Главная стр 1
скачать
Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю. Наша школа совместно с Казанским педагогическим колледжем является городской экспериментальной площадкой по теме: «Языковое поле-как средство социализации личности».Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

•·         обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;

•·         создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

•·         использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

Решение этих задач позволит воплотить в жизнь мою гипотезу: «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других».

По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Этот ключевой вопрос стал причиной выбора моей методической темы.

В межаттестационный период работаю над методической темой «Проектно- исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников».

Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того ,что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно - исследовательской деятельности.

Данную технологию я использую, в первую очередь , для повышения качества обучения. Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта работы по использованию методов проектов на уроках и внеурочной деятельности.

Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Покормите птиц зимой», ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в нашем городе. Нашли много интересного материала об этих птицах.

Проект «Пословица – всем делам помощница» приобщил детей к татарскому и русскому фольклорам. Ребята узнали много пословиц от знакомых,близких. И бабушки, и дети были рады общению. Результатом проектов «Подвижные игры» и «Красивая осанка – залог здоровья» стали беседы с медработниками, выставки рисунков, исследования факторов влияющих на осанку, влияния осанки на здоровье детей, опросы учеников и родителей, интересные перемены. По инициативе детей в классе стали проводиться утренние зарядки. Я помогла ребятам составить комплексы утренних упражнений. Музыкальное сопровождение вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение, жизнерадостный настрой на весь учебный день. Дети провели опрос-исследование и выяснили, что зарядка мобилизует внимание, является основой работоспособности и средством укрепления здоровья. Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли.

Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость.

Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие, саморегуляцию, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Считаю, главное качество современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Значимыми качествами учителя считаю: ум, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, увлеченность, креативность, любовь к детям, профессионализм.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном стандарте основного (среднего) образования по учебным предметам начальных классов УМК «Школа России»


  1. Литературное чтение Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

  2. Математика.

3.Русский язык Т.Г.Рамзаева

  1. Окружающий мир А. А. Плешаков.

По УМК «Школа России» работаю с самого начала педагогической деятельности, основная идея которого - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

В моей педагогической деятельности проектно- исследовательская деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников.

Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это - уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия- конференции, диспуты, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Так же регулярно использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Стараюсь совершенствовать методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Считаю, что учение должно быть увлекательным, а не мучительным. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

При этом отдаю предпочтение использованию ИКТ, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса;

• для организации коллективной и групповой работы (проекты);


• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы MicrosoftOfficeWord . С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам русского языка и окружающего мира.

Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил: повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся, учу их создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

Работа по изучению мотивации со всеми учащимися проводится педагогом-психологом и мной. За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний (77% по русскому языку, 88 % по математике) . В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах . Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.

Во вновь набранном классе уровень сформированности общеучебных умений и навыков, мыслительных процессов у учащихся невысок, познавательная активность низкая, одарённых детей мало. Многие дети испытывают трудности в обучении. Способных, мотивированных на учёбу детей немного. Я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками. Важное место в организации работы в начальной школе занимает преемственность в обучении и воспитании в дошкольном образовательном учреждении и начальных классах средней школы. В основу работы по преемственности положены идеи личностно-ориентированного образования, интеграции педагогической науки и практики, принципы сотворчества и сотрудничества. Мною проводятся родительские собрания, консультации, лектории: «Как подготовить ребенка к школе», «Советы родителям будущих первоклассников», «Особенности развития детей 6-ти летнего возраста». Ребята-дошкольники активно участвуют в школьных праздниках : «День знаний», «Посвящение в первоклассники», уроки, внеклассные мероприятия. В системе ведется мониторинг продвижения ребёнка в развитии, его успешность в обучении, адаптации к школьной жизни. Плодотворная работа ведётся совместно с ДМШ №8. Дети с удовольствием усваивают музыкальную грамоту. К организации конкурсов, праздников привлекаются и родители. Особенно в тёплой атмосфере проходят встречи с писателями. В 2008 году со своим 4 классом мы организовали презентацию книги «Жайдакмалай» поэтессы Бики Рахимовой. Установлено тесное сотрудничествос ЦВР Приволжского района. Большинство детей моего класса посещают кружки, с большим удовольствием участвуем в конкурсах,организованных центром внешкольной работы.

Опыт работы свидетельствует о том, что все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.

Только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.

