Главная стр 1
скачать
Учебно-методическое учреждение «Сморгонский районный учебно-методический кабинет»



Формы

взаимодействия

с родителями



В помощь классному руководителю
УМУ «СРУМК»

Вайдо Т.В.

тел. 2-12-39

Для размышлений
О детстве говорят, что оно будто бы безмятежное. На самом деле детство, пожалуй, самый мятежный и конфликтный период человеческого становления. Сквозь непостоянство детских настроений и поступков уже проступает характер. К становлению ребенка причастны все мы, живущие рядом, но главное значение в воспитании принадлежит родителям. Наша задача - объяснить им это, убедить, внушить важность родительской роли.

Тесное сотрудничество с родителями - залог успеха всего учебно-воспитательного процесса. Основная роль в нем принадлежит, конечно же, классному руководителю, который взаимодействует с педагогом социальным, педагогом-психологом, учителями-предметниками и, естественно, родителями. Именно в семье ребенок постигает наибольший жизненный опыт, поэтому очень важно отработать систему сотрудничества с ней, сделать родителей своими ближайшими союзниками и друзьями. И родителей, и педагогов объединяет ученик.

Работая с семьей, школа стремится организовать родительский «всеобуч». Обучение родителей обычно понимают как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Конечно, такая информация необходима. Но на общение родителей с детьми повлияют не столько знания, сколько опыт, приобретенный в диалогическом общении с учителем.

Что помогает созданию атмосферы сотрудничества, доверия, взаимопонимания? Множество составляющих, так как мелочей не бывает. Важно все: тон, улыбка, искренность, заинтересованность, отзывчивость, последовательность в поступках и другое. Поможет правило: сумей поставить себя на место ученика или родителя, с которым общаешься.


СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
Дети учатся жить у жизни:


  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Предлагаем вашему вниманию

формы взаимодействия с родителями.
В системе взаимодействия семьи и школы большое значение имеет работа по изучению родословной семьи. Кроме составления семейной родословной и генеалогического древа, можно научить ребят оформлять календарь семейных дат. Много интересного можно почерпнуть при проведении акции «Мои родственники - защитники Отечества». Например: «Мой пра-пра-пра-пра дедушка и его земляки служили в царской армии 25 лет и получили дарственную на участки земли. Вернувшись домой, они обосновались в деревне и назвали ее «Цари».

Изучению родословной способствует проведение совместных мероприятий, дел, походов и акций.



Родительские пакеты

Семью надо изучать. Анкеты, тесты исследования, диагностика - сейчас это широко публикуется - читай, выбирай и используй. Их можно подготовить самостоятельно, исходя из конкретных условий, ситуаций, проблем. Интересные и полезные данные можно получить с помощью параллельного анкетирования родителей и детей. Ответы на вопросы анкет убеждают родителей в том, что они не все знают о своих детях и наоборот. Чтобы родители без опасений и всегда с желанием посещали родительские собрания, не следует называть фамилий учеников, надо научиться подавать информацию без унижений, без создания неловкой ситуации для родителей и ученика. Не следует ругать или хвалить персонально, а если очень нужно что-то сообщить, можно создать «родительские пакеты». В этот пакет на протяжении нескольких лет обучения собираем «досье» на ученика. Например: ответы на вопросы анкеты, рисунки, сочинения, записочки и т.д. А самым интересным в «родительском пакете» всегда бывает результат игры «Расскажи мне обо мне». Случаются сенсационные для родителей открытия совершенно неведомого им мира собственного ребенка. Это тот случай, когда они вынуждены согласиться с истиной, что ребенок дома – один, на улице – другой, а в школе – третий.


