Главная стр 1
скачать


ЦИКЛ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

«БАЗЫ ДАННЫХ»
Цель работы состоит в получении навыков работы в системах управления базами данных, а так же создании системы управления базой данных с необходимым набором функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:



  1. Разработать структуру и создать базу данных в среде MS Access

  2. Создание запросов, диалоговой формы и отчета в среде MS Access

  3. Знакомство с языком SQL



ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ


1.1 ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛИЦ 2

Описание структуры таблицы №1 «Описание препарата» 2

1.2. СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ БАЗЫ ДАННЫХ 4

Создание структуры таблицы в режиме конструктора: 4

Результат заполнения данными созданной таблицы: 4

1.3 СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ 5

1.4. СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ 6

1.4.1. Запрос на выборку записи 6

1.4.2. Запрос на вставку записи 7

1.4.3. Запрос на удаление записи 8

1.4.4. Запрос на редактирование записи 9

1.5. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДАННЫМИ ПРИ ПРОСМОТРЕ 10

1.6. СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА ДЛЯ ПЕЧАТИ 10



1.1 ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛИЦ

Базы данных представляют собой совокупность связанных между собой таблиц, дополненных создаваемыми компонентами: запросами (формирование выборки из одной или нескольких таблиц по заранее заданному критерию), формами для удобства добавления записей в таблицу, и отчетами для вывода нужной информации.

Сначала определяем структуру БД: какие таблицы целесообразно включать в базу данных, какая информация должна в них храниться, чтобы минимизировать избыточность данных и обеспечить целостность данных. Для этого таблицы базы данных связываем с помощью ключевого поля. В данном случае ключевым будет поле ID.

Таблица состоит из полей (столбцов) и записей (строк). Каждое поле отвечает за отдельное свойство описываемых объектов. Запись – это все свойства описываемого объекта.


Пример

Описание структуры таблицы №1 «Описание препарата»


При создании данной таблицы были использованы следующие поля:

«ID» - уникальный номер каждого препарата. Ключевое поле. Тип данных: Счетчик (автоинкрементное). Размер поля: длинное целое.

«Nazvanie» – название препарата. Тип данных – текстовой. Размер поля – 20 символов.

«Kategorya» – категория медицинских препаратов. Тип данных – текстовой. Размер поля – 20 символов.

«Sostav» – состав медицинского препарата. Тип данных – текстовый. Размер поля – 255 символов.

«Srok_godnosty» – срок годности препарата. Тип данных – текстовый. Размер поля – 11 знаков. Маска ввода: 00.00.0000;0;_ Поле является обязательным для заполнения.

«Upakovka» – описание упаковки препарата. Тип данных – текстовый. Размер поля – 255 знаков.

«Gotovim_v_apteke» – определяет готовиться ли данный препарат в аптеке. Тип данных – логический. Формат поля: Да/Нет.



«Cena» - определяет цену препарата. Тип данных – денежный. Размер поля – двойное с плавающей точкой.

Описание структуры таблицы №3 «Prizivnik»

Поле

Тип

Связь с

Описание

ID 

int(11)

 

 

Surname 

char(30)

 

 

Name 

char(30)

 

 

Otchestvo 

char(30)

 

 

Data 

date

 

 

Kol_child 

int(2)

 

 

Sem_pol 

enum('женат', 'холост')

 

 

Address 

char(100)

 

 

Status 

char(30)

 

 

Work_place 

char(30)

 

 

Goden 

enum('A', 'B', 'V', 'G', 'D')

 

 

Zapas 

enum('да', 'нет')

 

 

ICQ 

char(11)

 

 



1.2. СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ БАЗЫ ДАННЫХ

Создание структуры таблицы в режиме конструктора:



Результат заполнения данными созданной таблицы:




1.3 СОЗДАНИЕ СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ

Целостность данных означает систему правил, используемых в СУБД Access для поддержания связей между записями в связанных таблицах (таблиц, объединенных с помощью связи), а также обеспечивает защиту от случайного удаления или изменения связанных данных. Контролировать целостность данных можно, если выполнены следующие условия:



  • связанное поле (поле, посредством которого осуществляется связь) одной таблицы является ключевым полем или имеет уникальный индекс;

  • связанные поля имеют один тип данных. Здесь существует исключение. Поле счетчика может быть связано с числовым полем, если оно имеет тип Длинное целое,

  • обе таблицы принадлежат одной базе данных Access. Если таблицы являются связанными, то они должны быть таблицами Access.

