Главная стр 1
скачать
Эффективные приемы деятельности по развитию и реализации музыкально творческого потенциала у дошкольников в возрасте 5-7лет

(опыт работы Вороны Е.Н., музыкального руководителя МДОУ № 10, выступление на заседании городской творческой группы музыкальных руководителей)
Никем не оспоримый факт – творческие способности детей надо развивать. Чем более творческим будет ребенок, тем больший успех в жизни его ждет. Это вопрос о развитии способностей человека, о его даже таланте, даре, гениальности, креативности.

Одним из важнейших факторов музыкально творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей:



  • соблюдение принципа свободы;

  • накопление впечатлений от восприятия искусства;

  • развитие основных музыкальных способностей;

  • оснащение музыкального творчества как в детском саду, так и в семье

  • обогащение занятий музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами, атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными

  • инструментами.

Занимаясь развитием детского музыкального творчества с дошкольниками, я разработала ступени освоения и развития творческих музыкальных способностей у детей.

Младший возраст - «Наши первые шаги».

Первоначальное освоение музыкально творческого материала. Основная роль взрослого в развитии творческого начала.



Средний возраст - « Играя, мы познаем и творим».

Постепенное приобщение детей в игровой форме к музыкальному творчеству, накопление опыта и отношение к нему.



Старший возраст - «Мы познаем музыкальное творчество как музыканты».

Развитие умения чувствовать красоту и особенности музыкального произведения, получать наслаждение и передавать свои впечатления в разных видах музыкального творчества.



Подготовительный к школе возраст - «Каждый ребенок-творец в мире музыки и фантазии».

Развитие воображения и фантазии, умение видеть музыкальный образ своими глазами и передавать его.



Детское музыкальное творчество включает:

-танцевальное творчество;

-театрально-игровое;

-песенное творчество;

-инструментальное - творчество в игре на детских музыкальных

инструментах.



Песенное творчество.

Пение начинается с распевок. Основных и имеющих творческое начало: распевка, содержащая вопрос - ответ «Хорошие ребята», элелементы двухголосья «Мишка», «Часики».

Для хорошего пения нужна хорошая дикция.

«Веселая артпауза» - необходима для работы с артикуляционным аппаратом ребенка, помогает в работе над дикцией, над правильным произношением звуков. Театральный Незнайка приходит к детям. Он знает много пословиц и поговорок, он веселый и активный, он заражает детей этой энергией. Незнайка разучивает с детьми поговорки на тот звук, над которым сейчас идет работа. Например, «Мал, малым, мала», Сыворотка из под простокваши» и т. д. Также я провожу артикуляционную гимнастику для подвижного язычка, губ, щек, неба, массаж губ, напряжение и расслабление мышц щек.

Очень большое значение имеет подготовка дыхательного аппарата, то есть дыхательные упражнения. Я использую комплекс упражнений М. Г. Казанцевой (научный сотрудник института Истории и Археологии РАН):

1. «Пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку;

2. «Пчела» - резкий выдох.

(Эти упражнения основные. Они способствуют успешному управлению своим дыханием).

3. «Маленький хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.

4. «Самовар»- на одном дыхании растягиваем слово «пых-пых-пых». Это упражнение освобождает нижнюю челюсть.

Ритм - основа во всех видах музыкальной деятельности. Первая ступень к музыкальности - хорошее чувство ритма. Перед пропеванием я использую упражнение «ритмические минутки».

«Ритмические минутки» - отстукивание различных ритмических рисунков ладошками, палочками и другими предметами необычного ритмослуха, музыкальной памяти, внимания, оркестра для развития. Успешность творческих проявлений детей зависит от наработки певческих навыков, от умения выражать в пении определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Для наработки этих качеств я использую творческие задания.



Творческие задания:

  • пропеть свое имя;

  • пропеть ответ на заданный вопрос;

  • придумать мелодию на заданную тему ( нал. песенку дождя);

  • сочинить колыбельную кукле;

-придумать свою мелодию на простейший текст (Как мы весело живем, знают все на свете)

Эти задания являются как бы подготовительным этапом к более серьезным, интересным заданиям.

«Музыкальные Этюды» - небольшие песенки - зарисовки различные по характеру, по образу, по музыкальным средствам выразительности (динамические оттенки - громко - тихо, тембровые, звуковысотные, темповые быстро - медленно). Здесь ребенок раскрывается, пробует солировать. Использую песенки «Верблюд» муз. М. Андреевой, «Лошадка» муз. М. Раухвергера, «Барабан» муз. М. Красевой, «Паровоз» муз. 3. Компанейца, «Зайчик» муз. М. Старокадомского и другие.

«Песня - игра» - песни для знакомства и усвоения дирижерского жеста, принципа построения музыкального произведения, песни; композиторского мастерства, выразительности исполнения и других моментов музыкального творчества. Использую песни «Живые стрелочки» муз В Филатовой; «Когда мои друзья со мной» муз. В Шаинского, «Песня наша» муз. С Пац, «До, ре, им, фа, соль» муз. А. Островского.

