Главная стр 1
скачать
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения

Выполнила: старший мастер РГОУ СПО «ЦАТТ»

Минобразования Чувашии

Сторублева Ирина Николаевна



Содержание
Введение

  1. Пояснительная записка

  2. Технология формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения

2.1 Формирование положительной мотивации учения,

2.2 Использование документов письменного инструктирования,

2.3 Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля,

2.4 Создание и разрешение проблемных ситуаций,

2.5 Упражнения по развитию самостоятельности,

2.6 Личностно-ориентированное обучение,

2.7 Обучение в сотрудничестве,

2.8 Техническое творчество учащихся,

2.9 Внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения,

2.10 Внедрение в учебный процесс производственной технологии

САПР «Грация»,

2.11 Внедрение в учебный процесс МОТ – технологии, предложенной Международным центром развития модульной системы обучения

(Проект МОТ).



Заключение

Приложение

Список используемой литературы


Введение
Проблема активизации обучения учащихся является предметом глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли Л.П.Аристова, И. Я. Лернер, М.Н. Снаткин и.др. В силу большой социальной и познавательной важности эта проблема продолжает оставаться центральной в современной дидактике и практике обучения.

Под познавательной активностью и самостоятельностью мы понимаем направленность и устойчивость познавательного интереса, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, степенью умственного напряжения.

Формирование познавательной активности и самостоятельности является одним из факторов становления активной позиции учащихся в учебной деятельности и вообще в жизни.

Избранная мною тема является актуальной, так как ее разработка обусловлена требованиями современного общества, озабоченного подготовкой молодого поколения к активной жизненной позиции в социальном и профессиональном плане.

Современный и будущий работодатель заинтересован в таком работнике, который:

- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения;

- обладает критическим и творческим мышлением;

- владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании.

Основными учебными заведениями, в которых осуществляется подготовка молодых специалистов, обладающих глубокими знаниями, прочными умениями являются, профессиональные училища и техникумы.

Таким образом, выпускник современного училища и техникума, который будет жить и работать в новое время, должен обладать общими и профессиональными компетенциями, в частности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения проблем, чтобы на протяжении всей жизни найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

-четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них.

Исходя из выше изложенного, появляется необходимость в разработке путей и средств, технологии формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения.

Успех обучения и воспитания в учебном заведении во многом зависит от того, насколько рационально организовано их учебная деятельность.


  1. Пояснительная записка

Специфика профессии мастера производственного обучения заключается в том, что через каждые 2(3) года необходимо начинать обучение новых учащихся (новый набор). Каждый «новый набор» всегда начинается с изучения контингента учащихся (изучаются их аттестаты, характеристики с места учебы и т.д.). Для изучения своих учащихся я использую такие методы как:

- наблюдение за учащимися,

- беседа с учащимися,

- анкетирование и тестирование,

- поручения отдельным учащимся и всей группе.

Так же я обращаю внимание на поведение учащихся на уроках и вне учебного времени.

В результате можно сделать выводы об уровне сформированности умений познавательной активности и самостоятельности.

Это такие умения как:

-учебно-организационные (планирование своей деятельности, создание условий труда и.т.д.);

- учебно-информационные (умение работать с книгой, писать рефераты, пользоваться справочной литературой и.т.д.);

- учебно-интеллектуальные (умение мотивировать свою деятельность, воспринимать информацию, самостоятельно выполнять упражнения и т.д.).Как показывают опыт работы, результаты анкетирования, тестирования, целевых бесед, большинство учащихся имеет низкий и средний уровень развития этих умений.



Низкий уровень характеризуется деятельностью учащихся путем проб и ошибок, нет самостоятельности в работе, требуется постоянный контроль со стороны мастера. Работают в основном опираясь на бытовые знания .

Средний уровень характеризуется самостоятельностью при выполнении не сложных работ, но все же требуется участие мастера. У них выражены отдельные общие умения например, умение планировать свой труд, организаторские умения.

Поэтому свою работу мастер должен организовать таким образом, чтобы повысить эти уровни, так как любое умение включает знания и навыки, и формируется на основе уже имеющихся знаний и навыков, приспосабливая их к новым условиям.

Работая над данной проблемой, я выявила психолого - педагогические условия,способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности:

- целенаправленное формирование познавательной активности и самостоятельности на уроках теоретического и производственного обучения;

- подготовленность мастера к формированию у учащихся познавательной активности и самостоятельности;

- использование методов и приемов активизации учащихся в учебном процессе.

