Главная стр 1стр 2
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду  для 4 класса, является интегрированным курсом ,включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный  труд. Рабочая программа  основывается на авторскую программу «Изобразительное искусство и художественный труд 1-11 классы» под редакцией Б.М.Неменского. -М.:Просвещение, 2007; Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учебник для 4 класса начальной школы/ Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2007. Твоя мастерская :рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. /Л.А. Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2008. Программа создана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Ее реализация происходит за 2 учебных  часа в неделю, 70 часов в год. В связи с тем, что программа рассчитана на 68 часов, а учебных недель 35 и соответственно 35 недель, а в неделю 2 часа- 70 уроков, в КТП изменения. В 1 четверти увеличение на 2 часа. Вместо 16  часов- 18, за счет более глубокого изучения материала: « Гармония жилья с природой», « Образ красоты человека», включена выставка творческих работ учащихся .Во 2 четверти добавлена игра-викторина «Древние города нашей земли» 1 час, за счет 1 часа «Города русской земли».В 3 четверти вместо 22 часов запланировано 20 так, как 10 учебных недель за счет уплотнения материала. В 4 четверти вместо 16 часов увеличение на 2 часа, т.е. 18 часов. Материал внутри  тем расширен. Практических работ-1ч.-6 ;2ч.-7,1викторина; 3ч.-8,1 викторина; 4ч.-6.Всего -26 работ.

 

  Цель: формирование представления о многообразии и  увлекательности  художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь.



  Задачи художественного развития учащихся:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

-эмоционально откликаться на красоту природы  родного края, красоту  труда людей родной земли;

-видеть черты национального своеобразия  в облике людей, в их одежде, украшениях, в  архитектуре , предметах быта ;

-эмоционально  откликаться на красоту  природы, особенности культуры и образа жизни  зарубежных народов;

-видеть национальные особенности  искусства  зарубежных стран на примере выдающихся  произведений. Эмоционально откликаться на общие для разных  народов нравственно-эстетические  представления о труде,  любви;

-видеть общие гуманистические основы в искусстве разных стран;

-развивать способность к взаимопониманию, интерес  и внимание к творческим усилиям товарищей; -поддерживать интерес к создаваемым творческим работам, воспитывать интерес  к творчеству художников родного края, зарубежных стран;

Формирование творческой активности:

-сравнивать отношение к миру , выраженное в произведениях искусства  разных народов;

-видеть в жизни много интересного для себя; выражать свое отношение к природе , человеку, культуре разных народов во всех видах художественно-творческой деятельности;

-сознательно использовать  средства разных видов искусства для выражения собственного отношения  к окружающей действительности.

Формирование художественных умений, знаний, навыков.

  Знакомство с искусством  постепенно выходит за пределы ближайшего окружения школьников. Делается это постепенно .1 четверть как бы подводит итог уже  накопленным представлениям  о культуре родного народа; в ней на первый план выдвигается задача формирования патриотических чувств  ребенка. В следующих четвертях учащиеся знакомятся с искусством разных народов Земли.

  Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе  сравнения родной природы , труда, архитектуры , красоты  человека   с культурой  других народов . Дети должны научиться видеть красоту , радоваться ей.

  Подвести детей к пониманию того, что наряду с многообразием представлений  народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существует единое понимание всеми народами красоты отношения человека к жизни , отношения к своей стране, труду, к  матерям, отцам, к старикам и детям.

  Учебные задания предусматривают  дальнейшее развитие навыков  работы  гуашью, пастель, пластилином, бумагой (конструирование). Задачи трудового воспитания  органично связаны с художественными. Художественное творчество это большой  и тяжелый труд , приносящий радость  и удовлетворение автору и зрителю. В процессе овладения трудовыми  навыками работы  разными  художественными материалами дети приходят  к пониманию  красоты творчества.

  В 4 классе возрастает значение  коллективных работ  в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса  играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление  о культуре народа, использование игровой драматургии. На протяжении всего года учащиеся в игровой форме  выполняют задания  трех мастеров: изображения , украшения, постройки. Учитываются межпредметные связи .

