Главная стр 1стр 2
скачать


Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ

к утверждению Управляющим советом. Директор МБОУ «Волошинская СОШ»

Протокол № 4 от 15.06.2012 Е. А. Данильченко.

Приказ № 119 от 17.07.2012


Рассмотрена и рекомендована

к утверждению педагогическим советом.

Протокол № 14 от 22.06.2012

Образовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ВОЛОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

на 2012 - 2013 учебный год.

х. Волошино

2012

I. Пояснительная записка к образовательной программе


Данная образовательная программа предназначена для дальнейшего совершенствования и развития образовательного процесса МБОУ «Волошинская СОШ». При разработке программы были учтены результаты проблемно-ориентированного анализа внешних и внутренних условий развития школы и эффективности управления им. Основное содержание программы базируется на Законе РФ «Об образовании», Гражданском Кодексе РФ, Конвенции о правах ребенка, Уставе и локальных актах школы и исходит из проблем современного образования, основной из которых является проблема отношения к ребенку как к объекту обучения.

Цель образовательной программы школы:

Регламентировать перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государства в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа» с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями школы.



Целями реализации образовательной программы являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

С ключевыми идеями программы ознакомлены учителя, дети и родители, произведены некоторые преобразования в учебно-воспитательной системе, спрогнозированы предварительные результаты работы по данной программе.

Образовательная программа в процессе работы может уточняться, корректироваться, совершенствоваться.


II. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

Полное наименование в соответствии с Уставом:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волошинская средняя общеобразовательная школа» Родионово-Несветайского района



Юридический адрес: 346583, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Волошино, ул. Центральная, 14.

Фактический адрес: 346583, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Волошино, ул. Центральная, 14.

Телефон: 8(86340) 24741

Адрес электронной почты: volschool@mail.ru

Адрес сайта: http://volschool.ucoz.ru

Учредители: администрация Родионово-Несветайского района

Количество обучающихся - 120

Численность педагогического персонала -16

Численность вспомогательного и технического персонала - 14



Директор общеобразовательного учреждения: Данильченко Евгений Александрович

Деятельность школы регламентируют следующие нормативно-правовые документы:

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Волошинская средняя общеобразовательная школа» Родионово-Несветайского района утверждён Постановлением Администрации Родионово – Несветайского района № 1121 от 27.10.2011.



Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия 61№ 001312, регистрационный № 2261 от 09.04.2012 выдана бессрочно Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

Свидетельство о государственной аккредитации № ОП №025844 рег. №1819 выдано Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области на срок с "22" мая 2012 г. до "22" мая 2024 г. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации:

ОГРН 1026101549660

ИНН/КПП 6130004335/613001001

Локальные акты (на сайте школы http://volschool.ucoz.ru)
МБОУ «Волошинская СОШ» основана в 1993 году. Расположена в кирпичном двухэтажном здании. В нем располагаются 15 учебных кабинетов, мастерская, спортивный, тренажерный и актовый залы. В школе действует столовая на 80 мест, которая полностью обеспечена технологическим оборудованием и посудой. Финансирование питания осуществляется из двух источников: за счет средств родителей и за счет средств местного бюджета для детей из малообеспеченных семей.

Проектная мощность здания школы (с учётом корректировки) 217 ученических мест. В школе организовано отопление от собственной котельной на газообразном топливе.

Школа является опорной в своём образовательном округе. Микрорайон школы включает в себя 6 населенных пунктов: х. Волошино, х. Ивановка, х. Курлаки, х. Глинки, х. Юдино, с. Генеральское. Подвоз обучающихся на занятия осуществляется двумя автобусами ПАЗ 32053-70 (2010 и 2011 года выпуска) на 22 посадочных места. Оба автобуса оборудованы в соответствии с требованиями безопасности перевозки школьников.

В школе обучается 120 учащихся. Распределение контингента учащихся по населенным пунктам представлено на диаграмме:


В школе также работает группа кратковременного пребывания дошкольников, которую посещают 17 детей в возрасте 5-6,5 лет.

В процессе всей своей деятельности школа внедряет и работает по различным методикам, как в воспитательной, так и в учебной деятельности.