В данной работе использовалась связь “один к одному”. Связывались таблицы opisanie_preparata и postavshik по уникальному поля (для таблицы postavshik) Nazv_post.

1.4. СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ

Запросы являются мощным средством обработки данных, хранимых в таблицах Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобном формату электронной таблицы, а также выполнять, вычисления над группами записей.

В Access можно создавать следующие типы запросов:


  • запрос на выборку;

  • запрос с параметрами;

  • перекрестный запрос;

  • запрос на изменение (запрос на удаление, обновление и добавление записей на создание таблицы);

  • запросы SQL (запросы на объединение, запросы к серверу, управляющие запросы, подчиненные запросы).

В данной работе будут использоваться запросы на вставку, удаление, редактирование записи, просмотр группы записей

1.4.1. Запрос на выборку записи


Запрос на выборку используется наиболее часто. При его выполнении данные, удовлетворяющие условиям отбора, выбираются из одной или из нескольких таблиц и выводятся в определенном порядке. Кроме того, что с помощью запросов можно формировать новые таблицы, запросы на выборку позволяют создавать таблицы с записями, отдельные поля которой удовлетворяют определенным условиям.

На экран будут выведены только те сотрудники, у которых количество командировок будет равно тому, что будет введено в запросе:





Код SQL запроса на выборку:

SELECT opisanie_preparata.ID, opisanie_preparata.Nazvanie, opisanie_preparata.Kategorya, opisanie_preparata.Srok_godnosty, opisanie_preparata.Upakovka, opisanie_preparata.Cena

FROM opisanie_preparata

WHERE (((opisanie_preparata.Srok_godnosty)<"10.06.2010"));



1.4.2. Запрос на вставку записи


Запросы на вставку добавляют в таблицу базы данных запись.

С помощью данного запроса мы сформируем новую таблицу spisok_preparatov состоящую из препаратов, у которых срок годности не истёк.

Эти запросы создаются на основе запросов на выборку с помощью изменения их типа.

Чтобы создать запрос на вставку новой записи в таблицу “spisok_preparatov”.

Для этого необходимо определить таблицу, из которой необходимо отобрать значения.

Ц
елевую таблицу (в которую добавляются записи) вы указываете в диалоговом окне, которое появляется сразу, как только вы установите тип запроса (на добавление):

Результат выполнения в новой таблице:



Код SQL запроса на вставку записи:

INSERT INTO Spisok_preparatov ( Nazvanie, Kategorya, Sostav, Srok_godnosty, Upakovka, Gotovim_v_apteke, Cena )

SELECT opisanie_preparata.Nazvanie, opisanie_preparata.Kategorya, opisanie_preparata.Sostav, opisanie_preparata.Srok_godnosty, opisanie_preparata.Upakovka, opisanie_preparata.Gotovim_v_apteke, opisanie_preparata.Cena

FROM opisanie_preparata

WHERE (((opisanie_preparata.Srok_godnosty)

1.4.3. Запрос на удаление записи


Запросы на удаление - это запросы, которые удаляют необходимые записи из таблиц.

Создаем запрос на удаление сотрудника из таблицы «Личная карточка». Тип запроса – на удаление. Со сменой типа запроса несколько изменяется и область условий. Появилась новая ячейка Удаление. Под ней указываем условие, по которому нужно отобрать записи, подлежащие удалению. Даже если указываем условие отбора для одного поля, удалена будет вся запись.





