Главная стр 1
скачать
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
К основным понятиям теории физического воспитания относят следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».


1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - это составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
2.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - это часть физической культуры общества, направленная на преобразование физической природы человека (телесности) и овладение ею, как универсальной силой.
3.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - это система понятий, способов действий и деятельности в сфере физической культуры, подлежащих усвоению учащимися.
4.СПОРТ- это часть общей и физической культуры, которая связана с достижением максимально высоких результатов в соревнованиях.

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки


5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие человека.
6. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид физического воспитания, имеющий прикладную направленность.

Физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека. Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

7. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - это результат физической подготовки, включающий в себя определённый уровень развития физических качеств, двигательных умений и навыков.



Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:



  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
14. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ - это двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.

Физическое упражнение – это такое двигательное действие, которое направлено на реализацию задач физического воспитания, сформировано и организо­вано по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в от­личие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность дей­ствия с целью воздействия на физические и психические свой­ства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, сте­пень проявления физических качеств и т.п.).



Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существен­но изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случа­ях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях умень­шают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совер­шенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.



Образовательная роль. Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двига­тельными умениями и навыками.

15.ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - это способность выполнять действие, акцентируя внимание на отдельных движениях.


16.ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это способность выполнять действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

17. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.


  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

10. Один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей принято называть...

а. физическим развитием. в. физической культурой.

б. физическим воспитанием. г. физическим упражнением.

11. Виды двигательной активности, благотворно воз­действующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...

а. физическим развитием. в. физическим трудом.

б. физическими упражнениями. г. физическим воспитанием.



12. Отличительным признаком физической культуры является...

а. воспитание физических качеств и обучение двига­тельным действиям.

б. использование гигиенических факторов и оздоровительных сил природы.

в. высокими результатами в учебной, трудовой и спор­тивной деятельности.

г. определенным образом организованная двигательная активность.


13. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в...

а. укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей.

б. обучении двигательным действиям и повышении работоспособности

в. совершенствовании природных, физических свойств людей

г. создании специфических духовных ценностей.
14. Физическое воспитание представляет собой ...

а. способ повышения работоспособности и укрепления здоровья.

б. процесс воздействия на развитие индивида.

в. процесс выполнения физических упражнений.

г. обеспечение общего уровня физической подготовленности.
15. Основные направления использования физической культуры способствуют:

а. формированию базовой физической подготовленности.

б. формированию профессионально-прикладной физической подготовленности.

в. восстановлению функций организма после травм и заболеваний.

г. формированию всего вышеперечисленного.


16. Физическая подготовка представляет собой ...

а. физическое воспитание с ярко выраженным приклад­ным эффектом.

б. уровень развития, характеризующийся высокой рабо­тоспособностью.

в. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.



21. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу...

а. физического развития. в. физической культуры.

б. физического воспитания. г. физического совершенства.

10. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении жизни принято называть...

а. физическим совершенством. в. физическим воспитанием.

б. физическим развитием. г. физической подготовкой.



11. Физическая подготовленность, приобретаемая в про­цессе физической подготовки к трудовой или иной деятель­ности, характеризуется...

а. запасом надежности, эффективности и экономично­сти работы систем организма.

б. уровнем развития систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения.

в. высокой устойчивостью к воздействию неблагопри­ятных условий внешней среды.

г. уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.


12. Базовая физическая культура преимущественно ори­ентирована на обеспечение...

а. физической подготовленности человека к жизни.

б. развития резервных возможностей организма человека.

в. сохранения и восстановления здоровья.

г. подготовки к профессиональной деятельности.


13. Какое из представленных определений сформулиро­вано некорректно?

а. Физическое совершенство - это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям обще­ства.

б. Физически совершенным может считаться человек, способный справиться с нормативами Президентского Теста.

в. Физическое совершенство - это процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении ин­дивидуальной жизни.

г. Физически совершенным можно признать человека, физическое состояние которого позволяет реализовать любую функцию, которую от него потребует общество.



14. Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры?

а. Знания, принципы, правила и методика использова­ния упражнений.

б. Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности ком­плексов упражнений.

в. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

г. Положительные изменения в физическом состоянии человека.



15. Специфика физического воспитания заключается в...

а. повышении адаптационных возможностей организма человека.

б. формировании двигательных умений и навыков человека.

в. воспитании физических качеств человека.



г. создании благоприятных условий для развития чело­века.

Выполняя задания № 13 и 14, завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

  1. Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств принято называть физическим…воспитанием……………. .

  2. Процесс становления и изменения биологических форм и функций организма, совершающийся под влиянием условий жизни, воспитания называется физическим..развитием..

  3. Необходимость подготовки людей к жизни, труду, другим необходимым видам деятельности исторически обу­словила возникновение...

а. физической культуры. в. физического совершенства.

б. физического воспитания. г. видов спорта

.

Выполняя задания № 16 -18, завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.



16. Наиболее существенный результат полноценного функционирования физической культуры в обществе связа­но с понятием «физическое .совершенство.. »

17. Уровень физического развития и подготовленности человека, соответствующий требованиям жизни, принято обозначать как физическое .. совершенство..

18. Состояние организма, характеризующееся совершен­ной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочета­нием физического, морального и социального благополучия называется .здоровье..
19. Специфические прикладные функции физической культуры преимущественно проявляются в сфере ...

а. производственной деятельности. в. спорта общедоступных достижений.

б. образования. г. организации досуга
20. Нормативные функции физической культуры осо­бенно ярко проявляются в ...

а. кондиционной физической культуре. в. базовой физической культуре.

б. школьной физической культуре. г. спорте.

21. Процесс, направленный на совершенствование двига­тельных способностей, необходимых в жизни, обозначается как…

а. физическая подготовка. в. физическое совершенство

б. физкультурное образование. г. физическая нагрузка.


17. Готовность обучаемого к применению знаний в зна­комых ситуациях характерно для...

а. первого уровня усвоения знаний.

б. второго уровня усвоения знаний.

в. третьего уровня усвоения знаний.

г. четвертого уровня усвоения знаний.


18. В системе знаний о физкультурно-спортивной деятельности социально-психологические основы содержат информацию о...

а. биомеханике движений. в. физических упражнениях

б. физическом развитии. г. физической подготовке.
скачать


Смотрите также:
Физическое воспитание
133.35kb.
Программа развития моу танцырейской сош на 2011 2015 г. Борисоглебск 2011 Паспорт программы
785.67kb.
Физическое воспитание с раннего возраста
44.68kb.
Физическое воспитание в моу «Баклушинской основной общеобразовательной школе»
65.92kb.
Вопрос 24. Нравственное, эстетическое и физическое воспитание
39.61kb.
Физическое воспитание. С целью всестороннего развития и
45.92kb.
Физическое насилие
22.62kb.
1 Физическое воспитание обучающихся сош №5 является органичной частью системы воспитания и образования детей
77.28kb.
1 Физическое воспитание учащихся сош №5 является органичной частью системы воспитания и образования детей
76.98kb.
Д ф. н., профессор Н. С. Речкин 2009 г
285.53kb.
Возраст от 2 до 3 лет Физическое воспитание
30.72kb.
Физическое воспитание Первая младшая группа
16.04kb.