«Расскажи мне обо мне»

Дети часто увлекаются игрой-откровением «Анкета». Используя возрастное увлечение, попробуйте провести игру-диагностику «Расскажи мне обо мне». Участниками могут быть, кроме школьников, классный руководитель, учителя предметники и родители. Учителям предметникам и классным руководителям предлагаем на отдельных тетрадных листках сделать записи о каждом ученике класса – о его положительных и отрицательных качествах, склонностях, способностях и т.д. Делают запись о своем ребенке и родители. Сами ребята тоже готовят записи (на отдельном листке) в определенном порядке: в первую очередь о себе, затем о лучшем своем друге в классе, третья запись посвящается классному руководителю и потом остальным одноклассникам.

Когда записи собраны, их систематизируем и раскладываем по «родительским пакетам». В результате получаем очень разностороннюю характеристику ученика: родительскую, учительскую, ученическую и личную. Это ценный банк информационных данных поможет педагогу глубже понять каждого ребенка, грамотно строить отношения с ним и его родителями.

Опытный педагог никогда не будет пренебрегать мелочами. Дневник - документ на уровне взаимодействия ученик - родитель - учитель. Работу с этим документом тоже можно разнообразить. В конце дневника есть специально отведенная страничка для записей с замечаниями, но ведь родители туда почти не заглядывают. Как быть? Можно вместе с ребятами принять решение о листочке-вкладыше из обычной тетради, который будет обязательно прикладываться к дневнику и представляться вместе с ним классному руководителю. Все, что нужно, можно записать на листок: «Оля! Ты молодец! Заполнила хорошо дневник. Не забудь выставить текущие оценки и дать на подпись учителям и родителям. 20.09; подпись». Рядом распишутся родители. Ребятам нравится, что листок чужому показывать не обязательно, и всегда знаешь, что надо исправить или доработать. Со временем проверять дневники становится проще, так как много замечаний обычно только на первоначальной стадии.


Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени или усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших листов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследовании оказывают педагог-психолог, педагог социальный. Можно изготовить бланки анкет, тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования. Подготовить информацию для участников собрания о полученных данных (можно привлечь родителей для анализа и обработки данных)
Очень полезны «педгипнозы» для родителей. Постоянно на родительских собраниях и при индивидуальных встречах следует тактично и доброжелательно, но настойчиво внушать педагогические истины:

Двойка – не беда, а сигнал;

Если ребенок не поделился со мной своим огорчением, бедой – это значит… др.

Известно всем, что педагогические методики рекомендуют сначала преподнести информацию, затем объяснить и отрабатывать в разнообразных ситуациях, закрепляя ее. Посему в работе с родителями терпеливо и системно из встречи к встрече внушаем:

-Если ребенок не показал дневник с плохой отметкой – значит я не умею правильно реагировать и вынуждаю его идти на обман;

-Если мне плохо, я хочу, чтобы меня поняли, а мой сын - ?..

Перед родительским собранием на доске можно записать два столбца выражений и прокомментировать их:

Запрещенные выражения в семье

я тысячу раз тебе говорил, что…

сколько раз надо повторять…

неужели тебе трудно понять…

неужели ты не видишь, что…

что ты ко мне пристал…

все дети как дети, а ты…

ты стал таким грубым …



Желательные выражения

ты у меня самый ласковый…

ты меня всегда понимаешь…

с тобой мне так хорошо…

посоветуй мне, ведь ты…

мне важно твое мнение…

я бы никогда не сумела сделать это без тебя…


Заповеди для родителей помогут стать главными ориентирами в лабиринтах взаимоотношений родителей с детьми:

-никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении

-ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.



Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под разными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференции готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе и т.д. К конференциям готовится вся школа, все классы. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций:

  • Ваш малыш школьник. Режим дня первоклассника

  • Физическое здоровье ребенка – залог успешной учебной деятельности.

  • Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

  • Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

  • Игра в жизни ребенка.

  • Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме

  • Культура общения с компьютером

  • Книга и ее роль в жизни семьи

  • Вредные привычки и как с ними бороться?

  • Уже не дети, еще не взрослые

  • Половые различия и проблемы пола.

  • Причины детских суицидов

  • Когда родители в разводе

  • Как избежать конфликтов в семье

  • Трудности школьного ученичества

  • Как научить ребенка любить и быть любимым

  • Хорошие родители. Кто они?

