Главная | стр 1
Далее происходит эскалация/деэскалация конфликтаможет быть, инцидент станет причиной других конфликтов. Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом. Характеристики эскалации Далее появляется большее количество объектов спорапереход от частных разногласий к общимвсе большая концентрация на противнике конфликта и все меньшая на предмете спораувеличение числа участников конфликта. Модели эскалации
То же что и первых двух. Только вместо психологической реакции ставятся структурные изменения. Стадии эскалации конфликта:
Факторы, влияющие на эскалацию:
Мертвая точка конфликта – стадия, когда прекращается эскалация. Действий по завершению конфликта от сторон нет, но одна (или обе) сторона не хочет продолжать конфликт (например, когда она исчерпала свои ресурсы или считает, что дальнейшие действия повлекут слишком большие затраты). На этой стадии формируется паритет сил. Открывается путь к процессу деэскалации. Это может случиться на любой стадии развития конфликта. Дальше может или произойти деэскалация, или конфликт перейдет на «новый уровень» развития. Деэскалация также может быть связана с возникновением новых взаимосвязей между сторонами (например, им придется работать вместе). Также деэскалация может быть связана с разногласиями в одной из конфликтующих сторон. Деэскалация приводит к завершению конфликта. Но после завершения он может начаться заново, если не удовлетворен хотя бы один из трех уровней каких-то претензий.
1. …
2. Оптимизация социальных связей + усиление согласованности в достижении цели - несогласованность этих действий 3. Диагностическая функция + актуализируются противоречия - протестные действия из-за актуализации противоречий 4. Инновационная функция + выработка новых методов решений, организационные изменения - рост сопротивления изменениям - создание дополнительных препятствий в работе. 5. Коммуникационная функция + развитие формальных и неформальных каналов коммуникаций - ухудшение социально-психологического климата, возможность формирования враждебных взаимоотношений внутри групп. 6. Профилактическая функция (связана с институциализацией конфликта) + создание норм, регулирующих взаимодействие и ослабляющих конфронтацию участников, - через разработку норм в будущем может происходить замалчивание каких-либо противоречий. Стратегии участников конфликта Модель двойной заинтересованности (модель Томаса) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Уход Противоборство, принуждение ![]() Х – уровень направленности на собственные интересы У – уровень направленности на интересы других сторон Люди идут на уступки (ось Х) если: - они рассматривают конфликт с позитивной точки зрения, - они боятся противника, боятся эскалации конфликта и т.д. - они находились в нормальных отношениях до конфликта - в конфликте затронуты интересы группы Люди идут на уступки (ось У) если: - есть общий вид деятельности (его дела – мои дела) - есть психологическая связь (ему хорошо, значит и мне хорошо) - есть инструментальная заинтересованность (одна сторона обладает властью над другой). Характеристика основных стратегий поведения Стратегия принуждения (акулы) (выс-низ). - жесткие тактики - деструктивная модель, разрушение взаимодействий между сторонами - активно используется властный ресурс - правило: «Или все мое, или никому ничего!!!» - стремление к доминированию - характерна психологизация конфликта Эта стратегия эффективна когда: - речь идет о защите интересов дела (организации) от какой то конфликтной личности, от посягательств, когда есть угроза для его существования, - имеет место жесткое противостояние. Используются: - угрозы (угрозы ничего не стоят, реализация не обязательна) Стратегия ухода (избегания конфликта) (черепаха) (низ-низ). - полная капитуляция, уступка всего. Есть 2 варианта проявления: - предмет конфликт не имеет существенного значения (для одного или для обоих), - предмет спора имеет объективное значение, но она оценивает его как неважное (или переоценивается сила другой стороны). При этой стратегии возможен рецидив конфликта. Есть психологический тип людей, который часто выбирают эту стратегию (т.е. не вступают в конфликт). Это рефлексирующие интроверты (или черепахи). Тактики:
- отступление без выдвижения встречных требований, - промедление, запаздывание с принятием решения, выжидательная позиция (из-за психологического типа, т.к. часто черепахи ищут поддержку и информацию, консультируются и т.д.) - возможен отказ от переговоров.
Человек ориентирован на сглаживание конфликта. Он жертвует своими интересами ради сохранения взаимоотношений с противником. Достаточно решительно применяются тактики борьбы. Те, кто придерживаются этой стратегии могут достаточно жестко стоять на своей позиции. Она может быть доминирующей для человека в силу его психологических особенностей, она характерна для конформистов. Она может перейти в стратегию избегания конфликта. Она также может быть целесообразна, если еще не до конца определен предмет спора.