Код SQL запроса на удаление:

DELETE Spisok_preparatov.ID, Spisok_preparatov.Nazvanie, Spisok_preparatov.Kategorya, Spisok_preparatov.Sostav, Spisok_preparatov.Srok_godnosty, Spisok_preparatov.Upakovka, Spisok_preparatov.Gotovim_v_apteke, Spisok_preparatov.Cena

FROM Spisok_preparatov

WHERE (((Spisok_preparatov.Srok_godnosty)

1.4.4. Запрос на редактирование записи


Запросы на редактирование создаются на основе запросов на выборку, и модифицируются с помощью смены типа на “Обновление”. Для этого в конструкторе описываются поля, которые необходимо редактировать. У редактируемых полей должно быть обработано свойство “Обновление”.

Представление запроса в режиме конструктора:



В данном случае редактирование происходит одной конкретной записи, которая выделяется по уникальному номеру (полю ID). Это реализовано с помощью параметра “Условие отбора” ([Введите уникальный № препарата]).



В данном запросе можно редактировать все поля, кроме поля “Срок годности”.

Представление запроса в режиме редактирования данных:





Код SQL запроса на редактирование:

UPDATE opisanie_preparata SET

opisanie_preparata.Nazvanie = [Введите цену препарата], opisanie_preparata.Kategorya = [Введите название], opisanie_preparata.Sostav = [Введите состав], opisanie_preparata.Srok_godnosty = [Введите срок годности], opisanie_preparata.Upakovka = [Введите описание упаковки], opisanie_preparata.Gotovim_v_apteke = [Готовим в аптеке? (true/false)], opisanie_preparata.Cena = [Введите цену]

WHERE (((opisanie_preparata.ID)=[Введите уникальный № препарата]));




1.5. СОЗДАНИЕ ФОРМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДАННЫМИ ПРИ ПРОСМОТРЕ


Использование форм в MS Access пользователями значительно упрощает просмотр и добавление данных в уже существующую БД. Включение управляющих кнопок в интерфейс формы даёт пользователю доступ ко всем записям базы данных. Присутствие на форме кнопок “Новая запись” и “Сохранить” позволяют добавлять записи на данной форме.


1.6. СОЗДАНИЕ ОТЧЕТА ДЛЯ ПЕЧАТИ


Отчет - это гибкое и эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также поместить в него рисунки и диаграммы.

Основное различие между отчетами и формами заключается в их назначении. Если формы задуманы преимущественно для ввода данных, то отчеты - для просмотра данных (на экране либо на бумаге). В формах используются вычисляемые поля (обычно с помощью вычислений на основе полей в текущей записи). В отчетах вычисляемые поля (итоги) формируются на основе общей группы записей, страницы записей или всех записей отчета. Все, что можно сделать с формой (за исключением ввода данных), можно сделать и с отчетом. Действительно, форму можно сохранить в виде отчета, а затем изменить элементы управления формы в окне конструктора отчета.



Для вывода необходимых данных на печать был создан отчет “Список препаратов”, препараты сгруппированы по категориям.



скачать


Смотрите также:
Цикл практических работ «базы данных»
83.53kb.
Вопросы к междисциплинарному Государственному экзамену для студентов групп 461,451,452 по дисциплине «Базы данных»
19.86kb.
Проектирование структуры данных. Создание таблиц базы данных. Создание схемы базы данных
73.1kb.
Практическая работа 1 Тема: Создание таблиц базы данных в ms access. Создание таблицы базы данных в режиме конструктора, с помощью мастера, путем ввода данных
25.03kb.
Создание базы данных, состоящей из одной таблицы
39.4kb.
Практикум по теме «Разработка базы данных
111.2kb.
Реляционные базы данных
11.68kb.
Практическая работа № «Создание базы данных»
18.04kb.
Базы данных методические указания к выполнению курсовых работ
62.67kb.
Access. Базы данных
274.49kb.
Базы Данных и Системы Управления Базами Данных (субд)
73.69kb.
Создание Табличной базы данных «Процессоры» Пуск – Все программы – OpenOffice
9.03kb.