  • Система воспитательной работы глазами родителей

  • Свободное время и развлечения учащихся

  • Одаренный ребенок в семье

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые наиболее их волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяют книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что анализируя книгу, родители могут изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2 –3 раза в год при отсутствии детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.



Примерные темы родительских вечеров:

  • Год рождения ребенка – каким он был, тот первый год?

  • Первые книжки ребенка.

  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

  • Друзья моего ребенка.

  • Праздники нашей семьи.

  • «Можно» и «Нельзя» в нашей семье.

  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязни разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультациям, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителями. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;

  • его увлечения, интересы;

  • предпочтения в общении семьи;

  • поведенческие реакции;

  • особенности характера;

  • мотивация учения;

  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

  • Когда он родился, то…

  • Самым интересным в первые годы жизни в нем было…

  • О здоровье можно сказать следующее…

  • Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы…

  • Его отношение к школе было…

  • В первые годы он учился в основном …

  • Ему нравились такие предметы, как…

  • Отношения с первой учительницей были…

  • Общаясь с одноклассниками …

  • Трудности в воспитании связаны с …

  • Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на …

Тематические групповые консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это педагог социальный, педагог-психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.



Примерная тематика консультаций для родителей:

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

  • Плохая память ребенка. Как ее развить?

  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

  • Наказания детей. Какими им быть?

  • Тревожность детей. К чему она может привести?

  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

  • Грубость и непонимание в семье.

  • Талантливый ребенок в семье.

  • Друзья детей – друзья дома или враги?

  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12 –15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативным, он должен включить в себя 5 –8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренировочные задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье»

Интересной и продуктивной формой работы с родителями являются родительские университеты. Назначение родительских университетов в школе – психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов с родителями, с общественностью, с педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Родительское собрание в системе работы классного руководителя.
Памятка классному руководителю к проведению родительского собрания.
Не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся, проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, что в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они заранее оповестили об этом. Явка родителей на собрание - знак уважения школе, учителю.

Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

Расскажите родителям о тех задачах, которые Вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах и целях школы.

Посоветуйтесь с родителями. Какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно. Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционным конкретным планом работы на первую четверть. Договоритесь о помощи.

Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа. Расскажите родителям, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, о том, что посещение факультатива полезно и важно для образования ученика, об иностранных языках, о необходимости заниматься по всем предметам, в том числе по физкультуре.

Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о завтраках, о возможности оказания материальной помощи, о сменной обуви, о ведении дневников… Не забудьте избрать родительский комитет, обсудив количественный состав. Объявите заранее о родительских собраниях и днях открытых дверей для родителей. Обязательно после собрания встретьтесь с родителями не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск собрания без внимания.


Виды родительских собраний.

Родительское собрание -- традиционно сложившаяся форма работы с родителями. В зависимости от решаемых конкретных вопросов классные собрания можно подразделить на организационные, итоговые четвертные, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, собрания по плану классного всеобуча и др.

1. На организационных собраниях избирается родительский комитет, утверждаются планы работы, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы.

2. Итоговые четвертные собрания преследуют цель подвести итоги работы класса за четверть и обратить внимание родителей на успехи, недостатки, неиспользованные возможности в развитии познавательных интересов, способностей, морально-волевых качеств учащихся.

3. Тематические родительские собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания, с использованием материала об уровне воспитанности учащихся в той или иной области. Темами таких собраний могут быть;


  • возрастные особенности школьников на разных этапах обучения

  • организация режима для школьника

  • культура поведения детей

  • распределение трудовых обязанностей в семье

  • преодоление конфликтов в семье

  • воспитание в ребенке культуры чтения

  • за здоровый образ жизни

  • опасности, которые поджидают ребёнка в жизни

  • профилактика правонарушений и предупреждение детской преступности

  • подготовка юношей и девушек к будущей семейной жизни

4. Собрания-диспуты проводятся с целью акцентирования внимания родителей к той или иной проблеме воспитания. Такие собрания позволяют затронуть самые острые проблемы семейного воспитания, указать на ошибки, проанализировать последствия этих ошибок.

