Учитель: Ларина Т.В.
№
урока
|
Тип урока
|
Тема урока
|
Основное содержание урока
|
1
|
Беседа.
|
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
|
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
|
2
|
Рассказ
Учителя. Беседа.
|
УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа.
|
Рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Предание как жанр фольклора.
|
3
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
Былины. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда.
|
Микула как носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
|
4
|
Урок внекл. чт.
|
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Новгородский цикл былин. «Садко» Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
|
Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.
Своеобразие былины. Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.
|
5
|
Рассказ учителя.
|
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
|
Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Развитие представлений о гиперболе. Мифологический эпос, руны (начальные представления).
|
6
|
Рассказ
учителя.
Беседа.
|
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
|
Сборники пословиц. Собиратели пословиц Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
|
7
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
Нравственные заветы Древней Руси.
|
Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
|
8
|
Урок развития речи.
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности.
|
Историческая основа повести, идейное и художественное своеобразие. Высокий моральный облик главной героини. Обучение устному рассказу
|
9
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.
|
Патриотизм ученого и поэта. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды.
Обучение выразительному чтению.
|
10
|
Рассказ
Учителя.
|
Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни, о судьбе.
|
Биографические сведения о поэте. Новаторства в стихотворческой деятельности. Утверждение необходимости свободы творчества.
|
11
|
Рассказ учителя.
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.
«Полтава» (отрывок «Полтавский бой»).
|
Краткий рассказ о писателе.
Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Обучение выразительному чтению.
|
12
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
А.С.Пушкин. Выражение чувства любви к Родине.«Медный всадник».
|
Прославление деяний Петра I.Образ автора в отрывке из поэмы. Обучение выразительному чтению.
|
13
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.
|
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады . Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
|
14
|
Урок развития речи.
|
А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.
|
Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».
|
15
|
Беседа.
Практикум.
|
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
|
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».
|
16
|
Рассказ учителя.
|
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
|
Трагическое и гуманистическое в повести. Развитие представления о повести.
|
17
|
Рассказ учителя.
|
М. Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
|
Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
|
18
|
Рассказ учителя.
Практикум.
|
М. Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича…».Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
|
Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
|
19
|
Урок-практикум.
|
М. Ю. Лермонтов.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
|
Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. Обучению анализу стихотворения.
|
20
|
Урок контроля
|
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
|
Ответы на контрольные вопросы.
|
21
|
Рассказ учителя.
|
Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа повести.
|
Развитие представления о повести.
|
22
|
Рассказ учителя.
|
Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев
|
Героизм и самоотверженность в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
|
23
|
Урок развития речи.
|
Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
|
Патриотический пафос повести. Обучение приёмам сравнительной характеристики героев.
|
24
|
Рассказ учителя.
|
Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Особенности изображения людей и природы в повести.
|
Развитие понятия о литературном герое. Обучение устному рассказу.
|
25
|
Урок развития речи.
|
Аудиторное сочинению по повести «Тарас Бульба».
|
Сочинение-рассуждение по избранной теме.
|
26
|
Рассказ учителя.
|
И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» , их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. бесправным и обездоленным.
|
Мастерство автора в изображении картин природы и внутреннего состояния человека пейзажа. Художественные особенности рассказа. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.
|
27
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
И. С. Тургенев.Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача».
|
Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
Нравственность и человеческие взаимоотношения. Особенности жанра.
|
28
|
Рассказ учителя.
|
Н. А. Некрасов.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин.
|
Историческая основа поэмы. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Обучение выразительному чтению. Развитие понятия о поэме.
|
29
|
Урок внеклассного чтения.
|
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.
|
Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.
|
30
|
Урок внеклассного чтения.
|
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Конфликт «рыцарства» и самовластья.
|
Правда и вымысел. Особенности стилистической интерпретации исторического предания.
|
31-32
|
Рассказ учителя.
|
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
|
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
|
33
|
Урок развития речи.
|
М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
|
Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.
|
34
|
Рассказ учителя.
|
Л.Н.Толстой. «Детство».
Автобиографический характер повести. Взаимоотношения детей и взрослых.
|
Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman”.
Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятий об автобиографическом художественном произведении и герое-повествователе.
|
35
|
Беседа.
|
Л.Н.Толстой. «Детство».
