Главная стр 1
скачать
Круглый стол «20 лет Конституции Российской Федерации: итоги и перспективы».
Цель: исследовать итоги строительства новой России;

выявить проблемы соответствия Конституции фактическим общественным отношениям;

привить учащимся чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.

Оборудование: Конституция РФ, обсуждаемые вопросы через мультимедийный экран.
Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Юбилей российской Конституции, который отмечается в этом году – это знаменательное и исторически важное событие. На ее основе наша страна смогла пройти очень сложное пятнадцатилетие масштабных, поистине революционных событий, пройти, не обрушив общество в пучину беспорядков, не потеряв государственности. Ведь сколько было попыток ввергнуть Россию в хаос, в надежде на ее слабость, а также несостоятельность и непрофессионализм руководства новой страны, ставшей преемницей Советского Союза. Поэтому, на мой взгляд, взгляд неискушенного человека, Конституция является одним из главных достижений постсоветской эпохи. Именно в Конституции мы получили тот правовой фундамент, который обеспечивает политическую, экономическую, социальную целостность России.



Хочется обратить внимание на то, что сказал В. В. Путин на приеме, посвященном десятилетию принятия Конституции РФ: «Тогда, в 1993 году, она закрепила действительно поворотные исторические события. Подтвердила выбор народа России. Выбор свободы и реальной демократии, который и сегодня определяет развитие нашего государства. Развитие – долгосрочное. Развитие – необратимое».

Я не могу не согласиться с председателем Конституционного Суда, доктором юридических наук, профессором В. Д. Зорькиным, который на Конференции в РАН, посвященной десятилетию Конституции, говорил о том, что именно Основной Закон юридически легитимизировал российское государство в мировом сообществе, выразил основные политические ценности, которые определили лицо новой и исторически преемственной России. Эти ценности четко прописаны в преамбуле Конституции:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»1.

В этом году, как уже было отмечено, российской Конституции исполняется двадцать лет. Нынешний Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию напоминает об этом исторически важном событии. Обращаясь к гражданам, депутатам и членам Федерального Собрания, он акцентирует свое внимание на том, что именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, «единство многонационального народа – не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия». То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства, всем авторитетом Основного Закона, формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей.

Обсуждение вопросов:

1. По ст. 11 государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Отсюда возникает вопрос: «Куда отнести Президента?» С одной стороны, он не относится ни к одной из ветвей власти, а с другой – он эту власть осуществляет. Для сравнения обратимся к ст. 74 проекта Конституции С.М. Шахрая, в которой прописано, что Президент возглавляет исполнительную власть.

(Обсуждение данного вопроса учащимися)



2.Важным результатом за 15-тилетнюю историю Конституции я бы назвала признание РФ в мировом сообществе, ведь как ранее было сказано, Конституция является средством легитимации государства в мире. Помимо этого стоить отметить, что в России постепенно закрепились демократические основы государства: плюрализм, многопартийность, сочетание прямого народовластия и через представительство. На данный момент идет закрепление федерализма, хотя все еще есть определенного рода недоработки, давайте выявим какие?

(Обсуждение вопроса) (наличие пробелов в сфере определения статуса органов местного самоуправления и в сфере разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и Субъектами).



3. Можно отметить первые подтверждения строительства конституционализма, хотя говорить о том, что он уже полностью установлен, еще рано. Почему?

(Обсуждение проблемы. Не достигнуты высокие приоритеты и цели, не сформировалось еще у граждан сознание, основанное, как было сказано раньше, на убежденности в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов.)



Учитель: выявим проблемы, с которыми сталкивается правительство, российский народ в осуществлении Конституции РФ.

Выступления учащихся:

1.Проблема соответствия конституции фактическим общественным отношениям является вечной. Ее решает каждая страна, и Россия не является здесь исключением. Конституцию критиковали в СМИ, как на момент ее принятия, так и сейчас: говорится о том, что она принималась в спешке и допускает различные толкования. Тем не менее, стоит отметить, что идеального текста Конституции, не допускающего неоднозначных толкований, быть не может, ведь неоднозначность толкования любого текста – фундаментальное свойство человеческого языка.

2.Что касается ключевых проблем, то, во-первых, стоить опять вернуться к роли Президента в системе разделения властей: ссылаясь на ст. 10, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. А по ст. 11 государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Данная ситуация требует принципиального решения: либо надо отразить в Конституции самостоятельное существование президентской власти как отдельной формы, соизмерить ее с разделением властей, либо определить конкретно положение Президента в системе существующих трех ветвей власти.

