Главная стр 1
скачать
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка при формировании УУД.
Толпегина Светлана Николаевна, учитель иностранного языка, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» с. Борское муниципального района Борский Самарской области

В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако, это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в массовой школе.

По-прежнему, недостаточна активная речевая практика на уроке в расчете на каждого ученика, отсутствует необходимая дифференциация обучения.

Известно, что основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение практическому владению иностранным языком.

Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала. Нужны новые подходы при организации учебного процесса по обучению иностранным языкам.

Я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем. Моей методической темой является «Развитие коммуникативной активности на основе сотрудничества». С большим вниманием и интересом я изучаю в журнале «Иностранные языки в школе» статьи Е.С. Полат, И.Л. Бим, Е.И. Пассова и других авторов о новых педагогических технологиях.

Наиболее интересными мне представляются опыт обучения в сотрудничестве, традиции осуществления центрированного на ученике подхода к обучению, а также опыт использования метода проектов при изучении иностранных языков.

Я работаю в сельской местности с учениками разного уровня языковой подготовки. При изучении иностранного языка они не имеют возможности общаться с носителями языка, слышать настоящую иностранную речь. Как же научить их общаться на иностранном языке? Я стараюсь создать им условия для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях, центрируя свое внимание на каждом ученике.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.

Я нахожу такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Существует множество образовательных технологий, форм и методов работы, но на практике, опираясь на свой педагогический опыт, наиболее эффективным, соответствующим современным требованиям, на мой взгляд, является следующее.


Проект на уроках немецкого языка.
Особое место в реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет большую практическую направленность. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта - это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.

Работа над проектами начинается на первой ступени обучения. В третьем классе обучающиеся получают не очень сложные задания. Например, при работе над темой «В школе» обучающиеся создают проект здания школы, где они могли бы вместе учиться. При этом развиваются их творческие способности, активизируется использование лексики по проблеме.

В 6 классе мы выполняем проектную работу «Мой класс». Сначала я предлагаю каждому обучаемому написать небольшой рассказ о ком-то из своих одноклассников. После этого подвожу их к идее создать нечто интересное о классе. Почти каждый раз это бывают разные формы исполнения: альбом, стенгазета, коллаж и т.п. Получив задание, ребята группируются по интересам, но я стараюсь сделать так, чтобы в группу входили школьники с разными уровнями обученности. Работа в микрогруппах проводится под наблюдением учителя, который выступает в роли советчика, помощника.

В одиннадцатом классе, где я работаю по учебному пособию Г. И. Ворониной «Deutsch - Копtаktе», также широко применяется проектная технология. Уровень исполнения проекта заметно отличается от других ступеней обучения. При работе над проектным заданием обучаемые применяют не только языковые знания, но и знания, полученные на других уроках, например, истории, информатики и т.д. Такие работы отличаются объёмностью, грамотностью, своеобразностью исполнения. Ярким примером являются работы, выполненные по темам «Учёба», «Выбор профессии», «Роль иностранного языка в нашей жизни».

Опыт показывает, метод проектов помогает развить индивидуальные способности каждого ребенка, создает положительный психологический климат в группе и направлен на формирование познавательной активности учащихся.


Применение технологии коллективного способа обучения на уроках иностранного языка.
Технологиям коллективного способа обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, что позволяет относить ее к личностно – ориентированным технологиям.

В своей практике я организую работу в равноценных группах, которая основана на принципах дифференциации, смешанных, интерактивных группах. При организации групповой работы класс делится на две и более группы для решения конкретных задач. В зависимости от ситуации каждая группа получает определенное задание одинаковое или дифференцированное.

Проведенные на разных этапах обучения исследования дали интересные, на мой взгляд, результаты.

Например, при работе над темой «Сложноподчиненные предложения» класс делится на равноценные группы, которые получают одинаковое задание: составить сложноподчиненные предложения по опорам. На заключительном этапе работы одному из учащихся предлагается на доске выполнить подобное задание. Выбор кандидатуры остаётся за учителем. Результаты исследования показали, что обучающиеся с низким уровнем обученности справились с заданием. Хотя самостоятельная работа по этой же теме на предыдущем уроке показала низкий уровень обученности этих школьников. Можно сделать вывод, общение в группах взаимно обогащает обучающихся, проведение совместных действий ведет к активизации учебно-познавательной деятельности, формированию познавательной активности.

Положительные результаты дало исследование работы в интерактивных группах. Например, в пятом классе при повторении спряжения глагола haben класс делится на три группы на основе принципа дифференциации: с низкой, средней и высокой степенью обученности. Перед всеми участниками процесса обучения стоит единая цель - повторение спряжения и активизация употребления глагола haben. Первая группа получает задание с помощью содержательных фрагментов составить предложения с глаголом haben. Им нужно только найти соответствующие фрагменты предложения. Вторая группа должна согласовать употребление глагола haben с подлежащим в предложениях, что в некоторой степени усложняет задание. Третьей группе, самой подготовленной, предложено перевести с русского на немецкий язык предложения с глаголом haben (на этом этапе обучения задание такого типа требует определенного уровня подготовки). Все группы справились с заданием.

На следующем этапе урока были созданы смешанные группы, которым предлагалось совершенно одинаковое задание. Сущность этого этапа была в том, чтобы быстро и правильно выполнить задание - ответить на вопросы, используя ту же самую грамматическую структуру.

Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но также привлекаю дополнительно книги на немецком языке, сказки, газеты, журналы. Часто на уроках применяю игры, как средство развития интереса учащихся.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятиях. Игра - эффективное средство обучения различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-соревнования, ролевые, на внимательность: скороговорки. Например, «необычный телефон». На доске рисуется большой телефон. На его диске вместо цифр фиксируются различные звуки. Задача участников игры «набрать» за определенное время как можно больше слов и произнести их. Другая игра «Назови слово». Учитель по очереди бросает мяч участникам, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

При обучении лексике я использую игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу», «Снежный ком», игры-соревнования, викторины, конкурсы.

Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра «Угадай-ка». В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться «Что? Где? Когда?». Задания к ней составляю, обращаясь к упражнениям и текстам учебника. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию способом организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

При работе с текстами применяю такую фору, как «джигсо» (картинка разбита на много разных кусочков, сложи их вместе в правильном порядке), все ученики участвуют с интересом. Они получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Задача усложняется, если дается два разных разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить. Такая работа может быть групповой и индивидуальной. Это может быть не только прозаический текст, но и стихотворение или телеграмма, где перепутаны предложения.

Применяю в работе «ложную ситуацию», раздаю картинки и предложения, а два или три предложения не соответствуют картинке, так использую тексты – загадки.

Игры для обучения аудированию представляют собой аналогию игр для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию на слух. «Творческий диктант», например, учитель диктует рассказ, а ученики рисуют, затем делают подписи под рисунками.

Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен ученикам легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов.


Внеклассные мероприятия как способ формирования познавательной активности обучающихся.
Школьники, изучая иностранный язык, практически не имеют возможности говорить на нем, пользоваться полученными знаниями вне класса. Внеклассные мероприятия помогают решить эту проблемы. Ежегодно мы проводим такие мероприятия как заочное путешествие по Германии для младших школьников, Викторины «Умники и умницы», вечера, посвященные памятным датам и т.д.

В нашей школе стало традицией проведение декад иностранного языка, которые позволяют ребятам применять свои знания на практике.

Работа, проводимая при подготовке к этому мероприятию, предполагает создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала учащихся. При этом формируется познавательная активность, внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать.

Во время подготовительного этапа ведется большая работа над проблемой, на которой базируется конкретное мероприятие (овладение лексикой, грамматическими образцами, активизация материала в упражнениях и т.д.)

Практика показывает, для школьников очень привлекателен музыкальный конкурс. Он заключается в исполнении под фонограмму немецкой народной песни с соответствующим танцевальным сопровождением. Ребята могут сравнить немецкую народную музыку с русской, познакомиться с элементами немецкого народного костюма. Очень ярко в этом случае проявляется лингвострановедческая сторона обучения, идёт соприкосновение с реалиями немецкого языка, формируется толерантное отношение к другой культуре.

Проведение подобных мероприятий - это результат совместной деятельности педагогов и учащихся. Здесь они выступают на равных, что способствует развитию нормального общения между учителем и учеником. На организационном этапе праздника я стараюсь привлечь как можно больше учащихся, выявить как можно больше их талантов и возможностей.

Когда весь мир отмечал 257 лет со дня рождения великого композитора В.А. Моцарта, совместно с ребятами мы подготовили и провели ряд мероприятий, посвященных его творчеству. Было проведено внеклассное мероприятие на немецком языке «Wolfang Amadeus Моzаrt — einer der bekanntesten Komponisten der Welt». Мы совершили небольшое путешествие в мир музыки и "посетили город Зальцбург — город, в котором родился композитор.

У учащихся второй ступени проводились уроки, посвященные творчеству Моцарта. Ребята слушали музыку композитора и с помощью рисунка старались передать свое восприятие, чувства. Было предложено на немецком языке рассказать, что изображено на картине и почему. Учащиеся выбирали наиболее подходящее название музыкальных произведений из предложенных учителем.

Именно такая форма работы как внеклассные мероприятия вносит, на мой взгляд, наиболее существенный вклад в формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения немецкого языка. Конечно, он требует от самого учителя определенных творческих способностей, но как показывает опыт, результат превосходит все ожидания.

В течение ряда лет мною проводилась работа в рамках осуществления формирования познавательной активности обучающихся на уроках иностранного языка на основе концепции личностно – ориентированного образования.



Предложенная система работы, основывающаяся на принципах гуманизации учебно-воспитательного процесса, опоры на познавательную и социальную активность детей дает положительные результаты.

Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал когда-то К. Роджерс: «Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой».
скачать


Смотрите также:
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка при формировании ууд
97.69kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
220.76kb.
Творческая работа по проблеме Организация самостоятельной работы на уроках химии как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся
1636.6kb.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
Использование современных технологий на уроках иностранного языка
113.7kb.
Метод проектов на уроках иностранного языка
375.11kb.
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в 5-8классах
28.51kb.
Игровая деятельность на уроках иностранного языка как средство формирования познавательной активности у учащихся. Глава 1 Использование игрового метода обучения при обучении иностранным языкам
185.48kb.
Информационно-коммуникационные технологии в формировании творческой познавательной деятельности школьников на уроках литературы
647.01kb.
Методика преподавания иностранного языка
28.53kb.
Метод проектов как средство подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
61.85kb.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
132.09kb.