Активная жизненная позиция сельского социума создала предпосылки для привлечения к реальному управлению школой представителей общественности, прежде всего родительской. Все это привело к демократическому государственно-общественному характеру управления. В 1998 учебном году в школе создан Совет школы, а в 2011 году – Управляющий совет.

В 2008 году школа была названа победителем конкурса среди школ, внедряющих инновационные технологии в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Школа является неоднократным победителем в различных номинациях муниципальных и региональных конкурсов школьных сайтов.

Из 16 учителей школы все имеют педагогическое образование. Из них:

13 – высшее

3 - среднее специальное.

1 учитель имеет высшую квалификационную категорию.

13 учителей - 1 категорию.

2 учителя - 2 категорию.

Из всего педагогического состава в школе

1 учитель имеет нагрудный знак «Отличник народного просвещения».

3 учителя имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования».

5 учителей награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Профессиональное мастерство педагогических кадров подтверждено победой учителя химии и биологии в приоритетном Национальном проекте образования.

1учитель - лауреат районного конкурса «Лучший классный руководитель».

1учитель-победитель районного конкурса «Урок письма».

1 учитель – победитель муниципального конкурса «Учитель года Несветая».
Таким образом, школа имеет кадровый потенциал, чтобы решать поставленные перед ней задачи.
Структура школы и система её управления.


Школа в соответствии с лицензией серия 61№ 001312, регистрационный №2261 от 09.04.2012, выданной бессрочно Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области предоставляет образовательные услуги для реализации программ:

- дошкольного общего образования;

- начального общего;

- основного общего;

- среднего (полного) общего образования;

- дополнительного образования.


Успеваемость на протяжении последних трех лет составляет 99 %. Качество знаний колеблется в пределах 23 – 26 % .

Качество обучения подтверждают результаты ЕГЭ.




Годы

Предмет

Результаты ЕГЭ

Количество (чел.)

Средний тестовый балл

2008-2009

Математика

11

46,9

Русский язык

11

59

Физика

4

42,25

Информатика и ИКТ

1

63

2009-2010

Математика

6

48,2

Русский язык

6

57,8

Физика

2

44

Информатика и ИКТ

1

51

Биология

1

66

2010-2011

Математика

8

52,75

Русский язык

8

65,75

Обществознание

8

58,25

Физика

1

57

История

1

85

Биология

3

55,7

2011 - 2012

Математика

6

44,7

Русский язык

6

55,8

Обществознание

6

54,2

Физика

2

42,5

История

1

47

Информатика и ИКТ

1

57

Английский язык

1

25

Литература

1

73

всего




96

54,42


Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса


Годы выпуска

Количество выпускников

Результаты итоговой аттестации

аттестовано

%

«4» и «5»

%

2009

11

11

100

3

27

2010

11

11

100

0

0

2011

17

17

100

1

6

2012

13

12

92,3

3

23

Всего

52

51

98

7

13,5
Результаты обучающихся 9-х классов общеобразовательного учреждения, сдававших государственную (итоговую) аттестацию по новой форме

Годы

Количество (чел.)

Предмет

Средний балл

2008-2009

10

Математика

3,5

2009-2010

10

Математика

3,6

10

Русский язык

3,6

2010-2011

17

Математика

3,35

17

Русский язык

3,6

2011 - 2012

11

Математика

4,1

Для качественного проведения учебного процесса оснащены комплектами учебного оборудования кабинеты химии, русского языка и литературы, физики, кабинет начальных классов. Все учебные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, в кабинетах информатики, математики, во всех кабинетах начальных классов установлены интерактивные комплексы, в спортивном зале – современные спортивное оборудование, завершена работа по созданию школьной локальной сети, что позволило расширить использование информационных технологий в учебной и внеучебной деятельности и обеспечило доступность современного образования и выравнивания образовательных возможностей для всех учащихся.

Перед школой в 2012-2013 учебном году поставлены задачи:

1. Направить деятельность педагогического коллектива на изучение и внедрение ФГОС ООО нового поколения.

2. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику компетентностного подхода в учебно – воспитательном процессе. Рассмотреть вопросы освоения и использования наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся (метод проектов, технология «критического мышления», организация учебных дискуссий и др.);

3. Вести мониторинг результативности образовательного процесса.