Так же я определила признаки познавательной активности и самостоятельности:

- желание глубже понять не только усвоенные знания, но и способы добывания, умение самостоятельно мыслить ( учащиеся должны не только хорошо понимать последовательность обработки, но и то, почему именно таким способом выполняется);

- потребность в знаниях;

- способность высказывать свою точку зрения и.т.д.



Показателями познавательной активности и самостоятельности является:

- прилежание;

- осознанность учения;

- творческие проявления;

- самостоятельность при решении УПЗ.


  1. Технология формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках

производственного обучения
На основе вышеперечисленного анализа я разработала методы формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения:


  1. Формирование положительной мотивации учения.

С первых же дней мастер должен заинтересовать учащихся в овладении избранной профессией. Для этого он может организовать экскурсию в Дом Мод, ателье, туда, где занимаются изготовлением современной, модной и стильной одежды. Объяснить им, что они тоже этому научаться. Огромное значение имеет и личный пример мастера. Интересные, нестандартные и нетрадиционные занятия увлекают учащихся, способствуют положительной мотивации (например, урок- экскурсия по схеме метрополитена «Овладение профессией»). На своих уроках мастер должен периодически стимулировать учащихся к учебе (похвалить сильных учащихся, поддержать слабых), учитывая их индивидуальные способности.




  1. Использование документов письменного инструктирования.

Активизация познавательной и мыслительной деятельности во время вводного и текущего инструктажей можно достигнуть путем использования письменного инструктирования. Его формами могут быть инструкционные карты, карты-задания, инструкционно - технологические, технологические карты, карты брака. Использование этих карт способствует также и развитию самостоятельности учащихся.
Мастер разрабатывает инструкционные карты по всем темам и широко применяет их в тренировочный период и при выполнении отдельных операций. На первом же уроке работы с картой мастер подробно разъясняет учащимся содержание инструкционной карты, её назначение и как с ней работать.

Эффективность обучения с применением письменных инструкций заключается в следующем:

- ученик видит процесс от начала до конца;

- труд учащихся становится независимым от мастера и других учащихся;


- труд становится самостоятельным;
- учащийся может в любой момент обратиться к любой позиции учебного материала по мере необходимости;
- облегчается организация работ учащихся и контроль за её выполнение;
- они могут использоваться и в производственных условиях (шум);
- обеспечивается грамотность, точность, ясность изложения.

Содержание инструкционных карт обеспечивают связь теоретического и производственного обучения и даёт возможность организовать самоконтроль и взаимоконтроль за качеством выполнения учебно - производственных работ (карты прилагаются).


В зависимости от этапа обучения одним из важных приёмов в активизации процесса обучения является приучение учащихся к анализу выполняемых работ и самоконтролю.
Для этого я разработала несколько видов карт, которые могут использоваться учащимися, как на уроках производственного обучения, так и при выполнении домашнего задания.

Например, «Карта брака», в которой две графы (причина и способы устранения дефектов) заполняют учащиеся или карточки контроля

«Проверь себя» (карты прилагаются). Подобного рода карты предлагаю заполнить самим учащимся, при выполнении домашнего задания.

Таким образом, полученные знания и умения учащихся самостоятельно обобщают и закрепляют.