5. Собрания-практикумы проводятся с целью активизации участия родителей в воспитательном процессе, придание ему целенаправленного характера Родительский комитет ставит перед родителями конкретную воспитательную задачу, связанную с какой-либо проблемой семейного воспитания. Затем на основе посещения семей классным руководителем и родительским комитетом составляется общее представление о состоянии и особенности процесса воспитания в конкретных семьях.

6. Собрания по плану классного всеобуча являются формой педагогического просвещения родителей в соответствии с заранее намеченным планом.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы классного руководителя и членов родительского комитета.

К основным элементам подготовки собрания можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания;

б) определение целей;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-тематической литературы по рассматриваемой проблеме;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;

е) приглашение родителей и других участников;

ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

з) оборудование и оформление места проведение родительского собрания
Определение целей родительского собрания

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

способствовать повышению педагогической культуры родителей;


  • пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

  • содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

  • выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей;

  • обеспечить интеграцию усилий семьи, педагогов, в деятельности по развитию личности ребенка;

  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания;

  • предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

  • подвести итоги совместной деятельности, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.


Задачи проведения родительских собраний

1. Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении новых организационных моментов в режим функционирования школы.

3. Знакомство родителей с аналитическими материалами.

4. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

5. Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных или конфликтных ситуаций.

6. Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

7. Творческие отчеты детского и педагогического коллектива перед родителями.


Рекомендации по проведению родительских классных собраний

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и учебные неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная структура родительских собраний

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1,5 часа.

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). (5 минут)

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи. (5-7 минут)

Выступление по теме: специалист или классный руководитель
Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным. (10 – 15 минут)

Обсуждение проблемы с родителями. (20 минут)

Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилии отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.


Правила проведения собраний

Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

Каждое собрание требует своего «сценария», своей программы и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов.

Главный метод проведения собрания является диалог.

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за 3 дня до даты проведения собрания.

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за 4 дня.

Учителя-предметники могут присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

Классный руководитель информирует заместителя директора по ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.


Выбор темы собрания

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обуславливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегий построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить широкий спектр вопросов, затрагивающие различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. Далее предлагается примерный перечень тем родительских собраний, который может использоваться классными руководителями в качестве методической подсказки (см. приложение 1«Тематика родительских собраний») в составленный перечень тем на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает системно строить взаимодействие с родителем и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены.


Приглашение родителей и других участников собрания

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они могли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные учениками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания:

«Уважаемые _____________________________________________

приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме «Роль семьи в формировании нравственного потенциала подростка», которое состоится 15 января в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме.

С уважением Галина Сергеевна и члены родительского комитета.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания (администрация учебного заведения, библиотекаря, педагога-психолога, педагога социального, работников учреждения культуры, медицины, правоохранительных органов и др.)


Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует специально позаботиться. В классной комнате оформляются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названием игровых групп.


Принципы проведения родительского собрания

Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы. Это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

У семьи и школы одни проблемы и заботы, это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Ничего кроме досады, не вызывают у родителей родительских собрания, где им докладывают, какие у них плохие дети. Но не говорят им о том, как им помочь.

Результативным можно назвать только такое собрание, когда есть понимание сторон, когда оно вызывает вопросы, дискуссию.



Этапы проведения родительского собрания

Вступительная часть

При входе в класс учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Объявляется повестка собрания, называется его цель и задачи, присутствующих знакомят с порядком совместной работы его участников, представляют приглашенных на собрание, подчеркивают актуальность рассматриваемых вопросов. Это сообщение не должно быть продолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчетливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы первые минуты собрания родители уже были мобилизованы и заинтересованы и готовы к актуальному участию в нем.

Основная часть

Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приемы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае следует сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание пап и мам на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение (используя родительские пакеты).