4. Выявить причины снижения % качества образовательных результатов на всех ступенях обучения; наметить пути его повышения. Особое внимание уделить вопросу объективности оценивания ЗУН обучающихся.

5. Продолжить работу с обучающимися по подготовке к сдаче выпускных экзаменов в формате ЕГЭ и ГИА.

6. Продолжить работу, нацеленную на:

- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей.

- формирование положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности и знаниям;

- повышение качества образования через формирование ключевых компетенций обучающихся.

- предупреждение неуспеваемости;

7. В работе по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов.

8. Обеспечение условий, соответствующих нормам охраны труда, правилам техники безопасности, нормам производственной санитарии и возрастным особенностям учащихся.

9. Укрепление материально-технической базы школы и пришкольной территории.

10. Развивать воспитательное пространство школы посредством поиска новых форм и методов воспитательной работы, развития взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

11. Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.

12. Активизировать деятельность классных руководителей по развитию воспитательных систем классов;

13. Внедрять инновационные подходы в организации работы с родителями;

14. Усилить работу по профилактике правонарушений, добиваться снижения численности правонарушений, нарушений Закона.

15. Развивать деятельность школьного самоуправления; деятельность ДМОО «Парус».

16. Развивать общественно-полезную, волонтерскую деятельность (отряд «Забота»).

Организационно-педагогические условия
  • Режим 5 дневной рабочей недели для 1- 11 классов при соблюдении требований к организации учебного процесса;
  • Организация занятий в 1 смену;
  • Средняя наполняемость классов – 11 человек;
  • Организация индивидуальных консультаций после учебных занятий;
  • Организация занятий дополнительного образования с 15.00 до 18.00;
  • Классно-урочная система;
  • Продолжительность урока 45 мин, перемены 10 (20) минут;
  • Учебный год начинается 1 сентября и продолжается 35 недель, каникулы 30 календарных дней, летом 3 месяца, учебный год длится 4 четверти (1-9 классы), 2 полугодия (10-11 классы);
  • Особенностью организации учебно-воспитательного процесса является его многоступенчатость:
1. Дошкольное образование – 1-2 года .
2. Начальная школа - 4 года обучения (1- 4 классы).
3. Основная школа - 5 лет обучения (5-9 классы).
4. Средняя (полная) школа – 2 года обучения (10-11 классы).
III. Характеристика социального заказа на образовательные услуги.

В качестве заинтересованных сторон исполнения образовательной программы выступают: во-первых, непосредственные участники образовательного процесса – обучающиеся и педагоги. Во-вторых, родители; в-третьих, государство.

Потребности обучающихся выявлены в ходе устных опросов, анкетирования, диагностики, экспертных оценок педагогов, выборов форм итоговой аттестации. Учащиеся школы выбирают предметы для изучения из таких образовательных областей как математика, филология, физическая культура. Из дополнительного образования предпочитают: программы художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений.

Микросоциологические исследования, анкетирование, беседы показали, что родители хотят видеть своих детей успешными, здоровыми, востребованными в обществе.

С третьей стороны участники образовательного процесса, учителя оформляют заказ на здоровую, мотивированную на образование личность.