  1. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

В зависимости от этапа обучения одним из важных приёмов в активизации процесса обучения является приучение учащихся к анализу выполняемых работ и самоконтролю.
Я разработала несколько видов карт, которые могут использоваться учащимися, как на уроках производственного обучения, так и при выполнении домашнего задания. Например, «Карта брака», в которой две графы (причина и способы устранения дефектов) заполняют учащиеся. Или карточки контроля «Проверь себя» (карты прилагаются).
Подобного рода карты предлагаю заполнить самим учащимся, при выполнении домашнего задания. Таким образом, полученные знания и умения учащихся самостоятельно обобщают и закрепляют. Одним из факторов позволяющих активизировать самостоятельность учащихся, является формирование навыков самоконтроля учащихся.
Самоконтроль это качество личности, связанное с проявлением его активности и самостоятельности, структурный элемент самовоспитания, к функциям которого относится управление человеком своей деятельностью и поведением. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой им работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности учащихся и осуществляется на всех этапах её выполнения. Например, при изучении темы «Соединение передних половинок брюк с подкладкой», некоторые учащиеся во время самостоятельной работы неправильно накладывали передние половинки на подкладку и поэтому на отдельных участках подкладка затягивала. Мастер остановил работу учащихся и провёл текущий коллективный инструктаж с разбором допущенной ошибки. Это помогает учащимся устранить причины брака. На заключительном этапе вторично обращает внимание учащихся на допущенные ошибки, рассказывает технические условия на выполнение данной операции. Особое внимание уделяется тем учащимся, которые допустили отклонения при её выполнении. Такая работа над типичными ошибками позволяет учащимся лучше усвоить умения и навыки, углубить свои знания. Учащиеся поняли необходимость проведения самоконтроля. На своих уроках производственного обучения я широко практикую и взаимоконтроль. Огромную помощь мне тут оказывают бригадиры, выбранные из самих учащихся группы. Бригадиром может быть любой из учащихся. Взаимный контроль проводится не только при проверке изделий, а также при проверке письменных и графических работ, при рецензировании устных ответов учащихся. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отменить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания и ответственного отношения к делу, формированию навыков, самоконтроля.

  1. Создание и разрешение проблемных ситуаций.

Процесс обучения, построенный путём создания и разрешения проблемных ситуаций, даёт возможность достигнуть более высокого уровня познавательной активности.
В плане урока мастер предусматривает половину вопроса проблемного характера. Вопросы ставит так, чтобы у учащихся возникла заинтересованность в ответе на них. В любом случае проблемные вопросы и задания должны вызвать у учащихся затруднение, но быть для них посильными, так как непосильные задания не могут вызвать интереса к их разрешению. Постановка вопросов и заданий проблемного характера должна быть непременно связана с конкретной деятельностью учащихся. Например, на уроке производственного обучения, в группе по подготовке «Художников по костюму», мастер выдает учащимся задание: необходимо создать эскиз медицинского халата и порекомендовать ткань для его изготовления и обосновать свой выбор. Каждый из учащихся рекомендует свои модели, доказывает, что именно их модель соответствует всем требованиям и является наиболее лучшей (эстетический вид, практичность, новизна и т.д.) А затем эта модель обговаривается с заказчиком и выполняется заказ. Проблемные ситуации способствуют формированию навыков самостоятельного поиска, построенного на использовании знаний, опыта. Чтобы учащиеся научились решать проблемные задачи проводится само- и взаимоопрос. Ученица должна, прежде всего, осознать ситуацию, продумывать то, что от неё хотят, к чему нужно прийти. Чтобы учащиеся привыкли задавать себе вопросы, практикуются специальные упражнения, в которых вырабатываются определённые навыки, умения критически относится к себе. Подобные упражнения могут быть следующего содержания:
- Достаточно ли я знаю материал, чтобы найти ошибку в ответе?
- Умею ли составить вопросы по тексту на заданную тему?
- Могу ли я разобраться в технологической карте?
- Сумею ли я определить свои ошибочные действия?

  1. Упражнения по развитию самостоятельности учащихся.

Предоставление учащимся относительной самостоятельности (мастер осуществляет контроль), как показывает опыт работы, активизирует их трудовую деятельность, развивает у них чувство ответственности за порученное дело. Это приводит к осознанию общественной необходимости усовершенствования производственных процессов, побуждает учащихся к изучению достижений новаторов производства.
Особое значение для развития самостоятельности имеет инструктаж, проводимый мастером в процессе выдачи и приёма выполненной каждым учащимся работы. Вначале мастер даёт учащимся необходимые указания, затем предлагает им самим разобраться в способах обработки. При приёме работы мастер уже оценивает выполнение и соблюдение технических условий, нормы времени. Одновременно вместе с учащимися он сопоставляет намеченный технологический план и его фактическое выполнение, разбирает трудности, которые они испытывали во время работы. Важно развивать самостоятельность учащихся без практической помощи со стороны мастера. В таком случае мастер даёт главным образом устные указания и только в отдельных случаях, когда в работе учащихся намечается брак, делает поправки. Этот метод широко применяется при обучении в учебных мастерских, дальнейшее развитие и закрепление самостоятельности в работе осуществляется в производственных цехах.

  1. Личностно- ориентированное обучение.