Главный герой повести: поступки, чувства и духовный мир.
|
Детство как открытие мира, как самосознание ребенка.Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
|
36
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
|
Воспитание детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Авторское решение проблемы.
|
37
|
Урок развития речи.
|
И. А. Бунин. «Лапти».
Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта.
|
Душевное богатство простого крестьянина. Философское размышление о связи Человека и Природы, жизни и смерти.
|
38
|
Рассказ учителя.
|
А.П.Чехов. «Хамелеон».
Живая картина нравов.
|
Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
|
39
|
Беседа.
|
А.П.Чехов. «Злоумышленник»
Два лица России в рассказе.
|
Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное.
|
40
|
Урок внеклассного чтения.
|
А.П.Чехов. Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня» и др.
|
Социальная направленность рассказов. Развитие представлений о сатире и юморе как формах комического.
|
41
|
Практикум
|
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
|
Чтение и анализ стихотворений В. Жуковского «Приход весны»; И. Бунина «Родина»; А. Фета «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчева «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
|
42
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.
|
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Понятие о теме и идее произведения.
|
43
|
Беседа.
|
М. Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа.
|
Изображение быта и характеров. Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.
|
44
|
Урок развития речи.
|
Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя.
|
Устное словесное рисование. Эпизод по выбору.
|
45
|
Урок внеклассного чтения
|
М. Горький. Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
|
Романтический характер легенды. Развитие понятия о легенде.
|
46
|
Рассказ учителя
|
В.В.Маяковский.
«Необычайное приключение..». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
|
Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие стихотворного ритма Маяковского. Обучение выразительному чтению.
|
47
|
Урок внеклассного чтения.
|
В.В.Маяковский.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
|
Безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Понятие о лирическом герое. Обогащение знаний о ритме и рифме.
|
48
|
Рассказ учителя.
|
Л. Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
|
Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев – критерии нравственности человека.
|
49
|
Рассказ учителя.
|
А. П. Платонов. «Юшка». Юшка — незаметный герой с большим сердцем.
|
Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
|
50
|
Урок внеклассного чтения.
|
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности человека.
|
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова
|
51
|
Урок развития речи.
|
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
|
Этическая беседа по произведениям русских писателей 20 века.
|
52
|
Рассказ учителя.
|
Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике поэта.
|
Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
|
53
|
Урок контроля.
|
Контрольная работа.
|
Письменный анализ эпизода или стихотворения.
|
54
|
Урок внеклассного чтения.
|
На дорогах войны
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны.
|
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
|
55
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
|
Краткий рассказ о писателе. Понятие о литературной традиции.
|
56
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
Е. И. Носов. «Кукла»., «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
|
Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
|
57
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
Ю. П. Казаков. «Тихое утро».
Герои рассказа и их поступки.
|
Краткий рассказ о писателе. Взаимовыручка детей. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка
|
58
|
Урок внеклассного чтения.
|
Стихотворения русских поэтов 20 в. о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.
|
В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
|
59
|
Рассказ учителя.
|
А. Т. Твардовский. Философские размышления в лирике поэта.
|
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа. Лирический герой (развитие понятия).
|
60
|
Урок внеклассного чтения.
|
Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы.
|
Публицистика, мемуары как жанр литературы.
|
61
|
Рассказ учителя.
Беседа.
|
М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
Слово о писателе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона». (М.Горький).
|
62
|
Урок внеклассного чтения.
|
Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.
|
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Светлая грусть переживаний.
|
63
|
Рассказ учителя.
|
Из литературы народов России. Расул Гамзатов.
Лирические размышления об истоках и основах жизни.
|
Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
|
64
|
Рассказ учителя.
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Представления народа о справедливости и честности.
|
«Честная бедность» и др.стихотворения. Народнопоэтический характер произведений. Особенности творчества.
|
65
|
Рассказ учителя.
Практикум
|
Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за Родину.
|
Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.
|
66
|
Рассказ учителя.
|
Японские хокку (хайку). Особенности жанра хокку
|
Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
|
67
|
Беседа.
|
О. Генри. «Дары волхвов».
Нравственные проблемы произведения.
|
Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
|
68
|
Беседа.
|
Выявление уровня литературного развития обучающихся.
|
Итоги года, список произведений для летнего чтения.
|