей психоактивных веществ»
287.63kb.
«Факторы, способствующие употреблению детей психоактивных веществ»
59.58kb.
Программа по профилактике употребления психоактивных веществ «будущее в твоих руках»
126.16kb.
Программа профилактики наркомании «Выбор жизни»
165.21kb.
Программа по профилактике употребления психоактивных веществ «нет наркотикам!»
98.9kb.
Конкурсе творческих работ «Вредным привычкам скажем: Нет!»
44.13kb.
Факторы, способствующие наркотизации
84.38kb.
Наркология Токсикомания
87.64kb.
С учащимися и их родителями по профилактике употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни
35.45kb.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
260.22kb.
Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
260.46kb.
Программа профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ среди несовершеннолетних 2011-2014 год
147.79kb.