Главная стр 1
скачать
h:\users\олег\desktop\комиссия край\тимакова\факультатив литератураантичного мира средних веков эпохи возрождения\image.jpg

Пояснительная записка.

Данная рабочая программ а для факультативного курса «Литература античного мира, средних веков и Возрождения» в 11 классе разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10-11 класс. Издательство просвещение 2007г. Под ред. И.О. Шайтанова.

Отсутствие отдельной программы по курсу зарубежной литературы для общеобразовательной школы дает возможность пополнить знания учащихся старших классов за счет часов, отведенных на факультативные занятия – 68 часов.

Кроме образовательной задач и в школе невозможно обойтись без курса зарубежной литературы, т.к. она неизбежно вводит в круг детского и подросткового чтения. Этот круг представлен книгами, как специально написанными для детей, так и теми, которые с течением времени превратились в школьную классику (сказки Ш.Перро, Андерсена, басни Лафонтена, романы Д.Дефо, Жд.Свифта,М. Твена) без контекста всемирной литературы многие произведения русских классиков просто не могут быть поняты.



Основная цель курса – воспитание духовно-нравственной личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к зарубежной литературе как ценностям МХК.

Задачи факультативного курса

– привить учащимся интерес к истории всемирной литературы;

- учить элементам культурно-сопоставительного подхода русской и зарубежной литературы;

- знакомить с хронологически последовательным изучением, выстроенным в соответствии с основными эпохами литературной эволюции курса зарубежной литературы в старших классах;

- следовать в изучении материала зарубежной литературы основной смысловой схеме: эпоха – автор – произведение;

- опираться на опыт прочтения отдельных произведений в более ранних классах;

- учит анализировать произведения зарубежной литературы, опираясь на историко-культурный акцент МХК.

Используемая литература:



  1. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык 10-11 кл. Москва. Просвещение. 2007г

  2. История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение. Под ред. Жирмунского. 1983г.

  3. К.М.Нартов «Зарубежная литература» Пособие для учителей по факультативному курсу. Москва. Просвещение. 1973г.

  4. Хрестоматия по зарубежной литературе. Москва. Просвещение. 1975г.


Тематическое планирование факультативного

курса «Литература античного мира, средних веков и эпохи

Возрождения». Зарубежная литература.

№\п

Название темы.

Колич. Часов

1.

Введение. Знакомство с программой факультативного курса зарубежной литературы.

1

2.

Античность.

10

3.

Средние века.

14

4.

Возрождение.

31

5.

Эпоха Просвещения.

11

6.

Заключительный урок.

1

Итого: 68

Поурочное планирование к факультативному курсу

«Литература античного мира, средних веков и эпохи

Возрождения…»

№\п

Название темы

Количчасов

Основные виды деятельности на уроке



Введение.

1







    1. Книжная и письменная культура.

1

Лекция

2.

Античность.

10







2.1. Возникновение античной литературы

1

Лекция




2.2. Жанр трагедии: от мифа к драме.

1

Беседа




2.3. Мифы Древней Греции.

1

Практикум




2.4. Эволюция римской культуры в свете исторической мысли. Жанр басни.

1

Лекция практикум




2.5. Знакомство с кругом основных историко-литературных и теоретических понятий античности.

1

Беседа тренинг




2.6. «Царь Эдип».

1

Лекция




2.7. Трагедия в системе античных жанров. «Поэтика» Аристотеля.

1

Лекция




2.8. Сюжет трагедии и его связь с мифом.

1

Практикум




2.9. Трагедия об Эдипе – одно из первых произведений мировой литературы о попытке понять собственную сущность.

1

Беседа




2.10. Трагедия об Эдипе – одно из первых произведений мировой литературы о попытке понять собственную сущность.

1

Практикум

3.

Средние века.

14







3.1. Понятие «Средние века». От мифа к эпосу: происхождение героических преданий, особенности эпической формы.