Заключительная часть

Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если собрание завершается минутами «благодарности» во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, помечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.


Разработка решения собрания его рекомендаций памяток

Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью педагога социального, педагога-психолога, библиотекаря, валеолога и др работников школы.


К собранию можно подготовить…

  • заранее передать родителям необходимые анкеты;

  • порекомендовать прочесть книги;

  • прибегнуть к домашнему сочинению детей (например «Что значит быть хорошим сыном (дочерью);

  • продумать оформление кабинета;

  • оформить спецгазету («Агу и Бука»), педагогический бюллетень, раскладушку (по составлению родословной и т.д.);

  • продумать вопросы анкет (очень интересно параллельные анкеты с детьми);

  • оформить экран успеваемости и посещаемости;

  • подготовить педагогические ситуации для обсуждения;

  • подготовить анализ уже проведенных дел, анкет, опросов, диагностик, исследований, наблюдений;

  • проанализировать проведенные рейды, акции, операции, хронометражные замеры;

  • продумать особенно форму приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут рассматриваться;

  • можно к подготовке и проведению привлечь родительский комитет, авторитетных родителей;

  • пригласить специалистов (педагога-психолога, педагога социалбного, библиотекаря, врача…);

  • подготовить памятки рекомендации родителям;

  • подобрать вопросы для дискуссии или обсуждения;

  • расписать законы воспитания ребенка в семье.


Каким должен прийти родитель с собрания домой?

Самое главное – каким придет родитель к ребенку с родительского собрания, после встречи с педагогом.

Смогли ли вы ему внушить уверенность в том, что папа и мама его очень любят, но их огорчают те или иные поступки своих детей.

Задачи педагога построить встречу с родителями так, чтобы родитель шел к ребенку домой с желанием общаться, вместе решать проблемы, помогать шагать по жизненным тропинкам. Негативная информация не должна усложнять взаимоотношения в семье, а мобилизовать на преодоление трудностей совместно и дружно.

Родителю необходимо всегда помнить, что ребенок должен быть уверен, что его любят, что родителям можно доверять, что обманывать или скрывать от родителей что-либо не выгодно, что первые друзья – родители.

Чтобы родители без опасений и всегда с желанием посещали родительские собрания, не следует называть фамилий учеников, надо научиться подавать информацию без унижений, без создания неловкой ситуации для родителей и ученика. Не следует ругать или хвалить персонально, а если очень нужно что-то сообщить, можно создать «родительские пакеты». В этот пакет на протяжении нескольких лет обучения собираем «досье» на ученика. Например: ответы на вопросы анкеты, рисунки, сочинения и т.д. А самым интересным в «родительском пакете» всегда бывает результат игры «Расскажи мне обо мне» (см. ранее).


Использование научно-методической литературы.

Глубокое и детальное рассматрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классных руководителей и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемых проблем и предварительно наметить пути и способы их решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие педагогические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и другие. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко из найденных статей, брошюр, книг готовится выставка литературы для участников собрания.

Приложение 1
Методические подсказки по проведению родительских собраний можно получить в следующем списке литературы:
Н.И. Дереклеева «Направления работы классного руководителя с семьей и учащимися» Минск 1998г (с.16-55)

«Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями» Минск 2000г.

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя»

с 126-149

Н.И. Дереклеева «Родительские собрания в 1-11 классах»

Н.И. Дереклеева «Калейдоскоп родительских собраний»


Тематика родительских собраний:
Н.И. Дереклеева «Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися» Минск 98г. с. 16 – 55

«Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями» Минск 2000г. с. 55,57,85,44,47

Журнал «Воспитание школьников»

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 126 – 149

Н.И. Дереклеева «Родительские собрания в 1 –11 кл.»

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний»

- Законы жизни семьи, законы жизни класса

№10 2001г. с. 46 «Вышэйшая школа»

- Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)

№ 10 -2001г. с. 47 «Вышэйшая школа»

- Детская агрессивность

№ 10 -2001г. с. 49 «Вышэйшая школа»

- «Мой дом – моя семья»

№ 1 2002г. с. 44 «Вышэйшая школа»

- «Наши трудные дети»

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 136

- «Школа до свидания. Школа здравствуй!»