Он предусматривает по своей сути дифференцированный подход в обучении с учетом уровня интеллектуального развития учащихся, а также его подготовки, его способностей и задатков. Говоря о необходимости последовательной реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании ученика, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой. Мастер должен создать условия для формирования личности, обладающей качествами о которых мы уже говорили выше. Для этого он:-вовлекает каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивное овладение знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике, и четкое осознание, где, каким образом, и для каких целей эти знания могут быть применены; - организует совместную работу при решении разнообразных проблем; -организует свободный доступ к необходимой информации для каждого учащегося.
Личностно- ориентированное обучение позволяет развивать у учащегося следующие черты: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, находчивость при решении не стандартных задач, глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений, критичность ума. На уроках производственного обучения мастер ежедневно осуществляет дифференцированный подход, подбирая для каждого ученика индивидуальное, сложное, но посильное, развивающие его задание.

  1. Обучение в сотрудничестве.

На уроке мастер не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах (бригадах) и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Когда учащиеся разбиваются по бригадам, рядом всегда есть товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности за свои успехи, и за успехи товарищей. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Мастер приобретает роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать получаемую информацию , уметь делать выводы, решать возникающие проблемы. Индивидуальная самостоятельная работа, совместная работа в группах- такова дидактическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

  1. Техническое творчество учащихся.

Благоприятно воздействует на учащихся техническое творчество, развивая у них интерес к профессии, желание конструировать свои знания. В процессе технического творчества деятельность учащихся заметно активизируется , растёт любовь к труду, профессии, расширяет кругозор, стремление к рационализаторству, изобретательству.
На уроках производственного обучения уже с первых занятий мастер побуждает своих учеников к техническому мышлению. Начиная всё с организации рабочего места, затем он прививает навыки планирования исполнения учебного задания. На первых порах это может быть домашнее задание на ознакомление с чертежами, затем на работу с учебными картами. Учащийся, составивший инструкционно - технологическую карту, фактически уже владеет умением самостоятельно планировать выполнение учебного задания в полном объёме. И вот здесь многие начинают самостоятельно искать ответы в публикациях новаторов и рационализаторов производства, в учебниках, журналах, специальной литературе.
Мастер не должен пропустить интереса к поиску. Его совет - не просто помощь, это руководство развитием творческих способностей учащегося. Мастер должен найти время, энергию и желание заниматься с каждым своим питомцем. Заниматься не в разовом порядке или от случая к случаю, а постоянно, т.е. это должно стать системой работы в области технического творчества учащихся на уроках производственного обучения.

  1. Внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения.

Выбор активных форм и методов обучения определяется факторами, зависящими от содержания учебного материала, его сложности , от развития и уровня знаний, умений учащихся, от характера оснащённости учебной мастерской, учебно-методической и технической документации, наглядными пособиями, техническими средствами.
В поисках различных средств повышения качества подготовки учащихся мастеру не обойтись без опоры на творчество. для развития элементов познавательной деятельности нужны активные методы проведения занятий : кейс - метод, «мозговые атаки», нестандартные формы уроков : уроки — соревнования, уроки - дебаты т. д.
От традиционных методов и форм обучения их отличают ряд особенностей. Среди них : во-первых, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности; во-вторых, традиционные методы ориентированы на индивидуальное обучение, активные — на выработку решений, как правило, коллективных; в-третьих, активные формы и методы проведения занятий создают определённый эмоциональный настрой игроков. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным.
Формы и методы обучения должны способствовать воспитанию необходимых качеств творческого работника: вера в успех, настойчивости и усердия, интеллектуальной и жизненной сноровки. Творчество - весьма надёжный резерв повышения мыслительной и трудовой деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и в будущей работе специалиста. Умение творить повышает у специалистов рейтинг на рынке труда, что является важным фактором на современном этапе социального развития.
Свою задачу мастер видит в том, чтобы добиваться максимальной активизации познавательной деятельности учащихся, развивать у них активное мышление, мастер указывает необходимые для этого приёмы и методы. Каждый урок проводит так, чтобы один не был похож на другой.
10. Внедрение в учебный процесс производственной технологии

САПР «Грация»
САПР – система автоматизированного проектирования изделий начиная от создания рисунка модели, конструирования и технологической документации, вплоть до выполнения экономических расчетов (в том числе и определение себестоимости изделия).

Преимущества использования «Грации»:

  1. полная автоматизация конструкторской подготовки

  2. эффективная программа построения раскладок

  3. комплексная автоматизация всех этапов проектирования.