1

Лекция




3.2. Понятие – культурный герой, эпическая дистанция, герой и автор.

1

Беседа




3.3. «Песнь о Роланде». Формы раннего и позднего эпоса. Изменение типа эпического героя по пути из мифа в историю, из язычества в христианство.

1

Беседа




3.4. Время создания и сюжет французского эпоса: реальное событие и его осмысление в эпосе.

1

беседа




3.5. Герои эпоса: Карл и Роланд. Сравнить с эпической поэзией «Слово о полку Игореве».

1

Анализ произведения




3.6. Эволюция Средневековья. Три типа культуры, характерные для позднего Средневековья. Куртуазная поэзия.

1

Лекция




3.7. Данте: его жизнь и его время.

1

Лекция




3.8. Композиция и образность «Божественной комедии» Данте.

1

Лекция




3.9. Композиция и образность «Божественной комедии» Данте.

1

Беседа




3.10. Данте «Новая жизнь» Италия – родина поэзии «нового сладостного стиля». Интеллектуализм и метаморфизм новой поэзии.

1

Лекция




3.11. Сюжет книги «Новая жизнь» и ее место в биографии Данте.

1

Лекция беседа




3.12. Любовь и ее роль в рождении нового человека. Платонизм.

1

Беседа чтение




3.13. Сонеты Петрарки.

1

Чтение анализ




3.14. Гуманизм Петрарки. Стиль жизни и стиль мышления.

1

Лекция анализ

4.

Эпоха Возрождения.

31







4.1.Жанр раннего Возрождения. Формирование нового человека.

1

Лекция




4.2. Северное Возрождение. Его отличие от Возрождения в Италии. Гуманизм и Реформация.

1

лекция




4.3. Эволюция повествовательных жанров: от новеллы к роману.

1

Лекция




4.4. Дж.Бокаччо. Новелла – жанр раннего Возрождения. «Декамерон».

1

Чтение первой 1,9 новеллы 5 дня.




4.5. Бокаччо «Декамерон». Рассказывающий человек – герой повествования. Любовь в жизни человека.

1

Анализ новелл




4.6. Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Роман, пародия, утопия?

1

Лекция чтение




4.7. Возникновение ренессанского романа как пародия на эпос и рыцарский роман.


1

Беседа




4.8. Тема воспитания достойного человека. Роль образования и воспитания в романе.

1

Практикум беседа




4.9. Телемское аббатство и дорога, уводящая из Утопии.

1

Беседа




4.10.Рождение и развитие ренессанского романа: от Рабле к Сервантесу.

1

Лекция




4.11. «Народная книга о докторе Фаусте». Сюжет и композиция народной книги.

1

Беседа




4.12. Стремление Фауста к запретному знанию и власти. Фауст – образ гуманиста, увиденного глазами народного сознания.

1

Анализ текста




4.13. Стремление Фауста к запретному знанию и власти. Фауст – образ гуманиста, увиденного глазами народного сознания.

1

Анализ текста




4.14. У.Шекспир. Эпоха трагического гуманизма. Повторение. Шекспир «Гамлет».

1

Работа с текстом




4.15. Шекспир «Ричард Третий». Концепция национальной истории. Герой – макеавеллист и крушение эпического мира.

1

Чтение монолога анализ текста




4.16. Шекспир «Ричард Третий». Концепция национальной истории. Герой – макеавеллист и крушение эпического мира.

1

Чтение монолога анализ текста




4.17. Может ли достойный человек быть хорошим политиком? Ответ Шекспира на вопрос, поставленный Н.Макиавелли.

1

дискуссия




4.18. Может ли достойный человек быть хорошим политиком? Ответ Шекспира на вопрос, поставленный Н.Макиавелли.

1

дискуссия




4.19. Хроника и трагедия. Сравнительный анализ хроники «Ричард Третий» и трагедии «Макбет».

1

Сравнительный анализ




4.20. Хроника и трагедия. Сравнительный анализ хроники «Ричард Третий» и трагедии «Макбет».

