Главная стр 1
скачать

Белозерова Наталья, маг-2 20.10.2011


Эволюционный подход к теории экономического роста

Цель доклада: представить разработки эволюционной теории в области экономического роста и технологического развития
Структура доклада:

  1. Принципы эволюционных моделей.

  2. Модель Монтоббио.

  3. Иллюстрация вывода Монтоббио на статистических данных по экономике США.


1.Основные принципы эволюционных моделей.

  • Отказ от равновесия и стационарного состояния

  • Разнообразие (фирм, технологий)

  • Принцип постоянства поведения - существование у фирм устойчивых правил принятия решений (отказ от принципа максимизации, ограниченная рациональность)

Правила принятия решений для фирм – аналог навыков для индивида. Правила поддерживаются в течение довольно долгого периода, изменения происходят редко и постепенно. В краткосрочном периоде правила постоянны, в долгосрочном – изменяются. Инновации появляются при изменении правил принятия решений. Изменения на микроуровне обуславливают изменения на более высоком агрегированном уровне. Изменения происходят в результате процесса поиска новых решений. Со временем может изменяться интенсивность поиска.

  • Процесс отбора

Изменение в весах правил принятия решений. Существующие правила определяют решения фирм о выпуске, способах производства и т.д., вместе они определяют рыночные цены. От цен зависит рентабельность. Рентабельность, инвестиционные решения, конъюнктура определяют рост одних фирм и сокращение других.
Теоретические модели строятся на динамических уравнениях.

Симуляционные модели используют процесс случайного блуждания (процесс Маркова), изменяющиеся во времени параметры.

Эмпирическое применение – на уровне отдельных отраслей (производство проводов, телевизоров, автомобилей, компьютеров), изучения институтов, модель для страны – Швеция.

2. Модель Монтоббио


  • Обобщение эволюционной модели Нельсона и Уинтера

  • Многосекторная экономика

  • Разнородные фирмы (гетерогенность на микроуровне)

  • Механизм структурных изменений

Агрегированный рост производительности - результат отбора фирм внутри отрасли и между отраслями.

Базовая модель

1 сектор, 1 продукт, n фирм, разные способы производства

Фирмы различаются затратами труда на единицу производимого товара (затраты капитала на единицу продукта для всех фирм равны). Конкурентоспособность каждой фирмы зависит от издержек на единицу выпуска (hi).

hi=ai +bR , ,

Rэто стоимость капитала по отношению к стоимости труда (которая принимается за единицу).

Рост выпуска i-й фирмы зависит от прибыли на единицу выпуска (mi= pi - hi, где pi – цена i-й фирмы).

Фирмы инвестируют постоянную долю f i от mi. Для упрощения - f одинаково для всех фирм.

если (pihi) то

yi – выпуск фирмы i, pi – цена фирмы i. фирмы, прирост выпуска которых равен нулю, прекращают производство и уходят с рынка.

Разные уровни цен отражают разные возможности фирм и влияют на формирование рыночных долей фирм.

Уравнение отбора выглядит следующим образом:



siрыночная доля компании i,

- темп прироста спроса на товар фирмы,

δ – коэффициент, измеряет воздействие на рост спроса изменения отклонения цены i-й фирмы от средней цены (отражает процесс отбора и интенсивность конкуренции).

если δ =0, рынок полностью сегментирован,

если δ =∞, рынки конкурентны.

Динамика модели объясняется отклонениями издержек на единицу продукции от среднего по фирмам, которые воздействуют на цену, на прибыль и на разницу в темпах роста фирм.



Изменения значений δ и f связаны с институциональными изменениями интенсивности конкуренции и доступа к финансовым ресурсам.

Δ - коэффициент рыночного отбора, измеряет давление отбора на фирмы. Большее значение коэффициента повышает скорость изменения рыночных долей фирм, усиливает отбор.
Многосекторная модель

Два эволюционных механизма: распределения (sorting) и отбора (selection).

Отбор: фирмы конкурируют внутри своей отрасли и с фирмами из других отраслей, которые производят товары-субституты.

