Главная стр 1
скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе

7 класс А

Учитель: Ларина Т.В.

урока


Тип урока

Тема урока

Основное содержание урока

1

Беседа.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

2

Рассказ

Учителя. Беседа.



УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа.

Рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Предание как жанр фольклора.



3

Рассказ учителя.

Беседа.


Былины. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда.

Микула как носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).


4

Урок внекл. чт.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Новгородский цикл былин. «Садко» Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.



Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Своеобразие былины. Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин.



5

Рассказ учителя.

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Развитие представлений о гиперболе. Мифологический эпос, руны (начальные представления).


6

Рассказ

учителя.


Беседа.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.


Сборники пословиц. Собиратели пословиц Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).


7

Рассказ учителя.

Беседа.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

Нравственные заветы Древней Руси.



Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

8

Урок развития речи.


«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви и верности.


Историческая основа повести, идейное и художественное своеобразие. Высокий моральный облик главной героини. Обучение устному рассказу

9

Рассказ учителя.

Беседа.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Патриотизм ученого и поэта. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды.

Обучение выразительному чтению.




10

Рассказ

Учителя.


Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни, о судьбе.


Биографические сведения о поэте. Новаторства в стихотворческой деятельности. Утверждение необходимости свободы творчества.

11

Рассказ учителя.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.

«Полтава» (отрывок «Полтавский бой»).

Краткий рассказ о писателе.

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Обучение выразительному чтению.



12

Рассказ учителя.

Беседа.


А.С.Пушкин. Выражение чувства любви к Родине.«Медный всадник».


Прославление деяний Петра I.Образ автора в отрывке из поэмы. Обучение выразительному чтению.

13

Рассказ учителя.

Беседа.


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады . Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.


14

Урок развития речи.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.


Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».



15

Беседа.

Практикум.



А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.


Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

16

Рассказ учителя.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

Трагическое и гуманистическое в повести. Развитие представления о повести.

17

Рассказ учителя.

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

18

Рассказ учителя.

Практикум.



М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича…».Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

19

Урок-практикум.

М. Ю. Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».


Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. Обучению анализу стихотворения.

20

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Ответы на контрольные вопросы.

21

Рассказ учителя.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести.



Развитие представления о повести.

22

Рассказ учителя.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев



Героизм и самоотверженность в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

23

Урок развития речи.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.



Патриотический пафос повести. Обучение приёмам сравнительной характеристики героев.

24

Рассказ учителя.

Н. В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Особенности изображения людей и природы в повести.



Развитие понятия о литературном герое. Обучение устному рассказу.

25

Урок развития речи.

Аудиторное сочинению по повести «Тарас Бульба».

Сочинение-рассуждение по избранной теме.

26

Рассказ учителя.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» , их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. бесправным и обездоленным.

Мастерство автора в изображении картин природы и внутреннего состояния человека пейзажа. Художественные особенности рассказа. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

27

Рассказ учителя.

Беседа.


И. С. Тургенев.Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача».


Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Особенности жанра.



28

Рассказ учителя.


Н. А. Некрасов.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин.

Историческая основа поэмы. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Обучение выразительному чтению. Развитие понятия о поэме.



29

Урок внеклассного чтения.

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.


Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Своеобразие некрасовской музы. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.

30

Урок внеклассного чтения.

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Конфликт «рыцарства» и самовластья.


Правда и вымысел. Особенности стилистической интерпретации исторического предания.

31-32

Рассказ учителя.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.


Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

33

Урок развития речи.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.

34

Рассказ учителя.

Л.Н.Толстой. «Детство».

Автобиографический характер повести. Взаимоотношения детей и взрослых.



Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman”.

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятий об автобиографическом художественном произведении и герое-повествователе.



35

Беседа.

Л.Н.Толстой. «Детство».

Главный герой повести: поступки, чувства и духовный мир.



Детство как открытие мира, как самосознание ребенка.Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.


36

Рассказ учителя. Беседа.

И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Воспитание детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Авторское решение проблемы.

37

Урок развития речи.

И. А. Бунин. «Лапти».

Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта.



Душевное богатство простого крестьянина. Философское размышление о связи Человека и Природы, жизни и смерти.

38

Рассказ учителя.

А.П.Чехов. «Хамелеон».