Учащиеся подобно изучают и выполняют практические действия в подсистемах «Конструктор» и «Раскладка».

Подсистема «Конструктор» выполняет построения непосредственно в компьютере базовых и модельных конструкций по любой методике в одном размере. Каждое свое действие он записывает в виде «оператора». При выполнении «оператора» система производит вычисления и графические построения.

Такой подход позволяет быстро и точно решить одну из основных задач конструкторской подготовки – построение деталей всех размеров, ростов и полнот, а также построить лекало на индивидуальную фигуру.

Также основной задачей, ради решения которой создавалась САПР является построение раскладок в компьютере, зарисовка их в натуральную величину.

Раскладка лекал является одним из основных этапов подготовки производства. Подсистема «Раскладка» предназначена для проектирования раскладок лекал в соответствии с заданием и технологическими требованиями. Программа раскладки в «Грации» поражает своими возможностями. Предусмотрены все три основных приема построения раскладок. Автоматический – когда система сама строит различные варианты раскладок. Система строит заданное число вариантов и в итоге выбирает лучший. Ручной – когда очередность и местоположение лекал выбирает раскладчик. Полуавтоматический – когда часть лекал раскладчик укладывает по своему усмотрению, а остальные укладывает система.

С целью улучшения качества кроя, уменьшения затрат времени на раскрой, учащиеся выполняют раскладку лекал изделий в подсистеме «Раскладка» программы. Полученные работы они могут использовать на уроках производственного обучения.

Работа в этой программе повышает интерес учащихся к учебе, развивает их познавательную активность и самостоятельность.


  1. Внедрение МОТ - технологии.

На уроках производственного обучения я часто использую Учебные элементы, предложенные Международным центром развития модульной системы обучения (Проект МОТ).

Программа разработана в соответствии с методикой профессионального обучения «Модули трудовых навыков» (МТН) с целью удовлетворения потребности в гибком, эффективном и индивидуальном обучении.

Каждая программа содержит модульные блоки. Для обучения выполнения модульных блоков разработаны учебные пособия - учебные элементы.

Учебные элементы - это учебная брошюра, которая включает в себя:

-четко сформулированную цель обучения

-перечень необходимого оборудования

-перечень сопутствующих учебных элементов

-проверку усвоения учебного материала.

Процесс обучения построен таким образом, что вначале осуществляется входной контроль, и уже на основе результатов входного контроля составляется индивидуальная программа обучения.

В ходе обучения выполняется трехступенчатый контроль усвоения материала:

-проверка усвоения после изучения каждого учебного элемента

-промежуточные квалификационные испытания (после изучения модульного блока)

-заключительные квалификационные испытания.

Таким образом, строится обучение по данной программе.

На уроке отводится время учащимся для самостоятельного изучения Учебных элементов и ответов на вопросы. Если возникают вопросы в ходе изучения нового материала, учащиеся, конечно же могут обратится за помощью к мастеру.

Использование таких учебных элементов способствует развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения, у них развиваются творческое мышление и умение работать с печатным текстом, что немаловажно при подготовке конкурентоспособных специалистов.



Заключение

В результате внедрения в учебный процесс разработанной технологии формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся, а именно:

- формирование положительной мотивации учения,

- использование документов письменного инструктирования,

-формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля,

- создание и разрешение проблемных ситуаций,

- упражнения по развитию самостоятельности,

- личностно-ориентированное обучение,

- обучение в сотрудничестве,

- техническое творчество учащихся,

- внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения,

- внедрение в учебный процесс производственной технологии САПР «Грация»,

- внедрение в учебный процесс МОТ - технологии.

Значительно повышается количество учащихся со средним уровнем развития самостоятельности и познавательной активности, уменьшается количество учащихся с низким уровнем развития и появляются учащиеся с высоким уровнем развития умений.



Высокий уровень характеризуется творческой самостоятельной деятельностью учащихся под направлением мастера.
В заключении хочется отметить, что применение этой технологии так же способствует успешности их обучения, улучшению межличностных отношений обучаемых, а так же формированию ученического коллектива.


