Главная | стр 1
Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. 1) образовательные задачи:
2) развивающие задачи:
3) воспитательные задачи:
Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, конунг, князь. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ход урока
Карточка 1. Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата. Карточка 3. Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата. Карточка 4. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Карточка 5. Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии. Карточка 6. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.
1 вариант Вопрос №1: Во главе Тюркского государства находился: 1. царь
2. каган 3. император Вопрос №2: В бога грома Перкуня верили: 1. гунны
2. финно-угры 3. скифы
Вопрос №3: Авары в основном занимались: 1. скотоводством 2. торговлей 3. военными походами Вопрос №4: Религия иудаизм получила распространение 1. в Тюркском каганате 2. в Византии 3. в Хазарии Вопрос №5: Столицей Византийской империи был город: 1. Константинополь 2. Казань 3. Рим
2 вариант Вопрос №1: Во главе Хазарского государства находился 1. царь
2. каган 3. император Вопрос №2: Язычниками были: 1. тюрки
2. волжские булгары 3. хазары Вопрос №3: Ислам получил распространение: 1. в Хазарии 2. в Волжской Булгарии 3. в Скифии Вопрос №4: Столицей Волжской Булгарии был город: 1. Итиль
2. Казань 3. Булгар Вопрос №5: Основным источником пополнения продовольственных запасов у финноугров были(о): 1. ремесло и торговля с соседними племенами и государствами 2. собирательство 3. земледелие, скотоводство и рыбная ловля
Кроссворд «Соседи восточных славян» ![]() По горизонтали:
По вертикали:
Кроссворд «Соседи восточных славян» ![]() По горизонтали: 3. Религия, которую приняла верхушка Хазарского государства 4. Глава государства у хазар
III. Сообщение темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. 1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? (Государство.) 2. Используя задание для интерактивной доски, ученики вставляют пропущенные слова: Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система _____________________ людьми, проживающими на единой ______________________; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых ___________________, осуществляется охрана _________________________ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими ______________________ ТЕМА: «Формирование Древнерусского государства». Задачи:
IV. Изучение нового материала. 1. На доске учитель рисует логическую цепочку:
Увеличение производительности труда и накопление богатств ![]() ![]()
![]() Появление аппарата управления ![]() Возникновение государства Вспомните: 1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян? 2. Покажите на карте славянские города, ставшие центрами племенных союзов. 3. Вспомните, какой была система управления у славянских племен? 4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники? 5. Как вы думаете, какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?
« ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...» Вопросы и задания к документу: 1. Используя карту, покажите путь «из варяг в греки» 2. Каковы были представления славян о своей земле? 3. Каково современное название Хвалисского моря? Как славяне называли Черное море? 4. Как вы думаете, с какими государствами торговали славяне? . .
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства. Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».
В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание. Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку
П ![]() 4. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание. Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» (выполняют на интерактивной доске) Социальный строй и управление племенем у славян. Заполните схему, используя условные знаки
![]() ![]() Домашнее задание: § 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега. Смотрите также: «Формирование Древнерусского государства» (2 урока)
90.86kb.
«Формирование Древнерусского государства»
71.51kb.
Формирование Древнерусского государства
89.34kb.
Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI в
34.77kb.
Вопросы к экзамену по Отечественной истории
29.46kb.
Тематика уроков обучающихся антикоррупционной направленности № Тема урока Предмет / руководитель Дата проведения Класс
55.42kb.
«Формирование Древнерусского государства»
60.88kb.
Становление Древнерусского государства
52.42kb.
Торгового пути по Днепру
61.83kb.
Методическая разработка урока истории "Куликовская битва"
87.54kb.
Литература Бушков А. А. Россия, которой не было. М.: Олма-Пресс, 2002
123.47kb.
Литература Бушков А. А. Россия, которой не было. М.: Олма-Пресс, 2002. Вернадский Г. В. Русская история, М.: Наука, 1997 70.13kb.
|