Фирмы инвестируют постоянную долю прибыли на единицу выпуска, предполагается, что эта доля f одинакова для всех фирм сектора j.

Уравнение отбора описывает изменение долей в спросе i-х фирм сектора j:

для j=1,…, m секторов и i=1,…,nj фирм.

Нижние индексы относятся к фирмам, верхние – к секторам.

Фирма i конкурирует со всеми фирмами сектора m.

n1 , n2 ,…, nm – количество фирм в каждом секторе.

Потребители сравнивают pji (цену i-й фирмы сектора j) и цену plk (цену k-й фирмы сектора l, где l=1,…,m).

Коэффициенты djl - мера на уровне секторов возможности переключения покупателей от сектора j на сектор l. (значение djl зависит от степени заменяемости продуктов).

Распределение: различия в темпах роста секторов зависят от экзогенного фактора - изменения отраслевого состава спроса по мере увеличения доходов (отражается различием эластичности спроса по доходу для разных отраслей φj).


Уравнение распределения секторов:



φj – эластичность спроса на продукцию сектора по экономическому росту, - темп роста всей экономики, берётся как экзогенный.

Вывод модели:



Агрегированный темп роста производительности труда (при предположении, что f j и djl одинаковы для всех секторов и фирм) обратно пропорционален ковариации между эластичностью спроса по доходу в секторе и средними по сектору издержками на единицу выпуска, и прямо пропорционален дисперсии средних по сектору издержек на единицу выпуска и средним дисперсиям уровня издержек на единицу выпуска среди фирм в каждом секторе.

Рост производительности труда в экономике будет наблюдаться в том случае, если в ней будут преобладать сектора, для которых высокая эластичность спроса по доходу (то есть рост спроса на товар с ростом дохода) будет соответствовать низким средним издержкам выпуска.




    1. Иллюстрация вывода Монтоббио




Высокая эластичность спроса по доходу

Низкие средние издержки

Переработка нефти и угля

Производство напитков и табачных изделий

Химическое производство

Печатное производство

Металлургическое производство

Производство компьютеров и электроники

Источник: US Census Bureau http://factfinder.census.gov
Отсутствие соответствия между секторами с высокой эластичностью спроса по доходу и низкими средними издержками. То есть механизм распределения в данном случае не является процессом повышения эффективности.

Список литературы:



  1. Jan Fagerberg , Bart Verspagen Technology-gaps, innovation-diffusion and transformation: an evolutionary interpretation Research Policy 31 (2002) 1291–1304

  2. Montobbio F. An evolutionary model of industrial growth and structural change // Structural Change and Economic Dynamics, №13 (2002), pp.387–414

  3. Richard R. Nelson and Sidney G. Winter Neoclassical vs. Evolutionary Theories of Economic Growth: Critique and Prospectus, The Economic Journal, Vol. 84, No. 336 (Dec., 1974), pp. 886-905

  4. Richard R. Nelson and Sidney G. Winter Evolutionary Theorizing in Economics, The Journal of Economic Perspectives, Vol. 16, No. 2 (Spring, 2002), pp. 23-46

  5. Nelson, Richard R. and Sidney G. Winter, 1982. An Evolutionary Theory of Economic Change. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Приложение



 

Year

Tot cost of materials ($1000)

Total value of shps ($1000)

Value of product shipments ($1000)

Income (2009 dollars)

Эластичность сроса по доходу

Издержки на единицу

Food mfg

2006

304156757

536939160

514185099

8321176647

0.01901528

0.5664641

Food mfg

2005

298397145

532402120

509789129

8082577006

 

0.5604732

Beverage & tobacco product mfg

2006

44986194

124032571

119851866

 

-0.00022223

0.3626966

Beverage & tobacco product mfg

2005

43414418

124085595

120054035

 

 

0.3498748

Textile mills

2006

21589344

38829317

38028266

 

-0.01466324

0.5560063

Textile mills

2005

23773487

42327960

41342846

 

 

0.5616497

Textile product mills

2006

18195141

33264437

31263060

 