«Человек в группе не является самим собой», - это высказывание известного американского писателя Д. Стейнбека помогает понять сущностную характеристику взаимозависимости одного ребёнка и группы. Удовлетворение от общения, от взаимодействия создаёт условия для достижения целей образования учащихся, в то время когда мотивация деятельности каждого члена группы и личные цели одного ребёнка могут быть различными. Поэтому я ставлю перед собой цель: научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса, я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.  Цель - создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, я ставлю цель - разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание уделяю слабым ученикам, по возможности даю им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготавливаю дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В процессе руководства самостоятельной работой учащихся важно помнить принципы управления:

•·         Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий.

•·         Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы.

•·         Постепенное отдаление учителя от детей в процессе работы и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом.

•·         Переход от контроля учителем к самоконтролю.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

На уроках я использую следующие виды самостоятельной работы: упражнения по алгоритмам, решение задач, решение примеров, работа с учеником, работа со справочным материалом, работа с аудиозаписями, работа с видеозаписями, практические задания, работа в парах постоянного и сменного состава и др.

Организуя самостоятельную работу, я тщательно отбираю средства, формы, методы, которые стимулируют познавательную активность учащихся, обеспечивают условия эффективности работы на уроке.

На уроках я провожу самостоятельные работы, которые помогают мне актуализировать опорные знания и умения (их я организую перед введением нового материала и перед его закреплением), самостоятельные работы с целью изучения нового материала (данные самостоятельные работы помогают учащимся усвоить новый материал), самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений ( этот вид работ я организую с целью запоминания, систематизации, обобщения и практического применения знаний учащимися), самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся ( этот вид самостоятельных работ я провожу с целью определения уровня усвоения знаний и умений учащимися).

 

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся.

Актуализировать опорные знания и умения нужно перед введением нового материала и перед закреплением его. Данная работа может носить:

Воспроизводимый характер. Задания такого характера - это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формируют условия задач, определяют данные и искомые, а затем, воспроизводят соответствующие знания, находят способ решения. Такие задания выполняются с подробной инструкцией.

Данный вид работ выполняются с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала.

Воспроизводящий вид применяю в работе с более слабыми учащимися.

Реконструктивно-вариативный характер. Этот вид работы требует от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь дети должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом.

 

Самостоятельные работы с целью изучения нового.

Введение нового материала может проводиться на различных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса. Это могут быть работы следующего характера:

Работы воспроизводящего характера по образцу или по подробной инструкции.

Работы реконструктивно - вариативного характера.

Работы исследовательского характера.

 

Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений.

Цель закрепления - запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний.

Закрепление - процесс длительный и задания должны располагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий, выполнение заданий, в которых осуществляется перенос знаний в новые условия, включение новых знаний в систему старых знаний ( задания творческого характера).

 

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся.

Цель проверки: определение уровня усвоения знаний и умений учащихся.

Результат проверки: выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характеры, задания предлагаются аналогичные.

Одной из применяемых мною форм самостоятельной работы является групповая самостоятельная работа. При такой форме работы задание для самостоятельной работы учащихся имеют особую структуру и содержание. При конструировании важно учитывать следующие правила: 1) количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе; 2) в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий; 3) в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы; 4) количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание в зависимости от цели, содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности учащихся; 5) при определении времени на выполнение группового задания учитывается время на «репетицию» и оформление ответа группы.

Элементы самоконтроля ввожу уже к концу первого класса. На уроках математики использую проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач учу детей проверять задачу различными способами.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки, который я часто применяю на своих уроках. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы даю и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя.

В свою очередь жесткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать все необходимое на уроке - наглядные пособия и учебные записи:

- заданий для самостоятельной работы,

- текстов для переработки,

- условия задачи,

- алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги - заранее, так как любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потерям учебного времени.

 

Мною проводится мониторинг по отслеживанию умения выполнять самостоятельные работы учащимися моего класса. По результатам мониторинга провожу работу с детьми по тем направлениям, где у них выявляются трудности.



Результаты мониторинга по выполнению самостоятельных работ

по русскому языку.

2008 - 2009 учебный год /1 класс /

Количество учащихся в классе - 22 человека.



Вид самостоятельной

работы


 

 

Уровень



выполнения

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся

Самостоятельные работы с целью изучения нового

Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся

Выполняют без помощи учителя

75 %

50 %

75 %

100 %

Необходима помощь учителя

25 %

50 %

25 %

-

Не справляются с выполнением самостоятельной работы

-

-

-

-

 

 

 



2009 - 2010 учебный год /2 класс /

Количество учащихся в классе - 22 человека.



