Главная стр 1
скачать
Формирование информационно-коммуникативной

компетентности учащихся на уроках истории как условие

эффективной социализации личности школьника
Учитель прикасается к вечности:

никто не может сказать, где кончается его влияние.



Генри Адамс.

За последнее десятилетие произошли серьезные изменения в

социокультурной среде. Современное общество диктует новые требования к

подготовке выпускников школы. Ребенку, оканчивающему школу, для

полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных

знаний. Сегодня индивидуальные потребности личности можно представить

по трем направлениям: личная успешность, социальная успешность,

профессиональная успешность. Таким образом, современному обществу

(профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны

выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность,

способные практически решать встающие перед ними важные жизненные и

профессиональные проблемы. Да и сами школьники понимают важность

самоопределения в жизни и ждут от учителя помощи в приобретении

умений и навыков по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему

миру.

Переход образования на государственные стандарты требует изменений



также и от педагога – его становления как профессионала, глубоко знающего

свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических

процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего

предмета. Таким образом, перед современной школой стоит задача

подготовить учащихся к будущей жизни.

В качестве центрального понятия, вокруг которого строятся разработки

в сфере содержания образования, выступает понятие ключевых

компетентностей. «Компетентность, - пишет психолог Э.Ф. Зеер, - это

глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и

средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих

умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у

специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения

актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и

использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций»1.

Профессор, доктор педагогических наук А.М.Новиков, рассматривая

понятие «компетентность», подчеркивает его «внепрофессиональный или

надпрофессиональный характер». Он называет целый ряд качеств личности,

необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это такие

качества личности как самостоятельность, способность принимать

ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить

его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, гибкость

мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального

мышления, умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество, умения

пользования компьютером, базами и банками данных. «Над собственно

профессиональной — технологической подготовкой, - пишет ученый, -

вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к

специалисту».

Следовательно, компетентность рассматривается как способность, как

совокупность качеств личности, позволяющих решать проблемы, основой

для которых являются знания и умения. Таким образом, выбор темы своей

концепции «Формирование информационно-коммуникативной

компетентности учащихся на уроках истории как условие эффективной

социализации личности школьника » для меня, учителя истории и

обществознания, обусловлен актуальностью, теоретической и практической

значимостью.

Свою педагогическую деятельность я выстраиваю на создании условий

для творческой самореализации учащихся через их привлечение к

самостоятельному творческому поиску, а также условий для формирования

и развития у обучающихся информационно-коммуникативной

компетентности. Именно информационно - коммуникативная

компетентность имеет особую значимость в жизни человека, так как

является одним из важных компонентов любой профессиональной

деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в

будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и

использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,

- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят

ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение

хорошо говорить».

Специфика уроков истории заключается в том, что, во - первых,

содержание курсов изначально опирается на работу с различными

носителями информации (историческими документами, воспоминаниями,

мемуарной литературой, нормативно-правовыми актами, Интернет –

ресурсами и др.); во-вторых, изучение сфер общественной жизни

предполагает наличие различных, порой диаметрально-противоположных

точек зрения на одно и то же явление, в этом особенность социального

познания. Данный процесс не возможен без умения общаться,

формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной

стороны, вести диалог.

Цель данной концепции – сформировать у учащихся информационно-

коммуникативную компетентность, повысить уровень знаний, умений и

навыков посредством использования современных технологий

(информационно- коммуникативного обучения, проблемного обучения,

проектно-исследовательской деятельности, интегрированного обучения и др.)

Моя работа по данной теме началась в 2009 году и продолжается

по настоящее время. На начальном этапе изучалась психологическая,

педагогическая и методическая литература, передовой опыт учителей-

новаторов, а затем разрабатывался и формировался свой собственный.

Сущность моего опыта состоит в творческом применении

современных технологий как средства формирования информационно-

коммуникативной компетентности, в создании условий для творческой

самореализации учащихся на основе сохранения и поддержки

индивидуальности ребёнка, в оказании помощи учащимся сформировать в

себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором

способов деятельности.

Применительно к предметам обществоведческого цикла под

информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

владение навыками поиска,

систематизация исторической, правовой, социально-

экономической информации,

обработка и перевод материала из одной знаковой системы в

другую (текст, таблица, схема, карта),

участие в обсуждении узловых моментов дискуссии,

формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам

и использование исторических, нормативно-правовых и т.д.

сведений для ее аргументации,

умение публично представить результаты своей социально-

познавательной работы.

Я разделяю точку зрения, что для создания условий формирования той или

иной компетентности необходим переход к тем педагогическим технологиям,

которые представляют деятельность учителя как последовательную систему

действий, связанную с решением педагогических задач.

Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями

современного образования и школы, в которой работаю, я стала искать свои

пути формирования информационно-коммуникативной компетентности при

изучении истории и обществознания. На мой взгляд, формирование

информационно-коммуникативной компетентности можно представить

следующим образом:

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут

способствовать памятки для учащихся.



