Главная | стр 1
“Утверждаю” Директор МОУ – Г № 2 ___________ / Л.М. Пономарева / "_____" 20012 г. Элективный курс по информатике «Методы решения математических задач» для учащихся 11 класса
Учителя: Блинова О.А. Миронова О.В. Рассмотрено на заседании кафедры физико-математических дисциплин " " __________ 2009 г., пр. № _____ Руководитель кафедры _____ Е.В. Агапова Согласовано с НМС "____" __________ 2009 г., пр. № _____ Руководитель НСМ ________ Г.А. Панкова Пояснительная записка. Курс «Методы решения математических задач» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Курс ориентирован на учащихся информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатике в математике. Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте. Основные цели курса: формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования; создание условий для саморазвития и самовоспитания личности; подготовка учащихся к Единому Государственному Экзамену по информатике
сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий; показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики; привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.); сформировать умения решения исследовательских задач; сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта; повторить и обобщить полученные ранее знания (подготовка к ЕГЭ); развить способность к самообучению. Курсу отводится 1 часа в неделю в течение одного года обучения — 11 класс, всего 34 учебных часа. Курс предусматривает отработку теоретических знаний, умений и навыков учащихся. Наибольшее внимание необходимо уделить отработке у учащихся навыков работы с тестами и тестовыми заданиями различных видов. Данный курс разработан на основе учебного пособия: Математические основы информатики. Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И. Н. Фалина. Элективный курс «Методы решения математических задач» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 6 глав, которые можно изучать в произвольном порядке. Кроме того, на основе глав учебного и методического пособия можно разработать отдельные, небольшие по объему, элективные курсы.
Данный элективный курс состоит из 5 блоков-модулей.
Модуль 1. Системы счисления Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно. Цели изучения темы: раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем; изучить свойства позиционных систем счисления; -показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую; раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера; познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере; рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.
Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, IT-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Естественно, что в главе 2 учебного пособия не вводится «сложная математика», а только рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в компьютере. Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.
достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел; выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации; познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации. Модуль 3. Введение в алгебру логики Цели изучения темы: достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике; показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики; систематизировать знания, ранее полученные по этой теме. Модуль 4. Элементы теории алгоритмов Этот модуль можно назвать «Популярное введение в теорию алгоритмов». Нынешние школьники воспринимают современную вычислительную технику как естественную составляющую сегодняшней жизни. Они воспитываются под «флагом» всемогущества компьютера. У них даже не возникает сомнения, что некоторые задачи невозможно решить на современных компьютерах, а часть задач решить невозможно в принципе. И тем более они не представляют, что еще 100 лет тому назад не существовало таких вычислительных устройств, на которых можно было решать задачи разных классов. Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как «алгоритм», «исполнитель» и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параграфам), содержание которых не входит в базовый курс информатики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо решать достаточно много задач на составление алгоритмов и оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.
формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и непосредственно самой ВТ; знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста; знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма». Модуль 5. Основы теории информации Цель изучения темы: познакомить учащихся с современными подходами к представлению, измерению и сжатию информации, основанными на математической теории информации; показать практическое применение данного материала. Тема данного модуля достаточно сложна для восприятия. Трактовка таких понятий, как «информация», «измерение информации», в данном модуле дается совершенно на другом уровне, нежели это делается в базовом курсе информатики. Кроме того, для полного освоения предлагаемых материалов необходима достаточно высокая математическая подготовка; в частности, желательно знакомство школьников с понятием логарифма. Именно поэтому данный модуль предлагается изучать не в начале курса, а ближе к его концу, когда учащиеся в курсе математики с логарифмами уже познакомятся. Требования к знаниям и умениям учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
Владеть фундаментальными знаниями по таким темам, как:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Методы преподавания и учения. В основу работы с учащимися по изучению курса «Математические основы информатики» может быть положена методика, базирующаяся на следующих принципах развивающего обучения:
Тематическое планирование курса «Методы решения математических задач» (11 класс)
Литература для учителя и учащихся.
Смотрите также: Элективный курс по информатике «Методы решения математических задач» для учащихся 11 класса
139.28kb.
Элективный курс по физике «Методы решения задач по физике»
600.98kb.
Рабочая программа по физике (элективный курс) «Методы решения физических задач»
245.41kb.
Элективный курс по алгебре Работу
274.26kb.
Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами компьютерной анимации с использованием технологии Macromedia Flash
167.46kb.
Элективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
144.91kb.
Решение задач. Курс «Способы решения задач»
62.31kb.
Рабочая программа элективного курса по информатике «Приёмы решения нестандартных задач по информатике»
217.28kb.
Элективный курс по биохимии «биологически активные молекулы»
41.9kb.
Элективный курс для учащихся 10-х классов «Основы журналистики»
81.42kb.
Элективный курс по математике «Уравнения, неравенства и их системы»
33.04kb.
Правительство санкт-петербурга 124.88kb.
|