IV. Моделирование образовательной деятельности в образовательном учреждении с учетом социального заказа.



Направления

Критерии

Начальная школа

Основная школа

Средняя (полная) школа

Гражданские качества

знание своих прав и обязанностей

знание своих прав и обязанностей

знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать

долг и ответственность перед семьёй и школой

любовь к родному селу, республике

активная гражданская позиция

осознанность своих поступков

любовь к природе, охрана её

умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны

-патриотизм

уважение к традициям народа

принципиальность

-правдолюбие

иметь свое мнение

патриотизм




уметь принимать решения

национальное самосознание




независимость убеждений

Нравственные качества

понятие чести, достоинства

доброта

гуманизм

выдержка

милосердие

честность

умение жить в коллективе

взаимовыручка

бескорыстность

взаимопонимание

честность

справедливость

взаимовыручка

порядочность

трудолюбие

понимание другого человека

самоуважение




уважение к старшим

порядочность

здоровый образ жизни

доброжелательность

уважительное отношение к чужому труду




гуманизм

любовь к школе

обязательность

Интеллектуальные способности

сформированный запас ЗУН

стремление к познанию

эрудированность

использование ЗУН на практике

расширение своего кругозора

умения применять знания в жизни

понимание, что учёба – это труд

умение анализировать

владение новыми информационными технологиями




самостоятельность мышления

творческий подход к делу

любознательность

самокритичность

способность к самообразованию




Общая культура

приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям

культура поведения

владение нормами морали и культурного поведения

чувство прекрасного

приобретение навыков этикета

знание общечеловеческих ценностей

внешний опрятный вид

приобщение к художественным ценностям

культура общения




знание норм морали

культура умственного труда




уважительное отношение к прошлому



Дошкольное образование

Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап его жизни, который требует значительной психологической перестройки всей внутренней жизни. Облегчить адаптацию к школьному обучению, призвано дошкольное образование.

Содержание образовательного процесса в группе кратковременного пребывания дошкольников строится в соответствии с комплексной программой развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») / Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, Т. Р. Кислова, С. А. Козлова, О. А. Куревина, И. В. Маслова, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, памяти, речи; развитие эмоциональной сферы; цельность детского мировоззрения и др.



Комплексная программа развития и воспитания дошкольников построена на основе следующих принципов:

1)Личностно-ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающей личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

2)Культурно ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

3)Деятельностно - ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Результатом хода развития ребенка является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.



Целью комплексной программы развития и воспитания дошкольников является

Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.



Для достижения цели решаются следующие задачи образовательной программы:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;

Создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;

Формирование у дошкольников определенного запаса представлений об окружающем, фонда знаний, умений и навыков.

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Обеспечение социальной адаптации детей к условиям ДОУ.

Развитие у дошкольников социальной, коммуникативной и деятельностной компетентностей.

Создание современной материально-технической базы учреждения.

Обеспечение полного методического сопровождения.

Использование современных технологий.

Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.

И реализуется через следующие разделы Программы:



  1. Возрастные особенности детей.

  2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

  3. Физическое развитие.

  4. Игровая деятельность.

  5. Социально-личностное развитие.

  6. Познавательная деятельность:

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

  • Ознакомление с окружающим.

  • Введение в математику.

  • Введение в художественную литературу.

  • Изобразительная деятельность.

  • Конструирование. Лепка. Аппликация.

7.Воспитание и развитие личностных качеств.

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.


Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок физически готов к нему. Поэтому важным в программе являются разделы «Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников», «Физическое развитие». Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека. Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.

В разделе «Игровая деятельность» описываются разнообразные игры (творческие, дидактические, подвижные и др.), обеспечивающие полноценное развитие дошкольника. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения. Не случайно игре как методу обучения отдается предпочтение в разделе «Учебно-познавательная деятельность».

Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми. Данный раздел рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.
Раздел «Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников.

В данном разделе структурно не выделены как самостоятельные следующие направления: «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие ребенка в театрализованной деятельности». 



Занятия по обучению грамоте и  подготовке к письму проводятся по пособиям Р. Н. Бунеевых  «По дороге к Азбуке» и «Наши прописи». Рабочая программа по предмету обучение грамоте для дошкольников разработана на основе образовательной программы «Школа 2100».

Цель курса – всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.



Задачи обучения:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

  2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

  3. формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

  4. развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

  5. развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

  6. развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

  7. развитие умений говорения, слушания и чтения ;

  8. развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

  9. обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

10) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
Занятия по  введению в математику

Разработаны на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100» и проводятся по пособию Л. Г.Петерсон, Н. П. Холиной «Раз- ступенька, два-ступенька…»



Цели математического развития дошкольников:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов.

  • Увеличение объема внимания и памяти.

  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  • Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами».

    Занятия по ознакомлению с окружающим миром проводятся на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100» по пособию А. А. Вахрушева, Е. Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир».