Правила говорящего: Правила читающего:

логично строю речь

ясно излагаю мысли

не теряю « нити» разговора

грамотно и красиво говорю

владею интонацией

умею варьировать темп речи

владею вниманием слушателей

не употребляю слов-сорняков

читаю быстро

понимаю прочитанное

умею пользоваться

дополнительной литературой

читаю художественную

литературу

умею вести записи



Правила работы с информацией :

уметь слушать

уметь находить информацию

уметь конспектировать

уметь понимать

уметь запоминать

доказательство, аргументации

творчество, исследование

Выделение главного;

анализ, синтез;

обобщение,

абстрагирование,

дедукция, индукция,

классификация,

логическое мышление,

критическое мышление



Диапазон представлен:

классно-урочной системой работы, используя проблемный метод;

внеклассной работой: участием в конкурсах, конференциях

муниципального, областного и федерального уровней;

обменом опыта с коллегами школ города и района.

Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые

заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания,

осваивать новый опыт.

Так, например, в 11-м классе на уроке истории по теме

«Индустриализация в СССР» перед классом ставится проблемное задание:

сравнить подходы к процессу индустриализации в начале XX века и в 30-ые годы

XX века», заполнить таблицу

Цели индустриализации Экономические и социальные итоги

Положительные отрицательные

В данном случае создаются условия для формирования умений

анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять

причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по

обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для ее

аргументации.

Технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих

уроках – технология критического мышления. С помощью этой технологии

школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, уважать чужое мнение,

вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки

зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении

рефлексии учебного занятия.

Использование приемов этой технологии способствует развитию

способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть

навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода

материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема,

карта). Умение критически осмысливать информацию, анализировать её,

находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет

учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых

предполагают владение данными навыками.

Учебная игра полностью отвечает задачам формирования информационно-

коммуникативной компетенции.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к

изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые

определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной

гражданской позиции. Так, например, в 11 классе при закреплении темы

« Первая российская революция 1905-1907 гг. » можно провести игру

«Бумеранг». Класс делится на две команды игроков и группу экспертов

( эксперты заранее сдают зачет по теме). В течение 10 минут команды

занимаются разработкой вопросов по теме, которые им предстоит задать

соперникам. Соперники отвечают на вопрос и задают свой, но обязательно,

чтобы он являлся органическим продолжением ответа на вопрос первой

команды. Игра продолжается до тех пор, пока одна их команд не сможет дать

ответ на вопрос соперников или задать свой. В течение игры эксперты

оценивают вопросы и ответы, учитывая умение ориентироваться в проблеме,

оригинальность, уместность вопросов и ответов.

Особую значимость для формирования информационно-

коммуникативной компетентности имеют дидактические игры. Я использую

следующие:

« Продолжи рассказ» - каждый ученик по 1 предложению должен

рассказать материал изучаемой темы, « Три предложения» - учитель

зачитывает текст документа, а учащимся необходимо пересказать его тремя

предложениями (развивает умение выделять главное), « Снежный ком» -

определяется рассматриваемый вопрос, по цепочке ученики называют факты,

понятия, явления, примеры, кто ошибается – выходит из игры.

Игровые приёмы является эффективным диагностирующим

материалом. Так, например, упражнение на составление синквейна по

изученному вопросу позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала

учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих

личностное восприятие.

Достаточно результативным является применение «рассказов с



ошибками». Учителем или же самими учениками составляются

предложения или целые рассказы, содержащие исторические ошибки.

Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения,

внимание и наблюдательность.

Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным

интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы

заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные

способности для доказательства необходимого.

Например, урок истории в 11 классе по теме «Советский Союз в первые

послевоенные годы» провожу в форме проблемно-проектной дискуссии. Класс

разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая группа получает

задание по исследованию трёх проблем послевоенного развития:

1) промышленности и города;

2) сельского хозяйства и деревни;

3) политической обстановки в целом.

Каждая группа чётко распределяет роли участников обсуждения:

нарком, директор промышленного предприятия, рабочий, председатель

колхоза, колхозник, коммунисты (довоенного времени, получившие

партийный билет на фронте, вступившие в ряды партии после войны),

репрессированные и эмигранты. Каждый участник высказывается по вопросу:

почему послевоенный период называется «временем несбывшихся надежд», в

соответствии с принятой ролью.

Для доказательства своей точки зрения по вопросу ограбления

послевоенной деревни, учащиеся работают в группах с документами,

содержащими оценки состояния послевоенной деревни простыми гражданами

и творческой интеллигенцией. В последующем обсуждении школьники

аргументируют выбор своей позиции по данной теме.

Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создаёт

наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями,

обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной

темы. Учащиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения

полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.