Использую «Театр песни» - для раскрепощения детей, приобретения навыков исполнительства, желания раскрыться и самореализоваться, пение в микрофон. Песни: «Гномики», «Пойте вместе с нами» и другие.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным

показателем развития музыкальности ребенка. Ребенок начинает

импровизировать, создавать образ, танец, если у него развито восприятие

музыки, ее характера, выразительных средств и, если он владеет двигательными навыками.

В основе танцевального творчества лежит знание основных танцевальных движений. А затем из знакомых движений ребенок может сам составить танец.

Сначала я делаю с детьми танцевальную разминку после вводной ходьбы. Беру несколько музыкальных фрагментов разнохарактерных. Вместе с детьми мы подбираем движения, так составляем танец.

Творческие задания:


  • придумай свой танец на прослушанную музыку;

  • протанцуй лисичку или другой персонаж;

  • оживить образ какого - либо животного в игре;

  • показать пантомима кого-либо, а дети должны угадать.

Танцевальные миниатюры - для развития танцевального творчества. Здесь дети раскрываются, танцуют с удовольствием, проживая предложенный образ. Мы оттачиваем танцевальные движения, танцуем непринужденно, придумывая новые движения. Музыка: «Собачий вальс», «Чарлстон», «Кукарача», «Пасадена» и другие.

Инструментальное творчество или творчество на детских музыкальных инструментах.

Одним из условий успешного инструментального творчества является владение элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, освоение способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы. Полноценное инструментальное творчество возможно, при условии, что у ребенка постоянно обогащается музыкально-эстетические представления и дома, и в детском саду.

Методика активного слушания К. Орфа рекомендует пользоваться нетрадиционными музыкальными инструментами: маракасы из йогуртовых

баночек, железные крышки на веревочке, ключи, закрепленные на вешалке и т.д. Мы с ребятами делали оркестры: «Мамины принадлежности», где использовали кастрюли, . крышки, бигуди, расчески; «Предметы первоклассника», где играли на линейках, карандашах, фломастерах, счетных палочках.



Развитие у детей театрально - игрового творчества начинается с малолетства, с первых сказок. Дети любят слушать сказки, смотреть сказки, быть героями сказки. Дети по своей природе артистичны. Он видит маму, папу, копирует их поведение. Он больше запоминает глазами, чем ушами.

Когда с детьми разучиваешь сказку, творчество появляется само. Бели мы с детьми начинаем что-то менять в тексте, значит, мы заменяем сюжет - это

уже сказка на новый лад; если мы ее обогащаем песнями, танцами - это уже музыкальная сказка; если мы используем куклы из кукольного театра - это уже сказка - театр. А когда дети становятся творчески самостоятельными, они делают сами импровизацию роли. Очень грамотной программой по развитию театрально - игрового творчества является программа М.Ф. Сорокина «Театр - Творчество - Дети».

Мы с ребятами сочинили сказку «Тошка и его друзья», где каждый герой сказки имеет свою музыкальную тему. Дети любят ее рассказывать, участвовать в ее исполнении. Еще мы делали театр одного актера, когда один ребенок играл роль Зайчика на протяжении всей сказки, а взрослый других героев. Ребенку очень понравилось, а у некоторых детей возникло желание тоже играть в таких сказках.

Для развития музыкального творчества необходимо у ребенка развивать музыкальную память, образное мышление и творческое воображение. Наиболее рациональным способом развития музыкальной памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и успевают отличить хороший результат от плохого. С этой целью мы всегда после занятий, выступлений делает анализ ошибок. Опыт показывает, что дети стремятся их исправить.

ТВОРЧЕСТВО ВСЕГДА УВЛЕКАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО!




Ворона Елена Николаевна

скачать


Смотрите также:
Эффективные приемы деятельности по развитию и реализации музыкально творческого потенциала у дошкольников в возрасте 5-7лет
67.99kb.
С. Александровка, 2011 г. Развитие творческого потенциала ребёнка
349.94kb.
2. Опыт развития творческого потенциала детей через формирование метапредметных результатов на уроках технологии и во внеурочной деятельности
230.38kb.
Развитие творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности
53.23kb.
Цель: подводя итог жизнедеятельности классного коллектива, показать уровень развития способностей учащихся; Попытаться понять, что такое одаренность и дать толчок к дальнейшему развитию творческого потенциала в классе. Форма
63.63kb.
Отдел образования Дятловского райисполкома
195.75kb.
Конкурс методических разработок проводится в целях реализации федерального проекта «Развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей»
62.02kb.
Пояснительная записка. Возрастные особенности детей (3-х -7лет)
2065.91kb.
«Волшебное физкультурное оборудование»
54.39kb.
Значение русской народной песни в развитии творческого потенциала детей на основе Сибирского фольклора
45.51kb.
Педагога-психолога моу «сош с. Койгородок»
118.89kb.
Анализ реализации программы «Содружество» по взаимодействию с образовательными учреждениями района по развитию творческого потенциала детей в рамках городского мега-проекта «Мы вместе» в 2010-2011 уч год
449.23kb.