Главная стр 1
скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

г. Кимовска Тульской области

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н. ____ августа 2013 года

___ июня 2013 года




Рабочая программа спецкурса по биологии

«Моё здоровье в моих руках»
9 класс

Разработана



Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

Программа спецкурса "Мое здоровье в моих руках"

(17 часов)
Пояснительная записка
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс для учащихся 9 класса посвящён одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов.

Содержание, структура курса соответствуют возрастным особенностям девятиклассников, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы. Курс взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Спецкурс “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа данного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель элективного курса воспитание у подростков культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способности управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способности управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способности понимать своё предназначение).
Элективный курс направлен на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
Задачи курса:


  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;

  • создание условий для формирования у подростков навыков культуры отношения к своему здоровью;

  • расширение знаний по основам санитарии и гигиены;

  • обеспечение профилактики вредных привычек;

  • формирование положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по элективному курсу:


  • “Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;

  • “Отношение подростков МОУ СОШ № 2 к вредным привычкам”;

  • “Стресс и его воздействие на организм подростка”;

  • “Влияние шума на детский организм”;

  • “Влияние компьютеров на здоровье человека”;

  • “Как противостоять давлению среды”;

  • “Что значит быть счастливым?”;

  • “Наркотики, алкоголь и сигареты”;

  • “Я в этом мире”.


В результате прохождения программы элективного курса “Мое здоровье в моих руках” школьники должны знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • мотивы здорового образа жизни;

  • отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;

  • пути формирования здорового образа жизни.


Школьники должны уметь:

  • использовать полученные знания на практике;

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь;

  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.


Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике;

  • полученные знания для осознанного выбора профессии.

Содержание программы спецкурса

"Мое здоровье в моих руках"

(17 часов)


1. Введение (1 час)

Здоровье как одна из главных ценностей человека. Понятие о здоровом образе жизни, путях его формирования.

2. Вредные привычки, их профилактика (6 часов)



Алкоголизм. Вред алкоголя; причины, приводящие к алкоголизму. Профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм.

Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными по заболеваемости алкоголизмом в Тульской области».



Курение. Компоненты табачного дыма; влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия.

Практическая работа № 2 “Выявление числа курящих подростков в МОУ СОШ №2 (анкетирование, тесты)”.



Наркомания. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость; пути решения проблем. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными (наркомания) по Тульской области”.

Токсикомания. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании.

Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными (токсикомания) по Тульской области”.


3. Простудные заболевания (1 час)

Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды: профилактика простудных заболеваний.

Практическая работа № 5 “Выявление частоты заболеваний учащихся простудными заболеваниями в своей школе”.

4. Стресс (2 часа)

Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (3 часа)

Понятия о заболевании СПИДом, ВИЧ-инфекции; способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИДа, ВИЧ в мире, стране, Тульской области. “Болезни поведения” подростков. Профилактика «болезней поведения» подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Понятие о венерических заболеваниях (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей.
6. Первая медицинская помощь ( 2 часа)

Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.

Практическая работа № 6 “Решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка».


7. Обобщение: “За здоровый образ жизни” ( 2 часа)

Защита исследовательских работ, проектов, презентаций, собранной информации и.т.д.

Тематическое планирование спецкурса

"Мое здоровье в моих руках"


п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Введение.

Здоровье как одна из главных ценностей человека. Пути формирования здорового образа жизни подростка.

1

2

Вредные привычки, их профилактика

6

2.1

Алкоголизм, причины его возникновения. Детский и подростковый алкоголизм, их влияние на здоровье, меры профилактики.

1

2.2

Влияние алкоголя на репродуктивное здоровье молодежи. Алкоголь и беременность.

Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными по заболеваемости алкоголизмом в Тульской области»

1

2.3

Курение, причины возникновения. Состав табачного дыма. Влияние курения на системы органов подростка.

1

2.4

Практическая работа № 2 “Выявление числа курящих подростков в МОУ СОШ №2 (анкетирование, тесты)”.


1

2.5

Понятие о наркомании, ее видах, наркотических веществах. Причины и последствия наркомании. Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

1

2.6

Понятие о токсикомании, токсических веществ; причины токсикомании.

Последствия токсикомании для организма подростка.

Практическая работа № 3, 4 “Анализ статистических данных (наркомания, токсикомания) по Тульской области»



1

3

Простудные заболевания

1

3.1

Понятие о простудных заболеваниях; отрицательное воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций, меры их профилактики.

Практическая работа № 5 “Выявление частоты заболеваний учащихся простудными заболеваниями в своей школе”.

1

4

Стресс

2

4.1

Понятие о стрессе, его причинах. Виды стресса, их влияние на организм подростка.

1

4.2

Методы снятия стресса (работа со школьным психологом)




5

Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

3

5.1

Понятия о заболевании СПИД, ВИЧ-инфекции; причины и пути заражения.

Распространение СПИДа в мире, стране, Тульской области.

1

5.2

Болезни поведения” подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

1

5.3

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей.

1

6

Первая медицинская помощь

2

6.1

Меры по оказанию первой помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях.

1

6.2

Практическая работа № 6 “Решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка».

1

7

Обобщение.

«За здоровый образ жизни!»



2

7.1- 7.2

Защита исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, собранной информации и.т.д.

2

Литература:




  • Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1988. – 224с.

  • Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с.

  • Перегудов В. А., Болдырев В.И. Основы экологических знаний (в 2х частях). – Тула, Приокское книжное издательство, 1996

  • Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

  • Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

  • Тульский экологический бюллетень, 2008 год (выпуски 1, 2) – Тула, Гриф и К, 2008.

  • Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1997.

  • Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

  • Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

скачать


Смотрите также:
Элективный курс для учащихся 9 класса посвящён одной из главных проблем сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно ориентированный, рассчитан на 17 часов
92.67kb.
Элективный курс для предпрофильной подготовки обучающихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно ориентированный, рассчитан на 17 часов
83.95kb.
Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами компьютерной анимации с использованием технологии Macromedia Flash
167.46kb.
Элективный курс по литературе для учащихся 9 класса
213.78kb.
Элективный курс. «Учимся проводить экскурсии на английском языке» Предметно-ориентированный курс для учащихся 9-10 класса
59.15kb.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива»
129.28kb.
Элективный курс по биохимии «биологически активные молекулы»
41.9kb.
Элективный курс «Химия и красота»
164.26kb.
Элективный курс по немецкому языку для учащихся 5-9 х классов
47.55kb.
Элективный курс для учащихся 9 классов Курс рассчитан на 36 учебных часов. Цели и задачи курса
51.88kb.
Элективный курс по математике «Уравнения, неравенства и их системы»
33.04kb.
Элективный курс по латинскому языку в 9 ом классе
53.97kb.