Таким образом, происходит решение еще одной очень важной задачи, создаются

условия для успешной социализации обучающихся. Главная задача для будущего

выпускника не только научиться обрабатывать информацию, но и вырабатывать

такие качества, как умения сводить необходимые данные, анализировать,

принимать решение - все это должно в дальнейшем сделать выпускника нужным

в современном обществе.

Я с удовольствием использую прием погружения в историческую эпоху.

Задача учителя – выработать критерии анализа, проверки и оценки

конкретных познавательных задач. Ученик должен:

- наполнить картину прошлого исторически достоверным материалом;

- придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал;

- добиться целостности создаваемой картиной;

- проработать исторические детали.

Например, учащимся 10 класса предлагается сочинить письмо из Великого

посольства от имени Петра Михайлова. Ученик должен передать цель поездки,

впечатления царя от увиденного, описать деятельность Петра за границей.

Письмо должно содержать новую заимствованную лексику, понятия, пришедшие

к нам в связи с европеизацией. При этом 10—классник должен использовать

прием стилизации, чтобы сделать своюработу похожей на документ XVIII века.

Проверка таких заданий позволяет учителю составить представление об

уровне знаний учащихся, об их умениях и навыках работы с различными

источниками и понятийным аппаратом. А на основе этого анализа

скорректировать дальнейшую учебную деятельность учащихся.

Исследовательский подход в обучении так же позволяет учащимся

развивать умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока

информации, ориентации в нем и систематизации материала. В своей работе

исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по

определенной теме, уроки-исследования. Сначала это были итоговые

творческие работы учащихся. Защита этих исследований была организована

в конце учебного года на уроках итогового обобщения. Внеурочная

исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные

недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы,

исследовательская и творческая работа.

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской

работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик,

опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска.

При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу

исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и

возможностей для успешной работы.

Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и

имеющих интерес к истории, обществознанию и праву, предпочитающих

индивидуальный стиль изучения материала, даю задания на дом на основе

дополнительных мультимедиа-материалов. Ученик (или группа из двух-трех

учеников) выступает в роли рассказчика и демонстрируют другим изученный

материал, найденный самостоятельно. Важной задачей учителя является

оказание помощи ученику в отборе необходимой для конкретного урока

информации, чтобы ограничить хаотичность, обрывочность сведений, часто

возникающую при самостоятельной работе учащихся с источниками

информации. При подготовке к урокам истории важно научить учащихся с

помощью современного инструмента – компьютера – решать различные

задачи, в том числе и поискового характера. В деятельности современного

человека существует множество сложных информационно-поисковых,

вычислительных и других шаблонных операций, выполнить которые

помогает компьютер при условии умения применять его. Такая возможность

компьютерной техники не освобождает учеников от умения пользоваться

справочным материалом, однако позволяет готовить их к будущей трудовой

деятельности в условиях современного автоматизированного производства.

Особую помощь в подготовке и проведении уроков истории мне

оказывают электронные образовательные комплексы, Интернет – ресурсы,

энциклопедия Кирилла и Мефодия. Работа с электронными детскими

энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую

информацию в нужном разделе, использовать на уроке анимированные

презентации, глоссарий, видеофрагменты, аудиофрагменты, справочные

схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации, проводить виртуальные

экскурсии, турниры для любознательных, викторины. Компьютер

активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает

познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и

фантазию. Ученикам старших классов в качестве итоговой работы могут

написать реферат, участвуют в работе над проектом, самостоятельно

организовывают свою учебную деятельность.

Сочетание разнообразных приемов современных технологий, их

систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде

сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и

отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать

и обрабатывать информацию, а, значит ,выполняется одна из главных задач –

воспитание конкурентоспособной, мобильной личности с высоким уровнем

интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной

ответственности, активностью проявления творческого потенциала. И как

следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности

у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество

знаний, что видно из получаемых результатов.



Результативность.

Хочу отметить, что результатом моей деятельности является следующее:

- 97% старшеклассников проявляют интерес к предмету история и

обществознание;

-45% учащихся 7-11 классов вовлечены в активную познавательную

деятельность;



-36% учащихся выбирают будущую профессию, связанную с

дисциплинами обществоведческого цикла.
скачать


Смотрите также:
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории как условие эффективной социализации личности школьника
158kb.
Формирование коммуникативной компетентности на уроках литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного развития учащихся научно
854.18kb.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе
182.16kb.
Высшее, закончила в 1983 году игпи, высшая категория Тема по самообразованию: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
64.89kb.
Рефлексивные технологии воспитания как средство эффективной социализации личности школьника
68.96kb.
Условия формирования информационно-коммуникативной компетентности учителя
145.58kb.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся
126.77kb.
Формирование информационно-функциональной компетентности
183.78kb.
Мастер класс Формирование информационно-коммуникативной компетентности
60.07kb.
Проект «Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
175.82kb.
Проверочно-оценочная деятельность учителя и формирование контрольно оценочных способностей учащихся как условие качественного обучения на уроках истории
132.56kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности
594.4kb.