Главная стр 1
скачать
Элективный курс по биохимии

«БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ МОЛЕКУЛЫ»

Составитель:

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Петрова Н.Б.



Аннотация

В современном обществе большое практическое значение имеют биологические активные вещества природного происхождения. Основные области применения – медицина, диетология, парфюмерия, косметология, биотехнологии. Большую известность получили биологически активные молекулы растительного происхождения. С древних времен человек использует лекарственные травы для леченых целей, настои из трав в косметологии и т.д. Биорегуляторы животного происхождения изучены меньше в силу исторических и экологических причин. Многообразие видов животных на планете и слабая изученность БАМ животного происхождения: кажущийся характер парадокса. Животные служат источником получения многих биологически активных соединений, выполняющих важные физиологические функции в человеческом организме. Эти природные регуляторы возникли в ходе эволюции живой природы в течение миллиардов лет. Они обеспечивают функционирование различных регуляторных систем. Это особые молекулы химических соединений, продукты метаболизма определенных клеток, проявляющие высокую специфичность и способность оказывать эффект в очень низких концентрациях. При этом они не токсичны и не накапливаются в организме, а продукты их распада являются естественными продуктами обмена. Одним из существенных недостатков таких веществ является кратковременность действия. Поэтому важной задачей биоорганической химии остается синтез аналогов природных биорегуляторов с более высокой селективностью и временем жизни в организме.



Пояснительная записка

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса и предполагается своеобразным дополнением при изучении естественнонаучного профиля в старшей школе. Курс является интегрированным: биология, химия, экология.



Цель элективного курса: познакомить учащихся с некоторыми биологически активными молекулами природного происхождения, их практическим применением.

Задачи:

-- формирование навыков работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет;

-- формирование понятий «биологически активные молекулы, биорегуляторы, химические синапсы, химические сигналы нервной системы, физиологически активные вещества, токсины, стероиды, селективность действия»;

-- классификация биологически активных молекул;

-- «знакомство» с животными, вырабатывающими БАМ и их воздействием на организм человека;

-- определение областей применения БАМ;

-- определение среди множества лекарственных и др. препаратов таких, которые изготовлены на основе БАМ.
Результаты обучения:

Умение работать с дополнительной литературой, ресурсами Интернет. Знают понятия: «биологически активные молекулы, биорегуляторы, химические синапсы, химические сигналы нервной системы, физиологически активные вещества, токсины, стероиды, селективность действия». Классифицируют биологически активные молекулы. Знают отдельным животных, вырабатывающих БАМ и их воздействием на организм человека. Называют области применения БАМ. Определяют среди лекарственных и др. препаратов такие, которые изготовлены на основе БАМ. Умеют проводить миниисследования по данной теме, делать выводы, анализировать, сообщать о полученных результатах.



Тематическое планирование занятий

п/п

Темы занятий

Дата проведения

Примечание

1

Понятие о биорегуляторах





Работа с литературой

2

Химические сигналы нервной системы







3

Боль и обезболивание








4

Биорегуляторы, обнаруженные в океане







5

Рыбы как источник лекарственных препаратов




Работа с ресурсами ИНТЕРНЕТ

6

Прекрасная природа и химическая природа прекрасного




Индивидуальная работа - миниисследования

7

Лекарственные амфибии, или обыкновенное колдовство




Индивидуальная работа - миниисследования

8

Целебная сила змей. Целебные органы и продукты жизнедеятельности животных.




Работа с ресурсами ИНТЕРНЕТ

9

Химические маркеры единства животного и растительного мира




Таблица по БАМ

Рекомендуемая литература:

  1. Алексер Э.М. Пчелиный яд в клинике внутренних болезней. – М.: Медицина, 1984.

  2. Баренбойм Г.М., Малепков А.Г. Мир веществ и здоровье. – М.: Наука, 1990.

  3. Биологические основы использования лекарственного сырья из продукции оленеводства. – Новосибирск: СО РАН, 1990.

  4. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. – Л.: Наука, 1976.

  5. Гурин И.С., Ажгихин И.С. Биологически активные вещества гидробионтов – источник новых лекарств и препаратов. – М.: Наука, 1990.

  6. Корпачев В.В. Целебная фауна. – М.: Наука,ю 1995.

  7. Лесовская М.И. Биологически активные молекулы: методические разработки лекционного спецкурса для студентов факультета естествознания. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001.

скачать


Смотрите также:
Элективный курс по биохимии «биологически активные молекулы»
41.9kb.
Для лечебного, педиатрического, медико-профилактического, военно-медицинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся некоторые биологически активные природные и синтетические органические соединения. Стероиды. Алкалоиды
210.31kb.
Элективный курс по латинскому языку в 9 классе
53.23kb.
Элективный курс по латинскому языку в 9 ом классе
53.97kb.
Элективный курс «Деловой английский»
145.62kb.
Элективный курс по алгебре Работу
274.26kb.
Элективный курс по информатике «Методы решения математических задач» для учащихся 11 класса
139.28kb.
Элективный курс «История отечественной физики»
83.22kb.
Элективный курс «Основы саморегуляции»
78.46kb.
Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами компьютерной анимации с использованием технологии Macromedia Flash
167.46kb.
Элективный курс «Занимательный русский язык»
140.09kb.
Элективный курс «Медицинская география»
105.5kb.