скачать














Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ливенская средняя общеобразовательная школа №1
»
Рассмотрено
Руководитель СМО
МБОУ Ливенская СОШ №1
___________ Корнева Г.Н.
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ Ливенская СОШ №1
_____________ Никонкова Г.М
«____»____________2013 г.
|
Утверждено
Директор
МБОУ Ливенская СОШ №1
_____________Понамарёва Т.Ю.
Приказ№ ______
от «___»_______________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по физике «Методы решения задач по физике»
ФИО учителя Кравченко В.Т.
Класс 10
2013 – 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки обучающихся
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы элективного курса
Формы и средства контроля
Перечень учебно-методических средств обучения
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по физике для 10 класса разработана на основе:
– Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089;
– Примерной программы по физике для старшей школы под редакцией Г.Я. Мякишева;
- Авторской программы В. А. Орлова и Ю. А. Саурова, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Рабочая программа элективного курса по физике направлена на реализацию следующих целей и задач:
-
развитие интереса к физике и решению физических задач;
-
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
-
формировать основы научного мировоззрения;
-
развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников в процессе изучения физики;
-
уделять основное внимание не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира;
-
ставить проблемы, требующие от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа элективного курса по физике ориентирована на использование УМК Г.Я. Мякишев, утвержденного Федеральным перечнем учебников.
Физика: Учебник для 10 кл. – Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. М.: Дрофа, 2007. – 366 с.: ил.
Физика. Задачник. 10-11 классы. А.П. Рымкевич. М.: Дрофа, 2010. -188с.
Физика. Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский.– М.: Дрофо 2005.
Рабочая программа элективного курса по физике для 10 класса (согласно учебному плану МБОУ «Ливенская СОШ №1» на 2013- 2014 учебный год) рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю и предусматривает выполнение практической части курса в виде решения задач.
Формы организации учебного процесса в 10 классе:
Рабочая программа предусматривает применение различных способов (форм) обучения в зависимости от изучаемого материала. На занятиях применяются индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, к ЕГЭ, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
Требования к уровню подготовки обучающихся
10 класса.
-
Научить обучающихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
-
Развитие физического и логического мышления школьников.
-
Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
По выполнению программы обучающиеся должны знать:
-
основные понятия физики
-
основные законы физики
-
вывод основных законов
-
понятие инерции, закона инерции
-
виды энергии
-
разновидность протекания тока в различных средах
-
состав атома
-
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы обучающиеся должны уметь производить расчеты:
-
производить расчеты по физическим формулам
-
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
-
производить расчеты по определению теплового баланса тел
-
решать качественные задачи
-
решать графические задачи
-
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
-
писать ядерные реакции
-
составлять уравнения движения
-
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
-
давать характеристики процессам происходящие в газах
-
строить графики процессов
-
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
-
применять закон сохранения механической энергии
-
применять закон сохранения импульса
-
делать выводы
Календарно-тематическое планирование материала
10 класс
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата проведен.
|
1
| Физическая задача. Классификация задач |
4
|
|
1/1
|
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
|
1
|
5.09
|
1/2
|
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
|
1
|
12.09
|
1/3
|
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.
|
1
|
19.09
|
1/4
|
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
|
1
|
26.09
|
2
| Правила и приемы решения физических задач |
6
|
|
2/1
|
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения).
|
1
|
3.10
|
2/2
|
Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов.
|
1
|
10.10
|
2/3
|
Анализ решения и его значение. Оформление решения.
|
1
|
17.10
|
2/4
|
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.
|
1
|
24.10
|
2/5
|
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
|
1
|
31.10
|
2/6
|
Метод размерностей, графические решения и т. д.
|
1
|
14.11
|
3
| Динамика и статика |
8
|
|
3/1
|
Координатный метод решения задач по механике.
|
1
|
21.11
|
3/2
|
Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
|
1
|
28.11
|
3/3
|
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
|
1
|
5.12
|
3/4
|
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
|
1
|
12.10
|
3/5
|
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
|
1
|
19.12
|
3/6
|
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
|
1
|
26.12
|
3/7
|
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
|
1
|
16.01
|
3/8
|
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
|
1
|
23.01
|
4
| Законы сохранения |
8
|
|
4/1
|
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
|
1
|
30.01
|
4/2
|
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
|
1
|
6.02
|
4/3
|
Задачи на определение работы и мощности.
|
1
|
13.02
|
4/4
|
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
|
1
|
20.02
|
4/5
|
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач
|
1
|
27.02
|
4/6
|
Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
|
1
|
6.03
|
4/7
|
Конструкторские задачи: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством,
|
1
|
13.03
|
4/8
|
Задачи на проекты: проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
|
1
|
20.03
|
5
| Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел |
6
|
|
5/1
|
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).
|
1
|
3.04
|
5/2
|
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
|
1
|
10.04
|
5/3
|
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния.
|
1
|
17.04
|
5/4
|
Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
|
1
|
24.04
|
5/5
|
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
|
1
|
8.05
|
5/6
|
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
|
1
|
15.05
|
6
| Основы термодинамики |
2
|
|
6/1
|
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
|
1
|
22.05
|
6/2
|
Задачи на тепловые двигатели.
|
1
|
29.05
|
6/3
|
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
|
1
|
|
|
Всего часов
|
35
|
|
скачать