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 139

- «Закон и ответственность»

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» с.141

(вечер ответов и вопросов)

- Родительский ринг «Семейные проблемы и как их решать?»

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 148

- Законы жизни семьи, законы жизни класса

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 62

- Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 64

- Детская агрессивность

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 67

- Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослей»

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 70

- Курение и статистика

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 48

- Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 52

- Наркотики и статистика

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 56

- Семья – «Глаза в глаза»

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 58
Родительские собрания вместе с учащимися

День благодарения №10 2000г. с. 29 «Вышэйшая школа»

Вечер размышлений №10 2000г. с. 30 «Вышэйшая школа»

День откровенных вопросов и ответов №3 2000г. с. 17 «Вышэйшая школа»

Семья «Глаза в глаза» Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 58
Тематика родительских собраний в начальных классах
1-ые классы

- Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 18

- Трудности адаптации первоклассников к школе

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 20

- Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 22

- Эмоции положительные и отрицательные

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 25

- Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы»

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 28

- Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей

- Леворукость и праворукость. О чем они сигналят родителям?

- Как развить у ребенка желание читать?

- Подвижные и медлительные дети.



2-ые классы

- Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 29

- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 29

- Наказание и поощрение в семье

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 30

- Итоги прошедшего учебного года

- Особенности учебников, по которым учатся ваши дети

- Утомляемость ребенка и как с ней бороться?

- Как научить ребенка говорить правду?

3-ие классы

- Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 31

- Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 32

- Воображение и его роль в жизни ребенка

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 33

- Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

- Семейные праздники и их значение для ребенка.

- Если ваш ребенок часто болеет

- Как развивать память ребенка?

- Домашние задания и их назначение.



4-ые классы

- Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств.

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 34

- Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 35

- Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 35

- Итоги четырех лет обучения

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 36

- Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать о половом воспитании

- О чем может рассказать школьный дневник

- Способности и прилежание – звенья одной цепи.

- Нравственные уроки начальной школы.

5-ые классы

- Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 38

- Роль общения в жизни школьника

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 39

- Культурные ценности семьи и их значение для ребенка

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 39

- Итоги прошедшего учебного года «Вот и стали мы на год взрослей»

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 40

- Первое организационное собрание в 5-ом классе

Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 133

- Синдром «понедельника» у 5-классников и как его избежать

- Физкультура и спорт в жизни школьника

- Что я могу сказать о характере моего ребенка

- Творчество в жизни ребенка

- Давайте познакомимся (с элементами тренинга)

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 15

- Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 18

- Союз семьи и школы

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 24

- Типы семейного воспитания

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 29

- Роль семьи в формировании личности

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 33

Роль книги в жизни ученика



6-ые классы

- Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 40

- Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 41

- Результативность школьного урока. От чего она зависит?

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 41

- Итоги прошедшего учебного года

- Как справляться с проблемами подростков

- Этот трудный подростковый возраст

- Общение родителей с детьми-подростками.

- Поощрения и наказания в воспитании детей

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 42

- Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности.

- Планирование работы с детьми на новый учебный год

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 39

- О сколько нам открытий чудных…

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 48

- Итоговое родительское собрание «Колесо истории»

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 52

- Друзья моего ребенка. Кто они, какие они?

- Как развить у ребенка работоспособность?

- Компьютер в жизни школьника «За и против»?

- Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?



7-ые классы

- Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 42

- Роль семьи в развитии работоспособности ученика

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 42

- Воля и пути ее формирования у учащихся

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 43

- Итоги прошедшего учебного года

- Взаимоотношения с детьми

- Роль отца и матери в семье

- Плохие отметки и их причины

- Увлечения и интересы 7-классников.

- Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?

