Главная стр 1
скачать
Шкала Реактивной и Личностной Тревожности (ШРЛТ).
Тест разработан Спилбергером и адаптирован Ханиным. Позволяет оценивать как конституциональную тревожность (тревожность как черту личности), так и клинически выраженную тревогу (тревога как состояние). Возможность четкой дифференциации этих двух типов тревоги является бесспорным преимуществом этой шкалы. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Тест состоит из двух субшкал: тревога как состояние (1-20 пункт) и тревога как черта личности (21-40 пункт). Пункты первой субшкалы ориентируют пациента на описание своего состояния в данный момент (ситуативная или реактивная тревожность), а пункты второй нацелены на описание привычного модуса самоощущения (личностная тревожность).



Ситуативная или реактивная тревожность (СТ или РТ) как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Под личностной тревожностью (ЛТ) понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные самооценке, самоуважению.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Обработка результатов

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности производится отдельно по каждой из субшкал следующим образом:

подсчитывается сумма баллов за каждый ответ на строке «О» и сумма баллов на строке «П». Ответ «Нет, это не так» - 1 балл; «Пожалуй это так» - 2 балла; «Верно» - 3 балла; «Совершенно верно» - 4 балла;

затем вычисляем по формуле:

Т1 = Σп – Σо + 50

Т2 = Σп – Σо + 35

где Т1 – ситуативная тревожность, Т2 – личностная тревожность.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей используются следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 балла – умеренная; 45 и более – высокая.

Оцените свое состояние.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.



Поставьте "галочку" в соответствующей вашему выбору графе справа в зависимости от того:


а. как вы себя чувствуете

в данный момент ?

нет

это не так

пожалуй
это так
верно

совершенно верно




  1. Я спокоен













О

  1. Мне ничего не угрожает













О

  1. Я нахожусь в напряжении












П

  1. Я испытываю сожаление













П

  1. Я чувствую себя свободно













О

  1. Я расстроен












П

  1. Меня волнуют возможные неудачи












П

  1. Я чувствую себя отдохнувшим













О

  1. Я встревожен












П

  1. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения













О

  1. Я уверен в себе













О

  1. Я нервничаю












П

  1. Я не нахожу себе места












П

  1. Я взвинчен












П

  1. Я не чувствую скованности, напряженности













О

  1. Я доволен













О

  1. Я озабочен












П

  1. Я слишком возбужден и мне не по себе












П

  1. Мне радостно и приятно













О

  1. Мне все безразлично













О




В. Как обычно Вы чувствуете себя ?

нет

это не так

пожалуй
это так
верно

совершенно верно




  1. Я испытываю удовольствие













О

  1. Я обычно быстро устаю












П

  1. Я легко могу заплакать












П

  1. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие












П

  1. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение













П

  1. Обычно, я чувствую себя бодрым













О

  1. Я спокоен, хладнокровен и собран













О

  1. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня












П

  1. Я слишком переживаю из-за пустяков












П

  1. Я вполне счастлив













О

  1. Я принимаю все близко к сердцу












П

  1. Мне не хватает уверенности в себе












П

  1. Обычно, я чувствую себя в безопасности













О

  1. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей












П

  1. У меня бывает хандра












П

  1. Я доволен













О

  1. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня












П

  1. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть












П

  1. Я уравновешенный человек













О

  1. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах












П

скачать


Смотрите также:
Шкала Реактивной и Личностной Тревожности (шрлт)
109.65kb.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
29.85kb.
Диагностирующий материал
726.05kb.
Методика диагностики самооценки ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина
119.16kb.
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
53.63kb.
Краткое содержание Диплома. Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников
13.01kb.
Программа коррекции личностной тревожности у младших подростков (4-6 классы)
145.77kb.
Взаимосвязь тревожности матери и тревожности ребенка старшего дошкольного возраста
46.76kb.
Формирование личностной позиции обучающихся на уроках физики
73.3kb.
Тревожные дети
118.96kb.
Программа развития и коррекции эмоционально-личностной сферы младших школьников
303.09kb.
Радикальное энергетическое совершенствование трансформаторов и электрических машин переменного тока
385.64kb.