Девиз – ты мне, я тебе! Уступки делаются в обмен на другие уступки. Компромисс нельзя рассматривать как разрешение конфликта, снятие противоречия. Но, тем не менее, иногда он может исчерпать конфликтную ситуацию, если можно поделить предмет конфликта. Компромисс может принимать активную (договора, обязательства) и пассивную (отказ от каких-либо действий по достижению взаимных уступок) форму. Это может быть эффективно, если необходимо выиграть время. Компромисса можно достичь только если обе стороны адекватно, одинаково воспринимают предмет конфликта. Если нет, то может возникнуть мнимый компромисс (затишье перед бурей). Такая стратегия возможна или если предмет явно делим, или в ситуации стандартных, повторяющихся конфликтов.
Стратегия строится на балансе интересов и на межличностных отношениях между сторонами. Если предмет неделим и имеет большое значение для сторон, то при этой стратегии вряд ли можно применить эту стратегию. Тактики: уход, уступка, компромисс, противоборство… Такая стратегия возможна в нестандартных, творческих ситуациях при наличии кучи времени на переговорный процесс. Тактики (для всех):
Лесть (лучше положительное высказывание в разговоре с третьим лицом с надеждой на передачу адресату) - Единство мнений (согласие с другой стороной по какому-либо вопросу, но не путем обмана, а выборочно. А еще лучше, демонстрировать несогласие с тем, с чем не согласен ваш противник, причем эффективнее не соглашаться с высказанным, а предвосхитить его высказывание). - Оказание услуг (лучше «тайное»). - Самопрезентация Главное в этой тактике – чтобы другая сторона не угадала истинные намерения. Применяется при стратегиях компромисса, сотрудничества. Лучше не обманывать, а просто делать акцент на чем-либо.
- Придерживаться другого темпа деятельности. - Заставить противника почувствовать себя некомпетентным и безответственным. Применяется лисой, может быть совой…
- Попытка убедить другую сторону в своих законных основаниях на разрешения конфликта в свою пользу, доказать легитимность своих претензий. - Попытка убедить другую сторону, что снижение ее требований пойдет ей на пользу. Применяется совой, лисой, медведь.
Характерна для акулы, частично для лисы и совы.
Даются обязательства сделать что-либо вне зависимости от действий другой стороны. Ответственность перекладывается на плечи другой стороны. Велик риск, что не пройдет. - Ненасильственное сопротивление. Типология конфликтов 1. Связанные с развитием культуры (Смелзер): - Аномия, - Культурное запаздывание, - Чуждое влияние. 2. По сложности субъектов (тоже Смелзер): - Межиндивидуальные, - Между ассоциациями, - Внутри и межинституциональные, - Между секторами общества (разделение труда), - Межгосударственные, - Между культурами и типами культур. 3. Классификация Зайцева-Дойча: - Конфликт кооперации, - Конфликт конкуренции.
16 типов взаимодействия:
- Насильственные, - …,
- …, - Ненасильственные.
- Действительный конфликт (причина есть причина. Пример – зависимый конфликт), - Смещенный конфликт (причина конфликта переносится в другую сферу отношений), - Латентный конфликт (участники не сознают причин конфликтов), - Ложный конфликт (причин нет, но участники считают, что есть. Пример – попадание человека в другую культуру), - Патологический конфликт, конфликт взаимопонимания (на базе непонимания действий или слов оппонента, неверная интерпретация). 6. По типу субъектов:
- Конструктивно – разрешенный (нет основания для возникновения новой конфликтной ситуации), - Неконструктивно разрешенный. 8. По длительности протекания: - Кратковременные (предмет исчерпывается в процессе контактных взаимодействий), - Продолжительные, - Хронические. 9. По отношению к организации: - Позиционные (источник в рамках формальной структуры организации), - Межличностные (неформальные). 10. По началу (Шейнов): - Использование участниками конфликтогенов (т.е. чего-либо, что может привести к развитию конфликта). Использование одного конфликтогена может привести к развитию конфликта. - Формирование конфликтной ситуации Типы конфликтогенов: - прямое негативное отношение (угрозы, критика, обвинения, резкие приказы), - проявление снисходительного отношения (демонстрация своего превосходства, утешение, упреки, навязывание своей точки зрения, оценки, суждения), - хвастовство, - нечестность/неискренность, обман, утаивание информации, - нарушение разного рода норм морально-этического или организационного характера. Литература: Анцупов, Шипилова Смотрите также: Эскалация – использование сторонами конфликта все более жестких тактик, усиление напряженности конфликта целом. Характеристики эскалации
108.13kb.
Динамика конфликта
21.64kb.
Тема 7: Конфликты и способы их решения понятие конфликта
595.83kb.
Динамический анализ конфликта Динамическая модель конфликта в той степени, в какой развивается система
1630.86kb.
12. Конфликтность в менеджменте
31.57kb.
Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта»
284.86kb.
Методы диагностики организационных конфликтов
181.88kb.
Основы конфликтологии
4431.81kb.
Эпистемологические вопросы социологии конфликта
49.1kb.
Классовая теория (насилия) конфликта выводит его причину из
112.96kb.
Задание по курсу «Психология конфликта» для зачетной работы
25.6kb.
53. Управление конфликтными ситуациями 29.9kb.
|