- Этот трудный подростковый возраст

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 56

- Педагогика и жизнь

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 60

- Позитивная самооценка как условие успешного развития личности

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 63

- Свободное время – для души и с пользой

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 67

- В семье растет сын

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 71

- В семье растет дочь

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 81

- Роль семьи в воспитании моральных качеств личности

- Свободное время подростка

- Контакты и конфликты

- Воспитание ненасилием в семье
8-ые классы

- Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 43

- Способности и роль семьи в их развитии

Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» с. 44

- Итоги прошедшего учебного года

- Сообщество детей и взрослых

- Ваш ребенок влюбился…

- Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника

- Круг чтения ваших детей

- Ваш ребенок в школе и после школы

- Мир в семье

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 91

- Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 95

- Общение родителей с детьми

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 101

- Свободное время и семейный досуг

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 105

- Подросток в мире вредных привычек

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 108

- Нравственные ценности семьи

- Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности

- Подросток и закон



Для родителей учащихся старших классов

- Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам

№5 – 2000г. с. 15 «Вышэйшая школа»

- Правила и приемы, помогающие успешному общению со старшеклассниками.

№4 2000г. с. 14 «Вышэйшая школа»

- Родительский университет «Профессии, которые выбирают наши дети»

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 144
9-ые классы

- Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 44

- Анализ учебной работы учащихся 9-ых классов

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 45

- Трудный ребенок. Какой он?

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 45

- Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» с. 45

- Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

- Эмоции и чувства в разговоре с подростком

- Как научить дочь или сына говорить «нет»

- Выбор дальнейшего пути «За» и «Против»

- Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 115

- Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 119

- Свободное время школьника

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 124

- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся

- В семье растет сын

- В семье растет дочь


10-ые классы

- Особенности организации учебного труда школьника в 10-м классе и роль родителей в этом процессе.

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 45

- Режим дня школьника, его роль

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 46

- Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить.

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 46

- Итоги прошедшего учебного года

- Профессиональная направленность и профессиональные интересы

- Компания в жизни старшеклассника

- Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием?

- Учебные итоги 10-го класса – ступенька в будущее.

- Способности человека и их развитие.

- Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника.

- Особенности общения с детьми-старшеклассниками

- Красота спасет мир.



11-ые классы

- Особенности физического воспитания в 11 классе

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 47

- Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 47

- Значение выбора в жизни человека

Н.И. Дереклеева «Родительское собрание» с. 47

- Итоги прошедшего учебного года.

- Готовность к личностному самоопределению

- В мире профессий

- Организация учебного труда выпускника

- Поговорим о смысле жизни

- Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии

- Как избежать конфликта в общении с взрослым сыном, дочерью?

- Хорошие родители. Какие они?

- Правила поведения родителей 11-классников

- Дороги, которые мы выбираем.

- Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников.

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 132

- (Круглый стол) «Педагогом стал бы я»

Н.А. Алексеева «Калейдоскоп родительских собраний» с. 137

Общешкольные родительские собрания
Проводятся, как правило, не более 2-х раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о проделанной работе родительский комитет школы, Попечительский совет.

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собрания
Проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошим родителем. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственным мотивациям. К родительским собраниям необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.




скачать


Смотрите также:
Формы взаимодействия с родителями
390.37kb.
Программа «Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся»
169.35kb.
Организация взаимодействия школы №73 и семьи Анализ исходного состояния взаимодействия школы и семьи
484.35kb.
Современные формы воспитательной работы
201.12kb.
Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями
48.14kb.
План организации взаимодействия с родителями
86.65kb.
Формы работы педагога с родителями, методика их проведения
314.11kb.
Новые формы сотрудничества с родителями
84.35kb.
«Дошкольное воспитание» №3, 2006 ст
198.33kb.
Анализ взаимодействия с родительской общественностью оу №84 с. Краснохолма в 2010-2011 уч год
82.03kb.
Гбоу ао «Няндомская скоши» формы работы педагога с родителями, воспитывающих детей со сложной структурой дефекта
80.3kb.
Формы и методы взаимодействия
69.42kb.