Приложение № 1
Анкета для учащихся
Подумайте и оцените в какой степени Вы владеете тем или иным умением:


  1. Умение анализировать:

А) умею

Б) частично умею

В) не умею

2.Умение выделять главное

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



3. Умение систематизировать, классифицировать.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



4. Умение обосновывать свои мысли.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



5. Умение делать выводы, обобщать.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



6. Умение сравнивать, проводить аналогию.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



7. Умение видеть и исправлять собственные ошибки и ошибки товарищей.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



8. Умение оценивать качество своей работы.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



9. Умение самостоятельно учиться, приобретать знания и умения.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



10. Умение планировать свою деятельность.

А) умею


Б) частично умею

В) не умею



Приложение №2

Контрольная работа

Тема: «Обработка юбки»


  1. Составьте описание внешнего вида данной модели и технологическую последовательность обработки.

  2. Какие детали кроя нужны для обработки данной юбки, как проходит нить основы в них.

  3. Назовите все технические условия для обработки юбки.

  4. Какое оборудование используется при пошиве этой юбки.

  5. Выберите и обоснуйте ткань рекомендуемую для пошива этой модели.

  6. Какие бывают юбки по конструкции.

  7. Какие виды и способы обработки застежек юбки вы знаете ?

  8. Обработать узел «обработка выточек».

  9. Обработать узел «обработка шлицы».

Контрольная работа включает в себя проверку теоретических и практических знаний учащихся. Правильность выполнения практического задания определяется соблюдением всех условий характеристики профмастерства.
Характеристики профмастерства:


  1. Качество выполнения учебно-производственных работ .

  2. Производительность труда.

  3. Умение выполнять и применять рациональные приемы и способы работы

  4. Умение выполнять работу с применением современной техники и технологии. Техническая культура, технологическая дисциплина.

  5. Производственная самостоятельность.

  6. Сознательность выполнения работы, умение применять теоретические знания для решения практических задач.

  7. Творческое отношение к труду.

  8. Культура труда.

  9. Соблюдение правил безопасности труда.




Приложение №3
Психолого - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности:
- целенаправленное формирование познавательной активности и самостоятельности на уроках теоретического и производственного обучения;

- подготовленность мастера к формированию у учащихся познавательной активности и самостоятельности;

- использование методов и приемов активизации учащихся в учебном процессе.
Признаки познавательной активности и самостоятельности:
- желание глубже понять не только усвоенные знания, но и способы добывания, умение самостоятельно мыслить ( учащиеся должны не только хорошо понимать последовательность обработки, но и то, почему именно таким способом выполняется);

- потребность в знаниях;

- способность высказывать свою точку зрения и.т.д.
Показателями познавательной активности и самостоятельности является:

- прилежание;

- осознанность учения;

- творческие проявления;

- самостоятельность при решении УПЗ.

На основе всего этого я разработала путь и средства формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения.



Приложение №4
Начальное (исходное) состояние уровня развития познавательной активности и самостоятельности учащихся




Конечное состояние уровня развития познавательной активности и самостоятельности учащихся



Список используемой литературы


  1. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М., 2004

  2. Ажикин Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. М., 2009

  3. Ажикин Г.И. Совершенствование учебно-методической работы в учебных заведениях профессионально-технического образования. Казань, 2001

  4. Андреев Ф.В. Формирование творческой активности школьников в контексте совершенствование урока. Диссертация кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008.

  5. Библиотечка мастера производственного обучения. М., 1996.

  6. Дьяченко Н.Н. Работа мастера производственного обучения по профессиональному воспитанию учащихся. М., 2003.

  7. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2007.

  8. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М., 2000.

  9. Панкратова В.А. Производственное обучение портных. М., 2005.

  10. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 2000.

11. Обобщение опыта работы мастера производственного обучения.

Тема «Развитие познавательной активности учащихся на уроках



производственного обучения»

http: banc. Orenipk. Ru /text/ t 34-35.htm
скачать


Смотрите также:
Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения
249.69kb.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения в группе коррекции». творческий
105.33kb.
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на уроках информатики»
126.86kb.
Урок производственного обучения
141.19kb.
Педагогические технологии и методические приемы на уроках дизайна и черчения
70.12kb.
Актуальный педагогический опыт
584.04kb.
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр. Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы
62.36kb.
2011 г. С. С. Сидякин 2011 г. Положение о мастере производственного обучения
55.87kb.
Уроках предметной области «окружающий мир»
54.68kb.
Использование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
307.55kb.
«Повышение познавательной активности учащихся на уроках немецкого языка»
166.04kb.
Высшее, закончила в 1983 году игпи, высшая категория Тема по самообразованию: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
64.89kb.