Во-вторых, остается нерешенной проблема с местом прокуратуры в системе разделения властей. Считать ее частью судебной системы нельзя хотя бы потому, что она никаких функций правосудия осуществлять не вправе, прокуратура имеет лишь надзорные функции, в том числе в сфере правосудия, тем не менее ст. 129 о прокуратуре включена в главу о судебной власти. Также, сравнивая нашу Конституцию с «Вариантом 0», стоит отметить, что в проекте С. М. Шахрая прокуратуре отводится более определенное место. Ст. 97 о прокуратуре входит в главу об иных федеральных государственных органах, т.е. очевидно, судя по содержанию данной главы, что она не относится к органам судебной власти.

В-третьих, в Конституции есть глава 8 о местном самоуправлении, но нет главы об органах государственной власти субъектов РФ. Такое несоответствие не может являться чертой федеративного государства. Решая эту проблему, можно обратиться к проекту С. М. Шахрая, в котором такие главы есть.

3.Наконец, говоря о концепции власти местного самоуправления, следует ее уточнить, потому что остается неясным, является ли она общественной или государственной. В ст. 12 четко сказано, что она не является государственной, а в ст. 132 говорится, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Выступают ли они при осуществлении таких полномочий от имени государства, т.е. как органы государственной власти, неясно.

Говоря о проблемах, которые касаются изменения существующей Конституции, надо подчеркнуть, что нельзя менять Конституцию с каждым Президентом или каждым десятилетием. Более того, Основной Закон надо менять тогда, когда его уже нельзя не менять.



Учитель:

Подводя небольшой итог, надо сказать, что нет страны, в которой законодательство не критиковали бы точно так же. Но есть в этой критике и своя особая российская правда. Она – в недостаточном опыте и профессионализме парламентариев. В законодательном процессе недостаточно просто знать правила. Нужно уметь ими пользоваться. Важно, чтобы в результате законотворчества практически исключалась возможность появления законов "сырых", неэффективных, а также не согласованных с действующим законодательством и конституционными нормами. Решающая роль в этом принадлежит именно профессионализму и добросовестности законодателей. Государственная Дума должна в полной мере соответствовать высоким стандартам законотворчества, к которым их обязывает важнейшая политическая и гражданская роль в системе российской власти.



Определим перспективы развития государственности:

Мы верим – Россия будет процветающей, демократической страной, сильной и в то же время комфортной для жизни. Соглашусь со словами нашего Президента, что РФ будет «лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан». Думая о перспективах развития нашей Конституции, важно юридически закрепить следующее понятие: не гражданин существует для государства, а государство – для гражданина. На особом месте должна стоять правовая конституционная безопасность – личности, общества, государства.



Беря во внимание предложение президента о конституционной реформе, где он увеличил сроки полномочий Президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно, надо учитывать, что такие сроки взялись не спроста: за 6 лет глава государства успеет сделать больше дел, чем за те же 4 года. Как показывает практика, в конце первого срока полномочий президента, т.е. по прошествии 4 лет, начинает вырисовываться ясная картина полученных результатов и успехах в развитии государства, поэтому увеличение срока работы Президента – это вполне обоснованное решение. Главное, чтобы это решение не стало предпосылкой к становлению России на путь авторитарного государства, поэтому конституционализм – это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Хочется надеяться на то, что он станет базой и ориентиром политического развития современной России. А для того, чтобы окончательно построить конституционализм, необходимо наличие нормативно-правового фундамента. Конституция является своего рода каркасом, содержащим фундаментальную доктрину права, которую необходимо постоянно совершенствовать. Для этого и нужна обширная нормативно-правовая база, опирающаяся на Конституцию.
скачать


Смотрите также:
Цель: исследовать итоги строительства новой России; выявить проблемы соответствия Конституции фактическим общественным отношениям
71.07kb.
Материал для урока Экология и культура будущее России Цель: обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»
96.04kb.
История конституции основа демократии России
41.47kb.
Анализ работы методического центра за 2009-2010 учебный год
464.01kb.
Тестовый контроль на уроках русского языка в начальных классах
213.26kb.
В. Г. Распутин Нравственные проблемы повести «Прощание с Матерой»
33.18kb.
Классный час 4 класс «12 декабря День Конституции»
135.59kb.
Классный час «День Конституции и государственные символы рф»
63.09kb.
Последний зов новая идеология: три учения нового мира и проблемы новой россии часть 2 тайна россии москва 2003
3783.47kb.
"История Конституции основа демократии России"
40.48kb.
Самостоятельная работа по теме «Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны». II. Изучение новой темы
53.47kb.
История Конституции основа демократии России
63.97kb.