Вид самостоятельной

работы


 

 

Уровень



выполнения

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся

Самостоятельные работы с целью изучения нового

Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся

Выполняют без помощи учителя

100 %

80 %

80 %

100 %

Необходима помощь учителя

-

20 %

20 %

-

Не справляются с выполнением самостоятельной работы

-

-

-

-

 

 

Результаты мониторинга по выполнению самостоятельных работ по математике.



2008 - 2009 учебный год /1 класс /

Количество учащихся в классе - 22человека.



Вид самостоятельной

работы


 

 

Уровень



выполнения

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся

Самостоятельные работы с целью изучения нового

Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся

Выполняют без помощи учителя

100 %

75 %

100 %

100 %

Необходима помощь учителя

-

25 %

-

-

Не справляются с выполнением самостоятельной работы

-

-

-

-

 

2009 - 2010 учебный год /2 класс /

Количество учащихся в классе - 22 человека.



Вид самостоятельной

работы


 

 

Уровень



выполнения

Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся

Самостоятельные работы с целью изучения нового

Самостоятельные работы с целью закрепления и повторения знаний и умений

Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся

Выполняют без помощи учителя

100 %

80 %

100 %

100 %

Необходима помощь учителя

-

20 %

-

-

Не справляются с выполнением самостоятельной работы

-

-

-

-

 

  Я считаю, что процесс контроля является одной из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанных с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для учителя.

Одна из форм контроля, которую я использую в своей работе, - тестирование. Тестирование давно уже стало привычным событием в жизни учеников, учителей и родителей. С тестами приходится иметь дело всем участникам процесса образования.

В связи с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) тестирование как одна из форм контроля приобретает особую значимость. Результат итогового контроля знаний должен быть предсказуемым и являться разумным продолжением текущей оценки знаний учащихся. Очевидно, что без надёжной текущей оценки знаний невозможно грамотное обоснованное управление процессом обучения на любом этапе. Метод тестирования является одной из форм контроля, который, по мнению некоторых педагогов, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.

На мой взгляд, формирование у учащихся умения работать с тестами нужно начинать с начальной школы. В моей работе тесты выполняют функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает учащихся к самоконтролю.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность. Индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В 1 классе в 1 полугодии я не заготавливаю тестовые задания каждому ученику, коллективная работа в этот период продуктивнее. В дальнейшем по возможности готовлю задание каждому ученику. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шёл эффективнее, практикую безотметочную проверку заданий. Моя задача - научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд. Наличие ответов в тестах помогает детям объективнее оценивать свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно - следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты обеспечивают мне возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, то есть владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В своей работе использую тестовый контроль трёх видов.

Входной контроль, когда тестирование проводится вначале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

Промежуточный тестовый контроль проводится мною, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок.

Тестовый контроль третьего вида предназначен для заключительного контроля, его использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такие тестовые задания включаю вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Результаты тестирования фиксирую, потом провожу работу с учащимися по тем вопросам, где у них наблюдаются пробелы в знаниях.

 

Таблица учёта справляемости с тестами учащихся 2008-2009 года

(средние годовые показатели)

 

 



1 класс

Результат

 

Предмет



Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Русский язык

 

+

 

 

Математика

 

+

 

 

ОСМ

+

 

 

 

Литературное чтение

 

+

 

 

 

 

 



Таблица учёта справляемости с тестами учащихся 2009-2010 учебного года

(средние показатели за 1 полугодие)

2 класс


Результат

 

Предмет



Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Русский язык

 

+

 

 

Математика

 

+

 

 

ОСМ

+

 

 

 

Литературное чтение

 

+

 

 

 

(средние показатели за 2 полугодие)

2 класс


Результат

 

Предмет



Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Русский язык

 

+

 

 

Математика

 

+

 

 

ОСМ

 

+

 

 

Литературное чтение

 

+

 

 

 

 

 



(средние показатели за 1 полугодие)

 

На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка.



При отметочном обучении, результатом использования мной различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, разноуровневая, проектная, коммуникативная, здоровьесберегающие и т.д.) в учебной и воспитательной работе является следующий уровень успеваемости:

Название предмета

2009-2010 учебный год

Абсолютная

успеваемость


2009-2010 учебный год

Качественная успеваемость



2010-2011 учебный год

Абсолютная успеваемость



2010-2011 учебный год

Качественная успеваемость



2011-2012 учебный год

качественная

успеваемость




















Русский язык

100%

68%

100%

70%

100% 75%

Математика

100%

55%

100%

60%

:100% 65%

Чтение

100%

75%

100%

78%

100% 85%

Природоведение

100%

92%

100%

100%

100% 100%

Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса. Использую в учебном процессе современные достижения в преподаваемой области знаний.Результаты анкетирования показывают, что детям нравится учиться в нашей школе. Чаще всего у ребят преобладает радостное и спокойное настроение. Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета.

