Главная стр 1
скачать
МОУ «Гоноховская средняя общеобразовательная школа

имени Парфёнова Е. Е.»



Химия в повседневной жизни

Элективный курс для учащихся 9 класса



Составитель:

учитель химии

МОУ «Гоноховская СОШ

им. Парфёнова Е. Е.»

Синдеева С. В.

Гонохово 2010



Пояснительная записка

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация .Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам ,что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности .Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль .Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся .

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту ,а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности .

Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь .

В содержание программы заложены следующие идеи:


  • природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;

  • при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды ,что приводит к смещению природного равновесия;

  • химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем .

Цель:

Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.



Задачи:

  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества;

  • развить внутреннюю мотивацию учения;

  • развить экологическую культуру учащихся;

  • развить у учащихся специальные навыки и умения обращения с веществами;

  • расширить кругозор учащихся.

Программа курса рассчитана на 14 часов.

Содержание программы

Химия в кулинарии (2 ч)

Поваренная соль: её свойства, значение для жизни. Соль как химическое сырье и консервант.

Уксусная кислота и пищевая сода: свойства, значение, применение.

Разновидности жиров и масел. История применения масла в пищевой промышленности. Масло коровье: состав, свойства, добавки, хранение. Маргарин.

Составные части пищи (углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества и пр.). Интересное о продуктах питания: хлеб, молоко и молочные продукты, мясо и рыба, напитки, консервы.

Проблемы питания в современном мире. Перспективы создания искусственной пищи. Правила рационального питания.



Химия и косметика (2 ч)

Применение душистых веществ в древности (культовые обряды, благовонные мази, косметические и парфюмерные составы). Первые парфюмерные фабрики в Европе и России. Синтетические душистые вещества. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, кремы, эликсиры, лаки, пудры и пр.): их состав, назначение.



Бытовая химия (2 ч)

История использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространение. Разновидности современного мыла, его состав и недостатки. Хозяйственное мыло. Жидкое мыло. Шампуни.

Синтетические моющие средства (СМС): химический состав, группы, назначение. СМС для стирки синтетических, льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей.

Средства для мытья посуды. Средства для чистки раковин, плит, кухонной мебели и т. д.



Химия и лекарства (2 ч)

Основные лекарственные средства в домашней аптечке (йод, перекись водорода, раствор бриллиантового зелёного, обезболивающие средства, антибиотики и др.): хранение, назначение, состав.

Отравление лекарственными средствами. Передозировка лекарственными средствами. Осторожное обращение с лекарствами.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.

Витамины: виды, состав, назначение, применение.

Биологические активные добавки.


Химия и созданные ею вредные препараты (2 ч)

Наркотики: виды, значения, последствия. Наркомания, физиологическое воздействие на организм.

Алкоголь. Алкоголизм – болезнь века. Никотин. Табакокурение. Токсикомания.

Никотиновая, алкогольная, наркотическая зависимость.



Нефтехимия (2 ч)

Нефть в современном мире. Основные месторождения нефти в мире и в России.

Состав нефти, значение, применение. Перегонка нефти. Продукты перегонки нефти (керосин, бензин, мазут, лигроин, газойль и др.): состав, применение. Вредное влияние нефтепродуктов на окружающую среду.

Охрана окружающей среды (2 ч)

Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнений и их источники. Кислотные дожди. Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.

Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов).

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы.

Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Очистка воды.

Загрязнение почвы. Методы утилизации отходов.

Требования к усвоению учебного материала учащимися

Учащиеся должны знать:



  • качественный и количественный состав воздуха;

  • последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

  • проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения ( понятие «озоновой дыры»);

  • содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;

  • примерный качественный состав природных вод;

  • метод очистки пресной воды от загрязнений;

  • проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

  • проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;

  • требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

  • экологические проблемы местного значения;

  • роль химии в решении экологических проблем.

  • состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;

  • вред, наносимый употребление алкоголя наркотиков и при табакокурении;

  • состав основных лекарственных средств и витаминов;

  • состав косметических и парфюмерных средств;

  • состав моющих средств.

Учащиеся должны уметь:

  • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их пути решения;

  • бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;

  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;

  • анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;

  • применять лекарственные средства;

  • использовать моющие средства без вреда здоровью;

  • использовать косметические средства;

  • критически оценивать ситуации, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя;

  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;

  • приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;

  • вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями;

  • критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения.


Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

Химия в кулинарии (2 ч)

Химические соединения на кухне


1

Рассказ-диалог, демонстрация, эксперимент

Составные части пищи

1

Химия и косметика (2 ч)

Косметические средства


1

Индивидуальные сообщения, диалог, демонстрация, эксперимент

Парфюмерия

1

Бытовая химия (2 ч)

Средства гигиены


1

Рассказ-диалог, демонстрация, индивидуальные сообщения, эксперимент

Моющие средства

1

Химия и лекарства (2 ч)

Лекарства

1

Проблемная беседа, демонстрация

Витамины

1

Химия и созданные ею вредные препараты (2 ч)

Алкоголизм и никотиновая зависимость


1

Проблемная беседа, демонстрация, индивидуальные сообщения

Наркомания и токсикомания

1

Нефтехимия (2 ч)

Нефть в современном мире

1

Рассказ-диалог, демонстрация

Продукты переработки нефти

1

Охрана окружающей среды (2 ч)

Загрязнение окружающей среды


1

Проблемная беседа, демонстрация, индивидуальные сообщения

Глобальные экологические проблемы

1




скачать


Смотрите также:
Элективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
144.91kb.
Элективный курс по информатике «Методы решения математических задач» для учащихся 11 класса
139.28kb.
Элективный курс по биохимии «биологически активные молекулы»
41.9kb.
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики»
81.42kb.
Элективный курс по математике «Уравнения, неравенства и их системы»
33.04kb.
Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами компьютерной анимации с использованием технологии Macromedia Flash
167.46kb.
Элективный курс для учащихся 9 класса посвящён одной из главных проблем сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно ориентированный, рассчитан на 17 часов
92.67kb.
Элективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
62.58kb.
Программа составлена для учащихся 10 класса в количестве 34 часов
118.23kb.
Элективный курс по алгебре Работу
274.26kb.
Элективный курс по литературе для учащихся 9 класса
213.78kb.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива»
129.28kb.