1

Сравнительный анализ




4.21. Развитие трагического сюжета. Метафора бури в трагедии Шекспира «Король Лир».


1

Беседа




4.22. Судьба утопии. Последняя пьеса Шекспира «Буря».

1

Анализ текста




4.23. Двойное подражание. Страсть и разум. Барокко и классицизм. Происхождение понятий. Противоположность стилей.

1

беседа




4.24. Двойное подражание. Страсть и разум. Барокко и классицизм. Происхождение понятий. Противоположность стилей.

1

Доклады




4.25. Метафизическая поэзия в Англии. Дж. Донн «Прощание, запрещающее печаль» - особенность барочного остроумия. Сонет «С углов Земли, хотя она кругла…».

1

Лекция анализ




4.26. Закон трех единств, долг и честь. Рождение классической трагедии. П.Корнель «Сид»

1

Лекция




4.27. Корнель «Сид». Форма и сюжет. Нравственный конфликт классической трагедии. Отношения Сида и Химены.

1

Беседа анализ




4.28. Повторение: комедия Мольера. Мольер и Грибоедов.

1

Сравнительный анализ




4.29. «Поэтическое искусство» Буало: характеристика основных жанров. Нормативная поэтика.

1

Лекция




4.30. Н.Буало. Структура трактата. Представление о поэте. Требования к основным поэтическим жанрам: идиллии, элегии, эпиграмме, трагедии и др.

1

Лекция




4.31. Жанр басни. Лафонтен и русские баснописцы.

1

Лекция анализ

5.

Эпоха Просвещения.

11







5.1. Разум, веротерпимость, памфлет эпохи Просвещения. Документальные жанры.

1

лекция




5.2. Рождение просветительского романа. Повторение: Д.Дефо «Робинзон Крузо».

1

Беседа




5.3. Просветительские идеи в зеркале сатиры. Гротеск, мистификация. Свифт «Путешествие Гулливера» - повторение.

1

Беседа




5.4. Жанр философской повести. Вольтер «Кандид, или оптимизм».

1

Лекция




5.5. Сентиментализм. Г.Грей «Элегия, написанная на сельском кладбище» идеал чувственности человека.

1

Чтение анализ




5.6. Руссо и руссоизм. Детскость. Культ природы.

1

Чтение анализ стихов




5.7. «Буря и натиск» в Германии. Гете «Страдания юного Вертера» лирика.

1

беседа




5.8. «Буря и натиск» в Германии. Гете «Страдания юного Вертера» лирика.

1

Анализ




5.9. Мещанская трагедия Гете «Фауст» (первая часть).

1

Беседа анализ




5.10. Мещанская трагедия Гете «Фауст» (первая часть).

1

Беседа анализ




5.11. Гете и Пушкин – компаративный сюжет.

1

Сравнительный анализ

6.

Заключительный урок. Итоговый.

1

Урок обобщение.

скачать


Смотрите также:
Я программ а для факультативного курса «Литература античного мира, средних веков и Возрождения» в 11 классе разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Русский язык. 10-11 класс
86.52kb.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
Литература Средних веков с VIII в до н э. IV в. Н. Э
88.05kb.
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс»
334.21kb.
Князевой Людмилы Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 7 класс Базовый уровень 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
604.81kb.
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе
886.46kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы
308.82kb.
Рабочая программа «Литература» 5 класс I. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений
180.59kb.
Рабочая программа по литературе в 8 9 кл. Учитель: Еремеева Любовь Николаевна
744.95kb.
Программа общеобразовательных учреждений, русский язык 5-9 кл., М. Т. Баранов. Дополнительная литература
32.42kb.
Программа по русскому языку для 8 класса Программа разработана учителем Бирюковой Г. И., 1КК. разработана на основе программы «Русский язык 5-9 классы»
3770.03kb.
Программа курса «История Средних веков»
229.93kb.