Наиболее активных родителей родительский комитет поощряет грамотами и благодарственными письмами.

Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.

Возглавляя школьное методическое объединение учителей начальных классов, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с докладами и сообщениями перед коллегами, участвую в межрегиональных, региональных и школьных семинарах.

С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах.

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия



Тема, класс (группа, курс)

Уровень


Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие

Дата

1

Мастер-класс «Экологическая безопасность»,

2а класс


город

Городской семинар-практикум для студентов ТГГПУ на тему «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий» на базе школы №10 Приволжского района г.Казани

19.10. 2009г.

2

«Жизнь,опалённая войной», внеклассное мероприятие,

3 а кл.


район

Районный семинар учителей русского и татарского языков «Языковое поле как средство социализации личности» на базе школы №10 Приволжского района г.Казани


15.04. 2010г.

3

Открытый урок «Кышкытабигать»,

2а кл.


город

Городской семинар-практикум для студентов ТГГПУ на тему «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий» на базе школы №10 Приволжского района г. Казани

19.02. 2010г.

4

Внеклассное мероприятие «Олыласаң олыны олыларлар үзеңне»,

4 а кл.


город

Городская научно-практическая конференция по итогам психолого-педагогической практики студентов Казанского педагогического колледжа на базе школы №10 на тему: «Изучение и развитие психологических особенностей и творческих способностей детей младшего школьного возраста»

15.12. 2011г.

Проведение, участие всеминарах



Тема выступления

Уровень

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

«Портфолио учителя начальных классов-средство повышения эффективности преподавания»

город

Городской семинар-практикум для студентов ТГГПУ на тему «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий» на базе школы №10 Приволжского района г.Казани

19.02. 2010г

Выступления на конференциях



Тема выступления

Уровень

Тема конференции, кем организована, для каких категорий работников образования проведена,

место проведения



Дата

1

“Туган

тел-иҗади фикерләүче шәхес үсешен тәэмин итүче төп чара”



город

«Сохранение и развитие родных языков в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения», управление образования г.Казани, центр истории и теории национального образования института истории АН РТ, РОО Московского района, проведена в гимназии №2 имени Ш.Марджани.

Февраль,2010г.

2

Путь к здоровью

федеральный

«Развитие воспитательного потенциала современного дополнительного образования в рамках ФГОС», институт психолого-педагогических проблем детства Российской Академии образования, управление образования г. Казани, городской дворец детского творчества им.А.Алишаг.Казани.

Ноябрь,2012г.

Методические публикации



Тема (название),

вид публикации, количество страниц



Уровень

Где напечатана


Год издания

1

«Путь к здоровью», тезисы

федеральный

«Сборник материалов НПК по итогам Алишевских чтений»

2012 год

2

“Туган тел-иҗади фикерләүче шәхес үсешен тәэмин итүче төп чара”

город

Сборник материалов, тезисов НПК. «Сохранение и развитие родных языков в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения».

2010 год

Результаты участия в профессиональных конкурсах



Название конкурса

Уровень

Результат

Год участия

1

Конкурс «Лучший молодой учитель»

Район

1место

1995год

2

Конкурс «Лучший учитель года»

Район

1место

1997год

3

Конкурс «Лучший учитель года»

Город

1 место

1997год

4

Конкурс «Лучший учитель года» в номинации «Лучший учитель начальных классов»

Район

3место

2010год

5

Конкурс «Лучший учитель года» в номинации «Лучший Классный руководитель»

Район

лауреат

2010год

6

Конкурс исполнительского мастерства «Равняется талант».

Район

участник

2011год

Участие в грантах в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг.



Наименование гранта, кем учрежден

Уровень

Результат

Год участия

1

Грант в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг.

«Наш лучший учитель».



Республиканский

победитель

2012год





Вид, тема (название или описание) мероприятия


Уровень

Год

1

Конкурс инновационных программ, проектов и методических разработок. «Экология родного края»,3класс

муниципальный

2009год

Другое

Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. За последний период моей работы ученики приняли участие в таких конкурсах как: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ-эрудит», «Муравейник».