    Задачи курса:

  1. Помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

  2. Раскрыть детям сущностные особенности предметов,

  3. Способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности,

  4. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

  5. Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

  6. Сформировать отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

  7. Обогатить знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

  8. Сформировать у детей обобщенные представления на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

  9. Воспитывать бережное отношение к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней, основы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

  10. Помочь понять детям роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

  11. Расширить представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания об их внешнем облике и поведении животных; научить выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; вести календарь наблюдения природы.

  12. Сформировать элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

  13. Обогатить и уточнить знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

    Занятия по развитию речи и введение в художественную литературу проводятся по пособиям О. О. Чиндиловой, А. В. Бадсковой «Введение в художественную литературу» и Ф. А. Сохиной «Занятия по развитию речи детей дошкольного возраста». Программа дошкольного курса по развитию речи введение в художественную литературу разработана на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100».

Предлагаемая программа является интегрированной развивающе-обучающей с приоритетом развивающей функции.

Цель: саморазвитие и развитие личности ребёнка, выявление творческого потенциала, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Данная цель решается через ряд специальных задач:

-воспитание звуковой культуры речи;

-обогащение, закрепление и активизацию словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

-обучение разговорной (диалогической) речи;

-развитие связной речи;

-воспитание интереса к художественному слову.


    Занятия по физическому воспитанию проводятся по пособию И.А. Фоминой «Сюжетно-ролевая гимнастика». Программа дошкольного курса по физической культуре разработана на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100».

Предлагаемая программа является интегрированной развивающе-обучающей с приоритетом развивающей функции.

Цель: саморазвитие и развитие личности ребёнка, выявление творческого потенциала. Данная цель решается через ряд задач:

- охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;

-формирование физических навыков, двигательных навыков и умений;

-достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту;

-воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

-формирование широкого круга игровых действий;

-содействие формированию правильной осанки;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми;

-воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся по пособиям И. В. Масловой «Лепка, аппликация, рисование, конструирование» и О. В. Куревиной, Г. Е. Селезневой «Путешествие в прекрасное». Рабочая программа дошкольного курса по рисованию разработана на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100».

Цель курса - помочь ребенку приобрести опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом.

Рабочая программа дошкольного курса по лепке разработана на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100».

Основные задачи обучения


  • Учить новым способам крепления элементов изображения (в углублении основной детали, прикрепление тонкой полосы к основанию – изготовление посуды;

  • добавлять роспись, характерную для каждого из промыслов (дымковская игрушка, Гжель, городецкая игрушка).

  • Учить создавать целые композиции, объединенные сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.

  • Развивать глазомер и мелкую моторику, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.

Рабочая программа дошкольного курса по аппликации разработана на основе Программы Образовательной системы «школа 2100».

Основные задачи обучения

  • Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы;

  • Учить самостоятельно, создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию;

  • составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов;

  • работать с шаблонами и трафаретами.

Программа дошкольного курса по конструированию и ручному труду разработана на основе Программы Образовательной системы «Школа 2100».

Предлагаемая программа является интегрированной развивающе-обучающей с приоритетом развивающей функции.



Цель: саморазвитие и развитие личности ребёнка, выявление творческого потенциала. Данная цель решается через ряд задач:

1. Формирование духовных качеств личности и эстетического мышления на основе развития творческой личности.

2. Развитие качеств творческой личности, умеющей:


  • ставить цель;

  • искать и находить решения;

  • выбирать средства и реализовывать свой замысел;

  • осознать и оценивать свой индивидуальный опыт;

  • находить речевое соответствие своим действиям.

3. Формирования основ эстетических и политехнических знаний и умений;

4. Расширение общекультурного кругозора дошкольников.


Целями основной образовательной программы начального общего образования являются:

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через:

- побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности,

- обучение навыкам общения и сотрудничества,

- поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе,

- расширение опыта самостоятельного выбора,

- формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

Характеристика младшего школьного возраста и виды деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.

Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.



    Виды деятельности младшего школьника:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;


Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования


  1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

  2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения разнообразными формами игровой деятельности.

  3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их самостоятельной конкретизации учениками;

  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:

  • ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

  • поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

  • обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.).