-0.00736564

0.5469848

Textile product mills

2005

19244870

35021877

32790804

 

 

0.54951

Apparel mfg

2006

14459153

30324969

24108378

 

-0.0045096

0.4768069

Apparel mfg

2005

15307508

31400959

25672332

 

 

0.4874854

Leather & allied product mfg

2006

3022019

5941292

5408475




-0.00100488

0.5086468

Leather & allied product mfg

2005

3291064

6181055

5624259

 

 

0.5324437

Wood product mfg

2006

68090301

112403167

107211753

 

0.00129173

0.6057685

Wood product mfg

2005

67809137

112094961

106787778

 

 

0.6049258

Paper mfg

2006

89293248

169032996

163985290

 

0.02977603

0.5282593

Paper mfg

2005

86779578

161928446

156671478

 

 

0.5359131

Printing & related support activities

2006

39718051

99799653

95000840

 

0.01206106

0.3979778

Printing & related support activities

2005

38389171

96921889

92552254

 

 

0.3960836

Petroleum & coal products mfg

2006

423264761

546811206

523977721

 

0.29766931

0.7740601

Petroleum & coal products mfg

2005

362682313

475787415

451958732

 

 

0.7622781

Chemical mfg

2006

320564238

657082332

607341820

 

0.19366874

0.4878601

Chemical mfg

2005

283161488

610873040

568937793

 

 

0.4635357

Plastics & rubber products mfg

2006

112779031

211299202

203496075

 

0.04608389

0.5337409

Plastics & rubber products mfg

2005

105002414

200303602

193186146

 

 

0.5242163

Nonmetallic mineral product mfg

2006

54735684

126263424

120855169

 

0.04784029

0.4335039

Nonmetallic mineral product mfg

2005

50073417

114848748

109748771

 

 

0.4359945

Primary metal mfg

2006

152498998

234384209

229474917

 

0.13043077

0.6506368

Primary metal mfg

2005

129429318

203263475

198510362

 

 

0.6367564

Fabricated metal product mfg

2006

150710560

317214471

298368862

 

0.11643816

0.4751062

Fabricated metal product mfg

2005

135420529

289432368

272154779

 

 

0.4678832

Machinery mfg

2006

174623062

326583345

303589471

 

0.10030658

0.5346968

Machinery mfg

2005

160922268

302650232

280488107

 

 

0.5317104

Computer & electronic product mfg

2006

159921464

390812961

365443673

 

0.07515028

0.409202

Computer & electronic product mfg

2005

148351495

372882132

348652049

 

 

0.3978509

Electrical equipment appliance & component mfg

2006

63275828

119402240

112481022

 

0.03112032

0.5299384

Electrical equipment appliance & component mfg

2005

57416580

111976942

105228616

 

 

0.5127536

Transportation equipment mfg

2006

442242003

699034220

681140283

 

0.03475001

0.6326471

Transportation equipment mfg

2005

438113164

690742881

672128462

 

 

0.6342637

Furniture & related product mfg

2006

39278765

85617568

80108792

 

0.00602003

0.4587699

Furniture & related product mfg

2005

37930423

84181191

78777457

 

 

0.4505807





скачать


Смотрите также:
Эволюционный подход к теории экономического роста
132.52kb.
Модель Солоу модель экономического роста
109.36kb.
Противоречия современного экономического роста в России: методы их преодоления
903.88kb.
Моделирование взаимосвязи стабильности банковской системы и экономического роста: теоретический аспект
138.42kb.
Финансы, денежное обращение и кредит
17.74kb.
Объективное знание. Эволюционный подход
6710.88kb.
Стратегии роста компании
100.17kb.
В. П. Визгин Геометрическая теория вещества Платона и его критика
439.09kb.
20, 25. Сбалансированный экономический рост и проблемы конвергенции уровней экономического развития
38.45kb.
К моделированию экономических систем
70.7kb.
«Учет научно-технического прогресса в моделях экономического роста»
58.67kb.
Системный и ситуационный подходы к процессу принятия управленческих решений Системный подход
45.32kb.