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

 

В результате обучения в 4 классе обучающиеся должны знать:



об особенностях архитектуры ( родного края, нашей страны, зарубежных стран ) и ее связи с природой;

о произведениях некоторых выдающихся художниках своей республики и других;

о  гуманистических основах прогрессивного  искусства разных народов;

о  выдающихся произведениях  И.Репина «Бурлаки на Волге»,И.Левитана «Золотая осень. Слободка», «Вечерний звон», Рафаэля  «Сикстинская  мадонна»,Рембрандта «Возвращение блудного сына», А.Веницианова  «На пашне. Весна», М.Врубеля « Царевна Лебедь», Б.Кустодиев «Масленица».

  уметь:

делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;

цветом передавать пространственные планы;

изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

проводить экскурсию  по выставке работ .

 
 


1 четверть

КАЖДЫЙ НАРОД ХУДОЖНИК 18

Тема: Истоки родного искусства

урока


Наименование раздела, тем

Часы учебной нагрузки

Плановые сроки прохождения

Примечание

1,2

Пейзаж родной земли.

 


2

 

 

3-6

Гармония жилья с природой

4

 

 

7-11

Образ красоты человека

 


5

 

 

12-16

 


Народные праздники

 

 



5

 

 

17-18

Выставка творческих работ

2

 

 

 

 

                                                                  2 четверть



Тема: Древние города нашей земли 14

 


урока


Наименование раздела, тем

Часы учебной нагрузки

Плановые сроки прохождения

Примечание

19-20

Древнерусский город – крепость

2

 

 

21-22

Древние соборы

 


2

 

 

23-24

Древний город и его жители

 


2

 

 

25-26

 

Древнерусские воины-защитники



2

 

 

27

 

Города Русской земли

 


1

 

 

28-29

 

Узоречье теремов



2

 

 

30-31

Праздничный пир в теремных палатах

2

 

 

32

Игра-викторина «Древние города нашей земли»

1

 

 

 

 

 



 

 

 



 

3 четверть

Тема: Каждый народ – художник 20

 


урока


Наименование раздела, тем

Часы учебной нагрузки

Плановые сроки прохождения

Примечание

33-38

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

6

 

 

39-41

Искусство народов гор и степей

3

 

 

42-44

Образ художественной культуры Средней Азии

3

 

 

45-48

Образ художественной культуры Древней Греции

              4

 

 

49-51

Образ художественной культуры средневековой западной Европы

 


            3  

 

 

52

Многообразие художественных культур в мире

Игра-викторина « «Каждый народ художник» (обобщение)

            1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4четверть 18

Тема: Искусство объединяет народы

урока


Наименование раздела, тем

Часы учебной нагрузки

Плановые сроки прохождения

Примечание

53-55

Все народы воспевают материнство

3

 

 

56-58

Все народы воспевают мудрость старости

 


3

 

 

59-61

Сопереживание – великая тема искусства

3

 

 

62-64

Герои, борцы и защитники

 


3

 

 

65-68

Юность и надежды

 

 



4

 

 

 

69-70

 

Искусство народов  мира (обобщение)



2

 

 

 


 

 

 



 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ЧЕТВЕРТЬ  18



ИСТОКИ ОДНОГО ИСКУССТВА

Знакомство с истоками родного искусства – это  знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

В содержание занятий обязательно должно быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.

 

Тема. Пейзаж родной земли  2

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Изменчивости природы по временам года и в течение дня. Красота разных времен года. Земля – это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

Тема. Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир 4

Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

 Образ традиционного русского дома – избы. Воплощение в избе космогонических представлений- представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей – порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшение избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Постройка, украшение, изображение при создании избы.

Различные виды изб. Традиции разных областей России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.д.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

Задание: работа над образом традиционной российской деревни: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем , полуобъем);

2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (панно – коллективная работа с объединением индивидуально сделанных деталей).

Формирование конструктивных навыков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.

 

Тема. Образ красоты человека 5

 

У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.



Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека – во многих произведениях искусства,  посвященных нашей истории.

«Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.

Красота русской женщины в произведениях отечественных художников.

Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в ее праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Имен поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира.

Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художников.

Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских  художников. Тема  труда – естественное развитие представлений  о красоте человека. (Акцент надо сделать на радости и красоте труда, его определяющем значении в формировании народных представлений о красоте человека.)

Необходимо подобрать для урока художественный материал с учетом местных видов труда.

Задание: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.

При дополнительных возможностях- изготовление кукол по типу народных тряпичных лили лепных фигур для уже созданной деревни.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.

 

Тема. Народные праздники 5



Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это народный образ радости и  счастливой жизни.

Изображение праздника является формой обобщения материала четверти. Развитие композиционных навыков.

Задание: создание работ на тему народного праздника – коллективное панно ( возможно также создание индивидуальных композиционных работ).  Тема «Праздник» также может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.

Материалы: гуашь, кисти, склеенное полотнище из обоев для панно или склеенные листы бумаги.



Тема. Выставка  творческих работ 2

 

 



2 ЧЕТВЕРТЬ

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ 14

 

Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов-крепостей. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. Их сохранение сегодня.



Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли белокаменные города с куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет! На уроках необходимо раскрыть красоту и мудрость их архитектурной организации.

 В период изучения материала двух четвертей дети фактически получают представления об истории русской средневековой архитектуры и бытовой культуры, заканчивая 17 веком (материал дается на смысловом уровне, без указания дат).

Изучаемый материал способствует существенному развитию художественно-практических навыков. В этой четверти особый акцент делается на развитие чувства пропорций, соотношение частей при формировании образа. Развивается конструктивное  и композиционное мышление, расширяются возможности восприятия и вариативность представлений об окружающем мире.

 В течение четверти необходимо менять художественные материалы в работе детей: постройка из бумаги  и лепка, графическое изображение и живописное изображение. Также необходимо чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

 

Тема. Древнерусский город – крепость 2

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек).

Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

Задание: работа над образом древнерусского города – изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант задания.

Материалы: согласно выбранному варианту задания – бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки или графические материалы.

 

Тема. Древние соборы 2

Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Задание: изображение на бумаге, лепка или постройка  макета здания древнерусского каменного храма – коллективная работа.

Материалы: гуашь, кисти. бумага и пластилин,  стеки или бумага, коробки, упаковочный материал, ножницы, клей.

 

Тема. Древний город и его жители 2

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Задание: моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

Вариант задания: изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города).

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей или тушь. палочка.

 

Тема. Древнерусские воины-защитники 2

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.

Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа,  развитие навыков изображение человека.

Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.

 

Тема. Города Русской земли 1

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города ( по выбору учителя). Они похожи и непохожи между собой.

Знакомство с конкретным  образом и своеобразием  этих исторических центров.  Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы- памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Задание: беседа-путешествие – знакомство с исторической архитектурой Москвы, Владимира, Новгорода и других городов (по выбору учителя).

Вариант задания: живописное или графическое  изображение древнерусского города. Это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

 

Тема. Узорочье теремов 2

Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы. Изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Задание: изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: склеенные обои или листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная),  гуашь, кисти.

 

Тема. Праздничный пир в теремных палатах 2

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

Задание: создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Тема. Игра-викторина «Древние города нашей земли» ( обобщение четверти)1

 

3 ЧЕТВЕРТЬ



КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК 20

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Для понимания исторически сложившегося лица культуры того или иного народа большое значение имеет заложенное в его сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по сей день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные материалы определили характер национальных построек и предметов традиционного быта, вид одежды, характер труда, а следовательно, весь уклад жизни. Нас интересует, как представления о красоте и устройстве мира, рожденные во взаимодействии с природой, выразились в предметном мире, созданном человеком.

В этой четверти невозможно, да и не нужно рассматривать много народов. Для более глубокого проникновения достаточно выбрать три культуры, чтобы успеть интересно прожить их образ с детьми. Но выбор за учителем.

Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем – Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.

Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик _ и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на уроках.

 Художественные культуры мира – это не история искусства этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный игровой методический прием, помогающий увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.)

 Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

 

Тема. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии 6

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады.

Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой (и с учетом опасности землетрясений). Изящная конструкция здания храма-пагоды, напоминающая дерево (сравнить с конструкцией русского каменного храма-богатыря). Совершенно иной образ женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – как будто подул ветер.

 Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

 Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

 Тему предлагается распределить на три урока. Могут выполняться индивидуальные работы по теме, а на заключительном занятии – коллективное панно. Можно постепенно делать коллективное панно в течение всего изучения темы. Задания могут быть различны: например, можно выполнить бумажную куклу в кимоно или полуобъемное построение сада.

Задания: 1) изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги , обрезанные как свиток, акварель (или можно взять гуашь), тушь, мягкая кисть.

2) изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически,  волнообразного движения фигуры;

3) коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном – изображением природы и построек (здесь неправильно работать густой фактурной краской гуашью, лучше взять прозрачную акварель).

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.

 

Тема. Искусство народов гор  и степей 3

 Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.

 Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами.  Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

 

Тема. Образ художественной культуры Средней Азии 3

 Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.

 Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход – портал. Минареты.

Купольные сооружения – мавзолеи. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой лазурными узорчатыми изразцами. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

 Торговая площадь – шумный, пестрый восточный базар – самое многолюдное место. Площадь окружают лавки ремесленников, создающих серебряные и медные сосуды, чаши, кувшины, ткани, яркие ковры, украшенное оружие.

Задание: работа над  образом древнего среднеазиатского города – аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.

 

Тема. Образ художественной культуры Древней Греции 4

Особое значение искусства Древней Греции.

 Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.

Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Красота построения человеческого тела – «архитектура» тела, воспетая греками. Древнегреческая скульптура. Восхищение гармоничным человеком – особенность миропонимания в Древней Греции. Искусство греческой вазописи. Роспись ваз, рассказывающая о повседневной жизни греков.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.

Задания: 1)  изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги;

2) изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах);

3) работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь богини Афины, проставление красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

 

Тема. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы  3

Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.

 Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Свои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Задание: поэтапная работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежда человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, кисти, пастель, ножницы, клей.

 

Тема. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) 1

Выставка работ и беседа помогут закрепить в сознании детей тему четверти «каждый народ – художник» - ведущую тему года. Итог – это не запоминание названий, а радость детей от того, что можешь поделиться открытиями иных, уже прожитых культурных миров.

Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием конкретных памятников, а пониманием разности своей творческой работы в разных культурах, т. е. помогать осознать, почему постройки, одежда, украшения такие разные.



Игра – викторина  «Каждый народ художник» (обобщение тем)

 

4 ЧЕТВЕРТЬ



ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ 18

Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов  о красоте явлений  жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. В 1-3 четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

В 4 четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.

 Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству – к живописи и графики – Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживание людей, их отношения.

Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведений искусства.

 

Тема. Все народы воспевают материнство  3

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу

( изображение по представлению).

Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.

 

Тема. Все народы воспевают мудрость старости 3

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Задание: изображение любимого пожилого человека – стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

 

Тема. Сопереживание – великая тема искусства 3

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.)

Материалы: гуашь (черная и белая), кисти, бумага.

 


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Цель: формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь. Задачи художественного развития учащихся
520.19kb.
Программа кружка «Игрушки сувениры» (для учащихся 2 6 классов)
109.74kb.
Е. Я. Басин этика художественного творчества
3508.04kb.
Индрякова Л. Г., преподавателя художественного отделения Арттерапия в школе
62.89kb.
Конкурса детского творчества «Зеркало природы»
470.98kb.
Цель: расширить представления учащихся об особенностях художественного описания (помещения) и подготовить детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся
64.87kb.
Благотворительный Фонд поддержки художественного творчества «Бюро Жар Птица»
157.55kb.
Конкурса детского творчества «зеркало природы»
54.75kb.
«Якутские национальные блюда»
22.41kb.
Развитие пространственного мышления учащихся второй ступени на уроках технологии посредством применения художественного проектирования и элементов черчения
28.99kb.
Развитие художественно- творческих способностей детей
81.09kb.
Композиционный анализ художественного текста Основные понятия Композиционный анализ художественного произведения
41.33kb.