. Результаты учебно-воспитательной работы за последние 3-5 лет

Результаты республиканского тестирования учащихся 4 классов



Учебный год

Предмет

Класс

Численность участников республиканского тестирования, % от общей численности учащихся

Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей численности участников тестирования

Средний балл/ср% вып.работ

2011-2012г.

Русский язык



21

0

84

2011-2012г.

математика



22

0

70

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

Предмет

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения олимпиады

Документы

Татар теле

район

1 место

2011год

Грамота

Татар теле

район

2 место

2011год

Грамота

Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень

Результат (занятое место)

Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

НПК школьников г. Казани «Культурно-нравственные и исторические ценности народов РТ» посвященный Хади Атласи, 11.02.2012г.

Творческая работа. Сказка «Кара песи».

Город

участник

сертификат

Результаты участия обучающихся

Вид, название мероприятия

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения

Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Конкурс исследовательских работ «Театральная маска»,

«Я-исследователь»



Район

1 место

2009год

Грамота

Конкурс «Русский медвежонок-2010»

Международный

80 баллов,1 место

2010год

Сертификат

Конкурс по татарскому языку «Зирәк тиен»

Республиканский

112 баллов, 1место в школе, 41-62 место в районе и в регионе

2011год

Сертификат

Международный конкурс-игра «Кенгуру».

Международный

76 баллов в регионе 253 место

2011год

Сертификат

Конкурс чтецов, посвященный ко дню рождения Г.Тукая.

Городской

Победитель

2011год

Диплом

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012»

Всероссийский

Призер

2011-2012г

Диплом

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012»

Всероссийский

Призер

2011-2012г

Диплом

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012»

Всероссийский

Участник

2011-2012г

Сертификат

Осенний и весенний туры мультиолимпиады«Муравейник-2012»

Всероссийский

Участник

2011-2012г

Сертификат

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012»

Всероссийский

Участник

2011-2012г

Сертификат

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012».

Всероссийский

Участник

2011-2012г

Сертификат

Конкурс декоративно-прикладного творчества «Хыял», номинация- рисунок на тему «Бородинская битва»

Район

Призёр,

2 место


2012 год

Грамота

Конкурс чтецов «Шигъри сүз»

Район

Лауреат

2012год

Диплом

Конкурс чтецов, посвященный ко дню рождения Г.Тукая.

Всероссийский

Полуфиналист

2012год

Диплом

Осенний и весенний туры мультиолимпиады «Муравейник-2012»

Всероссийский

Победитель

2012год

Диплом

Конкурс «ЭМУ-Эрудит»

Всероссийский

Призер

2012 год

Протокол

Внеклассная работа

Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия)

Тема, название


Дата проведения мероприятия

Уровень

Театральный кружок

«Балкыш».




образовательное учреждение

Дети с большим удовольствием посещали наш театральный кружок «Балкыш». С известными произведениями русских и татарских писателей выступали, участвовали в различных конкурсах.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в виде валеологических, динамических пауз, физкультминуток для глаз позволяют, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Мой учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Веду внеклассную работу по предметам, провожу предметные олимпиады.

Взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Считаю, что у моих учащихся 5 класса сформировано умение работать в коллективе.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и собственное творчество- всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи. Курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по проблеме: «Требования ФГОС НОО к профессиональной компетентности учителей начальных классов» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института педагогики и психологии КФУ, 108часов, свидетельство № 77, 2011год; курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по проблеме: «Основа религиозных культур и светской этики» в ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан, 72 часа, удостоверение № 2398,2012 год.



Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.
скачать


Смотрите также:
«Языковое поле-как средство социализации личности»
371.76kb.
Деятельностный подход в обучении как средство социализации личности
289.29kb.
Развитие творческих способностей младших школьников как средство социализации личности
245.3kb.
Рефлексивные технологии воспитания как средство эффективной социализации личности школьника
68.96kb.
Формирование личности в процессе социализации. Отклоняющееся поведение личности
594.4kb.
Этнокультурное образование как средство социализации личности
307.98kb.
«организация внеурочной деятельности в школе как средство успешной социализации учащихся»
162.68kb.
Как фактор успешной социализации ребенка. Проблемы социализации личности в школе
77.11kb.
Варианты контрольных работ (13 вариантов) Вариант 1 «Языковое образование на современном этапе общественного развития»
398.5kb.
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и социализации
741.54kb.
Занятие № По теме «Проблемы социализации личности в социальной психологии. Межличностные отношения»
136.08kb.
Специфика и закономерности социализации личности с нарушенным зрением в подростковом возрасте
56.6kb.