5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

Основные образовательные программы начальной школы реализуются через наборы:

  • обязательных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, технологии творчества (музыка, ИЗО, физическая культура);

  • развивающих курсов и образовательных модулей по выбору школы и семьи (например, театр кукол),

  • внеурочной образовательной деятельности (учебные и образовательные экскурсии и т.д.).

    Реализуется компетентностный подход в начальной школе через широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги).

В начальной школе соблюдаются требования к технологиям:

  • обучение детей само- и взаимооцениванию;

  • расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

  • построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

  • использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.


Содержание основных образовательных программ на ступени начального образования.
Характеристика учебных программ по образовательным областям.
Начальная школа использует учебно-методический комплекс «Школа 21 век»/Руководитель проекта член – корреспондент РАО профессор Н. Ф. Виноградова/
Образовательная область «Филология».
Образовательная область «Филология» представлена программами по русскому языку (автор С. В. Иванов) и литературному чтению (автор Л. А. Ефросинина).
Начальная школа призвана заложить основы развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка. Это по преимуществу практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно говорить, читать и писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг.
Образовательная область «Математика».
Образовательная область «Математика» представлена программой по математике (автор В. Н. Рудницкая). Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и их важнейших свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Концентрическое построение курса, связанное с постепенным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений, навыков.
Образовательная область «Естествознание».
Образовательная область «Естестсвознание» представлена учебным курсом «Окружающий мир» (автор Н. Ф. Виноградова). Основными задачами курса являются:
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества;
- целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры, т.к. одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между природой и обществом.
Образовательная область «Искусство».
Образовательная область «Искусство» включает учебные курсы по музыке и изобразительному искусству.
Учебный предмет «Музыка». Массовое музыкальной образование и воспитание опирается на принцип признания самоценности музыкального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры.
Задачами музыкального образования и воспитания являются:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
- формирование способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе адекватного восприятия, освоения различных форм и видов музыкально-практической деятельности, развития личностно-творческого отношения к различным явлениям музыкальной культуры;
- познание закономерностей музыкального искусства на основе интонационной природы, многочисленных связей с жизнью, другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, разнообразия форм проявления и бытования музыки в жизни современного школьника, специфики ее воздействия на человека;
- освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками творческой деятельности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Образовательная область «Физическая культура».
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Она характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека, которые выступают как цель и условие развития физической культуры личности.
Целью обучения является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью. В соответствии с целью формулируются задачи учебного предмета: расширение двигательного опыта, совершенствование функциональных возможностей организма и т.д.
Образовательная область «Технология».
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважение к людям труда и другие ценные качества, способствующие будущему труженику усвоить требования жизни и утвердиться в ней. Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми предметами начальной школы:
- с языком: обогащение словаря – названия изделий, частей, деталей, материалов и др.;
- развитие речи – анализ конструкции изделия, работы;
- закрепление навыков чтения: работа с дидактическими материалами, наглядными пособиями, дополнительной литературой;
- с математикой: анализ, сопоставление, сравнение; пространственные представления; счет, вычисления, измерения, расчеты и т.п.;
- с естествознанием: виды растений, физические свойства материалов, масштаб;
- с изобразительным искусством: тема, сюжет, композиция и т.п.;
- с физической культурой: развитие глазомера, мышечной системы, координация движений, выносливость и т.п.;
- с музыкой: темп, ритм, образ, положительная энергия и др.

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Г. Дальнереченска Приморского края Структура образовательной программы школы
1105.76kb.
План график
40.94kb.
«Методическое обеспечение работы начальной школы на основе образовательных стандартов нового поколения»
62.63kb.
Назначение образовательной программы школы
573.66kb.
Программа начального
2875.57kb.
Цели и задачи образовательной программы
259.05kb.
Назначение образовательной программы школы
522.66kb.
Методического объединения на заседании педсовета Директор школы
3937.09kb.
Цель образовательной программы школы
1198.53kb.
Программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 р п. Степное Советского района
1936.22kb.
Пояснительная записка Образовательной программы маоу востряковской сош №2 на 2013-2014 учебный год
155.53kb.
Пояснительная записка на 2011-2012 учебный год Программно-методическое обеспечение образовательной программы Раздел Управление реализацией образовательной программы
1648.12kb.