Живая картина нравов.



Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

39

Беседа.

А.П.Чехов. «Злоумышленник»

Два лица России в рассказе.



Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное.

40

Урок внеклассного чтения.

А.П.Чехов. Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня» и др.

Социальная направленность рассказов. Развитие представлений о сатире и юморе как формах комического.


41

Практикум

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


Чтение и анализ стихотворений В. Жуковского «Приход весны»; И. Бунина «Родина»; А. Фета «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчева «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».

42

Рассказ учителя.

Беседа.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Понятие о теме и идее произведения.

43

Беседа.

М. Горький. «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа.

Изображение быта и характеров. Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.

44

Урок развития речи.

Обучение анализу эпизода из повести. Портрет как средство характеристики героя.

Устное словесное рисование. Эпизод по выбору.

45

Урок внеклассного чтения

М. Горький. Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Романтический характер легенды. Развитие понятия о легенде.

46

Рассказ учителя

В.В.Маяковский.

«Необычайное приключение..». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.


Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие стихотворного ритма Маяковского. Обучение выразительному чтению.

47

Урок внеклассного чтения.

В.В.Маяковский.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.


Безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Понятие о лирическом герое. Обогащение знаний о ритме и рифме.



48

Рассказ учителя.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.


Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев – критерии нравственности человека.

49

Рассказ учителя.

А. П. Платонов. «Юшка». Юшка — незаметный герой с большим сердцем.


Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

50

Урок внеклассного чтения.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности человека.

Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова

51

Урок развития речи.

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Этическая беседа по произведениям русских писателей 20 века.

52

Рассказ учителя.

Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике поэта.


Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

53

Урок контроля.

Контрольная работа.

Письменный анализ эпизода или стихотворения.

54

Урок внеклассного чтения.

На дорогах войны

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны.



Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.


55

Рассказ учителя.

Беседа.


Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Краткий рассказ о писателе. Понятие о литературной традиции.



56

Рассказ учителя.

Беседа.


Е. И. Носов. «Кукла»., «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.


Краткий рассказ о писателе. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

57

Рассказ учителя.

Беседа.


Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

Герои рассказа и их поступки.



Краткий рассказ о писателе. Взаимовыручка детей. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка

58

Урок внеклассного чтения.

Стихотворения русских поэтов 20 в. о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.


В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

59

Рассказ учителя.

А. Т. Твардовский. Философские размышления в лирике поэта.


«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа. Лирический герой (развитие понятия).

60

Урок внеклассного чтения.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы.




Публицистика, мемуары как жанр литературы.

61

Рассказ учителя.

Беседа.


М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.


Слово о писателе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона». (М.Горький).

62

Урок внеклассного чтения.

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.


С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Светлая грусть переживаний.

63

Рассказ учителя.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов.

Лирические размышления об истоках и основах жизни.



Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

64

Рассказ учителя.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Представления народа о справедливости и честности.


«Честная бедность» и др.стихотворения. Народнопоэтический характер произведений. Особенности творчества.

65

Рассказ учителя.

Практикум



Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за Родину.


Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

66

Рассказ учителя.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра хокку



Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

67

Беседа.

О. Генри. «Дары волхвов».

Нравственные проблемы произведения.



Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

68

Беседа.

Выявление уровня литературного развития обучающихся.

Итоги года, список произведений для летнего чтения.

скачать


Смотрите также:
№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа
151.27kb.
№ урока Тип урока Тема урока Основное содержание урока 1 Беседа
153.9kb.
№ урока тип урока тема урока основное содержание 1 Беседа
114.01kb.
№ урока тип урока тема урока. Основное содержание 1 Беседа
114.02kb.
Дата № урока Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание Беседа. Тестирование
160.36kb.
№ урока п/п № урока в разделе Тема урока Цель урока Тип урока Вид или форма учебной деятельности Формирование ууд
63.77kb.
68 уроков -2 часа в неделю Неделя № урока Тема урока Основное содержание урока Домашнее задание I четверть
151.8kb.
Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока
70.17kb.
Тип урока Тема урока. Основное содержание. 1 Урок усвоения новых знаний
88.86kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
№3 урока Тип урока Разделы программы. Тема урока Теория литературы Задачи урока / Умения. Информационная поддержка урока. Проекты
360.01kb.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.